Количество игр по «мотивам» Второй мировой войны уже составляют отдельный жанр. События страшной резни мирового масштаба до сих пор обыгрываются и вкривь, и вкось, и с мистикой, и без неё. Навыдумывать невообразимую чепуху на почве, оправданной временем и человеческими потерями, — сегодня это некое соревнование среди творческих личностей. За сравнительно короткую историю игровой индустрии появилось не так уж много боевиков, захватывающих дух: раз, два и обчелся. Кто-то всплеснет руками, кидаясь в штыки с криками «Medal of Honor!». И тоже будет прав. Однако Call of Duty — выстрел, оказавшийся предпосылкой к отчаянной перестрелке между разработчиками интерактивных развлечений. Война, ставшая блестящей картиной, экранизацией, игрой, в конце концов.
Мог ли Константин Константинович Рокоссовский или Георгий Константинович Жуков представить, что спустя шестьдесят лет после величайших событий 1939-1945 годов война, имеющая колоссальное историческое значение, с мирных скрижалей научных трудов, хронометражей, из воспоминаний ветеранов бабахнет вновь! Оглушительный «выстрел» Infinity Ward лишил молодое поколение привычных представлений о Сталинградской битве, Рейхстаге и о лагерях немцев. Ведь как сейчас происходит? Зрелый ведущий лет сорока пяти, удачно подделав благоговение в голосе, ведёт беседу с погрузившимся в воспоминания восьмидесятилетним стариком, облаченным в военную форму с россыпью знаков отличия, орденов и медалей. Деда ранили в обе ноги и, дожив до почтенной даты, он еле передвигается по маршруту от кресла до кухни и обратно. Ныне самостоятельно приехать на передачу для него — большое достижение. В то же время внук ветерана, пятнадцатилетний подросток, попивая колу, «вместе с дедом» сидит в окопе, время от времени лениво постреливая в густую завесу дыма перед взводом солдат, в ожидании очередной порции вражеского «мясца». Часами сидя на стуле перед экраном монитора и ловко «пожирая» всюду разбросанные аптечки, паренёк не заботится ни о своём здоровье, ни о здоровье своего виртуального протеже, как и полагается на виртуальной войне, лёгкой и беззаботной.
Но только не в Call of Duty.
Разразившись бурным волнением в среде играющей молодежи шесть лет назад, самая первая часть сериала CoD по сей день пребывает в добром здравии, даже теперь удивляя активностью игроков в Интернете. Ценители предпочтут провести пару часов в бездне блестяще спродюсированных (или настолько непредсказуемых) событий первого CoD, нежели разменять бесценное время на хозяйственное мыло ежемесячно выплывающих коммерческих проектов, из значения простой и понятной игры переквалифицировавшихся в одну большую и, что немаловажно, регулярную проблему. А все потому, что всего должно быть много, но в меру. Первопроходец же в равных пропорциях сочетает возможности, которых в последующих играх серии и следа нет, успешно останавливаясь на границе между достоверностью и фантастикой. У Call of Duty имеются недюжинные преимущества для того, чтобы подвесить конкурентов за причинные места и выбить из них всю помпезную дурь, которая сама по себе лишь пыльца, собранная с бутонов надоедливой рекламы, ненастоящих технологий и по-настоящему ограниченного профессионализма.
Простая как два пальца система — чуть более чем двадцать миссий, соединенных продуманным сюжетом. Но не сценарий стоит на первом плане в CoD. По сути, без просчитанной до мелочей атмосферы игры её техническая составляющая свелась бы к примитивным дедовским пробежкам в замкнутом пространстве с наиболее эффективным стволом наперевес. Такова участь большинства интерактивных боевиков, но в CoD игрока ждет совершенно иная картина. Отказавшись от глупого деления на тренировочные задания и сюжетные миссии, разработчики принудили каждого пройти военные учения в обязательном порядке: полоса препятствий; ползком под внушительным навесом из колючей проволоки, над которой грохочет пулеметный огонь; стрельба из оружия разнообразного калибра... Несмотря на то, что игроку объясняют правила, привычные по другим играм про войну, это настоящая тренировка, где человек на вышке следит за результатами и отпускает ехидные замечания новичкам.
Вскоре нас выбрасывают в штормовое марево событий. Не желторотый юнец, но уже дерзкий пехотинец приземляется практически перед самым носом немецкого часового, делает точный выстрел и, осмотрев безжизненное тело, неслышно двигается вперед, куда виден путь. Первые минуты назревающей войны поначалу рисуются экскурсионной прогулкой с возможностью пострелять, как в тире, с той лишь разницей, что мишени, говорящие по-немецки, — живые дяди с огнестрельным оружием. Возникает желание неторопливо прогуляться, не обращая внимания на отдаленный вой сирен, стрекот автоматных очередей и грохота сотрясающих землю минометных атак. Несколько приятных свойств смогли сосуществовать вместе: перманентное количество сторонних событий, возможность перевести дух даже во время чересчур кровопролитной вылазки и какой-то порядок, размеренность в царящей вокруг суматохе. Проломанная дверь, с воплем выпавший из окна фриц, кинувшийся на врага врукопашную брат по оружию — декорации меняются каждую минуту игрового процесса.
Кампании плавно перетекают одна в другую. Можно и не заметить, как преобразился антураж экрана загрузки и вдруг изменился подчерк записей в дневнике, который ведёт каждый герой. Не успел протагонист Мартин в составе американской делегации завершить свои дела в немецких лагерях, как Джек Эванс, напялив форму английского пехотинца, садится в самолет, везущий крупный отряд десантников во Францию. Спустя еще какое-то время неожиданно всплывает дорогое сердцу русское имя парня Алеши Воронина, который во всю свою человеческую прыть улепетывает от комиссаров, расстреливающих своих соотечественников, в панике отступающих от Сталинградской бойни. Лёха хватает пустую винтовку убитого товарища, вставляет свои пять патронов, выданные комиссаром, и начинает набивать руку на спасении бесконечного числа рядовых Петровичей, Ивановичей и Алексеевичей, штурмующих зловещие укрепления немцев на Красной площади.
В любом противостоянии главную роль играют убедительные аргументы. За пятнадцать тысяч крупномасштабных войн, проведенных вечно ссорящимися, дерущимися за каждую копейку «человеками» почти ни один конфликт не разрешился всухую. Первобытность подарила людям копья, палки, пращи и смекалку на охоте. Античность принесла с собой первые мечи, щиты и доспехи. Средневековье воздвигло неприступные замки, снабдив осадными орудиями. Но, когда человек обнаружил порох, представления о войне перевернулись с ног на голову. Флибустьеры, гражданские сумятицы во Франции, Столетняя война — регулярные кровопролития адским поршнем двигали прогресс, позволяя людям самостоятельно совершенствовать скрытый аппарат уничтожения человеческой расы. Грянула Первая мировая война. За ней — Вторая. Механизм CoD рисует невеселые сцены гибели нравственности, где история избавлена и от синтетической сверхсекретности, и от фантастических жертв, принесенных руками главного героя ради «благой» цели, и от лишнего макияжа на касках бойцов.
Американцы воюют неспешно. Отделение хорошо вооруженных янки может надолго застрять в разрушенной церкви, ведя хаотичный обстрел самонадеянных фрицев, выбирающих особо заковыристые укрытия. Приглушенный «кашель» винтовки M1 Гранд, треск Томпсона, время от времени «чихающие» в адрес врага немецкие Люггеры и винтовки Kar98. Будьте здоровы! Англичане действуют более решительно: в руках опытного вояки ручной пулемет Брена говорит на единственном языке, понятным фрицам. Изящная малышка Lee Enfield станет лучшей подругой на кровопролитном поприще. Русские могли обойтись вовсе без оружия. Они будто забыли, чем полезен инстинкт самосохранения. Заклинивающие на морозе винтовки Мосина… но ругать всяческими словами бедного Мосина некогда под бесшабашным разбросом пуль из раскаленного ППШ. Достоверность еще нескольких «стволов», собранных на коленке в полевых условиях, не подвергается ни малейшему сомнению.
С успехом взяли штурмом жилой дом, научились стрелять упреждающими очередями, метаете гранаты точнее, чем Гамбит — игральные карты? Эти навыки помогут выжить… в первом отборочном туре испытаний на прочность. Залегли в образовавшейся от взрыва воронке? Не факт, что следующий сюрпризец рванет в другом месте. Решили обмануть немецких танкистов, укрывшись за капитальной стеной полуразрушенного здания? На высокой сложности, граничащей с реальными условиями, фрицы шевелят мозгами, ощутимо реагируя на героя-психопата с взрывчаткой, бросившегося к гусеницам бронированного мамонта.
Шансов выжить, ни разу не погибнув, нет. Каждому придётся умереть, возродиться, наступить на грабли, те же самые, снова умереть, снова возродиться. Либо смотришь под ноги и следишь за каждой стеной, оградой, за каждым подозрительным балконом, либо получаешь по лбу холодным металлом приклада. Забывчивость нигде не жалуют, на обратной дороге прихвати панцерфауст. И не дай Бог снаряд попадет не туда, где не хватает его убедительной оплеухи по консервной банке врага! Рассеянность тоже не любят, целься точнее, с плеча, иначе — снова старыми граблями по уже намеченному месту, а на экране перезагрузки всплывет что-то убийственно-очевидное, вроде «Вас убила граната» или «Ты — предатель Родины! Огонь по своим запрещен!» и чуть ниже очередной представитель вездесущей партии демагогов глубокомысленно кинет фразу, которая быстро становится крылатой, появляясь в десятый раз за час. Но кто не пытался палить по «своим», в надежде заиметь патроны к чахнущему на глазах боезапасу пистолета-пулемета? Впрочем, это действительно как-то… не по-человечески, что ли… ну, ладно, а бойня за Павловский дом? Да там же черт голову сломит, кто кого прищучил. Ненароком.
Ввиду чрезвычайного мельтешения, присущего современным боевикам, по обыкновению сложно вдаться в подробности происходящей вакханалии. Все куда-то бегут, зачем-то стреляют, картинно падают под заградительным огнем. Человек, став соучастником событий, невзначай забывает обо всем на время игры. И что-то вспомнить из неё, вернувшись в реальность, получается не без усилий. Концепция, заложенная в Call of Duty, отучает от «бессознательной» манеры игры. Здесь умирают товарищи, с которыми вроде бы совсем недавно чудом удалось выбраться из жестокой грызни живыми и почти невредимыми. Внезапно события обретают смысл, а цели не просто записаны в список задач, желание достичь их становится определяющим мотивом для главного героя. Здесь стало возможным увидеть то немногое, что еще приносит война, помимо колоссальных разрушений. Ратные подвиги — это легко? Всего-то нужно броситься грудью на врага, и не важно, человек это или пулемёт MG-34… Call of Duty расскажет, что на самом деле происходит в подобных случаях, где война превращается в наспех сварганенную похлебку, а мы — всего лишь миллиарды теснящихся пузырей на закипающей поверхности недосоленного бульона. Приятного аппетита.
Но только не в Call of Duty.
Разразившись бурным волнением в среде играющей молодежи шесть лет назад, самая первая часть сериала CoD по сей день пребывает в добром здравии, даже теперь удивляя активностью игроков в Интернете. Ценители предпочтут провести пару часов в бездне блестяще спродюсированных (или настолько непредсказуемых) событий первого CoD, нежели разменять бесценное время на хозяйственное мыло ежемесячно выплывающих коммерческих проектов, из значения простой и понятной игры переквалифицировавшихся в одну большую и, что немаловажно, регулярную проблему. А все потому, что всего должно быть много, но в меру. Первопроходец же в равных пропорциях сочетает возможности, которых в последующих играх серии и следа нет, успешно останавливаясь на границе между достоверностью и фантастикой. У Call of Duty имеются недюжинные преимущества для того, чтобы подвесить конкурентов за причинные места и выбить из них всю помпезную дурь, которая сама по себе лишь пыльца, собранная с бутонов надоедливой рекламы, ненастоящих технологий и по-настоящему ограниченного профессионализма.
Простая как два пальца система — чуть более чем двадцать миссий, соединенных продуманным сюжетом. Но не сценарий стоит на первом плане в CoD. По сути, без просчитанной до мелочей атмосферы игры её техническая составляющая свелась бы к примитивным дедовским пробежкам в замкнутом пространстве с наиболее эффективным стволом наперевес. Такова участь большинства интерактивных боевиков, но в CoD игрока ждет совершенно иная картина. Отказавшись от глупого деления на тренировочные задания и сюжетные миссии, разработчики принудили каждого пройти военные учения в обязательном порядке: полоса препятствий; ползком под внушительным навесом из колючей проволоки, над которой грохочет пулеметный огонь; стрельба из оружия разнообразного калибра... Несмотря на то, что игроку объясняют правила, привычные по другим играм про войну, это настоящая тренировка, где человек на вышке следит за результатами и отпускает ехидные замечания новичкам.
Вскоре нас выбрасывают в штормовое марево событий. Не желторотый юнец, но уже дерзкий пехотинец приземляется практически перед самым носом немецкого часового, делает точный выстрел и, осмотрев безжизненное тело, неслышно двигается вперед, куда виден путь. Первые минуты назревающей войны поначалу рисуются экскурсионной прогулкой с возможностью пострелять, как в тире, с той лишь разницей, что мишени, говорящие по-немецки, — живые дяди с огнестрельным оружием. Возникает желание неторопливо прогуляться, не обращая внимания на отдаленный вой сирен, стрекот автоматных очередей и грохота сотрясающих землю минометных атак. Несколько приятных свойств смогли сосуществовать вместе: перманентное количество сторонних событий, возможность перевести дух даже во время чересчур кровопролитной вылазки и какой-то порядок, размеренность в царящей вокруг суматохе. Проломанная дверь, с воплем выпавший из окна фриц, кинувшийся на врага врукопашную брат по оружию — декорации меняются каждую минуту игрового процесса.
Кампании плавно перетекают одна в другую. Можно и не заметить, как преобразился антураж экрана загрузки и вдруг изменился подчерк записей в дневнике, который ведёт каждый герой. Не успел протагонист Мартин в составе американской делегации завершить свои дела в немецких лагерях, как Джек Эванс, напялив форму английского пехотинца, садится в самолет, везущий крупный отряд десантников во Францию. Спустя еще какое-то время неожиданно всплывает дорогое сердцу русское имя парня Алеши Воронина, который во всю свою человеческую прыть улепетывает от комиссаров, расстреливающих своих соотечественников, в панике отступающих от Сталинградской бойни. Лёха хватает пустую винтовку убитого товарища, вставляет свои пять патронов, выданные комиссаром, и начинает набивать руку на спасении бесконечного числа рядовых Петровичей, Ивановичей и Алексеевичей, штурмующих зловещие укрепления немцев на Красной площади.
В любом противостоянии главную роль играют убедительные аргументы. За пятнадцать тысяч крупномасштабных войн, проведенных вечно ссорящимися, дерущимися за каждую копейку «человеками» почти ни один конфликт не разрешился всухую. Первобытность подарила людям копья, палки, пращи и смекалку на охоте. Античность принесла с собой первые мечи, щиты и доспехи. Средневековье воздвигло неприступные замки, снабдив осадными орудиями. Но, когда человек обнаружил порох, представления о войне перевернулись с ног на голову. Флибустьеры, гражданские сумятицы во Франции, Столетняя война — регулярные кровопролития адским поршнем двигали прогресс, позволяя людям самостоятельно совершенствовать скрытый аппарат уничтожения человеческой расы. Грянула Первая мировая война. За ней — Вторая. Механизм CoD рисует невеселые сцены гибели нравственности, где история избавлена и от синтетической сверхсекретности, и от фантастических жертв, принесенных руками главного героя ради «благой» цели, и от лишнего макияжа на касках бойцов.
Американцы воюют неспешно. Отделение хорошо вооруженных янки может надолго застрять в разрушенной церкви, ведя хаотичный обстрел самонадеянных фрицев, выбирающих особо заковыристые укрытия. Приглушенный «кашель» винтовки M1 Гранд, треск Томпсона, время от времени «чихающие» в адрес врага немецкие Люггеры и винтовки Kar98. Будьте здоровы! Англичане действуют более решительно: в руках опытного вояки ручной пулемет Брена говорит на единственном языке, понятным фрицам. Изящная малышка Lee Enfield станет лучшей подругой на кровопролитном поприще. Русские могли обойтись вовсе без оружия. Они будто забыли, чем полезен инстинкт самосохранения. Заклинивающие на морозе винтовки Мосина… но ругать всяческими словами бедного Мосина некогда под бесшабашным разбросом пуль из раскаленного ППШ. Достоверность еще нескольких «стволов», собранных на коленке в полевых условиях, не подвергается ни малейшему сомнению.
С успехом взяли штурмом жилой дом, научились стрелять упреждающими очередями, метаете гранаты точнее, чем Гамбит — игральные карты? Эти навыки помогут выжить… в первом отборочном туре испытаний на прочность. Залегли в образовавшейся от взрыва воронке? Не факт, что следующий сюрпризец рванет в другом месте. Решили обмануть немецких танкистов, укрывшись за капитальной стеной полуразрушенного здания? На высокой сложности, граничащей с реальными условиями, фрицы шевелят мозгами, ощутимо реагируя на героя-психопата с взрывчаткой, бросившегося к гусеницам бронированного мамонта.
Шансов выжить, ни разу не погибнув, нет. Каждому придётся умереть, возродиться, наступить на грабли, те же самые, снова умереть, снова возродиться. Либо смотришь под ноги и следишь за каждой стеной, оградой, за каждым подозрительным балконом, либо получаешь по лбу холодным металлом приклада. Забывчивость нигде не жалуют, на обратной дороге прихвати панцерфауст. И не дай Бог снаряд попадет не туда, где не хватает его убедительной оплеухи по консервной банке врага! Рассеянность тоже не любят, целься точнее, с плеча, иначе — снова старыми граблями по уже намеченному месту, а на экране перезагрузки всплывет что-то убийственно-очевидное, вроде «Вас убила граната» или «Ты — предатель Родины! Огонь по своим запрещен!» и чуть ниже очередной представитель вездесущей партии демагогов глубокомысленно кинет фразу, которая быстро становится крылатой, появляясь в десятый раз за час. Но кто не пытался палить по «своим», в надежде заиметь патроны к чахнущему на глазах боезапасу пистолета-пулемета? Впрочем, это действительно как-то… не по-человечески, что ли… ну, ладно, а бойня за Павловский дом? Да там же черт голову сломит, кто кого прищучил. Ненароком.
Ввиду чрезвычайного мельтешения, присущего современным боевикам, по обыкновению сложно вдаться в подробности происходящей вакханалии. Все куда-то бегут, зачем-то стреляют, картинно падают под заградительным огнем. Человек, став соучастником событий, невзначай забывает обо всем на время игры. И что-то вспомнить из неё, вернувшись в реальность, получается не без усилий. Концепция, заложенная в Call of Duty, отучает от «бессознательной» манеры игры. Здесь умирают товарищи, с которыми вроде бы совсем недавно чудом удалось выбраться из жестокой грызни живыми и почти невредимыми. Внезапно события обретают смысл, а цели не просто записаны в список задач, желание достичь их становится определяющим мотивом для главного героя. Здесь стало возможным увидеть то немногое, что еще приносит война, помимо колоссальных разрушений. Ратные подвиги — это легко? Всего-то нужно броситься грудью на врага, и не важно, человек это или пулемёт MG-34… Call of Duty расскажет, что на самом деле происходит в подобных случаях, где война превращается в наспех сварганенную похлебку, а мы — всего лишь миллиарды теснящихся пузырей на закипающей поверхности недосоленного бульона. Приятного аппетита.
Автор: Konrad Gamovsky aka programmarsto
Автор: Gamovsky
Дата: 02.10.2009