Эта игра надолго лишила меня сна. Отчего-то производящие впечатление постоянного праздника базы-помойки орков, которые так приятно рушить стройными рядами верных Его Величеству космодесантников, просто не позволяли мне отвлечься от игры на обед, отдых и, тем более, на что-то гораздо более длительное и обременительное. Космодесант – это звучит гордо, и, хотя у меня лично до знакомства с этой игрой в мозгу всплывали только Ультрамарины, теперь я точно знаю: Кровавые Вороны заслуживают как минимум не меньшей славы.
Warhammer 40 000: Dawn of War.
Zug-zug!!!
Вообще мое знакомство со стратегическим «сорокатысячным» Warhammer’ом началось с Rites of War и им же, по большому счету, и закончилось. Легкая, незамысловатая тактическая игра. Красочные задники. Интересные подразделения. Не более того. Спустя пять лет я запускаю творение Relic и вижу, как полустатичные фишки на гексагональном поле оживают, обрастают высокодетализированными текстурами и, вопя что-то вроде «Ааагх!» (в оригинале: «Waagh!»), бросаются на потрепанных десантников, размахивая топорами и стреляя куда-то в молоко. Игра-праздник, игра-хит. Почти совершенство.
Рискуя приоткрыть определенные сюжетные повороты, сообщу вам, что в очередной игре по знаменитой вселенной нам предстоит поучаствовать в очередном же конфликте четырех абсолютно непохожих (за редкими исключениями) друг на друга рас. Вообще-то в мире Warhammer 40k сторон значительно больше, но причины, по которым те же ультрамарины или имперцы остались за бортом, я раскрою в самом конце данной заметки. Итак, с одной из планет могущественной Империи приходит сообщение об орде орков, которым только того и надо, чтобы хорошенько подраться. Ведь самое главное для орка что? Правильно – как можно дольше буянить и хамить всем подряд. Не стоит искать в местных орочьих главарях глубокомысленных философов, радеющих за процветание родной нации. Местные орки настолько же нелепы, насколько нелепа сама идея засунуть их в космос и выдать им огнестрельное оружие. И вот эта роящаяся неоднородная толпа, битком набитая живой силой и консервными банками, которые у орков называются «техникой» (а может, и не техникой, сами орки этого слова наверняка и не знают), всей своей массой наваливается на имперскую гвардию, которая обеспечивает покой мирных жителей на планетах Империи. Гвардия, надо признать, в основе своей слабо себе представляет, с какой стороны надо держаться за винтовку, поэтому на выручку своим неразумным, уж было впавшим в отчаяние братьям, приходит спортсмены, комсомольцы и просто орлы – орден «Кровавые Вороны». Этим ребятам предстоит вымести поганой метлой всех орков, каких они только найдут, но походу действия выяснится, что зеленые образины – только лишь отвлекающий маневр, который позволил силам Хаоса приготовить смертельную ловушку для своих вечных противников – космодесантников. Тут же как-то совсем некстати объявились и Эльдары – местные эльфы, – которым, как и оркам, по большому счету, отведена роль статистов.
Слыханное ли дело: в игре с четырьмя уникальными сторонами нам дают возможность пройти… 1 (одну!!!) кампанию из 11 миссий. Выбрасываем первые два откровенно тренировочных задания и получаем абсолютно невразумительные 3 миссии на один игровой диск. Да, живой соперник – это, конечно, хорошо, но за что же нас так, любителей сингла?! При этом кампанию нельзя назвать какой-то чрезмерно сложной и продолжительной – те же Starcraft или Warcraft 3 будут на порядок сложнее и в разы длиннее. И, хотя сценаристы и художники регулярно радуют нас отличными сюжетными роликами на движке, на уровне подсознания, когда последняя, одиннадцатая миссия будет пройдена, у игрока всплывет робкое «и все?..» Как же, как же – пожалуйте в мультиплеер! Причем и сюжет нельзя назвать каким-то совсем выдающимся: много пафоса, избитые сценарные ходы – прямо сейчас могу сказать, кто кого предаст. Впрочем, тогда прохождение кампании вообще потеряет какой-либо смысл.
Удивительное дело: командиры космопехоты не носят шлемов в принципе,
но при этом отличаются повышенной живучестью...
Но Dawn of War – тот самый случай, когда кампания – не главное. Вы только посмотрите на обилие стратегических и тактических возможностей, которым нас соблазняет очередной шедевр от Relic. Дабы игрок не грузился по поводу и без повода, весь микроменеджмент сведен к минимуму: строим генераторы на бесконечных источниках энергии, захватываем ключевые точки, поставляющие нам второй всеобщий игровой ресурс, ставим пяток зданий, производим несколько отрядов пехоты и, собственно, все – о развитии базы, по большому счету, можно позабыть. Теперь от нас требуется только копить ресурсы, которые пойдут на увеличение лимита численности пехоты и/или техники (в Dawn of War эти два лимита вполне логично разделены) и различные усовершенствования. Главный игровой принцип: все для фронта, все для победы. Ведь в DoW юнит – не безликая боевая единица. В Dawn of War это целый боевой отряд. Давайте считать вместе: во-первых, изначально отряд производится не полностью укомплектованным: накопите денег – докупите новобранцев, причем последние не будут бежать через всю карту к своему командиру, но материализуются сразу же после «производства» в самой гуще событий. Во-вторых, то же самое абсолютно справедливо и в плане дооснащения отрядов вооружением. Винтовки – это хорошо, но тяжелый болтер – лучше. Впрочем, против техники от него мало толку… всего бойцам можно выдать до четырех «уникальных» пушек, причем если боец, державший тот или иной ствол, падет в бою, то придется не только производить нового солдата, но и покупать новый гранатомет. Реалистичен ли такой подход? Безусловно - нет. Но удобство в данном случае превыше реализма. В-третьих, пехота способна захватывать стратегические точки – ровно так же, как это потом делалось в Company of Heroes или Ground Control 2. А стратегическая точка – это не только источник ценного ресурса для родной базы, но и минус один источник ценного ресурса для базы врага. Согласитесь, противник в Starcraft едва ли обеднеет от того, что вы будете разрабатывать месторождение кристаллов, которое находится прямо в центре вашей базы. Тут все по-другому: или ты, или тебя. Чтобы «тебя» было как можно реже, на ключевые точки можно поставить укрепления с пулеметами и понастроить в округе стационарных орудий. Экономика должна быть защищенной.
Конечной целью всех телодвижений в этой игре является сбор самой боеспособной армии, которая с веселым гиканьем (молитвами, проклятиями, что там обычно говорят в таких случаях Эльдары…) набросится на врага и завершит миссию. В рамках кампании нам дадут порулить исключительно космодесантом. Эти ребята – бойцы что надо. Генетически модифицированные солдаты, они способны переломить ход любого боя и обратить в бегство превосходящие силы врага. Несмотря на то, что космодесант обладает великолепной техникой – мощными танками, на которые можно навесить множество тяжелых пушек, и боевыми роботами, надежно прикрывающими солдат, – пехотные подразделения производят большее впечатление. Правда, в рамках кампании есть возможность посмотреть на легендарный танк Леман Русс в действии – надо честно признать, что этот монстр, который наводил на игроков священный ужас в Rites of War, в Dawn of War заметно уступает самому себе по всем параметрам. Итак, пехота космодесанта – базовая боевая единица, которой, по большому счету, можно решить практически любую задачу. И без того высокую мораль поддержит на должном уровне сержант, для борьбы с танками вешаем на пару солдат ракетницы, не подпускаем орков слишком близко, умело используя рельеф местности и различные укрытия, дающие бонус обороняющимся, и дело в шляпе. Если надо напасть на врага внезапно – пожалуйста, штурмовики к вашим услугам. Особенность мира Warhammer 40k в том, что в будущем так и не изобрели оружие дистанционного боя, которое могло бы превзойти по своей мощи простой топор или бензопилу. Потому этот отряд и вооружен всем необходимым для быстрого и болезненного ближнего боя. Для изящных операций (читай: денег мало, а что-то делать все равно надо) подойдут разведчики, которым можно вручить пару снайперских винтовок, способность «невидимость» и приказ сидеть в кустах и звать на помощь, если кого заметят. На этом, собственно, их достоинства и заканчиваются. Гвардейцы в данный список попали и вовсе случайно – по велению сюжета, на самом деле эти доходяги к космодесанту не имеют никакого отношения. Честно-честно. Настоящие Отцы – терминаторы. Эти товарищи напомнили мне бойцов одноименных отрядов из «Власти закона» (хотя очевидно, что это ВЗ пусть, может быть, невольно, но позаимствовала чужую идею): мощные, бронированные красавцы одним своим видом вызывают уважение.
Паническая суета
Но только не у орков. Этим ребятам, собственно, плевать, кто, чего и где. У них имеется особый ресурс «Waagh!», по пулемету на каждом здании и возможность строить огромные армии. Впрочем, качества бы этим образинам тоже не помешало бы, потому как их, безусловно, очаровательные отряды страдают сильнейшим недугом недостатка огневой мощи. Правда, космодесант в ближнем бою они уложить способны. Если добегут, конечно. Зато техника у орков выглядит великолепно. Различные консервные банки с соответствующими названиями и только один «танк». Спертый танк. Ну, правильно, мозгов создать свой собственный Т-34 не хватило, вот и тащат Леманы у имперцев. Научились бы их еще толком модернизировать, что ли… Космодесант хаоса по большей части похож на космодесант обычный – для тех, кто знаком со вселенной Warhammer 40k, это, по-моему, не новость. Правда, пехоту Хаоса достаточно легко отличить от пехоты имперцев, тем более что среди последних не бегают толпы демонов, активно снижающих мораль врага. С тяжелым вооружением, честно говоря, беда: видимо, демоны не считают нужным развивать науку и технику, потому последняя представлена в незначительном количестве и является почти полным аналогом того, что есть у космодесанта. Эльдары и вовсе произвели странное впечатление. О их слабости можно судить все по той же Rites of War (в которой, собственно, и надо было руководить Эльдарами), и кроме серьезных рукопашников они толком ничего противопоставить нам не могут – да, бог войны выглядит просто потрясающе, но, как показала практика, с ним весьма легко может расправиться пяток турелей и пара отрядов пехоты, ну а тот факт, что в одной из финальных миссий Хаос собственноручно, без какой-либо «помощи», вынес Эльдаров с карты, говорит о многом. В чисто сюжетном плане было бы удивительно, если бы получилось наоборот, но все-таки товарищи «эльфы» произвели на меня удручающее впечатление.
Все это великолепие представлено игроку самым аппетитным образом. Такой детализации в RTS с ходу даже не удастся припомнить. Если кинематографичность Homeworld можно было списать на специфику космических стратегий (на что там, по большому счету, смотреть-то?), то в Dawn of War Relic, похоже, решила убедить всех скептиков в высочайшем уровне их художников, аниматоров и лиц, ответственных за озвучку. Металл ярко блестит на солнце, лучи бластеров разрезают пространство, а каждая мало-мальски серьезная потасовка выливается в такие красочные сражения, которые по уровню детализации можно сравнить разве что с линейкой Total War, причем не факт, что новейшие ее представители выиграют от этого сравнения. Буйство красок, потрясающая детализация, внимание к деталям – за такую графику, которая, к слову, не ухудшается от знакомства с весьма посредственными по современным меркам системами, этой игре можно простить все, что угодно. Даже одну-единственную кампанию.
"Пых-пых... Люк... я - твой отец..."
Dawn of War – это веха в развитии жанра, и отрицать этот факт, открытый не мной, но подтвержденный историей развития сериала, по меньшей мере глупо. Dawn of War – на данный момент – это потрясающая игра и три великолепных дополнения к ней, в которых настоящих ценителей Warhammer 40k в обязательном порядке поджидают новые расы, плюс Company of Heroes под ручки со своим собственным адд-оном, проповедующая те же идеалы. Пусть в Ground Control 2 отражения в воде и небо выглядят просто потрясающе, до уровня Dawn of War она не доросла. Даже сейчас, спустя четыре года после релиза, эта игра живет и процветает, а в скором времени должен выйти полноценный сиквел. Думаю, Starcraft или, скорее, Starcraft 2 придется серьезно попотеть, чтобы отстоять трон короля RTS (прости, C&C…), особенно после выхода Dawn of War 2, намеченного на начало 2009-ого года.
P.S.
К локализации особых претензий нет. Вопросы есть к разработчикам: хочется особо отметить большую путаницу в патчах. Этот патч подходит для одной версии, тот – для другой, но требует удаления адд-она, а последний обделяет своим вниманием несчастных китайцев…
Автор: katarn
Дата: 15.09.2008