1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

БК0010-01

Тема в разделе "IBM PC-несовместимое", создана пользователем Repej, 13 мар 2008.

  1. Repej

    Repej

    Регистрация:
    31 июл 2006
    Сообщения:
    518
    "БК"шки составляли довольно увесистый сегмент советского компьютерного сообщества.
    Помню, как нам с братом мама купила этот компьютер. Но монитора долго не было. Брат в слепую набивал простенькие программы, например:

    NEW
    10 BEEP
    20 GOTO 10
    RUN

    И компьютер пищал, пока не нажмешь красную кнопку "СТОП". Мне это казалось чудом. Потом отец перепаял обычный телевизор и у нас появился монитор. Я имел опыт работы с пленочной БК0010 (там вместо клавиатуры была пленка с нарисованными клавишами, а под ней контакты), а потом и с чудом техники БК0011.
    А еще помню, как надо было при загрузке с кассеты перекашивать в нужный момент эту кассету, чтобы прочиталось без ошибок.
    Потом был джойстик (точнее кейпад) спаянный собственными руками из консервной банки, диодики, которые управлялись через разъем блока МСТД.

    А еще помню, что если запустить программу:

    10 CLS
    20 X=RND(не помню сколько)
    30 Y=RND(не помню сколько)
    40 C=RND(кажется 8)
    50 NODE(X,Y),C
    60 GOTO 20

    (вот ведь, а! забыл уже все напрочь. в общих чертах помню, а детали ускользают).

    то вовремя выполнения программы экран покрывался наклонными линиями, раскрашенными спектром. Это особенности работы "рандомайзера" на БК.

    Наша БК0010-01 со всеми причиндалами должна до сих пор лежать на антресолях.

    А ведь сейчас, наверное, мало кто помнит такую личность: Борис Бортник.

    З.Ы. Извините, если не в тему. Но, кажется, архитектура "БК" не имела ничего общего с IBM PC. Если я не прав, то извините.
     
    AndyFox, mcrstar, Master of Games и 6 другим нравится это.
  2.  
  3. Grue13 Ocelote.12

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    10.089
    Для рисования точки вроде команда была не NODE, а POINT или PLOT. Или PSET?
     
    Последнее редактирование: 13 мар 2008
  4. Repej

    Repej

    Регистрация:
    31 июл 2006
    Сообщения:
    518
    Grue13, я честно не помню. Помню точно был "DRAW" и кажется "LINE" c "CIRCLE", а вот про точку не помню.
    Я потом подредактирую, чтобы все было точно, просто увидел новый раздел, и так что-то взгрустнулось. Я свою родную БК с таким теплом вспоминаю, ведь для меня это, по сути, начало начал. Я из простой советской семьи (частично невыездной), поэтому достать заграничный компьютер был просто нереально. А как появились в продаже БК, родители нам купили (до сих пор не понимаю как, это же такие деньжищи были). Были в те времена в Стране и ЕС, и Микроша, и Поиск, но БК для меня все. Это даже трудно словами выразить. Я и тему-то создал в импульсивном порыве. Исправлю, честно. И фотки своего сокровища выложу.
     
  5. ahsasa

    ahsasa

    Хелпер

    Регистрация:
    22 май 2007
    Сообщения:
    1.382
  6. Grue13 Ocelote.12

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    10.089
    Да у меня тоже БК был, ещё появился в 6 лет... Но, я уже забыл, а что Борис Бортник делал?
     
  7. Dimouse King of Mice

    Dimouse

    Администратор Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    35.146
    Поддержу тему! Сам к сожалению никогда данный компьютер не видел, однако как достижение отечественного компьютеростроения и компьютерного творчества очень уважаю. Ведь БК-0010 был первым в мире 16-битным персональным компьютером!
    Отличную статью про данный компьютер можно почитать здесь: http://demoscene.ru/info/article.php3?02013
    Автор статьи - товарищ Манве написал первый трекер (программу для сочинения музыки) на БК-0010 и некоторое время сочинял музыку в составе группы Strogino Programming Company. Трекер можно скачать здесь: http://www.pouet.net/prod.php?which=15892
    Также на поуете есть еще около двух десятков демок и интр. К сожалению ресурсов по эмуляции БК как таковых не осталось:( (был один но умер). Где взять теперь ОС, демки и т.д. - неизветно.
     
  8. ahsasa

    ahsasa

    Хелпер

    Регистрация:
    22 май 2007
    Сообщения:
    1.382
    Взгляните на мои ссылки.

    Вот еще ресурс - почитайте:rolleyes:
    http://bk0010.narod.ru/
     
    Wild_Wolf, Repej, kreol и ещё 1-му нравится это.
  9. Dimouse King of Mice

    Dimouse

    Администратор Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    35.146
    ahsasa, спасибо, я свое сообщение написал еще пока ваших ссылок не было (отправил только гораздо позже). Однако сейчас посмотрел - ссылок на БКшные демки крайне мало:( Уверен, что их было гораздо больше.
     
  10. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.174
    Dimouse, а я на нём "работал", когда в школе учился. Незабываемое время, когда на Бейсике можно было самому написать "леталку" за пять минут, за час можно было создать "Питона" на фокале, а часа за три появлялась "Ханойская Башня". За день же можно было сделать "Погоню"...
    Жаль, что всё это уже ушло в прошлое, но вот мой старый учитель по крайней мере до 2000 года (я тогда в последний раз у него был на УПК, где у меня когда-то информатика была) держал (с трудом, кстати) компьютерный класс только с такими компьютерами и никаких игр, кроме отечественных тех времён, не признавал вообще (зато какой он в них мастер - это нечто...) ).
     
    demiurg1981, Wild_Wolf, Repej и ещё 1-му нравится это.
  11. Dimouse King of Mice

    Dimouse

    Администратор Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    35.146
    kreol, может напишешь про игры, которые тебе запомнились?

    У нас в школе были Ямахи, под которые тоже было куча наших отечественных обучающих и т.д. игр и Бейсик, но я уже очень плохо помню подробности (это было до 8го класса), да и программировать там не давали:( - а главное что у меня с 6-го класса уже был 486-ой, так что это мне тогда казалось совершенно неинтересным.
     
    kreol нравится это.
  12. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.174
    Dimouse, что написать? Как их сделать?..) Ну, допустим, пару-тройку для фокаля и бейсика я, может, вспомню ещё, а так...

    Давай будем откровенны: про эти игры не напишешь статью в дискмаг или "Авторскую Колонку".)
    Смысл "Ханойской Башни", например, в том, что есть три платформы, на левой из которых стоят одна на другой три трапеции разного размера (чем ниже - тем больше) и их надо переставить на правую. И всё. Вот весь "сюжет".
    Ценным в этой игре было, во-первых, то, что она безумно захватывала (хотя, возможно, и потому, что тогда просто не было выбора), во-вторых - что её можно было сделать своими руками. И когда после долгих мытарств ты понимаешь, что что-то сотворил сам, пусть и по готовому "исходнику", и это ещё и работает и может приносить пользу уму, то испытываешь великую радость.

    "Погоня" же очень и очень сложна в плане создания, её, чтобы набить без ошибки, надо было писать целый день.
    Там смысл в том, что надо догнать человека человеком, причём оба бегают по лестницам и имеется выбор различных маршрутов. Столкнулся с "врагом" - победил, не успел до определённого момента - проиграл. Вот, в принципе, тоже вся суть.))

    Эти игры 99% современных не то детей, а людей вообще покажутся жутко примитивными, но только не тем, кто играл в них "тогда".
    Обещаю порыться в своих завалах, может, найду какие тексты программ игр для Фокаля и Бейсика, но ничего не обещаю, сразу говорю.
     
    demiurg1981, Repej и Dimouse нравится это.
  13. Dimouse King of Mice

    Dimouse

    Администратор Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    35.146
    kreol, насколько я знаю на БК были некие более-менее полноценные игры, но сделанные российскими фанатами. Как переделки зарубежных хитов так и свои собственные. Я надеялся что у кого-то остались какие-то отрывки воспоминаний об этих играх.

    Про ханойскую башню и т.д. - у нас было тоже самое на Ямахах:) У них кстати ни жестких дисков ни кассет не было - все с дискеток грузилось:)
     
    Wild_Wolf, Repej и kreol нравится это.
  14. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.174
    Dimouse, я уже говорил, что подобное в том месте, где у меня был к ним доступ, не приветствовалось, - только собственное творчество. Я ни в коем случае не спорю, но у меня БК ассоциируются исключительно с шедеврами простоты вроде Ханойской Башни или Питона.
    Если не оправдал твоих надежд - извиняй.)(
     
  15. Repej

    Repej

    Регистрация:
    31 июл 2006
    Сообщения:
    518
    kreol, у меня практически тоже самое. Бейсик (Фокал, правда, так и не осилил). Я под руководством брата с нуля учился на БК. Когда в школе стали преподавать Бейсик, я такие программы ваял, что учительница на меня рукой махнула и все время сложные задачки подсовывала. Всем нарисовать кружочек и внутри квадратик, а мне синусоиду. На лабораторной по физике у нас народ паял термопары и выводил с них через БК на цветной (это ж было ого-го!!!) телевизор график плавления или застывания фиксажа. Я до таких высот не дошел (учился в мат. а не в физ.классе). Зато дома брат спаял 16 диодиков и мы их к разъему блока МСТД подключили, а потом писали программы для их управления (я теперь когда вижу в транспорте бегущую строку на диодах, всегда наши опыты с братом вспоминаю)
    А помнишь, там (на прилагавшейся кассете) помимо ханойской башни был еще хоккей и, кажется, теннис. Моей самой первой игрой была Kings Valley.
    Собственно, все программное обеспечение, как я теперь понимаю, было переложено (точнее сказать брошено) государством на плечи фанатов и энтузиастов.
    К слову, о Борисе Бортнике. Я не берусь утверждать, что он был самый известный или самый выдающийся. Я так понимаю, на тот момент он был или школьником, или студентом. Так вот он (по крайней мере, во всех играх он указан был, как автор) написал просто обалденную серию игр: Flash, Sliris, Toorun, (а-а-а забыл!) и Superman. Это были классические аркады на космическую тему связанные сюжетом между собой. Причем, каждая последующая была отдельным жанром. В каждую из частей можно было одинаково долго и с интересом играть. На мой (тогда, да и теперь) не очень осведомленный взгляд, это была одна из немногих серий грамотных игр. Конкуренцию ей могла составить только серия «Десант» (толи 4, толи 5 частей). Про все это можно рассказывать долго, но мало кому интересно будет. Я, кстати, только сейчас понял насколько сильная штука маркетинг. В каждой свое части Борис Бортник большими буквами прописывал свое авторство, поэтому сегодня для меня его имя является олицетворением игровой сферы на БК.

    Эпоха БК, лично для меня, была пиком энтузиазма и жажды исследований. Делать что-то самому и своими руками. Копаться и придумывать новое и интересное. Я постараюсь выложить некоторые материалы, если доберусь в скором времени до родительских антресолей. Начиналось все с азов, алгоритмов, потом придумывались все более сложные задачи. До ассемблера так и не дорос.
    Одна из довольно известных игр «Непобедимый» обладала потрясающей защитой от копирования: она занимала практически всю память (ОЗУ и графическую память) и для копировщика просто не оставалось места. Так вот для копирования «Непбедимого» подходил далеко не каждый копировщик. Я помню, как друг моего брата (он тоже начинал свою компьютерную карьеру с БК) за ночь написал крохотный копировщик на ассемблере, который мог только один раз прочитать и выдать информацию, и не обладал абсолютно никаким интерфейсом.

    И еще, вот ссылка по которой можно найти довольно хороший обзор с картинками
     
    Последнее редактирование: 14 мар 2008
    kreol и Dimouse нравится это.
  16. ahsasa

    ahsasa

    Хелпер

    Регистрация:
    22 май 2007
    Сообщения:
    1.382
    Как-то суховато без картинок на игры:).

    d2449afb449372198c7a4bfd742133a0.jpg [​IMG] 4421ca46803c7a6c21cb26ee159b4a5a.jpg [​IMG] 48abc5b51decb12e58e14fadc66a125b.jpg 978a5d712290bdd763201999ed8e806e.jpg
    Несколько картинок из игры десантник (части - перелет,гонка,поиск,лабиринт,штаб)

    e8861d54e44f6f187f9b9cf9f6874d38.jpg
    Непобедимый.

    a7becb239e9b454338114f9d0902b6a8.jpg 480a31efccd4bea88def2f17bd29acb3.jpg [​IMG] 36f3e105e9cd6a3112cd9fda90a72f82.jpg
    Индиана Джонс.

    [​IMG]
    Tower:rolleyes:
     
    demiurg1981, дядя Лёша и kreol нравится это.
  17. Grue13 Ocelote.12

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    10.089
    Десантник - крутой сериал!
     
  18. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.174
    Да, вот "Десантника" я видел, по-моему!)
     
  19. Grue13 Ocelote.12

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    10.089
    А почему картинки чёрно-белые?

    Немного про видеорежимы - в БК используется необычный вывод видеосигнала - на чёрно-белом мониторе на пиксел относится по биту, а на цветном мониторе - 2 бита. Поэтому разрешение на цветном мониторе в два раза меньше по горизонтали. И игры, сделанные только для черно-белого монитора, на цветном мониторе показывают нечто вроде "глюков" - маленькие пикселы (пол-пиксела) превращаются в точки синего или зелёного цветов.

    Но большинство игр всё-таки сделаны для цветного режима.
     
    kreol нравится это.
  20. ahsasa

    ahsasa

    Хелпер

    Регистрация:
    22 май 2007
    Сообщения:
    1.382
    Я пологаю что в ч/б выглядят лучше:).

    К слову видережимов было два - ч/б 512x256(кстати разрешение скринов именно такое:)) и цветной 256x256,в цветном не было белого цвета(тот что казался белым в ч/б - был красным).
     
  21. Grue13 Ocelote.12

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    10.089
    На самом деле как таковых видеорежимов не было - был один режим, выдающий 256х256 на выходе для цветного монитора и 512х256 на выходе для чёрно-белого.

    Можно было даже два монитора одновременно подключить.

    Ещё про игры - кто-нибудь помнит компанию МБК (вроде так называлась, или МВК)? Она делала игры на смеси бейсика с ассемблером (часть кода игры была на бейсике, часть в машинных кодах). Одна из игр называлась Bobby - про такого колобка. Ещё были Mad Ghost, Биомасса, ещё какие-то. Они шли только на БК-0010.01, но не на БК-0011М, из-за разницы в устройстве. Я ещё со своим отцом у автора (одного из авторов - там было несколько человек) этих игр дома переписывал за деньги эти игры на кассеты.
     
    Последнее редактирование: 14 мар 2008
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление