[​IMG]

Джокер попался. Психопат и балагур, на вид он совсем не расстроен своей незавидной участью: Бэтман тащит злодея в Аркхемскую психлечебницу. На длительное хранение. Голосом Люка Скайуокера, менее известного как Марка Хэмилла, размалеванное чучело передразнивает охрану, руководство психушки, а также подтрунивает над самим супергероем. «Вам сюда нельзя», - охранник еще пожалеет о том, что сказал это Бэтману. Впереди у Темного Рыцаря самая длинная и ужасная ночь в его жизни.

Batman Begins

[​IMG]
Новый Бэтман хитер: он выглядит как хит, звучит как хит,
играется как хит... Но не дайте себя обмануть! Он и есть хит.

Как большой НЕлюбитель комиксов, а также мультфильмов и кинолент по ним, я представить себе не мог, что новый Batman произведет на меня такое сильное впечатление. Да и вообще мало кто мог ожидать такое от, в общем-то, неизвестной конторы. Как говорится, знал бы прикуп – жил бы в Сочи. Eidos, издавшая Arkham Asylum, сорвала банк – игра успешна не только по оценкам отечественной и зарубежной прессы, она хороша по внутренним ощущениям самого игрока, что, согласитесь, намного важнее. Хотя разработчики пошли по пути создания игры современному, назвать Бэтмана примитивным – язык не поворачивается. Это многогранная игра, в которой обилие игровых ситуаций с лихвой компенсирует недостаток огнестрельного оружия или крови. Да чего уж там: в этом году вышло не так много хороших игр, но действительно отличных я уже боялся и не увидеть. И тут вдруг Eidos подсовывает мне игру года – спасибо на добром слове.

Хотелось, конечно, попробовать ПК-версию: отечественная локализация, безусловно, не верх совершенства, но технически дела обстоят намного лучше, чем на приставках текущего поколения. Не сложилось: Batman – игра весьма требовательная. Бонус, спрятанный в скачиваемом дополнении для PS3, Xbox360 тоже не достался. Впрочем, особых причин для недовольства я не вижу даже при таком раскладе: Arkham Asylum на голову выше и недавнего раскрученного ODST, и всех остальных эксклюзивов Xbox360 этого года вместе взятых.

По накалу страстей, закрученности, в общем-то, типичной для комиксов истории, Бэтману вообще нет равных среди современных ему проектов. Сочетая в себе черты Assassins’ Creed, Splinter Cell, Metal Gear Solid 3 и Bioshock, Batman умудряется оставаться игрой уникальной, не похожей ни на один другой игровой проект. Я уже молчу про то, что предшественники Arkham Asylum, которые с переменным успехом пытались рассказать историю о супергерое из Готэма, и в подметки не годятся совсем еще свежему виновнику этих рассуждений, ну а другие игры про персонажей из комиксов на его фоне кажутся просто детским лепетом. В общем, это надо видеть.

Batman Returns

[​IMG]
Кроку досталась весьма увлекательная роль пугала из-за угла.

Возрождение Бэтмана как привлекательного с точки зрения видеоигры персонажа было решено не привязывать к «Темному рыцарю» - фильму сколь успешному, столь и приятному: многомиллионные сборы очень часто ничего не говорят о качестве очередной картины («ну, тупые американцы, как они это смотрят?»), но в данном случае миллиард долларов – отнюдь не случайность. Пол Дайни, работавший последние полтора десятка лет над мультипликационными версиями Бэтмана, был освобожден от кинолицензионной барщины и создал историю хоть и не оригинальную по меркам всей вселенной Темного Рыцаря, но весьма и весьма увлекательную. Тем более, как я уже сказал, Arkham Asylum – продукт того уровня, который может рассчитывать не только на преданных фанатов Бэтмана: весь мой скепсис по поводу этой игры улетучился минут за пять. Ладно, десять.

Расстановка сил такова: Бэтмана заманили в ловушку, которой и является Аркхемская психушка. По стечению многих обстоятельств в одном месте и в одно время оказались не только Бэтман и Джокер, но еще с полдюжины злодеев рангом чуть помельче: если вы когда-нибудь смотрели последние экранизации Бэтмана, то наверняка поймете, о ком идет речь. Бегая из одного корпуса в другой, гроза преступности пытается предотвратить сумасшедший план Джокера, который, кстати, не торопится отправлять рыцаря на тот свет. Режиссируя безумную постановку, убийца с намалеванной улыбкой открывает клетки отъявленных негодяев, получивших пожизненную прописку в лечебнице или тюрьме. Среди обычных, но весьма агрессивных полудурков особо выделились персонажи уникальные: Крок, Бейн, Пугало, Ядовитый Плющ… Список можно продолжать, но разработчики не стали делать из злодеев промежуточных боссов: типично «консольным» приспешником зла можно считать разве что Ядовитый Плющ – смертоносную красотку, бой с которой проходит в лучших традициях приставочных слэшеров: лупим так, раскрывается – бьем эдак. Повторять до готовности. Большая часть оставшихся злодеев предпочитает лишь формально находиться на поле боя и обычно активных действий не предпринимает.

Выделился Пугало: психопат с мешком на голове, он несколько раз переносит Бэтмана в мир, порожденный страдающим от отравления мозгом. Эти уровни действительно необычны и выполнены в виде простенького, но увлекательного платформера. Естественно, с учетом всех способностей главного героя. Эдвард Нигма поступил еще умнее: он в кадре так и не появляется. Вместо этого он связывается с Бэтманом дистанционно и предлагает разгадать целый ряд задачек и головоломок. Удачное решение их вкупе со сбором фирменного знака Риддлера – знака вопроса – не только разблокирует некоторые возможности игры вне основной кампании, но и одарит Бэтмана значительным количеством очков опыта. Нужны эти очки для вещей понятных и полезных: улучшения снаряжения, получения новых боевых приемов. Бэтман, безусловно, лаптей не вяжет, но в сложившихся обстоятельствах очки опыта, начисляемые, кстати, еще и за удачное избиение противников, лишними не бывают.

The Dark Knight

[​IMG]
Камера в обязательном порядке смакует добивание последнего противника в комнате.

Мрачный и интригующий, Arkham Asylum просто обязан стать культовой игрой. Обычно такие проекты характеризуются великолепной, потрясающей, в общем – непередаваемой словами атмосферой. Великолепный квинтет «атмосфера – графика – звук – сюжет – игровой процесс» возносят Batman’а на недосягаемую для «обычных» блокбастеров от игропрома высоту. Хотя внешне всё обставлено в духе эпохи – открытый «мир» Аркхемской психушки с возможностью бежать в любом направлении, - на деле сценаристы уложили по всей территории комплекса километры рельс, по которым и приходится передвигаться главному герою. А кто против? Как и во многих других играх, очевидность бытия не отменяет необходимости исследовать окрестности – иначе не удастся выполнить очередное задание Риддлера и поднабраться опыта.

К счастью, Бэтман неплохо подготовился к встрече с душевнобольными злодеями, хотя изначальный джентльменский набор летучей мыши скуден, а новинки поступают не так часто, как хотелось бы. Что примечательно, получив ближе к финалу игры устройство, позволяющее перемещаться между двумя вертикальными поверхностями, герой может вернуться в начальные локации и добраться до недоступных ранее секретов. Как он их находит? Природное чутье и внимание к деталям значительно облегчают задачу, но для самых ленивых бэтманов разработчики припасли специальное устройство, которое позволяет (загибайте пальцы): смотреть сквозь стены, видеть разрушаемые перегородки и открываемые решетки, а также многочисленные улики, по которым главный герой и судит о том, куда ему дальше двигаться. Более того, чудо-агрегат не только позволяет увидеть количество противников в комнате, но и указывает их вооружение, а также эмоциональное состояние!

Бэтман, как известно, пленных не берет, но и жестокостью особой не отличается: человек в высшей степени сильный и ловкий, он предпочитает гуманно избивать противников до полуобморочного состояния да так и бросать теплые тушки, усеивая ими свой путь. Противники такой подход нисколько не ценят и предпочитают держаться от здоровяка подальше: автоматы, электрошокеры, обрезки труб, в конце концов, – со всем этим не так-то просто совладать, в случае с огнестрелом так и вовсе приходится полагаться исключительно на скрытность и внезапность. С остальными всё несколько проще: вариативность действий Бэтмана в драке гарантируется всего-то четырьмя кнопками плюс клавишей бэтаранга, позволяющей запузырить сей объект в голову особо раскочегарившемуся противнику. С безоружными, но всё равно злыми идиотами дела обстоят еще проще: одна-единственная клавиша, отвечающая за контратаку, позволяет укладывать придурков штабелями. Но кто будет так поступать?

Не раз и не два разработчики будут подсовывать нам «как бы» боссов – товарищей, сделанных по образцу и подобию Бейна, которого Бэтман утихомирит в первой части повествования. Видимо, сказалось отсутствие приличного числа полноценных боссов, потому как схема избиения психов-переростков всегда одинакова: бэтаранг, об стену, увернулись. Гораздо оригинальнее поступили с Кроком, которого также приходится усмирять бэтарангом: вместо полноценной драки с мутантом разработчики предлагают протопать около километра по шатким дощечкам в самом логове твари. Ощущения, надо признать, непередаваемые: шум, плеск воды, из-за угла несется огромный урод; не успел метнуть оружие – отправляйся к последнему чекпоинту, который, как правило, находится не очень далеко. Как и в случае с Пугалом, главное тут - вовсе не драка с боссом, а великолепная атмосфера, подкрепленная классной игрой актеров озвучания.

Настоящие испытания начинаются тогда, когда Бэтмана заселяют в одну палату с пятком автоматчиков. Хилый рыцарь терпеть огнестрельные ранения долго не может, поэтому тактика незамедлительно меняется в пользу применения спецсредств и главного козыря летучей мыши - быстро дать деру в безопасное место. Весь смак заключается в том, что Джокер на протяжении всей игры комментирует львиную долю ситуаций (либо просто дурачится, в очередной раз предупреждая товарищей, что по клинике бегает настоящий псих в костюме летучей мыши), незамедлительно реагируя на очередное изменение расклада сил. Очередной головорез в бессознательном состоянии подвешивается за ноги на каменной горгулье под потолком, а Джокер обращает внимание оставшихся на то, что их ряды немного проредили. «Вот вас и осталось трое. Так и будете давать вырубать себя по одному?». Бандиты начинают паниковать, кучковаться и ходить, прикрывая спины друг дружки. Но все эти меры – пшик в сравнении с каменными стенами, падающими на их головы, или самим Бэтманом, вырастающим за спиной злодея как из-под земли.

Batman Forever

[​IMG]
Старых знакомых в игре полно.
Вот только *хорошими* можно назвать далеко не всех.

Раскрывать все козыри игры считаю неуместным: слишком короткой она показалась, хотя на ее прохождение ушел не один вечер. Такие вещи, в общем-то, ручной работы хочется проходить снова и снова – настолько безупречной видится работа сценаристов, дизайнеров и программистов. Модифицированный Unreal Engine третьего поколения вновь доказал, что его создатели не зря едят бутерброды с контрабандной черной икрой: очень редко технологичность идет на пользу современным играм: как правило, она скорее вредит, усугубляя игровой процесс тормозами (от чего обладатели неидеальных конфигураций, конечно, в любом случае не застрахованы) или перетягивая на себя одеяло, отодвигая на второй план атмосферу или игровой процесс. В Arkham Asylum сочная картинка в темных тонах – не главное событие вечера, но важное средство выразительности, передающее сквозь экраны мониторов и телевизоров странную красоту охваченной безумием лечебницы.

Потрясающая анимация и умелая работа с камерой значительно усиливают эффект, производимый игрой. «Неудобное управление» и «Непонятно, что делать дальше» - всё это не про нового Бэтмана, который, конечно, далек от зубодробительных адвенчур прошлого, но не держит игрока за полного идиота. Музыка под стать картинке и, подобно ей, только лишь подчеркивает достоинства всех остальных элементов игры…

Взгляните на послужной список Rocksteady Studios: там значится всего две игры. Кому-то, как, например, создателям Dead Space, откровения удаются один раз на несколько десятков проектов, талантливые новички из Rocksteady за три года умудрились сделать из типично «середняковой» в плане видеоигр лицензии настоящую конфетку. На ум приходит Escape from Butcher Bay: кто мог ожидать такой прыти от Риддика, героя посредственных «Хроник Риддика»? Вот вам и пожалуйста: игра, да по такой лицензии, да еще и от таких разработчиков, да еще и после мегауспешного «Темного Рыцаря» - вроде бы всё, все условия соблюли разработчики для того, чтобы сделать очередную комиксовую каку. А вот как оно всё вышло…

Batman

[​IMG]
Изяществу, с которым Бэтман расправляется с противниками,
позавидует герой любого популярного слэшера.

Самые последние кадры сюжетной кампании предполагают продолжение банкета: никаких уродливых обрезанных концовок – в мире Бэтмана каждая первая история заканчивается намеком на продолжение. Что тут еще добавить? Можно вспомнить то, что вибрация геймпада Xbox360 в кой-то веки усилила эффект от происходящего на экране: «спасибо» несложному, но увлекательному процессу взлома электронных замков. Можно вспомнить целую серию перлов Джокера, переслушать записи с известнейшими психопатами Готэма и заняться поиском приключений на свою пятую точку в лучших традициях Tomb Raider Underworld.

А можно просто констатировать факт: Batman: Arkham Asylum – это редкое нынче *удачное* событие, случившееся с современной индустрией. Это не любительская разработка вроде Mount & Blade, эта игра цепляет именно уровнем исполнительского мастерства авторов, создавших настоящую классику современности. Они умудрились извлечь из порочно ширпотребной индустрии что-то хорошее и сделали из этого лучшую игру 2009 года, познакомиться с которой имеет смысл любому человеку, который любит качественные и интересные приключенческие игры.


Автор: katarn
Дата: 17.10.2009

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей