1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

[Обзор] Arx Fatalis - обреченный на спасение

Тема в разделе "Авторская колонка", создана пользователем Змей, 11 июл 2007.

  1. Змей

    Змей

    Регистрация:
    13 июн 2006
    Сообщения:
    3.685
    Аркс – один из множества городов, лишенных солнечного света и тепла, томящийся в толще камня подобно узнику, но без права на помилование, без возможности побега…
    Его жители поровну разделены на тех, кто помнит солнце и мягкую землю и тихо сходит с ума во мраке, и тех, кто был рожден под черным каменным небом, взращен на удушливом и затхлом воздухе, несущем разложение и плесень.

    Почему такая судьба постигла бедных созданий? Солнце потухло, унося с собой всё, чем жили они многие века. Король Паксерис, владыка людей, вовремя узнал об угрозе и сплотил гоблинов, троллей и других созданий, подвигнув их на строительство подземных городов в шахтах, любезно предоставленных гномами. Много лет жили они в мире, но всё начало возвращаться на круги своя и конфликты и ссоры снова начали точить казавшийся прочным мир. Прямо на выступлении перед толпой был цинично убит Фалан Орбипланакс, астролог и мудрец двора Аркса.

    [​IMG]

    Такова завязка игры, и мы … не имеем к ней ни малейшего отношения. Мы предстаём в роли полуголого юноши с тотальной амнезией, утаскиваемого гоблином в темницу, откуда и начнем путешествие в поисках утраченной памяти и своего места под солнцем.

    А путешествие будет нелегким и опасным, в нем от нас потребуется смекалка, ловкость и сила… Благо всё это мы можем получить, так как в системе прокачки Аркса нет ограничений на классы и связок умений, - качай что душа изволит, но инициатива наказуема. Очков опыта катастрофически мало, да и раскачивать как Бог на душу пошлет можно разве что чистого воина. Из остальных персонажей вполне может получиться совершенно нежизнеспособное существо со всех точек зрения. Ролевая система Аркса не является чем-то из ряда вон выдающимся, и, думаю, не стоит на ней заострять внимание. Однако кое-что подметить стоит. А именно - фактическую слабость узких специалистов (да-да, не только думай, как качаться, но и смотри в будущее) и навык ремесла (item knowledge), позволяющий создавать зелья, чинить оружие и доспехи и узнавать свойства предметов (последнее только по заверениям игровых подсказок, положа руку на сердце). Учитывая ограниченный запас зелий в магазинах и сундуках, навык полностью оправдывает потраченные на него очки, а для любителей... хм… изящных ходов предусмотрена возможность отравлять оружие.

    [​IMG]

    Создав Альтер-эго, мы столкнемся с миром Аркса. Он состоит из восьми подземных уровней, населенных различными созданиями, и множества мелочей… А вот о них надо поподробнее, ибо они и делают Аркс Арксом.

    В игре детализированы практически все процессы, к которым игрок может приложить свою загребущую руку.
    Нашли кучу поленьев, валяющийся или установленный на стене факел? Милости прошу – подожгите их и осветите коридор или устройте уютный походный костер. У нас есть костер, но нет еды. Непорядок. Берем моток веревки и привязываем его к палочке - и у нас удочка, которой мы наловим рыбу. Но мы же не трогали кольцо Всевластия, чтобы есть сырую рыбу в темных подземельях? Бросаем рыбку рядом с огнем и ждем, когда она более или менее прогреется и станет пригодной в пищу…
    Нашли кузницу? Смело берите заготовку, раскаляйте - и, обработав молотом, вы получите нормальный клинок (хотя, как ни странно, от уровня мастерства не зависят ни возможность создания, ни качество выделки)
    Нашли кухню? Бегом за мукой. Смочите её, разомните тесто скалкой, настругайте яблочек (если любите) и в печь! Яблочный пирог по Ам-Шегарски готов.

    [​IMG]

    Вот из таких вот рутинных по определению и чрезвычайно занимательных в призме игры мелочей и складывается мир Аркса. В него начинаешь верить, а самое главное - все эти действия архиполезны и даже необходимы для банального выживания. У игрока дефицит денег, в магазинах дефицит товаров, а кушать хочется, потому что так сказали разработчики… в суровом подземелье сможет выжить только самодостаточный умелец на все руки, готовый работать для себя и делать вещи на продажу. Игрок быстро научится брать с собой в походный рюкзак всё необходимое для путешествия. Порцион еды, факелы, нож, кирку. Без должного снаряжения, бесполезным балластом отправляющегося на продажу в других играх, играть в Арксе очень и очень некомфортно.

    Однако что-то я вас запугал… Помимо выживания, как в любой уважающей себя РПГ, есть стили игры и способы выполнения заданий. Аркс - ролевка старой школы (нет, совсем старой, раньше 2000ого года), и за ручку игрока по ней не водят. Нам дают задание с кратким резюме и общей информацией, а дальше мы должны будем действовать как в заправской адвенчуре, обшаривая всё в поисках дополнительных данных, могущих натолкнуть нас на разрешение задачи. Задачки по большей части весьма логичны, а те, что сделаны с логической точки не очень верно, намного лучше некоторых квестовых головоломок.

    Хотя, надо заметить, в большинстве случаев нам всё же дают возможность решить всё простым путем, усеянным горами трупов и наполненным криками боли…

    [​IMG]

    И особого внимания заслуживают побочные миссии. Проходя первый раз, игрок может их и за миссии-то не посчитать вовсе, а до способа стартовать некоторые - и вовсе не догадаться. Я бы мог привести пример, но вы просто поверьте мне на слово, ладно? А то спойлер иногда может испортить удовольствие от игры.
    Обидно, что при всем этом сюжет игры абсолютно линеен и прям, а самое главное - начисто отсутствует диалоговая система. Ам-Шегар всё говорит без нас, и мы не можем повлиять на диалоги никоим образом, кроме как пропустив их.

    Теперь надо сказать о геймплее. Довольны будут все. Воителей порадует чрезмерная жестокость, с которой мы будем рассекать врагов (вот откуда корни садизма dmomm), ловкачам понравится возможность устранять оппонентов вообще (!) не применяя оружия, а лишь оперируя подслушанным и подсмотренным (например, гоблин в тюрьме ругается на нечистоплотных соседей и обещает проломить им череп, если увидит хоть одну грязную тарелку ещё раз. Догадайтесь, что мы сделаем?) А магам понравится … это отдельная песня.

    Магия в Арксе построена весьма оригинальным способом. Она жестикулярная и полностью подконтрольна нам любимым. Нам самим придется чертить символы, руководя пальцем колдуна с помощью мыши. Символы эти мы узнаем, внимательно изучая узоры на рунах … или подсматриваем за движением пальцев других колдунов. Весьма оригинально и здорово. Есть также тайные заклинания, которые можно вычислить самому, так как названия рун имеют четкий смысл и, оперируя им, можно составить довольно много заклятий.

    [​IMG]

    Сам набор заклинаний весьма хорош (хотя и непродуман) и имеет упор не в турельную сторону колдовства, а более в общие заклинания, помогающие в странствиях. Хотя, надо сказать, как боевая единица маг тоже силен и во многом даже превосходит воина на две-три головы… Одна проблема – мана кончается.
    Особо хочется отметить зачарование оружия. Весьма оригинально сделанное заклинание, создающее потрясающую атмосферность. Смахнуть всё со стола, водрузить предмет, использовать нужные ингредиенты и начертить над ним сложные руны…. Да, это вам не пироги печь.

    [​IMG]

    И напоследок об атмосферности. Кругом мрак - факелы не служат вечно: когда они гаснут, мы остаемся один на один с гулом груды камней, кваканьем лягушек… чьими-то шагами за стеной. За мной они пришли? Нет? Сердце бьётся на удивление ровно... слишком ровно, руки потеют… Нет, Аркс не хоррор, но чем ниже мы спускаемся, тем сильнее давят на нас стены, тем более психоделичными становятся антуражи и тем страшнее, наконец, становится неизбежная перспектива встретиться с одним из здешних обитателей. Уж лучше нечисть, чем существо, способное жить в такой обстановке.

    [​IMG]

    Пройдя по самым нижним уровням, каждый непременно с радостным вздохом вернется наверх, ближе к людям, да даже к гоблинам, ближе к свету, к черному, но такому высокому небу.

    Хорошо это или плохо, решать не мне. Только каждому, кто играет, но, без сомнения, атмосфера в Арксе очень своеобразная и незабываемая, а это точно плюс.

    Однако Аркс не лишен и минусов. Кроме линейности, которая является минусом весьма спорным и зависит от личных предпочтений, в Арксе главная беда - непродуманность некоторых моментов ближе к концу. Например, искать яйцо дракона можно вообще вечно, если играешь узким специалистом-немагом… Да и маг может найти его только случайно. И даже битва с последним боссом… ад для ассасинов, магов и магоассасинов.

    Но эти несуразицы не смогут испортить общее впечатление от игры. Хорошей, качественной, продуманной больше, чем недоделанной и … непопулярной и брошенной массами.
     
    Последнее редактирование модератором: 3 июл 2012
    ntr73, Lysen, Кот Зухель и 15 другим нравится это.
  2.  
  3. SAS io.sys

    SAS

    Администратор

    Регистрация:
    8 июл 2003
    Сообщения:
    19.653
    Змей, а вот скриншоты аттачами - это зря. Они не отображаются на сайте.
     
  4. Змей

    Змей

    Регистрация:
    13 июн 2006
    Сообщения:
    3.685
    SAS, могу переправить, но там они все в разрешении 1280х )))
    Все окно залепят, а если конвертить - качество потеряется ужасно
     
  5. Grue13 Ocelote.12

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    10.095
    Есть бесплатные хранилища картинок, которые делают уменьшенные скриншоты в заданном размере, а при клике показывают в оригинальном.
     
    Змей нравится это.
  6. Змей

    Змей

    Регистрация:
    13 июн 2006
    Сообщения:
    3.685
    Diz7, блин... я не знал... правда )))
    Спасибо. Щас попробуем

    ЗЫ. Все таки ресайзнула моя ленивая душа.
     
    Последнее редактирование: 11 июл 2007
  7. BoaKaa Oldboy

    BoaKaa

    Legacy

    Регистрация:
    6 апр 2006
    Сообщения:
    2.319
    Змей, хорошая статья. Красиво написана.
    Лично мне эта игра очень понравилась. Запомнился квест про курицу и язык на котором говорят курицы, а так же теневое альтер-эго главгероя.
    В общем отличная игра, незаслуженно забытая игроками. А все потому, что бездарные журналюги не оценили ее в свое время.
     
  8. Змей

    Змей

    Регистрация:
    13 июн 2006
    Сообщения:
    3.685
    BoaKaa, моя старайся, спасибо :)
    А вот это:
    для меня открытие 0о. Дай спойлер подкатом, плз?

    ЗЫ
    Просто так к слову, АГ, которую ругают за необъективность, дала игре "красную" оценку в 80% :)
     
    Последнее редактирование: 17 июл 2007
  9. BoaKaa Oldboy

    BoaKaa

    Legacy

    Регистрация:
    6 апр 2006
    Сообщения:
    2.319
    Змей, эх, если бы еще и все подробности вспомнить. Спойлерище
     
    Змей нравится это.
  10. Змей

    Змей

    Регистрация:
    13 июн 2006
    Сообщения:
    3.685
    BoaKaa, точно. Я просто спойлерище возвращается
     
  11. Killy konka

    Killy konka

    Регистрация:
    3 окт 2006
    Сообщения:
    509
    Не сочтите за спойлер, но финальный босс не на шутку похож на первого босса (и основного злодея) из TPS-cиквела одного известного fantasy FPS про эльфа Корвуса от Raven.
     
    Последнее редактирование: 19 июл 2007
  12. Змей

    Змей

    Регистрация:
    13 июн 2006
    Сообщения:
    3.685
    Кстати, да :)))
    А спойлер это весьма сомнительный. Все равно битва с ним самый плохой момент игры, там не до того, как он выглядит, особенно для тех кто пренебрегал навыком ближнего боя.
     
  13. Wolf Grey

    Wolf Grey

    Регистрация:
    7 мар 2006
    Сообщения:
    362
    отличная рецензия.. Аж захотелось ещё раз попробовать взяться за эту игру (в первый раз - не пошла особо. поиграв минут 15 бросил).
    Карма в +
     
  14. Змей

    Змей

    Регистрация:
    13 июн 2006
    Сообщения:
    3.685
    Wolf Grey, да уж. Не правильное решение. Поиграть стоит дольше 15 минут :)
    Благо препятствий к этому почти нет. Игра при всей многогранности, весьма дружелюбна.
     
  15. molary

    molary

    Регистрация:
    26 мар 2008
    Сообщения:
    5.157
    Недавно таки добил Arx Fatalis – игра, несомненно, стоящая и очень неоднозначная. Играл я в нее около полугода, при том, что сама игра маленькая (и это недостаток). Почему же полгода (с перерывами конечно)? Почему несколько раз использовал спойлеры? Потому, что если бы не использовал, то так никогда бы ее и не прошел, так как только с одной курицей я мучался массу времени – тогда как на деле это оказалось пасхалкой и догадаться до ее решения самостоятельно – совершенно невозможно.
    Ну и вполне логичные второстепенные квесты (которых в игре меньше чем пальцев на руках) тоже способны остаться не просто неразгаданными, а даже незамеченными до самого конца игры. Сюжетное прохождение так же поставит множество камней на пути незадачливого и не слишком внимательного игрока.
    В Arx Fatalis не дадут практически никаких подсказок и практически никаких намеков – иди и ищи сам знаешь что, фиг знает где. Благо (благо?) мир маленький. Процесс достаточно часто напоминает заправские Adventure. Какой Action, какой Hack-and-slash? Опомнитесь и не позорьтесь!
    Arx Fatalis это ничто иное как RPG/Adventure. А экшена в ней меньше, чем простите в абсолютном большинстве других РПГ. А чего только стоят неубиваемые монстры? Хочешь убить? Попробуй! А лучше вспомни, как к нейтрализации супостатов подходят квестовики – головой, а не конечностями, судорожно сжимающими большой топор.
    А загадки и головоломки? Не заметил наличие в игре определенного заклинания – бейся головой об стену, исследуй всю игру в поисках единственного верного решения или иди читай спойлер (самый худший вариант).
    Arx Fatalis это последняя хардкорная РПГ, которую я знаю. В стиле игр первой половины 90-ых. EoB, Ultima, Wizardry и т.д.
    Потому что в этих играх игрок может полагаться только на себя, на собственную смекалку и везение и ни на что другое. И это хорошо.
    А с Ultima 7 игру объединяет еще и потрясающая интерактивность. В какой еще РПГ перед игроком раскинется столько возможностей? Печь хлеб, рыбачить, ковать оружие, добывать алмазы, варить зелья, экспериментировать с рунами. Вроде и не так уж много, а на деле больше возможностей мне видится только в седьмой саге о приключениях Аватара.
    А еще все это сдобрено потрясающей атмосферой. Гоблины, тролли, люди – их мало, но к ним удивительно привыкаешь. Мир тесный, но его с упоением разведываешь – ведь каждый поворот может скрывать потайную дверь, скрытый клад или даже один из немногих второстепенных квестов.
    События в этом мире так же достаточно оригинальны и своеобразны. Порой увлекательные, а порой, и наивные перипетии сказочного сюжета сочетаются с общей кровавостью конфликтов. Читаем книжки, изучаем мир. Радуемся найденному секретному квесту и тщетно пытаемся довести его до финала.
    Но намного проще дойти до финала самой игры. Ибо он недалек, как шторм на горизонте.
    А хочется еще, хочется продолжения, хочется Arx Fatalis 2. Хочется хардкорной РПГ в лучших традициях старой школы. Но только с большим миром, с большим количеством квестов.
    Возникает ощущение некоей незаконченности, как будто в конце фолианта, который вы читали с упоением вот уже столько времени, вас поджидают корешки оторванных страниц. И найти недостающую часть рукописи нет никакой возможности, за что можно сказать спасибо товарищам из Ubisoft.
    Они не только не дали без сомнения крайне талантливой братии из Arkane Studios сделать сиквел собственной саги, но и не дали им сотворить десятую часть ролевого эпоса Меча и Магии. А если кто-то и способен воплотить эту дикую идею в реальность, то это ребята из Arkane Studios. Могли точнее.
    DMoMM вот тоже получилась очень хорошей игрой. Вот только жанр не тот, совсем не тот. А сейчас они работают над шутером The Crossing.
    Можно ли надеяться на то, что студия вернется к ролевым проектам, вернет нам Arx Fatalis, вернет хардкорность 90-ых? Или совращенные змеем и откусив от запретного плода, они навечно останутся потерянными для нас...
     
    ВелоВояджер и Kairn нравится это.
  16. Newbilius Программуль

    Newbilius

    Регистрация:
    24 авг 2007
    Сообщения:
    4.602
    Понравилась статья, игра заинтересовала :)
    Толькоь одно замечание к статье - мана таки с одной "н" пишется)
     
  17. katarn

    katarn

    Legacy

    Регистрация:
    23 ноя 2006
    Сообщения:
    12.633
    это ворд-грамотей, автор если и виноват в чем, так только в том, что воспользовался услугами этой программы =0
     
  18. Newbilius Программуль

    Newbilius

    Регистрация:
    24 авг 2007
    Сообщения:
    4.602
    katarn
    Offtop
    я очень хорошо помню одну из локализаций Diablo 2, в которой некромант хорошо поставленным, замогиныльным голосом вещал "Мне нужна маННа!" :-D это так, к слову, ни в чем автора не обвиняю)
     
  19. Gamovsky programmarsto

    Gamovsky

    Регистрация:
    23 окт 2008
    Сообщения:
    2.500
    После прочтения статьи ринулся искать, нашел, установил, погрузился... Надолго, на очень долгие часы. Очень сильная и глубокая игра, пропитанная каким-то мертвецки-грязными пейзажами, репликами и звуками, но это лишь ее индивидуальный "шарм". Потрясающая интерактивность, небольшой мир - все как в замечательной статье. Но к сожалению могу лишь признать тот факт, что нас выкидывают в открытое озеро ночью - берегов все равно не видно, вроде бы мелко, а куда плыть все равно не ясно. На начальных этапах подсказки есть, но дальше - я даже не разобрался как левитировать ^^.
    Игра потрясающая. Изучение деталей и приводит к тому, что она начинает быть более интересной, хоть и не такая уж известная. По крайней мере сейчас этим не может похвастаться и половина всех адвенчур\экшенов.

    Большое спасибо за обзор, после нескольких дней игры перечитал с еще большим удовольствием.
     
  20. ВелоВояджер Well-bred red-neck, Второпроходец

    ВелоВояджер

    Редактор Переводчик

    Регистрация:
    19 фев 2017
    Сообщения:
    4.038
    Очень интересный обзор. Действительно, немало идей из Arx Fatalis использовано в Dark Messiah of Might and Magic.
    Игра по обзору мне кажется настолько хорошей, что уже хочется всё-таки её допройти (я где-то пару часов в неё играл когда-то, потом что-то другое отвлекло).
    Кстати, рисование заклинаний стрелкой мыши было и в игре "Гарри Поттер и философский камень", выпущенной почти одновременно с Аркс Фаталисом (поэтому вряд ли стоит говорить о заимствовании - идеи, похоже, пришли в головы разработчикам одновременно).
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление