Короче, тут много графомании с картинками, поэтому спрятал под кат
До того как Спилберг снял фильм про высадку на пляже Омаха спасение рядового Райана, одной из популярнейших тем западных игроделов, решивших сваять какую-нибудь игру про второй фронт Второй мировой, была Арденская операция. Про нее тоже снимали фильм, аж в 1965 году, говорят, постановка был впечатляющая, хоть к исторической достоверности у критиков были вопросы.... В общем, к чему я веду — решил тут перепройти старую ДОСовскую военную игру как раз посвященной данной битве – Tigers in the Snow от незабвенной SSI. Давным давно я уже играл в нее, но в версию для Apple II, и, кажется, на легком уровне сложности. Кстати, если я не ошибаюсь, для SSI "Тигры в снегу" стали первой игрой для платформы IBM PC.
Внешне "Тигры в снегу" выглядят очень даже неплохо для 1982 года. А если еще в настройках отключить отображение гексогональной сетки (Правда, без сетки лично мне оказалось играть неудобно. ), то картинка и вовсе станет "конфеткой": зеленые пиксели — "лес", коричневые — "холмы", между ними — русла "рек", в этой пиксельной мешанине угадываются очертания той самой местности Арденн, где развернулось сражение. Фишки тоже выглядят соответствующе — "танки" имеют силуэты танков, а "пехота" — солдат с винтовками. Напомню, что в начале 80-х нормой было выпускать игры и вовсе без графики, где игровое поле отображалось с помощью знаков препинания, а фишки-юниты — буквами.
Как можно заметить на скриншоте, в начале игровой партии все фишки-юниты и "американцев" и "немцев" расположены в правой части игрового поля очень плотным построением, как бы имитируя расположение войск обеих армий на 16 декабря 1944 года. Первой ходит немецкая сторона, а в дальнейшем игровой процесс протекает следующим образом: движение немецких подразделений (окромя первого хода), атака ими же войск Союзников, затем то же самое но для американцев. В конце хода нам покажут его итоги — оставшееся количество очков снабжения, топлива (которое тратят только немцы, ибо запасы у американцев бесконечные и это вроде как особенность игры за эту сторону) и "очки победы", заработанные каждой из сторон. Для тех кто привык к относительно современным пошаговкам будет большим сюрпризом (ну по крайней мере таковым стало для меня) отсутствие возможности выбора фишки-юнита для отдачи приказов (на перемещение или боевых) — компьютер это делает сам, за вас, активируя каждое подразделение согласно определенному списку. При этом пропустить юнит и вернутся к нему потом нельзя, и сие способно вызвать большие проблемы. Сколько раз мои войска оказывались в окружении из-за дружественных частей перегородивших путь отступления — "ходить" то через фишки даже союзные нельзя, как и занимать гекс сразу двумя подразделениями. Вообще, юниты в "Тиграх" не отличаются какой-то особой мобильностью: на первых порах вам не будет хватать очков движения даже на занятие не особо "тяжелых" гексов - их, кстати, тут четыре типа: "лес", "пересечёнка", "город", "чистый" — ну а дальше, с увеличением количества очков, вас будут "тормозить" вражеские зоны контроля, по правилам, входя в них, американские подразделения обязаны остановиться (но при этом оное правило не распространяется на немецкие танковые части) и разветвленная сеть рек, пересечение коих требует значительного числа очков.
Во время фазы атаки игра предлагает использовать одну из четырех тактик - от наступления в полную силу до разведки боем, аналогично и для обороны — подразделение может контратаковать, удерживать позиции, отступить или попытаться избежать боя. От этого зависит не только наносимый ущерб противнику/подконтрольных войск, но количество потребляемых единиц снабжения. Основным "боевым" показателем юнитов являются так называемые "Combat points"; величина непостоянная и с каждым сражением становится у юнитов оно уменьшается, имитируя таким образом истощение живой силы и ресурсов. Уровень сложности игры напрямую зависит от СР, при запуске нам дают возможность настроить количество "бонусных" или "штрафных" очков для каждой стороны, лично я предпочел играть на "историческом" балансе — это когда ни одна из сторон не имеет преимуществ и используются базовые показатели фишек. Могут ли юниты пополняться вне боя? Я лично не заметил, скорее всего нет. При очень больших разовых потерях СР подразделение может отступить (если есть куда, в противном случае юнит несет дополнительные потери) на 1, 2, а то и 3 гекса — при таком раскладе атакующий получает возможность ударить вновь. Если же потери подразделения достигли 20 СР и выше, то оно считается уничтоженным. Дабы избежать подобного развития событий на особо важных участках фронта в распоряжении игроков имеется возможность запросить артподдержку. Это выражается втом, что вам в начале хода начисляется энное количество очков "артиллерии", разово в атаке или в обороне можно использовать до 2-х очков — сие увеличивает количество СР атакующего/обороняющегося по курсу "1 единица артиллерии = 10 очкам СР". В начале кампании Союзники располагают крайне малым количеством единиц артподдержки, и в основном она тратится в оборонительных боях, а вот где-то начиная с 4-5 хода очков будет даже оставаться для поддержки контратак. В бою также учитывается местность, на которой обороняется подразделение и то, насколько оно там успело окопаться — за это отвечает параметр "Combat state"; оный растет каждый ход на 1 единичку, если юнит оставался на месте и сбрасывается на 0 при смене дислокации. Ах да, в игре есть еще авиация, правда ее действия мы не видим и управлять воздушными силами никак не можем, лишь в конце хода нам покажут результаты деятельности штурмовиков и бомбардировщиков в виде циферок — сколько единиц топлива и снабжения было уничтожено. Причем, воздушная поддержка сильно зависит от погоды и первую половину игры не оказывает существенного влияния на ход боевых действий
Атака, мое пехотное подразделение вынуждено отступить. Четвертый ход, противник пробил брешь в центре.
На севере наблюдается некоторый хаос из-за больших потерь Союзников, но подошедшие британцы пока не дают перейти Маас немецким подразделениям. Но со временем ситуация стабилизируется, мне удается заменить потрепанную 101 вдд, оборонявшую Бастонь, на свежую танковую
В конце хода вам показывают его краткую сводку — остатки очков снабжения, количество топлива у немецкой стороны и "очки победы". Последние набираются за счет наносимого урона и уничтожения юнитов, а также за удержание контрольных точек на карте. Разница между очками игроков определяет победившую сторону, для этого следует обратиться к специальной карточке, имевшейся в наборе с игрой.
В "Тигров" можно играть как против компьютера, так и с другим живым человеком (если вам удастся найти смельчака поиграть в старинный досовский варгейм). А можно и вовсе выставить режим "компьютер против компьютера" и понаблюдать столкновение двух алгоритмов. Также игра предлагает два сценария (события обоих разворачиваются на одной и той же карте) — короткий на 6 ходов "Битва за Сент-Вит" и длинный на 12, собственно, "Битва за Выступ". Играть можно за любую сторону, но есть пара нюансов: Германия в начале имеет очень сильные подразделения, способные на первом же ходу развеять половину американских войск, но в течении сценария немцы получают меньше свежих подкреплений и к тому же ограничены в топливе. У американцев же все наоборот: слабые юниты, но их больше, главное пережить первые 5-6 ходов до подхода помощи и не дать захватить Бастонь. Я неоднократно переигрывал эти ходы: северный и южный фланги относительно несложно удержать то вот центр в начальной стадии наступления сильно зависит от генератора случайных чисел — при неблагоприятных обстоятельствах немецкие части очень быстро прорываются к стратегическим точкам, и тогда можно считать игру проигранной. "Искусственный интеллект" (если так можно обозвать местный алгоритм) при игре за немцев делит свои войска на три части — наиболее сильные и мобильные танковые подразделения прорываются на запад к реке Маас, где находятся точки выхода с карты (за каждый выведенный юнит компьютер получает до 400 "очков победы"), вторая группа, состоящая в основном из пехоты "давит" Бастонь, ее захват будет приносить по 100 победных очков. Поверьте, потеря этого города уже достаточна для поражения, ибо Союзникам довольно сложно набирать победные очки. Ну и третья группа старается выйти к северо-западному краю карты (там тоже располагаются точки выхода), этот фланг, кстати, самый простой в обороне, там у Союзников в начале кампании расположены наиболее сильные подразделения. Есть еще пара стратегически важных городов: Марше и Рошефорт, правда "немец" их напрочь игнорирует — например, в моем случае компьютер под конец кампании предпринял пару вялых попыток захвата Марше, но был успешно отброшен — для "американца" эти точки станут хорошим подспорьем для набора победных очков. И да, в основной кампании 16 декабря — 27 декабря по какой-то причине удержание Сент-Вит вообще никак не учитывается. Также я заметил, что компьютер не особо следит за своими боевыми порядками и "любит" угнать подвижные танковые части далеко вперед от основных войск, что позволяет брать их в окружение. Таким образом, например, мне удалось остановить бронированную группу в районе реки Маас.
Вкратце: тактическая военная игра оперативного уровня на 12 ходов про Битву за Выступ, в целом простая в освоении и не отнимающая много времени на прохождение, единственно у вас может возникнуть затык во взаимодействии с интерфейсом, ибо это 1982 год и тут ничего не поделаешь. Для победы не нужно сразу же лезть на рожон, а следует отступить до Бастони и там закрепиться, при этом по возможности взять под контроль Рошефорт и Марше. Первую половину кампании ведем оборонительные сражения, а начиная с хода 6-7 можем потихоньку начинать атаковать измотанные немецкие подразделения.
P.S. Поправьте, если я допустил какую-либо ошибку с названиями городов.
Игры в записи:
1. The Battle of Bulge: Tiger's on the Snow.
-
Скрыть объявление
Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.
-
Скрыть объявлениеЕсли Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.
Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
- Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
- Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
- Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
- Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
С уважением, администрация форума Old-Games.RU
- Эта запись является частью 6 из 14 в серии Вторая мировая в видеоиграх.
Содержание
- Серия: Вторая мировая в видеоиграх
- Часть 1: Computer Bismarck (1980)
- Часть 2: Computer Air Combat (Apple II, 1980)
- Часть 3: "Воздушные сражения" из восьмидесятых.
- Часть 4: Кораблики! (1980)
- Часть 5: Игры с "трски". Часть 1.
- Часть 6: Tigers in The Snow. (DOS, 1982)
- Часть 7: Игры TRS-80, часть вторая
- Часть 8: Сентябрь, немного Commodore PET
- Часть 9: Восточная экзотика
- Часть 10: Замок "Волчий камень"
- Часть 11: Март и еще одна игра.
- Часть 12: Operation Apocalypse (1981, Apple II)
- Часть 13: Convoy (Apple II, 1981)
- Часть 14: Torpedo Fire (Apple II, 1981)
- Эта запись является частью 6 из 14 в серии Вторая мировая в видеоиграх.
Комментарии
Сортировать комментарии по