1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Понятно. Значит после НГ надо будет искать еще одну SBPro :) и рейзер.
     
  4. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Я научился грузить банки в память карты из винды. Однако и при загрузке стандартного 4 Мб банка, и при загрузке 1 Мб банка - слышны ужасные хрипы и свисты вместо многих инструментов. То ли память битая, то ли на карте дефект, то ли я чего-то не понимаю. Кстати, конфигуратор показывает то 2 банка по 256 К, то 512 + 256, а то и 1024 + 256.

    Хотя, с другой стороны, демки же тоже грузят инструменты в память, и ничего не хрипит. Видимо, я чего-то не учитываю.
     
    Последнее редактирование: 31 дек 2014
  5. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    Я какое-то время сидел на CT3990 (AWE32 PnP) с 8 Мб RAM. И тогда вроде не замечал каких-либо проблем совместимости. Только ненавидел уровень шумов :). Но не помню, играл ли именно на ней в Wolf3D. До нее пользовался ESS и Crystal-ом c вейвтейблом. Никаких проблем или глюков, но очень хотелось 16-битного звука в играх, для трекерной музыки. И саундфонтов. Трекерная музыка на emu8000 звучала вообще круто, хотя игры этого, увы, не поддерживали, только 1 или 2 плеера. А сейчас накопилось уже много карточек, но нет пока условий, чтоб заняться сборкой и тестами.

    Демки могут всего лишь 1-100 Кб грузить
     
    Последнее редактирование: 31 дек 2014
  6. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Дело в том, что у меня это все так же было и осталось. Выходили новые игры и про старые дружно забывали, а в 2000 году меня игры интересовали все меньше и играть времени не было.
    Хорошо пока есть место на работе для тестов, только по этой причине я вообще извлек на свет весь этот винтаж.
     
  7. vitalm

    vitalm

    Регистрация:
    6 янв 2015
    Сообщения:
    22
    Проблема проигрывания DOS играми CD Audio с виртуального привода в Windows 98 решается использованием двух звуковых карт http://www.vogons.org/viewtopic.php?f=46&t=36511#p318033
    Протестировал: установка Daemon tools 3.4.7 (галка эмуляции аналогового аудио включена по умолчанию), буква виртуального привода - впереди реального, в микшере для Vortex 2 - Line in на максимум, выход AWE64G соединен со входом Vortex 2.
    Для экономии слота на материнской плате можно использовать встроенный в неё звук (если он есть).
     
    Goblinit нравится это.
  8. BrainRipper

    BrainRipper

    Регистрация:
    1 ноя 2009
    Сообщения:
    9.261
    vitalm, а драйверы на звуковые карты какие: vxd или wdm?
     
  9. vitalm

    vitalm

    Регистрация:
    6 янв 2015
    Сообщения:
    22
    AWE64 - встроенные в Win98SE vxd, Vortex 2 - vxd версии 2016 с отключенной (в inf драйвера) эмуляцией SB Pro. По-моему, вид драйверов в данном случае не важен, т.к. надо лишь освободить канал SFX/WAVE (термин взят из http://www.old-games.ru/forum/showthread.php?p=1056248#post1056248) "DOS" карты от потока, идущего с эмулятора CD Audio. То есть вторая ("Windows") карта выполняет исключительно функции эмуляции CD звука и микшера (если не касаться вопроса воспроизведения MIDI).
     
    BolenB нравится это.
  10. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Ставил AVM Apex - тишина, в Win98 не определяется, в DOS говорит, что Analog Devices hardware not found. easy_john, ты что-нибудь помнишь? У меня карта дохлая, или что-то я не учел?
     
  11. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Два выхода звука.
    Тот, что подписан на "line" на заглушке и он же "midi out" в инструкции - это выход аналога с kurzweil.
    А тот, что подписан "speaker" на заглушке и "audio out" в инструкции - это выход с микшера (dac, fm, kurzweil и т.п.)

    UPD, прости, прочитал, что определяется. Если вообще не определяется - то это уже проблеммы с дровами/железом.
    Попробуй под досом?
     
  12. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Пробовал уже под досом, там эта хреновина ad1815_6.exe говорит, что Analog Devices hardware not found. Правда, этот комп на базе Socket 1, возможно, что он просто PnP не поддерживает, в биосе точно слова PnP нету. С другой стороны - почему винда на P4 ничего не видит?
     
    Последнее редактирование: 6 янв 2015
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да, вспоминаю, что дрова для 1815 там криво патченные и что-то не все работвало под досом. Вроде микшер я так и не запустил. Но миди пахало.
     
  14. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    потому что PCI девайс не отзывается. Соответственно и винда ничего не увидит, если нет устройства.
     
  15. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Там еще этот джампер J12 по дефолту закрыт, а память не установлена. По мануалу вроде надо джампер открыть, чтобы ROM работал вместо RAM, я так и сделал, но MIDI тоже нет в итоге. Ты этот джампер трогал вообще?

    ---------- Сообщение добавлено в 23:44 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 23:43 ----------

    Но ведь карта для ISA-слота, казалось бы, причем тут PCI?
     
  16. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Geryon, у тебя тоже P4 с довеском ISA ? НУ тогда всё намного проще. Хотя в целом ситуация будет аналогична PCI.
     
  17. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    У меня iBASE MB800H, такая же, как у aleksej. Плата очень навороченная и жручая в плане различных ресурсов, хотя я поотключал что мог в биосе.

    b9e0c1316cfe12b71fbd0c8ab1820d96.jpg
     
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Geryon, главное другое, что там стоит микруха, которая сидя на PCI изображает из себя ISA. Будет весьма любопытно, если в копилку добавится ещё один девайс с которым такие платы работать неспособны. ОДнако проверь саму железку - всё же выше вероятность, что именно она не хочет жить.
     
  19. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Ты вроде бы говорил, что Socket 8 системы - последние, где была нативная шина ISA. Т.е. к Slot 1 и более поздним тоже относится наличие микрухи, которая изображает из себя ISA?
     
  20. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Geryon, не путайся. Я говорил про P4 и винду. Отвечая на твой вопрос, почему винда не видит. А вот то что не видит слот1 да ещё под MS-DOS как бэ склоняет в пользу смерти самого устройства.
     
  21. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Это не Slot 1, а Socket 1, и никакого PnP в этой машине нет, а как это влияет на PnP карту - не знаю. И под рукой как назло ничего путевого нет, разве что Socket 7 система на базе тритона, которую еще настраивать и настраивать.
     
  22. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Geryon, ну если нет - никак не влияет. А вот тритончик в этом плане умный, так что рекомендую.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление