Нас с детства учили, что играть со спичками и острыми предметами – крайне опасно. Но нравоучения про игры с природой человеческой слышал мало кто.
Во времена юности своей доктор Эндрю Райн явно и не на шутку увлекся набором юного химика, как, впрочем, и чтением Библии. И вот, возмужав, он разработал концепцию огромного города, кой будет покоиться под толщами воды где-то в океане. Цель сей гениальной, и в тоже время шизофренической идеи – спасение света человечества от загнивающего мира. Эдакий Ноев ковчег.
Но на постройке города, названного Rapture City, триумф Райна не окончился. Им и группой его учёных было совершено открытие, способное раз и навсегда изменить мир. Имя ему – Адам, вещество, органическое по своей природе и обладающее поистине потрясающими возможностями. Исцеление болезней, регенерация органов – лишь малая толика возможностей Адама. Самое главное свойство, за которое его и ценили больше всего – наделение человека сверхспособностями. Нечем прикурить? Щелчок пальцами, и вы становитесь потенциальной причиной пожара. Поломался холодильник? Взмах рукой, и ваши продовольственные запасы погрузятся в вечную мерзлоту.
Но у этой сказки плохое начало. Помимо хорошего, Адам способен и на ужасное. Со временем он меняет человека. Калечит его тело и душу, убивает разум, стирает его сущность и личность, превращая его в зависимого зомби, для которого новая, спасительная доза Адама – первоочередная цель существования.
Таков сюжетный подтекст игры Bioshock. Игры, которая еще до своего выхода собирала сотни противоречивых отзывов. Ладно. Что мне ещё остаётся делать, кроме как нацепить резиновые перчатки на руки, вооружится скальпелем и приступить к вскрытию?
Welcome to Rapture
Буквально за несколько минут мы попадаем с высоты сотен километров над уровнем моря в самую пучину мирового океана. И причиной тому банальная авиакатастрофа. Летели мы себе в комфортном кресле, покуривали дорогие американские сигареты, а тут бац и темнота. Вот только сознание возвращается к нам потому, что явная нехватка кислорода быстро дала о себе знать. Обнаружив себя в воде, причём на глубине нескольких метров, наш альтер эго решает немедленно всплыть. А рядом, так, мирно скрипя и булькая, тонут чьи-то вещи, фюзеляж самолёта, сверкнувший последним разрядом электричества на прощанье, живо погружается во тьму глубины…
Всплыв, мы мгновенно понимаем, что надо спасать свою шкуру. В сумерках виднеется нечто, похожее на маяк… А может быть, там люди? Может быть, спасение? Так или иначе, но пожарище вытекшего из самолёта топлива дружелюбно доведёт нас до самого входа.
Испытав на ресепшене горячую встречу в виде кромешной тьмы и пустоты, мы садимся в батискафообразное устройство и движемся навстречу судьбе…
Короткая презентация, вещающая о том, что скоро мир сожрёт сам себя, и что спасение можно найти только в Rapture City, впечатляющая панорама подводного мегаполиса… Потом чьи-то нервные переговоры, доносящиеся из рации, смысл которых – всё очень плохо и мы все умрём, клишированная сценка с фриком, убивающим несчастного за пуленепробиваемым стеклом, и шоу началось.
В лучших традиция качественных шутеров нас не бросают в омут с головой с первых минут действа. Мы находим рацию, знакомимся с нашим новым помощником, кой сразу согласился из передряги выручить, становимся свидетелями ещё одной, не менее клишированной сценки с очередным фриком, кой выскакивает на нас безоружного, но быстро спугивается новоиспечёнными доброжелателями. Короче говоря, нас медленно и постепенно приучают к обстановке и атмосфере игры. Хоть этот приём и избитый до полусмерти, но камнем в огород девелоперов никак не является.
Далее всё развивается по известному сценарию: находим первое оружие, коим будет разводной ключ (ну никакой оригинальности), применяем его пару раз не по прямому назначению, натыкаемся на 1-ю дозу Адама, ловим с него страшные глюки, приобретаем нечеловеческие способности, слушаем лекцию по рации и пускаемся применять эту силу на практике. Остальные подробности сюжета мы узнаем из многочисленных аудио дневников, щедро разбросанных по локациям.
Полагаю, вы можете спросить, а почему так много перечислений? Ну а как ещё описать стандартную цепочку развития событий любого шутера, применительно к миру BioShock, да так, чтоб все поняли? Вот то-то же.
I do what I must
Возвращаясь к практике – её будет много, причём довольно разнообразной. Например, мы можем поджечь кадавра, а когда он побежит тушить свою тушку к ближайшей луже, вдарить в эту самую лужу разрядом молнии из пальца, и получить отличное жаркое. Ещё есть возможность кидаться с помощью гравипушк… э-э-э-э-э… телекинеза различными предметами, вроде брошенной в нас же гранаты, элементов интерьера, трупов. Ещё мы научимся натравливать супостатов друг на друга, обманывать защитные турели, переманивать на свою сторону могучих союзников…
И всё это благодаря плазмидам, которые можно достать, просто найдя бутылочку (каждая соответствует определённому навыку), либо обменяв на Адам (о способах его добычи – позже) в специальных автоматах. После приобретения очередного навыка мы смотрим мультяшный ролик, а-ля Fallout, где нам наглядно демонстрируют то, какую способность мы приобрели с данным зельем.
Немного расскажу о способностях. Их четыре вида: боевые навыки (метание молний, фаерболлов, телекинез), медицинские навыки (увеличение здоровья, запасов EVE (манны другими словами), пользы от найденной еды), инженерные навыки (взлом роботов, автоматов, фокусы с охранными системами) и, наконец, навыки по улучшению боевого потенциала, выражаясь доступным языком – урон от наших пушек увеличится.
Самого оружия в игре хватит для любого маньяка в возрасте от 7 до 70. Револьвер, дробовик, автомат, гранатомёт, огнемёт… Мало того, что к каждому виду оружия существует три вида патронов (мы также имеем возможность самостоятельно мастерить их из найденного барахла), так ещё его можно улучшать в специальных автоматах. Жаль только, что один автомат может произвести только одно улучшение.
Повеселило то, что к оружию отнесли и сугубо развлекательную вещь – фотоаппарат. Щелкаем мутантов, получаем бонусы и призы. Чисто коммерческие отношения, ибо плёнка – довольно редкий гость даже в самом хитром тайнике.
Но список мимолётных развлечений ещё далеко не полный. В игре существуют автоматы по продаже вещей разной целевой направленности, где мы, собственно, будем отовариваться патронами, медикаментами, Hypo (зельеце манны), яствами и алкоголем. Эти автоматы (как и охранные боты, и системы безопасности, и сейфы) мы можем взламывать, и этот взлом представляет собой мини-игру “трубопроводчик”. Смысл в том, чтоб успеть провести трубу, по который течет вода, от одного конца поля к другому. Сложность колеблется. Где-то вода течёт быстрее, поля попросторней и на них находится больше поломанных труб.
Другое развлечение – добыча Адама, точнее, наглое вытягивание их из “собирателей”, кои являются лишь маленькими девочками, единственными существами, имеющими способность концентрировать в себе это вещество в чистом виде. Но всё не так-то и легко. Их стерегут Big Daddies, огромные, тяжеловооруженные, водолазообразные роботы, даже и не собирающиеся подпускать нас к своим хозяевам. Верные, глупые, они следуют по пятам за “собирателем” защищая его от окружающего мира. И единственный способ отобрать Адам - убить невинный механизм. Убиваем, и “собиратели” становятся полностью беззащитными перед своей судьбой, кою представляем мы, точнее наш выбор. Ибо у нас есть два варианта – помиловать, вытянуть немного Адама, превратив монстра в обычную девочку, или же забрать из тела несчастной всё до капли, тем самым убив её. Но ежели мы будем их миловать и ограничивать себя в Адаме, то сможем получать от доброй тёти, которая убеждена, что это всего лишь дети, плюшевого мишку в подарок. А внутри мишки и патроны, и аптечки, и ценные плазмиды…
I hope it's not the creatures from…
Сам же игровой процесс – несомненно сильная сторона игры. Мы прогуливаемся по большим (но, хочу заметить, не просторным) локациям, становимся невольным участником локальной революции, учинённой толпой обезумевших от Адама людей. Они сбиваются в группы, нападают друг на друга, охотятся на “собирателей”, в общем анархия в Rapture City – явление сродни ежедневным тамошним попойкам, явно происходивших в лучшие времена. Ибо помимо разнообразных булочек, чипсов и кофе, которые можно найти даже в кармане у убитого фрика (к слову, в игре полезности не подают на блюдечке, их надо выуживать из трупов, ящиков, сейфов), в некоторых местах обширно распространен алкоголь (от пива, виски до вина и водки, плюс сигареты и сигары), причем в таких количествах, что кроме как раем для любителей чего покрепче, это назвать нельзя. Однако ГГ отличается непотопляемым здоровьем, и три бутылки водки, выпитых сразу после пяти бутылок пива и двух бутылок вина, дают только недолгий эффект размытия и покачивания.
Сами же шутерные элементы сделаны просто мастерски. Нелюди бегают быстро, стреляют метко, умеют тактически мыслить, и тоже не обделены суперспособностями, что делает убиение каждого новой главой игры в BioShock. Редко кого удаётся просто застрелить. Кто-то изводится по схеме электричество + огонь, кто-то замораживается и разбивается разводным, кого-то напичкает свинцом перешедший под наш контроль Big Daddy. Вариантов уйма, как следствие, скучать нам не придётся.
Учитывая всё вышенаписанное, можно сделать вполне обоснованный вывод, что игра хороша уже по сути своей. Однако даже такая телега далеко не уедет без должной обёртки. А обёртка тут ещё та, Unreal Engine 3 зовётся. Сочные, разнообразные текстурки заполняют монитор нашего ЭВМ. Свет мягко играет на проржавевшей обшивке помещений, окутанных тьмой. Тьмой, где скрывается очередное порождение Адама, готовое растерзать нас на клочья всеми мыслимыми методами. Немного кукольные, но прекрасно сделанные модели персонажей не дают повода для упрека. Коридорные локации, местами довольно схожие друг с другом, но всеми силами доказывающие отсутствие всяких связей с copy\paste, восторгают детальностью своей проработки.
А о звуке и говорить нечего. Он чудесен. Прекрасные эффекты, отличная озвучка, музыка в антураже пятидесятых… Звуковой ряд наравне с визуальным не был обделён финансированием.
Но, чёрт его побери, и без казусов не обошлось. Ладно, что технология HDR была не полностью реализована, что тушки, в отличие от игр на UE2, не распадаются на органы, но вот пуленепробиваемые лампочки на 40 ватт, приколоченные гвоздями к полу Библии и зацементированные киноплёнки, ехидно льют поганый деготь в бочку отменного мёда…
Friends of Mine
Отличная, несмотря ни на что, игра. Смелые, однако, не новые идеи органично вкраплены в геймплей, кой подкрепляется отменной графикой и звуком. И, как всегда, оптимизация решает…
By Коррион
Автор: Коррион
Дата: 04.09.2007