1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Convoy (Apple II, 1981)

Автор: Skud · 7 авг 2024 · ·
  1. ...Так вышло, что строительные работы, рассчитанные на месяц, растянулись на все лето. Поэтому не то что писать, даже поиграть во что-нибудь времени не было. И все же понемногу текст накопился для очередной записи...

    В 17 году мне довелось описать для нашего сайта весьма занятную французскую игру — HMS Cobra: Convoy pour Mourmansk. Примечательна она освещаемой темой: арктические конвои, перевозящие в годы Второй мировой войны танки, самолёты и прочие важные грузы по ленд-лизу из Британии в СССР. В ней игрок брал под свое управление один из них и проводил транспортные корабли по соответствующему маршруту, используя настоящую бумажную карту и различный измерительный инструмент. Тогда я счёл игру уникальной, но оказывается, до неё была ещё одна схожей тематики. Называется она просто — Convoy, и вот о ней я хочу рассказать в этой записи.

    титульник.png
    Приветствие.

    Convoy разработан силами двух человек: Уильяма Морриса и Джона Копа, а распространялась она в виде исходного кода на Бейсике в журнале SoftSide (с которым вы можете ознакомиться по ссылочке ниже). У меня сначала проскочила шальная мысль — ручками набрать программу (в эмуляторе, конечно же) и записать её на образ дискеты. Так сказать, чтоб всё было аутентично. Но оценив масштаб предстоящей работы — полтыщи строк — я упырил свой мел и отправился на просторы интернета в поисках готовой игры. Мои усилия увенчались успехом, Convoy была найдена в составе самопального сборника.
    Первое, на что я обычно обращаю внимание в играх — титульный экран. Обычно раньше на него помещали какую-нибудь красивую пиксельную картинку, но Convoy встречает лишь однотонным оранжевым прямоугольником экрана. Впрочем, скромность вступления сполна компенсирует цветастое игровое поле, копирующее карту Северного моря. В верхней её части нарисована арктическая шапка, которая в ходе игры будет менять свои размеры, знаменуя таким образом смену времён года. Также в Convoy есть простенькая анимированная сцена, изображающая сброс глубинных бомб эсминцем игрока. Озвучка же представляет собой набор различных писков, сопровождающих каждое действие игроков. Просто, но занятно.

    начало.png Погрузка.png колонна.png
    Начало игры. Подготовка к первому рейсу.

    Цель игры заключается в том, чтобы провести восемнадцать конвоев с различными грузами из Британии до одного из советских портов — Мурманска или Архангельска, попутно отбиваясь от подводных лодок и люфтваффе. За каждый удачный рейс, сбитый самолёт и потопленную подлодку тебе начисляют некоторое количество «очков опыта». А так как Архангельск в Convoy является самым дальним пунктом назначения, за доставку грузов в него дают дополнительные очки. Однако, если игнорировать Мурманск ради очков, то оный может оказаться оккупированным противником и превратится в его базу для атак на конвои. Достигнув определённого уровня, тебя «повышают в звании» и дают дополнительный, бесполезный эсминец, потому что новых попыток сбить атакующий самолёт или скинуть ещё одну глубинную бомбу не появляется.

    Конец первого конвоя.png Повышение.png
    Первый конвой проведен успешно. Если продолжать в том же духе, тебя повысят в звании.

    Начинается Convoy собственно с формирования конвоя: перед тобой выставляют список грузов, доступных для перевозки, и их количество на складах. За раз кораблик принимает 40 единиц, всего конвой может состоять из пятнадцати транспортников, поэтому одним рейсом можно перевезти 600 единиц груза. В теории. В журнале авторы игры рекомендуют для начала брать меньше десяти кораблей, дескать, так меньше риск. Однако, спустя некоторое количество попыток, я осознал вредность такого совета: с потоплением всех кораблей заканчивается игра, а терять ты их будешь много, поэтому лучше снаряжать все пятнадцать. Так будет хоть какой-то шанс довести конвой до цели… Следующим шагом начинаем формировать колонну: транспорт с наиболее ценными грузами — топливом и снарядами — размещаем в «голове». Почему? По какой-то причине, подводные лодки противника, в отличие от самолётов, топят корабли по порядку, начиная с последнего. А так как самолёты в игре не представляют какой-либо опасности, я выбрал именно такой порядок.

    Когда хлопоты по подготовке к походу будут закончены, тебя выпустят на игровое поле в точке немного севернее Британии. Convoy не даёт управлять каждым кораблём по отдельности, поэтому командовать приходится всем конвоем сразу. Игра пошаговая, ход состоит из трёх этапов: движение фишки игрока по полю, поиск компьютером конвоя и, в случае «удачи» — сражение с подлодками и бомбардировщиками. Завершающая третья фаза предоставляет выбор действий: завершить ход или потренироваться защищать транспорт от нападения. За «учебные стрельбы» тоже, кстати, начисляют «очки опыта», но самое главное, дают освоиться с управлением без риска потерять корабли.

    Игровое поле.png Игровое поле зимой.png
    Игровое поле. Обрати внимание, как изменился размер ледяной "шапки" зимой.

    Бои в Convoy представляют собой два вида мини-игр: тир с самолётами и «угадайка» с подлодками. Начну с первого: на отдельном экране зелёная загогулина, похожая на силуэт бомбардировщика, пролетает слева направо на фоне голубого безоблачного неба. Ты должен успеть навести на него перекрестие и нажать кнопку «выстрел», иначе самолёт, добравшись до правого края экрана, сбрасывает бомбу на конвой. Примечательной деталью в этой мини-игре является управление, которое на настоящем «железе» осуществлялось с помощью специальных эпловских девайсов — «паддлов». В эмуляторе их функцию могут выполнять либо клавиатура, либо какой-нибудь геймпад. Первая мне не понравилась из-за несоответствия направления движения прицела нажатой клавише, грубо говоря, жмёшь «влево» — перекрестие ползёт вверх. С геймпадами оказалось тоже не всё так просто: от Xbox One просто не захотел работать с эмулятором, а от PS3 пришлось держать вот так, чтобы направление нажатия стика соответствовало перемещению прицела. В целом, ничего сложного здесь нет и самолёты довольно легко сбить.

    авианалет.png Сбитый самолет.png
    Люфтваффе атакует! Но наши зенитчики не зря жуют свой хлеб.

    А вот подлодки куда более опасный противник. Во-первых, сражение с ними состоит из двух этапов, во-вторых, исход обоих сильно зависит от случайности. Первый уровень мини-игры — «Погоня» — проходит также на отдельном экране, представляющим собой маленький голубой прямоугольник. На нём изображены две точки: твой эсминец и вражеская подводная лодка, цель этапа за десяток ходов поместить свою фишку над оной противника. И вот тут есть один подвох: начальное расположение кораблей на игровом задаётся случайным образом, и расстояние между ними может быть больше, чем ты способен покрыть за десять ходов (а ещё учти, что подлодка тоже на месте не стоит и постоянно двигается). Что будет, если не поймать противника за отведённое время? Он просто выпустит торпеду по конвою, а это гарантированная потеря одного транспортника. У меня бывали случаи, когда я не мог догнать подлодку и за два десятка ходов, теряя корабли один за другим. Ну, а если погоня увенчалась успехом, ты перейдёшь ко второму этапу — «угадайке». На экране появляется шкала эхолота, и по необходимости определить дистанцию до подлодки и выставить глубину подрыва бомбы. Однако цена деления прибора нам не известна, в журнале тоже нет каких-либо пояснений, а попытки вычислить её самостоятельно приводили к совершенно разным результатам. Поэтому «угадай-ка», на какой глубине сейчас находится цель. Я метал бомбы «на глазок», иногда даже попадал в подлодку, но по итогу они нанесли мне огромный ущерб.

    Охота на подлодку.png эхолот.png
    Погоня за подлодкой. На втором скриншоте представлен эхолот.
    Сброс бомбы.gif
    А вот так выглядит сброс бомбы.

    Convoy был пройден довольно быстро и в целом игра оставляет смешанные впечатления: с одной стороны, её легко освоить, с другой — слишком сильное влияние генератора случайных чисел на исход. Хотя, если покопаться в исходниках, этот недостаток можно исправить.

    Конец игры.png
    Игра окончена.
    P.S. Доп. материалы:
    1. Convoy (1981, Apple II)
    2. Исходный код.
    KRL_IRK, DJKrolik, Octohum и 12 другим нравится это.

Комментарии

  1. DJKrolik
    Я когда только начинал окунаться в удивительный мир комплюхтеров, 500 строк на бейсике вообще не было проблемой, я так картинки рисовал :D
    Подобных игр раньше было много, я имею в виду некую мультижанровость, неопределенный жанр, вроде тактика-стратегия а потом бац - некие аркадные вставки. Как мне кажется с развитием IBM PC оно как-то ушло, стратегии больше стали стратегиями, да ещё и поделились на разные поджанры, немножко исчезла эта винегретная изюминка игр 80-х, особенно спектрумовских (просто я играл только в них).
      Skud нравится это.
Чтобы оставить комментарий просто зарегистрируйтесь и станьте участником!
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление