1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Возможно, при старте игры она отправляет роланду sysex-ы с настройками, которые в скачанных тобою MIDI-файлах отсутствуют. Попробуй записать MIDI-поток из Dosbox, если при запуске игры идут MIDI-комманды (а музыка никакая еще не играет), то похоже, что я прав.
     
    Последнее редактирование: 21 дек 2013
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да, нашел на queststudios.com правильные midi, уже содержащие sysex внутри, стало все играться правильно из любых плееров. (был на сайте много раз, но не запоминал урл)
    Кстати, там же лежит достаточно легкий плеер playmid и полезная утилитка сбрасывающая mt32/lapc на дефолт, что бы не перезагружаться.

    ---------- Сообщение добавлено в 19:33 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:57 ----------

    ЗЫ Кто-нибудь видел под дос midi плееры, играющие большие файлы? все, что больше 600 кб у меня ни чем не играется, ни гусевым, ни сб, ни gsplay, ни консольным.

    ---------- Сообщение добавлено в 19:46 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 19:33 ----------

    ЗЗЫ нашел midiplay (mp050.zip), но он какой-то задумчивый, ищу еще варианты.
     
    polo7 нравится это.
  5. polo7

    polo7

    Регистрация:
    28 апр 2013
    Сообщения:
    3
    easy_john, спасибо за queststudios.com, сайт потрясный!
     
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Из той же серии сегодня накопал http://s-island.mixnmojo.com/ , там осты Loom, Monkey Island и т.п.
    Треки половина midi, другая часть ogg. Миди корректные, на lapc звучат ок.
     
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Не совсем про дос звуковухи, но в тему.
    При наличии нескольких звуковух в одном корпусе рано или поздно встает вопрос коммутации их выходов при повседневном использовании.

    С самого начала я подключал все звуковухи последовательно, выход одной во вход другой. С одной стороны оно работает, с другой - есть минусы. Если одна из звуковух сильно шумит, я вынужден слушать этот шум, через какую бы не выводил звук в данный момент. Плюс некоторые игры и утилиты сбивают настройки микшера, например родной плеер миди от GUS при запуске отключает линеный вход карты.

    Вторым решением было собрать небольшую коробочку с 3-4 переключателями, что бы на усилитель шли только те сигналы, которые мне нужны. Это работает лучше, чем предыдущий вариант. Но во первых, мне не очень нравилась самосборность решения и тот не очень подходящий корпус, в который я запихал. Во вторых уровень сигнала у разных карт отличается, и если я в игре выбрал для музыки roland, а для эффектов sb, то получалось, что где-то музыка громче, а где-то эффекты. И не во всех играх есть возможность выборочно настроить громкость.

    Так что в какой-то момент я созрел заменить свою переключалку на полноценный микшер. Вопрос был только в том, что хотелось получить максимально компактный вариант. Ну, и недорого.

    Купил вот такой пассивный микшер (пассивный - это значит без блока питания) Art Splitmix4.
    Недорого не получилось, но результатом я доволен. Крутилки потенциометров приятные.
    b50978196d336c238cd17afc0a8e9c24.jpg img

    Подключен, рядом с корпусом.
    677b838ac8408f47f8adef85d2185d0f.jpg img

    Пришлось, правда, купить джеков и сделать четыре провода с 6.3 на 3.5.
     
    Bato-San, Vardok и Geryon нравится это.
  8. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Черти с вогонсов начали обсуждать перепаивание SoundBlaster 16 с целью вместо DAC получить S/PDIF выход. LANRUS, налетай!
     
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    вообще-то там речь только о том, что можно повесить spdiff энкодер после opl, про dac речи нет.
     
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Geryon, всегда делай поправку, выражение DAC из уст easy_john означает не буквально цифро-аналоговый преобразователь, а странным образом канал SFX/WAVE. Почему - не знаю. Но если учтёшь это, то не будешь сбитым с толку.
     
    Последнее редактирование: 30 дек 2013
  11. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А как еще можно понимать dac? :)
    В классических досовых звуковухах все части висят отдельно, dac/opl/mpu, и приходят в микшер в аналоговом виде. Из всего этого только dac можно назвать "dac" в чистом виде, т.к. это именно то, что он делает. Остальные устройства, конечно, то же переводят цифру неким образом в аналог, но их принято называть синтезаторами.
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Получается, у каналов OPL или WT (если на плате есть) преобразование в аналог перед подачей в микшер "неким образом" - это не dac в чистом виде?
     
  13. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    easy_john, конечно, неправ. DAC - широкое понятие, и у OPL-чипов тоже есть свои DAC. Например, YMF262 обычно сопровождается YAC-512.
     
  14. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    На ебее появилась карта, по описанию продавца, умеющая МТ-32:
    ссыль
    Это правда, или продавец просто чайник? На коробке крупно выведено MPU-401. Времена старые, тогда эта фраза значила больше, чем просто потоки миди.

    Недавно была ещё одна экзотическая Voyetra, я такую никогда раньше не видал, ушла за 129$:
    ссыль
    Плата интересная, в отличие от мидимена имеет гнездо метронома, как Роланды. Кстати, зачем нужен этот метроном, для чего служит? И для чего ещё нужны разъёмы TAPE?

    ---------- Сообщение добавлено в 19:34 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 19:21 ----------

    Первый вопрос снимается, прошу прощения. Ответ: продавец - чайник! Или обманщик.
    На фото еле-еле видна надпись UART, так что всё ясно.

    ---------- Сообщение добавлено в 19:37 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 19:34 ----------

    Вот на этом фото лота со страницы продажи, если приглядеться, можно разобрать надпись FULLY SUPPORT MPU-401 UART MODE.
     
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    На всех бластерах и совместимых платах была надпись mpu401, которая значила только наличие миди порта.
    На описание смысл обращать внимание? Ну и продавцы в большей части просто нифига не понимают в старом железе.

    Угу, на вогонсах обсуждали. Клон mpu-ipc-t.

    ---------- Сообщение добавлено в 20:48 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 20:42 ----------

    Ни кто не называет синтезатор или входящий в его устройство dac, отдельно даком (если только мы не занимаеся проектированием конкретно только синтезатора).
    http://en.wikipedia.org/wiki/Digital-to-analog_converter
     
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Допустим, КТО-ТО в ТЕ времена именовал именно так. Но следуя такой логике, любой аудиопроцессор - это ЦАП, не так ли? Звуковые процессоры на Live!, Audigy, X-Fi - это ЦАПы, и более ничего. Даже если аудиочип отдаёт конечный сигнал в аналоге, то ЦАП - это всего лишь последний этап обработки звука, коему предшествуют другие этапы, хотя бы установка уровня громкости для сэмплов и позиционирование их в стерео/пространстве. А непосредственно DAC может быть как интегрирован в аудиочип, так и быть отдельной микросхемой. В любом случае, DAC - далеко не основная задача всяких CS, ESS, AD, Emu10k, CMI и прочих. И поэтому называть их цифро-аналоговыми преобразователями некорректно. С таким же успехом я могу аудиочипы называть и ADC, разве они не занимаются оцифровкой при записи с Line/CD?

    Так для чего нужны Metronome/Tape?
     
    Последнее редактирование: 3 янв 2014
  17. gabby32

    gabby32

    Регистрация:
    18 фев 2009
    Сообщения:
    509
    Приобрел себе CM-64 для использования вместе с x68000.

    80db75dc3d8864cab029f6ee4c358203.jpg
    a3f40be7b42251a404af8c322ef44654.jpg
    58f1c8ef752d0d236defb5e9257eca0f.jpg

    и несколько дополнительных библиотек

    076fe9ae3ee2ff01191174cd9f32a230.jpg

    Только не смог протестировать, так как :censored2 где-то саму миди карту, только мануал от неё и приехал. Печаль..

    28525256b13f5e082e3211373da502d7.jpg
    544f3bec66277547bc1e41db34a7969f.jpg
     
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Мы, в этой теме, собственно в том времени и существуем.

    И всякий процессинг/фильтры/прочее.

    Ничего этого в классической схеме sb нет.

    Да. Но ADC далеко не везде был.

    ЗЫ Товарищи, вам делать нефиг, как оффтопичный флейм разводить?
     
  19. SandMartin понять и простить..

    SandMartin

    Хелпер

    Регистрация:
    24 окт 2011
    Сообщения:
    847
    Господа, купил на днях за 200 рублей SB CT2760 ISA с какими-то двумя планками расшерения (памяти) вставленными в карту. Какая ценность такой карты в наши дни ?
     
  20. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    SandMartin, в наши дни никакой. А для ретро-гейминга одна из лучших карт. из плюсов поддержка в большинстве игр, вполне себе нормальный синтез. На фоне того, что Роланды и Гуси не найдешь - оптимальный выбор для ретрокомпа. А если еще дочку от Ямахи поставишь - вообще будешь в ажуре)
     
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ценность этой карты в наши дни - 200 рублей, ваш КО.

    ---------- Сообщение добавлено в 13:28 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 12:55 ----------

    UPD, хотя ревизия хорошая, еще не pnp, как я люблю.
    Если задумаешь продать - пни меня, я рублей 500 за нее дам.
     
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А что это роланды и гуси не найдешь? Я вот за январь штуки четыре разных купил. :)
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление