Вопреки здравому смыслу, мое государство лидировало в сводном чарте лучших королевств известной части мира. Обладая всего двумя городами и дюжиной чудес света, я умудрился обскакать таких монстров, как Германская империя и королевство индусов, хотя те непрерывно вели завоевательные воины. Их короли регулярно присылали в расположение моего разведывательного отряда на материке послов, которые предлагали подарить им очередную технологию иначе, цитирую, "в вашей знаменитой на весь свет столичной пирамиде станет намного меньше камней", до поры до времени я им отказывал. До тех пор, пока они не изобрели корабли, моему уединенному острову, затерянному в бескрайнем океане, ничего не грозит. А дальше будем думать как быть...

Sid Meier's Civilization 2.

[​IMG]

Устойчивое deja vu преследует меня постоянно. С тех самых пор, как мой первый поселенец воткнул палку в землю на берегу очень тихой реки и сообщил, что тут отличное место для города, мне кажется, что все это где-то уже было. Первый город, первый отряд ополчения, первый поселенец, первое боестолкновение, первое научное открытие и первый дипломатический контакт. Даже первая ядерная ракета - ничего удивительного, совсем ничего необычного. На первый взгляд.

Мир теперь будто повернут. Буквально. Сетка, по которой передвигаются мои подданные, теперь представлена чередой ромбиков, а не квадратиков как раньше. Там, в прошлой жизни. На первый взгляд - ничего интересного, но на самом деле получается, что теперь одними только "стрелками" передвигать солдат и инженеров не получится. Мелочь, но приятная ли? Панель управления государства стала максимально возможным образом походить на творение незабвенной конторы некоего Билла Г. Всеобъемлющий аскетизм, почти "стандартные" выпадающие меню - особой радости все это не доставляет. Но, надо полагать, ум того, кто встретит Civilization 2 по одежке, явно будет оценен не особо высоко.

Потому что вот уже почти в мои руки попали бразды правления полудиким племенем, которое спит и видит день основания своей столицы. Дальнейшие события развиваются по стандартной схеме: за строительством первого города следует немедленный сбор первого военного отряда (а как же иначе - варвары не дремлют. Незадачливые французы, помнится, дорого заплатили за свою беспечность - их незащищенная столица была занята варварами, которые гуляли в ней ночи на пролет на протяжении более, чем двух тысяч лет, пока я не решил прекратить страдания коренных лягушатников ядерной бомбой.) с последующим исследованием и освоением прилегающих территорий. Спецификой бытия по Сиду Мейеру является то, что у государств нет границ. То есть они, конечно, есть - буквально пара-тройка клеток во все стороны от города. Но все это не вяжется с доктриной государственной безопасности моего королевства, которая была утверждена на последнем совете министров. Любой король, пусть даже просто на уровне подсознания, закрепляет за собой всю территорию между двумя соседними городами, что, конечно, правильно с точки зрения здравого смысла, но по странным правилам этого мира является абсолютным самоуправством. Другие короли абсолютно не стесняются разгуливать по возмутительно ничейным землям, которые вы считаете *своими* и даже размещать там свои войска, а то и города. В таких случаях приходится объявлять войну и выметать интервентов поганной метлой. И хорошо, если есть кем выметать, а если некем?

Вообще, найти внешнего врага - самый простой вариант развития своего государства. Все для фронта, все для победы. Урезаем бюджет столичных НИИ, увеличиваем налоги и получаем возможность почти в неограниченных количествах производить военную технику и собирать отряды ополчения. Что характерно, исход очередной битвы, как и прежде, достаточно сложно предугадать. Ну, скажите, пожалуйста, кто мог знать, что отряд моих поселенцев, между прочим, занятый прокладкой дороги, сможет на протяжении двух ходов успешно отбиваться от многочисленных вражеских легионов? Лопатами они их забили, что ли... Но завоевания - это как-то не по-нашему. Лучше царствовать чинно, благородно. Побольше пафоса, поменьше лишних телодвижений. Возводим для своей царицы висячие сады, ставим в гавани гигантский маяк и все - жизнь удалась. На ближайшую тысячу лет. Довольные граждане дарят нам один трон за другим (и правильно, а на том табурете, что стоит в моем дворце, *стилизованном* (ли?) под пещеру, как-то уж совсем неудобно принимать заграничных послов), ученые ищут лекарство от рака и жизнь идет своим чередом. Медленно так. И скучно. Отсюда вывод: во всем надо знать меру. Маленькие победоносные воины нам, царям, еще ни разу не вредили.

[​IMG]

Со временем любое государство увеличивается в размерах до тех пор, пока не упрется в естественную или искуственную границу. И тогда за царей начинают говорить пушки. В любом случае. Ведь даже если сосед юлит и шлет к вам одного посла за другим, которые слезно умоляют вас подружиться с их королем, будьте уверены - для ИИ нет такого понятия как "честь": даже тощий Ганди, который еще вчера растворял ваш разум изысканными комплиментами, обязательно ударит по ближайшему вашему городу всеми ему доступными насильственными методами. А как же иначе - все хотят жить и развиваться. Но и содержать огромную армию для нужд обороны, мягко говоря, невыгодно. Солдаты, пусть и задействованные на строительстве генеральских дач, регулярно хотят кушать. Как ни странно, кушать хотят и жители того города, к которому приписан отряд, так что выбирайте сами кто у вас будет козлом отпущения. В конечном счете, всегда можно утихомирить разбушевавшуюся толпу, переведя какую-то ее часть в разряд *клоунов*. Правда, это существенно отразится на общем уровне производства, но так что ж поделаешь... В принципе, поручить управление городом можно своим советникам. Точнее - двум. Военный, надо полагать, думает исключительно спинным мозгом, в связи с чем ваш город моментально обрастет казармами, городскими стенами и большим количеством ненужных в мирное время солдатских ртов. Гражданский советник, надо полагать, действует куда полезнее в плане развития экономики в частности и города в целом, но и у него случаются сдвиги по фазе, во время которых он постоянно организует строительство одного и того же здания. Будьте бдительны. Но альтернатива в любом случае не самая лучшая: управлять собственноручно городами, общим числом в несколько десятков... ммм... не очень удобно.

Советников же, конечно, несколько больше. Периодически надо заглядывать к ним на огонек и выслушивать их советы. Причем иногда они, мягко говоря, противоположны. Советник по экономике наверняка согласится с министром науки в том плане, что вложение средств в исследования - это инвестиции в будущее, но едва ли последний поддержит вашего советника по вопросам обороны, которого хлебом не корми, но дай построить еще один танк. Все эти перепалки, равно как и ролики, сопроваждающие строительство очередного чуда света, выглядят просто восхитительно, но несчастным игрокам, у которых совершенно случайно не оказалось оригинального CD, скорее всего, придется обойтись без значительной части звуков и всех роликов, которые, надо сказать, буквально преображают давно знакомую Цивилизацию. С другой стороны, установленная Civilization 2 не требует наличия в CD-приводе диска, что есть не так уж и плохо.

Стоит отметить, что визуально со времен первой части изменилось все, что только есть в игре. Нелепые квадратики с цифрами на них превратились в величественные города, внешний вид которых можно определить самостоятельно, выбрав один из четырех предложенных вариантов. Солдаты, наконец, перестали быть, мягко говоря, не совсем красивыми фишками и превратились в изящные фигурки, передвигать которые - сплошное удовольствие. Горы, леса, дороги и моря - все это теперь никогда не удастся спутать друг с другом, так как все объекты на глобальной карте прорисованы очень хорошо, пусть и весьма аскетично. И хотя первая цивилизация любима нами вовсе не за графику, такие косметические изменения, все-таки, весьма и весьма приятны.

Вариантов для победного завершения очередной "кампании" предостаточно. Тут вам и военное доминирование, и победа по очкам, и запуск космического аппарата к Альфе Центавре. Помнится, в первой части мы тоже запускали такой аппарат, который, видимо не долетел до пункта назначения. Но в этот раз все будет по-другому. Несмотря на то, что вторая Цивилизация обзаведется множеством адд-онов, сиквелов и даже непонятным антиподом НЕ сидмейерского производства, на этот раз сам Сид про Альфу Центавру не забудет.

[​IMG]

В общем, казалось бы, если отложить в сторону графические красоты и отличную музыку, то вторая часть сериала мало чем будет отличаться от великого предшественника. Но я бы не рекомендовал вешать на эту игру ярлык "клона": Civilization 2, по большому счету, оказалась последней самодостаточной, я бы сказал, классической игрой серии. Все дальнейшие части будут не совсем такими и, мягко говоря, не совсем о том. Данная заметка не претендует на звание исключительно верной, хотя бы только потому, что в игре огромное количество нюансов, рассказ о которых означал бы немедленный переход скромного описания в нескромное (в том числе и по размерам) руководство. Так что не проходите мимо.


Автор: katarn
Дата: 27.07.2008

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей