Несколько странным образом свела меня когда-то судьба с этой игрой. Случайный взгляд на оставленный на пять минут на тумбочке кем-то из «проходивших мимо» знакомых диск (по-видимому, свежекупленный и несомый к себе домой). Лежащий, к слову, в компании с четырьмя дисками Baldur’s Gate 2... Не могу сказать, что имел на тот момент сколь-нибудь заметный опыт знакомства с серьёзными RPG (кроме Fallout 1-2, по-настоящему мною оцененных лишь со второй попытки). А потому реклама на коробочке, повествующая о многочисленных наградах, завоёванных прошлыми играми серии (о которой я абсолютно ничего на тот момент не слышал), о необъятном мире с кучей городов, и наглая, как впоследствии выяснилось, ложь про отлично созданную боевую систему меня заинтриговали. Через какое-то время я сделал себя счастливым обладателем такого же диска.
...Вырванный из странного сна каким-то угрюмым серолицым товарищем и лениво бредущий на выход из корабельного трюма за грозного вида стражником, я совершенно не понимал, где оказался. Зачем я здесь? Кто я вообще такой? За что меня взяли под стражу и почему вдруг решили освободить, заполнив для этого кучу каких-то бумажек и задав дюжину глупых вопросов? Что вообще от меня хотят все эти люди?!
Уже как будто свободный, но всё ещё сбитый с толку, я подчинился лёгкому проблеску сознания и воспользовался небольшой передышкой в никем не охраняемой комнатке, чтобы немного почувствовать себя как дома. Корзина, хлебина, картонка... Книжка по астрологии с красивыми картинками... Сервиз серебряный, вилка железная, ржавый ножик и несколько монет из кое-как запертого сундучка, к которому кто-то заботливо оставил на столе отмычку... всё это мигом перекочевало в широкие карманы драных штанов и рубахи. Да... ни черта не помню, но, судя по замашкам, сидел я неспроста.
Последовавший вскоре длинный разговор с очередным стражником, расщедрившимся ещё на несколько десятков монет для неместных и строго-настрого велевшим отправляться в Балмору и передать пакет какому-то мужику, мало что прояснил. Понятно было только одно – здесь я лишь пешка в чьей-то большой игре. По крайней мере, так они все пока что думают...
Ещё и пособие обещает... Ишь, расщедрился!
Что же такое Морровинд? Не буду оригинальным. Морровинд – это прежде всего огромный, потрясающий неподготовленное воображение своими масштабами игровой мир. Место действия – Вварденфелл – является «всего лишь островом» в провинции, давшей название игре, и совсем уж небольшим закутком в империи Тамриэль, которую нам здесь, увы, не дают «потрогать» целиком, хотя много и смачно описывают. Так вот, говорят, этот «островок» на порядки меньше игрового мира своего предшественника, Daggerfall... Не знаю, не проверял, верю. Но чтобы пройти Вварденфелл пешком из конца в конец по относительно прямому маршруту, уйдёт не один игровой день. Если же поставить себе цель исследовать его полностью, найти и зачистить каждое из сотен подземелий – среднестатистическому игроку, пожалуй, не хватит либо жизни, либо терпения.
Но хватит о количестве. Ведь Морровинд – это не только десять квадратных миль острова вулканического происхождения. Морровинд – это ещё и земля сильнейших контрастов.
Морровинд – это средненький, длинноухий сюжет и гордая возможность его полностью проигнорировать. Это кусочек мира, обладающего многотысячелетней историей, мифологией, обычаями и традициями, проработанными в таких деталях, что их подробное изучение и описание может потянуть не на одну монографию. Это многие сотни почти одинаковых, но в большинстве своём старательно поименованных неписей-статистов, бродящих (а зачастую круглосуточно стоящих) в однажды кем-то заданном месте и гордящихся своей принадлежностью к одному из сословий в этом великом мире. Здесь вы не увидите рабочих, умывающихся из замкового рва или жарящих себе мясо на ужин после тяжёлого трудового дня. Но если не поленитесь (или не разочаруетесь, наткнувшись несколько раз подряд на нудные и заумные политические, исторические и религиозные трактаты), проведёте не один и не два часа за чтением поистине увлекательных, сдобренных «фирменными» невероятными (и зачастую грешащими чёрным юмором) концовками рассказов. А потом потратите многие недели, а то и месяцы игрового времени, изрубите в капусту сотни монстров и бандитов в попытках найти следующую (или, что случается едва ли не чаще, – предыдущую) главу какой-нибудь особо заинтриговавшей вас повести о дюжине томов.
Дорвался...
Морровинд – это нудные и затянутые в большинстве своём (естественно, не без исключений) квесты, способные порой вогнать в краску FedEx (чего стоит только доставка сотни килограмм спиртного в шахту в другом конце острова; поручение, между прочим, от гильдии бойцов!). Это возможность в любой момент придумать себе свой собственный «квест» - найти полное собрание заповедей местного божка, собрать полный комплект редчайшей и крепчайшей в этом мире брони (или, если вам так больше понравится, просто снять её с трупа одного из сюжетных персонажей, как только он перестанет быть нужным). Отобрать дом в центре Сурана (между прочим, жемчужины Аскадианских Островов!) у какого-нибудь не понравившегося вам (или просто перешедшего дорогу) персонажа и устроить там склад жемчуга, собственноручно наловленного длинными тёплыми ночами в близлежащем озере. Наведаться во всеми забытое жилище отшельника, хранящего бесценный (то есть весьма дорогой) оригинал рукописи архиканоника здешнего храма, тюкнуть его по голове чем потяжелее и обменять раритет на новый гардероб у какого-нибудь не слишком щепетильного торговца. Спереть у кого-нибудь глупейшего вида меховой колпак, зачаровать его на защиту от огня и с глупым улюлюканьем бегать босиком по озёрам лавы. Принести копеечную жертву на алтаре и, окрылившись в самом буквальном смысле, часами гулять по небу высоко над Вварденфеллом, распугивая надоедливых скальных наездников (крокодило-птеродактилей) и время от времени спускаясь, чтобы навести свой собственный порядок в случайно попавшемся на глаза лагере дикарей-эшлендеров.
Ну разве не прекрасно?
Морровинд – это не то чтобы нулевой, а скорее отрицательный баланс, позволяющий в любой момент игры разбогатеть, просто вынеся в несколько десятков ходок всё плохо лежащее (т.е. попросту почти всё) из первого попавшегося имперского форта и сплавив за бесценок торговцам. Пробраться через тайный (для непосвящённых) задний ход в пещеру и, как-нибудь обойдя скудную охрану, прихватить самый крутой в игре меч хоть в первый же игровой день. Морровинд – это персонаж двадцатого-двадцать пятого уровня, лениво скитающийся по миру, согнувшись под тяжестью собственной крутости и с лёгкостью отправляющий в небытие самых страшных противников, почему-то вызывающих мистический ужас у всех, кроме нашего героя, который уже и представить-то не способен, что кто-то когда-то сумел лишить его свободы... нет, Свободы. Свободы уничтожать всё, что шевелится, и смеяться над местными богами, временами нервно вздрагивающими перед мощью зарвавшегося «простого смертного», или же паломничать по святым местам и помогать обездоленным. Свободы убивать и грабить беззащитных девушек на дорогах ради сотни монет за дорогое платье или бескорыстно помогать им устроить личную жизнь с бессовестным, но очень обаятельным жуликом, по ошибке стащившим вместе с драгоценностями девичье сердце. Свободы наколдовать на себя заклинание, позволяющее пересечь весь Вварденфелл одним большим прыжком, но забыть позаботиться о смягчении посадки, после того как действие заклинания кончится прямо в воздухе...
Морровинд – это вороватые маги в тяжёлой броне поверх модных штанов, начитавшиеся «Легенд Тамриэля» и скитающиеся по миру с огромных размеров топорами в руках и навязчивой идеей отыскать все упомянутые в этой книге уникальные артефакты, обладающие порою собственными впечатляющими историями. Это жаждущие ярких впечатлений странники, брезгливо морщащиеся при виде пятнадцатой одинаковой изнутри (хоть и несколько по-другому спланированной) гробницы с несколькими скелетами, дежурным призраком и парой сундучков с набором никому уже давно не нужного ширпотреба. Это бывалые путешественники, со знанием дела оценивающие архитектурный стиль (а то и просто впервые услышанное языколомное название) очередного подземелья, прокручивающие в голове возможные выгоды от его посещения и совершенно не волнующиеся о том, что за последнюю неделю оно у них будет уже двадцать третьим. Это ликование при звуках голоса внезапно заговорившей статуи в руинах даэдрического святилища, ничем внешне не отличающегося от сорока предыдущих, и предвкушение интересной, пускай зачастую и бесполезной награды за выполнение задания, полученного от говорящего через статую тёмного принца-полубога. Это детский восторг при обнаружении на полочке в сотом однообразном подземелье, среди куч дешёвого барахла, очередной Легенды, достойной занять место в вашей личной коллекции.
Тот самый вороватый маг. Правда, сегодня без топора.
Морровинд как минимум столь же пафосен и многословен, как и всё вышенаписанное, невзирая на совершенно немого и бесхарактерного персонажа, подчиняющегося любым прихотям игрока (ограниченным разве что движком игры). Увы, в литературном смысле, за исключением уже упомянутых и от души нахваленных рассказов и повестей в книгах, он был и остаётся полнейшей заурядностью. Разрекламированная боевая система сводится к обычным кликам мышью с зажатием при желании одной из стрелок движения, от которой зависит тип удара: режущий, рубящий или колющий. При этом каждое отдельно взятое оружие имеет единственно правильный вид удара, которым и следует пользоваться для нанесения максимального урона. Впрочем, с учётом того, что перед прокачанным персонажем враги падают если не от одного его вида, то от одного-двух ударов, выбор этот вскоре начинает нести чисто эстетико-настроенческий характер. Ситуация несколько выправляется некоторыми модами, но для подробного разговора о тысячах модов и плагинов, созданных для Морровинда старательными и очень разношерстными фанатами, потребовалось бы больше места и времени, чем для полной переписи населения Вварденфелла (которой, между прочим, от нечего делать занимался один мой знакомый маньяк). Ролевая система, традиционно для TES напрочь лишённая понятия «опыт» и отзывающаяся на успешное применение игроком конкретных навыков, разбитых во время генерации персонажа на важные, не очень важные и очень не важные, с одной стороны, открывает широкие возможности для специализации и развития в интересном вам лично направлении, с другой – всячески поощряет извращения вроде движения вприпрыжку ради прокачки акробатики (а если акробатику поставить в главные навыки – то ещё и быстрого и ненапряжного роста уровня). Не говоря уже об атлетике, качающейся «самостоятельно», без всяких усилий со стороны игрока, так как мало кто в своём уме додумается передвигаться по миру таких размеров прогулочным шагом, особенно если постоянный бег не приводит ни к каким заметным отрицательным последствиям...
В Морровинде можно присоединиться почти к любой из полутора десятков представленных на Вварденфелле организаций. Несмотря на различия в идеологии и интересах, вполне можно присоединиться и ко всем одновременно, помимо нескольких взаимоисключающих вариантов. От того, что в конечном итоге вы станете главой большинства местных гильдий и культов одновременно, жизнь на острове особо не изменится. Ну, если, конечно, вы её не истребите под корень в процессе... Не ждите от квестов неожиданных сюжетных ходов, конфликтов интересов (нет, ну один вроде бы всё-таки есть) и тому подобной роскоши. Лучше, если вам всего этого действительно не хватает, делайте неожиданные ходы сами. Здесь вы можете себе это позволить.
Скромное начало великой коллекции...
Морровинд – это наркотик. Наркотик, зачастую вызывающий непонимание, отвращение и осуждение у наблюдающих со стороны, просто стойких или слишком ценящих то, чего он дать не в состоянии. А у попробовавших и погрузившихся – вызывающий сильнейшее привыкание на уровне рефлексов. Морровинд – это гротескное грибообразное дерево-кактус, изрядно обглоданное заплаканными мышами, успевшими сто раз его проклясть, но так и не сумевшими оторваться. Это единственная RPG, в которую я играл на протяжении двух лет в томительном ожидании продолжения (о впечатлениях от продолжения – отдельная история), несмотря на то, что гораздо более высокие оценки от меня впоследствии получили совершенно несравнимые с TES игры вроде Planescape: Torment, Baldur’s Gate 2 и всё ещё свежего Ведьмака.
Стоит ли Морровинд того, чтобы в него играть? А тем более играть долго? Ответ в высшей степени индивидуален. Несмотря на множество объективных, бросающихся в глаза недостатков, эта игра способна доставить невероятное количество удовольствия. Но для этого её нужно понять и почувствовать. Нужно это, наверное, не каждому. Но тому, кто сейчас возьмётся играть в него в первый раз и с правильным восприятием, я искренне позавидую.
...Стоя на палубе теперь уже моего собственного корабля, погребённого глубоко под поверхностью одного из множества мелких островков рядом с Вварденфеллом, я задумчиво смотрел в потолок раскинувшейся вокруг меня огромной пещеры, едва проступающий в свете факела. Где-то там я минуту назад ощутил лёгкое мерцание магической ауры. Должно быть, волшебный топор – не единственное достойное внимания наследие похороненного здесь норда-капитана... Это мне ещё предстоит выяснить. А сейчас – спать. Истребление сторожевой нежити всё-таки немного утомляет, зато теперь я могу быть уверен: здесь меня не потревожит уже никто. А если и потревожит, то, вероятнее всего, не успеет даже пожалеть об этом. В этой игре моя пешка уже давно стала ферзём...
...Вырванный из странного сна каким-то угрюмым серолицым товарищем и лениво бредущий на выход из корабельного трюма за грозного вида стражником, я совершенно не понимал, где оказался. Зачем я здесь? Кто я вообще такой? За что меня взяли под стражу и почему вдруг решили освободить, заполнив для этого кучу каких-то бумажек и задав дюжину глупых вопросов? Что вообще от меня хотят все эти люди?!
Уже как будто свободный, но всё ещё сбитый с толку, я подчинился лёгкому проблеску сознания и воспользовался небольшой передышкой в никем не охраняемой комнатке, чтобы немного почувствовать себя как дома. Корзина, хлебина, картонка... Книжка по астрологии с красивыми картинками... Сервиз серебряный, вилка железная, ржавый ножик и несколько монет из кое-как запертого сундучка, к которому кто-то заботливо оставил на столе отмычку... всё это мигом перекочевало в широкие карманы драных штанов и рубахи. Да... ни черта не помню, но, судя по замашкам, сидел я неспроста.
Последовавший вскоре длинный разговор с очередным стражником, расщедрившимся ещё на несколько десятков монет для неместных и строго-настрого велевшим отправляться в Балмору и передать пакет какому-то мужику, мало что прояснил. Понятно было только одно – здесь я лишь пешка в чьей-то большой игре. По крайней мере, так они все пока что думают...
Ещё и пособие обещает... Ишь, расщедрился!
Что же такое Морровинд? Не буду оригинальным. Морровинд – это прежде всего огромный, потрясающий неподготовленное воображение своими масштабами игровой мир. Место действия – Вварденфелл – является «всего лишь островом» в провинции, давшей название игре, и совсем уж небольшим закутком в империи Тамриэль, которую нам здесь, увы, не дают «потрогать» целиком, хотя много и смачно описывают. Так вот, говорят, этот «островок» на порядки меньше игрового мира своего предшественника, Daggerfall... Не знаю, не проверял, верю. Но чтобы пройти Вварденфелл пешком из конца в конец по относительно прямому маршруту, уйдёт не один игровой день. Если же поставить себе цель исследовать его полностью, найти и зачистить каждое из сотен подземелий – среднестатистическому игроку, пожалуй, не хватит либо жизни, либо терпения.
Но хватит о количестве. Ведь Морровинд – это не только десять квадратных миль острова вулканического происхождения. Морровинд – это ещё и земля сильнейших контрастов.
Морровинд – это средненький, длинноухий сюжет и гордая возможность его полностью проигнорировать. Это кусочек мира, обладающего многотысячелетней историей, мифологией, обычаями и традициями, проработанными в таких деталях, что их подробное изучение и описание может потянуть не на одну монографию. Это многие сотни почти одинаковых, но в большинстве своём старательно поименованных неписей-статистов, бродящих (а зачастую круглосуточно стоящих) в однажды кем-то заданном месте и гордящихся своей принадлежностью к одному из сословий в этом великом мире. Здесь вы не увидите рабочих, умывающихся из замкового рва или жарящих себе мясо на ужин после тяжёлого трудового дня. Но если не поленитесь (или не разочаруетесь, наткнувшись несколько раз подряд на нудные и заумные политические, исторические и религиозные трактаты), проведёте не один и не два часа за чтением поистине увлекательных, сдобренных «фирменными» невероятными (и зачастую грешащими чёрным юмором) концовками рассказов. А потом потратите многие недели, а то и месяцы игрового времени, изрубите в капусту сотни монстров и бандитов в попытках найти следующую (или, что случается едва ли не чаще, – предыдущую) главу какой-нибудь особо заинтриговавшей вас повести о дюжине томов.
Дорвался...
Морровинд – это нудные и затянутые в большинстве своём (естественно, не без исключений) квесты, способные порой вогнать в краску FedEx (чего стоит только доставка сотни килограмм спиртного в шахту в другом конце острова; поручение, между прочим, от гильдии бойцов!). Это возможность в любой момент придумать себе свой собственный «квест» - найти полное собрание заповедей местного божка, собрать полный комплект редчайшей и крепчайшей в этом мире брони (или, если вам так больше понравится, просто снять её с трупа одного из сюжетных персонажей, как только он перестанет быть нужным). Отобрать дом в центре Сурана (между прочим, жемчужины Аскадианских Островов!) у какого-нибудь не понравившегося вам (или просто перешедшего дорогу) персонажа и устроить там склад жемчуга, собственноручно наловленного длинными тёплыми ночами в близлежащем озере. Наведаться во всеми забытое жилище отшельника, хранящего бесценный (то есть весьма дорогой) оригинал рукописи архиканоника здешнего храма, тюкнуть его по голове чем потяжелее и обменять раритет на новый гардероб у какого-нибудь не слишком щепетильного торговца. Спереть у кого-нибудь глупейшего вида меховой колпак, зачаровать его на защиту от огня и с глупым улюлюканьем бегать босиком по озёрам лавы. Принести копеечную жертву на алтаре и, окрылившись в самом буквальном смысле, часами гулять по небу высоко над Вварденфеллом, распугивая надоедливых скальных наездников (крокодило-птеродактилей) и время от времени спускаясь, чтобы навести свой собственный порядок в случайно попавшемся на глаза лагере дикарей-эшлендеров.
Ну разве не прекрасно?
Морровинд – это не то чтобы нулевой, а скорее отрицательный баланс, позволяющий в любой момент игры разбогатеть, просто вынеся в несколько десятков ходок всё плохо лежащее (т.е. попросту почти всё) из первого попавшегося имперского форта и сплавив за бесценок торговцам. Пробраться через тайный (для непосвящённых) задний ход в пещеру и, как-нибудь обойдя скудную охрану, прихватить самый крутой в игре меч хоть в первый же игровой день. Морровинд – это персонаж двадцатого-двадцать пятого уровня, лениво скитающийся по миру, согнувшись под тяжестью собственной крутости и с лёгкостью отправляющий в небытие самых страшных противников, почему-то вызывающих мистический ужас у всех, кроме нашего героя, который уже и представить-то не способен, что кто-то когда-то сумел лишить его свободы... нет, Свободы. Свободы уничтожать всё, что шевелится, и смеяться над местными богами, временами нервно вздрагивающими перед мощью зарвавшегося «простого смертного», или же паломничать по святым местам и помогать обездоленным. Свободы убивать и грабить беззащитных девушек на дорогах ради сотни монет за дорогое платье или бескорыстно помогать им устроить личную жизнь с бессовестным, но очень обаятельным жуликом, по ошибке стащившим вместе с драгоценностями девичье сердце. Свободы наколдовать на себя заклинание, позволяющее пересечь весь Вварденфелл одним большим прыжком, но забыть позаботиться о смягчении посадки, после того как действие заклинания кончится прямо в воздухе...
Морровинд – это вороватые маги в тяжёлой броне поверх модных штанов, начитавшиеся «Легенд Тамриэля» и скитающиеся по миру с огромных размеров топорами в руках и навязчивой идеей отыскать все упомянутые в этой книге уникальные артефакты, обладающие порою собственными впечатляющими историями. Это жаждущие ярких впечатлений странники, брезгливо морщащиеся при виде пятнадцатой одинаковой изнутри (хоть и несколько по-другому спланированной) гробницы с несколькими скелетами, дежурным призраком и парой сундучков с набором никому уже давно не нужного ширпотреба. Это бывалые путешественники, со знанием дела оценивающие архитектурный стиль (а то и просто впервые услышанное языколомное название) очередного подземелья, прокручивающие в голове возможные выгоды от его посещения и совершенно не волнующиеся о том, что за последнюю неделю оно у них будет уже двадцать третьим. Это ликование при звуках голоса внезапно заговорившей статуи в руинах даэдрического святилища, ничем внешне не отличающегося от сорока предыдущих, и предвкушение интересной, пускай зачастую и бесполезной награды за выполнение задания, полученного от говорящего через статую тёмного принца-полубога. Это детский восторг при обнаружении на полочке в сотом однообразном подземелье, среди куч дешёвого барахла, очередной Легенды, достойной занять место в вашей личной коллекции.
Тот самый вороватый маг. Правда, сегодня без топора.
Морровинд как минимум столь же пафосен и многословен, как и всё вышенаписанное, невзирая на совершенно немого и бесхарактерного персонажа, подчиняющегося любым прихотям игрока (ограниченным разве что движком игры). Увы, в литературном смысле, за исключением уже упомянутых и от души нахваленных рассказов и повестей в книгах, он был и остаётся полнейшей заурядностью. Разрекламированная боевая система сводится к обычным кликам мышью с зажатием при желании одной из стрелок движения, от которой зависит тип удара: режущий, рубящий или колющий. При этом каждое отдельно взятое оружие имеет единственно правильный вид удара, которым и следует пользоваться для нанесения максимального урона. Впрочем, с учётом того, что перед прокачанным персонажем враги падают если не от одного его вида, то от одного-двух ударов, выбор этот вскоре начинает нести чисто эстетико-настроенческий характер. Ситуация несколько выправляется некоторыми модами, но для подробного разговора о тысячах модов и плагинов, созданных для Морровинда старательными и очень разношерстными фанатами, потребовалось бы больше места и времени, чем для полной переписи населения Вварденфелла (которой, между прочим, от нечего делать занимался один мой знакомый маньяк). Ролевая система, традиционно для TES напрочь лишённая понятия «опыт» и отзывающаяся на успешное применение игроком конкретных навыков, разбитых во время генерации персонажа на важные, не очень важные и очень не важные, с одной стороны, открывает широкие возможности для специализации и развития в интересном вам лично направлении, с другой – всячески поощряет извращения вроде движения вприпрыжку ради прокачки акробатики (а если акробатику поставить в главные навыки – то ещё и быстрого и ненапряжного роста уровня). Не говоря уже об атлетике, качающейся «самостоятельно», без всяких усилий со стороны игрока, так как мало кто в своём уме додумается передвигаться по миру таких размеров прогулочным шагом, особенно если постоянный бег не приводит ни к каким заметным отрицательным последствиям...
В Морровинде можно присоединиться почти к любой из полутора десятков представленных на Вварденфелле организаций. Несмотря на различия в идеологии и интересах, вполне можно присоединиться и ко всем одновременно, помимо нескольких взаимоисключающих вариантов. От того, что в конечном итоге вы станете главой большинства местных гильдий и культов одновременно, жизнь на острове особо не изменится. Ну, если, конечно, вы её не истребите под корень в процессе... Не ждите от квестов неожиданных сюжетных ходов, конфликтов интересов (нет, ну один вроде бы всё-таки есть) и тому подобной роскоши. Лучше, если вам всего этого действительно не хватает, делайте неожиданные ходы сами. Здесь вы можете себе это позволить.
Скромное начало великой коллекции...
Морровинд – это наркотик. Наркотик, зачастую вызывающий непонимание, отвращение и осуждение у наблюдающих со стороны, просто стойких или слишком ценящих то, чего он дать не в состоянии. А у попробовавших и погрузившихся – вызывающий сильнейшее привыкание на уровне рефлексов. Морровинд – это гротескное грибообразное дерево-кактус, изрядно обглоданное заплаканными мышами, успевшими сто раз его проклясть, но так и не сумевшими оторваться. Это единственная RPG, в которую я играл на протяжении двух лет в томительном ожидании продолжения (о впечатлениях от продолжения – отдельная история), несмотря на то, что гораздо более высокие оценки от меня впоследствии получили совершенно несравнимые с TES игры вроде Planescape: Torment, Baldur’s Gate 2 и всё ещё свежего Ведьмака.
Стоит ли Морровинд того, чтобы в него играть? А тем более играть долго? Ответ в высшей степени индивидуален. Несмотря на множество объективных, бросающихся в глаза недостатков, эта игра способна доставить невероятное количество удовольствия. Но для этого её нужно понять и почувствовать. Нужно это, наверное, не каждому. Но тому, кто сейчас возьмётся играть в него в первый раз и с правильным восприятием, я искренне позавидую.
...Стоя на палубе теперь уже моего собственного корабля, погребённого глубоко под поверхностью одного из множества мелких островков рядом с Вварденфеллом, я задумчиво смотрел в потолок раскинувшейся вокруг меня огромной пещеры, едва проступающий в свете факела. Где-то там я минуту назад ощутил лёгкое мерцание магической ауры. Должно быть, волшебный топор – не единственное достойное внимания наследие похороненного здесь норда-капитана... Это мне ещё предстоит выяснить. А сейчас – спать. Истребление сторожевой нежити всё-таки немного утомляет, зато теперь я могу быть уверен: здесь меня не потревожит уже никто. А если и потревожит, то, вероятнее всего, не успеет даже пожалеть об этом. В этой игре моя пешка уже давно стала ферзём...
Автор: Kirinyale
Дата: 25.01.2009