Примечание: обозревалась английская версия 1.01

В периоде с 1993 по 1999 годы были выпущены четыре неплохие игры по мотивам Warhammer 40000. Это Space Hulk, Final Liberation, Chaos Gate и Rites of War. SH рассказывает о зачистке звёздного скитальца от генокрадов терминаторами космодесанта; FL позволяет нам управлять огромными силами имперской гвардии, а CG посвящена последствиям Ереси Хоруса. Тем уникальнее смотрится RoW. Она посвящена не воинам-защитникам человечества, а его формальным врагам - эльдарам. Они либо дружат на короткое время, либо воюют друг с другом. Чаще бывает последнее, и в принципе это понятно.


Эльдары – это космические эльфы, сильно выделяющиеся структурой своих армий и историей. В 41-м тысячелетии они – вымирающий народ, который старается избегать опасностей и драться только при особых случаях, вроде возвращения артефактов своего прошлого. Но получается это не всегда. Например, встреча мира-корабля Иянден с тиранидами. О деталях сражения можно узнать в настольной игре «Doom of the Eldar» или в игровых кодексах, равно как и об итогах битвы: тираниды уничтожены, но и население корабля было почти уничтожено. Жители Ияндена пригорюнились, но продолжили жить и сражаться. Об одном из сражений - за планету Давинус - и рассказывает игра Rites of War.

Эльфы на танках

Многие игроки, которые играли в Panzer General 2, уже по скриншотам RoW заметят небывалое сходство. Всё дело в том, что игра разработана на движке PG 2. Причём она является пошаговой стратегией, так что игровой процесс похож на «Танкового Генерала». Однако сходство на этом и заканчивается. Игры похожи внешне, но отличаются внутри.


Различия возникают в обучающей миссии. Обучение правилам игры построено по всем правилам компьютерных варгеймов и бюджетных стратегий а-ля Dominions или Space Empires. Для лучшего освоения нужно иметь в руках руководство к игре. Но если вы играли в PG 2, то можете сразу начинать кампанию, а обучение послужит разминкой. Ибо вы заметите, что мир Warhammer 40000 живёт по несколько иным правилам, чем мир Panzer General.

Здесь войска не имеют разных показателей атак против целей Hard и Soft, как это было в Panzer General. Точнее, деление на технику и органику осталось, но их разделяет только способность "бронебойность" у некоторых войск. Просто атаки в RoW делятся на два типа: атака врукопашную и дистанционная атака. Ведь здесь бои построены таким весёлым образом, что сначала войска стреляют, а потом друг друга рубят пиломечами, силовыми клинками и прочими когтями. Плюс здесь очень чётко разделены потери на раненых и убитых - никаких подавленных. Хотя отряд можно напугать и разбить.


Схема ведения сражения тут достаточно важна, ибо в игре много типов войск: есть штурмовые отряды, есть техника, артиллерия, воздушные войска (у кого «джетпак» - тот в ВВС записывается). Пехота и вовсе разделена на несколько видов: тактическая, вышеупомянутые штурмовые, псайкеры, разведчики и девастаторы. Последние являются противотанковой пехотой и огневой поддержкой.

В теории все эти войска дополняют друг друга. На практике же так и есть, но чаще хватает девастаторов с «тактичкой». А всё из-за такого явления в игре, как «Support Fire», или «заградительный огонь».


В чём суть этого огня? Тактические войска могут нападать только на врагов, находящихся на соседних клетках. Девастаторы могут стрелять через одну клетку, то есть им не надо подходить к врагу слишком близко и получать от него сдачи. Однако их отличает не только повышенная дальность. Дело в том, что если вражеское войско (например, гвардейцы) подойдёт к ЛЮБОМУ отряду (допустим, к дозорным) и окажется в зоне стрельбы девастатора, то бой будет происходить так: сначала стреляют гвардейцы, потом дозорные стреляют в гвардейцев, затем по ним стреляет девастатор. В итоге дозорные получают урон, но храбрая гвардия получит вдвое больший ущерб, потому что попала под заградогонь, - и плюс ответ от дозорных.

Благодаря заградительному огню кажется, что роль девастаторов в игре сильно завышена. А уж с местными сроками выполнения задания они становятся частью беспроигрышной тактики. Однако правило заградогня работает только раз. То есть если один вражеский отряд попал под залп двух девастаторов, то потом можно безнаказанно нападать на войска в зонах их стрельбы.

То же самое есть и в Panzer General, только в Rites of War заградогонь ведут исключительно девастаторы. Артиллерия в RoW лишилась этой возможности, но зато обладает самой большой дальностью. В суровом будущем 41-го тысячелетия она бьёт через две клетки. И может получить сдачи от другой артиллерии, если вздумает по ней стрелять. Или от ближайших девастаторов.

Разнообразие фишек

Это несущественное отличие RoW от PG. Вернее, даже не отличие. Но чего в Panzer General и вправду не было, так это местной системы менеджмента войск. Дело в том, что сбор армии тут выполнен в духе первоисточника. Почему в духе? У игрока есть армия и определённое количество очков, в игре называемое «славой». И он через неё набирает в армию войска. Каждый юнит, взятый в армию, имеет свою стоимость в этих очках. Стоимость войск различается - с исключениями. Например, дозорные, гвардейцы и хормаганты стоят 0 единиц славы, а вот воины аспекта, артиллерия, псайкеры и прочие войска имеют свою цену. Набор войск в армию невозможен, если недостаточно очков или места в армии. Стоимость войск увеличивается, если вы их улучшаете в ходе кампании. А вот как - это написано ниже.


В игре всего три фракции: Империум, тираниды и эльдары. Да, именно Империум. Разработчики решили не разбираться в структуре войск человечества. В одну фракцию пихнули и Имперскую Гвардию, и Космодесант, и Сестёр Битвы. И эти субфракции работают по-своему. Гвардейцы сами по себе слабы, разведчиков не имеют, но их танки «Леман Расс» способны поравняться с грави-танками эльдаров и даже с Карнифексами. У космодесанта сильная пехота, бронированная артиллерия и мощные библиарии - и только: из танков есть исключительно «Лэнд Рейдер», а разведчики не умеют маскироваться. А Сёстры Битвы выделяются только огнемётным танком «Поджигатель» и тем, что они не отступают и их невозможно напугать.


У тиранидов есть два типа войск: исконные тираниды и гибриды. Гибриды используют имперское вооружение и технику. У них и «Леман Рассы», и «Лэнд Рейдеры». Но как пехота они не сильны. Другое дело – сами тираниды. Их генокрады и хормаганты готовы с наскока уничтожить разрозненные силы противника. Ведь главное преимущество этих тварей кроется в количестве и в возможности с каждой атакой по одной цели за один ход наносить всё больше и больше урона. Но у них нет танков, и против шквального огня с расстояния они могут рассчитывать либо на толстую броню Карнифесков, либо на технику гибридов. Или на то, что им удастся задавить ордой из тварей, напичканных биоморфами - местными улучшениями.

Эльдары – отдельная тема, ведь RoW целиком посвящена им. По числу разновидностей войск они могут сравниться с имперскими войсками. В игре есть и дозорные (эльдарское ополчение), и воины разных аспектов, и грави-танки, и роботы, и различные провидцы. Даже загадочные арлекины - и то в игре присутствуют. Однако есть одно «но»: это система обучения войск.


Все войска с каждым боем, в котором они участвовали, получают опыт. Опыт этот не убудет с заменой убитого состава. И вот тут работает та самая система обучения, свойственная только эльдарам. За каждую сотню опыта подразделение получает уровень, который на единичку увеличивает те или иные характеристики. Другие фракции этим и ограничиваются, но эльдары тренируются по-особому. Они могут улучшать свои войска, если те достигли 4-го и 8-го уровней! Самым многофункциональным войском являются дозорные. Они ничего не стоят, слабы сами по себе и нуждаются в отрядах прикрытия. Но быстро учатся, и если они переживут битвы с имперцами или тиранидами, то по достижении четвёртого уровня смогут встать на путь воина аспекта. А какой это аспект - зависит от нужд армии. Каждый аспект подразумевает под собой ту или иную специальность. Тёмные жнецы и Огненные драконы защищают авангард и уничтожают технику врага с дистанции. Жалящие скорпионы и Воющие баньши прорубают себе путь пиломечами и силовыми клинками. А Зловещие мстители прекрасно показывают себя и в рукопашном бою, и в стрельбе. А уж в аспектах только два пути: к смерти или к титулу Экзарха, у которого на десятом уровне может быть по два особых умения. Они варьируются от «+4 к защите» до способности атаковать после убийства врага. Причём это всё свойственно только Экзархам.

Каждый Экзарх (а также псайкер и монстр) – это отдельный персонаж. Своеобразный герой с 10 очками здоровья. Каждый отряд имеет 15 бойцов, и они могут умереть в бою. С каждым трупом отряд ослабевает, экзархи же не теряют сил.


Есть альтернативные пути, вроде пути псайкеров (от колдуна до провидцев, или видящих) и разведчиков. Здесь разведчиками выступают арлекины, и в конце они могут быть либо невидимыми девастаторами из Шутов смерти, либо скрытными убийцами из Великих Арлекинов.


Благо в кампании нет понятия «вспомогательных войск». Есть только ваша армия, и любые подразделения, которые вы спасёте в миссии или которые были расставлены на карту заранее, к вашей армии присоединятся. Если места в армии не хватает, то они отправятся в казармы, где будут ждать своего часа. То есть вы можете отправить в казармы опытных экзархов 10-го уровня и тренировать свои войска в боевых операциях. Однако безопасность обучения зависит от правильного применения войск. И наградой за это применение будет возможность собрать армию из экзархов и воинов максимального уровня опыта.

Слово первоисточника

Игра была выпущена в 1999 году, во времена перехода первоисточника из второй редакции в третью. Однако и сейчас создаётся ощущение того, что разработчики были знакомы с миром игры не на шутку. И не только с миром, но и с самим варгеймом, - ведь некоторые способности в RoW являются адаптациями спецправил из настольной игры.


Сюжет кампании прост: Эльдары высаживаются на планету Давинус, чтобы вернуть себе все артефакты, которые остались там, и вступают в конфликт с имперцами. Однако со временем они замечают, что что-то с планетой не так, и встречают тиранидов. И начинается война за планету. Из-за любви разработчиков к деталям складывается впечатление, что ребята из Dreamforge Intertainment сильно фанатели по вселенной сорокатысячника. Например, игрок играет эльдарами из мира Иянден, и ему об этом даже напоминают, когда его войска освобождают один имперский город. Космодесантники носят красные доспехи с эмблемой Кровавых Ангелов. На танках Сестёр битвы изображён знак Ордена Пресвятой Девы-мученицы. Причём Адепта Сороритас (официальное название сестёр) первой присоединяется к Эльдарам, чтобы победить тиранидов. А под конец игроку вручают Аватар и требуют, чтобы тот не умер. Ведь только он может уничтожить главного Тирана улья!

Говоря о кампании, ещё следует напомнить о том, что RoW несколько опередила PG в плане новых условий победы. Пока в Panzer General было только одно условие победы - это «захват всех точек за определённое время», - в RoW добавили следующие условия: убийство конкретного юнита, уничтожение всех войск противника, сопровождение юнита до конкретной точки («Зератул должен выжить и добраться до нексуса») и несколько вариаций "захвата точек". Плюс в редких миссиях торопят игрока. Обычно он может победить за 40 ходов, но иногда игроку ставят чёткий приказ - например, убить вражеского терминатора за 18 ходов!

Напоследок - кампания полностью линейна. Если проиграли, то начинайте сначала или с последнего сохранения. Это утомляет не меньше, чем её протяжённость, однако к этому можно привыкнуть. Также стоит заметить, что за эльдаров изначально можно поиграть только в кампании. А в сценариях вы будете играть либо имперцами, либо тиранидами. Но можно наверстать упущенное, благо в игре есть редактор сценариев. Правда, карты вы можете использовать только из кампании.

Из-за карт может сложиться впечатление, что игра происходит на одной местности. Так будет только в начале. В какой-то момент бои будут разворачиваться не только в лесах, но и в горах, в городах, на болотах, на берегах морей, внутри кратеров и даже на склонах вулкана. В последних миссиях ландшафт становится труднопроходимым - легче его перелететь, чем пройти или проехать.


В целом

Отдельно хотелось бы упомянуть звуковое сопровождение. Голос провидца (который похож на перекрашенного Эльдрада Ультрана), который знакомит игрока с деталями миссии, звучит очень здорово. А музыка не надоедает и добавляет некоторую эпичность в происходящие бои. Хотя забавно, что музыкальные треки находятся в папке с игрой в формате «MP3» и называются «CONAN». Так же забавно, как и то, что в игре всего четыре ролика: вступительный, два завершающих и картинка с текстом, появляющаяся после завершения 10 миссии.


Несмотря на то, что Rites of War сделана на движке Panzer General, игра всё равно получилась достойной. Атмосферной, интересной, крепкой. Конечно, сюжет в ней может показаться аллюзией на Starcraft, но благодаря ей игрок может полностью прочувствовать разницу между SC и WH40K.

RoW может с полным правом встать в один ряд с Final Liberation и Chaos Gate. И даже движок этому не помеха. Chaos Gate тоже была сделана на движке другой игры - Soldiers at War (1998, Windows)!


P.S. Хотелось бы напомнить о том, что идея «Warhammer с геймплеем Panzer General» жива до сих пор. Относительно недавно, в 2014 году, на компьютеры и на смартфоны вышла «Warhammer 40000: Armageddon» от создателей духовного наследника PG, Panzer Corps. Она больше близка к PG, чем RoW. Видимо, сказывается то, что игрок выступает там за имперскую гвардию и космодесантников, а не за Эльдаров или за Тау. Однако в неё стоит поиграть хотя бы из-за сюжета кампании, благо взят отнюдь не с потолка.

Автор: Terronezov
Дата: 07.03.2016

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей