1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

[Обзор] Sid Meier’s Civilization V

Тема в разделе "Авторская колонка", создана пользователем katarn, 5 ноя 2010.

  1. katarn

    katarn

    Legacy

    Регистрация:
    23 ноя 2006
    Сообщения:
    12.633
    Система достижений как бы лишний раз намекает: надоесть, может, надоест, но ты же хочешь собрать все «ачивы», хочешь ведь? Не очень. Истинно «компьютерный» эксклюзив выполнен в на удивление «приставочном» духе: броско, эффектно, поверхностно. Речь идет, естественно, о сравнении новой игры с Civilization: Revolution. Хотя новая часть больше похожа на Civilization IV, «революционный» пшик я упоминаю не зря.

    Sid Meier’s Civilization V

    Когда пиксели были красивыми

    [​IMG]
    Плотность застройки радует глаз,
    при этом нет ощущения нагромождения объектов,
    которое иногда возникало в предыдущих частях серии.

    Подумать только – уже пятая часть. А кажется, что еще вчера двигал квадратик по квадратикам и разрушал вражеские квадратики на множество меленьких черненьких квадратиков. О большем и не мечтал. Теперь перед нами абсолютно иная игра: красивая, зрелищная и – уже в который раз – посредственно оптимизированная. Тормозить будет на любой конфигурации: загадочные «DX10/11» нагрузят по полной любой ПК на огромных картах. И ладно если б ресурсы шли на обсчет хитроумных комбинаций: умный ИИ – это ж хорошо! Но похоже, что все гигагерцы уходят исключительно в воздух: неужели «облачный» туман войны, который, справедливости ради, действительно смотрится эффектно, столько «весит»?

    Великолепно анимированные рыбки в океанах, соболь на опушке, отряд дорожных строителей с лопатами, устрашающие залпы ракетных установок и ослепительная вспышка, знаменующая своим появлением начало Fallout’а локального масштаба у вашего не столь технологичного недруга, – всё это выглядит на порядок лучше то ли «мультяшного», то ли излишне несерьезного визуального ряда четвертой части, но полагаю, что аскеза Civilization III в плане соотношения качества картинки и смыслового наполнения по-прежнему вне конкуренции. Новая загадка тысячелетия: каким образом соседствуют великолепное интро и шикарная графика со скромными экранами, оповещающими о строительстве чуда, победе или поражении? Как можно было сделать новую игру, отказавшись от старых, вроде бы принятых общественностью идей, значительно урезав дипломатический и культурный потенциал государства?

    Передай твой король:…

    [​IMG]
    ИИ не нарушает границы самым наглым образом (как это было в третьей части).
    Впрочем, от компьютерного хитреца всегда стоит ожидать подвоха.

    Полагаю, всё это вернется. Не знаю, каким образом: по старинке, адд-онами, или же в новомодном ключе, в виде DLC, но вернется. Ведь первая «пачка» дополнений – сюрприз, сюрприз! - вышла одновременно с игрой. Хотя - дополнений сугубо косметических. Так что же именно выпало из обоймы руководителя государства образца Civilization V? Например – религия. Все эти хитроумные схемы по стравливанию соседей-мусульман и соседей-иудеев можно отложить в долгий ящик: в текущем виде «Цивилизация» не знает, что такое «религия». Мы больше не можем меняться технологиями – только лишь заключать соглашения: через 30 ходов (если никто из авторов «научного пакта» ни на кого не нападет) обе стороны получат какое-нибудь доступное изобретение. Видов дипломатических соглашений вроде бы не так уж и мало: сотрудничество, сотрудничество против кого-нибудь, оборонительный союз. По идее эти соглашения должны улучшать отношения между сторонами, на деле - оценить, насколько хорошо сосед относится к вашей персоне, просто невозможно.

    Понятные числовые характеристики из Civilization IV пропали в неизвестном направлении, оставив вместо себя три доступных статуса: ничего (в данном случае сказать, что есть что-то «лучше, чем ничего», нельзя, потому что пустое пространство напротив цивилизации свидетельствует о том, что хоть с кем-то вы еще не поругались), вражда и война. Понятное дело, что дружить против кого-то – не очень хорошо по отношению к этому «кому-то», - делаем выводы о падении репутации на мировой арене. Ежели такая вообще имеется. Ну и самое интересное заключается в том, что улучшить испорченные отношения довольно сложно: заключив мир со вчерашним врагом, наладить деловое партнерство вряд ли удастся, да и сосед при каждой личной встрече будет желать вам скорейшей и как можно более мучительной смерти.

    Хотя со стороны кажется, что дипломатия в игре – ого-го! Соседи высылают ноты протеста, предупреждая о том, что ваша маленькая армия как бы символизирует вашу беззащитность и самим своим видом вынудит их рано или поздно наброситься на ваше государство. Бурно реагируют на скупку земель или строительство поселений в непосредственной близости от их границ. Как бы «просят» (а не требуют) какие-нибудь ресурсы, обещая вернуть должок при первой же возможности (проверял: первая возможность не наступит, по-моему, никогда). И очень мило расставляют все свои войска вдоль вашей границы – к чему бы это? Как обычно, особых поводов для агрессии не нужно: можно злить соседа, отнимая его земли бардами-гастролерами, или же напасть на союзный им город-государство; можно просто не улучшать своих воинов с каменными топорами, и тогда вчерашний друг сообщит: «сама судьба обрекла нас на войну, поселив наши народы рядом». Как мило с твоей стороны: выходит, что в данной заварушке агрессором выступлю не я… В общем, дипломатическая жизнь вроде бы бьет ключом. Но, как любит повторять современный классик, не стоит путать подлинные звезды с их отражением в пруду.

    Попробуй, отними!

    [​IMG]
    Можно играть и в таком режиме. Желающие есть?
    Не забудьте, что на производительности в лучшую сторону это не скажется.

    Самое главное, самое важное и действительно самое интересное нововведение – новая боевая система. Теперь мир поделен на гексы, и на каждом из них одновременно может находиться не более одного военного и одного гражданского юнита одновременно. При этом результат схватки не зависит от температуры за окном или от того, побрились ли вы утром: теперь исход сражения легко узнать, при этом на экран выведут исчерпывающую информацию о бонусах и пенальти обеих сторон – есть над чем поработать. При этом солдатам легче жить, когда бок о бок с ними шагают товарищи: прикрытые фланги – немаловажный фактор при расчете результатов очередного сражения. Теперь фронт больше не выглядит нагромождением разномастных юнитов, скопившихся в одной точке экрана: вперед выдвигается пехота и техника, чуть сзади плетутся арбалетчики и замыкают шествие осадные юниты. В кой-то веки «дистанционная» война реализована более-менее прилично. В серии Civilization такое случалось и раньше, но как-то… нерегулярно.

    Всё бы было хорошо (особенно для ценителей варгеймов), если бы ИИ умел пользоваться всеми особенностями новой боевой системы. Если поведение варваров (в 95% случаев нападать на ближайшего противника независимо ни от чего) еще можно как-то объяснить, то повадки «серьезных» игроков толкованию не поддаются. Всё, на что способен противник, – задавить числом и/или технологическим превосходством. А ведь для ведения успешных боевых действий огромной армии не надо: артиллерия (в количестве одной-двух единиц) издалека разносит городские укрепления, пехота и техника (примерно столько же, сколько и осадных юнитов) захватывают новые территории. А как оберегать новые города от врагов? Теперь держать гарнизон, в принципе, не обязательно: у каждого города есть показатель обороноспособности - чем он выше, тем сильнее он покалечит пробегающего мимо варвара или идущего на приступ врага. Город не только дает отпор осаждающим, но и сам может обстреливать противника, расположенного в радиусе двух гексов от себя. Конечно, при огромном количестве врагов может случиться так, что отбиться не удастся, но сути вопроса этот факт не меняет: вооруженные силы нужны, но практически исключительно для наступательных операций. В целях обороны (в зависимости от протяженности границ с другими государствами) имеет смысл держать артиллерию, которая еще на подходах к городам объясняет супостатам их неправоту, и кавалерию или мотопехоту. На всякий пожарный.

    Любопытно, что завоеванные города лучше присоединять к империи на правах сателлитов. Это означает, что вы не сможете выбирать очередь строительства для этого города, производить в нем юниты или покупать территории, но он будет входить в состав вашего государства и неизменно делиться ресурсами. На самом деле – очень удобно. Впрочем, можно подчинить непокорный городок, что сразу скажется на настроении населения (и отодвинет наступление очередного «золотого века»… частично нивелировать эффект можно возведением здания суда), и позволит обрести всю полноту власти. Вот только вопрос: а надо ли? Когда и своих городов около десятка, а то и в разы больше, вешать себе на шею еще одно поселение вечно недовольных лентяев и дармоедов как-то не хочется. Еще один вариант – передать город его прежнему владельцу. В том случае, если речь идет об освобождении города-государства, то последний моментально становится союзником, – кто бы сомневался. Ну и если уж город совсем не нужен, его можно просто разрушить. Зачем? Есть, есть и те, кому и такой вариант по душе.

    Ничего мне не надо…
    …окромя цветочка аленького


    [​IMG]
    Чего ты такой хмурый-то?

    Города-государства – очередная новинка последней «Цивилизации». Маленькие, но гордые, они способны одарить империю-покровителя бонусами к пище, науке, культуре, поделиться ресурсами, юнитами и даже великими людьми. Особенно важны такие союзники для тех, кто хочет добиться дипломатической победы, ведь «вес» голоса не зависит от мощи государства: и гигантская Россия, и «карлик» Белград имеют в ООН по одному голосу – делайте выводы, господа милитаристы. Отношения с такими соседями наладить довольно просто: рано или поздно они попросят чего-нибудь (показать живьем настоящего ученого, уничтожить другого «карлика», разрушить поселение варваров или найти великое государство «Япония»), но в крайнем случае их можно задобрить денежными средствами.

    Интересен тот факт, что союзный город-государство во всём поддерживает своего покровителя, но объявив войну очередному вашему противнику, выдвигать войска к его границам почему-то не торопится. «Карлики» напрочь лишены каких-либо амбиций, не стремятся победить и всеми силами оберегают единственно важную для них вещь: свою независимость. Как бы подчеркивая свое нежелание стать сильнее и богаче, «карлик», захвативший вражеский город (редко, крайне редко, но и такое бывает), немедленно его сжигает. А через ход просит ресурсы, которые мог бы иметь, не разори он захваченный город…

    Культурная агрессия

    [​IMG]
    Интересно, за что ее так полюбили разработчики?
    Впрочем, после Revolution за *такую* Екатерину - большое человеческое спасибо.

    Хотя охмурить загнивающий вражеский поселок своими великолепными борделями с гибкой системой скидок и умопомрачительными стриптиз-барами теперь нельзя, культура по-прежнему играет очень важную роль, если не сказать ключевую. Самый очевидный момент: границы городов теперь расширяются вроде бы чаще, но в итоге - намного медленнее, чем раньше. А всё потому, что захват идет не увеличением «радиуса» вокруг города на единицу, а присоединением одной-единственной клетки. Процесс автоматизирован, и ИИ старается выбирать плодородные земли или ценные ресурсы; впрочем, всегда можно приобрести лакомый кусочек за солидную сумму золотом (интересно, в чей карман идут эти выплаты). Но в этом-то ничего нового нет.

    Отныне очки культуры – своеобразный «опыт», который тратится на «прокачку» десятка веток государственной политики. Некоторые из них открыты сразу, другие станут доступны ближе к финалу игры, большинство может быть активно одновременно, но бывают и недоступные сочетания, приводящие к анархии на несколько ходов. Суть «политик» сводится к тому, что каждый найдет ветку, которая лучше остальных отвечает его стилю игры. Так, например, «культурные» ветки позволяют на 100% увеличить «выработку» культуры в городах, построивших чудеса, а ветка «меценатство» уменьшает темп снижения вашего уровня влияния на «карликов», увеличивает количество поступающих ресурсов и устанавливает минимальный порог влияния на города-государства.

    Случиться может что угодно: золотой век, бесплатная технология, увеличение обороноспособности городов, а это значит, что надо внимательно изучить все возможные «достижения» (не стимовские, а внутриигровые… общим числом 50 штук плюс еще десяток бонусов за разблокировку соответствующей ветки) и тратить очки культуры с умом, потому что со временем требуемое количество «опыта» растет. Тот, кто целиком откроет пять любых веток, сможет построить «утопию» и победить. Звучит заманчиво, не так ли?

    По мелочам

    [​IMG]
    Ну, чего тут комментировать? Захотелось испытать - испытал.
    Кстати...

    Из мелких нововведений и упущений можно отметить, например, отсутствие шпионажа и возможность транспортировки юнитов по воде без строительства транспортников – надо только лишь изучить соответствующие технологии. В общем-то, это логично, но всё равно смотрится весьма забавно, когда вертолет, дабы обогнуть «столпившиеся» отряды, выбирает водный путь и вместо того, чтобы быстро долететь до суши… «пересаживается» на корабль и тратит драгоценное время игрока. Для научной победы нужно строить значительно меньше деталей космического корабля, условие военной победы также смягчили: достаточно захватить столицы остальных игроков. Дороги теперь нужно прокладывать на манер Revolution: от города к городу, «соединяться» с ресурсами не нужно, а карта на поздних этапах игры больше не становится похожа на исчирканную карандашом тетрадь в клетку.

    Финансы никак не связаны с наукой и культурой, поэтому можно быть бедным, но умным, и жить при этом в Зимнем дворце. Экран переговоров с лидерами других государств радует глаз великолепной анимацией персонажей, лишний раз заставляя недоумевать по поводу отсутствия вменяемой анимации при строительстве чудес или победе в игре. Все лидеры говорят на своих родных языках (во всяком случае, за красавицу Екатерину краснеть не приходится) и имеют, как обычно, уникальные бонусы. Саундтрек вменяемый, но не запоминающийся, звуки приемлемые, достижение «победа одним городом» смущает гораздо сильнее, чем в Civilization: Revolution. Вот, вроде бы, и всё.

    Центавра?

    [​IMG]
    ...победу в том раунде я одержал благодаря культуре.
    Эта неброская картинка - награда победителю...

    На днях мой старый приятель спросил у меня: нравится ли мне Civilization V больше, чем остальные части серии. Я ответил, что нет, не нравится. Но и сказать, что нравится меньше или даже так же – тоже не могу. Потому что эта часть оказалась, конечно, «Цивилизацией», но уж слишком она не похожа на предшественниц. Можно как-то сравнить Galactic Civilizations и Galactic Civilizations 2, но Civilization IV и Civilization V… Многие завоевания старых частей почему-то остались (полагаю, что временно) в прошлом. Некоторые идеи из исключительно консольной Revolution попали на ПК. Но в целом пятая часть очень сильно отличается от предшественниц, и ее выход вовсе не означает забвение четвертой, третьей, второй и даже первой частей. Как и прежде, нельзя посоветовать не знакомому с серией человеку играть в самую последнюю часть, дескать, «она лучшая». Придется пробовать все и жить своим умом.

    P.S.:
    Остается только надеяться на то, что эксперименты над «Цивилизацией» на какое-то время всё же приостановят. Хотелось бы всё-таки увидеть ремейк или сиквел Alpha Centauri. Пусть даже в виде адд-она на манер Civilization IV: Colonization.
     
    Последнее редактирование модератором: 22 мар 2011
    Dub Star, Жук, it_Tiran и 11 другим нравится это.
  2.  
  3. Sharp_ey терять и врать

    Sharp_ey

    Legacy

    Регистрация:
    23 сен 2006
    Сообщения:
    10.202
    Мне кажется, что сейчас с серией вообще можно делать всё что угодно, так как созданы широчайшие возможности для "отката": всегда можно вернуться к одной из предыдущих частей, если вновь вышедшая не устраивает. Это обеспечивается большим уровнем реиграбельности. Честно говоря, новые игры серии я жду не для того чтобы играть в них (для этого есть Civilization III), а именно из-за этого:

     
  4. Helmut Herr Mannelig

    Helmut

    Переводчик

    Регистрация:
    18 мар 2008
    Сообщения:
    7.083
    Низя. Бард может захватить только клетку, находящуюся рядом с принадлежащей игроку и не являющуюся собственностью другого (именно так пишет при попытке).

    Тоже нет, захваченный город-государство разрушить нельзя, пишет: нельзя разрушить город, который раньше был столицей.

    А тормоза игры - да, непомерные. И явно объясняются исключительно отсутствием какой-либо оптимизации и индусами в штате разработчиков. Нельзя сказать, что совсем уж без удовольствия поиграл несколько раз на маленькой карте, но потом игру снес и вряд ли к ней когда-нибудь вернусь. Захочется цивилизации - поставлю третью.
     
  5. katarn

    katarn

    Legacy

    Регистрация:
    23 ноя 2006
    Сообщения:
    12.633
    Можно, где ты вот это взял - хз
    Бард должен стоять на своей клетке, смежной с пустой или соседской, или на клетке, смежной со своей, но не соседской.


    лолшто? Можно города разрушать, то, что нельзя разрушать столицы, не значит, что остальные нельзя.

    Уж извини, но не разобрался ты в игре пока. И судя по этому

    уже и не разберешься.
     
    Дарк Шнайдер нравится это.
  6. Helmut Herr Mannelig

    Helmut

    Переводчик

    Регистрация:
    18 мар 2008
    Сообщения:
    7.083
    Клетку, принадлежащую другому игроку, и примыкающую к моей он захватить никак не мог. Писал именно это - что не может захватывать чужие клетки, а только пустые рядом с твоими. Я долго пытался отодвинуть границу соседа, захватившую ресурс, до которого я немного не успел расшириться.

    Города-государства каждый является столицой и разрушить нельзя. Пытался долго, как соответствующей опцией в меню города, так и подручными ядерными средствами.

    И не больно-то и хотелось.
     
  7. katarn

    katarn

    Legacy

    Регистрация:
    23 ноя 2006
    Сообщения:
    12.633
    Ерунда какая-то, я во всех партиях на разных уровнях сложности пробовал, всегда работало. Цитата из руководства:
    "Великий талант может провести культурный захват любой клетки в пределах вашей территории или на ее границе. <...> Культурный захват дает возможность отобрать земли у иностранного государства, но не позволяет захватить город..."


    Так они ж столицы.
    Цитата из руководства:
    "Уничтожить город можно, как только вы его захватили или в любой момент после этого. <...> нельзя уничтожить столицу"
     
  8. Helmut Herr Mannelig

    Helmut

    Переводчик

    Регистрация:
    18 мар 2008
    Сообщения:
    7.083
    Они там вроде как с каждым патчем изменения в геймплей вносят, судя по описанию патчей, может в этом дело. У меня 1.0.0.20, последняя крякнутая.

    Просто у тебя в тексте я понял так, что речь именно о городах-государствах.
     
  9. Nil Любимый цвет — голубой

    Nil

    Регистрация:
    30 апр 2007
    Сообщения:
    1.974
    2d режим ужасен. Не куплю игрушку. А 3d в ней нафиг не нужно, хотя ничего против красивых роликов и картинок не имею, но только не 3d на карте!
    продолжаю играть в Civ2, Freeciv и freecol Была идея купить 3 цивилизацию, но у нас не продавалась ни разу.
     
  10. katarn

    katarn

    Legacy

    Регистрация:
    23 ноя 2006
    Сообщения:
    12.633
    Нет, речь идет о том, что можно сделать с захваченным городом (приводится пример для случая освобождения), дальше (разрушение) идет последний вариант, не связанный с примером для предыдущего.

    У меня, очевидно, последняя версия - steam ведь сам все скачивает и обновляет.
     
  11. Готрек

    Готрек

    Регистрация:
    14 мар 2009
    Сообщения:
    293
    игра отстой?
     
  12. Helmut Herr Mannelig

    Helmut

    Переводчик

    Регистрация:
    18 мар 2008
    Сообщения:
    7.083
    А вообще города-государства - мечта манчкина. В самом начале строишь кораблик, ведешь к ближайшему городку и обстреливаешь, время от времени отводя полечиться и проапгрейдиться, если появилась новая технология. А после перка на увеличение дальности и вовсе спокойно прокачиваешь до полной машины смерти. С пушками такой фокус вряд ли пройдет, по крайней мере гораздо больше шансов потерять пушку до эффективной прокачки.
     
  13. it_Tiran

    it_Tiran

    Регистрация:
    22 июн 2011
    Сообщения:
    892
    Статья гуд! В итоге автор сделал самый корректный вывод о игре к которому пришло большинство старых фанатов Civilization пятая часть не лучше других, но это совсем не плохая игра, просто она другая. Разработчики рискнули пойти на инновации (и как я думаю не прогадали) но эти инновации были сделаны в угоду "обычным" людям что заметно снизило порог вхождения в игру. Единственное что меня лично расстроило так это дипломатия очень не проработанная, разработчикам надо было дать поиграть в Hearts of Iron и добавлю чисто от себя, что вообще не понравился российский правитель, особенно то как она приветствует тебя. Не императрица а мх.... извинете вобщем вы меня поняли. Из основных достоинств лично на мой взгляд является отсутствие религии (ура в Москве зародился Индуизм - что за бред??) и больше всего понравилась гексагональная карта - прям Panzer Generals какой-то. В общем автору спасибо за хорошую статью, от старого фаната великой серии Civilization.
     
    Dub Star нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление