Сразу оговорюсь, что термин "арт-игры" я выдумал сам. Термин описательный. Так я придумал называть игры, где главой проекта становиться не опытный гейм-дизайнер, а человек или люди из мира искусства - писатели, художники, вожможно музыканты. Ну либо человек с творческим подходом.
Особенность таких игр в том, что самым главным тут становится не геймплейный элемент, а идея и видение автора. Наоборот геймплей, жанр, визуал служат инструментами реализации идей автора.
Хорошо это или плохо - вопрос открытый.
Такой подход не нов - Ico, Shadow of Colossus выходили аж в нулевых 00-х. Но в последнее время появление таких игр учащается в инди-сегменте - Disco Elysium, Gris, Friends of Ringo Ishikawa, 198X.
Для кого-то нижесказанное будет очевидным, и забегая вперед скажу, что срач вокруг "арт-вещей" выстроен, по традиции, вокруг вкусовщины, но давайте чутка попробуем разбораться как оно работает и какие собирает мифы!
Как работает восприятие.
Вся вкусовщина и наши взгляды на искусство или масс-маркетовый продукт обусловлены исключительно процессами в нашем организме. Есть простейшее объяснение как работает восприятие, показанное в коимксе "Понимание комикса" про ток как рисовать комиксы или что-то вроде того. Объяснение неидеальное, но доступнее я не нашел.
Итак. Пример со смайликом отлично демонстрирует восприятие. Наше сознание не запоминает все подряд. Оно запоминает яркие образы, яркие реперные точки и уже затем достраивает остальное благодаря ассоциациям. То есть увидев три реперные точки - глаза и рот, мы не можем не видеть лица. Все. Надо сильно напрячься, чтобы увидеть хотя бы розетку.
Такое может быть и не с образом, а например с цветом. Вот видим мы синий и можем подумав вспомнить море, небо, стеклоочиститель на Новогоднем столе, но никак не траву или кирпич. Или со звуком.
И как мы видим образ влияет не только функционально (это лицо), а еще может и эмоционально, в образе мы можем узнать эмоцию. То есть проассоциировать его с какими-то эмоциями. Ну например песню или запах маминых духов. Также работает ностальгия. Увидев условного Черного плаща наш мозг строит ассоциацию с детством.
А теперь пойдем дальше.
Искусство субъективно
Этот постулат появился в 19 веке и стал укрепляться. Так почему только тогда? Потому что тогда началась некая глобализация. Да, мы все разные. У всех у нас свой путь, свой жизненный опыт, свои образы и ассоциации. Как функциональные, так и эмоциональные. У всех свои триггеры. И если с лицами все люди по всей планете имеют одинаковый опыт и образ с ассоциацией тут неизменен, то.........
Давайте возьмем картину.
Внимательно посмотрим на картину Джероломо Индуно.
Скорее всего для вас это неплохо написанное полотно. С небольшим красивым пейзажем. На ней вполне себе волевой мужик, какой-то полководец из Италии! Возможно, небо подсказывает, что он с утра готовится к битве. Отсутсвие огня говорит, что битва не началась.
Чисто функционально - все понятно. Но что же эмоционально?
А вот тут уже не просто. На картине изображен итальянский революционер - Гарибальди.
И вот тут начинаются разночтения.
Итальянцы, согласные с его деятельностью - возможно почувствуют радость и гордость, ведь он объединил Италию.
Итальянцы, несогласные с его деятельностью - злосьть и гнев
Любители милитаристики и истории - обрадуются тоже, но СОВСЕМ по другому поводу - тут нарисована видная историческая фигура, военный. Как хорошо, что художники рисуют такого.
Ну а те кто не знают, кто на картине, те кого деяния Гарибальди не касались - остануться равнодушными к смыслу картины и скорее воспримут ее функционально.
И вот минимум из-за мультикультурности мы уже приняли полотно по-разному. Потому что у нас свой набор образов и ассоциаций. Но вот вштырит картина больше всего тех кто не просто знает Гарибальди, а еще и прожил жизнь, часто касаясь его образа. И это я еще разные его портреты не сравнивал.
Что же дальше?
Я художник - я так вижу
Авторское видение и авангрард в творчестве (я специально избегаю слова "искусство") не новость. Они посещали живопись, они посещали литературу, музыку, были в кино, в аниме и теперь пришли в игры. Что является логичной веха развития любого медиума.
В чем же суть. Суть в том, что автор старается передать образ очень субъективными и максимально оригинальными ассоциациями. Да. Тут как раз работает принцип "Я художник, я так вижу!" Но вот давайте посмотрим определение искусства (вот теперь не избегаю) Искусство — творческая деятельность, отражающая интересы не только самого автора, но и других людей.
И вот если автор упарывается в субъективные образы, живет по принципу "я художник, я так вижу!" - то это нормально и ничего страшного нет, если в вороне он видит вездеход. Просто творец должен быть готов к тому, что так видят еще максиум человек 5. Он работает с узкой аудиторией.
Ну вот возьмем знаменитую картину Ван Гога
Цель автора обратить внимание на цветовое насыщение ночи, но не на точность природного образа. На то он и экспрессионист. И если такая картина до сих пор не может привести всех к согласию, то....
То что говорить об играх?
Давайте возьмем Disco Elysium. Некая арт-тусовка взялась передать образ детектива-алкоголика в гниющем пост-революционном городе. И для его реализма.... отказалась от битв. Потому что если этот дядька будет давать всем ловко в нос и качать стату, то алко-образ начнет просто стираться. Абсолютно закономерно, что у тех, в чьем представлении РПГ - сильный герой, удивяться - а где битвы-то?
Недавний спор о сюжете Ringo Ishikawa и кнопки покурить, которая не несет в себе ничего.
Так почему? Цель автора была показать жизнь гопника в японском маленьком городке, где многие из его действий бессмыслены и возможно обречены напровал под натиском "взрослой жизни" и его характера. Посему и бессмыленная кнопка покурить. Быссмысленная настолько же, насколько эта привычка. Каждый САМ решает - курить или нет (вредно для здоровья, если что). Ни один курильщик (а у меня большой стаж) не объяснит зачем он курит, кроме перерыва и компанейства. Нуу так почему в игре это должно смысл нести?
И либо вам эта тематика близка, либо нет! Третьего не дано!
198X вывзывает не меньше справедливых обсуждений
Игра передает то самое детское отношение к играм, когда для нас это было приключением навроде "поиграть за ниндзя или полицейского или пилота корабля", а не "Платформер, битемап, RTS, FPS" Посему ,не смотря на атмосферу и стиль - тут ну ООООООЧень большие пробелмы с геймплеем. Но если сделать его глубже, ест ьриск потерять начальную идею.
Такое было и в серии Dark Souls, где сюжет подается обрывками. Такой подход выбран не просто так. Автор специально создает впечатление, которое он в детстве получал от англоязычных игр. Языка-то он не знал. и об окружающем мире мог только догадываться.
Либо Gris, которую я не рекоммендую "играть по описанию". Эта игра про ассоциации с цветами. А именно Gris. Соль игры не в сюжете, не в концовке, а в ассоциации художника с цветом. Именн опоэтому я не рекомендую читать о чем игра. Э тонаводит ваш ассоциативный аппарат.
Игра про то, что может быть связано с тем или иным цветом.
Красный - не только кровь. Но и песчаная буря.
То есть, красный цвет приводит в ваш мир песчаные бури.
Желтый - приводит свет от свечек, который "подсветит" новые платформы и пути.
Конечно можно хвалить или ругать визуальный стиль. Можно ругать простенький геймплей. Но вот цветовые ассоциации остануться на усмотрение игрока. Именн она усмотрение лично его ассоциативно-образного восприятия. Или штырит или скучаешь! Или в тебе есть эти ассоциации или нет! Правильные оба варианта - спорить бессмысленно!
Нулевые
Все бы ничего. И можно было бы даже не писать. Если бы вот это восприятие не попртила мода нулевых. Эти ассоциации надо прочувствовать самому и никак иначе. Иначе искусство просто не работает!
Но все-таки такое искусство тоже надо продавать и его обвешали мифами. Такое уже было в конце 19 - начале 20 века с живописью, но нас тогда не было. А тогда, в 00-е взгляд стукнулся в аниме и кино. Точнее, стукнулся-то он давно. Дэвид Линч, Космическая Одиссея - все это было не ново в 00-х.
В 00-е везде гремел арт-хаус, потому что стал модной фишечкой. И тут вопрос не в том, что сцены в классических произведениях данного направления представляли из себя рыболовные крючки в женской матке или разглядывание через огромную лупу трясущейся немытой женской целлюлитной задницы. Не будем осуждать творцов и зрителей за это.
Такой у них ассоциативный ряд. У всех свое восприятие красоты. И это не шутка.
Кстати, вот вам скрин.
Offtop
Шутка. Тут просто автор фильмов про целлюлитные задницы! Чтоб вам было понятнее о чем речь!
Вопрос в том, что в нулевые это стало обрастать мифами, что мол де в медиуме - кризис идей и менно эти Метрополисы, Голые задницы и Черные Квадраты пришли все встряхнуть. Мифами, что надо обладать недюжинной эрудицией, багажом знаний и интеллектом Эйнштейна, чтобы понять почему там задница воооооот такой ширины и почему рыболовные крючки используются не по назначению. Что вызвало у нестронников такого искусства еще больше вопросов. Кстати, справедливо.
Проблема не в том, что это утверждение про интеллектуальность неверно. Проблема в том, что это губит восприятие искусства и само искусство, сам арт-хаус на корню. Вы конечно, можете поизучать зачем автор любил снимать разные обнаженные места. Вы можете узнать, что это китч и шок-прием, использованный опосля падения цензуры на территории Сербии. Но это - НЕ ТО! Нормально от увиденного вас вштырит, только если эмоционально прошли такой же эмоциональный путь как и автор. То есть вы серб или жили в стране с подобными вопросами. Все остально не то. Не важно сколько у вас знаний в башке. Восприятие будет только функциональным, а значит неполным!
Но зато такой "псевдоинтеллектуальный" подход породил массу "ценителей", которые смотрели такое кино исключительно, чтобы показаться башковитыми. Ценителей, который орали, что все должно быть исключительно как их любимые "Сочувствия господину месть", "Агент Паранойя" и "Einsturzende Neubaunten". А этого делать нельзя! Равно как и орать, что вы любите печатные книги, запах полиграфии, забивать книгами шкаф, но на почитать "ой нет времени!"
Творчество, а особенно "авторское видение" нужно обязательно пропускать через свой эмоциональный ассоциативный аппарат. И только тогда оно вштырит. Или не вштырит. И оба варианта верные! Поэтому, если очередной шедевр современного искусства вам непонятен, вызывает снисходительную улыбки или оставляет равнодушным - это нормально, это не ваши образы. Как нормально и то, если вы не можете оторвать от него взгляд
-
Скрыть объявление
Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.
-
Скрыть объявлениеЕсли Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.
Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
- Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
- Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
- Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
- Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
С уважением, администрация форума Old-Games.RU
Комментарии
Сортировать комментарии по