3 октября 2009 года этой игре исполнилось 20 лет. Несмотря на солидный возраст, она и по сей день остается эталоном жанра action/adventure: сложная и захватывающая, она не только породила целую линейку сиквелов и ремейков, но и предложила новые для жанра элементы игрового процесса, отказаться от которых разработчики не могут и по сей день.
Prince of Persia.
Убежать за 60 минут.
Вот с этого начинается один из лучших приключенческих сериалов в истории видеоигр.
Справедливости ради надо отметить, что DOS-версия игры вышла на год позже, но картины в целом это не меняет: очень может быть, что Prince of Persia образца конца 80-х - начала 90-х является одной из самых популярных игр того времени и по сей день. В таком проекте графика не устаревает по определению: условность квадратиков, из которых составлены фигуры в «тетрисе», никоим образом не мешают нам воспринимать игру положительно. Даже более того: восхищаться ей и переигрывать снова и снова. То же самое в полной мере справедливо и в отношении Prince of Persia.
Отправившись на войну, султан Персии оставил за главного своего визиря Джаффара, который, недолго думая, установил в королевстве диктатуру. Дабы легитимность власти не ставилась под сомнение, коварный визирь решает жениться на молодой дочери султана: совершив сей постыдный для такого пожилого человека, как Джаффар, поступок, он немедленно обретал все права на престол. Но принцесса отказалась выходить за старика, и тот дал ей на размышления час времени: «или ты подаришь мне свои руку и сердце, или через час они будут красоваться у меня на туалетном столике». К счастью для всех, кроме отрицательных героев сего повествования, у принцессы уже был жених: незадачливый парнишка, которого Джаффар бросил в тюрьму прямо во время дворцового переворота. И теперь у пленника есть ровно час, чтобы убить Джаффара, спасти принцессу, а заодно – стать Принцем Персии.
Хотя сюжет подается исключительно посредством текстовых сообщений в начале и конце игры, а немногочисленные «ролики» представляют собой зарисовки вроде «пока наш герой бежал на следующий этаж, принцесса сидела у песочных часов и ничего не делала.». Однако сюжетный аскетизм в полной мере восполняется атмосферой чудесного и волшебного мира… персидской тюрьмы. Если игрок не погружается в эту густую, заменяющую кислород в легких подопытного индивида атмосферу, то управление PoP ему кажется невыносимо неотзывчивым, сложность – завышенной, а враги – непобедимыми. Сей персонаж отправляется прямиком к Prince of Persia 2008 года выпуска, а все остальные срочно пытаются вжиться в роль «принца»: без этого одолеть 12 уровней за 60 минут ой как непросто…
Time is running out.
Зовите меня Принцем!
Только лишь современный неофит, знакомый с жанром платформеров и action/adventure по играм, в которых невозможно выпрыгнуть за пределы узкой лесенки в пропасть или сорваться с обрыва в лаву, самодовольно полагает, что справится с этой игрой на счет «раз». Принц Персии – игра гораздо более сложная, нежели может показаться при первом взгляде на набор цветов, использованных в оформлении декораций, или не нехитрый костюм главного героя.
Последний, кстати, богатырским здоровьем не отличается, с трудом выдерживает падение с нескольких метров и уж совсем не способен сопротивляться удару колюще-режущего оружия. Игра с самого первого уровня учит непослушного игрока базовым принципам себя-любимой: по шипам не бегать, с уступов с гиканьем и улюлюканьем не прыгать, на шатких полах не стоять. Промедление или излишняя поспешность смерти подобны, а смерть в PoP – это перезапуск уровня. Что, говорите, таймер не обнулился? А вы что думали - в сказку попали?
Впрочем, сказочные атрибуты в игре попадаются достаточно часто. Помимо обычных зелий, восстанавливающих здоровье героя, в Prince of Persia можно найти кувшины с улучшением здоровья (эта идея, похоже, была возведена в абсолют в Warrior Within, где нахождение всех улучшений здоровья открывало истинную концовку!), зелья левитации или, например, зелье, переворачивающее мир вверх тормашками. Сюда же вполне можно отнести призрака «принца» (чем не повод вспомнить о The Two Thrones?), который будет изредка мешаться герою, но победить которого можно весьма оригинальным для такого типа игр способом…
Размениваться на длительные бои на саблях не стоит: время неумолимо течет (хотя мы-то с вами уже знаем, что время – не река, а целый океан…), и торопиться надо. С умом, но – торопиться. Предатели-охранники подстерегают нашего героя всюду, однако чем скрещивать с ними мечи, лучше попытаться столкнуть их на уровень вниз или заманить в ловушку: уж слишком неудобно первое время руководить героем во время сражений.
Антикварный шип.
Враги не отличаются особыми умственными способностями.
Впрочем, учитывая общую сложность игры, им они особенно и не нужны.
Ловушек не так уж и много, но почти каждая из них регулярно появляется в других играх сериала про Персидского Принца. Хрестоматийные шипы, которые не терпят торопыг, рушащийся потолок, скрытые кнопки в полу – и те тоже могут оказаться в ловушке: одной кнопкой решетка открывается, другой – моментально захлопывается. И хотя кажется, что ничего сложного в этих не особо изысканных препятствиях нет, довольно быстро игрок понимает, что скакать по платформам, уворачиваясь от секир сверху и снизу, не так-то просто: задачки «на время», когда после нажатия кнопки полагалось бежать со всех ног в другую часть уровня, дабы успеть просочиться под закрывающейся дверью, были еще в самом первом Принце! И не стоит забывать о том, что драгоценный песочек тут имеется только в виде наполнителя для часов в покоях принцессы, а сама она едва ли протянет руку помощи нашему герою (если не считать одного эпизода, что, впрочем, не превращает ее в Элику).
В общем, жизнь бьет ключом. Не стоит забывать, что уровни в игре весьма запутанны, окинуть взглядом весь уровень за раз не получится, а многие цели можно достичь совершенно разными путями. Вот так и бегаешь по округе, проверяя на прочность полы и потолки да разыскивая какие-нибудь ценные зелья. Каждому свое: существуют игроки, которым доставляет удовольствие ураганом промчаться по уровням игры за считанные минуты, не убивая при этом охранников и не собирая полезные предметы.
С технической точки зрения игра безупречна: Джордан Мехнер использовал в качестве игровых персонажей своего брата Дэвида, оцифровывая видео, на котором были запечатлены кривляния родственника разработчика игры. История умалчивает о том, каким образом создавались сцены падения на шипы, но со своей задачей технология справилась: она позволила создать героев, которые двигаются естественно, пусть иногда условность перемещений несколько раздражает. Достаточно просто вжиться в роль - и всё встанет на свои места.
Что-то начинается.
Принцесса поколения 80-х предпочитает держать дистанцию от
активных действий по спасению чего бы то ни было.
В любом интервью можно было бы говорить, что на прохождение этой игры требуется час времени, а то и меньше, но на деле всё обстоит несколько иначе. Сначала придется привыкать к манере перемещения героя: к прыжкам, бегу, спуску с высоких уступов. Затем надо будет искать пути решения очередной загадки (читай: открывать дверь кнопкой, запрятанной в противоположном углу уровня) и оттачивать мастерство фехтовальщика. Но все усилия будут вознаграждены красавицей-принцессой и минимум часом великолепного, нестареющего игрового процесса.
Ведь повторить успех первого Принца пытаются и по сей день: за ним последовал сиквел, трехмерный триквел, перезапуск сериала с последующим созданием ставшей уже (надеюсь, славной) историей «песочной» трилогии. Мы с вами в данный момент являемся свидетелями создания очередной трилогии, первая ласточка которой отчасти разочаровала поклонников «настоящего» принца. Ничего не поделаешь – такие уж нынче времена. Впрочем, тем, кому не терпится попробовать на зуб один из самых лучших платформеров в истории видеоигр, на выбор предлагается огромное количество вариантов, ведь оригинального Принца не портировали разве что на кофемолку. Его можно найти в качестве бонуса на дисках с Sands of Time в версии для PS2, GC и Xbox (последний в разделе «бонусов» приютил еще и сиквел). Относительно недавно в свет вышел трехмерный ремейк, правда, к сожалению, недоступный на ПК. Впрочем, не вижу смысла особо ломать головы над тем, где можно было бы легально достать эту игру: после выхода SoT она обрела статус abandonware.
Prince of Persia.
Убежать за 60 минут.
Вот с этого начинается один из лучших приключенческих сериалов в истории видеоигр.
Справедливости ради надо отметить, что DOS-версия игры вышла на год позже, но картины в целом это не меняет: очень может быть, что Prince of Persia образца конца 80-х - начала 90-х является одной из самых популярных игр того времени и по сей день. В таком проекте графика не устаревает по определению: условность квадратиков, из которых составлены фигуры в «тетрисе», никоим образом не мешают нам воспринимать игру положительно. Даже более того: восхищаться ей и переигрывать снова и снова. То же самое в полной мере справедливо и в отношении Prince of Persia.
Отправившись на войну, султан Персии оставил за главного своего визиря Джаффара, который, недолго думая, установил в королевстве диктатуру. Дабы легитимность власти не ставилась под сомнение, коварный визирь решает жениться на молодой дочери султана: совершив сей постыдный для такого пожилого человека, как Джаффар, поступок, он немедленно обретал все права на престол. Но принцесса отказалась выходить за старика, и тот дал ей на размышления час времени: «или ты подаришь мне свои руку и сердце, или через час они будут красоваться у меня на туалетном столике». К счастью для всех, кроме отрицательных героев сего повествования, у принцессы уже был жених: незадачливый парнишка, которого Джаффар бросил в тюрьму прямо во время дворцового переворота. И теперь у пленника есть ровно час, чтобы убить Джаффара, спасти принцессу, а заодно – стать Принцем Персии.
Хотя сюжет подается исключительно посредством текстовых сообщений в начале и конце игры, а немногочисленные «ролики» представляют собой зарисовки вроде «пока наш герой бежал на следующий этаж, принцесса сидела у песочных часов и ничего не делала.». Однако сюжетный аскетизм в полной мере восполняется атмосферой чудесного и волшебного мира… персидской тюрьмы. Если игрок не погружается в эту густую, заменяющую кислород в легких подопытного индивида атмосферу, то управление PoP ему кажется невыносимо неотзывчивым, сложность – завышенной, а враги – непобедимыми. Сей персонаж отправляется прямиком к Prince of Persia 2008 года выпуска, а все остальные срочно пытаются вжиться в роль «принца»: без этого одолеть 12 уровней за 60 минут ой как непросто…
Time is running out.
Зовите меня Принцем!
Только лишь современный неофит, знакомый с жанром платформеров и action/adventure по играм, в которых невозможно выпрыгнуть за пределы узкой лесенки в пропасть или сорваться с обрыва в лаву, самодовольно полагает, что справится с этой игрой на счет «раз». Принц Персии – игра гораздо более сложная, нежели может показаться при первом взгляде на набор цветов, использованных в оформлении декораций, или не нехитрый костюм главного героя.
Последний, кстати, богатырским здоровьем не отличается, с трудом выдерживает падение с нескольких метров и уж совсем не способен сопротивляться удару колюще-режущего оружия. Игра с самого первого уровня учит непослушного игрока базовым принципам себя-любимой: по шипам не бегать, с уступов с гиканьем и улюлюканьем не прыгать, на шатких полах не стоять. Промедление или излишняя поспешность смерти подобны, а смерть в PoP – это перезапуск уровня. Что, говорите, таймер не обнулился? А вы что думали - в сказку попали?
Впрочем, сказочные атрибуты в игре попадаются достаточно часто. Помимо обычных зелий, восстанавливающих здоровье героя, в Prince of Persia можно найти кувшины с улучшением здоровья (эта идея, похоже, была возведена в абсолют в Warrior Within, где нахождение всех улучшений здоровья открывало истинную концовку!), зелья левитации или, например, зелье, переворачивающее мир вверх тормашками. Сюда же вполне можно отнести призрака «принца» (чем не повод вспомнить о The Two Thrones?), который будет изредка мешаться герою, но победить которого можно весьма оригинальным для такого типа игр способом…
Размениваться на длительные бои на саблях не стоит: время неумолимо течет (хотя мы-то с вами уже знаем, что время – не река, а целый океан…), и торопиться надо. С умом, но – торопиться. Предатели-охранники подстерегают нашего героя всюду, однако чем скрещивать с ними мечи, лучше попытаться столкнуть их на уровень вниз или заманить в ловушку: уж слишком неудобно первое время руководить героем во время сражений.
Антикварный шип.
Враги не отличаются особыми умственными способностями.
Впрочем, учитывая общую сложность игры, им они особенно и не нужны.
Ловушек не так уж и много, но почти каждая из них регулярно появляется в других играх сериала про Персидского Принца. Хрестоматийные шипы, которые не терпят торопыг, рушащийся потолок, скрытые кнопки в полу – и те тоже могут оказаться в ловушке: одной кнопкой решетка открывается, другой – моментально захлопывается. И хотя кажется, что ничего сложного в этих не особо изысканных препятствиях нет, довольно быстро игрок понимает, что скакать по платформам, уворачиваясь от секир сверху и снизу, не так-то просто: задачки «на время», когда после нажатия кнопки полагалось бежать со всех ног в другую часть уровня, дабы успеть просочиться под закрывающейся дверью, были еще в самом первом Принце! И не стоит забывать о том, что драгоценный песочек тут имеется только в виде наполнителя для часов в покоях принцессы, а сама она едва ли протянет руку помощи нашему герою (если не считать одного эпизода, что, впрочем, не превращает ее в Элику).
В общем, жизнь бьет ключом. Не стоит забывать, что уровни в игре весьма запутанны, окинуть взглядом весь уровень за раз не получится, а многие цели можно достичь совершенно разными путями. Вот так и бегаешь по округе, проверяя на прочность полы и потолки да разыскивая какие-нибудь ценные зелья. Каждому свое: существуют игроки, которым доставляет удовольствие ураганом промчаться по уровням игры за считанные минуты, не убивая при этом охранников и не собирая полезные предметы.
С технической точки зрения игра безупречна: Джордан Мехнер использовал в качестве игровых персонажей своего брата Дэвида, оцифровывая видео, на котором были запечатлены кривляния родственника разработчика игры. История умалчивает о том, каким образом создавались сцены падения на шипы, но со своей задачей технология справилась: она позволила создать героев, которые двигаются естественно, пусть иногда условность перемещений несколько раздражает. Достаточно просто вжиться в роль - и всё встанет на свои места.
Что-то начинается.
Принцесса поколения 80-х предпочитает держать дистанцию от
активных действий по спасению чего бы то ни было.
В любом интервью можно было бы говорить, что на прохождение этой игры требуется час времени, а то и меньше, но на деле всё обстоит несколько иначе. Сначала придется привыкать к манере перемещения героя: к прыжкам, бегу, спуску с высоких уступов. Затем надо будет искать пути решения очередной загадки (читай: открывать дверь кнопкой, запрятанной в противоположном углу уровня) и оттачивать мастерство фехтовальщика. Но все усилия будут вознаграждены красавицей-принцессой и минимум часом великолепного, нестареющего игрового процесса.
Ведь повторить успех первого Принца пытаются и по сей день: за ним последовал сиквел, трехмерный триквел, перезапуск сериала с последующим созданием ставшей уже (надеюсь, славной) историей «песочной» трилогии. Мы с вами в данный момент являемся свидетелями создания очередной трилогии, первая ласточка которой отчасти разочаровала поклонников «настоящего» принца. Ничего не поделаешь – такие уж нынче времена. Впрочем, тем, кому не терпится попробовать на зуб один из самых лучших платформеров в истории видеоигр, на выбор предлагается огромное количество вариантов, ведь оригинального Принца не портировали разве что на кофемолку. Его можно найти в качестве бонуса на дисках с Sands of Time в версии для PS2, GC и Xbox (последний в разделе «бонусов» приютил еще и сиквел). Относительно недавно в свет вышел трехмерный ремейк, правда, к сожалению, недоступный на ПК. Впрочем, не вижу смысла особо ломать головы над тем, где можно было бы легально достать эту игру: после выхода SoT она обрела статус abandonware.
Автор: katarn
Дата: 07.10.2009