Немного истории.
Начало Боевому молоту было положено, в 1983 году, когда основатели английской компании «Games Workshop» Ян Ливингстон и Стив Джексон разработали настольную тактическую игру, под названием Warhammer: Fantasy Battles.
Вымышленная игровая вселенная Wrahammer 40,000 (неофициальное название – Warhammer 40K), была придумана дизайнером британской фирмы Games Workshop, Риком Пристли в 1987 году. За основу Рик взял вторую редакцию правил к Warhammer Fantasy Battles.
Warhammer 40,000, как и его собрат Warhammer Fantasy Battles, являются настольными играми. Игроки разыгрывают сражение, на специальных, больших столах, с имитацией разнообразной местности: холмы, овраги, реки, постройки, развалины и т.п. Впрочем, для сражения в Warhammer, не обязательно наличие специальной карты/стола - можно играть и в домашних условиях, а для имитации поля боя достаточно обычного стола или пола. Для обозначения холмов можно использовать пенопласт, или, на худой конец стопку книг, коробки из-под обуви могут изображать строения и т.д. Сражение происходит, при помощи моделей – миниатюрных фигурок солдат, монстров и боевой техники в масштабе 28 мм, каждая из которых собрана и раскрашена вручную и является маленьким произведением искусства. Битвы проводятся по специальным, детально расписанным правилам, с использованием игровых кубиков и дюймовых линеек, при помощи которых осуществляются передвижение и стрельба.
А выглядит всё это вот так:
YouTube - Warhammer Fantasy Tournament at Tacticon
YouTube - Warhammer 40k Time Lapse
так выглядят миниатюры/модели в настольной игре (отделение терминаторов Ультрамаринов)
Если Warhammer FB – это фентези, то Warhammer 40,000 это некий обыгрыш классического Warhammera FB, в далёком будущем сорок первого тысячелетия (поэтому игра и называется 40,000), то есть, это фантастика, причём, весьма и весьма своеобразная. В этом мире причудливо переплетаются магия, высшие технологии и тёмные обряды, орки, бороздят просторы космоса на звездолётах, а в качестве оружия используются цепные мечи, плазменные винтовки, огнемёты и много чего ещё! Атмосфера мрачного средневековья тесно переплетена с высокими технологиями - невероятный коктейль!
Рассказывать о вселенной «сорокатысячника» можно очень и очень долго, но это темы для отдельных обширных статей, так как вселенная эта скрупулезно продумана, огромна, уникальна, состоит из тысяч интереснейших деталей, со своей богатой историей, культурой, традициями и географией, это поразительные миры, пленяющие своей непередаваемой и затягивающей с головой атмосферой!
Warhammer 40,000 получил дальнейшее развитие, снискал огромную популярность во всём мире, покорив сердца десятков тысяч людей! На основе этой игровой вселенной, было написано множество книг, выпущены карточные и компьютерные игры, об одной из которых я собираюсь вам рассказать. Игра называется Warhammer 40,000: Сhаоs Gate (Боевой Молот 40,000: Врата Хаоса). Игра разработана фирмой Random Games и выпущена фирмой SSI в 1998 году, по жанру, представляет собой тактическую пошаговую стратегию.
Прежде чем рассказывать о самом игровом процессе, я просто обязан, (для полноты ощущений от игры) хотя бы вкратце рассказать непосвящённым «суть событий» происходящих во вселенной «сорокатысячника»…
«Во мраке далёкого будущего есть только война…»
Итак, действие игры разворачивается в мрачном будущем далёкого 41-го тысячелетия. Человечество расселилось по всей галактике, более миллиона обитаемых миров находятся под властью Империума людей, управляемых волей бессмертного Императора.
Помимо людей, в галактике обитает множество других разумных рас, которые без конца воюют, как между собой, так и с людьми, за контроль над планетами и звёздными системами. Эта бесконечная война, не прекращается ни на минуту, и каждый день грозит полным уничтожением всему живому! Бои ведутся везде: на дымящихся руинах величественных имперских городов, в непроходимых джунглях, безжизненных пустынях, на земле и в воздухе, в космосе, словом, везде где только можно, да и где нельзя тоже…
Каждая из рас неповторима и обладает уникальными особенностями, преследует свои цели и заслуживает отдельного рассказа! Орки (Orks – они большие, зелёные, чрезмерно воинственные, и освоившие высокие технологии), Эльдары (Eldar – очень древняя раса, аналог эльфов в будущем), Тёмные Эльдары (Dark Eldar), Империя Тау (Tau Empire), Тираниды (Tyranids – раса разумных инопланетян, своим внешним видом отдалённо напоминающих Чужих), Некроны (Necrons – аналог нежити в будущем), Все эти расы не обладают возможностью дальнего перемещения через варп, доступной людям, они способны только на короткие прыжки, и именно поэтому их государства никогда не сравнятся с Империумом по своей мощи и размерам. Среди противников Империума есть ещё силы Хаоса и Космодесант Хаоса (Chaos Space Marines), но о них я расскажу немного ниже.
Силы Империума представлены: Imperial Guard (Имперская Гвардия - основа ВС Империума), Space Marines (Космические десантники/Adeptus Astartes), Daemonhunters (Охотники на демонов/Ordo Malleus – инквизиция, борющаяся с демоническими порождениями варпа), Witch Hunters (Охотники на ведьм/Ordo Hereticus – инквизиция, направленная на людей и псайкеров, вставших на путь ереси и поклонения богам Хаоса).
Путешествия людей на огромные расстояния стали возможным, благодаря изобретению варп-двигателей и использование способностей мутантов-навигаторов – существ, которые, при помощи своего третьего глаза способны чувствовать варп-пространство и вести корабли через него на любое расстояние в нужное место. Но самым главным фактором является наличие Астрономикона. Это нечто вроде маяка в варп-пространстве, поддерживаемого псионическими силами тысяч людей-псайкеров. Навигаторы в своих путешествиях ориентируются на Астрономикон, что позволяет им избежать опасностей Хаоса и всегда точно находить цель. Без Астрономикона же путешествие корабля с навигатором станет предельно опасным.
Варп-пространство — это параллельное нам пространство, состоящее из энергии. Даже рядовые опасности варпа страшны для корабля — шторма, турбуленции, отклонения от курса. Но все это — ничто, по сравнению с настоящей опасностью: демонами и богами Хаоса, населяющими варп. Демоны, возглавляемые Богами Хаоса, стремятся уничтожить Вселенную и превратить ее энергию в энергию варпа, служащего им средой обитания. Существа Хаоса необычайно могущественны, но они не могут просто так прорваться в обычный мир и вынуждены пользоваться дорогами, предоставляемыми обладателями психических способностей, так называемыми псайкерами.
Псайкеры — это люди, обладающие способностью манипулировать психической энергией варпа. Именно благодаря псайкерам осуществляется связь с другими планетами посредством телепатии. Ещё они могут наносить энергетические удары по противнику. Правда, псайкерам приходится платить за свои возможности — отдаленная связь через варп воздействует на сетчатку их глаз, разрушая ее, что ведет к слепоте. Но это второстепенная опасность для псайкера. Самое страшное — стать проводником для демона. Демон воспользуется способностями псайкера и проникнет в его мозг, подчиняя и завоевывая его. И ничем хорошим ни для псайкера, ни для окружающих это не закончится. Многие организации Империума (Инквизиции) ведут борьбу с воздействием демонов и борются с псайкерами, подвергшимися их воздействию. Но люди отнюдь не всегда выходят из этой борьбы победителями, и войны с Хаосом и всеми его проявлениями вспыхивают с новой силой.
Таким образом, варп-пространство одновременно является и спасением человечества, и его гибелью. Ведь, с одной стороны, без варпа невозможна связь между отдаленными мирами, и Империум просто распадется на множество осколков. А с другой, именно из варпа приходит Хаос, способный пожрать все сущее. Империум предпочёл связь и вечную борьбу. И именно поэтому мир Warhammer 40k стал таким, какой он есть.
Adeptus Astartes
Во Вратах Хаоса мы играем за отряд Космических Десантников, под названием Ультрамарины, против сил Хаоса, и Космодесанта Хаоса.
Космические десантники/Космодесант (Space Marines/Adeptus Astartes) – это элитные подразделения Вооружённых Сил Империи, идеальные солдаты Человечества, посвятившие свои жизни защите Империума Людей и беспредельно преданные Императору. Это суперлюди, стоящие во всех отношениях выше обычных людей благодаря строгой системе генетических модификаций, психотренингов и жёстких тренировок, они сильнее и выносливее обычного человека, обладают быстрыми рефлексами и идеальной координацией. Космодесантники несут в себе частицы генетического кода самого Императора, что придает им поистине невероятную силу и стойкость. Космодесант представляет собой воинский культ, десантники являются духовными братьями в той же мере, в какой и братьями по оружию. Космические Десантники оснащены снаряжением, соответствующим их сверхчеловеческим способностям. Они носят силовую броню, дающую им совершенную защиту и позволяющую существовать в самых агрессивных средах, и вооружены самыми мощными видами оружия.
По своей структуре, Коcмический Десант представляет собой систему, состоящую из более чем тысячи орденов Космодесанта, которые также называются капитулами, или чаптерами (Chapter), каждый их которых состоит примерно из тысячи десантников. Каждый чаптер имеет свое наименование, историю, свою форму раскраски боевого доспеха, манеру боя и систему верований, свою крепость-монастырь в которой чаптеры должны хранить свое генетическое наследие и воспитывать новых своих членов. Один чаптер десантников способен противостоять многократно превосходящему его по численности противнику, защищая планеты Империи, или одной атакой уничтожать армии целых миров. Из всех подразделений Империума, Космические Десантники, единственные имеют свой межзвездный транспорт и боевые корабли. Самые известные капитулы Коcмического Десанта: Ultramarines (Ультрамарины), Imperial Fists (Имперские Кулаки), Blood Angels (Кровавые Ангелы), Space Wolves (Космические Волки), Iron Hands (Железные Руки), Dark Angels (Темные Ангелы), Blood Ravens (Кровавые Вороны), Salamanders (Саламандры) и другие.
Космодесантники ордена Ультрамаринов (за которых нам предстоит играть) носят броню, ярко - синего/ультрамаринового цвета и известны по всей галактике за свою верность и тщательное следование традициям Codex Astartes. Кодекс - это труд самого примарха Ультрамаринов Робаута Жилимана, дополненный знаниями сотен капитанов и сержантов. Кодекс содержит исчерпывающую информацию о ведении боя в любых условиях (от планетарной обороны, до уличного боя), а также о тактике всевозможных противников и много других предписаний и правил по организации и существованию чаптеров.
Ересь Хоруса
В игре Warhammer 40,000: Chaos Gate, Ультрамаринам противостоят демоны Хаоса, еретики и главный противник – Космодесант Хаоса (Chaos Space Marines). Действие игры разворачивается, спустя десять тысячелетий, после Ереси Хоруса, и об этом событии следует рассказать немного подробней, чтобы понять, откуда собственно взялся Космодесант Хаоса.
Хорус был величайшим и самым сильным из всех полководцев/примархов Императора. Демоны соблазнили его своими обещаниям, яд Хаоса проник в его разум, и соблазн власти над всеми людьми возобладал над верностью Императору. Хорус поднял мятеж против Императора (в XXXI тысячелетии), началась кровопролитная гражданская война, в результате которой погибли миллиарды людей. Из двадцати легионов космических десантников лишь девять сохранили верность Императору, еще девять перешли на сторону Хаоса, а два легиона были полностью уничтожены в ходе войны. Император, постепенно, проигрывал войну, так как Хаос оказывал мощную поддержку своим слугам. Вскоре воины Хоруса уже штурмовали Дворец Императора на столичной планете Империума — Терре (Земле). Тогда Император, вместе с двумя своими примархами, а также отрядом лучших Комодесантников телепортировался на флагманский корабль Хоруса. Поединок Императора и Хоруса для обеих сторон закончился печально. Хорус пал от рук Императора, но и повелитель человечества оказался смертельно раненым. Чтобы сохранить дыхание жизни в теле Императора, на Терре был создан гигантский комплекс жизнеобеспечения, напоминающий огромный саркофаг — Золотой трон. Функции физического тела Императора свелись к нулю, и он, будучи псайкером, был вынужден общаться со своими последователями телепатически.
Космодесант Хаоса - это бывшая элита Империума (те самые девять предательских легионов Космодесанта), а ныне – предатели и еретики, попавшие под влияние богов и демонов варпа. Хаос извратил их души и тела, сделав еще более смертоносными и отвратительными. Они кровожадны, беспощадны и не знают страха в битвах, сражаясь до самой своей смерти. А их доспехи срастаются с телами и становятся неотделимыми от кожи, они уже давно не люди, но и не совсем демоны.
Когда события Ереси Хоруса закончились, предатели человеческой расы отступили на территорию Глаза Ужаса, находящийся, далеко на краю Галактики. Внешне Глаз Ужаса действительно напоминает глаз, и представляет собой водоворот звезд, являющийся центром постоянного варп-шторма.
Это одно из уникальных мест в Галактике, а уникально оно тем, что там пересекаются реальный мир и варп-пространство. Неудивительно, что именно оно было выбрано поклонниками Хаоса — ведь в Глазе Ужаса демоны могут напрямую общаться со своими последователями. В Глазе Ужаса время, по сути, стоит на месте, и человек, как и любое другое живое существо может жить там практически вечно. Так что на планетах Хаоса проживают не только потомки тех десантников, что шли за Хорусом в бой, но и они сами — ветераны сражений многотысячелетней давности, эти воины особенно опасны и представляют угрозу для всей Галактики.
Ультрамарины VS Космодесант Хаоса
Десять тысяч лет не прекращалась война Империума с порождениями Хаоса и теперь, когда силы Хаоса сильнее, чем когда-либо, демонический лорд Зимран (Zymran), готовится нанести удар в самое сердце Империума, при помощи обращённых в Хаос Космодесантников.
Помешать злодейским замыслам Зимрана предстоит отряду Ультрамаринов, базирующимся на боевой барже и насчитывающим пятьдесят бойцов, плюс небольшое количество вспомогательной техники. На протяжении пятнадцати миссий мы будем странствовать по Галактике, отыскивая и уничтожая, мерзких демонов, культистов и Космодесант Хаоса, освобождая захваченные ими планеты. Помимо обязательных миссий, в игре присутствуют промежуточные задания, выполнять которые не обязательно, однако весьма полезно, чтобы заработать опыт для ваших космопехов и поживиться трофейным оружием и боеприпасами, которое можно найти, обыскивая ящики, встречающиеся на картах.
В начале каждой миссии мы находимся на борту космического корабля Ультрамаринов, в огромном и величественном холле. Посередине зала находится терминал, из которого можно выслушать/прочесть приказы и детали предстоящей боевой операции.
Получив приказ от командования, мы приступаем к выбору и укомплектованию подразделений Космодесантников, которые будут участвовать в предстоящей миссии.
В нашем распоряжении взвод Космодесантников чаптера Ультрамаринов, состоящий из восьми отделений, по пять человек в каждом. Максимальное количество Космодесантников, которых вы можете взять для выполнения задания – 20 человек, то есть, четыре отделения. Командиры отделений (сержанты) носят шлемы, красного цвета. Все восемь отделений Ультрамаринов, различаются по своему типу.
Тактическое отделение/Tactical Marine (5 отделений) - оснащены стандартной силовой бронёй, их вооружение составляют болтеры (Болтер/Bolter — оружие, стреляющее реактивными снарядами - болтами) и клинки. Одному из пяти бойцов доступно использование тяжёлого оружия. Это основные «рабочие лошадки» в игре.
Отделение штурмовиков/Assault Marine (1 отделение) – Космодесантники, оснащённые реактивными ранцами, позволяющими мгновенно преодолевать большие расстояния и непроходимые места. Их вооружение составляют пистолеты и различные виды оружия ближнего боя. Это мобильное отделение, ориентированное на ближний бой.
Отделение опустошителей/Devastator Marine (1 отделение) – практически идентичны тактическому отделению, за исключением того, что тяжёлое вооружение могут использовать двое бойцов.
Отделение терминаторов/Terminators (1 отделение) – сверхтяжёлая пехота, оснащённая силовой бронёй, класса «терминатор». Благодаря этой броне, им доступно самое мощное оружие (штурмовое), неподъёмное для обычного Космодесантника, а также набор специального оружия для ближнего боя. Носитель брони «терминатор» может двигаться с удивительной лёгкостью, практически не ощущая огромного веса своих доспехов. Это самые страшные противники, для ваших врагов! В отделение терминаторов принимают только ветеранов, имеющих награду Крест Терминатора (Crux Terminators – вручается космопеху, уничтожившему пятерых врагов, в одном бою).
Кроме восьми отделений Ультрамаринов, игроку доступны одиночные персонажи, которых насчитывается десять человек. Эти специалисты также различаются по своему типу.
Капитан/Captain (командир взвода) – опытнейший воин, вооружённый мечом и плазменным пистолетом. Это офицер, много раз подтвердивший своё мастерство и храбрость на полях сражений.
Капелан/Chaplain - боевой священник и замполит, в одном флаконе, обладает уникальным оружием (the Crozlus Arcanium).
Аптекарий/Apothecary (2 человека) – лечит раненых в бою братьев, без использования аптечек.
Техник/Tech Marine (2 человека) – ремонтирует повреждённую технику.
Библиарий/Librarian (4 человека) – является сильнейшим псайкером, использует в бою различные виды пси-воздействия (всего известно – 22 вида пси-воздействий). Очень полезный для нас и опасный для врагов персонаж!
В некоторых миссиях доступно использование техники.
Ленд Спидер (Land Speeder) – скоростной и маневренный глайдер, несущий достаточно мощное вооружение и пилотируемый двумя воинами.
Хищник (Predator) – лёгкий танк, основная задача которого – огневая поддержка пехоты.
Рино (Rino) – боевая машина пехоты, вооружение составляет сдвоенный болтер. Способен перевозить два отделения Космических десантников, или одно отделение терминаторов. Транспорт даёт им возможность наносить быстрые удары и отступать, или же штурмовать укреплённые позиции врага со скоростью и точностью, недоступной для обычной пехоты.
Дредноут (Dreadnought) - при смертельных ранениях некоторых особенно отличившихся Космических Десантников помещают в механическое тело Дредноута, где сложные системы жизнеобеспечения поддерживают в нём подобие жизни. Таким образом, смертельно раненый десантник может продолжать служить Императору и своему чаптеру. Такой десантник больше никогда не покидает своего металлического тела, бойцы, заключённые в броне Дредноутов, часто хранят в памяти тысячелетия боёв, и являются для Капитула живой связью с его историей и наследием. Они имеют огромное уважение, в среде Космодесантников. Дредноут чрезвычайно опасен, как для пехоты, так и для бронетехники противника.
Каждый боец Ультрамаринов, это личность, со своим именем и характеристиками. Всего имеется девять характеристик (перекочевавших прямиком из настольного варианта игры): здоровье, броня, баллистическое искусство, оружейное искусство, сила, стойкость, инициатива, атака, лидерство. Но у каждого воина они развиты по своему и повышаются по мере накопления опыта.
После выбора подразделений, игрок приступает к экипировке выбранных им космопехов. Доступность того или иного вида оружия, зависит от того, есть ли оно на складе, и от типа выбранного отделения.
Оружие различается по типу (ближнего боя и огнестрельное), размеру, дальности ведения огня и наносимому урону. Выбор оружия достаточно велик: болтеры, ракетницы, огнемёты, энергетические мечи, цепные мечи, энергетические кулаки, и другие. Многие образцы вооружения имеют несколько модификаций. Помимо основного оружия, Космопехи снабжаются разными типами гранат (кумулятивные, разрывные, ослепляющие и др.), сканерами, аптечками и возможностью брать необходимый боезапас. В игре предусмотрена энциклопедия, с описанием отрядов, оружия, техники и боеприпасов, причём она почти всегда доступна для чтения (в бою тоже). Рекомендую всегда снабжать каждого бойца дополнительной аптечкой, так как стандартных аптечек часто не хватает, раненых иногда бывает очень много, аптекарии же, доступны не во всех миссиях.
Как я уже писал в начале статьи, Chaos Gate представляет собой пошаговую тактическую стратегию, в жанровом плане эта игра родственница X-Com и Jagged Alliance.
Сначала ходит игрок, поочерёдно, за всех космопехов, затем ход переходит к компьютеру. У каждого бойца есть определённое количество очков действия, расходуемых на передвижение (ходьба/бег/приседание) и стрельбу (прицельный выстрел/огонь по площадям), перезарядку оружия, метание гранат, использование аптечек, подбор предметов. При наведении курсора на противника, показывается примерный урон, расстояние и процентное попадание.
Сражения представляют собой либо встречный бой на открытой местности, с элементами зачистки помещений, либо это полная зачистка здания, завода и тому подобных объектов. Бои происходят в разных условиях (город, болота, джунгли и т.д.), от вида местности зависит, какие типы отделений и вооружение Ультрамаринов лучше всего использовать в данной миссии.
Учитывайте возможности вашего вооружения. Например, каждый вид гранат хорош по своему, кумулятивными гранатами можно взорвать закрытую дверь, также они очень эффективны против бронированных Космодесантников Хаоса, разрывные идеально подходят против скопления культистов, антирастительные позволяют расчистить местность, от зарослей, в джунглях и так далее…
Старайтесь использовать укрытия, прячась за ними, присев на одно колено (деревья, стены) Следите за количеством боеприпасов и не забывайте вовремя перезаряжать оружие - учтите иногда оно заклинивает. При попадании в вашего космопеха, у него уменьшается не только здоровье, но и броня, здоровье восполняется аптечкой, либо аптекарием. Если рядом с врагами находятся красные бочки стреляйте по ним - тогда мощный взрыв доставит много неприятностей врагам. Прежде чем завершить ход, убедитесь, что вы походили всеми бойцами (горячая клавиша «С» - следующий космопех). Вы также можете переключаться между врагами (горячая клавиша «V» - следующий враг). Включайте мини-карту. Прежде чем завершить миссию, обыщите бесхозные ящики – в них можно найти новое оружие и боеприпасы.
После выполнения миссии вас ожидает подведение итогов, выдача наград отличившимся братьям космпопехам, подсчёт статистики и повышение характеристик у отличившихся воинов.
Вот пожалуй и все основные тактические хитрости, и самое главное - не рискуйте понапрасну своими Космическими Десантниками. Если Космодесантник будет убит, во время выполнения задания, то восполнить потерю будет невозможно. Правда, есть возможность переводить солдат из другого отделения, чтобы «заткнуть дырку». Но всё равно, лучше стараться беречь своих людей и обходиться без потерь, потому что опытные и прокачанные космопехи – страшная сила!
По началу, первые несколько миссий не представляют особого труда, но чем дальше, тем становится сложнее играть и интереснее!
Юниты красиво и весьма детально анимированы, графика очень даже приятная! Музыка в игре не просто хороша, она великолепна! Именно музыка, по большей части создаёт уникальную атмосферу Wrahammer 40,000. Величественные готические гимны, исполненные на латыни, вгоняют в дрожь, заставляя ощутить всю важность возложенной на игрока задачи, в нелегком деле борьбы с силами Хаоса! Во Вратах Хаоса присутствует редактор карт и предусмотрена многопользовательская игра через локальную сеть и Интернет.
Игра получилась отличная! Эх, умели же делать игры в далёком 1998 году! Лично мне более по душе Warhammer FB, но именно после Врат Хаоса я смог полностью проникнуться вселенной «сорокатысячника»! На мой скромный взгляд, именно Chaos Gate полностью и наиболее точно передаёт атмосферу вселенной! Игра будет интересна любителям хороших пошаговых тактических стратегий, ну и конечно же поклонникам Warhammer 40,000 (как «ветеранам», так и новичкам)!
Ну и напоследок, в качестве маленького бонуса к статье, прилагаю небольшой фанатский видеоролик, посвящённый суровой вселенной Боевого Молота 40,000 и Космическому Десанту в частности!
Видео: YouTube - Warhammer 40000 Tribute
Автор: Arsen
Дата: 24.03.2008