1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,7%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,6%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,0%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,4%
  19. Aureal Vortex

    31,4%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. legule

    legule

    Регистрация:
    14 ноя 2006
    Сообщения:
    622
    Даже в родной демке a3d 2.0 на квадро системе определить с закрытыми глазами верх /низ почти не реально. Самовнушение. Зад/перед в thief 2 определяется спокойно и на стерео.
     
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да, вот верх/низ я то же никогда не слышал, скорее воображение.
    Только перед/зад.
     
  5. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    easy_john, если хочешь услышать верх и низ - подключи их вместо лево и право. :D
     
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Смешно, но я боюсь даже в таком случае картинка будет не четкой, все же человеческое ухо+мозг не на столько хорошо ловит вертикальную позицию.
     
  7. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Т.е. я имел в виду, как это будет выглядеть и слушаться. Например играя в Макс Пейн, Мафию или Морровинд.
     
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Отлично. За исключением всевозможных "эффектов 3д окружений" все звучит так же.
     
    Vardok нравится это.
  9. legule

    legule

    Регистрация:
    14 ноя 2006
    Сообщения:
    622
    Пока не забыл - Sdk для A3D и врапер можно скачать тут - http://www.worknd.ru/
     
    Bato-San нравится это.
  10. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    easy_john, не, эффектами 3D не увлекался никогда. Просто тут писали как-то, мол, шумная карта. Когда играл на ней в Дюка, вроде не заметил таких прям сильных. звук как звук, вроде.
     
  11. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Vardok нравится это.
  12. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    easy_john, Оу, ну тогда это все меняет дело. Собираем один системник!)

    ---------- Сообщение добавлено в 20:05 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 20:04 ----------

    Дочки же можно менять на "лету"? Ну т.е. подцепил одну, надоела - вырубил комп, подцепило другую?
     
  13. Oldfrag

    Oldfrag

    Регистрация:
    18 дек 2010
    Сообщения:
    54
    Поставь обе :). Ресурсы вортекса обрезаются программно. По сути нужен только кодек и, по желанию, Mpu-401 для дочки. У меня в одной системе (Cel1400+P2B ) установлены Live, Vortex2, AWE64, GUS PnP, Roland SCC1 и DB50XG. Всё прекрасно работает вместе. Для переключения между A3D и EAX нужно, чтобы карта была первичной и перезагрузка после перенастройки.
     
    Bato-San нравится это.
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Если ты вырубил комп, то что же тебе может помешать менять дочку одну на другую? :)

    Если хочется совсем "на лету" - делай внешний бокс для дочек (или купи типа такого http://kawai.spb.ru/photo/d/123224-2/Serdaco_Midi_module_interface_f.JPG), вешай на миди порт, тогда достаточно отключить бокс от питания, поменять дочку, включить, все будет на лету.

    ---------- Сообщение добавлено в 18:29 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:28 ----------

    Интересно.
    Расскажи как ресурсы поделены для dos и для win.

    ---------- Сообщение добавлено в 18:40 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:29 ----------

    Не могу найти, какие были ограничения у windows 9x для проигрывания звуковых файлов.
    Можно ли воспроизвести что-то большее, чем 48kHz/16bit? Например 96kHz? Или 24 bit.
    При условии, что звуковая плата поддерживает такое. Или таких плат не существовало для 9x?
    Кстати, с воспроизведением 48kHz все нормально? Я, помнится, пробовал через стандартный mediaplayer, получил замедленное воспроизведение, явно через 44100.
     
  15. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    никаких. Ограничения могли быть у звуковух (железо) и проигрыватель (софт). Системе плевать, что из под неё играют во внешнее устройство. Это забота устройства, драйвера и софта.
     
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ок, тогда про софт - плееры способные играть 48 и более для win9x были?
     
  17. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    easy_john, само собой есть. Практически всё что работает в XP будет работать и в вин98. А например тот же Zoom Player умеет и DVD играть. Чем я и пользовался одно время. :)

    Ну звук - ясен пень, что винамп и аимп умеют же. фубар опять же.
     
  18. Oldfrag

    Oldfrag

    Регистрация:
    18 дек 2010
    Сообщения:
    54
    Как только будет доступ к системе, всё распишу. Вкратце: чистый дос не используется, win only, всё по максимуму отключено в bios (включая fdd и второй ide), gameport'ы убиты на всех платах, vortex2 кастрирован программно, гусь обрезан с помощью iweeprom13 (рабочие только кодек и синтезатор), по остальным платам всё более менее стандартно. Подробнее по ресурсам позже.

    Например всем известная ESI Juli@ может 24-bit/192kHz и имеет поддержку win98.
     
  19. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.564
    Поставил в стенд Vortex2 и AWE-32. Vortex поставился без проблем, с AWE-32 неясность с драйверами - те, что на vogons, вроде как, подходят, но после перезагрузки карта не определяется(появляется в списке устройств с восклицательным знаком). С Vortex2 конфликт из-за SB Emulation и MPU-401, в остальном могут быть вместе. (и ничто не мешает, при необходимости, что-то отключить)
     
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Слотов не хватит. Но это уже чисто мои заморочки. Всего 4xPCI, 1 - кукиш для прохлаждения AGP, 2 - 3dfx, 3 - X-Fi, 4 - Vortex2/Live! Разъёмов для дочек мне и на ISA хватает, плевать на разъём. Я именно из-за A3D в раздумьях.

    ---------- Сообщение добавлено 24.07.2014 в 00:53 ---------- Предыдущее сообщение размещено 23.07.2014 в 23:38 ----------

    Bato-San, запутал я или нет это «поправимое» дело — я просто констатировал положение вещей. А твои мифические поправки ещё написать надо, протестировать, откорректировать, при неудаче сделать откат и снова тестировать... Впрочем, я не программист. А если сама винда с конфигурацией от твоих поправок окажется неживой... Не обижайся, но больно горазд ты быстро списывать многие текущие недостатки того или иного софта на гипотетическое написание патчей, которых никогда не будет.
     
  21. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Gamerun, у Yermakov уже была такая же проблема с AWE. Тему поищи, насколько я помню, решилось после добавления досовских драйверов, которые, как раз и инициализировали карту до виндовс.

    Ну... ты типичный "чайник", много пара. :) Иногда лучше просто принять мои слова к сведению и подумать головой. Люблю, когда люди прислушиваются к совету и сами находят решение задачи. Это как то полезнее, чем "по щучьему веление, по моему хотению".

    "Патчей" с моей стороны "не будет" или "будет" в зависимости от трёх уважительных причин:
    1. Насколько оно вообще окажется надо. Включая сказанное тобой. Не исключено, что проблемы и нет вообще. Не исключено, что она есть, но... непринципиальна. Всё может правиться "лёгким движением руки", что чаще всего и бывает.
    2. Насколько оно кому то окажется надо. Может оно кроме тебя никому и не надо.
    3. Насколько лично мне оно окажется надо и интересно. В конце-концов - никто мне не платит за работу или консультации, что бы иметь право выражать недовольство моими словами, если "не в коня корм". :)

    А если через 5 минут "конец света" ? Причём тут винда ? Винда сама прекрасно заботится о себе. Тебе же инициализация и конфигуратор под МС-ДОС нужны ?
     
    Последнее редактирование: 24 июл 2014
    easy_john нравится это.
  22. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    Винда делает файл ctpnp.cfg. Можно его, вместе с ctpnp.exe скопировать в отдельную папочку, и оттуда вызывать, а винду вообще снести. И также по идее можно, хотя я не пробовал, ручками редактировать параметры карты в ctpnp.cfg (он обычный текстовый), менять прерывания и порты
     
    Goblinit нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление