Всем мечтам сбыться не суждено. Возможно, что это самый удачный проект Bioware за многие годы, но повсеместные упоминания всего подряд (Baldur’s Gate, Mass Effect, Neverwinter Nights, Jade Empire – разве что MDK 2 не вспомнили, и на том спасибо) в расчете на то, что хоть что-нибудь потенциальному покупателю в свое время понравилось, начали раздражать задолго до релиза. Буквально за считанные дни до него в прессе стали всплывать тезисы в духе «это не BG, это – лучше». Дополнительный раздражитель и семя сомнения на благодатной почве надежды – а вдруг правда?
Dragon Age: Детство.
Ближний бой для лучника - не проблема.
Были бы навыки...
В 2004 году Dragon Age предстал перед журналистами проектом, над которым работали полтора года с прицелом исключительно на PC. Анонс порадовал поклонников творчества Bioware – а у авторов Knights of the Old Republic и дилогии Baldur’s Gate в обязательном порядке должны быть толпы почитателей, - обещаниями «вернуться к истокам», камерой, которую можно было расположить в типичной для 90-х годов позиции «три четверти», и парой героев в синих костюмах, бегущих куда-то по длинному и узкому мостику.
Затем игра исчезла непонятно куда: Bioware не могла найти издателя для своего амбициозного проекта, но в конце концов талантливых врачей прикупила ЕА и дала всем понять, что проекту – быть. Должно быть, что в местах, недоступных для глаз простых смертных, состоялось подписание секретного протокола, по которому Dragon Age продавала душу дьяволу и становилась очередным ролевым НЕэксклюзивом. Но тогда об этом еще никто не знал: Origins объявилась только в 2008 году с твердым намерением выйти в начале 2009 года.
Затем ЕА, которую общественное мнение якобы вынудило отказаться от идеи защиты с использованием Интернет-соединения, отложила выход игры на конец года. Более того, стало известно, что игра не только перестала быть PC-only, но и приставочные версии выйдут одновременно с Dragon Age для персональных компьютеров. Похоже, что именно по этой причине релиз и откладывали – игра была уже готова, но ЕА отчего-то захотела выдать все три издания разом.
Сколь веревочке ни виться - всё равно придет конец. За столь длительное время разработки мир Dragon Age оброс уймой околоигровых подробностей: настольные игры, книги, прочие мелочи жизни, с радостью воспринятые фанатами еще не вышедшей на свет игры. Куда катится мир: проект начинает приносить какой-никакой доход еще ДО своего релиза. Удивительные заявления ЕА и Bioware о том, что в игру не вошла часть контента, похоже, не расстроила западного игрока, потому что после выхода игры ЕА примерно через неделю после старта продаж отрапортовала о более чем миллионной прибыли с продаж копеечных загружаемых дополнений. Как вы считаете – у привычных нам с вами адд-онов и expansion pack’ов много шансов выжить в борьбе с «локацией за 3 бакса» или «колечком за 50 центов»?
Однако мой скепсис в отношении Dragon Age отчасти удалось перебороть благодаря тому, что игра и без загружаемых дополнений смотрится вполне неплохо. Создается ощущение, что главным проектом текущего десятилетия для Bioware был именно Dragon Age, а все остальные игры – Jade Empire, Mass Effect – служили испытательным полигоном, на котором канадцы проверяли некоторые свои идеи и задумки. Не обошлось и без заимствования идей у коллег по ту сторону Тихого океана… Но обо всем по порядку. Удалось ли разработчикам превзойти собственный хит более чем десятилетней давности? Так как перед нами игра, которую Запад, в большинстве своем проигнорировавший «Ведьмака», почти наверняка обзовет лучшей ролевой игрой десятилетия (как минимум – пятилетки), ответ будет комплексным и развернутым.
Проклятые земли.
Графика качественного скачка не совершила.
Но выглядит всё равно приятно.
Когда на Ферелден обрушиваются силы зла, на защиту человечества встает орден Серых Стражей – людей (формально – не только людей), которые посвятили себя борьбе с чудовищами из подземных глубин. Последние несколько сотен лет у Стражей работы было немного: редкие исчадия скверны добегали до городских ворот стольного града Денерима, но всё поменялось, когда пришел Он. Архидемон, могущественный монстр, поднявший за собой орду мерзких тварей и ознаменовавший своим появлением начало нового Мора. Здраво рассудив, что биться с монстрами надо сейчас, когда еще есть шанс остановить зарождающийся Мор, король Ферелдена при поддержке немногочисленных Стражей дает бой силам тьмы. Но внезапное предательство ближайшего к королю полководца, героя государства, имеющего собственное представление о том, как надо спасать страну, погубило монарха, его армию и почти всех ферелденских Серых Стражей. Выжить удалось только двоим: молодому Стражу Алистеру и новичку ордена…
Впрочем, сюжет игры начинается несколько раньше – примерно за 2-4 часа до трагической гибели короля. Именно эти первые часы и определят некоторые тонкости развития сюжета в игре: несмотря на то, что в целом двигаемся мы из А в Б, прийти в пункт назначения можно разными путями. Так, например, люди презирают эльфов – лиц второго сорта, народ, разделенный многовековыми бедами и несправедливостями: часть остроухих обитает в бедном квартале Денерима – эльфинаже, другие когда-то бессмертные существа отправились путешествовать по лесам в надежде когда-нибудь отомстить людям. Гномы – ничего стандартнее придумать просто нельзя - живут в горах, презирают всех «наземников» и боятся выходить на поверхность, потому что небо им кажется недостаточно устойчивым. Поделенные на кланы с четко выраженной иерархией, гномы постоянно воюют с порождениями тьмы, которые для людей и эльфов являются великим бедствием два-три раза в тысячу лет, но в передовых отрядах гномов день считается неудачным, если ты с утра не проломил несколько десятков вражеских черепов.
Понятное дело, что при таком раскладе стартовые условия для разных рас будут несколько… различными. Впрочем, на них скажется не только раса, но и класс, а также пол главного героя. С классами, равно как и со всей ролевой системой в целом, Bioware решила долго не возиться, а потому на выбор предлагается джентльменский набор почти любой РПГ: воин, маг, вор. В будущем каждый класс получает по два очка на развитие каких-нибудь особенных навыков: если удастся найти нужную книжку или ваш пьяный сопартиец в редком состоянии трезвости ума решит обучить вас навыкам берсерка, то среди цепочек навыков появится еще одна - так сказать, продвинутая. Однако в целом и навыков, и заклинаний достаточно мало: каждый уровень маг выбирает одно заклинание, воин – умение, но все они раньше или встречались в других играх Bioware, или не находят особого применения в процессе игры.
Судите сами. Маги в Dragon Age суть симбиоз D&D’ных клириков и колдунов: лечат, калечат, заклинания покупать не должны. Без такого персонажа (а лучше – двух) прохождение в разы усложнится: «хилер», замораживающий врагов и одним движением руки сметающий целые отряды слабых тварей, – боец важный и полезный. Без воинов, понятное дело, тоже никуда, и желательно, чтобы один, «прикрывшись» оборонительными навыками, отвлекал на себя противников, а второй лупил всех подряд, и чем сильнее – тем лучше, можно даже в ущерб защите. Выходит, что четыре персонажа, которые значительно облегчат прохождение, – уже есть. Вот и всё, собственно, вакантных мест в партии больше нет, а за бортом остается целый класс разбойников/воров/бардов – товарищей, безусловно, полезных, но если учесть, что в ферелденских сундуках (почему-то невскрываемых силой) мышь повесилась, а все неприятности, которые чинит на вашем пути очередная ловушка, нивелируются регенерацией здоровья и маны/выносливости, то необходимость использования жриц кинжалов и проповедников backstab’а оказывается под вопросом.
И в конце хочу напомнить: Карфаген должен быть уничтожен.
Впрочем, всё вышесказанное - дело вкуса и личных предпочтений. Если человек прошел весь BG одним магом, то и Dragon Age ему наверняка покорится, будь он хоть колдун, хоть бродячий менестрель с лютней. В конечном счете, главное, на что делали акцент все те, кто хоть немного причастен к раскрутке Dragon Age, – «взрослость» сеттинга в целом и игры в частности. Сколько я ни копался в своей памяти - так и не вспомнил, в какой ролевой игре эльфы танцевали на лугах, но пиарщики Bioware продолжали упорствовать: такого вы еще не видели. На деле бомба оказалась пшиком, хлопушкой, шутихой, но никак не переходом от, кстати, весьма мрачных Shadows of Amn и Throne of Bhaal к действительно «темному» фэнтези. Dragon Age от души поливает всех действующих лиц кровью, смакует убиение очередного огра в высосанном из пальца slo-mo, демонстрирует эффектные протыкания/отрезания/разрубания. Однако еще в BG критический удар мог привести к разрыву противника на кусочки, а DA отличается от своего родственника разве что качеством графики и положением камеры.
По-настоящему вся «взрослость» должна была проявиться в диалогах и квестах, авторы которых, очевидно, не имеют ни малейшего представления о «Ведьмаке», хотя поляки весьма тесно сотрудничали с канадцами в ходе разработки своего проекта. Типичный для подобного сюжета язык диалогов, обычные задания «убей» да «принеси» - перед нами чистейшей воды эпическое фэнтези, то самое, в котором эльф сначала разрубает орк… извините, порождение тьмы мечом, а затем отирает кровь с лица и идет танцевать на лугах.
Почти в каждой ситуации есть более чем два возможных выхода. Это, между прочим, не новость даже для самой Bioware, но преподается некоторыми журналистами так, будто то ли такого еще никогда не было, то ли никто из нас не играл в Fallout и Fallout 2. Станете ли вы принимать деньги из лап демона, если будете знать, что вам за это ничего не будет? В перспективе он, вероятно, кого-то грохнет, съест или, в крайнем случае, склонит к однополому браку, однако мне все эти безусловно опасные перспективы не помешали пойти на сделку с монстром, который в ином случае достаточно больно отомстил бы моей партии. И вот игра пройдена, а «плохой» выбор так и не аукнулся. Даже если что-то от моего решения в данном случае и зависело, я об этом не узнал, а значит, имею право считать, что делать в данном случае можно что угодно и не бояться попасть впросак в будущем.
Таких примеров – множество. Убить заразившегося скверной гнома, а затем сказать его матери, что он еще жив, – награда обеспечена, мамашка сгинет в темных туннелях под Орзаммаром. Совершить темный ритуал, который, вероятно, в будущем (где-нибудь в Dragon Age 2 или 3 – не раньше) отзовется гулким эхом, однако на данный момент способен спасти жизни тебе и твоим товарищам? Легко. Казнить сдавшегося злодея? Запросто. В таких случаях в ком-нибудь из членов отряда просыпается совесть, и он начинает спорить с главным героем. Однако большинство конфликтов не несут в себе особой угрозы сплоченности отряда, многие острые углы удается сгладить на месте (спасибо навыкам убеждения), ну а если на вас уж совсем обиделись, прямо так, что хуже некуда, то подарите своему другу-алкоголику бутылку вина, а барду-святоше - статуэтку Андрасте, и жизнь станет чуточку теплее.
Веселые ребята.
Огр эффектен во всём.
Эффектно убивает, эффектно умирает.
Кандидаты в партию подобрались самые что ни на есть типичные для Bioware. Как ни странно, наиболее необычным персонажем является ведьма Морриган. Однако за циничными взглядами на жизнь и необычным для Bioware женским типажом скрывается гостья из Final Fantasy X – ведьма Лулу. Та, правда, была личностью гораздо более глубокой и непростой, не скатывалась к пошлому нигилизму, однако внешнее сходство героинь очевидно. Не стала новостью и затаившаяся в скачиваемом контенте (почти цитата заявления издателей/разработчиков Dragon Age: «…Шейла является неотъемлемой частью сюжета DA:O…») голем Шейла, которая ненавидит птиц, гадивших на нее последние лет тридцать, а также называет все одушевленные предметы средним родом. Старина HK-47, ты?
Далее можно перечислять без расшифровки: Лелиана-Имоен, Винн – «светлый» симбиоз главного плохиша из KotOR2 и девочки из Jade Empire, Алистер – персонаж, встречающийся вообще в любой игре Bioware, угрюмый воин загадочной расы кунари и наемный убийца – никаких новостей, в общем. К счастью, одаривание разных товарищей различными же подарками, а также задушевные беседы и совместные походы по подземельям и крепостям сближают главного героя со своими партийцами. Они начинают рассказывать интересные истории, давать увлекательные задания, а Лелиана однажды даже исполнила великолепную песню у костра. Несмотря на возможность заняться (даже) межрасовым сексом в том числе и с персонажем того же пола, что и главный герой (без комментариев), а также обилием вариантов концовки игры, Dragon Age всё равно не дотянула до целомудренной и линейной десятой «финалки», в котором каждая сцена – будто вырезана из кинофильма, каждая смерть – настоящая трагедия.
Много лет спустя.
Так или иначе, но Морриган, очевидно, еще скажет свое веское слово.
В будущем.
Bioware частично ушла от концепции «говорящих голов», а потому диалоги Dragon Age теперь более-менее похожи на разговор живых людей, а не прибитых к полу манекенов. Персонажи хмурятся, разглядывают предметы обстановки, отходят, чтобы что-то показать персонажу… Вообще, еще Dragon Age 2004 года выглядел весьма мощной игрушкой в плане графики, однако то, что мы имеем сейчас… Часто ли вы рассматриваете потолки в РПГ? В изометрических, понятное дело, никогда, однако в ПК-версии Dragon Age одним движением колесика мышки можно убрать камеру из-за спины персонажа и повесить ее под потолком. И наоборот. Тогда перед вашим взором предстанет действительно величественная картина парящих в воздухе предметов (речь идет о конкретной локации, а не глюках игры), великолепные батальные сцены, приправленные отличными спецэффектами, и многое-многое другое.
При этом игра на удивление непрожорлива и бежит заметно быстрее Mass Effect’а, хотя последний, очевидно, скорее шутер, нежели РПГ, а потому в нем падение FPS для игрового процесса особенно критичны. Dragon Age никуда не торопится: подобно своим предшественникам на Infinity, игра позволяет подвесить себя на паузу, а затем сколь угодно долго просчитывать дальнейшие действия персонажей, копаться в рюкзаке (один на весь отряд!) и накладывать заклинания. Разработчики пошли на сознательные упрощения – да что там упрощения, не в D&D играем всё-таки, - а потому смерть, извините, несмертельна, раны зарастают сами собой, а заклинания и умения после активации не «забываются» - просто приходится немного подождать. Единственный недостаток состояния «смерть» - получение увечья после возрождения. Сломанные руки и ноги, выбитый глаз и раскроенный череп вполне очевидно не делают персонажа сильнее, быстрее или умнее, а потому от таких неприятных… «статусов» надо поскорее избавляться. Аптечками. Однако всю игру очевиден дефицит не только аптечек и припарок (читай: замены целебных эликсиров), но и ингредиентов для их изготовления. Всё это добро в огромном количестве будет предоставлено игроку ближе к финалу, до этого – ни-ни.
Да и бои, надо сказать, не сахар. Разработчики избавились от анекдотично-идиотских потасовок из «невервинтера», и перед нами предстал *почти* Baldur’s Gate: почти такой же сложный, интересный и глубокий, в котором очередного босса или мини-босса не завалить банальным выделением всех рамкой и последующим закликиванием вражьей морды. Враги умело калечат партийцев, в чем им оказывает поддержку искусственный интеллект напарников. Хотя поведение партийцев можно настроить на манер FFXII, те не всегда в нужной очередности выполняют поставленные задачи. Дабы швырнуть огненный шар, Морриган может убежать в соседнюю комнату, Алистер начинает лупить не того, кого надо, а Винн вместо того, чтобы высасывать жизнь у врага, начинает банально лечить саму себя. Рвем волосы и лезем в настройки интеллекта: надо быть очень хорошим тактиком, чтобы выставить условия оптимально, раз и навсегда. Это, наверное, невозможно, но ведь во времена BG поведением персонажей никто особо не занимался, а управлять вручную четырьмя персонажами, на мой взгляд, не так трудно, как рулить оравой из шести человек.
Трудности перевода.
Лица, неприятные во всех отношениях.
Dead Space и Mirror’s Edge – славная история EA Russia, Dragon Age – ее суровое настоящее. Даже если набрать полные легкие воздуха, то всё равно не получится за один раз перечислить все те огрехи локализации, с которыми мне пришлось столкнуться по ходу игры. А ведь я не испробовал все возможные (господи, сколько же их?) варианты состава партий с учетом происхождения главного героя… Эта локализация – одно из самых позорных событий в истории не только ЕА, но и всего российского рынка видеоигр в целом. Безальтернативные русская озвучка и русские тексты – небольшая беда для обладателей ПК-версии, ведь всегда *можно* раздобыть где-нибудь англофикатор и поиграть в свое удовольствие. Не повезло тем, кто не знает английского языка. Сочувствую консольщикам: для них игра дороже в три раза, при этом им полагаются все те же «бонусы» отечественных переводчиков. Кстати, если в приставочные издания дополнительный контент также не включен, то это значит, что его надо отдельно скачивать, а Xbox Live в России до сих пор *как бы* нет.
Многие актеры с трудом читают текст, который довольно часто не совпадает с титрами. Случаи, когда голос за кадром вдруг спотыкается на слове и начинает всё по новой, либо говорит совсем не то, что надо, еще лучше – с другой интонацией и вообще ДРУГИМ (!) голосом, – не редкость. Тексты изобилуют опечатками, персонажи (и в титрах, и в озвучке) постоянно путают пол главного героя. В общем, за 900 рублей нам предлагается ширпотребный перевод качества, прости господи, худшего, нежели у Фаргуса в лучшие его годы. При этом локализация, безусловно, не способна полностью испортить отношение к игре, а некоторые голоса – Морриган, Винн, Лелиана - так и просто отлично подобраны. Но, но, но… Вообще, не очень понятно: создатели игры пригласили лингвистов, чтобы те создали языки для местных жителей, – такое происходит с Bioware не первый раз между прочим, - однако приличных переводчиков и лиц, ответственных за локализацию, ЕА в России найти, видимо, не удалось.
Не обошлось без ляпов родных: неправильные записи об уже завершенных квестах в дневнике, битые скрипты, возможность поговорить с трупами некоторых ключевых персонажей (при этом активируется сценка со всем антуражами: противниками, обстановкой и тому подобным). Один раз мне встретилась эльфийка в коридоре дворца Эамона. Поговорил. Она ушла в другую комнату. Пошел за ней, поговорил. По окончании разговора неизвестная сила телепортировала нас обратно в коридор.
Это только Начало.
Под открытым небом происходит меньшая часть боев,
однако это не мешает магам применять свои заклинания где угодно,
не опасаясь сообщений, в которых утверждается, что в домашних условиях
испепелить врага молнией не получится.
То, что это только начало, понятно не только из заголовка, но и из многочисленных реплик большинства действующих лиц в финале игры, а также из выполненного в стиле Fallout 2 послесловия с картинками и скупым текстом в духе «после битвы все разбрелись куда глаза глядят».
Конечно, меня безмерно раздражает NPC, который стоит в лагере партии и просит помочь ему в «одном важном деле, кстати, его еще надо скачать, с вас десять баксов, пожалуйста». Конечно, раздражает скачущая, ничем не оправданная сложность: почему в начале легко, в середине сложно, в конце – легче легкого? Раздражает то, что мало предметов, раздражает то, что полноценный город – всего один, да и тот по размерам не чета стольному граду Балдурс Гейт. Раздражителей – множество. Но главный – тот факт, что игра всё-таки закончилась.
Никакой это не балдурсгейтзаменитель, но на фоне последних экспериментов Bioware – более чем достойная игрушка. Она увлекательнее Nevewinter Nights, сложнее Knights of the Old Republic, в ней приличная по меркам Jade Empire ролевая система, да и сама игра, в отличие от Mass Effect, ролевая. Таких событий в жанре в нынешние времена днем с огнем не сыщешь, разве что Drakensang вспоминается, но он Dragon Age, к сожалению, не конкурент. А весь негатив, как показало близкое знакомство с игрой, накопился именно благодаря неумелым стараниям ЕА и Bioware раскрутить Dragon Age: ЕА-то за последние годы уже и позабыла, что у нее иногда выходят отличные игры, вот и стала по традиции раскручивать DA как распоследний шлак. А тут вдруг такое…
Когда будет сиквел – решительно непонятно, однако уже сейчас ясно, что между DA и DA2 разместится целая вереница мини-дополнений по грабительским по своей сути ценам. Если вам не претит играть в изуродованную локализаторами игру, которую вам даже в случае покупки, по сути дела, продают не полностью, то Dragon Age – это ваш выбор. Ну, нужно же чем-то себя занять в перерывах между очередными прохождениями Baldur’s Gate...
Dragon Age: Детство.
Ближний бой для лучника - не проблема.
Были бы навыки...
В 2004 году Dragon Age предстал перед журналистами проектом, над которым работали полтора года с прицелом исключительно на PC. Анонс порадовал поклонников творчества Bioware – а у авторов Knights of the Old Republic и дилогии Baldur’s Gate в обязательном порядке должны быть толпы почитателей, - обещаниями «вернуться к истокам», камерой, которую можно было расположить в типичной для 90-х годов позиции «три четверти», и парой героев в синих костюмах, бегущих куда-то по длинному и узкому мостику.
Затем игра исчезла непонятно куда: Bioware не могла найти издателя для своего амбициозного проекта, но в конце концов талантливых врачей прикупила ЕА и дала всем понять, что проекту – быть. Должно быть, что в местах, недоступных для глаз простых смертных, состоялось подписание секретного протокола, по которому Dragon Age продавала душу дьяволу и становилась очередным ролевым НЕэксклюзивом. Но тогда об этом еще никто не знал: Origins объявилась только в 2008 году с твердым намерением выйти в начале 2009 года.
Затем ЕА, которую общественное мнение якобы вынудило отказаться от идеи защиты с использованием Интернет-соединения, отложила выход игры на конец года. Более того, стало известно, что игра не только перестала быть PC-only, но и приставочные версии выйдут одновременно с Dragon Age для персональных компьютеров. Похоже, что именно по этой причине релиз и откладывали – игра была уже готова, но ЕА отчего-то захотела выдать все три издания разом.
Сколь веревочке ни виться - всё равно придет конец. За столь длительное время разработки мир Dragon Age оброс уймой околоигровых подробностей: настольные игры, книги, прочие мелочи жизни, с радостью воспринятые фанатами еще не вышедшей на свет игры. Куда катится мир: проект начинает приносить какой-никакой доход еще ДО своего релиза. Удивительные заявления ЕА и Bioware о том, что в игру не вошла часть контента, похоже, не расстроила западного игрока, потому что после выхода игры ЕА примерно через неделю после старта продаж отрапортовала о более чем миллионной прибыли с продаж копеечных загружаемых дополнений. Как вы считаете – у привычных нам с вами адд-онов и expansion pack’ов много шансов выжить в борьбе с «локацией за 3 бакса» или «колечком за 50 центов»?
Однако мой скепсис в отношении Dragon Age отчасти удалось перебороть благодаря тому, что игра и без загружаемых дополнений смотрится вполне неплохо. Создается ощущение, что главным проектом текущего десятилетия для Bioware был именно Dragon Age, а все остальные игры – Jade Empire, Mass Effect – служили испытательным полигоном, на котором канадцы проверяли некоторые свои идеи и задумки. Не обошлось и без заимствования идей у коллег по ту сторону Тихого океана… Но обо всем по порядку. Удалось ли разработчикам превзойти собственный хит более чем десятилетней давности? Так как перед нами игра, которую Запад, в большинстве своем проигнорировавший «Ведьмака», почти наверняка обзовет лучшей ролевой игрой десятилетия (как минимум – пятилетки), ответ будет комплексным и развернутым.
Проклятые земли.
Графика качественного скачка не совершила.
Но выглядит всё равно приятно.
Когда на Ферелден обрушиваются силы зла, на защиту человечества встает орден Серых Стражей – людей (формально – не только людей), которые посвятили себя борьбе с чудовищами из подземных глубин. Последние несколько сотен лет у Стражей работы было немного: редкие исчадия скверны добегали до городских ворот стольного града Денерима, но всё поменялось, когда пришел Он. Архидемон, могущественный монстр, поднявший за собой орду мерзких тварей и ознаменовавший своим появлением начало нового Мора. Здраво рассудив, что биться с монстрами надо сейчас, когда еще есть шанс остановить зарождающийся Мор, король Ферелдена при поддержке немногочисленных Стражей дает бой силам тьмы. Но внезапное предательство ближайшего к королю полководца, героя государства, имеющего собственное представление о том, как надо спасать страну, погубило монарха, его армию и почти всех ферелденских Серых Стражей. Выжить удалось только двоим: молодому Стражу Алистеру и новичку ордена…
Впрочем, сюжет игры начинается несколько раньше – примерно за 2-4 часа до трагической гибели короля. Именно эти первые часы и определят некоторые тонкости развития сюжета в игре: несмотря на то, что в целом двигаемся мы из А в Б, прийти в пункт назначения можно разными путями. Так, например, люди презирают эльфов – лиц второго сорта, народ, разделенный многовековыми бедами и несправедливостями: часть остроухих обитает в бедном квартале Денерима – эльфинаже, другие когда-то бессмертные существа отправились путешествовать по лесам в надежде когда-нибудь отомстить людям. Гномы – ничего стандартнее придумать просто нельзя - живут в горах, презирают всех «наземников» и боятся выходить на поверхность, потому что небо им кажется недостаточно устойчивым. Поделенные на кланы с четко выраженной иерархией, гномы постоянно воюют с порождениями тьмы, которые для людей и эльфов являются великим бедствием два-три раза в тысячу лет, но в передовых отрядах гномов день считается неудачным, если ты с утра не проломил несколько десятков вражеских черепов.
Понятное дело, что при таком раскладе стартовые условия для разных рас будут несколько… различными. Впрочем, на них скажется не только раса, но и класс, а также пол главного героя. С классами, равно как и со всей ролевой системой в целом, Bioware решила долго не возиться, а потому на выбор предлагается джентльменский набор почти любой РПГ: воин, маг, вор. В будущем каждый класс получает по два очка на развитие каких-нибудь особенных навыков: если удастся найти нужную книжку или ваш пьяный сопартиец в редком состоянии трезвости ума решит обучить вас навыкам берсерка, то среди цепочек навыков появится еще одна - так сказать, продвинутая. Однако в целом и навыков, и заклинаний достаточно мало: каждый уровень маг выбирает одно заклинание, воин – умение, но все они раньше или встречались в других играх Bioware, или не находят особого применения в процессе игры.
Судите сами. Маги в Dragon Age суть симбиоз D&D’ных клириков и колдунов: лечат, калечат, заклинания покупать не должны. Без такого персонажа (а лучше – двух) прохождение в разы усложнится: «хилер», замораживающий врагов и одним движением руки сметающий целые отряды слабых тварей, – боец важный и полезный. Без воинов, понятное дело, тоже никуда, и желательно, чтобы один, «прикрывшись» оборонительными навыками, отвлекал на себя противников, а второй лупил всех подряд, и чем сильнее – тем лучше, можно даже в ущерб защите. Выходит, что четыре персонажа, которые значительно облегчат прохождение, – уже есть. Вот и всё, собственно, вакантных мест в партии больше нет, а за бортом остается целый класс разбойников/воров/бардов – товарищей, безусловно, полезных, но если учесть, что в ферелденских сундуках (почему-то невскрываемых силой) мышь повесилась, а все неприятности, которые чинит на вашем пути очередная ловушка, нивелируются регенерацией здоровья и маны/выносливости, то необходимость использования жриц кинжалов и проповедников backstab’а оказывается под вопросом.
И в конце хочу напомнить: Карфаген должен быть уничтожен.
Впрочем, всё вышесказанное - дело вкуса и личных предпочтений. Если человек прошел весь BG одним магом, то и Dragon Age ему наверняка покорится, будь он хоть колдун, хоть бродячий менестрель с лютней. В конечном счете, главное, на что делали акцент все те, кто хоть немного причастен к раскрутке Dragon Age, – «взрослость» сеттинга в целом и игры в частности. Сколько я ни копался в своей памяти - так и не вспомнил, в какой ролевой игре эльфы танцевали на лугах, но пиарщики Bioware продолжали упорствовать: такого вы еще не видели. На деле бомба оказалась пшиком, хлопушкой, шутихой, но никак не переходом от, кстати, весьма мрачных Shadows of Amn и Throne of Bhaal к действительно «темному» фэнтези. Dragon Age от души поливает всех действующих лиц кровью, смакует убиение очередного огра в высосанном из пальца slo-mo, демонстрирует эффектные протыкания/отрезания/разрубания. Однако еще в BG критический удар мог привести к разрыву противника на кусочки, а DA отличается от своего родственника разве что качеством графики и положением камеры.
По-настоящему вся «взрослость» должна была проявиться в диалогах и квестах, авторы которых, очевидно, не имеют ни малейшего представления о «Ведьмаке», хотя поляки весьма тесно сотрудничали с канадцами в ходе разработки своего проекта. Типичный для подобного сюжета язык диалогов, обычные задания «убей» да «принеси» - перед нами чистейшей воды эпическое фэнтези, то самое, в котором эльф сначала разрубает орк… извините, порождение тьмы мечом, а затем отирает кровь с лица и идет танцевать на лугах.
Почти в каждой ситуации есть более чем два возможных выхода. Это, между прочим, не новость даже для самой Bioware, но преподается некоторыми журналистами так, будто то ли такого еще никогда не было, то ли никто из нас не играл в Fallout и Fallout 2. Станете ли вы принимать деньги из лап демона, если будете знать, что вам за это ничего не будет? В перспективе он, вероятно, кого-то грохнет, съест или, в крайнем случае, склонит к однополому браку, однако мне все эти безусловно опасные перспективы не помешали пойти на сделку с монстром, который в ином случае достаточно больно отомстил бы моей партии. И вот игра пройдена, а «плохой» выбор так и не аукнулся. Даже если что-то от моего решения в данном случае и зависело, я об этом не узнал, а значит, имею право считать, что делать в данном случае можно что угодно и не бояться попасть впросак в будущем.
Таких примеров – множество. Убить заразившегося скверной гнома, а затем сказать его матери, что он еще жив, – награда обеспечена, мамашка сгинет в темных туннелях под Орзаммаром. Совершить темный ритуал, который, вероятно, в будущем (где-нибудь в Dragon Age 2 или 3 – не раньше) отзовется гулким эхом, однако на данный момент способен спасти жизни тебе и твоим товарищам? Легко. Казнить сдавшегося злодея? Запросто. В таких случаях в ком-нибудь из членов отряда просыпается совесть, и он начинает спорить с главным героем. Однако большинство конфликтов не несут в себе особой угрозы сплоченности отряда, многие острые углы удается сгладить на месте (спасибо навыкам убеждения), ну а если на вас уж совсем обиделись, прямо так, что хуже некуда, то подарите своему другу-алкоголику бутылку вина, а барду-святоше - статуэтку Андрасте, и жизнь станет чуточку теплее.
Веселые ребята.
Огр эффектен во всём.
Эффектно убивает, эффектно умирает.
Кандидаты в партию подобрались самые что ни на есть типичные для Bioware. Как ни странно, наиболее необычным персонажем является ведьма Морриган. Однако за циничными взглядами на жизнь и необычным для Bioware женским типажом скрывается гостья из Final Fantasy X – ведьма Лулу. Та, правда, была личностью гораздо более глубокой и непростой, не скатывалась к пошлому нигилизму, однако внешнее сходство героинь очевидно. Не стала новостью и затаившаяся в скачиваемом контенте (почти цитата заявления издателей/разработчиков Dragon Age: «…Шейла является неотъемлемой частью сюжета DA:O…») голем Шейла, которая ненавидит птиц, гадивших на нее последние лет тридцать, а также называет все одушевленные предметы средним родом. Старина HK-47, ты?
Далее можно перечислять без расшифровки: Лелиана-Имоен, Винн – «светлый» симбиоз главного плохиша из KotOR2 и девочки из Jade Empire, Алистер – персонаж, встречающийся вообще в любой игре Bioware, угрюмый воин загадочной расы кунари и наемный убийца – никаких новостей, в общем. К счастью, одаривание разных товарищей различными же подарками, а также задушевные беседы и совместные походы по подземельям и крепостям сближают главного героя со своими партийцами. Они начинают рассказывать интересные истории, давать увлекательные задания, а Лелиана однажды даже исполнила великолепную песню у костра. Несмотря на возможность заняться (даже) межрасовым сексом в том числе и с персонажем того же пола, что и главный герой (без комментариев), а также обилием вариантов концовки игры, Dragon Age всё равно не дотянула до целомудренной и линейной десятой «финалки», в котором каждая сцена – будто вырезана из кинофильма, каждая смерть – настоящая трагедия.
Много лет спустя.
Так или иначе, но Морриган, очевидно, еще скажет свое веское слово.
В будущем.
Bioware частично ушла от концепции «говорящих голов», а потому диалоги Dragon Age теперь более-менее похожи на разговор живых людей, а не прибитых к полу манекенов. Персонажи хмурятся, разглядывают предметы обстановки, отходят, чтобы что-то показать персонажу… Вообще, еще Dragon Age 2004 года выглядел весьма мощной игрушкой в плане графики, однако то, что мы имеем сейчас… Часто ли вы рассматриваете потолки в РПГ? В изометрических, понятное дело, никогда, однако в ПК-версии Dragon Age одним движением колесика мышки можно убрать камеру из-за спины персонажа и повесить ее под потолком. И наоборот. Тогда перед вашим взором предстанет действительно величественная картина парящих в воздухе предметов (речь идет о конкретной локации, а не глюках игры), великолепные батальные сцены, приправленные отличными спецэффектами, и многое-многое другое.
При этом игра на удивление непрожорлива и бежит заметно быстрее Mass Effect’а, хотя последний, очевидно, скорее шутер, нежели РПГ, а потому в нем падение FPS для игрового процесса особенно критичны. Dragon Age никуда не торопится: подобно своим предшественникам на Infinity, игра позволяет подвесить себя на паузу, а затем сколь угодно долго просчитывать дальнейшие действия персонажей, копаться в рюкзаке (один на весь отряд!) и накладывать заклинания. Разработчики пошли на сознательные упрощения – да что там упрощения, не в D&D играем всё-таки, - а потому смерть, извините, несмертельна, раны зарастают сами собой, а заклинания и умения после активации не «забываются» - просто приходится немного подождать. Единственный недостаток состояния «смерть» - получение увечья после возрождения. Сломанные руки и ноги, выбитый глаз и раскроенный череп вполне очевидно не делают персонажа сильнее, быстрее или умнее, а потому от таких неприятных… «статусов» надо поскорее избавляться. Аптечками. Однако всю игру очевиден дефицит не только аптечек и припарок (читай: замены целебных эликсиров), но и ингредиентов для их изготовления. Всё это добро в огромном количестве будет предоставлено игроку ближе к финалу, до этого – ни-ни.
Да и бои, надо сказать, не сахар. Разработчики избавились от анекдотично-идиотских потасовок из «невервинтера», и перед нами предстал *почти* Baldur’s Gate: почти такой же сложный, интересный и глубокий, в котором очередного босса или мини-босса не завалить банальным выделением всех рамкой и последующим закликиванием вражьей морды. Враги умело калечат партийцев, в чем им оказывает поддержку искусственный интеллект напарников. Хотя поведение партийцев можно настроить на манер FFXII, те не всегда в нужной очередности выполняют поставленные задачи. Дабы швырнуть огненный шар, Морриган может убежать в соседнюю комнату, Алистер начинает лупить не того, кого надо, а Винн вместо того, чтобы высасывать жизнь у врага, начинает банально лечить саму себя. Рвем волосы и лезем в настройки интеллекта: надо быть очень хорошим тактиком, чтобы выставить условия оптимально, раз и навсегда. Это, наверное, невозможно, но ведь во времена BG поведением персонажей никто особо не занимался, а управлять вручную четырьмя персонажами, на мой взгляд, не так трудно, как рулить оравой из шести человек.
Трудности перевода.
Лица, неприятные во всех отношениях.
Dead Space и Mirror’s Edge – славная история EA Russia, Dragon Age – ее суровое настоящее. Даже если набрать полные легкие воздуха, то всё равно не получится за один раз перечислить все те огрехи локализации, с которыми мне пришлось столкнуться по ходу игры. А ведь я не испробовал все возможные (господи, сколько же их?) варианты состава партий с учетом происхождения главного героя… Эта локализация – одно из самых позорных событий в истории не только ЕА, но и всего российского рынка видеоигр в целом. Безальтернативные русская озвучка и русские тексты – небольшая беда для обладателей ПК-версии, ведь всегда *можно* раздобыть где-нибудь англофикатор и поиграть в свое удовольствие. Не повезло тем, кто не знает английского языка. Сочувствую консольщикам: для них игра дороже в три раза, при этом им полагаются все те же «бонусы» отечественных переводчиков. Кстати, если в приставочные издания дополнительный контент также не включен, то это значит, что его надо отдельно скачивать, а Xbox Live в России до сих пор *как бы* нет.
Многие актеры с трудом читают текст, который довольно часто не совпадает с титрами. Случаи, когда голос за кадром вдруг спотыкается на слове и начинает всё по новой, либо говорит совсем не то, что надо, еще лучше – с другой интонацией и вообще ДРУГИМ (!) голосом, – не редкость. Тексты изобилуют опечатками, персонажи (и в титрах, и в озвучке) постоянно путают пол главного героя. В общем, за 900 рублей нам предлагается ширпотребный перевод качества, прости господи, худшего, нежели у Фаргуса в лучшие его годы. При этом локализация, безусловно, не способна полностью испортить отношение к игре, а некоторые голоса – Морриган, Винн, Лелиана - так и просто отлично подобраны. Но, но, но… Вообще, не очень понятно: создатели игры пригласили лингвистов, чтобы те создали языки для местных жителей, – такое происходит с Bioware не первый раз между прочим, - однако приличных переводчиков и лиц, ответственных за локализацию, ЕА в России найти, видимо, не удалось.
Не обошлось без ляпов родных: неправильные записи об уже завершенных квестах в дневнике, битые скрипты, возможность поговорить с трупами некоторых ключевых персонажей (при этом активируется сценка со всем антуражами: противниками, обстановкой и тому подобным). Один раз мне встретилась эльфийка в коридоре дворца Эамона. Поговорил. Она ушла в другую комнату. Пошел за ней, поговорил. По окончании разговора неизвестная сила телепортировала нас обратно в коридор.
Это только Начало.
Под открытым небом происходит меньшая часть боев,
однако это не мешает магам применять свои заклинания где угодно,
не опасаясь сообщений, в которых утверждается, что в домашних условиях
испепелить врага молнией не получится.
То, что это только начало, понятно не только из заголовка, но и из многочисленных реплик большинства действующих лиц в финале игры, а также из выполненного в стиле Fallout 2 послесловия с картинками и скупым текстом в духе «после битвы все разбрелись куда глаза глядят».
Конечно, меня безмерно раздражает NPC, который стоит в лагере партии и просит помочь ему в «одном важном деле, кстати, его еще надо скачать, с вас десять баксов, пожалуйста». Конечно, раздражает скачущая, ничем не оправданная сложность: почему в начале легко, в середине сложно, в конце – легче легкого? Раздражает то, что мало предметов, раздражает то, что полноценный город – всего один, да и тот по размерам не чета стольному граду Балдурс Гейт. Раздражителей – множество. Но главный – тот факт, что игра всё-таки закончилась.
Никакой это не балдурсгейтзаменитель, но на фоне последних экспериментов Bioware – более чем достойная игрушка. Она увлекательнее Nevewinter Nights, сложнее Knights of the Old Republic, в ней приличная по меркам Jade Empire ролевая система, да и сама игра, в отличие от Mass Effect, ролевая. Таких событий в жанре в нынешние времена днем с огнем не сыщешь, разве что Drakensang вспоминается, но он Dragon Age, к сожалению, не конкурент. А весь негатив, как показало близкое знакомство с игрой, накопился именно благодаря неумелым стараниям ЕА и Bioware раскрутить Dragon Age: ЕА-то за последние годы уже и позабыла, что у нее иногда выходят отличные игры, вот и стала по традиции раскручивать DA как распоследний шлак. А тут вдруг такое…
Когда будет сиквел – решительно непонятно, однако уже сейчас ясно, что между DA и DA2 разместится целая вереница мини-дополнений по грабительским по своей сути ценам. Если вам не претит играть в изуродованную локализаторами игру, которую вам даже в случае покупки, по сути дела, продают не полностью, то Dragon Age – это ваш выбор. Ну, нужно же чем-то себя занять в перерывах между очередными прохождениями Baldur’s Gate...
Автор: katarn
Дата: 26.11.2009