1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Sound Blaster — первые звуковые карты для совместимых с IBM PC компьютеров, умеющие одновременно воспроизводить цифровой звук (через специализированный микропроцессор DSP) и синтезированную музыку (через звукогенератор YM3812/OPL-2). Успех этого продукта позволил Creative Labs выиграть в конкурентной борьбе с AdLib Incorporated, занять лидирующее положение на рынке и задать новый неофициальный стандарт.

    С 1989 по 1997 год компания Creative Labs выпустила четыре поколения звуковых карт для шины ISA, отличающихся поддерживаемыми технологиями, частотой дискретизации, FM-генератором, уровнем шума и другими свойствами. Даже в рамках одного поколения аудиоплаты Creative могут иметь существенные отличия, влияющие на целесообразность выбора того или иного варианта для построения ретрокомпьютера.

    Особенности поколений аудиокарт Creative
    • 1-е (1.0, 1.5, 2.0). Самые первые звуковые карты Sound Blaster (1.0, 1.5, 2.0) были актуальны с 1989 по 1991 год и предназначались для установки в 8-битный разъём ISA. Они способны воспроизводить монофонический цифровой звук с частотой дискретизации до 22 кГц и музыку, синтезированную микросхемой OPL-2.
    • 2-е (Pro 1, Pro 2). Карты Sound Blaster Pro спроектированы для 16-битного разъёма ISA, хоть и используют только его 8-битную часть. Они поддерживают стереозвук (до 22 кГц), снабжены встроенным контроллером CD-ROM и, в зависимости от версии, двумя звукогераторами YM3812/OPL-2 (Pro 1) либо одним YMF262/OPL-3 (Pro 2).
    • 3-е (SB16). Главные новшества Sound Blaster 16 — поддержка 16-битного звука и интерфейса MPU-401, а также наличие разъёма Wave Blaster для подключения дочерней платы (не на всех картах). На всех картах SB16 без поддержки Plug&Play за FM-синтез отвечает чип OPL-3, на более поздних с Plug&Play — CQM.
    • 4-е (32, AWE32 и AWE64). Помимо микросхемы SB16, эти платы содержат чип таблично-волнового синтезатора EMU8000. Все карты 4-го поколения могут воспроизводить музыку в режимах AWE32 (DOS) и General MIDI (DOS и Windows), используя сэмплы из встроенной или дополнительно установленной памяти.
    Какую карту Creative выбрать

    Аудиоплаты Creative для ISA первых двух поколений редко встречаются в составе ретросистем и в основном интересны как предметы коллекционирования. Если рассматривать для покупки устройства только этого бренда, то выбор обычно лежит между SB16 (и её удешевлённой версией ViBRA16), 32, AWE32 и AWE64. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

    Если вам не требуется интерфейс MPU-401 для использования аудиокарты совместно с MIDI-дочкой, то можно выбирать почти любую хорошо сохранившуюся плату SB16, ViBRA16, 32, AWE32 или AWE64. Первые два варианта — самые простые, они воспроизводят звук в режимах SB, SB Pro и SB16, а музыку — посредством FM-синтеза (в играх выбираем Sound Blaster).

    Карты Sound Blaster 32, AWE32 и AWE64 интересны тем, что могут воспроизводить музыку не только через звукогенератор (режим Sound Blaster), но и с использованием технологии таблично-волнового синтеза (режимы AWE32 и General MIDI). Одна из самых удобных и в то же время продвинутых аудиоплат Creative для ISA — AWE64 любой версии.

    Если планируется подключение MIDI-дочки, то выбор вариантов сильно сужается — почти все карты SB16 и все AWE32 с разъёмом wavetable имеют проблему зависающих нот при одновременном воспроизведении MIDI и цифрового звука. Существует всего четыре модификации SB16 без такого недостатка, и они обычно дорогие.

    ПО, необходимое для работы карт Creative

    ПО для всех звуковых карт Creative описывать долго и бессмысленно, поэтому рассмотрим только самые распространённые варианты — SB16 (ViBRA16) и AWE64. Для работы SB16 под чистым DOS необходимо скачать два архива: ctcmbbs.exe и sbbasic.exe. Сначала запускаем утилиту для настройки карты CTCM, затем устанавливаем драйвера.

    Для AWE64 понадобятся ещё два архива — s64basic.exe и aweutl.exe. Сначала проделываем те же операции, что и в случае с SB16, затем ставим ПО для инициализации и управления функциями чипа EMU8000. Также можно попробовать стороннюю программу UNISOUND.COM, которая не занимает память и удобнее оригинального ПО от Creative.

    Резюме-вывод

    Аудиоплаты Creative широко востребованы среди любителей старого компьютерного железа, благодаря чему изучены вдоль и поперёк. Практически о любой модели Sound Blaster можно найти подробную информацию, включая плюсы, минусы и ключевые особенности. С настройкой карт этого бренда редко бывают трудности, что тоже можно записать в плюсы.

    Карты Sound Blaster Pro, 16 и ViBRA16 подойдут тем, кому достаточно синтезированной музыки, а 32, AWE32 и AWE64 — тем, кого устраивает их функциональность по части таблично-волнового синтеза. Для использования же с дочками или синтезаторами стандарта General MIDI лучше подыскать другую карту (не Creative), лишённую проблем с MPU-401.
     
    Последнее редактирование модератором: 25 ноя 2024 в 19:15
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да, подсказок не было, так что решил открыть.
    Итак, Hi-Val Sountastic Wave 32.
    Коробка была вот такая
    3927227572c7b48553efd74bd034636c.jpg .

    Еще запечатанная
    c1555c2c1706043f2e832a322cb984c8.jpg .

    Открываем
    fa158701ff73526cf934fff07b33a13d.jpg .

    Доки, драйвера, сама карточка тоже еще запечатанная
    f4a3093edf09d09bb6fda19b1ec1dd6d.jpg .

    и самое интересное - карточка оказалась...
    c912c9be9c89e5a71e7b6a4f7db5cea6.jpg .

    Причем, они даже не скрывают, вся документация и дрова то же:
    8a456a81fa50be66ee5e23a3695ddd89.jpg .

    ЗЫ Я, конечно, был уверен, что там не что-то уникальное, а просто своя плата на известном чипе. Но то, что там вообще целиком чужая плата, причем известная, это было забавно.
     
    Vardok, Tigoro, Goblinit и ещё 1-му нравится это.
  4. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.611
    Собрал рабочий тест для экспериментов(правда, больше для Windows, поэтому не совсем по теме). Основные элементы работают, не хватает только звука.
    По этой части, выяснил, что:
    - ISA универсально для DOS и Windows. PCI в случае, если интересен A3D, EAX.
    - Качество звука(звучание аудио, MIDI) - Sound Blaster AWE32+NEC XR385(ISA), Sound Blaster AWE64 Gold(малошумность), Roland Sound Canvas (SCC-1, SCB-55)(MIDI-синтез).

    Интересует следующее:
    1) Geryon рекомендовал следующие варианты:
    - SB AWE32 CT2760. Возможно ли узнать ее качества в сравнении с вариантами ниже и другими возможными?
    - SB AWE64 Gold CT4390 или CT4540. Есть ли существенная разница между ними?
    - SB 16 CT2230 или CT2290. Есть ли существенная разница между ними? [не считая связки с Roland SCC-1]
    2) Какую карту брать для ISA - Sound Blaster AWE32+NEC XR385 или Sound Blaster AWE64 Gold?
    3) Какую карту брать для PCI для A3D, EAX?
    4) Вопрос по выводу звука: возможно ли обойтись одной колонкой или лучше брать пару? Есть, конечно, наушники, но не хочется портить слух и есть сомнения насчет драйверов(нужны ли они?).

    На данный момент склоняюсь к связке "Sound Blaster AWE32+NEC XR385 или Sound Blaster AWE64 Gold + аудиокарта под PCI", так как он представляется наиболее оптимальным вариантом, вследствие следующего:
    - Оптимальное качество звучания аудио и MIDI.
    - MT-32 и Gravis UltraSound возможно компенсировать. (munt, DOSBox)
    - Возможность использовать A3D, EAX.

    Вариант с MT-32, Gravis UltraSound, Roland Sound Canvas (SCC-1, SCB-55) и прочее рассматриваю для сбора отдельного стенда, на котором запускать более старые игры, для которых не нужны видеокарты(ориентировочно, до 1995-1996 года).
     
  5. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    1) SB AWE32 CT2760 - довольно шумная, подвержена багам с зависающими нотами и другим MIDI-багам (это актуально только в случае использования дочерней карты), и очень длинная - может не хватить места в системнике.

    Между CT4390 и CT4540 никакой разницы с точки зрения применения нет, за исключением размера - CT4540 чуть короче.

    Между CT2230 и CT2290 существенной разницы нет.

    2) CT2760

    + имеет натуральный OPL3 синтез
    + XR385 - удачное MIDI-решение

    - вероятны баги при использовании дочки с CT2760
    - карта шумная

    CT4390

    + карта малошумная

    - эмуляция OPL3
    - нет разъема для дочерних карт
    - нет jack-выхода -> нельзя подключить наушники без приключений

    3) тут у меня недостаточно опыта

    4) Бери две, как ты собрался одной обходиться?
     
  6. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.611
    Это если с дочкой, правильно понимаю? Без нее багов нет?
    Возможно подсказать точные размеры? У SB AWE64 Gold CT4390 8на4 - http://www.tbfcomputing.com/ebaypicture/TBF-46717-46717-01.jpg http://www.tbfcomputing.com/ebaypicture/TBF-46717-46717-02.jpg .
     
  7. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Ничего не понял, простите. Какие драйверы, какая одна колонка?
    Усилитель и стереопара (можно совмещать).
     
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Для dos с midi
    - awe32, awe64 (любые).
    - если брать roland то нужен еще кодек, тогда в плюс ставь sb16.

    для твоей задачи, все awe32и все awe64 будут идентичны, разницы не будет.

    Первое (два миди синтеза лучше одного).

    для a3d - любую на vortex2
    для eax - любой creative live!

    Если вопрос стоит так, то заметишь ли ты вообще разницу между fm синтезом и wavetable :)
    Хорошие наушкини слух не портят.

    Подружить их будет трудностью.
    Я пользовался этими двумя штуками за всю жизнь один раз, когда играл в halflife.
    Больше не пригодилось.
    Мне кажется они тебе не нужны.
    Нет таких игр, для которых не нужны видеокарты.

    ---------- Сообщение добавлено в 18:28 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:24 ----------

    да. я считаю лучшим awe. а баг этот еще поймать надо. можно часами играть в игры, где он вылезает и не услышать.
    32.5см (13 дюймов) http://www.pc-1.ru/i_shop/multimedia/sound/A032655
     
    Goblinit и Bato-San нравится это.
  9. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975

    Я вот тут их щупал, считаю что CT3900 самая удачная. Как вариант ct3980 но как тут уже говорили она PNP.


    Сам хотел вот что спросить.
    Насколько может быть полезен Creative CT1922 для awe32 ? (CT2760,CT2900,CT3980)
    Особенно если есть WaveBlasterII CT1910 ?
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Я не знаю, откуда пошел слух, что 2760 шумная.
    Мой экземпляр не шумит. http://kawai.spb.ru/files/sound/test/Compare_awe.htm
    И тот, что у меня был в конце 90-ых, то же никогда не замечал, что бы было много шума.
    По этому я его и рекомендую.

    1. CT1922 это и есть синтезатор от awe32, без всего остального. Если у тебя уже стоит awe, то он тебе абсолютно бесполезен. Плата предназначалась для тех, что бы у кого стоит sb16, превратить его в awe32.
    2. Waveblaster это немного другой синтезатор, по звуку отличающийся от awe, так что один другого не заменяет.
     
    tuliss нравится это.
  11. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405

    Давайте только не будем забывать, что A3D было две версии, ровно как и vortex'ов было два, и только второй умеет A3D 2.0. Я не вспомню сейчас игр с поддержкой именно A3D 2.0, но они наверняка были.

    EAX'ов было аж 5 версий, последнюю поддерживает только SB X-Fi, между прочим. И игр с поддержкой EAX было просто навалом.
     
  12. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    И вроде как Vortex2 поддерживает помимо A3D еще и первый EAX.
     
    Goblinit нравится это.
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну я ровно так и сказал, "для a3d - любую на vortex2".

    Оно обратно совместимое, так что лучше 2.0.
    В период конца 90-ых, не так уж и много.
    Плюс вопрос был "а достаточно ли подключить одну колонку", так что там и стерео то не сильно нужно, а a3d и eax - точно лишнее.
     
    GarfieldTheCat, Goblinit и Bato-San нравится это.
  14. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.611
    Насчет EAX, вопрос - все ли Creative Live поддерживают EAX до 3.0? 4.0 и 5.0, как понял, только у Audigy 2 и X-Fi соответственно, при этом не факт что у Audigy 2 и X-Fi есть совместимость|поддержка 1-3. И с играми вопрос какие поддерживают 4 и 5, а в остальных случаях можно 1-3, то есть Creative Live.
     
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А ты можешь внятно объяснить, зачем тебе нужен этот eax?
    Я говорю - не забивай себе голову.
     
  16. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.611
    Интересно узнать на личном опыте про трехмерный|объемный звук.
    Опыт от этого не появиться.
     
  17. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    :) Так тебе всё0таки объёмный звук или одна колонка с наушниками?
     
  18. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.611
    Вопрос был гипотетический. Не вижу смысла апеллировать к нему.
     
  19. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Gamerun, все вопросы, начинающиеся со слова "возможно", можно назвать "гипотетическими". Это не отменяет того, что они были заданы и на них можно полкучить ответ. Ты задал вопрос, я ответил вопросом на вопрос.

    Твой интерес к теме понятен вполне и я его разделяю в какой-то мере. Просто когда тебе отвечают, в обсуждении нужно участвовать, а не задавать вопрос за вопросом, не огласив решения. Ты решил, что будешь использовать стерео-систему или 5.1? Так уточни это.
     
    Bato-San нравится это.
  20. SandMartin понять и простить..

    SandMartin

    Хелпер

    Регистрация:
    24 окт 2011
    Сообщения:
    852
    CT2760 а в чем разница rev1, rev2 и rev3 ?
     
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Если тебе нужен объемный звук, тебе нужна возможность размещения на равном удалении минимум 4 колонок, передняя стерео пара и задняя.
    При этом в a3d позиционирование звука в пространстве довольно приличное, а вот в eax ранних версий - довольно никакое (а не ранние версии ничего общего с старым железом не имеют).
    Я предлагаю не плодить сущности:
    - собирая старый комп (особенно для дос-гейминга) ориентироваться на звуковые карты перечисленные в теме.
    - собирая комп для 3д звука строить другой комп.
    Не в последнюю очередь потому, что могут быть проблемы совместимости, держать vortex2/live одновременно с isa звуковухами.

    ---------- Сообщение добавлено в 00:33 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:30 ----------

    Снаружи ничего не менялось, возможно разные ревизии чипов, что-нить фиксили.
     
    Bato-San нравится это.
  22. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.611
    Offtop
    На мой взгляд, передергивать не стоит. "Иногда важнее задать вопрос, чем получить на него ответ".

    Пришел за конкретикой. Знаний и возможностей, чтобы обсуждать не имею в достаточной мере.
    Прежде чем заниматься этим, нужно сначала купить. Лучше куплю Live или Audigy 2(если поддерживаются и предыдущие версии), чем буду покупать и то, и другое. С vortex2 определился.
    Уже написал, что текущий стенд не совсем для DOS-гейминга, поэтому и получается, что не совсем по теме. И про сбор другого компа тоже.
    Возможностей держать и то, и другое нет. Расчет на модульность(что-то нужно - поставил вместо другого).
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление