Как вы яхту назовете, так она и поплывет. Оставим сомнительную аксиому бывалого морского волка и обратимся к неумолимым фактам. Три отца-основателя, три разработанных игры, все три – РПГ, название – Troika Games. Отягчающим обстоятельством для жизнедеятельности конторы стал жадный издатель. А ведь могли бы такого наворотить…

Vampire: The Masquerade – Bloodlines.

Информация об этой игре появлялась с завидным постоянством. В сотый раз повторяя достоинства игры, на которое мы обратим свое внимание позже, разработчики напирали на то, что Source – новомодный тогда движок, на котором делался Half-Life 2, – в руках кудесников «Тройки» в рамках Bloodlines выдаст картинку, которая заткнет за пояс, собственно, сам Half-Life 2. Забегая вперед, скажу, что сделать этого игре и ее движку было не суждено, но едва ли в этом есть хотя бы доля вины Troika. Однако, согласитесь, слышать о разработке полноценной трехмерной ролевой игры, местами больше похожей на TPS/FPS, чем на RPG, создателями Arcanum и The Temple of the Elemental Evil было несколько странно. Как показало время, все сомнения были излишни – мастерства мэтрам из «Тройки» хватило с достатком…

[​IMG]
Даже *обычным* вампирам иногда приходится спускаться в канализацию.
Чего уж тут говорить о nosferatu.

Вообще-то лично я никогда не знал, на чем же базируется Bloodlines, и, честно говоря, не вижу в этом ничего плохого. Дело в том, что разработчикам удалось воссоздать удивительный мир вампиров с такой скрупулезностью и изяществом, что у меня ни разу не возникло мысли вроде «о чем это они говорят» или «а где про это можно прочитать подробнее». Вампирский Лос-Анджелес получился настолько настоящим, что едва ли после прохождения игры можно усомниться в том, что в Голливуде действительно по ночам бродят зомби. Ролевые игры, безусловно, бывают разными: кому-то для глубины погружения хватает небольшой модельки главного героя в красивых доспехах, меча и пятка видов монстров, но по-настоящему *ролевые* игры гораздо более сложны и, как следствие, намного более любимы народом. Тут кто-то может возразить, что Bloodlines не продалась тиражом Марио. Зато к ней и по сей день, спустя четыре года после выхода игры, выходят фанатские патчи. К эталонам ролевого жанра, которые в полной мере можно назвать играми, в которых действительно можно как-то отыграть роль, в полной мере можно было отнести, на мой взгляд, Fallout со своим младшим братом Fallout 2, Planescape и Baldur’s Gate. В 2004 году список избранных расширился за счет Bloodlines.

Волею судеб главный герой игры становится жертвой невоспитанного вампира, который воспользовавшись удобным случаем, превратил своего партнера в себе подобного. Такие шалости в высшем вампирском обществе запрещены, а потому шалопая поймали и примерно наказали. Его жертву ждала бы та же участь, если бы, опять же, не случай… Попав на время обучения под опеку бывалого вампира, новообращенное дитя Каина познает нехитрые приемы вампирского рода, после чего отправляется в Лос-Анджелес служить во благо Камарильи.

Но еще до того, как мы перевоплотимся в дитя ночи, нам предстоит выбрать свое Альтер-эго в мире Bloodlines. Надо признать, что подобной статистике персонажа может позавидовать даже легенда ролевого жанра. Для начала необходимо определиться с кланом вампиров, к которому принадлежит герой. В этом месте лично я с удивлением узнал, что вампиры, оказываются, не обязательно выглядят как элегантные брюнеты в похоронных костюмах с румынским паспортом в нагрудном кармане. Более того, выясняется, что вампиры бывают настолько разными, что даже как-то не верится, что они все произошли от одного прародителя. Доступными игроку являются семь кланов: шесть более-менее «обычных» и один – красавчиков… Так, toreador – наиболее человечный из всех кланов. Его представители полагают наивысшей обязанностью вампиров делать все красиво и непринужденно. В их движениях больше элегантности, чем, скажем, у матерых бойцов из brujah, и они, как правило, выглядят красивее других вампиров. Впрочем, постоять за себя они способны. Чем они обделены, так это брезгливостью. Эстет, иссушающий крысу, пойманную за ближайшим помойным ведром, – весьма противоречивая картина. И хотя ventrue обделены этим самолюбованием toreador, их пренепременно стошнит, случись им отведать крысы или, например, бомжа. А все потому, что ventrue дорожат своей дворянской кровью, они по натуре – лидеры. Именно на них держится Камарилья – организация, поставившая своей целью защитить вампиров от людей, а людей – от вампиров.

[​IMG]
И почему подавляющее число игроков в конфликте двух сестер (кхе-кхе) встает именно на ее сторону?..

А защищать есть от кого. Неистовые brujah – прирожденные бойцы. Они неуправляемы и импульсивны. Неудивительно, что именно они составляют костяк Анархистов – другой вампирской группировки, которая отрицает власть Камарильи. Эти ребята сильны и своенравны, но очень быстро теряют контроль над собой, если они имели неосторожность пробудить в себе зверя, который, по идее, сидит в каждом вампире. Впрочем, глядя на nosferatu, как-то даже и не скажешь, что он сидит очень глубоко. Эти создания на людей похожи исключительно количеством конечностей, расположением носа и ушей. Свежеспасенный из рук психопата NPC, увидев лицо своего спасителя, в том случае, если это nosferatu, предположит, что маньяк все-таки успел пару десятков раз рубануть топором по лицу nosferatu. Отнюдь. Сам факт присутствия nosferatu на улице заставляет полицейских хвататься за оружие, а обывателей – бегать в ужасе, показывая на несчастного вампира пальцем. А потому он вынужден перемещаться по городу исключительно по подземным коммуникациям, заходить в здания с черного хода и питаться преимущественно крысами, которые ему приносят больше крови. Однако из nosferatu получаются отличные шпионы благодаря их врожденным способностям, а потому этот клан играет далеко не последнюю роль в Камарилье.

Кого не любят в вампирской среде, так это клан tremere. Эти ребята преуспели в магии, но их происхождение заставляет другие кланы с подозрением относиться к ним. Однако если к кому и стоит относиться с подозрением, так это к представителям клана malkavian. Они не дружат с собственной головой, и специально для них разработчики создали уникальные диалоги – уж поверьте, если вы проходили игру кем-то другим, прохождение за malkavian станет для вас в определенном смысле находкой. Gangrel, правда, тоже нельзя назвать обычными вампирами: они неплохо уживаются со своей вампирской сущностью и по большей части предпочитают уединенное времяпрепровождение. Будить в них зверя не рекомендуется, потому что если представителя клана gangrel достать, то плохо будет всем.

Пожалуй, в таком наборе каждый найдет для себя кого-нибудь по душе. Надо особо отметить, что прохождение за разные кланы отличается настолько, что игру действительно *надо* перепроходить несколько раз, дабы познать все прелести Bloodlines. Попытка создать универсального «внеклассового» солдата или вырастить из nosferatu соблазнителя заранее обречена на провал, а потому сто раз думайте прежде, чем вкладывать драгоценные очки опыта в первичные или вторичные умения, и уж тем более - в дорогущие способности. Первичные умения важны для всех без исключения – лишние «ум» и «сила» не помешают никому; каждое умение влияет на определенную характеристику. Дабы увеличить какую-либо характеристику по максимуму, придется прокачивать сразу два умения. Впрочем, подобное расточительство может пагубно сказаться на способностях персонажа, без которых ближе к концу игры будет… тяжко. И если быстрое передвижение пригодится всем, то невидимость, на мой взгляд, рекомендуется в первую очередь. Нет, толпы монстров все равно обойти не удастся, но хоть в бар удастся зайти. Как человеку.

[​IMG]
Стоит девчонка, стоит в сторонке
Платочек в руках теребя
Потому что с такой-то вот харей
На танцпол ну никак ей нельзя

Иначе – нарушение маскарада. Пять таких нарушений – и вашей вампирской жизни конец. Именно за соблюдением свода несложных правил (не пей кровь на улице, не прыгай выше головы на глазах у смертных, не возникай из воздуха и т.п.) и следит Камарилья. И если что-то или кто-то нарушает его, именно она и пошлет вас на защиту вампирской братии. В местный банк крови поступила пробирка с кровью оборотня? Расшибите лбом стену, но достаньте ее. Придурковатые вампиры, высасывающие людей досуха, не в меру любопытные товарищи, заглянувшие на обед к монстру, отдаленно напоминающего вампира… да, мне эта людоедка тоже противна, но Камарилья превыше всего.

Путешествовать нам предстоит по районам Лос-Анджелеса. Свобода передвижений ограничивается сюжетно, поэтому сразу помчаться в Голливуд, пялиться на местных стриптизерш, «выжимающих из движка Source больше, чем Half-Life 2», не удастся. А жаль… Однако разработчикам удалось разнообразить весьма скромные по размерам районы города. Небольшие по территории локации под завязку забиты сюжетными персонажами, которые с радостью выдадут герою очередное задание. Последние, по большей части, избежали тлетворного влияния функций copy и paste, а потому нас ждут великолепные задания по скрытному проникновению в медицинское учреждение, решение классических задачек «кто виноват?», детективные расследования и, на мой взгляд, жемчужина всей истории создания квестов и игровых локаций для РПГ – прогулка по дому с привидениями. Эту локацию лично я считаю самой атмосферной из всех тех, что я когда-либо видел в компьютерных играх. Не повстречав за время изучения заброшенного здания ни одного врага, игрок, тем не менее, рискует выйти из него запуганным до смерти. Такой тонкой игры на нервах не было ни в одной известной мне игре. Silent Hill 2? Бросьте. С этим тезисом можно не соглашаться, но только в том случае, если собственными глазами видел эту локацию.

[​IMG]
Зеркало с сюрпризом.

Однако ближе к концу игры авторы все сильнее скатываются в банальный слэшер. Или шутер. Лично я предпочитаю размахиванию пистолетом в перспективе от первого лица элегантные взмахи топором с камерой за спиной; кто-то может посетовать на отсутствие эффекта присутствия – товарищи, играйте в Oblivion. Так вот, чем ближе развязка, тем чаще авторы будут применять запрещенный, казалось бы, прием «бесконечных» монстров. Последние будут переть на вас толпой до тех пор, пока вы не доберетесь до *конца* и не прикончите, собственно, главную цель всего задания. Наученный горьким опытом часовой битвы с зомби в обычном доме в центре Лос-Анджелеса, в очередное прохождение я банально пробегал этот момент, стараясь быстрее добраться до босса. И это неудивительно, ведь с монстров в игре – что с козла молока. Опыта-то все равно не дают. Финальная часть игры так и вообще состоит исключительно из вырезания всего, что прет вам навстречу. Игра преображается настолько сильно, что с трудом верится, что первую и вторую половину игры делали одни и те же люди. Былое изящество квестов куда-то исчезает, уступая место все более прямолинейным заданиям, которые, в конце концов, выльются в банальную резню. Думаю, виной тому стали амбиции западного издателя игры, который очень хотел выпустить игру пораньше. Торгаши вечно портят жизнь художникам.

Персонажи, встающие на нашем пути, проработаны с любовью и изяществом, в целом присущими всему, за что ни брались ребята из «Тройки». Сексапильная психопатка с раздвоением личности, надменный принц вампиров, необузданные Анархи – эти типажи запомнятся вам надолго, благо над озвучкой работали грамотные люди, интонации NPC в полной мере передают те чувства, которые они должны ощущать в тот или иной момент, ну а о мимике и говорить нечего – как-никак сам Source постарался. Русской речи, похоже, не дано испортить праздник жизни под названием «диалоги в Bloodlines» по той простой причине, что отечественные издатели почему-то не торопятся издавать игры Troika, за единственным исключением, которого, честно говоря, лучше бы и не было.

[​IMG]
Ням-ням

Но графика производит впечатление лишь эпизодически. Несмотря на отличную детализацию интерьеров и зданий, периодически картинка выглядит… средненько – большое спасибо рожам NPC, которые срубили тупым топором. На одно отлично прорисованное личико приходится целое стадо болванов с тупейшим выражением лица, если его можно так назвать. Про дизайн монстров и говорить нечего – разглядывать этих страшил точно не захочется: сам этим не занимался, чего и вам советую не делать. Даже «человекоподобные» враги как-то особенно неказисты и страшны. Хорошо, что на них не распространяется формула трех «У» (убить, украсть, уговорить), отлично зарекомендовавшая себя в более «мирных» квестах, потому как переговоры с такими буратинами – это уж слишком. При этом игра все-таки не затыкает за пояс Half-Life 2 – нестыкующиеся текстуры, «лунная» походка персонажей и прочие неприятные мелочи не к лицу солидной RPG.

Но любить ее нужно, конечно же, не за графику. В Bloodlines реализовано то, что так редко воплощают разработчики в своих играх в жизнь. Нет, в игре нет NPC с распорядком дня, динамической смены дня и ночи, как и прочих элементов, которые превращают набор невзрачных текстур и плохоньких квестов в «РПГ». Зато тут есть атмосфера, возможность проходить различные квесты различными же способами и еще тысяча и одна приятная мелочь, которые непонятно как, но все-таки уместились на скромных локациях Bloodlines. Игре удалось не выродиться в тупой рогалик с серыми коробками зданий в качестве арен для боев и зомби в качестве противников, хотя, надо признать, на финишном этапе разработчики сделали все, чтобы именно так оно и случилось. Вместо этого Troika создала игру – идейную наследницу Planescape и, в первую очередь, Fallout. Как бы это странно ни звучало, у этих игр намного больше общего, чем кажется на первый взгляд.

В чем Bloodlines действительно серьезно уступает своим идейным предшественникам, так это в уровне забагованности. Первоначальная версия была под завязку забита «жуками» - слава богу, Troika успела-таки до своей скоропостижной смерти в начале 2005 года сваять официальный патч. Все остальные патчи теперь делают фанаты и, надо признать, это им удается неплохо. Но особо стоит отметить пиратскую версию игры, которую распространяли в России. Наши доблестные флибустьеры, в конце 2004-ого года пока еще правившие прилавками магазинов, привнесли в игру уйму багов, ей не свойственную. В самый первый раз я прошел Bloodlines даже не зная, что там есть бронежилеты. Догадываться – догадывался, но их нигде не было. Стараниями наших «переводчиков». Те же ребята ответственны за полное отсутствие в игре необходимости взламывать местные ПК – они изначально взломаны. Список можно продолжать очень долго. Только не думайте, что пиратская же версия игры на DVD спасет вас от всех бед. Официально Bloodlines были выпущены исключительно только на трех CD, а потому художества наших пиратов, связанные с «удобством», пагубным образом сказались на качестве продукта.

[​IMG]
Этот эпизод больше напоминает какой-нибудь Soldier of Fortune 2, чем солидную РПГ с разветвленными диалогами...

В заключение хочется сказать, что игра, конечно, неидеальна. Она была бы неидеальна даже без стараний наших пиратов, потому как Activision оказалась хуже любого «Фаргуса» или «Триады». Большие боссы, по сути дела, лишили нас идеальной РПГ, которая могла бы выйти в свет, не будь финал Bloodlines столь скомкан, а сама игра – неоптимизированна. В жуткий мир вампиров, проживающих в Лос-Анджелесе и его окрестностях, хочется возвращаться снова и снова, несмотря на дизайн монстров и небольшие по размерам локации. А это о чем-нибудь да говорит.


Автор: katarn
Дата: 21.09.2008

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей