1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

[Обзор] Total War: Shogun 2

Тема в разделе "Авторская колонка", создана пользователем katarn, 1 июл 2011.

  1. katarn

    katarn

    Legacy

    Регистрация:
    23 ноя 2006
    Сообщения:
    12.633
    2011 проходит под знаком возвращения легенд. Не всегда удачным, но – возвращением. Creative Assembly после долгих скитаний по материкам и эрам вернулась к истокам: средневековой Японии, эпохе воюющих провинций, теме, которая когда-то прославила эту контору на весь мир! Пришло время вновь, как и одиннадцать лет назад, выступить против власти зарвавшегося сёгуна. У нас будет свой сёгунат, но в 100 раз лучше: с карутой и гейшами.

    Total War: Shogun 2

    Синяя птица
    В глазницу клюет асигару:
    Удача не с ним


    [​IMG]
    Погодные эффекты, а также эффекты, связанные с временем суток, выглядят просто потрясающе.

    Разработчики наконец-то отказались от унылых перестрелок с применением огнестрельного оружия: перед нами вновь предстают старые добрые тактические головоломки в духе «как утыкать генерала противника стрелами». Заморские ружья выдают на руки только асигару – лицам неблагородного происхождения, – да вот толку от этих игрушек – чуть. Стоит пойти дождю - и воины останутся с практически бесполезными железками в руках. Впрочем, баланс сил заметно изменился: конные армии более не назовешь ключом к успеху, ибо самые дешевые бойцы Shogun 2 – те самые асигару, но на этот раз с яри, – являются копейщиками. Вообще, в глазах более не пестрит от обилия разнообразных отрядов: существует четкое разделение по классам (воины с яри, луками, катанами и т.п.) и общая характеристика «качества» отрядов (согнанные в армию пинками крестьяне-асигару или же благородные воины-самураи). Впрочем, диковинные бойцы вроде онна-бугэйся (самураев женского полу) также имеют место быть. Другой вопрос: а сумеет ли игрок до них дожить?

    Местные даймё и их верные самураи не интересуются Новым Светом, не стремятся насадить буддизм в Святой Земле и вообще всем своим видом дают понять, что им нет дела до окружающего мира. Глобальная карта сузилась до небывалых за последние десять лет размеров: после размаха Empire крошечная Япония, скажем так, не впечатляет. Да и разница между сторонами конфликта невелика: помимо второстепенных даймё, на лоскутной карте имеется девять домов, за которые можно играть. У каждого есть какая-то особенность: моим любимцам из Симадзу армии, состоящие из самураев, обходятся значительно дешевле. Такэда, например, может похвастаться крепкой конницей. Увы, как я уже отметил, толку от нее фактически нет – разве что игрок будет добивать разбегающихся после битвы противников, но для этих целей лучше использовать генералов, ибо каждый порубленный в фарш асигару врага конвертируется в очки опыта, необходимые для развития ваших полководцев.

    Особняком стоит флот, которым (будто кто-то сомневался) нам снова разрешают руководить лично. Хотя речь идет об островном государстве, роль военно-морских сил в Shogun 2, на мой взгляд, более чем незначительна. По сути, она сводится к бандитским набегам на вражеские торговые пути да защите собственных небоевых кораблей, занимающих стратегически важные точки на карте, откуда можно выгодно торговать с Европой. Хотя враг может выкинуть какой-нибудь фортель и высадить в тыл игрока десант, итоги морских сражений слабо влияют на исход битвы за звание сёгуна: практически все острова связаны между собой переправами для сухопутных сил.

    Горела крепость Нобунаги
    И Нобунага сам горел
    …не жаль его


    [​IMG]
    Разные генералы подходят для разных целей.
    Например, можно в буквальном смысле создать любимца простого народа:
    в таком случае асигару (т.е. ядро армии как минимум в начале любой партии)
    получат существенные бонусы в бою.

    Наверняка найдутся те, кто считает иначе, но, на мой взгляд, залог военного успеха в сериале Total War – успешное ведение осад, штурм крепостей и, соответственно, оборона собственных укреплений. В Shogun 2 разработчики значительно усложнили задачу защитников: враг пробирается в крепость, не используя даже банальных лестниц! Что может быть проще: асигару, самураи и даже спешившиеся (!) генералы и конники забираются на укрепления по пологим откосам. Вопрос к японским средневековым инженерам – в чем же суть таких укреплений? Если в Rome и Medieval 2 можно было возвести в городах и крепостях внушительные укрепления и успешно оборонять малыми силами стратегически важные пункты, то в Shogun 2 от назойливых противников, которые почему-то не любят долго осаждать города, а штурмуют их прямо с марша, просто так не отделаешься. Не помогает даже приписанная к крепости войсковая часть (небольшой отряд замковых асигару или, например, самураев с катанами): маловато, знаете ли, будет.

    Причем осадные орудия есть, но кампанию вполне реально пройти, так ни разу их и не увидев. А зачем? Дело в том, что стратегический и тактический ИИ традиционно слабы. Противник может высадить десант в тыл игрока (что случается крайне редко), но при этом оставляет свои города фактически без защиты: сколотив приличную армию, можно вихрем пройтись по территории соседнего дома, чьи воины отправились воевать с соседями в совершенно другом направлении, и захватить города, потеряв от силы 10-20% войска. Тактический ИИ давит массой: кидает в бой всё что есть, не вспоминая про действующий принцип «камень-ножницы-бумага», который в Shogun 2 звучит примерно как «яри-конница-катана». Вражеские лучники не умеют разрежать строй, а прославленный генерал почти наверняка полезет на крепостную стену после того, как все атаки его регулярных частей будут отбиты. Можно ли говорить о том, что ИИ портит игру? Скорее всего – нет.

    Дело в том, что чем ближе ваш даймё подбирается к Киото (причем как в прямом, так и в переносном смысле), тем сложнее ему будет отбиваться от наседающих врагов. Чем больше провинций переходит под знамя вашего клана, тем заметнее он становится на внутриполитической арене. И однажды наступит день, когда действующий сёгун покажет на вас пальцем и объявит во всеуслышанье: кто его ударит – тот молодец! Кланы, которые всегда вас недолюбливали, сразу же объявят войну. Верные союзники разорвут торговые отношения и выдвинут к административным границам свои войсковые части, жалкие вассалы несколько ходов-сезонов будут передвигать по вашим территориям огромные армии, чтобы в один прекрасный день выбрать самый незащищенный город и объявить бывшему сюзерену войну. И вот эти-то люди говорят, что у меня нет чести?!

    Листья сакуры устилают поля
    Ибо нет зерна в долине реки:
    Сельскохозяйственный кризис


    [​IMG]
    Иногда ИИ в откровенно проигрышной ситуации обожает бросаться на амбразуру.
    Как на данном скриншоте, например.

    Поначалу еще можно строить какие-то отношения с соседями, но свежеобретенного сёгуна ненавидят все, а потому к моменту возвышения собственного клана надо быть готовым не только в психологическом и военном планах, но и в экономическом. Просто «денег» крестьянам не нужно: растущие города требуют пищи, а увлекшийся завоеваниями даймё может и не заметить, что его клан из двух технологических веток развития самую нужную для простого крестьянина – посвященную сельскому хозяйству, культуре и т.п. – не развивает. В городах игрок строит необходимые для обороны здания: крепости, стрельбища, конюшни. Гражданские же объекты часто размещают на глобальной карте: именно по этой причине вражеский генерал очень часто предпочитает вообще не подходить к городам игрока, а пакостничать дистанционно. Разгонять стада коров, сжигать пшеничные поля, поставлять в порты паленый саке.

    Пресекать подобные зловредные бесчинства призваны разнообразные агенты. Ниндзя – главное орудие даймё, способное и казарму подпалить, и вражеского генерала прирезать. Гейши специализируются еще уже: они способны только убивать вражеских персонажей, но при этом ниндзя – персонаж скрытный, а гейши видны на глобальной карте. Именно поэтому редкая девка-убийца доживает до двадцати лет. Всех этих распутников и поджигателей призван отлавливать мэцукэ – эдакий средневековый японский ФСБшник, главный борец с террором, преступностью и распущенностью на своей территории и один из ключевых проказников на территории сопредельных государств. Был у меня один такой любимчик, который в одной кампании весьма умело подкупал вражеские отряды и города (что чести мне, понятное дело, в глазах ИИ не делало). Любовь к данному секретному агенту прошла после того, как ко мне заявился вражеский мэцукэ, поймал моего мэцукэ и приговорил его к смерти.

    Дело в том, что каждый персонаж со временем улучшает свои характеристики – особенно это заметно на примере генералов. За каждую новую звездочку им полагаются распределяемые очки, позволяющие создать из младшего сына даймё (или – по традиции серии – совершенно постороннего человека, который своими успехами заслужил звание генерала) успешного командира пехоты, бравого рубаку или же покровителя наук. Кроме того, отныне спутников для своего персонажа выбирает игрок (из двух предложенных), что, согласитесь, весьма полезно.

    Можно, кстати, попробовать «пропихнуть» спутника жизни в дом к воинственному соседу: воинственные генералы дюже падки на чужих дочек, а подобная любвеобильность наверняка улучшит отношения между кланами. Еще один – намного более непривычный для серии дипломатический прием! – обмен заложниками. Если представители другого клана сомневаются в вашей честности, то можно предложить отправить к ним в столицу на пару лет кого-нибудь из ваших, скажем, сыновей. А что такого? У меня их и так пять, глядишь, жена еще нарожает… Но в общем случае дипломатия оказывается весьма туманна и нелогична: ход назад даймё предлагал мир, спустя один сезон и два потерянных города он от него уже сам отнекивается; расположенные в диаметрально противоположных частях Японии кланы могут отчего-то друг друга ненавидеть. Но самый сильный вред дипломатии наносит торговля с иноземцами: даймё-ортодоксы не любят тех, кто якшается с христианами, и возводит у себя в городах заморские церк-вуш-ки. Таких бьют, и, как правило, очень сильно.

    Еще одна интересная особенность стратегического режима: «моральные» дилеммы вроде окончательного решения «крестьянского» вопроса, безапелляционного вердикта по поводу торговли с иноземцами и т.п. в любом случае принесут ощутимую пользу, но выбирать вариант нужно только после того, как все возможные последствия будут учтены…

    Конница браво несется
    На стену отважных крестьян, оскаливших яри.
    …отчего-то не страшно им


    [​IMG]
    Обожаю Total War за возможность сделать вот такой кадр.
    А потом и второй - спустя секунду...

    Ничто не доставляет столько же удовольствия, как созерцание жаркого боя в преддверии холодной зимы. Мелкий снежок падает на землю, окропленную кровью противников, трупы людей и лошадей возвышаются над полевой травой: трагедия японского народа периода сэнгоку еще никогда не выглядела так красиво. Shogun 2 нещадно эксплуатирует ресурсы персональных компьютеров: кто-то может совершенно справедливо назвать системные требования завышенными. Можно вспомнить аскезу глобальных стратегий от Paradox, а можно понять простую вещь: Total War – это не просто очередная глобальная стратегия с отличным тактическим режимом. Эта серия – лучшая в своем роде, аналогов у нее просто нет. И представить, что в обозримом будущем какая-нибудь другая стратегия переплюнет визуальный ряд свежайшего выпуска легендарного сериала, просто невозможно.

    В конечном счете Shogun и Shogun 2 не столь различны: игры разделяет одиннадцать лет и пропасть графических технологий. Всё прочее уже не раз и не два встречалось в играх сериала: генеалогическое древо, напутствие генералов перед боем; отказ от лоскутной карты после Medieval так и вовсе стал нормой для сериала. В общем, видна тенденция, развитие серии: Creative Assembly учитывает свой же удачный опыт и реализует его каждый раз на качественно новом уровне. Хочется верить, что в следующей игре серии (и я надеюсь, что это будет Rome 2) они наконец-то смогут совместить всё: и графику, и интересный ИИ, и сложный и многоступенчатый игровой процесс.

    Локализация в целом оказалась достойной. В последнее время отечественные издатели всё чаще скатываются в халтурные переводы, до которых даже не каждый пиратский издатель опускался. К счастью, данную игру сия чаша миновала. Хотя и в Shogun 2 есть ряд неприятных моментов: ошибки в субтитрах, ошибки во встроенной энциклопедии (причем зачастую – сугубо «технические»), – мелочи, конечно. Но неприятно. Плюс и сама игра вышла немного сырой, но даже спустя какое-то время она способна вылететь в Windows с ошибкой.

    Верной тропой
    Самурай одинокий бежит,
    Но Рим мне интереснее


    [​IMG]
    Если ИИ и обучен каким-то маневрам, то мне их на себе испытать пока не удалось.
    Судя по длинному следу из трупов, всё, на что он способен, - лобовая атака всеми доступными силами.

    Скромные масштабы, обусловленные выбранной эпохой, с одной стороны – и традиционно огромные тактические и стратегические возможности, с другой. Великолепная 3D-графика и отличная работа с артом – лучшей стилизации под японскую старину трудно было бы придумать. Shogun 2 похож на неограненный алмаз: существенных дефектов в нем нет, но брильянтом он пока называться не может. Надеюсь, что Creative Assembly в следующей серии сможет совместить масштабы происходящего, эпичность, тактику, стратегию и картинку в одном флаконе под названием «Total War». Как показывает практика, за другие проекты этой фирме лучше вообще не браться.
     
    Последнее редактирование модератором: 1 июл 2011
    6y3eJIok, iquare, Amberus и 8 другим нравится это.
  2.  
  3. destroyer Urusai!

    destroyer

    Регистрация:
    2 янв 2006
    Сообщения:
    1.101
    У меня всегда были свои собственные, очень странные отношения с серией, но люблю я её до безумия. В экономическом плане - просто конфетка, намного интереснее предыдущих частей серии. Тактическую часть я всегда малость недолюбливал (и не нужно комментировать, знаю, что для большинства в этом вся суть игры), так что я ушёл (не на долго, думаю скоро ещё вернусь) очень довольным.
     
  4. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Неправда, плохо древо технологий изучал, можно прогрейдится и до самураев с ружьями, причем с далеко не нулевыми лычками. Оные ребята рвут все и вся.

    А также всеми любимые войны-монахи, особенно в редакции дома Уесуги или Икко-Икки. Броня никакая, но причиняемый урон и боевой дух зашкаливают.

    Играбельных домов одиннадцать. В коллекционку входит дом Хаттори, у которых в наличии имбовые асигару и самураи с партизанской подготовкой, а также генералы со скиллом ведения ночных боев. А в качестве опционального DLC есть Икко-Икки, у которых войны-монахи еще более озверевшие чем у Уесуги, даже имеют собственную кавалерию.

    Не совсем так, все новообразовавшиеся дома после события Realm Divide относятся к игроку абсолютно нейтрально или дружески (если показатели чести дайме и развития достаточно высоки), но могут принять сторону вражеского альянса (исключая новообразованных вассалов), если забить на дипломатические отношения с ними.

    А также христианские и буддисткие монахи, которые могут поднимать мятежи, воодушевлять поселения, убеждать вражеских агентов в неправильности генеральной линии партии и т.д.
    Возможность поднятия мятежей, кстати, весьма удобный способ оттяпывания провинций у врагов и просто соседних домов без увеличения нервозности сегуната в сторону игрока.

    Борьба за торговые пути. Кроме того навстречу друг другу их мог подтолкнуть третий дом, который с кем-то из них воюет. Самое смешное, что некоторые дома на друг друга может натравливать и сам Сегунат. В игре есть даже эвенты с миссией по обьявлению войны определенному дому (прямой захват любой ихней провинции), с неплохими экономическими и дипломатическими бонусами за успешное выполнение.

    Шимазу самый приятный для кампании дом, даже не из-за бонусов, а из-за территориальной позиции: вдалеке от основных мест ведения боев, плюс аж четыре торговых точки на расстоянии вытянутой руки. Спокойно можно отхватить весь остров и копить злобу.
     
    Последнее редактирование: 2 июл 2011
    Sharp_ey и MrFlibble нравится это.
  5. katarn

    katarn

    Legacy

    Регистрация:
    23 ноя 2006
    Сообщения:
    12.633
    выдают
    торговцы
    то, что асигару условно "апгрейдятся" до самураев в большинстве случаев - прямо говорится в тексте далее
    так что читай внимательнее
    про полезность - вообще смешно. Выставляют ружье, отворачиваются (чтобы морду не подпалило) и стреляют на удачу.


    играбельных домов девять и точка.
    DLC, выпущенные в качестве коллекционок и отдельно после релиза, не имеют отношения к тому, что получит игрок, которому плевать на DLC и коллекционки.


    Не знаю на каком уровне сложности ты играл, на уровне от среднего и выше все сразу объявляют войну на следующий ход, союзники и вассалы впадают в антипатию.


    их я отнес к экзотике. Как и ниндзя, и героев. Об этом далее говорится, но не перечисляется. Не гайд же.


    это всего лишь твое предположение
    я когда что-то пишу - думаю, что, о чем и как пишу. Если я говорю, что "отчего-то", значит я и торговые пути проверил, и общих союзников/противников и т.п. Во многих случаях причина для вражды - тупо рост влияния игрока за счет захвата новых провинций.

    ---------- Сообщение добавлено в 01:58 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 01:54 ----------

    *ВНЕЗАПНО* Тёсокабэ обитает на расстоянии вытянутой руки от Киото, а остров с этим домом в принципе изолирован от остальной Японии (без флота не переправиться). А Ода может давить противников дешевыми армиями асигару, что поможет выиграть кампанию достаточно рано, пока противник не успел развиться.
     
    MrFlibble нравится это.
  6. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Союзники и вассалы предают только после того, как суммарный балл отношений уходит далеко в минус. Даже при наличии модификатора "Раздел владений" в колонке можно довольно долго поддерживать хорошие отношения с домом при помощи подношений, породнений, заложников и т.д.
    Причем после вышеупомянтуого эвента от Сегуната, союзники гарантированно вступают в любую войну развязанную игроком или же обьявленную ему.

    У новобразованных после раздела владений домов просто напросто нет этого модификатора в колонке отношений, поэтому они гарантированно не предадут.

    Отрицание наличия суслика перед глазами не отменяет его существования =)

    Нифига себе экзотика, Уесуги только на них и держится.

    Менее выгодная позиция, торговые пути вдалеке, только три порта. Да и путей наступления у потенциальных врагов больше.

    Неудачная позиция - со всех сторон куча потенциальных врагов. Плюс до торговых точек этому дому сложно добраться, и держать их по контролем тоже сложно, а это значит гарантированный сдув экономики после Realm Divide (Раздел Владений). Ну и на высоких уровнях сложности бонусы асигару сдуваются слишком быстро, из-за любви многих домов комплектовать армии полными стеками из самураев.
     
    Последнее редактирование: 2 июл 2011
  7. katarn

    katarn

    Legacy

    Регистрация:
    23 ноя 2006
    Сообщения:
    12.633
    Прямо ремарка за авторством К.О. :) Это и так понятно, вообще-то. Но количество противников ЯВНО влияет на отношение вассалов к игроку. Забавно, но в ролике (или каком-то сообщении) после того, как захватишь Киото, говорится, что "многие тянутся к вам, так как предчувствуют ваше возвышение", а на деле выходит наоборот. Когда я победил в кампании в первый раз, я надеялся, что все станут относиться ко мне хотя бы нейтрально (подтвердил статус сёгуна + император признал + захватил половину страны). А вот хрен.


    твоего суслика в полной версии игры нет. Только в DLC. О чем спор?


    я выигрывал кампании, не производя ничего круче самураев с катанами/луками, конницу вообще только легкую использовал. Все остальное от лукавого, если точно рассчитать бросок до Киото, то ни монахи, ни бабы-воительницы, ни самураи с ружьями уже не понадобятся.


    Зато к тому моменту, как официальный Киото опомнится, можно уже все области вокруг столицы захватить. К тому же, у них дешевые лучники, что большой плюс (на равных с дешевыми самураями или дешевыми асигару у других кланов, а вот дешевая конница - фигня, она не нужна в таких количествах). Т


    ...которые давятся за один-два года дешевыми армиями из асигару :)

    на высоком уровне сложности бонусы почти всех (кроме Симадзу) сдуваются быстро, ничего не поделаешь. Но Одо как раз и предназначены для асигару-раша в самом сердце Японии.
     
  8. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    katarn
    Никак не влияет.

    Хаттори есть в любой версии, просто скрыты. Можно добавить, обработав напильником. За них кстати самая веселая кампания получается, учитывая, что они находятся в соседствующей с Киото провинции XD

    Поиграй в режиме полного доминирования (60 провинций), там монахи-стрелки весьма полезны =)

    Всех не задавишь, по вышеупомянутым причинам.

    У Хаттори не сдуваются, ибо ночные бои и возможность расставить основные пехотные войска за спиной врага, как отряды ниндзя. Hojo тоже не сдуваются, у них бонусы как раз для длительной кампании, злостные застройщики же. Ну и родственный Шимазу по бонусам дом Датэ, тоже живущий на окраине, вполне себе хороший выбор.
     
    Последнее редактирование: 2 июл 2011
  9. katarn

    katarn

    Legacy

    Регистрация:
    23 ноя 2006
    Сообщения:
    12.633
    Да, если верить статистике.


    Подобные вещи практически всегда были в Total War. Возможность играть за недоступные фракции и т.п.


    Дипломатия слишком уныла, у других кланов тупо "нет чести" - с ними не интересно вести дела, в любом случае предадут.


    Проверено, все соседи давятся, их там не так много, а дальше - стандартное расширение владений.


    Хаттори не входят в базовый набор кланов
    У Ходзё бонусы - дешевые осадные отряды (вообще туфта в Shogun 2) и дешевые замки (вещь сомнительной полезности по понятным причинам - если бы воины тупо на стены не забирались, еще можно было бы поспорить, а так...)


    бонус к нодати сродни бонусу к нагинате: не понимаю, кто будет делать ставку на это вооружение...
     
  10. Amberus Insane

    Amberus

    Регистрация:
    19 ноя 2007
    Сообщения:
    1.611
    отличная статья, отличная игра
     
  11. Sinbad

    Sinbad

    Регистрация:
    8 апр 2008
    Сообщения:
    334
    Только одними асигару и в короткую компанию что ли воюешь? Замки вообще-то не только для обороны нужны.
     
  12. katarn

    katarn

    Legacy

    Регистрация:
    23 ноя 2006
    Сообщения:
    12.633
    Нет, не одними, если исходить хотя бы из того, за какой клан я предпочитаю играть.

    Для чего нужны замки - и так понятно, но только если есть время развиваться, а в состоянии перманентной войны я предпочитаю в "ядре" клана сколотить 2-3 армии, как минимум наполовину состоящую из самураев с катанами/луками и так воевать.
     
  13. Sinbad

    Sinbad

    Регистрация:
    8 апр 2008
    Сообщения:
    334
    Только вот для того что бы набрать армию самураев с катанами и луками, придётся замки расширять.

    Кстати, не пробывал набрать конницу с яри и начать охотиться за вражеским генералом?
     
  14. katarn

    katarn

    Legacy

    Регистрация:
    23 ноя 2006
    Сообщения:
    12.633
    в моих излюбленных тактиках нет места коннице: при сражении в чистом поле - асигару с яри + лучники (асигару+самураи) + самураи с катанами - или глухая оборона, если противнику нечего противопоставить, или обстрел врага несколькими отрядами с последующим добиванием пехотой. При обороне замков в 95% случаев вражеский генерал спешится и сам приползет во дворик замка.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление