1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

[Интервью] Эксклюзивное интервью с Радваном Касмия для сайта Old-Games.Ru

Тема в разделе "Авторская колонка", создана пользователем WERTA, 19 дек 2019.

  1. WERTA ФанатЪ O-G

    WERTA

    Хелпер Переводчик

    Регистрация:
    12 ноя 2006
    Сообщения:
    8.520
    72badf7b5155042edd4504f365e93294.jpg
    Уважаемые ценители старых компьютерных игр, недавно к нам в двери постучалась удача – мы взяли эксклюзивное интервью у настоящего ветерана (несмотря на его достаточно молодой возраст) и первопроходца в гейминдустрии арабского мира. Нашего интервьюируемого зовут Радван Касмия (арабск. رضوان قاسمية), он родом из Сирии и бóльшую часть своей жизни посвятил разработке арабских компьютерных игр в широком диапазоне жанров, затрагивающих как культурно-исторические вопросы глубокой древности, так и современные социально-политические проблемы Ближнего Востока. Ну что, вы готовы к восточной экзотике? Тогда поехали…

    English text of the Interview

    1. Что стало главной причиной вашего увлечения компьютерными играми и когда вы окончательно решили посвятить свою жизнь их разработке?
    РК: В далёком 1983 году, когда я играл в Pacman’а на моём ZX Spectrum’е, основной вопрос, который приходил мне тогда в голову, был следующим: «Почему они не делают игры по-другому, почему персонажи выглядят так странно?»… и ребяческая самоуверенность зазвучала не иначе как: «Я смогу создавать игры намного лучше, с более захватывающим сюжетом!». Однако “Basic” – популярный в те времена язык программирования – был весьма ограниченным, и моё разочарование по поводу его функционального несовершенства всё росло и росло, пока я не познакомился с C++ в университете; этот мощный язык написания программного кода стал идеальным инструментом, который утолил мои желания и позволил мне сосредоточиться непосредственно на самом контенте, а к третьему году учёбы в колледже я уже был глубоко увлечён созданием компьютерных игр на противоположном конце света! (Примечание: видимо, это некое противопоставление одного себя всей западной гейминдустрии.)

    2. Кто, по вашему мнению, был первопроходцем в гейминдустрии арабского мира и Ближнего Востока?
    РК: Было много разработчиков, которые пытались создавать игры, но, насколько я знаю, я был тем мечтателем, кто первым на практике создал игру, успешную как с технической точки зрения, так и с коммерческой; моя студия “Afkar Media” была первой независимой студией на Ближнем Востоке, и я считаю, что она была самой крупной до своего закрытия в 2009 году.
    Afkar Media

    3. В каком году вы официально издали свою первую компьютерную игру? Какое у неё было название и чему она была посвящена?
    РК: Моей первой опубликованной игрой была “October 73”, созданная в 1998 году и выпущенная в 1999 году. Это 2D-игра в стиле “River Raid”...
    October 73

    4. Много ли арабских компьютерных игр было разработано и издано в эпоху DOS’a? Может быть, определённые технические особенности программной поддержки арабской письменности справа налево ограничивали разработку подобных компьютерных игр на платформе DOS?
    РК: Я считаю, что было всего две игры, разработанных для платформы DOS/DOS4GW: моя игра “October 73“ и “Stone Throwers” разработки Мохаммада Хамзы. Да, написание арабских букв (справа налево) определённо являлось технической проблемой, но это никогда не было тупиком: мы всегда находили способы обойти это препятствие путём создания собственной таблицы шрифтов в памяти или обработкой текста в виде растровых изображений.

    5. В каких ещё странах арабского мира издаются собственные компьютерные игры? Нам известны игровые продукты, разработанные только в Сирии, Ливане, Иордании, Египте и ОАЭ. Были ли свои национальные игры (хотя бы по одной) в остальных арабских странах?
    РК: Да, у разработчика “Semaphore” из Саудовской Аравии и тунисского разработчика “Digital Mania” есть свои интересные проекты.

    6. Арабская гейминдустрия использовала исключительно PC-платформу на начальном этапе своего развития? А каким ещё игровым платформам, кроме PC, отдают сегодня предпочтения разработчики компьютерных игр из стран Ближнего Востока?
    РК: Действительно, платформа PC была основной средой разработки на протяжении «нулевых»; консольных игр было мало, и они не поддерживались ни технически, ни коммерчески на рынках Ближнего Востока. Но начиная с 2010 года мобильные приложения становятся более предпочтительной платформой для создания игр у наших местных разработчиков.

    7. Сколько всего арабских компьютерных игр получило международный релиз? Нам известно лишь о двух таких играх из ОАЭ: "Legend of Zord" и "Wadi Basher", – издававшихся в некоторых западных странах. На каком языке подобные игры издавались в арабском мире – на английском или на арабском?
    РК: Я думаю, что ваш вопрос уже отчасти содержит ответ. Обе эти игры были разработаны иностранными компаниями, которые открыли свои студии в ОАЭ (все разработчики и дизайнеры тоже были не местными), и эти продукты были нацелены как на международную аудиторию, так и на местных игроков, - однако, преследуя подобные задачи, они (разработчики) не смогли привлечь ни одной из названных аудиторий, что привело их студию к закрытию. С другой стороны, успешные игры на Ближнем Востоке всегда были ориентированы на местных игроков во всём: языком, пользовательским интерфейсом, учётом уровня геймерского мастерства, концепцией и культурой. Английский был вторичным языком, который позже был добавлен в такие игры лишь для привлечения молодого поколения игроков в арабских диаспорах (за пределами арабских стран).
    Legend of Zord & Wadi Basher (Offroad 4x4)

    8. А каково общее количество изданных арабских компьютерных игр? Вы можете приблизительно оценить этот объём на сегодняшний день?
    РК: Возможны некоторые пробелы в списке игр, - но, в принципе, подсчитать можно, потому что я сам когда-то был коллекционером! Только для платформы PC:
    - Сирия: 6 игр (October 73, UnderAsh, UnderSiege, Quraish, Zoya (она же Victory Castle), Road to Jerusalem);
    - Иордания: 3 игры (Arabian Lords, Jenin, Wild Races);
    - Ливан: 2 игры (Special Force 1, Special Force 2);
    - ОАЭ: 2 игры (Legend of Zord, Wadi Basher);
    - Египет: 1 игра (Buha);
    - Саудовская Аравия: 2 игры (Al-Rekaz, Badiya).
    Так что всего получается 16 изданных игр для платформы PC.

    9. Какие наиболее распространённые жанры у арабских компьютерных игр?
    РК: Шутеры от первого лица, стратегии в реальном времени, симуляторы футбола и гоночные игры.

    10. Мы знаем, что вы заядлый геймер. Вы играете исключительно в арабские компьютерные игры или в равной степени предпочитаете продукцию западной гейминдустрии?
    РК: Разработка видеоигр – моя профессия, поэтому я собираю, играю и изучаю каждую игру, которая попадает мне в руки, с любой платформы и из любого источника. Но здесь важно, сколько времени я трачу на каждую игру: это может варьироваться от пары минут до ПАРЫ ЛЕТ!

    11. Вы когда-либо кооперировались с разработчиками компьютерных игр не из стран Ближнего Востока?
    РК: Конечно. После того как в 2010 году я переехал в Китай, все мои игры были созданы в сотрудничестве с командами талантливых людей со всего мира.

    12. А есть ли у вас любимые зарубежные (не арабские) компьютерные игры?
    РК: Конечно, я люблю классические стратегии, такие как AOE и SIMS, а также игры с открытым миром, такие как Assassin's Creed, и онлайн-шутеры COD и BF.

    13. Существует ли в арабских странах (в первую очередь в Саудовской Аравии и, возможно, в Катаре и Омане) какая-либо государственная цензура компьютерных игр – как арабских, так и зарубежных? Просто нам известно о сложностях, которые сопровождали издание вашей игры "Quraish" в ряде стран арабского мира.
    РК: В каждой из арабских стран имеется своя собственная система цензуры, но в целом ограничения больше ориентированы на политические идеи, нежели на религиозное содержимое, откровенного характера или даже насильственного. Игра “Quraish” была подвергнута цензуре в Саудовской Аравии; нужно было удалить музыкальное сопровождение (!) и один из уровней, который давал игроку выбор: принять или не принять ислам!

    Другие страны, такие как Тунис или Египет, рекомендовали нам сменить игровой постер и имя героя! Но, в общем и целом, несмотря на разочарование, было забавно обходить [эти требования] и всё равно продолжать дорабатывать игру для целевой аудитории, несмотря на всю эту «ерунду», - а позже доступ к Интернету решил большинство наших проблем с цензурой!
    Quraish

    14. Что вы можете сказать о достаточно закрытой игровой индустрии Ирана? Насколько она больше или меньше гейминдустрии стран Ближнего Востока? Несмотря на языковые различия, пользуются ли популярностью компьютерные игры из Ирана у геймеров в арабском мире?
    РК: Иранская гейминдустрия была изолирована по двум причинам: культура и политика; персидская и арабская культуры фактически дополняют и конкурируют друг с другом на протяжении всей истории. Индустрия видеоигр просто стала ещё одной интерактивной ареной, увязшей в подобном состязании; разработчики каждой из сторон вносили в игру своё видение, именно то, которое в первую очередь удовлетворяло их аудиторию, что привело к различной трактовке одних и тех же исторических событий и ещё больше увеличило разрыв между обеими культурами. Кроме того, большинство стран Ближнего Востока имеют непростые отношения с иранским режимом, и это дополнительно усугубляется тем фактом, что правительство Ирана, поддерживая национальную гейминдустрию, диктует ей свои условия от начала и до конца!

    15. На Ближнем Востоке параллельно с арабскими разработчиками уже длительное время существует своя игровая индустрия в Израиле, выпустившая достаточно много коммерческой продукции. А в странах арабского мира компьютерные игры из Израиля пользовались каким-либо спросом или нет? В частности, речь идёт о продукции израильской компании Makh-Shevet Ltd.
    РК: У Израиля и арабских стран нет нормальных отношений; многие из стран Ближнего Востока ведут холодную/горячую войну с Израилем, а большинство арабских потребителей бойкотирует израильскую продукцию.

    16. Известно, что сюжет двух ваших игр "Under Ash" и "Under Siege" затрагивает обе палестинских Интифады. Вам известно, существует ли государственная цензура либо полный запрет на эти две игры в Израиле или нет?
    РК: Как я пояснил в ответе выше, не существует прямого распространения израильских игр в арабском мире и наоборот, однако количество загрузок демоверсий наших игр с территории Палестины и с оккупированных территорий превышало сто тысяч.
    Under Ash & Under Siege

    17. Было ли выпущено полноценное официальное дополнение к "Under Ash"? На архивной копии страницы сайта “Afkar Media” есть сведения об этом. Также в Интернете доступно некое дополнение, состоящее из одной миссии, автором которой предположительно является некий moodlool. Слышали ли вы что-либо об этом? Если да, то могли бы вы пояснить, что это такое: некая демоверсия, официальное дополнение, фанатская работа?
    РК: Я не знаком ни с какими фанатскими модами из серии UnderAsh, вот только официальные релизы:
    - UnderAsh, 2001;
    - UnderAsh 2 Demo, 2002 (Stand Alone level);
    - UnderAsh 2 (UnderSige), 2004;
    - UnderAsh Add-On, 2005 (Stand Alone level).

    18. Были ли в итоге официально изданы другие игры, разрабатывавшиеся "Afkar Media", в частности: "73" и "Swords of Heaven". Если да (нет), то что же они (должны были) собой представляют (-ять)?
    РК: Мои игры для платформы PC:
    - October 73 (2000) – аркадная игра о Войне Судного дня;
    - UnderAsh (2001) – FPS;
    - UnderAsh 2 (2004);
    - Quraish (2005);
    - Swords of Heaven (2008) – игра в средневековом антураже от 3-го лица в жанре “hack & slash” о распространении ислама в VIII веке (не издана);
    - Road to Jerusalem (2009) – игра в жанре Adventure (издана на ограниченном числе рынков);
    - The Cross (2008) – не издана, онлайн FPS-игра.
    Swords of Heaven

    19. Каким образом осуществлялись издания зарубежных компьютерных игр в арабском мире в 1990-х годах - и каким образом осуществляется это сейчас? Были ли пиратские издания в 1990-х годах? Выполняется ли перевод издаваемых западных компьютерных игр на арабский язык (полный или хотя бы частичный)?
    РК: Вот некоторые факты: ни одна из таких «международных» игр не была переведена на арабский язык; причины – цензура, пиратство и отсутствие технической поддержки для консольных устройств. Всё это означало, что лишь немногие издатели рискнули бы вкладывать средства в выпуск таких игр для рынков стран Ближнего Востока. Первой международной игрой, полностью локализованной на арабском языке, была FIFA 2009 для PS2 и Xbox.

    20. Есть ли сейчас в арабском мире культура бесплатных «инди» игр?
    РК: Большинство арабских инди-проектов зависят от мобильных игр freemium, и, насколько я знаю, в Steam есть популярные бесплатные игры для платформы PC.

    21. Существовали ли или существуют ли периодические журнальные издания на арабском языке, посвящённые компьютерным играм?
    РК: Да, раньше была арабоязычная версия журнала “PC Gamer”.

    22. Существует ли крупное арабоязычное (международное или в рамках какой-либо отдельной страны) сообщество любителей, обсуждающих, сохраняющих и обменивающихся между собой старыми арабскими компьютерными играми?
    РК: Существует огромное количество игровых сообществ арабских геймеров (340 миллионов игроков в арабском мире), но поскольку количество арабских игр невелико, то я не могу назвать какой-либо определённой группы, которая занималась бы исключительно арабскими играми.

    23. Как вы относитесь к деятельности некоммерческих сайтов и сообществ, посвящающих своё свободное время и силы поиску, а также сохранению электронных версий игровых раритетов со всего мира для будущих поколений? Как вы относитесь к идее сохранения старых компьютерных игр как мирового культурного наследия?
    РК: Я полностью поддерживаю подобные подходы и полагаю, что результаты этих усилий вскоре станут очевидными; эти «цифровые раскопки» просто бесценны, и я часто размышляю о том количестве игр, которые уже утрачены навсегда, - а ещё мне хотелось бы, чтобы интерфейс вашего сайта (Old-Games.Ru) поддерживал хотя бы английский язык :).

    24. Как вы относитесь к Steam, GOG и другим on-line магазинам? Планировали ли вы распространять свои продукты с их помощью?
    РК: Это хорошие платформы для распространения компьютерных игр от независимых студий, но я не планирую сейчас разрабатывать какие-либо компьютерные игры; все мои игры за последние 10 лет были изданы на мобильных платформах, в Google Play и AppStore.

    25. Была ли у вас мысль предлагать старые компьютерные игры вашей разработки, которые нигде уже нельзя купить в физическом виде, для скачивания всем желающим – за небольшую плату или даже на безвозмездной основе?
    РК: Я не думаю, что мы должны брать с геймеров плату за возможность поиграть в старые шедевры; я предпочёл бы предлагать всё это бесплатно.

    26. Поддерживаете ли вы идею о допустимости выкладывания abandonware-игр в открытый доступ? Хотели ли бы вы, как разработчик, чтобы с результатами вашего творчества могли ознакомиться как можно более широкие массы пользователей, причём не только из стран арабского мира?
    РК: Определенно, я бы поддержал обмен старыми играми, - однако я думаю, что это культовое хобби, а не популярная тенденция, поэтому, как продюсер, я являюсь большим поклонником freemium, моддинга и игр с открытым исходным кодом, поскольку в конечном итоге они будут жить дольше, чем обычные игры!

    27. Какого компонента, по вашему мнению, не достаёт современным компьютерным играм? Что такого важного было в атмосфере тех далёких 1990-х годов, что позволяло на чистом энтузиазме разрабатывать настоящие произведения игрового искусства?
    РК: Творчество – вот тот основной компонент, которого недостаёт в современной гейминдустрии; крупные студии вкладывают средства больше во франшизу, а инди-разработчики изо всех сил пытаются выжить в этом красном от крови океане рынка; в результате попросту появляются более продвинутые блёклые копии, занимающиеся лишь тем, что пытаются конкурировать друг с другом за лучшую графику и за лучший бренд, но никак не созданием новых игровых жанров или же проверкой предела возможностей геймеров!

    Радван Касмия.
    Исполнительный продюсер.
    Видеоигры.

    Спасибо, Радван, за столь интересный и насыщенный деталями рассказ. Мы уверены, что подобные интервью должны сближать и объединять любителей старых игр во всём мире. Желаем вам всяческих творческих успехов и ждём от вас новых игровых шедевров!

    За помощь в переводе и корректуре текста интервью я выражаю глубокую признательность пользователям нашего сайта: @kreol, @Uka, @Dimouse.

    В качестве дополнительной информационной нагрузки настоятельно рекомендуем к прочтению наш перевод ещё одного интересного интервью с Радваном, взятого в далёком 2011 году…
    [Перевод] Рассказывает Радван Касмия: национально-сознательный создатель видеоигр на Old-Games.RU

    WERTA, Old-Games.Ru, 19/12/2019
     
    Последнее редактирование модератором: 27 дек 2019
    Колючий, compart, Zlotosalien и 23 другим нравится это.
  2.  
  3. Virgil Администратор

    Virgil

    Администратор

    Регистрация:
    2 янв 2005
    Сообщения:
    11.298
    Я сделал репост в нашей группе ВК.
     
    Dimouse и WERTA нравится это.
  4. WERTA ФанатЪ O-G

    WERTA

    Хелпер Переводчик

    Регистрация:
    12 ноя 2006
    Сообщения:
    8.520
    compart нравится это.
  5. WERTA ФанатЪ O-G

    WERTA

    Хелпер Переводчик

    Регистрация:
    12 ноя 2006
    Сообщения:
    8.520
    Друзья, учитывая, что в "интернетах" нынче всё как-то внезапно исчезает, подумал: а не сделать ли тут репост для надежности. Интервью ведь очень интересное...

    Repost
     
    Последнее редактирование: 25 май 2024
    kreol и Колючий нравится это.
  6. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.636
    @WERTA, к сожалению, как показывает практика, это действительно необходимо делать, да, потому что пропасть - в том числе бесследно, без сохранения архивной копии, - может что угодно.
    Но лучше, наверное, после публикации таких текстов указывать ссылку на сайт-первоисточник (по разным причинам).
     
    WERTA нравится это.
  7. WERTA ФанатЪ O-G

    WERTA

    Хелпер Переводчик

    Регистрация:
    12 ноя 2006
    Сообщения:
    8.520
    Да, только что добавил в самом низу текста ссылку на первоисточник.
     
    kreol нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление