Навели на размышления недавние слова тов. @Faramant'а о "феномене нового олдгеймера" - и вообще то обстоятельство, что сегодняшняя молодёжь с самого нежного возраста приобщается к компьютерным играм.
Собственно, подумалось, что у нашего поколения это было не совсем так: доступ к полноценным ПК у меня и моих тогдашних друзей и сверстников появился только в конце 1980-х. На работе у родителей, в кружках Дворца пионеров, в компьютерных салонах, - а если повезёт, то и прямо дома. Я свой первый 386-й ноутбук купил только в 1993 году, хотя у некоторых моих одноклассников ещё в районе 1988-89 гг. в хозяйстве прибавилось нечто уровня БК-0010 или местных аналогов ZX Spectrum.
Впрочем, сейчас речь не об этом, а о том, что до этого - почти всё детство до отрочества - мы играли совсем в другие игры.
В своё время мне было грустно прочесть комментарий к брейгелевской "Kinderspelen" о том, что в XVI веке было известно куда больше детских игр, чем в наши дни. Не знаю, увлекаются ли нынешние дети чем-либо, кроме электронных развлечений, и не пора ли заносить некоторые широко распространённые ещё каких-то лет тридцать назад игры в "Красную книгу"?..
Я не только об играх на свежем воздухе. Но и о различного рода настольных и механических. Собственно, о них как раз и подумалось - в плане того, что едва ли не все нынешние компьютерные жанры родом именно оттуда! Разумеется, со всеми подобающими отличиями: "физические" аналоги тиров, "ходилок", гонок и др. пусть и предлагали куда меньше в визуальном отношении, но зато сполна задействовали моторику и осязание, - а не одно только зрение да навыки использования манипулятора типа "мышь".
Вот я и решил впасть в детство вспомнить молодость - и пересмотрел для памяти свои старые некомпьютерные игры. Лишний раз удивившись как разнообразию выходивших в СССР их разновидностей (причём у нас в Киеве продавалась продукция самых разных городов: Бобруйск, Таллин (с одной "н", разумеется), Вильнюс, Фрунзе, Томск...), так и любопытному соотношению "физических" развлечений и их электронных аналогов.
Начну с самого простого - с непосредственно "детских" игр для самых маленьких. Кто помнит "книги-игрушки", весьма напоминающие компьютерные "наборы активностей" и всякие "живые книги"? Наверное, сейчас тоже такие выходят? Тогда их было довольно немного: на некоторых страничках присутствовали те самые "активности", со сменой или раскладыванием предметов или персонажей. Иногда - просто так, для забавы, но чаще всего, разумеется, в плане следования сюжету.
Непосредственно настольные игры - пожалуй, самый древний жанр и совершенно очевидный прародитель компьютерных аналогов. В лото играли столетиями, как и в карты или в "ходилки" с кубиками. Причём как в собственно "Лото" (классическое, с бочонками в мешочке), так и в чисто детские его разновидности:
Вот ещё настольная викторина. "Магнитная": правильный ответ показывала фигурка робота.
У меня даже советская "Рулетка" есть. Которая называлась для конспирации "Карусель-Лото":
А "Пинболл" у нас тогда назывался, если не ошибаюсь, просто "настольным бильярдом". Вот у меня самый простенький и старенький вариант. Должно быть, ещё конца 1950-х:
Даже в "Морской бой" можно было играть далеко не только на тетрадном листочке!
Головоломки - ещё один очевидный случай. "Тетрис", как известно, вдохновлён обычной настольной головоломкой типа "Тетрамино". Ну а вращать руками тот же "кубик Рубика" всяко приятнее, чем его картинку - мышкой!
Вот с военными стратегиями чуть сложнее. Они существовали, - но разобраться в них было почти так же сложно, как и в их электронных аналогах Я вот так и не разобрался, - хотя такие вещи эпохи 1970-х доставались мне от старшего двоюродного брата уже в явном некомплекте.
Спортивные игры, как ни странно, тоже бывали настольными, а не только дворовыми. Вот у меня несколько для примера, от карманной до весьма крупной напольной:
Если же говорить о собственно аркадах, то мне как-то ближе "тиры". Нашёл у себя целых три таких игрушки.
Первая - световая, 1984 года: принцип действия практически тот же самый, что и у светового же пистолета для ПК. Но зато смотрится довольно стильно.
Вторая - механическая: спортивного вида пистолет соединён с молоточком, который выбивает "фишки" на стенде с мишенью.
Третий - самый старый из них (1974 год) и самый интересный! Из пушечки (металлической, а не пластмассовой, как всё в 1980-х!) нужно стрелять реальным снарядом, целясь в металлические же мишени, развешенные на жёрдочках.
В "гонки" я на компьютере почти не играю, а вот физический их вариант в начале 1980-х был одним из самых моих любимых. Правда, к компьютеру тоже можно руль подкупить, а то даже и с педалями, - но это как-то дороговато выходит для простой игрушки.
А вот "железной дорогой" никого не удивишь, - наверное, это одна из немногих старых детских игр, которые сегодня всё ещё активно собирают вполне взрослые дяденьки и дедушки. У меня комплект крайне скромный, - в своё время смущала и бедность "стартового" набора, и огромный ассортимент дополнений, которые к нему нужно было подкупать, чтобы дорога хоть как-то да выглядела, а главное - досадное несоответствие стандартов "ТТ" на 12 мм и "H0" на 16 мм!
Попробовал, кстати, запустить - не работает. Или двигатель в паровозе сломан, или блок питания не выдаёт нужное напряжение... Скорее, первое, - мультиметр показывает там стабильные 13 вольт.
А вот в авиасимуляторы я на компьютере никогда не играю. Хотя в физическом виде такие штучки тоже были - и механические, а не радиоуправляемые.
Теперь о том, чему я не вижу компьютерных аналогов.
Прежде всего, это игры на чистую ловкость рук. Такое не проэмулируешь.
Сюда же относятся всяческие механические конструкторы - такие были у всех! У меня так сразу несколько наборов. Вот самый большой и интересный:
По слухам, сейчас в моде какие-то пластмассовые конструкторы "Лего". Не знаком, - по-моему, металлический всяко лучше
Пожалуй, некоторым электронным аналогом таких конструкторов можно счесть игры класса "The Incredible Machine", - но опять-таки с поправкой на задействование мелкой моторики пальцев при физическом контакте с деталями, чего клавиатуре с мышкой никак не заменить.
Кроме того, имелись и похожие конструкторы на другую тему, - авиастроительный, например, электротехнический или даже оптический:
А вот нечто, что сегодня совсем уже неактуально: детский телефон.
Естественно, проводной и с дисковым набором. Кабель на 10 метров, - в своё время было интересно звонить из одной комнаты в другую Современных детей таким не удивишь: у них, наверное, с детского сада уже свои мобильные телефоны...
Ещё привет из далёкого прошлого - детская кинокамера.
Разумеется, не для съёмки, а для просмотра: такие себе мини-мультфильмы в несколько секунд продолжительностью. Свидетельствую: в своё время очень впечатляло. Теперь тоже, наверное, детям будет малоинтересно.
А вот для контраста уже настольно-электронная детская игра. "Математик" называется: вполне напоминает компьютерные игры подобного уровня для дошкольников.
Ну а уже в районе 1986 года у нас уже появились и полностью электронные игрушки. Всем хорошо известные:
Правда, одновременно мы с одноклассниками увлекались ещё и играми на микрокалькуляторах...
Но об этом уже в другой раз.
А если у коллег имеются подобные же воспоминания и свои памятные игры - просьба делиться ими в комментариях!
В частности, что у меня осталось "за бортом", так это так называемые "ролевые" настольные игры - и прародители современных адвенчур, книги класса "Choose your own adventure". Если такие и были в то время, то мне ни разу не попадались.
-
Скрыть объявление
Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.
-
Скрыть объявлениеЕсли Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.
Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
- Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
- Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
- Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
- Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
С уважением, администрация форума Old-Games.RU
Некомпьютерные истоки компьютерных игр
Категории:
Комментарии
Сортировать комментарии по