Когда обещанный эксклюзивный шедевр игростроя всё-таки вышел на уже почти сошедшей с рынка приставке (2004 год – до смены поколений «ящиков» оставался всего год), толпа приставочников, обеспечившая игре высокое место в хит-параде продаж видеоигр, взвыла от возмущения. Да, иногда даже таким людям, как Мулине, приходится отвечать за свои слова. Он ответил – в письменном виде, – но легче от этого никому не стало.
Fable: The Lost Chapters.
Нью-Васюки.
Разновидностей противников (равно как и одежды и тому подобного) в игре могло бы быть и побольше.
Одни и те же твари довольно быстро приедаются.
Потерянные главы неизвестного сказания – не самая лучшая приманка для опытных ролевиков, обитающих на платформе «PC». Воображение всегда рисует гораздо более грандиозные пейзажи, нежели может продемонстрировать конечный продукт. Понимая это, господин Мулине наобещал в отношении своего нового продукта Fable очень много интересных вещей, перечислять которые не имеет смысла: представьте себе всё то, что вы хотели бы видеть в РПГ, – знаменитый дизайнер наверняка обещал и это. Как минимум - подумывал пообещать.
ПК-версия, равно как и ее предшественница, является вполне себе конкурентоспособным продуктом, но необдуманные заявления главы Lionhead сыграли с ней злую шутку. Каждый мало-мальски знакомый с ситуацией человек нет-нет да и упомянет те многочисленные «фичи» игры, которым в финальной версии места не нашлось. Ну и ладно – в конце концов, получилась очень ладная РПГ, совершенно нормально вписавшаяся в целый ряд других хитовых проектов нового века: Knights of the Old Republic, Gothic, Vampire: The Masquerade – Bloodlines. Естественно, никакой это не ответ xbox’а плейстейшеновским «финалкам» - несмотря на некоторые стилистические заимствования, Fable – чистокровная «компьютерная» ролевая игра. Правда, с тех пор, как появился этот самый xbox, значение аббревиатуры «CRPG» пропало в неизвестном направлении. CRPG, равно как и jRPG до нее, стал жанром, никак не связанным с платформой. Наверное – зря…
Неисправимый лгун.
Магия выглядит здорово. Только на ранних этапах проще дубасить
врага палкой, нежели ждать, когда тот умрет от удара молнией.
Обещание, гласящее, что каждый поступок в дальнейшем скажется на судьбе главного героя, господин Мулине действительно сдержал – было бы странно, если бы случилось наоборот. Однако в такой ситуации не очень понятно, почему в случае провала задания игра великодушно предлагает загрузить автосохранение в начале миссии, – не буду скатываться на распальцовку и тыканье пятерней в сторону игровых приставок, отмечу только, что в игре вроде Baldur’s Gate или Fallout подобный поворот событий представить довольно сложно.
Мир Fable действительно достаточно сильно отличается от типичных ролевых мирков, воссозданных в тех же «Готике» или KotOR, но отличия эти в основном косметические. Так, жениться можно было еще в Fallout 2 (а может, и раньше – кто знает, – господа с более богатым ролевым опытом наверняка смогут припомнить какую-нибудь старенькую ролевушку), но со времен великой дилогии в самой семейной жизни не изменилось практически ничего: это просто фикция, очередная декорация, забавный момент, не более того. Любимая женушка (а может, и муженек – и это притом, что пол главного героя четко указывается в самом начале игры – мужчина) души не чает в своем избраннике, дарит ему неплохие штанишки да искренне радуется различным сувенирам да подаркам. Нелюбимая жена по-тихому выводится в лес, где, получив по лбу два-три раза, соглашается на развод.
Немногим лучше дела обстоят в случае покупки недвижимости: свежеприобретенный (в случае отыгрыша за злого персонажа – посредством убиения предыдущего владельца) домик можно обставить мебелью нового образца и сдать в аренду. Подобные вещи также не раз встречались и раньше. Вообще, довольно сложно найти в Fable хоть одну действительно уникальную черту: всё и в игровом процессе, и в дизайне, даже в диалогах кажется неуловимо знакомым. Или очень даже уловимо – это уж как повезет. Гильдия героев (фактически – приключенцев), главный злодей, алчущий власти над миром, легендарный меч (в версии для ПК – две штуки) и ложный финал по пути к финалу истинному: даже тут господин Мулине умудрился обмануть игроков. Вроде как было обещано, что The Lost Chapters станет больше предшественницы на треть, на деле же дополненная сюжетная ветка проходится всего-то за час-полтора.
Продолжительность, конечно, также не может радовать: кто-то говорит о мифических двадцати пяти часах, другие – о десяти, я же полагаю, что на деле в Fable что-то около двенадцати-восемнадцати часов – естественно, без перерывов на обед и пиво в ближайшем баре (чтобы герой не толстел). Для сравнения, и «обгрызанный» KotOR2, и пострадавшие от рук издателя Bloodlines проходятся за несколько большее время. А ведь слушая рассказы Мулине, можно было представить себе огромный живой мир. Мир, может, и огромный, да только дороги, соединяющие местные достопримечательности, обнесены невидимой стеной, так что на деле развернуться-то особо и негде.
Весьма любим у разработчиков Fable следующий прием: когда кажется, что уже все враги позади, игрушка подрисовывает поблизости еще пару-тройку отрядов всяческой швали. И если с Ареной всё понятно (вышел биться – так бейся), то ситуация, когда приходится в рамках одного квеста несколько раз проходить по одним и тем же локациям и постоянно убивать уже убитых еще в *первый* визит на карту монстров, несколько напрягает. Особенно показательно задание по вызволению из плена разбойников трех торговцев: наивно полагая, что зачистив весь лагерь бандитов, я смогу спокойно вывести заложников из локации, я даже представить себе не мог, что когда мой герой махнет любому торговцу рукой, на границе карты появится десяток злодеев, готовых разорвать беднягу на кусочки. Неслыханная дерзость.
Сказание.
Боссов в игре очень много, и к каждому надо искать свой подход.
Если не считать пары простеньких загадок да говорящих дверей - вот и все головоломки, что есть в Fable...
Завязка вполне типична для компьютерных игр: сгорела хата у Гаврилы, Гаврила сиротою стал. Попав в руки Мейза – представителя гильдии героев с весьма нетипичной для, казалось бы, положительного персонажа внешностью – безымянный герой изучит все премудрости геройского быта. Его научат стрелять из лука по движущимся мишеням, натренируют бить мечом без промаха и разить молниями всех подряд. Когда детство героя, а вместе с ним – и обучающий этап игры, - закончится, героя, который за всю Fable не скажет ни слова, выпустят в люди. Глаза разбегаются от обилия возможностей и уймы соблазнов. Неизвестный воин (маг?) по кличке «Курощуп» зарабатывает известность довольно скучным методом: выполняя простенькие задания. В саду завелась гигантская пчела? Где там Курощуп? Хоббы отливают в крынки с молоком местного фермера? Зовите Курощупа! Чем известнее герой, тем сильнее будет реакция простых жителей Альбиона. Поначалу они не будут примечать худощавого парнишку с мечом за спиной, разве что похлопают пару раз, заметив, что мальчонка пришиб насмерть зловредного таракана. За глобальные геройства уровень славы вырастет в разы – за это герою полагаются новые жесты (вдобавок к изначальным «испортить воздух» да «станцевать»), возможность купить у продавца титулов новый псевдоним («Аватар» - неплохое прозвище для героя Альбиона, не находите?) и толпы поклонников, окружающие его плотным кольцом, стоит ему только войти в город.
Если не считать полушуточных заданий вроде «пни курицу подальше» и «вытащи меч из камня», которые требуют прокачки базовых физических характеристик персонажа, все квесты в игре сводятся к убийствам и защите. Убейте хоббов, спасите заложников, прирежьте убийцу, проводите торговца… Периодически нам дают возможность сделать выбор: выполнить задание или вернуться к заказчику и вытрясти из него душу? Убить или наградить? Спасти или подставить? Самое главное решение приняли, правда, за меня: то ли это баг, то ли еще что-то не очень хорошее, но в финале игры сколько бы я его ни проходил (проверял не раз), мой герой всегда совершал одно и то же действие. Хорошо хоть жене нравится: «дорогой мой, тебе очень идет этот новый головной убор!»...
Вообще же игра под завязку забита всевозможными пародиями и шутками. Глава тюрьмы, каждый заключенный которой боится попасть на «поэтический вечер» в комнате надзирателя, – не самый яркий, но показательный пример. На что-что, а на диалоги разработчики не поскупились. Если, конечно, можно называть диалогом общение, в процессе которого одно существо говорит, а другое машет руками и строит различные гримасы. Большое «спасибо» отечественным локализаторам: в изданной "1С" версии появились некоторые вещи, до которых западные разработчики при всем желании не додумались бы. «Здесь покоится А. Барто. Она попала в переплет» - да, в Fable юмор бывает… разным.
Расти, мышца.
Из всех языков герою подвластен только один - жестов.
Вопреки обещаниям, сам по себе персонаж не старится, а ноги от беганья по кругу сильнее не становятся. Вообще, за всё время игры в Fable постареет только три персонажа, причем один из них – собственно, наш герой. Исправить непоправимое и обернуть время вспять возможно, если не поскупиться в плане добровольного пожертвования в местном храме. Причиной старения является, например, повышение уровня: зашли в специальный круг в гильдии и чуть-чуть «подросли»? Прибавляйте к своему возрасту несколько месяцев.
Ролевая система, с одной стороны, проста, с другой – вполне логична. Есть три типа опыта: силы, умений, воли. Первый тип отвечает за развитие таких показателей, как сила или здоровье, второй – за, скажем, меткость, ну а больше всего повезло магам – заклинаний в игре не так много, как в некоторых других ролевках, однако все они относятся к «волевым» навыкам. Кроме всего прочего, имеется и «универсальный» опыт – его можно тратить на что угодно. Казалось бы, обилие навыков создаст некоторые трудности при развитии персонажа – правильно, создаст. Любому приключенцу, очевидно, надо быть сильным, быстрым, крепким, уметь замедлять время и накладывать на себя защитное заклятие, полная прокачка которого гарантирует скорую расправу над врагами. Джентельментский набор Fable, пожалуй, можно чем-нибудь разнообразить, но убирать из него что-либо, пожалуй, не стоит. Чтобы потом не было мучительно больно.
Боевая система отдалено напоминает Gothic 2: удар да блок плюс каждые несколько удачных ударов – «супер»-удар, которой заблокировать невозможно. На деле бой превращается в соревнование «сила удара монстра против количества зелий героя». Можно, конечно, блокировать выпады, увертываться от ударов и совершать тому подобные маневры, типичные для героя, у которого закончились «лечилки». Впрочем, есть тут и поводные камни: дал обет спасти персонажа, не получив ни одной царапины? Выполняй – получишь прибавку к награде, не сдержишь обещание – фу, не мужик – вынь да положь «геройский» штраф.
Лжец, лжец, лжец.
Герою можно сделать татуировку и модную прическу...
Лучше бы больше побочных заданий придумали, что ли...
Теперь, чтобы больше не попадать впросак, господин Мулине предпочитает рекламировать проекты своей фирмы поскромнее. Во всяком случае, ничего подобного, что было сказано в адрес Fable, в отношении Fable II, которая уже вышла на Xbox360 и пока что-то не торопится на ПК, я пока не слышал. Но есть и другие причины держать язык за зубами: не думаю, что сильно ошибусь, если скажу, что репутацию Lionhead подмочил крепкой, но достаточно стандартной Fable, – неееет. Судите сами: кроме Fable ведь есть и серия Black & White, в которой из четырех игр приличным проектом можно назвать только оригинал, да и то только после n-ого патча.
Так что «фантазировать вслух» теперь опасно. В Fable нет ничего из ряда вон выходящего, ничего экстраординарного. Есть запоминающиеся моменты. Встречаются забавные шутки. В наличии красивая графика и проблемы с запуском на некоторых системах (позор для Microsoft). Приятная музыка, качественный ниваловский перевод. Я бы не поставил Fable в один ряд с «Ведьмаком» - на фоне литературного произведения в облике игры Fable смотрится не просто сказкой – сказкой для детишек ясельного возраста. В случае сравнения с Jade Empire - простовата боевка. В VtMB и тексты поинтереснее, и персонажи поколоритнее. Про графику говорить не имеет смысла: она со временем (за очень редкими исключениями) только стареет, хотя Fable смотрится приятно и по сей день… В общем, Мулине, вроде бы, давно хотел сделать ролевую игру, и вот наконец сделал – крепкую такую, без претензии на что-либо. Ну так, знаете ли, мало ли кому-нибудь когда-нибудь захочется по второму разу перечитать Сказание – и то хлеб…
Fable: The Lost Chapters.
Нью-Васюки.
Разновидностей противников (равно как и одежды и тому подобного) в игре могло бы быть и побольше.
Одни и те же твари довольно быстро приедаются.
Потерянные главы неизвестного сказания – не самая лучшая приманка для опытных ролевиков, обитающих на платформе «PC». Воображение всегда рисует гораздо более грандиозные пейзажи, нежели может продемонстрировать конечный продукт. Понимая это, господин Мулине наобещал в отношении своего нового продукта Fable очень много интересных вещей, перечислять которые не имеет смысла: представьте себе всё то, что вы хотели бы видеть в РПГ, – знаменитый дизайнер наверняка обещал и это. Как минимум - подумывал пообещать.
ПК-версия, равно как и ее предшественница, является вполне себе конкурентоспособным продуктом, но необдуманные заявления главы Lionhead сыграли с ней злую шутку. Каждый мало-мальски знакомый с ситуацией человек нет-нет да и упомянет те многочисленные «фичи» игры, которым в финальной версии места не нашлось. Ну и ладно – в конце концов, получилась очень ладная РПГ, совершенно нормально вписавшаяся в целый ряд других хитовых проектов нового века: Knights of the Old Republic, Gothic, Vampire: The Masquerade – Bloodlines. Естественно, никакой это не ответ xbox’а плейстейшеновским «финалкам» - несмотря на некоторые стилистические заимствования, Fable – чистокровная «компьютерная» ролевая игра. Правда, с тех пор, как появился этот самый xbox, значение аббревиатуры «CRPG» пропало в неизвестном направлении. CRPG, равно как и jRPG до нее, стал жанром, никак не связанным с платформой. Наверное – зря…
Неисправимый лгун.
Магия выглядит здорово. Только на ранних этапах проще дубасить
врага палкой, нежели ждать, когда тот умрет от удара молнией.
Обещание, гласящее, что каждый поступок в дальнейшем скажется на судьбе главного героя, господин Мулине действительно сдержал – было бы странно, если бы случилось наоборот. Однако в такой ситуации не очень понятно, почему в случае провала задания игра великодушно предлагает загрузить автосохранение в начале миссии, – не буду скатываться на распальцовку и тыканье пятерней в сторону игровых приставок, отмечу только, что в игре вроде Baldur’s Gate или Fallout подобный поворот событий представить довольно сложно.
Мир Fable действительно достаточно сильно отличается от типичных ролевых мирков, воссозданных в тех же «Готике» или KotOR, но отличия эти в основном косметические. Так, жениться можно было еще в Fallout 2 (а может, и раньше – кто знает, – господа с более богатым ролевым опытом наверняка смогут припомнить какую-нибудь старенькую ролевушку), но со времен великой дилогии в самой семейной жизни не изменилось практически ничего: это просто фикция, очередная декорация, забавный момент, не более того. Любимая женушка (а может, и муженек – и это притом, что пол главного героя четко указывается в самом начале игры – мужчина) души не чает в своем избраннике, дарит ему неплохие штанишки да искренне радуется различным сувенирам да подаркам. Нелюбимая жена по-тихому выводится в лес, где, получив по лбу два-три раза, соглашается на развод.
Немногим лучше дела обстоят в случае покупки недвижимости: свежеприобретенный (в случае отыгрыша за злого персонажа – посредством убиения предыдущего владельца) домик можно обставить мебелью нового образца и сдать в аренду. Подобные вещи также не раз встречались и раньше. Вообще, довольно сложно найти в Fable хоть одну действительно уникальную черту: всё и в игровом процессе, и в дизайне, даже в диалогах кажется неуловимо знакомым. Или очень даже уловимо – это уж как повезет. Гильдия героев (фактически – приключенцев), главный злодей, алчущий власти над миром, легендарный меч (в версии для ПК – две штуки) и ложный финал по пути к финалу истинному: даже тут господин Мулине умудрился обмануть игроков. Вроде как было обещано, что The Lost Chapters станет больше предшественницы на треть, на деле же дополненная сюжетная ветка проходится всего-то за час-полтора.
Продолжительность, конечно, также не может радовать: кто-то говорит о мифических двадцати пяти часах, другие – о десяти, я же полагаю, что на деле в Fable что-то около двенадцати-восемнадцати часов – естественно, без перерывов на обед и пиво в ближайшем баре (чтобы герой не толстел). Для сравнения, и «обгрызанный» KotOR2, и пострадавшие от рук издателя Bloodlines проходятся за несколько большее время. А ведь слушая рассказы Мулине, можно было представить себе огромный живой мир. Мир, может, и огромный, да только дороги, соединяющие местные достопримечательности, обнесены невидимой стеной, так что на деле развернуться-то особо и негде.
Весьма любим у разработчиков Fable следующий прием: когда кажется, что уже все враги позади, игрушка подрисовывает поблизости еще пару-тройку отрядов всяческой швали. И если с Ареной всё понятно (вышел биться – так бейся), то ситуация, когда приходится в рамках одного квеста несколько раз проходить по одним и тем же локациям и постоянно убивать уже убитых еще в *первый* визит на карту монстров, несколько напрягает. Особенно показательно задание по вызволению из плена разбойников трех торговцев: наивно полагая, что зачистив весь лагерь бандитов, я смогу спокойно вывести заложников из локации, я даже представить себе не мог, что когда мой герой махнет любому торговцу рукой, на границе карты появится десяток злодеев, готовых разорвать беднягу на кусочки. Неслыханная дерзость.
Сказание.
Боссов в игре очень много, и к каждому надо искать свой подход.
Если не считать пары простеньких загадок да говорящих дверей - вот и все головоломки, что есть в Fable...
Завязка вполне типична для компьютерных игр: сгорела хата у Гаврилы, Гаврила сиротою стал. Попав в руки Мейза – представителя гильдии героев с весьма нетипичной для, казалось бы, положительного персонажа внешностью – безымянный герой изучит все премудрости геройского быта. Его научат стрелять из лука по движущимся мишеням, натренируют бить мечом без промаха и разить молниями всех подряд. Когда детство героя, а вместе с ним – и обучающий этап игры, - закончится, героя, который за всю Fable не скажет ни слова, выпустят в люди. Глаза разбегаются от обилия возможностей и уймы соблазнов. Неизвестный воин (маг?) по кличке «Курощуп» зарабатывает известность довольно скучным методом: выполняя простенькие задания. В саду завелась гигантская пчела? Где там Курощуп? Хоббы отливают в крынки с молоком местного фермера? Зовите Курощупа! Чем известнее герой, тем сильнее будет реакция простых жителей Альбиона. Поначалу они не будут примечать худощавого парнишку с мечом за спиной, разве что похлопают пару раз, заметив, что мальчонка пришиб насмерть зловредного таракана. За глобальные геройства уровень славы вырастет в разы – за это герою полагаются новые жесты (вдобавок к изначальным «испортить воздух» да «станцевать»), возможность купить у продавца титулов новый псевдоним («Аватар» - неплохое прозвище для героя Альбиона, не находите?) и толпы поклонников, окружающие его плотным кольцом, стоит ему только войти в город.
Если не считать полушуточных заданий вроде «пни курицу подальше» и «вытащи меч из камня», которые требуют прокачки базовых физических характеристик персонажа, все квесты в игре сводятся к убийствам и защите. Убейте хоббов, спасите заложников, прирежьте убийцу, проводите торговца… Периодически нам дают возможность сделать выбор: выполнить задание или вернуться к заказчику и вытрясти из него душу? Убить или наградить? Спасти или подставить? Самое главное решение приняли, правда, за меня: то ли это баг, то ли еще что-то не очень хорошее, но в финале игры сколько бы я его ни проходил (проверял не раз), мой герой всегда совершал одно и то же действие. Хорошо хоть жене нравится: «дорогой мой, тебе очень идет этот новый головной убор!»...
Вообще же игра под завязку забита всевозможными пародиями и шутками. Глава тюрьмы, каждый заключенный которой боится попасть на «поэтический вечер» в комнате надзирателя, – не самый яркий, но показательный пример. На что-что, а на диалоги разработчики не поскупились. Если, конечно, можно называть диалогом общение, в процессе которого одно существо говорит, а другое машет руками и строит различные гримасы. Большое «спасибо» отечественным локализаторам: в изданной "1С" версии появились некоторые вещи, до которых западные разработчики при всем желании не додумались бы. «Здесь покоится А. Барто. Она попала в переплет» - да, в Fable юмор бывает… разным.
Расти, мышца.
Из всех языков герою подвластен только один - жестов.
Вопреки обещаниям, сам по себе персонаж не старится, а ноги от беганья по кругу сильнее не становятся. Вообще, за всё время игры в Fable постареет только три персонажа, причем один из них – собственно, наш герой. Исправить непоправимое и обернуть время вспять возможно, если не поскупиться в плане добровольного пожертвования в местном храме. Причиной старения является, например, повышение уровня: зашли в специальный круг в гильдии и чуть-чуть «подросли»? Прибавляйте к своему возрасту несколько месяцев.
Ролевая система, с одной стороны, проста, с другой – вполне логична. Есть три типа опыта: силы, умений, воли. Первый тип отвечает за развитие таких показателей, как сила или здоровье, второй – за, скажем, меткость, ну а больше всего повезло магам – заклинаний в игре не так много, как в некоторых других ролевках, однако все они относятся к «волевым» навыкам. Кроме всего прочего, имеется и «универсальный» опыт – его можно тратить на что угодно. Казалось бы, обилие навыков создаст некоторые трудности при развитии персонажа – правильно, создаст. Любому приключенцу, очевидно, надо быть сильным, быстрым, крепким, уметь замедлять время и накладывать на себя защитное заклятие, полная прокачка которого гарантирует скорую расправу над врагами. Джентельментский набор Fable, пожалуй, можно чем-нибудь разнообразить, но убирать из него что-либо, пожалуй, не стоит. Чтобы потом не было мучительно больно.
Боевая система отдалено напоминает Gothic 2: удар да блок плюс каждые несколько удачных ударов – «супер»-удар, которой заблокировать невозможно. На деле бой превращается в соревнование «сила удара монстра против количества зелий героя». Можно, конечно, блокировать выпады, увертываться от ударов и совершать тому подобные маневры, типичные для героя, у которого закончились «лечилки». Впрочем, есть тут и поводные камни: дал обет спасти персонажа, не получив ни одной царапины? Выполняй – получишь прибавку к награде, не сдержишь обещание – фу, не мужик – вынь да положь «геройский» штраф.
Лжец, лжец, лжец.
Герою можно сделать татуировку и модную прическу...
Лучше бы больше побочных заданий придумали, что ли...
Теперь, чтобы больше не попадать впросак, господин Мулине предпочитает рекламировать проекты своей фирмы поскромнее. Во всяком случае, ничего подобного, что было сказано в адрес Fable, в отношении Fable II, которая уже вышла на Xbox360 и пока что-то не торопится на ПК, я пока не слышал. Но есть и другие причины держать язык за зубами: не думаю, что сильно ошибусь, если скажу, что репутацию Lionhead подмочил крепкой, но достаточно стандартной Fable, – неееет. Судите сами: кроме Fable ведь есть и серия Black & White, в которой из четырех игр приличным проектом можно назвать только оригинал, да и то только после n-ого патча.
Так что «фантазировать вслух» теперь опасно. В Fable нет ничего из ряда вон выходящего, ничего экстраординарного. Есть запоминающиеся моменты. Встречаются забавные шутки. В наличии красивая графика и проблемы с запуском на некоторых системах (позор для Microsoft). Приятная музыка, качественный ниваловский перевод. Я бы не поставил Fable в один ряд с «Ведьмаком» - на фоне литературного произведения в облике игры Fable смотрится не просто сказкой – сказкой для детишек ясельного возраста. В случае сравнения с Jade Empire - простовата боевка. В VtMB и тексты поинтереснее, и персонажи поколоритнее. Про графику говорить не имеет смысла: она со временем (за очень редкими исключениями) только стареет, хотя Fable смотрится приятно и по сей день… В общем, Мулине, вроде бы, давно хотел сделать ролевую игру, и вот наконец сделал – крепкую такую, без претензии на что-либо. Ну так, знаете ли, мало ли кому-нибудь когда-нибудь захочется по второму разу перечитать Сказание – и то хлеб…
Автор: katarn
Дата: 15.08.2009