Изнасилование истории и вольная ее трактовка – весьма сомнительное занятие, которым Creative Assembly занимается с завидным упорством. В очередной раз облачившись в каски и кирасы храмовников, мы не ощутим тяжести меча в руке. Теплый ветер не будет гладить оголенные торсы последних из апачей, а несчастный купец по имени Шуба так никогда и не поймет за что же родители так жестоко над ним пошутили.
Medieval 2: Total War – Kingdoms.
Самое приятное случается тогда, когда все надежды, возлагавшиеся на игру, и все обещания разработчиков все-таки доживают до релиза. Ожидать от адд-она чего-то большего, нежели новых юнитов и парочки построек было бы глупо, но в данном случае Creative Assembly, не прелагая, как мне кажется, титанических усилий, сделали полноценное продолжение M2. Которое, тем не менее, все равно требует установленного оригинала. Таким образом, колония Medieval 2 на наших винчестерах разрастается до более чем 11 гигабайт дискового пространства, а играбельность самой игры взлетает на недосягаемую высоту. Отбросив внешнюю мишуру, можно сделать вывод, что, по сути дела, Medieval 2 – тот же самый Rome, только со слегка подретушированной графикой, новой картой, фракциями и юнитами. Но основные принципы игры, по большей части, остались неизменными. Kingdoms – тот же самый Medieval 2, но гораздо более… объемный . По сути дела, Total War развивается как горные работы в карьере: Shogun и Medieval вскрыли месторождение таланта Creative Assembly, Rome и Medieval 2 добавили в серию кинематографичности и глубины, а следующий качественный шаг будет за Empire, которая уже зреет в застенках офисов Sega и Creative Assembly. Таким образом, Kingdoms – последняя игра «эпохи» Rome.
Прощаются с нами глобально. Надо сказать, что лично меня в Total War всегда раздражала глобальная карта. Постоянно одни и те же страны, одинаковые условия, идентичные события (естественно, в глобальном плане). Дабы нам было не скучно в очередной раз проходить очередной же Total War, разработчики выдали на-гора целых четыре «глобальных» карты, причем каждая кампания затрагивает свои, уникальные временной период и нации. Причем игровая механика, пусть незначительно, но изменяется в зависимости от кампании, в которую мы играем. Что про это можно сказать? Отлично.
Середина XIII века. Англия доминирует на Британских островах. Воинственные норманны (в данном случае – норвежцы), свободолюбивые шотландцы и агрессивно настроенные по отношению ко всем на свете ирландцы стонут под гнетом Генриха Третьего. Захватив большую часть архипелага, англичане даже и не задумывались о том, что же случится, если все их вассалы разом ополчатся против верховной монаршей власти. Позиции короны вовсе не так сильны, как, возможно, хотелось бы королю. Крошечный (всего-то три провинции) Уэльс и общая нездоровая обстановка в стране (грозящая вылиться в полномасштабное неповиновение Генриху) подтачивают самые основы королевства, что же говорить о ситуации на северных границах и уж тем более – в Ирландии. Пафосная заставка (каждая кампания имеет собственный ярлык на рабочем столе, уникальную заставку и уникальный же вступительный ролик для кампании) к Британской кампании вещает: «Пять королей. Одно королевство. Война». Уж чего-чего, а пафоса Total War не занимать. Для тех, кто знаком с основными игровыми принципами сериала, станет полной неожиданностью появление крепостей (тем, кто не знает что такое Total War, настоятельно рекомендую обратить внимание на обзоры предыдущих игр серии). Эти постройки, в отличие от лагерей, устанавливаются «навсегда», предоставляют гарнизону надежное укрытие за крепкими стенами и автоматически отстраиваются заново после очередного отбитого нападения. Даже если провинцию вам завоевать, по каким-то непонятным причинам, не удается, не самой плохой идеей будет занять местную твердыню и всячески пакостить на прилегающих территориях. Наименее затратным (и наиболее рискованным) методом подрыва мощи противника является разорение местных купцов. Подводим своего барыгу к вражескому (или даже союзному) гостю и даем ему прикурить. Однако может случиться так, что разорен будет наш торговец – что ж, и такое бывает. На первый взгляд количество противоборствующих сторон и провинций мало, однако смею вас заверить: их более, чем достаточно. Хотя большую часть карты занимают два больших острова, флот в этой кампании играет чуть ли не самую важную роль за всю историю Total War. Кроме того, со временем может появиться еще одна фракция. Плохо ухаживали за своими крестьянами, Генрих? Налоги подняли по самое «не могу»? Вот и получайте уникальных повстанцев – Альянс баронов, которые являются полноценной и весьма мощной силой на Британских островах. Подобное мы уже, конечно, видели в Barbarian Invasion, но все равно приятно. Сложность кампании варьируется от легкой (за Англию, которая изначально имеет гигантские в масштабах данной кампании территории) до тяжелой (бедный Уэльс…) Впрочем, я бы не сказал, что это самая интересная карта в дополнении. Все еще только начинается.
Многие десятилетия искусственно созданное Иерусалимское государство (почему-то действующее отдельно от Антиохийского княжества) пытается сдерживать нападения полчищ мусульман и язычников, для которых единой целью возвышается центр христианского мира. Иерусалим. В то время как в стане египтян зреет мятеж, а хитрые византийцы затаились в тени, копя силы для решающего удара в спину, в принципе, неважно кому, палестинские христиане взывают с мольбами к Богу и его наместнику на земле. Смогут ли обессиленные вечной войной с бесконечными мусульманами христиане покорить Восток? Вернут ли турки и египтяне город, принадлежащий им по праву (ну, во всяком случае, у них прав несколько больше, чем у крестоносцев)? Как на планах противников отразится вторжение монголов? Три религии, один город… ну, вы поняли. Тут, конечно, возникают вопросы. Для начала непонятно почему так легко играть за крестоносцев. Всем известно, что иерусалимский короли постоянно взывали к Европе, вымаливая лишнюю тысячу человек пехоты. На деле же мы не имеем никаких проблем с набором отрядов – бери-не хочу. Те же силы, которые приходят на фоне очередного похода, смехотворно малы. Впрочем, все это придирки. Для начала, расставим все точки над «i». Играть можно за Египет, Турцию, Византию, Антиохию и Иерусалим. Соответственно, монголы и венецианцы выступают статистами «где-то там, на краю карты». Какие-нибудь тамплиеры рискуют так никогда и не встретиться с дожем венецианским. А жаль, колоритная была личность. Впрочем, данная кампания во всей «красе» показывает возможности Total War по отношению к историческим лицам. Самые важные персонажи, без которых ну никак не обойтись, наделены уникальными способностями. Грек Мануил Комнин временно деморализует противника до состояния полнейшей апатии ко всему, что происходит на поле битвы. Это умение мне представляется гораздо более весомым аргументом, нежели способность Львиного Сердца возвращать на поле боя паникующих бойцов. Кому нужны три недобитых копьеносца, когда все уже и так решено? Впрочем, эта способность обязательно найдет применение в бою. Жаль, что остались за кадром уникальные битвы, которые Ричард выигрывал, порой, почти в одной ночной рубашке, вытягивая все полураздетое войско на своих собственных плечах (битва при Яффе, 1192 год). Турок Нур-ад-Дин временно повышает боевые качества своих воинов, в то время как Саладин делает то же самое, только несколько эффективнее. Примерно тем же самым занимается Филипп II. Совсем другое дело, что все эти товарищи могут применять свои способности несколько раз за одну битву, а Комнин – только раз в бой… Из прочих особенностей кампании, которая покрывает территории от севера Египта до юга Кавказа, можно выделить разве что большое количество «уникальных» воинов. Тамплиеры и госпитальеры всех мастей (и званий) эффектны и эффективны. Красота. В целом же эта кампания рассчитана на тех, кому хочется огородить гроб Господень от сил ислама или наоборот, изгнать неверных из Святой земли. Совсем другое дело, что никаких ассоциаций, например, с «Царством небесным», не возникает. Жаль.
К XIII веку тевтонцы окончательно оформились в один из могущественнейших орденов Европы, который решил заняться спасением языческих душ. В качестве объектов, которым необходимо спасение, выступают Литва и вполне себе христианские Польши и Новгород, которые, тем не менее, обязательно испытают на себе всю мощь военной машины тевтонов. На южных рубежах славян тревожат монголы, с севера Новгород тесним датчанами, а с запада наседает тевтонский орден. Или не имеющие ничего общего между собой поляки, русские и литовцы объединятся, дабы оказать достойное сопротивление рыцарям Христа, или падут по одиночке под мощными ударами будто сговорившихся язычников и католиков. Особенность этой карты – религия. Самые мощные войска тевтонцы способны нанять в тех провинциях, где велико влияние католицизма. Литовцы по ходу дела могут сменить религию, что, впрочем, никак не скажется на отношении тевтонов к ним, однако коренным образом изменит схему развития государства. В то время, как датчане, захватив Скандинавию, могут организовать новую фракцию – Кальмарскую унию, тевтоны всецело опираются на силу меча. Идеальным типом населенного пункта для них является замок, тогда как города никогда не разовьются до нужного уровня. Польша и Священная Римская империя изначально недоступны, впрочем, как и монголы. Новгородцы совершенно не впечатляют: весьма слабая пехота и обилие ляпов (конный стрелок «казах» - это еще самый безобидный пример того, за что можно обидеться на Creative Assembly…) делают игру за Новгород не особо увлекательной. Кстати сказать, в игре имеется «историческая» битва на Чудском озере. Надо сказать, что местные ландшафты несколько разнятся с моими представлениями о том, как должно выглядеть озеро. В общем, это не самая лучшая кампания Kingdoms, но, пожалуй, одна из самых близких нам, россиянам. Родные города, почти всамделишные «казахи»…
В XVI веке испанцы прибыли на континент, который еще даже не подозревал о тех реках крови, которые вскоре должны были пролиться на грешную землю Америки. В то время, как Ацтеки и Майя пытаются расширить собственные владения за счет племен Тлаксалана, Тарасков и Чичимеков (все три фракции недоступны изначально), а апачи, будучи прикрыты лишь честным словом и тряпкой на бедрах, строят планы по завоеванию мира, коварные колонисты (Новая Испания) уже прицеливается в самое сердце могущественных империй. И даже нельзя сказать точно за счет чего коренные жители Америки могут спасти свой суверенитет. Раздираемые междоусобными воинами индейцы – прекрасная цель для малочисленных конкистадоров и только настоящие военные гении ацтеков, майя и апачей могут попытаться бросить вызов бронированным воинам из Старого Света. Эта кампания обладает интересной спецификой. Полное отсутствие замков как таковых, чрезвычайно низкий уровень развития большинства племен (в плане оружейного дела в том числе) и дефицит конных воинов у ацтеков и майя делают аборигенов, казалось бы, отличной целью для стендовой стрельбы. Однако конкистадоров довольно мало и им приходится полагаться, во-первых, на помощь из-за океана, а во-вторых – на местных наемников, которые, как вы прекрасно понимаете, недалеко ушли от «регулярных» войск тех же ацтеков. Эпидемии, «тропа войны» (местный аналог крестового похода в исполнении апачей), исследования территорий – все это выходит на первый план. Карта изначально покрыта туманом войны и очертаний континента испанцы не видят. Лучший способ добывать средства на пропитание – торговля и разграбление индейских поселений. В принципе, индейцам есть, что противопоставить Новой Испании, но всего этого хватает на пару генеральных сражений, после чего галеоны, под завязку набитые золотом, умчатся в Старый Свет…
Графика, звук – все это мы уже видели и слышали в M2. Уникальные юниты и фоновые мелодии (для каждой кампании – свои) – еще пара плюсов в копилку Kingdoms. Огрехи локализации (jewel-версии которой, пока не существует, поэтому приходится мириться с тем, что Kingdoms стоит около 500 рублей) остались те же, что были замечены еще в M2, но в целом игра вновь производит сугубо положительное впечатление и потраченных денег не жалко. Лебединая песня Medieval 2 предлагает нам широчайший выбор кампаний и эпох, в то время как полноценную «революцию» в сериал должна привнести Empire, в которой, судя по скриншотам, наконец-то появятся тактические бои… на море.
P.S.
Особо надо отметить режим коллективной игры за одним ПК. Весьма ущербный, надо сказать. Представляете себе бой в M2 между двумя игроками на одном компьютере? Вот и я про то же. Так же очень радует факт появления редактора сценариев, программы для записи роликов во время битв и unpacker'а для ресурсов игры. Совсем другое дело, что, цитата: "ни один из этих инструментов официально не поддерживается Creative Assembly или Sega"...
Medieval 2: Total War – Kingdoms.
Самое приятное случается тогда, когда все надежды, возлагавшиеся на игру, и все обещания разработчиков все-таки доживают до релиза. Ожидать от адд-она чего-то большего, нежели новых юнитов и парочки построек было бы глупо, но в данном случае Creative Assembly, не прелагая, как мне кажется, титанических усилий, сделали полноценное продолжение M2. Которое, тем не менее, все равно требует установленного оригинала. Таким образом, колония Medieval 2 на наших винчестерах разрастается до более чем 11 гигабайт дискового пространства, а играбельность самой игры взлетает на недосягаемую высоту. Отбросив внешнюю мишуру, можно сделать вывод, что, по сути дела, Medieval 2 – тот же самый Rome, только со слегка подретушированной графикой, новой картой, фракциями и юнитами. Но основные принципы игры, по большей части, остались неизменными. Kingdoms – тот же самый Medieval 2, но гораздо более… объемный . По сути дела, Total War развивается как горные работы в карьере: Shogun и Medieval вскрыли месторождение таланта Creative Assembly, Rome и Medieval 2 добавили в серию кинематографичности и глубины, а следующий качественный шаг будет за Empire, которая уже зреет в застенках офисов Sega и Creative Assembly. Таким образом, Kingdoms – последняя игра «эпохи» Rome.
Прощаются с нами глобально. Надо сказать, что лично меня в Total War всегда раздражала глобальная карта. Постоянно одни и те же страны, одинаковые условия, идентичные события (естественно, в глобальном плане). Дабы нам было не скучно в очередной раз проходить очередной же Total War, разработчики выдали на-гора целых четыре «глобальных» карты, причем каждая кампания затрагивает свои, уникальные временной период и нации. Причем игровая механика, пусть незначительно, но изменяется в зависимости от кампании, в которую мы играем. Что про это можно сказать? Отлично.
Середина XIII века. Англия доминирует на Британских островах. Воинственные норманны (в данном случае – норвежцы), свободолюбивые шотландцы и агрессивно настроенные по отношению ко всем на свете ирландцы стонут под гнетом Генриха Третьего. Захватив большую часть архипелага, англичане даже и не задумывались о том, что же случится, если все их вассалы разом ополчатся против верховной монаршей власти. Позиции короны вовсе не так сильны, как, возможно, хотелось бы королю. Крошечный (всего-то три провинции) Уэльс и общая нездоровая обстановка в стране (грозящая вылиться в полномасштабное неповиновение Генриху) подтачивают самые основы королевства, что же говорить о ситуации на северных границах и уж тем более – в Ирландии. Пафосная заставка (каждая кампания имеет собственный ярлык на рабочем столе, уникальную заставку и уникальный же вступительный ролик для кампании) к Британской кампании вещает: «Пять королей. Одно королевство. Война». Уж чего-чего, а пафоса Total War не занимать. Для тех, кто знаком с основными игровыми принципами сериала, станет полной неожиданностью появление крепостей (тем, кто не знает что такое Total War, настоятельно рекомендую обратить внимание на обзоры предыдущих игр серии). Эти постройки, в отличие от лагерей, устанавливаются «навсегда», предоставляют гарнизону надежное укрытие за крепкими стенами и автоматически отстраиваются заново после очередного отбитого нападения. Даже если провинцию вам завоевать, по каким-то непонятным причинам, не удается, не самой плохой идеей будет занять местную твердыню и всячески пакостить на прилегающих территориях. Наименее затратным (и наиболее рискованным) методом подрыва мощи противника является разорение местных купцов. Подводим своего барыгу к вражескому (или даже союзному) гостю и даем ему прикурить. Однако может случиться так, что разорен будет наш торговец – что ж, и такое бывает. На первый взгляд количество противоборствующих сторон и провинций мало, однако смею вас заверить: их более, чем достаточно. Хотя большую часть карты занимают два больших острова, флот в этой кампании играет чуть ли не самую важную роль за всю историю Total War. Кроме того, со временем может появиться еще одна фракция. Плохо ухаживали за своими крестьянами, Генрих? Налоги подняли по самое «не могу»? Вот и получайте уникальных повстанцев – Альянс баронов, которые являются полноценной и весьма мощной силой на Британских островах. Подобное мы уже, конечно, видели в Barbarian Invasion, но все равно приятно. Сложность кампании варьируется от легкой (за Англию, которая изначально имеет гигантские в масштабах данной кампании территории) до тяжелой (бедный Уэльс…) Впрочем, я бы не сказал, что это самая интересная карта в дополнении. Все еще только начинается.
Многие десятилетия искусственно созданное Иерусалимское государство (почему-то действующее отдельно от Антиохийского княжества) пытается сдерживать нападения полчищ мусульман и язычников, для которых единой целью возвышается центр христианского мира. Иерусалим. В то время как в стане египтян зреет мятеж, а хитрые византийцы затаились в тени, копя силы для решающего удара в спину, в принципе, неважно кому, палестинские христиане взывают с мольбами к Богу и его наместнику на земле. Смогут ли обессиленные вечной войной с бесконечными мусульманами христиане покорить Восток? Вернут ли турки и египтяне город, принадлежащий им по праву (ну, во всяком случае, у них прав несколько больше, чем у крестоносцев)? Как на планах противников отразится вторжение монголов? Три религии, один город… ну, вы поняли. Тут, конечно, возникают вопросы. Для начала непонятно почему так легко играть за крестоносцев. Всем известно, что иерусалимский короли постоянно взывали к Европе, вымаливая лишнюю тысячу человек пехоты. На деле же мы не имеем никаких проблем с набором отрядов – бери-не хочу. Те же силы, которые приходят на фоне очередного похода, смехотворно малы. Впрочем, все это придирки. Для начала, расставим все точки над «i». Играть можно за Египет, Турцию, Византию, Антиохию и Иерусалим. Соответственно, монголы и венецианцы выступают статистами «где-то там, на краю карты». Какие-нибудь тамплиеры рискуют так никогда и не встретиться с дожем венецианским. А жаль, колоритная была личность. Впрочем, данная кампания во всей «красе» показывает возможности Total War по отношению к историческим лицам. Самые важные персонажи, без которых ну никак не обойтись, наделены уникальными способностями. Грек Мануил Комнин временно деморализует противника до состояния полнейшей апатии ко всему, что происходит на поле битвы. Это умение мне представляется гораздо более весомым аргументом, нежели способность Львиного Сердца возвращать на поле боя паникующих бойцов. Кому нужны три недобитых копьеносца, когда все уже и так решено? Впрочем, эта способность обязательно найдет применение в бою. Жаль, что остались за кадром уникальные битвы, которые Ричард выигрывал, порой, почти в одной ночной рубашке, вытягивая все полураздетое войско на своих собственных плечах (битва при Яффе, 1192 год). Турок Нур-ад-Дин временно повышает боевые качества своих воинов, в то время как Саладин делает то же самое, только несколько эффективнее. Примерно тем же самым занимается Филипп II. Совсем другое дело, что все эти товарищи могут применять свои способности несколько раз за одну битву, а Комнин – только раз в бой… Из прочих особенностей кампании, которая покрывает территории от севера Египта до юга Кавказа, можно выделить разве что большое количество «уникальных» воинов. Тамплиеры и госпитальеры всех мастей (и званий) эффектны и эффективны. Красота. В целом же эта кампания рассчитана на тех, кому хочется огородить гроб Господень от сил ислама или наоборот, изгнать неверных из Святой земли. Совсем другое дело, что никаких ассоциаций, например, с «Царством небесным», не возникает. Жаль.
К XIII веку тевтонцы окончательно оформились в один из могущественнейших орденов Европы, который решил заняться спасением языческих душ. В качестве объектов, которым необходимо спасение, выступают Литва и вполне себе христианские Польши и Новгород, которые, тем не менее, обязательно испытают на себе всю мощь военной машины тевтонов. На южных рубежах славян тревожат монголы, с севера Новгород тесним датчанами, а с запада наседает тевтонский орден. Или не имеющие ничего общего между собой поляки, русские и литовцы объединятся, дабы оказать достойное сопротивление рыцарям Христа, или падут по одиночке под мощными ударами будто сговорившихся язычников и католиков. Особенность этой карты – религия. Самые мощные войска тевтонцы способны нанять в тех провинциях, где велико влияние католицизма. Литовцы по ходу дела могут сменить религию, что, впрочем, никак не скажется на отношении тевтонов к ним, однако коренным образом изменит схему развития государства. В то время, как датчане, захватив Скандинавию, могут организовать новую фракцию – Кальмарскую унию, тевтоны всецело опираются на силу меча. Идеальным типом населенного пункта для них является замок, тогда как города никогда не разовьются до нужного уровня. Польша и Священная Римская империя изначально недоступны, впрочем, как и монголы. Новгородцы совершенно не впечатляют: весьма слабая пехота и обилие ляпов (конный стрелок «казах» - это еще самый безобидный пример того, за что можно обидеться на Creative Assembly…) делают игру за Новгород не особо увлекательной. Кстати сказать, в игре имеется «историческая» битва на Чудском озере. Надо сказать, что местные ландшафты несколько разнятся с моими представлениями о том, как должно выглядеть озеро. В общем, это не самая лучшая кампания Kingdoms, но, пожалуй, одна из самых близких нам, россиянам. Родные города, почти всамделишные «казахи»…
В XVI веке испанцы прибыли на континент, который еще даже не подозревал о тех реках крови, которые вскоре должны были пролиться на грешную землю Америки. В то время, как Ацтеки и Майя пытаются расширить собственные владения за счет племен Тлаксалана, Тарасков и Чичимеков (все три фракции недоступны изначально), а апачи, будучи прикрыты лишь честным словом и тряпкой на бедрах, строят планы по завоеванию мира, коварные колонисты (Новая Испания) уже прицеливается в самое сердце могущественных империй. И даже нельзя сказать точно за счет чего коренные жители Америки могут спасти свой суверенитет. Раздираемые междоусобными воинами индейцы – прекрасная цель для малочисленных конкистадоров и только настоящие военные гении ацтеков, майя и апачей могут попытаться бросить вызов бронированным воинам из Старого Света. Эта кампания обладает интересной спецификой. Полное отсутствие замков как таковых, чрезвычайно низкий уровень развития большинства племен (в плане оружейного дела в том числе) и дефицит конных воинов у ацтеков и майя делают аборигенов, казалось бы, отличной целью для стендовой стрельбы. Однако конкистадоров довольно мало и им приходится полагаться, во-первых, на помощь из-за океана, а во-вторых – на местных наемников, которые, как вы прекрасно понимаете, недалеко ушли от «регулярных» войск тех же ацтеков. Эпидемии, «тропа войны» (местный аналог крестового похода в исполнении апачей), исследования территорий – все это выходит на первый план. Карта изначально покрыта туманом войны и очертаний континента испанцы не видят. Лучший способ добывать средства на пропитание – торговля и разграбление индейских поселений. В принципе, индейцам есть, что противопоставить Новой Испании, но всего этого хватает на пару генеральных сражений, после чего галеоны, под завязку набитые золотом, умчатся в Старый Свет…
Графика, звук – все это мы уже видели и слышали в M2. Уникальные юниты и фоновые мелодии (для каждой кампании – свои) – еще пара плюсов в копилку Kingdoms. Огрехи локализации (jewel-версии которой, пока не существует, поэтому приходится мириться с тем, что Kingdoms стоит около 500 рублей) остались те же, что были замечены еще в M2, но в целом игра вновь производит сугубо положительное впечатление и потраченных денег не жалко. Лебединая песня Medieval 2 предлагает нам широчайший выбор кампаний и эпох, в то время как полноценную «революцию» в сериал должна привнести Empire, в которой, судя по скриншотам, наконец-то появятся тактические бои… на море.
P.S.
Особо надо отметить режим коллективной игры за одним ПК. Весьма ущербный, надо сказать. Представляете себе бой в M2 между двумя игроками на одном компьютере? Вот и я про то же. Так же очень радует факт появления редактора сценариев, программы для записи роликов во время битв и unpacker'а для ресурсов игры. Совсем другое дело, что, цитата: "ни один из этих инструментов официально не поддерживается Creative Assembly или Sega"...
Автор: katarn
Дата: 30.09.2007