Age of Nations?

Можно сказать, что Age of Empires породила некую особую прослойку RTS. Потому что похожих своей концепцией на AoE игр вышло довольно много, но отнюдь не все они запомнились. Empire Earth был довольно-таки дерзким клоном, которого не довели до ума. Мало кто догадывается, что концепция Empire Earth 2 (который, как мне кажется, оказался неудачнее первой части) была слизана с Rise of Nations.

RoN - довольно забавный продукт. Во-первых, авторы попытались скрестить в ней стратегию в реальном времени и пошаговую стратегию. Во-вторых, замечен отход от традиций, которые установила Age of Empires.

Национальный интерес.

Итак, дорогие мои непризнанные президенты, монархи, деспоты и генсеки, вам вновь выпала честь поиграть с историей человечества. Кстати говоря, в RoN история начинается примерно в 4000 году до нашей эры, а не в пропахшей шкурами мамонтов древности. И заканчивается в наши дни, а не в эпоху киберсубпространственных веников и прочих порождений больных фантастов. Поэтому в Rise of Nations всего восемь стадий развития человеческого общества.

Начну, пожалуй, с самого интересного – игрового процесса RoN и его отличий от классической схемы, продиктованной AoE. Те, кто играл в Empire Earth 2, но не играл в обсуждаемую игру, – загибайте пальцы.

[​IMG]
А это гордая столица Урала.

Вы не поверите, но здесь есть еда. Честное слово! И даже ратуша, которая порождает крестьян. Только Town Hall’ы здесь называются городами и даже носят названия, связанные, как нетрудно догадаться, с нацией, которой принадлежат. Каждый город распространяет вокруг себя некую зону – это «национальные границы». Внутри этих границ можно строить здания и новые города. Чтобы ваша территория росла, надо воздвигать города, крепости и делать нужные исследования. Если на вашу землю ступит ворог, то он начнет медленно помирать, если не озаботился взять с собой обоз. Ведь всем известно, что в походе без женщин тяжело.

Как мы уже выяснили, еда в RoN имеется. Добывают ее те же самые крестьяне. Только, слава богу, никаких волчьих ягод или стад слонов здесь нет. Пища добывается только на колхозных полях, так как все народы в RoN владеют секретом земледелия с самого начала игры. Ну и правильно – эта гонка за реализмом уже надоела. В каждом городе может быть не более пяти (!) грядок с морковкой или поголовьем свиней (неважно, что или кого там растят, – это все для декора). А почему именно пять? Потому что потому. Видимо, чтобы игрок не сидел на одном клочке земли и строил новые поселения.

Следующий по списку ресурс – дерево. Его рубят лесорубы, как это ни парадоксально. А чтобы они этим занялись, нужно построить трудовой лагерь. Чем больше леса попадет в радиус действия лагеря – тем больше древесины там смогут заготовить.

Золото же в RoN добывается весьма оригинально. Никаких золотых приисков тут нет. Презренный метал генерируют некоторые здания, такие, как храмы и рынки. Откуда золото берется там – история умалчивает. Чем больше ваших городов связаны между собой торговыми караванами – тем больше будет доход. Также, если имеется союзник или нейтральный игрок, то неплохо наладить торговлю и с ним.

[​IMG]
Кажется, я не наигрался в Red Alert.

Ступив в классическую эпоху, откроется новый ресурс – железо. Оно добывается так же, как дерево, но только с поправкой на то, что нам нужно строить шахтерский лагерь у гор. Чем больше гора – тем больше железа там смогут добыть. Всё элементарно и просто. В индустриальную эпоху открывается нефть. В результате на карте появляются некие черные лужицы – там надо строить нефтяные вышки, и черное золото потечет к вам рекой.

Последний «ресурс» - знания. Эта абстрактная штука генерируется в университетах. Но к этому процессу крестьяне уже не имеют никакого отношения. Построив университет, игрок должен нанимать ученых, которые, просиживая штаны на конференциях, будут генерировать этот экзотический ресурс. На город положен только один университет, но и этого вполне хватает. В начале игры знания нужны только на исследования. Но потом будут нужны и для создания ядерного оружия (куда же без него, родимого?).

Процесс добычи ресурсов в RoN несколько необычен. Крестьяне что-то куда-то возят только для вида. На самом деле ресурсы капают в казну по самому факту работы, и поэтому не надо мучительно долго ждать, когда же он срубит это несчастное дерево. В левом верхнем углу нам показывают, сколько единиц ресурсов у нас есть на руках и каков их прирост. Но также есть и предел максимального дохода, о котором нам сообщат. Чтобы избавиться от этого ограничения, надо лишь сделать нужное исследование в библиотеке.

Переход из века в век тоже выглядит необычно. У нас имеется библиотека – поистине культовое сооружение. Там проводятся различные исследования, влияющие на наше государство, – увеличивают лимит населения (никаких домов в Rise of Nations нет и в помине), увеличивают максимальное число городов, число караванов и т.д.. Когда нужное число исследований будет сделано (обычно по одному в каждой сфере), то можно приступить к переходу в следующий век.

Помимо ресурсов, в игре есть немало и других способов обогатиться. Например, есть то, что называет «редкие ресурсы». Это такие вещи, как меха, хлопок, серебро, специи, уголь, уран и многое другое. Чтобы завладеть таким ресурсом, всего лишь надо отправить туда торговца. Он построит там лавочку, и она начнет приносить доход в виде обычных ресурсов, а также даст некий полезный бонус. Апельсины помогут кораблям лечиться на воде, меха снизят стоимость исследований военной отрасли, а табак сократит время строительства зданий (хотя должно быть наоборот – без табака строители работали без перекуров).

Наука побеждать.

Чем меня приятно порадовала Rise of Nations, так это тем, что большая куча юнитов вовсе не является залогом успеха. Вы можете построить хоть тридцать рыцарей или танков, но без поддержки других войск их быстро разобьет куда более меньшее количество вражеских юнитов. То есть в игре практически нет бесполезных войск, но чудес микроконтроля проявлять не надо. Достаточно лишь сделать основной штурмовой отряд смешанным и не забыть дать ему обоз, чтобы не повторить приключений Наполеона в России. А следом отправить осадные орудия и выдать им свой обоз – в этом залог военного успеха почти во всех веках. Лишь потом, когда появится авиация, или если на карте очень обширные водные пространства и без флота никак. Еще одна приятная мелочь – в RoN не нужны транспортные корабли. Ваши умные юниты сами превращаются в транспортники, когда ступают на воду. В таком положении они очень уязвимы, но зато это здорово экономит время. Имеют место различные интересные штуки, которые могут разнообразить тактику: генералы, усиливающие юнитов, шпионы, проникающие во вражеские здания и перекупающие вражеских солдат, диверсанты, подкладывающие под здания взрывчатку и укладывающие пехоту из снайперской винтовки (разве что не кричат прокуренным голосом: “I’ve got a present for you!”).

Карфаген не может быть разрушен.

В RoN еще очень хитрая схема по захвату городов. Дело в том, что, будучи однажды построенным, город уже не может быть уничтожен. У истории свое мнение на этот счет, но кто ее спрашивает? Недружелюбное поселение сперва должно быть расстреляно из осадных орудий (можно и простыми юнитами, но они это делают удручающе медленно), а когда появится надпись “Reduced!”, то захвачено пехотой. Затем проходят одна-две минуты, за которые город будет ассимилирован, и лишь только потом он переходит под ваш контроль, а враги начинают получать урон, ступив на его территорию. Вместо осадных орудий можно использовать бомбардировщики, крылатые или ядерные ракеты – но это уже зависит от эпохи и располагаемых ресурсов.

Где-то в начале статьи автор распинался, дескать, есть тут элементы пошаговой стратегии. Дело в том, что в оригинальной Rise of Nations нет кампании. Нет ее, и всё. Зато есть режим игры "Conquer the World". Мы имеем карту мира, поделенную на регионы (очень вольно поделенную, надо сказать). Изначально каждая нация владеет только одним регионом. Игроки, двигая «фишки», символизирующие армии, вторгаются в соседние области и присоединяют их к своей империи. Ступив на нейтральную территорию, вы должны дать бой варварам (в которые за что-то записали шумеров и персов). В реальном времени, разумеется. Когда нейтральных территорий не останется, нации начнут сводить счеты друг с другом. Хотя для победы достаточно захватить столичный регион, и враждебная цивилизация великодушно сдастся и отдаст все свои земли победителю (тоже с трудом верится, но на первый раз поверим). Но уничтожать друг друга тоже не обязательно. В RoN есть некая убогая система дипломатии, с помощью которой можно покупать земли и заключать союзы. Короче говоря, в режиме "Conquer the World" очень много своих нюансов, и он очень интересен. Единственное, что омрачает его, - так это большое количество наций и малое число регионов. Это ну просто нереалистично.

[​IMG]
Сейчас мы изобретем венский вальс.

Отменный табак!

Выглядит игрушка отменно. Она сама не трехмерная, но экран можно зумировать! Не до такой степени, как в Empire Earth, но это и не надо. Кстати, юниты в игре обладают трехмерными модельками и при максимальном приближении выглядят очень красиво. Авторы даже не поскупились на анимацию. Чего стоит только особый юнит русских Shock Trooper, который в свободное время покуривает махорку (даже если у вас нет такого незаменимого ресурса, как табак). Здания тоже выглядят очень классно – постепенно они соединяются между собой дорожками, и создается впечатление, что перед тобой действительно город, а не безликая «база». И юниты, и здания, помимо прочего, обладают характерным для культуры своей нации дизайном. Конечно, не до такой степени, чтобы японцев и китайцев можно было отличить по внешности, но с нубийцами вы их не спутаете ни в одной из эпох. А наций в игре, между прочим, очень много. И у всех есть как минимум по три уникальных юнита и обязательная особая сила. Хочу поставить авторам еще один плюс за то, что они не поленились напрячь извилины и дали некоторым народам, не дожившим до наших дней, уникальные юниты поздних эпох. Противотанковая пехота майя и ацтекские морские пехотинцы-ягуары - это жесть в хорошем смысле. Действительно, кто знает, чем бы нас удивили ацтеки, доживи их цивилизация до наших дней?

Озвучка, к сожалению, не самая сильная сторона RoN. Музыка на среднем уровне, но хочется чего-то большего. Юниты говорить тоже не умеют – в лучшем случае кряхтят или скрипят.

А вот AI приятно порадовал. В оригинальном Rise of Nations компьютерный противник мог дать прикурить даже на среднем уровне сложности. Он вовсю применяет фланговые атаки, засылает шпионов и не бросается грудью на амбразуры, а сперва подгоняет осадные орудия. Если позволить ему расползтись по всей карте (а он очень любит строить города везде, куда доберется), то победить уже будет очень сложно. Но если игра покажется вам слишком трудной, то сложность (!) можно изменить прямо во время игры!

[​IMG]
Я всегда знал, что из эфиопов выйдут отменные строители коммунизма.


Thrones & Patriots, или "Что делал слон, когда пришел Наполеон".

Thrones & Patriots - дебютный add-on, который в свое время прошел мимо меня. Я, глупый, сперва даже сомневался – брать его или нет. А теперь понял, что в оригинальный RoN мне играть будет скучно. Нас ждет шесть новых наций, которые почему-то были забыты в оригинале (особенно странно, что там не было таких древних и могучих цивилизаций, как индийцы, персы, голландцы и американцы). Разумеется, со своими юнитами и особенностями. Также появились формы правления и сопутствующее им здание. Наши трудяги теперь могут возвести сенат, где можно выбрать интересующую вас форму правления. Сперва это будут деспотизм и республика, затем монархия и демократия, и, под конец, социализм и капитализм. Каждый вид правительства дает некоторые бонусы, а также порождает «патриота». Это бесплатный юнит, который обладает способностями генерала, но имеет и некоторые свои преимущества. Например, патриот монархии - король (оригинально, правда?) - способен выполнять функции обоза с припасами, а патриот республики - сенатор - умеет подкупать вражеских солдат на манер шпиона. В режиме "Conquer the World" теперь стало куда больше свободной земли и появилась нормальная система дипломатии. Услышав гневные возгласы фанатов, авторы добавили и нормальные кампании. Почти нормальные. Потому что в T&P кампании похожи на тот же "Conquer the World", но мы ограничены рамками одного события. Всего таких кампаний четыре: Походы Александра Македонского, Война за Новый Свет, Походы Наполеона и Холодная Война. Самое странное, что нет ничего про Вторую мировую. Но и имеющиеся кампании являются очень интересными. Дело в том, что у каждой из них есть особые условия. В этом плане мне больше всего понравилась Холодная Война. Игрок выбирает между Советским Союзом или США, но вместо тупой ядерно-танковой мясорубки нам предлагают задавить врага экономически. Каким образом? Вовлекая в Варшавский договор или НАТО новых членов, уговаривая дипломатически, устраивая акции «политической стабилизации» (свергая правительство силой, грубо говоря) или, действуя руками шпионов и диверсантов, провоцировать революции (есть тут и диверсионные миссии). Чем больше у вас союзников – тем больше доход. А уж на вырученные деньги надо покупать ядерные ракеты, которые послужат гарантом мира в Холодной Войне. Но не забывайте следить за уровнем угрозы – если он достигнет пятого (тот, который называется Red Alert), то Red Alert и начнется. Только без медведей, хроносфер и тесла-пехоты. То есть каждая кампания – это игра в игре.

Есть в игре и недостатки, но они ничего особенного собой не представляют. Тем более что Rise of Nations и так не особо известная игра – так зачем же ей имидж портить? Я считаю, что среди клонов и подражателей Age of Empires это самая оригинальная, самобытная и хорошая игра. Рекомендую всем, кто еще не играл.


P.S.: А еще в ней можно грабить корованы в прямом смысле. Если ваши юниты подстрелят вражеский караван, то смогут поживиться золотишком.

Автор: Мугайс
Дата: 08.04.2009

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей