Переезд в незнакомую страну сродни ведению конспекта в новой тетради: свежекупленная пачка листов, скрепленная неказистой «пружиной», притягивает пятерню с зажатой в ней ручкой и как бы предостерегает: «не испорть меня». На первом листе ты стараешься выводить буковку за буковкой, ровненько, как в прописях в начальной школе, но времени на чистописание нет, и вот уже на второй, третьей или четвертой странице проскакивает ошибка. Некрасивая цифра или неграмотно написанное слово. И с этого момента ты уже не беспокоишься о красоте: теперь важнее результат. А для результата в незнакомой стране нужны деньги. Особенно если ты европеец без роду и племени. Особенно если тебе нужно кое-кого найти. Деньги немалые. И за них ты способен взяться за работу. Любую.

[​IMG]

*данный силуэт может не соответствовать предложенной девушке по вызову
(путеводитель по Либерти-сити)

[​IMG]
Возможно, что это одно из самых зрелищных заданий за всю историю GTA.

Каждый раз, когда очередная часть GTA выходит для начала на игровых приставках, а затем с приличным опозданием заявляется на ПК, я задаюсь вопросом: а зачем Rockstar (DMA, если угодно) вообще нужен ПК? За то время, что прошло с момента релиза GTA3 на PS2 до начала продаж PC-версии, разработчики не только отбили потраченные на разработку игры средства, но и заработали на грузовик с черной икрой. GTA4 для Xbox360 и PS3 так и вовсе разошлась в таком количестве копий да за столь малое время, что на ближайшие года три-четыре, полагаю, вопрос о самой продаваемой игре, в принципе, снят (различные виртуальные теннисы и фитнес-тренажеры не в счет). Что же толкает разработчиков на разработку версии для РС? Всегда найдутся недовольные, те, кто будут критиковать игру, ругать ее за технические проблемы, – не без этого. Но лучше всего за разработчиков ответит Тони Маунтбанк (здесь и далее все имена собственные позаимствованы из официальной локализации), редактор «путеводителя» (честно признаться, даже не знаю, что лучше – «новый» путеводитель или «классическая» газета… балует, балует нас Rockstar): «очень приятно, что на свете еще не перевелись идиоты, которые покупают печатные издания, когда всё то же самое можно совершенно бесплатно найти в Интернете».

В этом – вся GTA. Остросоциальная пародия, всепоглощающее издевательство над обыденностью и опостылевшей реальностью. От того, что гротескные коробки домов и бедные на текстуры, но богатые на угловатости модели персонажей отныне выглядят *почти как настоящие*, суть игры вовсе не изменилась. Комик из «под столом» в очередной великолепной сценке высмеивает отсутствие в Либерти-сити кошек и собак (господи, до того, как я увидел его выступление, мне даже в голову не приходило, что чего-то этому городу не хватает…), реклама закусочной зазывает прохожих новым гамбургером с говорящим названием «инфаркт миокарда», а известный адвокат, кстати, одна из жертв нашего героя, собирается подать в суд на бога – нечего было дождь заводить… Кто до сих пор думает, что большой бюджет и «душевность» несовместимы, тот глубоко заблуждается. Глядя на загорающиеся огни большого, по-настоящему живого города, хочется променять все Тамриэли и Британии вместе взятые на один такой населенный пункт, в котором нет бездумных болванчиков и молчаливых NPC. В день зачатия GTA4 звезды встали таким образом, что в этой игре удачным образом встретились гигантский бюджет и чертовски талантливая команда разработчиков, которая вложила в свой новый проект если не всю душу, то как минимум большую ее часть. С игрой могут возникнуть проблемы, но не потому, что ей чего-то не хватает, а из-за того, что вам надлежит докупить пару гигабайт оперативной памяти или многоядерный процессор с тремя гигагерцами. «Душа» нынче в цене. Обидно, ведь разработчики обещали, что игра будет летать на ПК трехлетней давности (на момент выпуска в 2008 году), на деле же она с трудом идет на конфигурациях, превосходящих минимальные системные требования. Впрочем, раз на раз не приходится.

Всё вокруг вас…
(реклама)

[​IMG]
Уйти от полицейской погони теперь несколько проще, чем раньше.
Хотя если игра тормозит, а текстуры не успевают подгружаться, то это вас не спасет.

Нико, родственник неудачливого владельца таксомоторного парка в Либерти-сити, прибывает в Америку, чтобы начать новую жизнь. Вести записи с чистого листа сразу после того, как он ступил на землю США, Нико не сможет: для начала надо вычеркнуть пару глав из прошлой тетради. И, предположительно, эти главы скрываются где-то неподалеку… Типично «гташный» сюжет, история о том, как надо пробиваться из грязи в князи в городе, битком набитым террористами, мафией, наркоманами и проститутками. «Джентльменский» набор заданий для главного героя остался неизменным со времен… да, даже со времен первой GTA: убить, угнать. Угнать, убить. Нико – ветеран балканской войны – за деньги готов выполнить любое поручение, он глазом не моргнет, если от успешного исхода дела зависит благополучие его близких, ведь он всё-таки не монстр. Для него существует два типа людей: те, кого он любит, и те, кого ему когда-нибудь придется убить. Не потому, что он мясник, – жизнь такая.

Сценаристы удивительным образом вызывают сочувствие к натуральнейшим отбросам общества: сам Нико, его ирландские дружки и укуренные «расты» - беспринципные люди, угроза для общества. Но что там, по ту сторону общества? Коррупция, взяточничество, крышевание и всё та же мафия. Нико не грозит ведьмачий нейтралитет: всегда приходится выбирать между двумя сортами дерьма, и дай бог, чтобы в очередной раз повезло. При всей развязности малыша Джейкоба и придурковатой веселости Брюси, у этой пьесы счастливого конца не будет, а пострадает, в конечном-то счете, человек, единственный из всего населения Либерти-сити заслуживающий лучшей доли.

Ярчайших характеров и колоритных персонажей в GTAIV завезли с излишком – хватит на всех. Для начала – несколько друзей Романа, разного рода психопаты и наркоманы, вроде бы люди достаточно приличные на фоне всех остальных. Но как только откроется проезд в новый район, так Нико с головой нырнет в омут межклановых разборок. То самое дерьмо разных сортов и оттенков в Либерти-сити представлено огромным количеством группировок: мафия итальянская (аж несколько семей!), ирландская, русская, китайская… есть даже мафиози-еврей. Кроме всего прочего в наличии имеется паршивый полицейский-карьерист и загадочный безымянный дядька, которому до всего есть дело. Выбрать сторону не удастся: придется немного поработать и на тех, и на других, и на десятых, а пресловутая нелинейность - суть выбор того, с кем вам ездить в боулинг да в каком порядке наблюдать гибель близких и врагов в финале игры. Всего-то…

Она ему задом повиляет, он ей сиськи помнет.
(из разговора со знатоком отношений полов в Либерти-сити)

[​IMG]
Взрывы в игре выглядят великолепно при любых настройках графики.

Вместо канувших в небытие качалок и велосипедных прогулок нам предлагается проводить время с друзьями и подругами. С первыми всё более-менее понятно: берем кореша за шкирку, сажаем в авто и гоним в стриптиз-клуб пялиться на прелести, «о которых мне рассказывал брат Роман» (кстати, игра достаточно целомудренна: танцовщицы щеголяют как минимум с липкой лентой на интересных местах – видать опыт GTA:SA разработчиков чему-то научил, хотя качество моделей девушек в этих играх… хм… различно), или в один из спортивных баров, где нам предстоит поучаствовать в незамысловатой мини-игре. Добрый друг, которому уделяют много времени и внимания, со временем станет расположен к вам в такой степени, что будет безвозмездно оказывать поддержку «в случае чего». «В случае чего» - это отряд братков, оружие или, например, бесплатное такси, в которое я, правда, за всю игру так ни разу и не попал: авто не отзывалось на нажатие клавиши, подсказанной игрой, а таксист преспокойно уезжал без меня. Ну, не очень-то и хотелось.

Совсем другое дело – девушки. Помимо двух «сюжетных» подружек, Нико может закрутить роман с еще несколькими девицами, отыскав их на просторах местного аналога Интернета. Девчонки попались весьма привередливые: первая на свидание поедет только в дорогой машине, вторая обожает строгие костюмы, а третья ненавидит дешевые закусочные и солнцезащитные очки. К счастью, этим «характеры» дам и ограничиваются: доведя отношения до 80-90 (лучше – 100) процентов, можно рассчитывать не только на бонусы, схожие с теми, что подбрасывают дружки, но и на ночь (две, три) любви с последующим получением на мобильный телефон MMS с фото девушки весьма хулиганского характера (как минимум – с фривольной подписью). Никакой порнографии и голых грудей не предвидится, но кого-нибудь, наверное, такие подачки смогут заставить «проходить» необязательные свидания.

Кстати, о телефоне. Дикие времена пейджеров и телеграфов ушли в прошлое: Нико всюду с собой носит мобильник, который является чуть ли не самой важной вещью в игре. По мобильному телефону можно получить указания от работодателя, с его помощью удобно снимать фотографии, и он является главным средством поддержания дружеских отношений со своими близкими. В общем, штука приятная во всех отношениях.

«Грандиозная статуя вселяет в сердца американцев смешанные чувства – пряную смесь патриотизма с ксенофобией»
(путеводитель о «статуе счастья»)

[​IMG]
Нико на женщину руку не поднимет.
Ну, пока ему за это не заплатят.

Либерти-сити – город больших возможностей, населенный пункт, под завязку набитый приключениями, барами и зараженными голубями, уничтожение которых, наверное, спасет мир. Можно носиться по Алгонквину, работая на дядю, но лучше взять подружку и покатить в номера. Или украсть «инфернус» и поучаствовать в уличных гонках. В конце концов, можно просто сидеть в машине, слушая любимую станцию Independence FM, которая черпает репертуар из специальной папки в «моих документах». Приятная неожиданность – реклама на станции, которая вкратце характеризует слушателей как воров, стащивших трек из Интернета и прослушивающих его в темном подвале.

Помимо этой имеется большое количество других радиостанций, среди ведущих которых мне особенно запомнились Игги Поп и Руслана. И если первый повеселил явной вседозволенностью и неумением подбирать… цензурные слова, то вторая неприятно удивила фразой, популярной на Украине во времена пришествия оранжевой орды. Впрочем, Руслана особо и не скрывала своих политических убеждений… Что особенно удивительно, ведь Владивосток FM – станция, по сути дела, российская: Кино, Макаревич, Звери, Серега… Немного поэкспериментировав со станциями и послушав несколько раз недурственное (дело вкуса, безусловно) Rock Radio, я пришел к выводу, что лучше Independence FM в GTA4 ничего нет, хотя и там эфир прерывается рекламой.

Что еще? Новые (ну как - новые…) модели автомобилей отчего-то напомнили китайский автопром: выглядит как Мерседес, а называется не пойми как. Вот и тут то же самое: автомобили стали на редкость красивы и реалистичны, а за модель повреждения можно пожать руку человеку, который ее разработал. Описать подобное словами достаточно сложно, но полет водителя сквозь лобовое стекло головой вперед должен увидеть каждый – это того стоит. Вообще, GTA4 – игра очень кинематографичная, она подсовывает потрясающие ракурсы и ситуации ежеминутно. Полеты на вертолетах (кстати, боевой вертолет является единственным транспортным средством с вооружением – больше никаких танков!), погони на мотоциклах, возможность замедления времени во время движения (в чисто декоративных целях – никаких товарищей Пейнов!) – удивительно, как мне до сих пор не надоело ездить по одним и тем же улицам на одних и тех же машинах. Хотя, судя по отзывам игроков, кому-то всё-таки надоедает.

Но главное, что отличает новую ГТА от всех без исключения предшественников, причем в лучшую сторону, так это перестрелки. Драки. Поножовщина. Новомодные прилипания к стене, убийство с одного выстрела в голову и аккуратно-незаметное убийство холодным оружием – всего этого не было (или почти не было) в аляповатых «GTA 3D», не говоря уже о первых, «плоских», частях. Теперь перестрелки в ГТА больше не выглядят как непонятное недоразумение и обмен выстрелами между двумя манекенами: динамике местных побоищ может позавидовать (местами) даже Gears of War, а шикарнейшее ограбление банка буквально принуждает меня вспомнить о старике Kane & Lynch. Тот в гробу переворачивается со стыда… Впрочем, на каждую действительно интересную миссию приходится пара-тройка скучнейших заданий, но грамотная режиссура и отличный сценарий делают свое черное дело: увлекают…

Отменный «Самопал»
(путеводитель по Либерти-сити)

[​IMG]
Арт, как обычно, безупречен.
Кстати, в отличие от знаменитой Lollipop Girl, эту девушку, судя по всему, можно-таки повстречать на улицах Либерти-сити...

Отличительная особенность ГТА – полная вовлеченность в игровой процесс и реакция игрового окружения почти на любое действие игрока – отчасти нивелирована халтурным подходом 1С к локализации игры (которая и без озвучки умудрилась опоздать на пару недель). С одной стороны, уничтожать те голоса и интонации, которые уютно разместились в звуковом полотне Либерти-сити, – настоящее преступление. Виртуальные актеры и их реальные «голоса» четко знают свой маневр и играют просто идеально – неужели мы хотим вместо этих сочных криков Брюси или меланхоличных рассуждений Джейкоба услышать уже сто раз встречавшийся в других локализациях скучный голос уставшего актера, которому просто хочется заработать на жизнь, озвучивая *очередного* негра в *очередной* игре? Вот поэтому те, кто не знают английского, рискуют недополучить львиную долю удовольствия, «листая» Интернет-страницы, смотря TV или слушая радио: DJ приукрашивает события прошлого вечера, виновником которых были вы, на другой станции лже-экстрасенс обманывает доверчивых слушателей… Вы не знаете английский язык? 1С это не волнует. Впрочем, кое-что вы поймете: помимо русских субтитров, локализатор сподобился перевести пункты меню в телефоне. Ну а выкрики русской мафии в переводе не нуждаются, правда, иногда они звучат достаточно… странно. Ну а ругательство, которым меня одарил один из российских бандитов, и вовсе поставило меня в тупик – где они слышали подобное сочетание всем известного слова из трех букв и прилагательного «балтийский»? Должно быть, в Rockstar точно не знают, где находится (извините, находилась) Югославия, и потому сценарист (или кто там за такие… реплики отвечает) ошибся в одном слове.

В Либерти-сити в его последней инкарнации хочется возвращаться снова и снова, а это значит, что как минимум мне разработчики умудрились угодить. Перестрелки больше не раздражают, как это периодически случалось в предыдущих GTA, графика впечатляет, а скриптовые сценки и сюжетные миссии не просто радуют глаз – они заставляют задуматься о том, насколько велики эти люди, эти самые разработчики, которые из года в год делают фактически одно и то же, и… не надоедает. Нет, кому-то надоедает, кто-то хочет быть негром или тусоваться в баре в Вайс-сити, а есть и такие, кто вообще ГТА не переваривает. Но в целом – игра фактически идеальна, на фоне современных «хитов» - практически шедевр последней пятилетки в жанре «action». Эта та игра, из-за которой стоит терпеть беспричинное падение производительности и нижайшее разрешение экрана, – в любом случае, GTA4 красива и интересна. Жаль, что дополнения к ней на ПК, судя по всему, не появятся. Но что же будет дальше? Судя по всему, мы снова отправимся в турне по «золотому» кольцу городов, выстроенных DMA/Rockstar.

…разглядывая с высоты птичьего полета почти всамделишных людишек, подобно муравьям ползающих по улицам Либерти-сити, я пришел к выводу, что когда-нибудь очередную GTA точно запретят, но вовсе не из-за обилия насилия или взрослого наполнения. Просто нельзя же позволить людям с головой уходить в *почти настоящий* город больших возможностей – могут не вернуться…


Автор: katarn
Дата: 31.05.2009

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей