Раздвинуть границы дозволенного и преодолеть узость жанрового мышления – задача непосильная для большей части игр вообще, не только тех, что выходят в этом тысячелетии. Кто-то просто хорошо подстраивается под общепризнанные стандарты, как это случилось с Trine, кому-то удается несколько расширить восприятие жанра за счет необычных идей – пожалуйте к Braid. И только один современный платформер предлагает игроку задействовать его фантазию по полной, ведь в этой игре весь мир – театр, а люди в нем – картонные декорации, на которые так весело клеить забавные стикеры.
LittleBigPlanet.
МаленькийБольшойХит.
Когда в последний раз картонные персонажи были *достоинством* игры?
Не знаю, как и чем производила фурор LittleBigPlanet на PS3 в 2008 году, но все, кто хоть сколько-нибудь интересуется консольными видеоиграми, наверняка слышали об этом проекте, который словом менее громким, нежели «хит», никто не называл. И верно, а как еще относиться к игре – несомненно, высочайшего качества, - которая прямо-таки подталкивает игроков к творческим экспериментам? Главный герой – Сэкбой (Sackboy) – почти сразу же стал культовым персонажем, эдаким маскотом нового поколения приставок от Sony, которого не стыдно поставить в один ряд с Марио и Соником. И уж совсем удивительное дело: только сейчас имя Марка Хилли стало достоянием широкой общественности, хотя этот дизайнер приложил руку к таким, мягко говоря, известным играм, как Dungeon Keeper, Black & White и Fable.
Всё течет, всё изменяется – казалось, что Сэкбой навеки останется наградой для избранных, святым Граалем элитарного кружка обладателей PS3, но плох тот солдат, который не хочет стать генералом: игра всё-таки переползла на родственную платформу. Чего греха таить – на PSP трудно найти более увлекательную, интересную и глубокую игру, вполне вероятно, что LittleBigPlanet входит в пятерку проектов, из-за которых, собственно, и стоит покупать эту игровую приставку. Хотя игра и не является эксклюзивом платформы, PSP-версия, если верить анонсам, несколько отличается от «большого» оригинала. Хотя одна только возможность очутиться в чудесном мире LittleBigPlanet в любое время и в любом месте уже сама по себе является огромным преимуществом версии игры для портативной приставки.
Галопом по Европам.
Некоторые события достаточно сложно описать словами.
На экране происходит нечто фееричное - и точка.
В мире LittleBigPlanet верховодят Создатели – товарищи весьма разнообразные в своих фантазиях, но удивительно похожие в плане проблем. Всё у них не так. У часовщика Ганса сынок куда-то пропал, а американскому режиссеру надобно фильм снять – одним дублем, потому что пленки маловато. Помочь в этом им может только одно существо – единственный и неповторимый Сэкбой, тряпичный человечек, который является крупным специалистом в области сыска, ремонта подвижного состава воздухоплавательных парков и промышленной безопасности детских аттракционов.
Во всей игре – он один по-настоящему живой персонаж, хотя подобное заявление звучит странно в отношении существа, произведенного на свет двумя спицами. Процесс прохождения в LittleBigPlanet по ощущениям напоминает игру в самые обычные детские игрушки. В ход идет всё: кубики, куклы, солдатики, хлам из кармана, мотки ниток, папин тапок, спинка кресла. Из всех этих строительных материалов возводится волшебный мир, в котором заложена своя, уникальная логика и действует своя, неподвластная университетам физика. И вот уже пластиковый солдатик весело прыгает по кубикам в поисках принцессы – куклы, украденной у младшей сестры. Это вариант для тех, у кого с фантазией всё в порядке.
Видеоигра же отличается от подобных игрищ тем, что ничего выдумывать не надо: за вас дизайнеры всё продумали и просчитали заранее. Набор определенных условностей – картонные декорации, персонажи, предметы, какие-то валики из *на вид* пористого материала, что-то очень горячее, что-то неприятно наэлектризованное, – из всего этого барахла и составляются удивительные образы обитателей Австралии, Евразии, Африки, обеих Америк. Абстрактность окружения ни в коем случае не подчеркивается технологической отсталостью – наоборот. Все острые углы или, обратно, правильные сферические поверхности, все детали, задники прорисованы с достойным уважения усердием и любовью. Дым, которым заполняется половина экрана в тех случаях, когда Сэкбой находит реактивный ранец, так и вовсе вызывает бурный восторг: такое не то что на PSP – на «больших» платформах мало где увидишь. И это правильно – фантазия, пусть и умышленно упрощенная, должна подаваться красиво.
Новая Фантазия.
Сначала LittleBigPlanet кажется очень простой - возмутительно простой - игрой,
но со временем всё встает на свои места, хотя кусать локти и биться над одним уровнем
месяц не придется совершенно точно.
Специально для управления настроением Сэкбоя разработчики выделили игроку целую крестовину. Ему весело или грустно, он кого-то боится или, наоборот, – пугает. Мелочь, которая вообще никаким образом не помогает пройти (или, возможно, «завалить») уровень. Но такие вещи только лишь усиливают обратную связь со своим подопечным – забавным вязаным человечком, который так любит всем помогать. И хотя переодевание Сэкбоя в различные костюмы является одной из главных особенностей игры, лично мне его «стандартный» вязаный *костюмчик* нравится более остальных – настолько милого, очаровательного, добродушного персонажа в играх не было… ну… давно.
Хотя формально всё довольно просто: платформер - он и есть платформер, как его ни верти. Но в случае с LittleBigPlanet речь идет о стандартном «плоском» платформере, в котором появилась возможность делать шаги не только «влево-вправо», но и… «вперед-назад». Не вполне полноценное 3D – скорее некий довольно редкий «промежуточный» этап, который, не превращая игру в полностью трехмерное насилие игрока камерой и управлением, позволяет в два раза увеличить игровое пространство.
Стандартные для платформеров ловушки – колья, озера из лавы или (почему-то) бьющий током лед – не попытка отослать игрока в начало уровня, но гарантированный билет до ближайшего чекпоинта. Хотя может показаться, что в нагромождении картонных декораций, вероятно, сложно разобраться в том, чего же от тебя хотят, по прошествии десяти минут игры удается не только вжиться в образ маленького супергероя, но и научиться мыслить, как создатели игры. И сразу же испытания на время (никаких пошлых «game over» - просто бонусных очков в случае провала не выделят, и только) проходятся быстро, а смертоносные ловушки перестают раздражать и бесить необходимостью уже десятый раз прыгать через две плафтормы, чтобы в десятый раз не допрыгнуть до третьей.
На лицо прекрасный – прекрасный и внутри.
Философия LittleBigPlanet не позволяет персонажу *умереть*.
Он скорее *уходит*, чтобы тут же *возродиться*.
Нужное настроение создается не столько отличным управлением, которое, в кой-то веки, не портит впечатление от очередного проекта для PSP, но великолепной музыкой, которая не только соответствует общему впечатлению от очередного уровня, но даже усиливает его, делает буквально осязаемой легкость бытия по ту сторону экрана. Музыка, которая работает на общее дело, – не редкий случай в *отличных* видеоиграх, но в LittleBigPlanet она играет особую роль, которую передать словами просто невозможно.
Путешествие по миру LittleBigPlanet не заканчивается после прохождения «сюжетных» эпизодов – можно снова и снова перепроходить отдельные этапы, дабы набрать 100% призов и побить собственные рекорды набранных очков, можно по новой начинать игру с чистого листа, дабы насладиться приятным голосом Стивена «Дживса» Фрая либо его российским аналогом, который, в кой-то веки, не раздражает, не удивляет, не поражает бездарностью – наоборот, мягко и приятно вводит в курс дела свежесшитого Сэкбоя на приятном русском языке.
Когда речь идет о LittleBigPlanet, то надо понимать, что это не просто *хороший* платформер, – это очень добрая, уютная и расслабляющая атмосфера счастья и радости, в которую обязательно захочется окунуться вновь сразу после первого же нырка. Подобные розовые сопли могут возмутить поклонников мяса, крови или женских бюстов – для них в LittleBigPlanet не припасли *ни-че-го*, что не мешает этой игре быть одним из лучших проектов современности на PSP и PS3. И, пожалуй, даже не только на них.
P.S.:
Самая главная особенность игры – возможность творить собственные миры. Набор базовых «деталек», понятное дело, ограничен, да и PSP-версия несколько отстает в этом смысле от своей старшей инкарнации, однако для того, чтобы растянуть знакомство с LittleBigPlanet не на одну неделю, не обязательно собирать собственные платформы, хитроумные агрегаты и говорящие манекены, обклеивая их стикерами, – достаточно просто выйти в сеть и ознакомиться с сотнями тысяч «миров», созданных другими игроками по всему миру.
LittleBigPlanet.
МаленькийБольшойХит.
Когда в последний раз картонные персонажи были *достоинством* игры?
Не знаю, как и чем производила фурор LittleBigPlanet на PS3 в 2008 году, но все, кто хоть сколько-нибудь интересуется консольными видеоиграми, наверняка слышали об этом проекте, который словом менее громким, нежели «хит», никто не называл. И верно, а как еще относиться к игре – несомненно, высочайшего качества, - которая прямо-таки подталкивает игроков к творческим экспериментам? Главный герой – Сэкбой (Sackboy) – почти сразу же стал культовым персонажем, эдаким маскотом нового поколения приставок от Sony, которого не стыдно поставить в один ряд с Марио и Соником. И уж совсем удивительное дело: только сейчас имя Марка Хилли стало достоянием широкой общественности, хотя этот дизайнер приложил руку к таким, мягко говоря, известным играм, как Dungeon Keeper, Black & White и Fable.
Всё течет, всё изменяется – казалось, что Сэкбой навеки останется наградой для избранных, святым Граалем элитарного кружка обладателей PS3, но плох тот солдат, который не хочет стать генералом: игра всё-таки переползла на родственную платформу. Чего греха таить – на PSP трудно найти более увлекательную, интересную и глубокую игру, вполне вероятно, что LittleBigPlanet входит в пятерку проектов, из-за которых, собственно, и стоит покупать эту игровую приставку. Хотя игра и не является эксклюзивом платформы, PSP-версия, если верить анонсам, несколько отличается от «большого» оригинала. Хотя одна только возможность очутиться в чудесном мире LittleBigPlanet в любое время и в любом месте уже сама по себе является огромным преимуществом версии игры для портативной приставки.
Галопом по Европам.
Некоторые события достаточно сложно описать словами.
На экране происходит нечто фееричное - и точка.
В мире LittleBigPlanet верховодят Создатели – товарищи весьма разнообразные в своих фантазиях, но удивительно похожие в плане проблем. Всё у них не так. У часовщика Ганса сынок куда-то пропал, а американскому режиссеру надобно фильм снять – одним дублем, потому что пленки маловато. Помочь в этом им может только одно существо – единственный и неповторимый Сэкбой, тряпичный человечек, который является крупным специалистом в области сыска, ремонта подвижного состава воздухоплавательных парков и промышленной безопасности детских аттракционов.
Во всей игре – он один по-настоящему живой персонаж, хотя подобное заявление звучит странно в отношении существа, произведенного на свет двумя спицами. Процесс прохождения в LittleBigPlanet по ощущениям напоминает игру в самые обычные детские игрушки. В ход идет всё: кубики, куклы, солдатики, хлам из кармана, мотки ниток, папин тапок, спинка кресла. Из всех этих строительных материалов возводится волшебный мир, в котором заложена своя, уникальная логика и действует своя, неподвластная университетам физика. И вот уже пластиковый солдатик весело прыгает по кубикам в поисках принцессы – куклы, украденной у младшей сестры. Это вариант для тех, у кого с фантазией всё в порядке.
Видеоигра же отличается от подобных игрищ тем, что ничего выдумывать не надо: за вас дизайнеры всё продумали и просчитали заранее. Набор определенных условностей – картонные декорации, персонажи, предметы, какие-то валики из *на вид* пористого материала, что-то очень горячее, что-то неприятно наэлектризованное, – из всего этого барахла и составляются удивительные образы обитателей Австралии, Евразии, Африки, обеих Америк. Абстрактность окружения ни в коем случае не подчеркивается технологической отсталостью – наоборот. Все острые углы или, обратно, правильные сферические поверхности, все детали, задники прорисованы с достойным уважения усердием и любовью. Дым, которым заполняется половина экрана в тех случаях, когда Сэкбой находит реактивный ранец, так и вовсе вызывает бурный восторг: такое не то что на PSP – на «больших» платформах мало где увидишь. И это правильно – фантазия, пусть и умышленно упрощенная, должна подаваться красиво.
Новая Фантазия.
Сначала LittleBigPlanet кажется очень простой - возмутительно простой - игрой,
но со временем всё встает на свои места, хотя кусать локти и биться над одним уровнем
месяц не придется совершенно точно.
Специально для управления настроением Сэкбоя разработчики выделили игроку целую крестовину. Ему весело или грустно, он кого-то боится или, наоборот, – пугает. Мелочь, которая вообще никаким образом не помогает пройти (или, возможно, «завалить») уровень. Но такие вещи только лишь усиливают обратную связь со своим подопечным – забавным вязаным человечком, который так любит всем помогать. И хотя переодевание Сэкбоя в различные костюмы является одной из главных особенностей игры, лично мне его «стандартный» вязаный *костюмчик* нравится более остальных – настолько милого, очаровательного, добродушного персонажа в играх не было… ну… давно.
Хотя формально всё довольно просто: платформер - он и есть платформер, как его ни верти. Но в случае с LittleBigPlanet речь идет о стандартном «плоском» платформере, в котором появилась возможность делать шаги не только «влево-вправо», но и… «вперед-назад». Не вполне полноценное 3D – скорее некий довольно редкий «промежуточный» этап, который, не превращая игру в полностью трехмерное насилие игрока камерой и управлением, позволяет в два раза увеличить игровое пространство.
Стандартные для платформеров ловушки – колья, озера из лавы или (почему-то) бьющий током лед – не попытка отослать игрока в начало уровня, но гарантированный билет до ближайшего чекпоинта. Хотя может показаться, что в нагромождении картонных декораций, вероятно, сложно разобраться в том, чего же от тебя хотят, по прошествии десяти минут игры удается не только вжиться в образ маленького супергероя, но и научиться мыслить, как создатели игры. И сразу же испытания на время (никаких пошлых «game over» - просто бонусных очков в случае провала не выделят, и только) проходятся быстро, а смертоносные ловушки перестают раздражать и бесить необходимостью уже десятый раз прыгать через две плафтормы, чтобы в десятый раз не допрыгнуть до третьей.
На лицо прекрасный – прекрасный и внутри.
Философия LittleBigPlanet не позволяет персонажу *умереть*.
Он скорее *уходит*, чтобы тут же *возродиться*.
Нужное настроение создается не столько отличным управлением, которое, в кой-то веки, не портит впечатление от очередного проекта для PSP, но великолепной музыкой, которая не только соответствует общему впечатлению от очередного уровня, но даже усиливает его, делает буквально осязаемой легкость бытия по ту сторону экрана. Музыка, которая работает на общее дело, – не редкий случай в *отличных* видеоиграх, но в LittleBigPlanet она играет особую роль, которую передать словами просто невозможно.
Путешествие по миру LittleBigPlanet не заканчивается после прохождения «сюжетных» эпизодов – можно снова и снова перепроходить отдельные этапы, дабы набрать 100% призов и побить собственные рекорды набранных очков, можно по новой начинать игру с чистого листа, дабы насладиться приятным голосом Стивена «Дживса» Фрая либо его российским аналогом, который, в кой-то веки, не раздражает, не удивляет, не поражает бездарностью – наоборот, мягко и приятно вводит в курс дела свежесшитого Сэкбоя на приятном русском языке.
Когда речь идет о LittleBigPlanet, то надо понимать, что это не просто *хороший* платформер, – это очень добрая, уютная и расслабляющая атмосфера счастья и радости, в которую обязательно захочется окунуться вновь сразу после первого же нырка. Подобные розовые сопли могут возмутить поклонников мяса, крови или женских бюстов – для них в LittleBigPlanet не припасли *ни-че-го*, что не мешает этой игре быть одним из лучших проектов современности на PSP и PS3. И, пожалуй, даже не только на них.
P.S.:
Самая главная особенность игры – возможность творить собственные миры. Набор базовых «деталек», понятное дело, ограничен, да и PSP-версия несколько отстает в этом смысле от своей старшей инкарнации, однако для того, чтобы растянуть знакомство с LittleBigPlanet не на одну неделю, не обязательно собирать собственные платформы, хитроумные агрегаты и говорящие манекены, обклеивая их стикерами, – достаточно просто выйти в сеть и ознакомиться с сотнями тысяч «миров», созданных другими игроками по всему миру.
Автор: katarn
Дата: 17.12.2009