Посвящается всем тем, кто не умеет критично взирать на любимые игры.
А также ботанику Брайану, красотке Джине и пальцу в банке.
А также ботанику Брайану, красотке Джине и пальцу в банке.
В свое время, когда об англоязычной версии этой игры не было и речи, "Руссобит-М" каким-то образом разглядел на не самом богатом культовыми играми испанском рынке классический рисованный квест. С чего вдруг издатели всяческих эротических недоигр польстились на такой продукт – непонятно. Разве что их подкупила Джина своими шикарными рисованными формами. Кто знает, кто знает.
Runaway: A Road Adventure.
(в России игра вышла под названием Runaway. Дорожное приключение)
Испанские Диснеи.
Лучший, на мой взгляд, персонаж в игре.
Разработка классического плоского «квеста» в условиях рыночной экономики, по-моему, сродни настоящему мужскому поступку, который затем оценивается звездой героя. Посмертно. Ведь adventure – жанр очень сложный, многогранный, а потому привлечь внимание к очередному «мультику» значительного количества потенциальных потребителей попусту невозможно. Особенно такой конторе, как Pendulo Studios, которая на момент выхода игры в России, кажется, уже была готова проследовать в том же направлении, что и ее индеец Джонни, под белы ручки с Густавом и Федором.
Но свершилось чудо, и Runaway не пропал в безвестности и нищете. Лично мне сложно согласиться с теми критиками, которые не видят у игры бревна в глазу (а у некоторых игровых персонажей – еще в одном месте), я бы даже поостерегся сравнивать этот квест с Full Throttle и Broken Sword – из этого вряд ли выйдет что-то благоприятное для Runaway. Но то, что эту игру вполне можно *было бы* поставить в один ряд с Syberia, The Black Mirror и The Longest Journey, то есть с одними из лучших квестов текущего тысячелетия, на мой взгляд, очевидно. Если бы не целый ряд причин, по которым Runaway лично я оцениваю как неплохого рака на полном безрыбье.
Испанские Аллены.
Густав и Федор.
Отличная озвучка и мизерная роль в развитии сюжета.
Ни что бы не помешало простому американскому парню Брайану попасть на работу в институт Беркли, если бы в один прекрасный день он не сбил очаровательную обладательницу короткого платья и большого бюста Джину. Шикарная брюнетка приходит в себя и сообщает парню, что теперь он или поможет ей спастись бегством от мафии, или их вместе лет через двести отковыряют из бетона, заливаемого на соседней стройке. Брайан – парень не промах (вы только посмотрите на его мужественный профиль!) и быстро смекает, что его познания в точных науках никоим образом не оберегут его от тяжелых кулаков и шальных пуль представителей организованной преступности США.
Помимо подбитой очаровашки Джины, Брайан получает в качестве приданного некое таинственное распятие. Что с ним делать и куда его девать – пока непонятно, но совершенно точно известно, что мафиози охотятся в том числе и за ним. Вот уже и вырисовывается более-менее понятный план действовать: а) сбежать и б) узнать побольше об этом странном распятии.
Наш тернистый путь пролегает по мизерному числу локаций. Для начала мы посетим больницу, «выписавшись» из которой, отправимся к другу – специалисту по различным древностям, после чего оставшиеся четыре главы нам придется скитаться по полупустым локациям «где-то в пустынях Америки». Господа, кто там недоволен количеством локаций и NPC в Broken Sword 4? Поиграйте для начала в Runaway.
Звездная пыль.
Весело и страшно.
К счастью, PrtSc любит Runaway, а потому увидеть все ужасы лицевой анимации на скриншоте почти невозможно.
Итак, квест. Все задатки, можно сказать – породистость, – налицо. Классический вид, заранее отрисованные планы, по большей части прекрасная анимация и много качественного и задорного юмора… Начнем с конца списка. Увы, горячие испанские парни проявили по-настоящему нордический характер, а потому дождаться от персонажей из Runaway перла «на века» не удастся. Даже смех Брайана звучит как-то неискренне и наигранно. В принципе, можно было бы обойтись без шуток вовсе, но, согласитесь, Runaway – не Черное Зеркало, а потому такому красивому, яркому и интересному квесту юмор показан. В обязательном порядке.
Недостаток последнего отчасти компенсируется колоритными персонажами. Брайана, как ни странно, к последним никак отнести нельзя: до обаятельной парочки Николь-Джордж из Broken Sword или Бена из Full Throttle ему ох как далеко. Хамоватый уборщик из музея – личность темная, но безынтересная. Лично меня интересует только то, по какой причине, кстати, абсолютно безликие мафиози так жестоко с ним расправились. Знаете, есть на телевидении такие ведущие (еще хуже, когда это актеры театра или кино), которые откровенно переигрывают, ведут себя совершенно неестественно, но им об этом, кажется, никто не говорит, а потому они продолжают «тешить» публику. Многие персонажи Runaway вполне могли бы потягаться с этими товарищами в наигранности и неискренности. Зато растаман Рутгер и трио трансвеститов в полной мере восполняют недостаток артистизма, который присущ большинству игровых персонажей. Впрочем, есть одно большое, громадное «но».
Джина. Эта девушка – не более чем декорация, которая в игре появляется по большим праздникам и большую часть времени проводит в плену, без сознания или в прогулках по музеям. «Классический» - это и благословление, и какое-то проклятие. Ну зачем добавлять в игру новомодного «напарника», если он, по большей части, мелькает исключительно в ужасного качества роликах, раскрывающих, прямо скажем, не самый увлекательный сюжет? Есть отличные примеры с «разделением» обязанностей (King’s Quest 7, Gabriel Knight 3), есть великолепные игры с «парными» загадками (Broken Sword 3-4), но более нелепого применения «напарника» я, честно говоря, и не припомню. Может быть, всё дело в том, что Джина как персонаж классического квеста представляет не особо большой интерес для игроков, выросших на классических шедеврах Lucas Arts, Revolution и Sierra: слишком поверхностный характер, приземленные желания. Скелетик в шкафу был весьма ожидаем, смены жизненных ориентиров Брайана – тоже. Ждете увлекательного повествования и шедевральной развязки? И зря.
Чемоданчик доктора Солюшен.
К счастью, не самые колоритные персонажи Runaway почтительно исчезают с экрана, когда речь заходит о головоломках. Последние, правда, получились весьма неоднозначными. Великолепная третья глава (от начала до самого конца) наполнена действием, нетривиальными ходами и - о чудо! – забавными типажами, которые помогают решать поставленные перед Брайаном задачи. Правда, для того, чтобы увидеть ее, придется пройти первые две. Вот и скажите мне – ну разве не гениальны эти испанцы, если умудрились развести забористый пиксель-хантинг буквально на трех игровых экранах достаточно скромного размера?! Никаких «мерцающих» игровых предметов – всё ищем самостоятельно.
Но не факт, что удастся сразу взять. Меня несколько раздражает условность, из-за которой персонаж очередного квеста отказывается брать какой-то предмет, а потом выясняется что-то, из-за чего приходится бежать через десяток экранов, хватать заветную петарду, ключик, топор, письмо… Хорошо. Допустим, это относительно логично: не знаю, зачем мне надо, – не беру. Брайан поступает примерно так же: не знает, зачем ему ружье, – не берет (учитывая, что за ним гонится пара головорезов, очень странно, что он не знает, зачем ему ружье). И тут же удивляет меня шокирующим примером двойных стандартов: «о! Поленница из пяти бревнышек. Может пригодиться». Распихав по карман шорт «то, что может пригодится», Брайан по-прежнему отказывается брать скальпель. Забавно?
Головоломки, являющиеся сильной стороной первой части игры, пережив экватор прохождения, начинают стремительное падение в бездну. Власть захватывает принцип «не знаешь, что взять, – лезь в чемоданчик или посмотри в трубе». Доставать новые предметы из уже давно обшаренных (и никем после этого не потревоженных!) тайников – это, извините, ни в какие ворота. Хм… что же тогда сказать о гениальной головоломке, в ходе решения которой выясняется, что запущенная из катапульты банка с краской летит по той же траектории, что и массивная каменная скульптура? Человек, дружащий с головой, рискует так и не понять, в чем тут дело. Такое чувство, что разработчики сначала придумали персонажей и декорации, а уже потом пытались прикрутить к ним загадки. Очень может быть, что так, вообще-то, и делается. Не знаю. Но то, что данная конкретная головоломка притянута за уши, – очевидно. Не менее «забавно» выглядит сцена, в которой Брайан спускается с горы, привязав тросик к вбитому им в скальную породу гвоздю. Пожалуй, я не буду комментировать данный его ход, но в этом месте на экране должна всплывать надпись «не пытайтесь повторить это в домашних условиях».
Красота спасает?..
И напоследок - лишнее подтверждение высочайшего уровня графики Runaway.
Самым главным доводом «за» является, безусловно, графика. Шикарные рисованные планы в больнице и музее напоминают о великом множестве адвенчур и всячески радуют глаз, демонстрируя игроку всё, на что способна 2D графика. На момент 2002 года, естественно. Перечислять локации и их достоинства не стоит – их и так мало, но когда вы вырветесь на пленэр, то ваши органы чувств вновь возрадуются потрясающему уровню графики, который напомнит о *той* самой истории, подаренной нам когда-то кудесниками из Lucas Arts.
Runaway напоминает шикарную женщину: она радует глаз и демонстрирует игроку все свои прелести. Но когда последний собирается познакомиться поближе, красавица раскрывает рот, улыбается в два последних гнилых зуба и начинает выплевывать из горла бессвязные буквы и слова. Анимация движения губ (равно как и движение глаз – что показательно – исключительно во время открывания рта!) – это тихий ужас, нет, это величайший ужас и позор для квеста уровня Runaway. Анимацию хуже придумать просто невозможно – даже статичные картинки выглядели бы не так плохо. Не меньше раздражает анимация некоторых персонажей. Посмотрите на хама из музея: люди *так* ходят?
Саундтрек, в адрес которого отдельные товарищи не жалеют хвалебных од, не вызвал особо приятных чувств: отдельные мелодии (скажем, в хижине Мамы Дориты) кажутся неуместными, другие – вполне справляются с возложенной на них задачей по воссозданию атмосферы приключения (правда, мотив дороги, на мой взгляд, всё-таки раскрыт не слишком хорошо). Заглавная же мелодия, по-моему, не достойна излияний кипятка в ее честь: «хит» для Евровидения последнего десятилетия, который бы боролся за попадание в десятку «лучших» песен Европы. Не больше и не меньше.
Локализация проекта радует самим фактом своего присутствия: "акодемиев не кончали, гишпанскому не научаны". Отдельные «специалисты» утверждают, что испанский оригинал отличался полным безобразием, которое у них называется «озвучкой». Отечественные актеры более-менее справились с поставленной задачей, но Брайана это, увы, снова не касается. Даешь наркоманам и головорезам больше игрового времени! Удручают редкие, но всё же существующие огрехи в субтитрах: мелочь, а неприятно.
Runaway – очень странная игра. По отдельности почти любой ее элемент производит на меня (на меня, меня лично, никого, кроме меня) удручающее впечатление: музыка – не то, анимация (особенно лицевая) – не ахти, головоломки (меньшая часть, но всё же) – увы, сюжет – эх, персонажи (опять же – не все) – мда. Но в целом получилось ладное приключение, на которое можно и, скорее всего, нужно потратить пару вечеров. Наверное, потому, что, несмотря на то, что виртуальные актеры не полностью «раскрылись», Runaway всё равно производит впечатление той игры, которой авторы хотели напомнить нам о целой алмазной трубке под названием «золотые годы Sierra, Lucas Arts etc.». И это им в полной мере удалось.
Runaway: A Road Adventure.
(в России игра вышла под названием Runaway. Дорожное приключение)
Испанские Диснеи.
Лучший, на мой взгляд, персонаж в игре.
Разработка классического плоского «квеста» в условиях рыночной экономики, по-моему, сродни настоящему мужскому поступку, который затем оценивается звездой героя. Посмертно. Ведь adventure – жанр очень сложный, многогранный, а потому привлечь внимание к очередному «мультику» значительного количества потенциальных потребителей попусту невозможно. Особенно такой конторе, как Pendulo Studios, которая на момент выхода игры в России, кажется, уже была готова проследовать в том же направлении, что и ее индеец Джонни, под белы ручки с Густавом и Федором.
Но свершилось чудо, и Runaway не пропал в безвестности и нищете. Лично мне сложно согласиться с теми критиками, которые не видят у игры бревна в глазу (а у некоторых игровых персонажей – еще в одном месте), я бы даже поостерегся сравнивать этот квест с Full Throttle и Broken Sword – из этого вряд ли выйдет что-то благоприятное для Runaway. Но то, что эту игру вполне можно *было бы* поставить в один ряд с Syberia, The Black Mirror и The Longest Journey, то есть с одними из лучших квестов текущего тысячелетия, на мой взгляд, очевидно. Если бы не целый ряд причин, по которым Runaway лично я оцениваю как неплохого рака на полном безрыбье.
Испанские Аллены.
Густав и Федор.
Отличная озвучка и мизерная роль в развитии сюжета.
Ни что бы не помешало простому американскому парню Брайану попасть на работу в институт Беркли, если бы в один прекрасный день он не сбил очаровательную обладательницу короткого платья и большого бюста Джину. Шикарная брюнетка приходит в себя и сообщает парню, что теперь он или поможет ей спастись бегством от мафии, или их вместе лет через двести отковыряют из бетона, заливаемого на соседней стройке. Брайан – парень не промах (вы только посмотрите на его мужественный профиль!) и быстро смекает, что его познания в точных науках никоим образом не оберегут его от тяжелых кулаков и шальных пуль представителей организованной преступности США.
Помимо подбитой очаровашки Джины, Брайан получает в качестве приданного некое таинственное распятие. Что с ним делать и куда его девать – пока непонятно, но совершенно точно известно, что мафиози охотятся в том числе и за ним. Вот уже и вырисовывается более-менее понятный план действовать: а) сбежать и б) узнать побольше об этом странном распятии.
Наш тернистый путь пролегает по мизерному числу локаций. Для начала мы посетим больницу, «выписавшись» из которой, отправимся к другу – специалисту по различным древностям, после чего оставшиеся четыре главы нам придется скитаться по полупустым локациям «где-то в пустынях Америки». Господа, кто там недоволен количеством локаций и NPC в Broken Sword 4? Поиграйте для начала в Runaway.
Звездная пыль.
Весело и страшно.
К счастью, PrtSc любит Runaway, а потому увидеть все ужасы лицевой анимации на скриншоте почти невозможно.
Итак, квест. Все задатки, можно сказать – породистость, – налицо. Классический вид, заранее отрисованные планы, по большей части прекрасная анимация и много качественного и задорного юмора… Начнем с конца списка. Увы, горячие испанские парни проявили по-настоящему нордический характер, а потому дождаться от персонажей из Runaway перла «на века» не удастся. Даже смех Брайана звучит как-то неискренне и наигранно. В принципе, можно было бы обойтись без шуток вовсе, но, согласитесь, Runaway – не Черное Зеркало, а потому такому красивому, яркому и интересному квесту юмор показан. В обязательном порядке.
Недостаток последнего отчасти компенсируется колоритными персонажами. Брайана, как ни странно, к последним никак отнести нельзя: до обаятельной парочки Николь-Джордж из Broken Sword или Бена из Full Throttle ему ох как далеко. Хамоватый уборщик из музея – личность темная, но безынтересная. Лично меня интересует только то, по какой причине, кстати, абсолютно безликие мафиози так жестоко с ним расправились. Знаете, есть на телевидении такие ведущие (еще хуже, когда это актеры театра или кино), которые откровенно переигрывают, ведут себя совершенно неестественно, но им об этом, кажется, никто не говорит, а потому они продолжают «тешить» публику. Многие персонажи Runaway вполне могли бы потягаться с этими товарищами в наигранности и неискренности. Зато растаман Рутгер и трио трансвеститов в полной мере восполняют недостаток артистизма, который присущ большинству игровых персонажей. Впрочем, есть одно большое, громадное «но».
Джина. Эта девушка – не более чем декорация, которая в игре появляется по большим праздникам и большую часть времени проводит в плену, без сознания или в прогулках по музеям. «Классический» - это и благословление, и какое-то проклятие. Ну зачем добавлять в игру новомодного «напарника», если он, по большей части, мелькает исключительно в ужасного качества роликах, раскрывающих, прямо скажем, не самый увлекательный сюжет? Есть отличные примеры с «разделением» обязанностей (King’s Quest 7, Gabriel Knight 3), есть великолепные игры с «парными» загадками (Broken Sword 3-4), но более нелепого применения «напарника» я, честно говоря, и не припомню. Может быть, всё дело в том, что Джина как персонаж классического квеста представляет не особо большой интерес для игроков, выросших на классических шедеврах Lucas Arts, Revolution и Sierra: слишком поверхностный характер, приземленные желания. Скелетик в шкафу был весьма ожидаем, смены жизненных ориентиров Брайана – тоже. Ждете увлекательного повествования и шедевральной развязки? И зря.
Чемоданчик доктора Солюшен.
К счастью, не самые колоритные персонажи Runaway почтительно исчезают с экрана, когда речь заходит о головоломках. Последние, правда, получились весьма неоднозначными. Великолепная третья глава (от начала до самого конца) наполнена действием, нетривиальными ходами и - о чудо! – забавными типажами, которые помогают решать поставленные перед Брайаном задачи. Правда, для того, чтобы увидеть ее, придется пройти первые две. Вот и скажите мне – ну разве не гениальны эти испанцы, если умудрились развести забористый пиксель-хантинг буквально на трех игровых экранах достаточно скромного размера?! Никаких «мерцающих» игровых предметов – всё ищем самостоятельно.
Но не факт, что удастся сразу взять. Меня несколько раздражает условность, из-за которой персонаж очередного квеста отказывается брать какой-то предмет, а потом выясняется что-то, из-за чего приходится бежать через десяток экранов, хватать заветную петарду, ключик, топор, письмо… Хорошо. Допустим, это относительно логично: не знаю, зачем мне надо, – не беру. Брайан поступает примерно так же: не знает, зачем ему ружье, – не берет (учитывая, что за ним гонится пара головорезов, очень странно, что он не знает, зачем ему ружье). И тут же удивляет меня шокирующим примером двойных стандартов: «о! Поленница из пяти бревнышек. Может пригодиться». Распихав по карман шорт «то, что может пригодится», Брайан по-прежнему отказывается брать скальпель. Забавно?
Головоломки, являющиеся сильной стороной первой части игры, пережив экватор прохождения, начинают стремительное падение в бездну. Власть захватывает принцип «не знаешь, что взять, – лезь в чемоданчик или посмотри в трубе». Доставать новые предметы из уже давно обшаренных (и никем после этого не потревоженных!) тайников – это, извините, ни в какие ворота. Хм… что же тогда сказать о гениальной головоломке, в ходе решения которой выясняется, что запущенная из катапульты банка с краской летит по той же траектории, что и массивная каменная скульптура? Человек, дружащий с головой, рискует так и не понять, в чем тут дело. Такое чувство, что разработчики сначала придумали персонажей и декорации, а уже потом пытались прикрутить к ним загадки. Очень может быть, что так, вообще-то, и делается. Не знаю. Но то, что данная конкретная головоломка притянута за уши, – очевидно. Не менее «забавно» выглядит сцена, в которой Брайан спускается с горы, привязав тросик к вбитому им в скальную породу гвоздю. Пожалуй, я не буду комментировать данный его ход, но в этом месте на экране должна всплывать надпись «не пытайтесь повторить это в домашних условиях».
Красота спасает?..
И напоследок - лишнее подтверждение высочайшего уровня графики Runaway.
Самым главным доводом «за» является, безусловно, графика. Шикарные рисованные планы в больнице и музее напоминают о великом множестве адвенчур и всячески радуют глаз, демонстрируя игроку всё, на что способна 2D графика. На момент 2002 года, естественно. Перечислять локации и их достоинства не стоит – их и так мало, но когда вы вырветесь на пленэр, то ваши органы чувств вновь возрадуются потрясающему уровню графики, который напомнит о *той* самой истории, подаренной нам когда-то кудесниками из Lucas Arts.
Runaway напоминает шикарную женщину: она радует глаз и демонстрирует игроку все свои прелести. Но когда последний собирается познакомиться поближе, красавица раскрывает рот, улыбается в два последних гнилых зуба и начинает выплевывать из горла бессвязные буквы и слова. Анимация движения губ (равно как и движение глаз – что показательно – исключительно во время открывания рта!) – это тихий ужас, нет, это величайший ужас и позор для квеста уровня Runaway. Анимацию хуже придумать просто невозможно – даже статичные картинки выглядели бы не так плохо. Не меньше раздражает анимация некоторых персонажей. Посмотрите на хама из музея: люди *так* ходят?
Саундтрек, в адрес которого отдельные товарищи не жалеют хвалебных од, не вызвал особо приятных чувств: отдельные мелодии (скажем, в хижине Мамы Дориты) кажутся неуместными, другие – вполне справляются с возложенной на них задачей по воссозданию атмосферы приключения (правда, мотив дороги, на мой взгляд, всё-таки раскрыт не слишком хорошо). Заглавная же мелодия, по-моему, не достойна излияний кипятка в ее честь: «хит» для Евровидения последнего десятилетия, который бы боролся за попадание в десятку «лучших» песен Европы. Не больше и не меньше.
Локализация проекта радует самим фактом своего присутствия: "акодемиев не кончали, гишпанскому не научаны". Отдельные «специалисты» утверждают, что испанский оригинал отличался полным безобразием, которое у них называется «озвучкой». Отечественные актеры более-менее справились с поставленной задачей, но Брайана это, увы, снова не касается. Даешь наркоманам и головорезам больше игрового времени! Удручают редкие, но всё же существующие огрехи в субтитрах: мелочь, а неприятно.
Runaway – очень странная игра. По отдельности почти любой ее элемент производит на меня (на меня, меня лично, никого, кроме меня) удручающее впечатление: музыка – не то, анимация (особенно лицевая) – не ахти, головоломки (меньшая часть, но всё же) – увы, сюжет – эх, персонажи (опять же – не все) – мда. Но в целом получилось ладное приключение, на которое можно и, скорее всего, нужно потратить пару вечеров. Наверное, потому, что, несмотря на то, что виртуальные актеры не полностью «раскрылись», Runaway всё равно производит впечатление той игры, которой авторы хотели напомнить нам о целой алмазной трубке под названием «золотые годы Sierra, Lucas Arts etc.». И это им в полной мере удалось.
Автор: katarn
Дата: 28.11.2008