1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Atari ST/STe/TT/Falcon

Тема в разделе "IBM PC-несовместимое", создана пользователем Dimouse, 14 мар 2008.

  1. Dimouse King of Mice

    Dimouse

    Администратор Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    35.170
    Atari ST на OG-Вики!

    Atari ST были созданы компанией Атари в 85 году и долгое время соперничали с ведущими персональными компьютерами того времени - Коммодоровскими Амигами и Эппловскими Макинтошами, поскольку включали в себя один и тот же микропроцессор - Мотороловский 68000. Особенно данный компьютер был похож на Amiga 1000, поскольку руководитель разработки Атари ST - Jack Tramiel был одним из основателей компании Commodore, но ушел оттуда из-за разногласий с владельцем компании в 84-ом году. Однако Джей Майнер - создатель Амиги - был одним из ведущих инженеров, создавших 8-битные Атари и Atari 2600. Таким образом, фактически бывшие Коммодоровцы создали Атари ST, а выходцы из Атари - Амигу. Тем не менее это не помешало первым 16/32 битным домашним компьютерам устроить гонку вооружений между собой, а среди приверженцев одной или другой платформы устраивать настоящие священные войны друг с другом, поливая грязью в своих демках своих соперников.

    Сами компьютеры были во многом похожи. Существенным отличием одной платформы от другой был звуковой чип от Ямахи YM (см. Спектрум, MSX, Amstrad CPC) в Атари ST в отличие от Paula в Amiga. В этом плане Амига была более совершенна, однако и на Атари было возможно проигрывать сэмпловую музыку (были трекеры). Также на Atari ST был MIDI порт, что привлекало создателей музыки. Графика в играх на Atari ST была сопоставима с графикой на Амиге OCS (Amiga 1000), однако на Амиге характеристики были чуть лучше (и это не говоря о графических со-процессорах!):
    Atari ST Low resolution - 320×200 (16 color), palette of 512 colors
    Amiga 1000 Low resolution - 320×200 with 32 colors or HAM-6 (режим Hold & Modify, использующийся для статичной графики, позволяющий использовать 4096 цветов).

    Впоследствии было сделано несколько модификаций Atari ST из-за его популярности в особенности среди европейских демосценеров - Atari STe, Atari Falcon 30 (очень поздняя версия компьютера, аналогичная по характеристикам Amiga 1200, а с фанатскими акселераторами возможно и обгоняющая его (слышал, что есть аксель на Фалкон на 100 MHz)) и некоторые другие.

    ---
    Эмуляция Atari ST:
    Очень кратко, если будут вопросы - отвечу.
    Среду эмуляторов наиболее распространенным является STEEM http://steem.atari.st/
    Нужно скачать эмулятор и операционную систему TOS (при запуске эмулятора он ее потребует). Затем нужно указать директорию, которую эмулятор будет считать жестким диском Atari ST. Туда нужно кидать все скаченные демки/игры. Далее запускать эмулятор и запускать сами демки. При этом когда мышка пропадает - не надо нервничать. Режим с мышкой/без мышки переключается кнопкой Pause.
     
    Последнее редактирование: 22 сен 2011
    Octohum, AndyFox, K-WolF и ещё 1-му нравится это.
  2.  
  3. Dimouse King of Mice

    Dimouse

    Администратор Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    35.170
    Если встретится, то можно дополнить. Мы ведь так делали неоднократно.
     
    AndyFox нравится это.
  4. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.384
    Разумеется, можно. Но лучше всё-таки заранее предусматривать максимум возможных ситуаций.
    Впрочем, раз примеры необходимости иных форматов образов дискет, кроме .ST и .STX, неизвестны, то, наверное, для этого типа файлов достаточно будет только их.
     
    AndyFox нравится это.
  5. AndyFox

    AndyFox

    Регистрация:
    22 июл 2009
    Сообщения:
    4.248
    Из-за происка копирастов, образы ОС до сих пор запрещены к свободному распространению. Поэтому сделан демонстрационный, позволяющий запускать большую часть игр для обычной ST.
    Atari ST
    TOS Images collection
    Для других моделей Atari ST (см. ту же Википедию) по ссылкам выше есть подходящие образы.

    Некоторые навороченные игры требуют особенных моделей, но, так разобрался, это малая часть игр. Это указано в примечании к скачиванию на той же Атари Мании.

    Добавляется вместо прилагаемого в эмуляторе при первичной настройке или в конфигурации.

    Выяснил, что игры на картриджах — явление исключительное, если вообще существующее.
    Порт для картриджей являлся рудиментарным — https://zx-pk.ru/threads/12941-kartridzhi-dlya-atari-st.html
    Использовался для подключения различной периферии, для запуска диагностики ( ATARI 520 1024 ST / STE DIAGNOSTIC / TEST CARTRIDGE - international | eBay ) или языка программирования ( Atari ST BASIC - Wikipedia или STOS BASIC - Wikipedia ).

    Перебирая игры на Atari Mania, изредка сталкивался с форматом .scp, и некоторыми другими даже. Но между оными есть конвертер, поэтому поддерживаю идею ограничиться этими двумя видами образов дискет.
     
    Последнее редактирование: 11 окт 2024
    Octohum и kreol нравится это.
  6. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.384
    Что значит "запрещены"? Их нет в свободном доступе? Потому что формально большинство старых игр "запрещено к свободному распространению", но нас "почему-то" это не очень беспокоит.) И если такие "запрещённые" образы где-то выложены, то их вполне можно выложить и у нас на сайте.

    Извини, но этот момент критически важен. Нужно, чтобы можно было запускать все (известные).

    Тем не менее, повторю, очень важно с этим разобраться. Тем более что, может быть, эти "навороченные" игры как раз самые интересные.

    Это опять-таки следует прояснить, чтобы понять, следует ли вводить тип "Образ картриджа" или нет.
     
  7. AndyFox

    AndyFox

    Регистрация:
    22 июл 2009
    Сообщения:
    4.248
    Значит Atari не давала официального разрешения их выкладывать. Тем не менее, за выкладывание никого не преследуют, авторы эмулятора сами пишут (на скриншоте) что образы TOS можно легко отыскать в интернете. Одну из ссылок привёл.
    Для этого необходимо собрать полный пакет образов TOS и добавить в эмулятор, для особенных игр переключая модели в конфигурации.
    --- добавлено 11 окт 2024, предыдущее сообщение размещено: 11 окт 2024 ---
    Не нашёл ни одной игры на картридже. @Uka , попадались такие?
     
    kreol нравится это.
  8. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.384
    Вот именно такую сборку эмулятора и желательно будет выложить на сайт.

    С учётом физического и юридического расположения сайта гипотетические преследования со стороны лиц, подобных западным правообладателям, нам не страшны ввиду банальной неактуальности.
     
    AndyFox нравится это.
  9. AndyFox

    AndyFox

    Регистрация:
    22 июл 2009
    Сообщения:
    4.248
    Собрана и прилагается вложением.
     

    Вложения:

    • Steem412.rar
      Размер файла:
      5,4 МБ
      Просмотров:
      2
    Octohum, Dimouse и kreol нравится это.
  10. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.514
    Нет, ни разу. И я что-то не верю, что на картриджах могли выходить игры, - по-моему, этот разъём предназначался для других целей.
     
    Dimouse и AndyFox нравится это.
  11. AndyFox

    AndyFox

    Регистрация:
    22 июл 2009
    Сообщения:
    4.248
    Нашёл битый образ картриджа с арканоидом, и упоминания о ещё паре-тройке выпущенных игр, на этот раз без подтверждений.

    На данный момент однозначно нет.
     
  12. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.514
    Сейчас поискал - и тоже таки нашёл как минимум одну. Собственно игра (ну или не совсем игра: похоже, это в первую очередь какой-то профессиональный симулятор?) выходила на дискетке, но картридж использовался как dongle для защиты от копирования и для подключения особых манипуляторов. Без него игра таки не запускается, так что это тот редкий случай из 1% необходимости формата STC (да и дискетка тут в MSA, что тоже весьма необычно). Похоже, есть смысл расписать этот случай на "Вики" для примера (да и для сайта описать неплохо было бы) - при условии, конечно, что оно и правда будет работать без особого устройства управления.
    Atari ST R/C Aerochopper
     
    Последнее редактирование: 12 окт 2024
    Octohum и Dimouse нравится это.
  13. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.384
    Раз так, то тип "Образ картриджа" необходимо предусмотреть.
     
  14. AndyFox

    AndyFox

    Регистрация:
    22 июл 2009
    Сообщения:
    4.248
    @Uka, @Dimouse, @kreol, итак, что у нас осталось сделать?

    1. Пример с картриджем на местной Wiki.
    2. Протестировать и описать работу со сборкой на Wiki.
    3. Описать четыре недостающие игры.

    Беру на себя 2-й пункт. Если ещё кто-нибудь готов крутить мою сбоку эмулятора Steem SSE, только приветствую.
     
  15. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.384
    @AndyFox, всё так, но, повторю, нужно ещё прояснить, существуют ли для Atari ST "установленные" дискетные игры в каком бы то ни было виде, а если существуют, то как это называется.
     
    AndyFox нравится это.
  16. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.514
    Точнее, пять. "Mewilo" пока выкладываться не будет.
    --- добавлено 12 окт 2024, предыдущее сообщение размещено: 12 окт 2024 ---
    Я пользуюсь старенькой 3.8.1 - уже не помню, чем она лучше.
    У тебя, я так понял, 4.1.2 в варианте Direct3D. При запуске она требует TOS, а в папке их тридцать с лишним штук приложено. Пользователю может быть непонятно, что делать и какую выбрать!
     
    Последнее редактирование: 12 окт 2024
    AndyFox нравится это.
  17. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.384
    Отмечу на всякий случай, что если окажется, что каждая из версий имеет какие-то преимущества перед другой, то вполне можно выложить их обе (DOSBox'ов же, к примеру, у нас не один и не два). Естественно, при этом желательно разместить в wiki соответствующие подробности или хотя бы указывать их в описаниях файлов по необходимости. Например, если "базовой" является версия 3.8.1, то в wiki можно так и написать, а если для запуска какой-то игры требуется именно 4.1.2, то это нужно будет уточнять в описании архива с нею.
     
    AndyFox нравится это.
  18. AndyFox

    AndyFox

    Регистрация:
    22 июл 2009
    Сообщения:
    4.248
    Уточню ещё, есть ли игры на русском языке.
    Потому что TOS имеется:

    Blank_00001.png Blank_00002.png
     
    Последнее редактирование: 29 окт 2024
    Uka нравится это.
  19. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.514
    Попробовал: нет, безнадёжно. Картридж - не носитель, а устройство для подключения специального контроллера. С образом картриджа программа (не скажу - игра) запускается, но смысла в этом никакого нет, ибо управлять самолётиком нечем.
    @AndyFox, а у тебя что за сломанный арканоид?
     
    Octohum и AndyFox нравится это.
  20. AndyFox

    AndyFox

    Регистрация:
    22 июл 2009
    Сообщения:
    4.248
    См. раздел Broken TOS Images (внизу списка) — TOS Images collection
     
  21. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.514
    Так это не игра! А какая-то непонятная операционная система.
    Безымянный 1.jpg

    В общем, я возвращаюсь к мысли о том, что игр на картриджах для Atari ST не выходило, и выкладывать эти образы не понадобится.

    Это ты тов. Дмитрия Соболева спроси :)
    Но судя по тому, что русскую версию ОС он выпустил в 2011 году или что-то в таком роде, вряд ли такие игры, даже если они существуют, окажутся "старыми".
    --- добавлено 13 окт 2024, предыдущее сообщение размещено: 13 окт 2024 ---
    Нет, вру - вроде бы раньше.
    Но он там, как я понял, занимается исключительно музыкой, не играми.
     
    Octohum и AndyFox нравится это.
  22. AndyFox

    AndyFox

    Регистрация:
    22 июл 2009
    Сообщения:
    4.248
    Преимущества и недостатки различных версий TOS:

    TOS 1.00 и TOS 1.02: первые версии TOS, считающиеся наиболее «совместимыми» с большинством игр. С другой стороны, есть довольно много мелких ошибок, но что более важно, ограниченная совместимость с жёсткими дисками. Например, будет невозможно иметь разделы размером более 256 МБ, ограниченное количество файлов в каталоге и т. д.

    TOS 1.04: также известная как «Rainbow TOS», она исправляет множество ошибок и позволяет легко использовать жёсткий диск, но вносит некоторые несовместимости со старыми играми. Это, как правило, не проблема, так как большинство игр давно исправлены для работы с версиями 1.04 или 2.06, но если у вас есть оригинальные дискеты, они могут больше не работать.

    TOS 1.06 и TOS 1.62: это первые версии для STE и работают только на STE. Версия 1.06 почти идентична TOS 1.04, но поддерживает новые функции STE, а 1.62 — это просто исправление ошибки для 1.06 без серьёзных изменений. Однако в версии 1.06 есть раздражающая ошибка, она не сохраняет разрешение должным образом. Поэтому невозможно запуститься в среднем разрешении; вам придётся вручную изменить его после загрузки. Это не большая проблема, но может быть довольно раздражающим. Существуют утилиты для исправления этого (STE_FIX.PRG должен быть помещён в AUTO).

    P. S. В сборке FIX уже расположен в соответствующем каталоге, поэтому при выборе этой версии TOS проблема не возникнет.

    TOS 2.02 и 2.05: первые версии TOS для Mega STE, довольно редкие.

    TOS 2.06: это единственная версия TOS (от Atari), которая работает на всех машинах от ST до Mega STE... почти. Она привносит новый рабочий стол со множеством улучшений, расширенную поддержку жёстких дисков и так далее. К сожалению, всё это происходит за счёт совместимости со старым программным обеспечением, но, опять же, большинство из них были исправлены давно. Однако, обратите внимание, что эта версия TOS не будет работать на ST, STF или Mega ST без модификации оборудования (легко меняется в настройках эмулятора).

    Существует несколько других версий TOS, не выпущенных Atari, которые можно установить на ST:

    EmuTOS: Это полностью переписанная версия TOS, полностью с открытым исходным кодом и с хорошей совместимостью. EmuTOS добавляет много новых функций, значительно улучшает управление дисками и многое другое. Обратите внимание, что если на вашем компьютере достаточно памяти, может не потребоваться установка EmuTOS в ПЗУ; оную можно загрузить с дискеты или жесткого диска при загрузке.
    TOS PPera: Доступные на веб-сайте PPera, они основаны на оригинальной TOS, но включают множество исправлений ошибок и возможность загрузки TOS 1.4 с диска IDE и многое другое. Поскольку они основаны на оригинальной TOS, совместимость хорошая, и есть даже «гибридные версии», такие как TOS 1.4 с рабочим столом версии 2.06, чтобы иметь новые функции при сохранении максимальной совместимости.
    Ещё есть всяческие типа KaosTOS, SuperTOS и т. д., а также многозадачные MiNT, MagiC, MultiTOS. Это для профессионалов в Atari, и нам едва ли пригодятся.
     
    Octohum, kreol и Uka нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление