И такое бывает. Казалось бы, сижу, не трогаю никого. Захотелось снова окунуться в мир портативного гейминга, нашёл со времён заплывов в продукцию Grasshopper Manufacture немного запылившуюся DS Lite. И тут внезапно шутер от первого лица.

...Ну-с, хоть отдохнём от рпг'шек. А всем читающим, разумеется, добра!

Да, DS действительно можно было заставить работать с тремя измерениями. Пусть и на уровне аддона SEGA 32X (и ранней PS1), но сам факт! Но реализовать сию возможность так, чтобы выглядел результат хотя бы прилично для публичного показа, — это уже совсем другое. И ребята из Renegade Kid уже во второй раз (первым был Dementium) показывают, что на портативной консоли от Nintendo действительно можно сделать что-то отличное от спрайтовых адвенчур. Что ж, я, честно говоря, понятия не имею, как меня вообще занесло в жанр шутеров, но настало время поиграть в Moon!

Завязка сей космической истории впечатляюще банальна: не самое отдалённое будущее, человечество начало более углублённое освоение Луны и внезапно обнаружило на её поверхности люк, ведущий в недры спутника. Именно по этой самой причине Вы в лице майора Эдварда Кейна были призваны начальством убедиться, что бывшие владельцы странных лунных шахт, плавно перетёкших в заводы и лаборатории, так и останутся бывшими. Но, как это обычно и бывает, всё очень спешным темпом пошло не по плану, посему герой будет вынужден отправиться вершить правосудие, прихватив с собой чудо-винтовку с бесконечным боезапасом, ознаменовав для нас начало геймплея!

...Который, в свою очередь, ознаменовал начало детального освоения со всеми премудростями управления.


Действительно, управление — это что-то с чем-то. В силу отсутствия на DS аналоговых стиков (которые для подобных игр желательны в количестве аж двух штук) разработчикам пришлось немного поломать голову над тем, как же распихать все нужные действия по имеющимся элементам управления. Как итог: крестовина отвечает за передвижение персонажа, левый шифт — за стрельбу, а сенсорный экран заменил мышь. Не сказать, что я был в таком уж прям восторге от подобной реализации (более того, поначалу я даже не мог взять в толк, как правильно держать консоль в руках-то, она постоянно выскакивала), но со временем с управлением свыкся и даже более-менее приноровился уворачиваться от вражеского огня. Другое дело, что в игре отсутствуют как явление такие, казалось бы, фундаментальные вещи, как приседание и прыжки. Перекаты и прицелы с плеча тоже, к слову, до Луны не долетели. Ладно уж, чёрт с ними, с приседаниями, но отсутствие прыжков в таком-то сеттинге — это действительно потеря! Бравый наш майор Кейн время от времени выбирается на поверхность, но проникнуться такими моментами мешает абсолютная и бескомпромиссная прикованность его ног к лунной тверди, и поделать с этим ничего, к сожалению, нельзя. А ведь такая уникальная возможность была привинтить нестандартную физику... Зато дадут порулить продвинутым луноходом, что радует. Отсутствие возможности прыгать сказалось и на остальном геймплее, который ограничился лишь простым стрейфом от вражеских снарядов, а препятствия, которые вполне можно было бы перешагнуть, стали непреодолимыми барьерами. И так всю игру.

Внести разнообразие было призвано различное дополнительное вооружение, всё поголовно научно-фантастическое. Более того, Кейну даже презентуют удалённо управляемого маленького дроида, способного забираться в вентиляционные отверстия, но о нём чуть позже.

1. Super Assault Rifle (aka SAR) — стандартное оружие Кейна, с которым он прилетел с Земли. Вылетающие из неё пульки лишь слегка пощипывают врагов (особенно ближе ко второй половине игры), но в условиях постоянной нехватки боеприпасов винтовка останется основным оружием героя чуть ли не до самого финала всей этой истории.
2. Muon Pistol — инопланетный аналог магнума. Да ещё и с прицелом сбитым. По крайней мере, чтобы попасть хоть в кого-то, нужно целиться не точно в противника, а немного ниже и правее. Жалят выстрелы, кстати, очень больно.
3. Quanta Rifle — усиленная версия обычной винтовки, радует почти полным отсутствием разброса. Патроны чудо-пушка ест с огромной скоростью, посему прописывается она только самым злостным и толстокожим боссам.
4. Fermion Sniper — инопланетная снайперская винтовка всё равно остаётся снайперской винтовкой. То бишь катастрофически малый боезапас в сочетании с разрушительной силой. Но пользоваться ей тяжело, поскольку, взяв её в руки, Кейн теряет возможность ходить вперёд-назад, а одним стрейфом сыт не всегда будешь.
5. Lepton Spread — sci-fi-версия дробовика. Для мелочи достаточно одного попадания, но оружие требует очень близкого контакта, что опасно для здоровья.

Два последних вида оружия выдаются буквально под самый конец игры:

6. Oxid Cannon — инопланетная ракетница и первое оружие в игре, которое наносит урон по площади. Страшная вещь, даже финальному боссу от неё несладко приходилось.
7. Seeker Pods — инопланетная ракетница2. Отличается от предыдущей большим радиусом поражения и автоматическим наведением на цель.

Как ни странно, все виды оружия весьма сбалансированы и ситуаций, когда новоприобретённая пушка полностью затмевает собой старую, здесь нет. Всё равно патронов всегда мало, поэтому пользоваться придётся всем подряд. И советую как можно скорее научиться нормально стрелять из мюонового пистолета, поскольку на нормальном уровне сложности эта штука аннигилирует обычных охранных роботов с одного попадания.

Помимо самих видов оружия под них можно найти улучшенные обоймы, умещающие в себя в два раза больше энергии/патронов/элементарных-частиц/чем-они-блин-там-стреляют. Обычно мимо них пройти сложно, но есть и такие, для получения которых Кейну жизненно необходим будет помощник. Желательно миниатюрный и удалённо управляемый.


Да, речь идёт о том самом маленьком дроиде. Дело в том, что спокойному и размеренному продвижению игрока по сюжету будут мешать не только многочисленные враги, но и проклятые силовые барьеры, которые, конечно же, отключаются только с противоположной стороны. Для таких случаев предусмотрена система вентиляции, куда и может залезть дроид. Поскольку малыш вооружён только одной парализующей электрической пушкой, весь геймплей за него сводится к отчаянному уворачиванию от вражеского огня и скорейшему нахождению выключателей силового поля, которые висят порой далеко не в самых очевидных местах. Несмотря на то, что здоровье у него восстанавливается автоматически (автовосстановление-е-е!), на рожон лучше не лезть, иначе, если бедолагу разберут на винтики, игра закончится таким же гейм овером, как если бы убили самого Кейна. К слову, отключение барьеров — не единственная работа для маленького дроида. Ещё им можно находить запрятанные артефакты пришельцев, которые открывают дополнительные миссии. Мелочь, а приятно.

Другое дело, что играется всё это довольно монотонно. Уровни с виду размашисты, но на практике преступно линейны, сюжет будет постоянно требовать от игрока строгого порядка выполняемых действий и не допустит никакого проявления свободы воли с его стороны. По сути, паттерн всей игры такой: дойти до точки на карте, потом дойти до другой точки на карте, потом дойти до босса и убить его. И всё это происходит в комплексе, карта которого похожа на кишечник. Иногда монотонность разбавляется поездками на луноходе (нормальными, а не рельсовыми), но это лишь капля в море. С боссами ситуация вообще печальна. Во-первых, они все поголовно пали жертвой "копировать-вставить". Во-вторых, некоторые их представители жутко тупы. Мини-босс, представляющий собой стреляющую дверную защитную систему — это просто эталон отсутствия интеллекта. Всё, что нужно сделать, — это взять в руки SAR, встать напротив него, зажать кнопку стрельбы и заняться своими делами. Например, начать писать этот обзор. :)

Одно мне непонятно: почти всю игру мы находимся на лунной базе пришельцев, но сражаемся лишь с охранными роботами всех цветов и фасонов. Где, блин, владельцы комплекса? К середине игры появляется лишь один вид инопланетной формы жизни, и снова до конца будут одни роботы. Однотипные враги всю игру — не самое лучшее лекарство от монотонности.

Но вернёмся к сюжету, коль уж упомянул я его. В целом дальше вышесказанного игра не уходит, ограничившись лишь стандартными "мы не одни во Вселенной" и "людей умышленно выращивают как домашний скот". Да, я не думаю, что этот спойлер так уж сильно испортит впечатление, поэтому наступлю себе на горло и озвучу: под поверхностью Луны в лабораториях инопланетяне делают выжимку из человеческих внутренних органов. Которой, кстати, и являются местные аптечки, что подбирает главный герой. Вроде так ничего особого, но стоит призадуматься над этим, как по всему телу проходит лёгкая дрожь. Бр-р-р, игра, ты неприятная. Но зато мы теперь плавно подбираемся к тому моменту в сценарии, который я никак не ожидал здесь в нём увидеть и который меня дико порадовал. Я, блин, впервые в подобном увидел моральные терзания пришельцев по поводу того, правильно ли они поступают так с человеками! Оказывается, и на далёких звёздах есть партии зелёных, крайне негодующие по поводу экспериментов над живыми организмами. Это просто глоток свежего воздуха в застоявшемся научно-фантастическом штампе. Что радует, эта сторона игры даже получила какое-никакое развитие, хоть и опциональное, поскольку игрок об этом узнаёт из терминалов, разбросанных по уровням. Абсолютную радость прервал проклятый клиффхэнгер после битвы с финальным боссом. НУ ПОЧЕМУ ВСЕГДА ТАК. Но продолжение игры вроде как планируется, потому узнать окончание этой истории ещё есть шансы.


Музыка... До последнего я оттягивал момент, когда речь пойдёт о ней. Дело в том, что, сколько ни размышляя, я так и не понял, нравится она мне или нет. Вышедший из-под пера композитора Гаррета Вайлдэя и с лёгкой руки программистов Renegade Kid помещённый в игру, звуковой фон Moon просто лежит за пределами обычного "нравится / не нравится". И нет, это не очередные оркестровые дуделки, которые как братья похожи друг на друга и про которые обычно много и не скажешь. Так что же там такое? Саундтрек Moon — это отборнейший кислотный lo-fi глитч и шум с минимумом мелодии! О да! Пульсации, скрежет и прочая безумная какофония звуков будут сопровождать Вас всю игру, давить на нервы и всмятку плющить психику. И это при том, что Moon хоть и является игрой довольно мрачной, по натуре своей — далеко не ужастик.

Да, описать ощущения от отдельного прослушивания музыки в плеере сложно, но в самой игре она звучит убойно. Более нездоровой, неуютной и просто неприятной атмосферы ещё поискать надо. Если бы так случилось и игра пошла по стопам Dead Space, то саундтрек даже не пришлось бы переписывать, в происходящее он бы вписался даже лучше, чем сейчас. Но что имеем — то имеем.

Theme — это не совсем главная тема игры, но я её назвал так потому, что звучит она всякий раз, когда герой спускается под поверхность Луны и поднимается обратно.
Final Level — одна из немногих "боевых" композиций. Ритм в сочетании со своеобразным звучанием.
Track 3 — композиция с минимумом звучания. Когда после скрежета наступает такая гробовая тишина — это офигенно, на мой взгляд.
Track 8 — типичный пример местного нойза.
Track 9 — тема битвы с мини-боссом. Квинтэссенция того, что я говорил выше про неприятное звучание.

Даже то, что на дисках саундтрек так никогда и не вышел, несильно печалит. Не, печалит, конечно, поскольку у треков тогда были бы нормальные названия, но, в силу его жанра, количество килобитов в секунду тут ни на что особо не влияет, поэтому вполне должно хватить рипа саундтрека отсюда. Но захочется ли кому слушать такую музыку потом отдельно?.. :)


Не лишним, думаю, будет добавить, что игра была переведена на русский язык. Не официально, конечно, а энтузиастами из Owls Group. Зато никакой языковой барьер теперь не помешает вникнуть в происходящее на Луне и проникнуться атмосферой полного пипеца, в который угодил главный герой. Конечно, перевод не идеален, местами встречаются небольшие помарки, но он всё равно гораздо качественнее какого-нибудь там Kudos'а, поэтому впечатление от игры испортиться не должно. Тем более какой сюжет может быть важен в шутере? (: Скачать патч-русификатор можно отсюда, а ром уж на Вашей совести.

Насчёт итога я прям затрудняюсь. Шутеры от первого лица — не моя стихия, посему даже сравнить особо не с чем. Так-то Moon — игра неплохая и местами даже весьма интересная, но в целом довольно однообразная. Возможность управления луноходом была очень заманчивой, но её так и не развили во что-то серьёзное, лишь пару раз дав побаловаться. Посоветую дождаться ремейка игры на 3DS под названием Moon Chronicles, который Renegade Kid с какого-то перепоя решили выпускать по кусочкам, или, говоря серьёзным языком, эпизодами. По крайней мере, первый фрагмент уже есть в eShop, и в него даже можно поиграть (правда, как я правильно понял, только в американском регионе). Более того, на 3DS же есть аналоговый стик (а с Circle Pad Pro — целых два), поэтому впечатления от игры будут получше. Что радует, разработчики грозятся после релиза всех запланированных эпизодов начать работу над продолжением оригинальной истории. Надеюсь, так и случится.



Различие между DS и 3DS версиями игры

Реализация — 6 (В целом игра весёлая, но начинает быстро утомлять из-за постоянной беготни туда-сюда. Наличие миниатюрного дрона и лунохода немного разбавляет монотонный геймплей.)

Музыка — 8 (Нойз отменный, но кроме него, к сожалению, в саундтреке практически ничего нет.)

Сюжет — 6 (Как ни странно, местами вполне недурно. Даже удивили пару раз.)

Личное мнение — 7 (О потраченном времени не пожалел, что самое главное.)

Автор: Ravosu
Дата: 01.10.2014

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей