1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Doom II - Hell on Earth для GameBoy Advance

Автор: Lord Taurus · 26 июл 2022 · ·
В данной небольшой статье я поделюсь своим мнением о Doom II для портативной консоли GameBoy Advance.
  1. Всем привет!
    Спустя довольно продолжительное время я решил вернуться к неустаревающей (но изрядно меня подзадолбавшей) классике - Doom II. Но не к простой версии, которая всем известна, а к порту Doom II на портативную консоль - GameBoy Advance.
    Данную версию я однажды уже проходил где-то на первом курсе колледжа. И вот спустя время решил вспомнить эту версию игры.
    Для тех, кто не знает - GameBoy Advance выглядит вот так:
    image12.jpg
    Это одна из вариаций, самая первая. Есть ещё всякие GBA micro, которые ещё меньше и выглядят иначе.

    Doom II для GBA вышел в 2002 году. Был разработан Torus Games и издан компанией Activision.
    При запуске встречает куча заставок и всем знакомый титульный экран со знакомой музыкой.
    DoomIIGBA Title BIG.png

    В меню игры четыре пункта: Новая игра, Опции, Загрузить игру и Авторы.
    Меню опций содержит достаточное количество настроек для комфортной игры.
    Автобег, скорость поворота игрока, громкость звука, громкость музыки, гамма и несколько вариантов управления.

    Уровней сложности тут четыре. Первые три от I'm Young to Die до Hurt Me Plenty и Nightmare! Последний кстати это просто переименованный UltraViolence. Я играл на Hurt Me Plenty, так как начинал играть на телефоне. Позже перенёс сохранения на комп.
    О сохранениях. Игра позволяет сохраняться между уровнями. Всего четыре слота сохранения, но их вполне себе хватает.

    Геймплей особо не претерпел каких-то серьёзных изменений, если играли до этого в Doom II на ПК, то всё будет знакомым. Движок тут не порт IdTech 1 на GBA, а какой-то левый, успешно косящий под IdTech. Он кстати в Duke Nukem Advance использовался.

    Первое, что бросается в глаза: низкий FPS. GBA конечно, мощная штука, но рендером пола и потолка давится. Нормальный FPS вы будете видеть только уткнувшись лицом в стену. Местами игра ну очень люто тормозит.
    Персонаж двигается несколько странно, наводка на врага тоже странноватая. Ну и глаза первое время будут вытекать, если играете на ПК и на большом экране. К управлению действительно придётся привыкнуть, но оно достаточно удобное, плюс как я написал выше - вариантов управления несколько штук, выбирай по вкусу.

    Графика
    Графики уровня DOS оригинала ждать естественно не стоит. Палитра странноватая, местами слишком яркая. В целом, терпимо.
    Текстурам добавлено сглаживание на расстоянии. Вместо пиксельной каши получается немного мыльно. Но глаза это не сильно мозолит.
    Как я узнал, уровень графики тут зависит от уровня сложности. Чем выше уровень сложности, тем проще текстуры и их отрисовка. Забавно.
    Также игра подверглась цензуре. Кровь окрашена в зелёный цвет вместо красного, секретные уровни также подверглись цензуре.

    Уровни
    Набор уровней в игре практически идентичен оригиналу. Честно, я не назову все отличия или уровни, которых здесь нет, ибо я просто не помню Doom II так хорошо, как например, первую часть.
    Уровни в целях оптимизации были урезаны, добавлены блоки архитектуры и различные стены, загораживающие слишком детализированные пространства, где-то убраны лестницы и заменены на подъёмы, части уровней в целом были изменены. Расположение и количество объектов также изменилось. Порой ключ или оружие вы можете найти не там, где они лежат в оригинале. Также отсутствуют некоторые секретные зоны.
    Doom II 1.png

    Особо большие и долгие уровни были разделены на две части. Это "Industrial Zone" и "The Chasm". Оба разделены где-то посередине. Переход на секретный уровень остался и находится он в "Industrial Zone: B".
    Вот пример:
    "Industrial Zone: A" - первая половина уровня. Вторая его часть как видите, отсутствует. Уровень заканчивается в ловушке с бароном и ключом. Вместо ключа - портал.
    Doom II 6.png

    Секретные уровни - "Wolfenstein" и "Grosse" почти не изменились. Главные изменения произошли в графике уровня. Свастика была заменена на стилизованную "W" прямиком из Return to Castle Wolfenstein, портреты Гитлера заменены на какого-то мужика оттуда же (возможно, это Профессор Череп).

    Ещё в некоторых уровнях архитектура была изменена из-за менее удобного управления. Так на "Chasm: A" и "Chasm: B" были расширены жёрдочки, по которым надо передвигаться. Где-то упрощены прыжки через ямы. Особенно я намучался в "The "O" of Destruction". Прыжок через кислоту на мостик до конца уровня мне дался далеко не сразу.
    Между уровнями, по окончании условного "эпизода" показывают текстовые вставки, как в оригинале.

    Немного скриншотов:
    Doom II 2.png
    Doom II 3.png
    Doom II 4.png

    Последний уровень - "Icon of Sin". Всё такой же. Катайся на лифте и стреляй в лоб Чёртовой Роже, пока не попадёшь в мозг.

    Оружие
    Оружие в этой версии игры - основная проблема для игрока. Весь оружейник прямиком из Doom II, с некоторыми изменениями. Автоприцел по вертикали действует на большем расстоянии чем в оригинале.

    Визуально оружие разве что чуть-чуть уменьшилось в размерах.

    1) Кулак и Бензопила. Я ими не пользовался. Хотя пытался забить Пинки с помощью Берсеркера. Не получилось.
    2) Пистолет. Всё такой же стартовый. Забываешь о нём навсегда когда находишь оружие получше.
    3) Дробовик... Честно сказать... Плохое оружие. Я люблю дробовик в оригинале и с радостью им пользуюсь. Это универсальное оружие для ближних и средних дистанций с хорошим уроном и великолепной скорострельностью, которая позволяет станблочить например, Арахнотронов.
    Здесь же, дробовику добавили вертикальный разброс. А разброс по горизонтали походу уменьшили. Пользовался я им пока не нашёл двустволку, потому что невозможно им нормально целиться.
    4) Двустволка. Моё нелюбимое попсовое двуствольное ружьё здесь превратилось в моего верного друга до конца игры. Большой разброс компенсируется уроном. Здесь она перезаряжается быстрее чем в оригинале. Ну вот не люблю я двустволку в оригинальной игре. Но здесь лучше уж из двустволки стрелять в полудохлого зомби или импа, чем пытаться попасть в него из дробовика.
    5) Пулемёт. Моё самое любимое оружие в оригинальной серии игры здесь так же как и дробовик превратилось в нелюбимое. Оригинальный пулемёт отличался небольшим уроном и великолепной точностью при стрельбе по два патрона на большие дистанции. Идеальное оружие против толпы слабых врагов или одиночных, которые бояться боли.
    Здесь пулемёт также получил разброс, причём постоянный. Даже первый выстрел летит чёрт знает куда. Вместо отсечки по два патрона, за одно нажатие пулемёт выстрелит лишь один раз. В итоге это оружие, которое используется крайне редко против какого-нибудь Какодемона или Пинки. И то разве что в упор.
    6) Ракетомёт. Не изменился. Всё такое же удобное смертоносное оружие против особо жирных врагов. Стреляй, пока те не сдохнут.
    7) Плазмаган. Тоже нет изменений. Использовал его редко так как играл на лёгком уровне сложности. Но это удобное оружие и идеальная замена бесполезному в этой версии игры пулемёту.
    8) BFG 9000. Здоровая, мощная. Залп из этой пушки выносит толпу маленьких монстров и серьёзно ранит больших. Использовал в основном против Арч-Вайлов и всяких Баронов Ада. Больше добавить нечего.

    "Инноваций" в механике дробовика и пулемёта я не оценил. Лучше бы оставили как в оригинале.

    Монстры
    Ну, монстрятник такой же как и в оригинальном Doom II. Тут и мои любимые пулемётчики, и Арч-Вайлы со своей баттхёрт-атакой и даже Кибердемон с Пауком. У Ревенантов по моим ощущениям, больший урон от ракет. Манкубусы стреляют не только в направлении игрока.
    Однако, в целях оптимизации игры у всех врагов на большом расстоянии от игрока отключаются мозги. Этим можно активно пользоваться, если позволяет пространство уровня. Видишь Манкубуса или ещё кого серьёзного - отошёл, жахнул из ракетомёта. По этой же причине довольно трудно стравить между собой Кибердемона и Паука Предводителя на уровне "Gotcha!".
    Порой монстры тупят, могут стоять спиной к игроку и не обращать внимания на шум в локации.
    Отдельно про Призраков. Они тут имеют интересный эффект невидимости:
    Doom II 5.png

    Звуки и Музыка
    На звуки я внимания не обращал. Но вот музыка... Музыка тут интересная. Но её здесь меньше. На два трэка, вроде бы.
    Некоторые трэки звучат просто интересно, другие странно. Третьи же звучат классно.
    Вот пример. "The Demon's Dead". Мне и моему другу очень понравилась эта музыкальная тема.


    На некоторых уровнях играет другая музыка, не та что в оригинале. Например, в "The Focus" играет "Into the Sandy's City". Оригинальная тема - Between Levels в игре отсутствует, как и Getting To Tense играющая на уровне "The Spirit World". На The "Living End" почему-то играет "The Dave D. Taylor Blues", хотя оригинальная тема - "Shawns Got the Shotgun" в игре есть.

    Для желающих послушать музыку из GBA версии оставляю ссылку на YouTube плейлист:


    Баги
    Они тут есть. Прям лютых багов не замечал.
    Есть один неприятный баг. Он связан с бронёй. При взятии Синей Брони или Мегасферы, подскочившая до 200% броня может просто-напросто перестать работать. Она как бы есть, но её как бы нет. Она не тратится, не защищает. Проблема решается с помощью подбора Бонусов Брони.

    Итог
    В общем и целом, порт получился интересный, хоть и не без недостатков. Я прошёл его с удовольствием.
    Если вам по какой-то причине так же как и мне поднадоел оригинальный Doom - можете попробовать сыграть в эту версию.
    В первый раз проходил полностью на телефоне и это как по мне, лучший вариант. Если есть портативная консоль, позволяющая поставить на неё эмулятор - ещё лучше. Но и ПК тоже вариант неплохой.

    На телефоне играл с помощью эмулятора GBA.emu, а на ПК Windows mGBA v0.9.2

    Если интересно, позже могу рассказать и о первой части для GameBoy Advance. А также и о паре других шутеров для данной консоли.

    P.S. Возможно, получилось немного сумбурно и нескладно. Но я хотел выразить свои впечатления от данной игры. Если есть какие-то ошибки - прошу указать на них.
    beznosik, Leiji, fedorov и 8 другим нравится это.

Комментарии

  1. Retrogamer
    Спасибо за такой подробный и честный обзор :) У меня когда-то был китайский клон Gameboy Advance SP и первый Doom на нём вроде бы работал. А вот второй, к сожалению, безбожно тормозил :(
  2. Gerhalt
    Если хочется еще Думецкого, но "обычные" релизы затерты до дыр, тогда:
    1) настоятельно советую обратить внимание на Дум64, который в том числе есть на пеку в виде порта на "кексе" от Nightdive Studios :good:
    2) существует несметное множество кастомных вадов, порой изменяющих привычный геймплей до неузнаваемости (куча валяется например на iddqd.ru) :ok:
    3) быть может настало время попробовать рейвеновские мрачно-фентезийные Еретик + Хэксен? :spiteful:
      Retrogamer нравится это.
    1. Lord Taurus
      В Doom 64 я играл. Советую кстати удалить Doom 64 от Nightdive Studios и скачать нормальный порт - Doom 64 EX, сделанный фанатами. Он гораздо лучше этого корявого недоразумения, которое сделали Nightdive. Обычно они делают годноту, но тут промах. Порт шлак получился.

      Hereic и HeXen тоже играл, причём знаком с ними с детства, так же как и с первым Doom. Но это всё не то. В статье я говорил больше именно о желании пройти Doom II, но несколько иной, чтобы вроде бы было всё знакомым, но в то же время и новым. Этим как раз интересны порты на другие консоли. А различные WAD'ы для Doom мне надоели, как из сам Doom.

      Кстати, есть ещё Strife - Quest For the Sigil. Моя самая любимая игра на движке Id Tech 1.
      Retrogamer нравится это.
    2. Gerhalt
      Стоп, Дум64 ЕХ - и так рабочее название порта + оно же у исходного фанатского порта Сэма Вилларила, которое впоследствии потерли из-за авторских прав (точно так же, как и Powerslave EX в свое время). Не уверен, что сегодня можно где-то откопать именно тот оригинальный релиз.....
      Когда-то в 96м Accolade зафигачили свой "дум" с блэкджеком и киберпанком. Eradicator называется. В этом же году на первоплойке релизнулся другой весьма годный шутан - Disruptor от будущих создателей Infamous и современных ЧПуков.
    3. Lord Taurus
      Doom 64 EX спокойно ищется, это полноценное название порта. Он был создан одним из разработчиков Doom 64 Absolution TС, что был на Doomsday Engine. Один из разработчиков не был удовлетворён качеством порта и создал Doom 64 EX. Каких-либо файлов (графических, звуковых и т.д) порт не содержит, так что не думаю что его можно потереть из-за авторских прав. В папке с портом лежит WADGen, который генерирует WAD-файл из ROM-файла игры. Doom 64 EX полностью соответствует оригиналу. Я проходил игру именно на нём.
      Doom64 EX
      upd: со скачиванием могут быть проблемы, так как ссылка ведёт на Sourceforge. Но я проверил - при возникновении проблем через какое-то время ссылка должна нормально открываться.

      Также есть фанатский Doom 64 Retribution - "порт" Doom 64 на двигло GZDoom. Сами разработчики Retribution признают, что их целью не было абсолютно точное воссоздание игры, и если хочется оригинала - играйте в Doom 64 EX. Retribution же, вносит различные графические фишки типа сглаженных анимаций оружия в стиле оригинального Doom, где у дробовика, двустволки и плазмагана появляются руки, держащие их., плюс кому мало ещё и дополнительные уровни. Этот порт я тоже заценил. Пусть и не совсем прям оригинальный Doom 64, то тоже годный. Однако лично я посоветую сначала пройти именно Doom 64 EX, а уж потом играть в Doom 64 Retribution.
      Gerhalt нравится это.
  3. Virgil
    Когда речь идёт о версиях игр для портативок следует помнить, что их делали с учётом размера экрана и у GBA экран всего 3 дюйма, то есть излишние детали там были и не нужны. Не предполагал, что их будут запускать на больших экранах, не считая того адаптера для Gamecube.
      Retrogamer, Lord Taurus и Gerhalt нравится это.
    1. Lord Taurus
      Именно поэтому я рекомендую играть на телефоне или портативной консоли. На моём телефоне с пятидюймовым экраном игра смотрелась хорошо.
      Retrogamer нравится это.
  4. ZaRR
  5. beznosik
    Не удивлюсь, если найдутся люди, которые познакомились с классическими Думами именно на GBA и полностью прошли их на ней от и до.
    У меня к ним будет только один вопрос "Ты мазохист?":rofl:
    1. Lord Taurus
      Такие люди есть. Ведь кто-то познакомился с Doom играя в версию для Sony PlayStation, кто-то познакомился с Panasonic 3DO версией или Atari Jaguar. И GBA, конечно же.
      GBA неплохой вариант.
      А вот SNES или Sega 32x версии такие себе. Но музыка на SNES хороша.
      Разные причины могут быть. Нет ПК или ещё что.
      beznosik нравится это.
    2. beznosik
      @Lord Taurus эт всё понятно, просто как по мне знакомится с великим Думычем в таком исполнении это кащунство, ибо игра может легко отпугнуть графикой, тормозами и диким разрешением.
      На GBAшке лучше играть во всяких Марио, Варио или Зельду, чем в такое.
Чтобы оставить комментарий просто зарегистрируйтесь и станьте участником!
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление