1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    LANRUS, на vogons еще одна тема ждет твоего внимания: возможная модификация AWE64 Gold, сигнал S/PDIF будет приходить из другого источника. Из какого и что это в итоге даст - пока непонятно.
     
    LANRUS нравится это.
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Almost ultimate config

    Almost ultimate config (почти супер конфиг)
    Собрал в одной машине:
    966afbc4e6041d226ef1863100193cd0.jpg
    http://kawai.spb.ru/photo/v/hardware/P2_comp/20130714_002.jpg.html

    Все три звуковухи с собственной памятью (хотя в досе это почти бесполезно).
    Turtle Beach Tropez
    Creative Labs AWE32
    Gravis Ultrasound PnP

    Все три работают одновременно, правда иногда виснет SB, т.к. шарит irq с tropez.
    Конфиг следующий:
    awe32:
    - sb16 dac: port 220, irq 5, dma 1,5
    - midi: port 330 (дочка, клон yamaha xg50)
    - midi awe32: port 620
    Gus:
    - тут все вместе: port 260, irq 7,7, dma 7,7
    Tropez:
    - dac WSS: port 530, irq 10, dma 0
    - midi: port 320, irq 5.

    Итого, для музыки в игре варианты:
    - awe32 - родной awe.
    - gus - родной gus.
    - GM 330 - yamaha xg50.
    - GM 320 - tropez wavefront.
     
    Dimouse, Vardok и Geryon нравится это.
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Geryon, сама идея того, что можно взять сигнал от другой ноги, наводит на мысль о том, что, возможно, другая нога "звучит" при дискретизации менее 44100. А вообще, может статься и так, что CT4540 вполне нормальна по умолчанию в отличие от CT4390. Надо попробовать поискать 4540 на таобао, потестить. На ебее цены ебайные, мягко говоря.
     
  6. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Так ведь у Cloudschatze два варианта, и 4390, и 4540 - и на обеих он видит два пути подключения S/PDIF.

    4540 могу дать погонять, все равно без дела лежит.
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Большое спасибо. Однако если я даже и выберусь в Москву, то не могу гарантировать, что в ближайшее время вновь в ней появлюсь, и 4540 задержится у меня на неопределённое время, что совсем не есть хорошо.
    Вышла версия SoftMPU 1.3, потихоньку пополняется список положительно протестированных игр (уже 52) и совместимых с прогой "бластеров". В числе "бластеров", кстати, уже есть карты Guillemot Maxi Sound и Terratec EWS64XL !!! На вогонсах эти карты очень высоко ценятся в отличие от местного олдгеймс комьюнити, которое так и не оценило их по достоинству. Между прочим, работоспособность этих двух карт позволяет с большой долей вероятности предположить, что все или почти все карты на чипах ESS и Crystal также будут работать с SoftMPU.

    ---------- Сообщение добавлено в 18:46 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:27 ----------

    Извиняюсь, ревизия Гильмо немного другая, также на Кристале. Пока в списке нет ни одной ESS на шине ISA. Странно, карты ESS должны быть востребованы, у народа на руках их пруд пруди.
     
  8. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Не надо тут за всё комьюнити! :aggressiv Я вот тему читаю, мне очень интересно, просто возиться с картами уже надоело.
     
    Vardok нравится это.
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Goblinit, чур не обижаться. Я и не говорю за всё, а за большинство - да. Так сказать, за тенденцию. Лучше посмотреть в верх этой страницы и увидеть, что Terratec в опросе опережает по числу хозяев лишь PAS и Ensoniq. Что говорит о том, что народ не очень стремился её приобретать. Три карты, одна из них дохлая.
     
  10. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    LANRUS, Да нет никакой тенденции. Тут просто вопросом цифры особо никто не занимался.
     
  11. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Я не имел в виду цифру. Точнее, не одну её и даже не на первом месте. Терратек - это два канала MPU UART с назначаемыми адресами и прерываниями, это разъём для дочки на одном из них и собственный WT на другом MPU канале, это загружаемые банки до 64 Мбайт в винде, это загружаемые банки 94b в досе, это очень продвинутая схема коммуникации между двумя DSP внутри карты с возможностью переменной трассировки сигналов (в т.ч. в досе), это квадрофонический WT из винды, это дополнительные аналоговый и цифровой входы с возможностью сэмплирования в винде. Последние две возможности прямо никак не примечательны для досовых игр, но всё же. И наконец, это цифровой выход просто-таки отменного качества, рабочий равно и в среде win, и в среде dos, собирающий весь микшер карты с минимальным уровнем шума. [Другие карты гонят по цифре только SFX и собственный MIDI.]
     
    Goblinit нравится это.
  12. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Оп! Ну наконец-то))) Это должно отправиться в первый пост.
     
  13. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    А еще эта карта поддерживает ASIO. Хотя для игр это значения не имеет.
     
    Goblinit нравится это.
  14. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.288
    Вот это вот интересная фраза. Откуда там вообще шум? Ошибки округления после операций в DSP? Или это от того, что она оцифровывает с дочки (я не знаю, между ними цифровой интерфейс или аналоговый)?
     
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    R4kk00n, ни у одной дочки по стандарту нет цифрового выхода, выход обычный аналоговый, пины 20 и 24. И вообще, дочка тут ни при чём. И ошибки цифровых операций тоже ни при чём. А ещё, понятие МИКШЕР для любой звуковой карты ВСЕГДА аналоговое. И шумы в аналоговом тракте ВСЕГДА выше, чем в нормальном цифровом. На терратеке цифровой модуль берёт сигнал от микшера, следовательно, АНАЛОГОВЫЙ сигнал, и цифрует его с частотами 38, 44 или 48 на выбор. Почему уровень шума при этом очень низкий? Потому что снимается он ДО подачи на усиление LINE OUT, которое почти у всех карт (терратек не исключение) поганит фон до безобразия.

    ---------- Сообщение добавлено в 23:32 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 23:30 ----------

    Всё вышесказанное справедливо для ISA-звуков применительно к тематике форума. Поэтому не надо придираться типа "а вот на профессиональных карточках" и так далее, ОК?
     
  16. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    LANRUS, вопрос: какой есть самый простой способ услышать шумы в аналоговом тракте карты? Что запустить, куда слушать, как настроить громкости динамиков/микшер карты? З.Ы.: система 2.1 в районе килорубля.
     
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Нет ответа на этот вопрос, ибо на такой системе на средней карте ничего не услышишь. Можно даже не париться о цифре, разницы не будет.

    Хоть я не один раз писал о своей акустике, всё-таки в свете вопроса это Sony DA1200ES + Sony SS-D11. Вот на этой акустике в местах, где звук негромкий, отчётливо слышен этот самый фон от LINE OUT.
     
  18. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    LANRUS, средняя в данном случае - любая ISA?
     
  19. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Возьми наушники и воткни в усиленный выход карты (он называется обычно SPK OUT) - будет тебе и шум, и треск. На колонках это менее заметно.
     
    Goblinit нравится это.
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну, за исключением единичных, может быть. Вроде 64Gold.

    ---------- Сообщение добавлено в 00:00 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:00 ----------

    Geryon, не думаю, что большинство используют в основном именно наушники. Хотя...

    ---------- Сообщение добавлено в 00:04 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:00 ----------

    Чтобы было понятно, прилагаю наскоро набросанную в пэйнте упрощённую схему Terratec EWS64:
    [​IMG]
    Настоящий шум - это то, что выходит после "усиления" на схеме. В процессор Dream попадает намного более чистый сигнал. В свою очередь, собственный MIDI-звук процессора Dream также можно послушать через Line Out после "усиления", с таким же поганым фоном. Всё это видно на схеме.

    ---------- Сообщение добавлено в 00:12 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:04 ----------

    Звук из игр попадает на SPDIF через связку ЦАП->Микшер->АЦП->Dream. Микшер, естественно, попутно отправляет на Dream сигналы с дочки, LineIn, CDIn.

    ---------- Сообщение добавлено в 00:24 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:12 ----------

    На самом деле архитектура несколько сложнее, Dream может также гнать сигнал "в обратку" на микшер для записи WAV на Кристале. Всё это регулируется роутами, в винде переключалками графически, а в досе параметрами INI. Также Dream имеет дополнительный вход высокого качества, обходящий стороной и микшер, и Кристал. Обычно служит для сэмплирования в винде.
     
    Последнее редактирование модератором: 19 июл 2015
  21. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.288
    Нууу, так мощно я бы не стал обобщать. Современные же ничего аппаратного не содержат, кроме ADC/DAC. А что, и всякие Live Креативные микшировали аналогово?
     
  22. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Live это не dos и не isa звуковуха.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление