Всегда приятно открывать для себя что-то новое в хранилище, казалось бы, весьма старых вещей – пожалуй, в этом и заключается вся прелесть старых игр что на ПК, что на игровых приставках. В прошлом наверняка уже сделали много всего увлекательного и интересного, надо только это «всё» найти. И самому попробовать. Но передать свои ощущения, мысли и эмоции, сформированные очередной игрой, довольно сложно: другому человеку в голову не залезешь, призрачные полунамеки ему могут ничего и не говорить. Почему-то обсуждение именно этой части сериала встречается довольно редко – и очень зря! Потому что опять Последняя. Одновременно, опять же, не последняя, но обмануть меня несложно – с такими играми я сам обманываться рад.
ХХ век закругляется
Не Ален Делон, конечно.
Да и хвост, торчащий из штанов, солидности не прибавляет.
Final Fantasy IX – последняя номерная часть сериала, вышедшая на приставке Playstation. Что показательно, обойдя своим вниманием и свежую PS2, и ПК, на котором гостили ее предшественницы – FFVIII и FFVII. Сложно сказать, с чем это связано (в отечественных превью можно было видеть среди платформ и ПК – видимо, даже журналисты ожидали компьютерного релиза), но одна догадка у меня по этому поводу есть. Final Fantasy IX излишне консервативна – она совсем не такая, как всё те же «семерка» и «восьмерка». Снова средневековье, опять – клубок чувств и эмоций, после Final Fantasy Tactics – детская сказка (у особо злобных критиков – «детский сад»).
Отчего Square после «технологичных» частей внезапно возвращается к теме замков, принцесс и уничтожения народов? FFIX замыкает «трилогию трилогий»: до сих пор каждая платформа получала по три финалки (естественно, сюжетно никак не связанные), причем последующая в большинстве случаев была лучше предыдущей. По мнению некоторых (так думаю и я сам), FFIX стала наиболее удачной игрой сериала если не за всё время его существования (на момент 2000 года), то на приставке Playstation – уж точно. Оно и понятно: при всех достоинствах предшественниц FFIX выгодно отличается этой самой «сказочной» атмосферой – такой родной и любимой для тех, кто ценит еще более ранние выпуски сериала. Хотя поднимаемые темы в очередной игре Сакагути, пожалуй, особой сложностью восприятия не отличаются, назвать их примитивными и уж тем более детскими у меня язык не поворачивается. Final Fantasy – это бренд, суть которого заключается в том, что очередная игра должна «зацепить». Фактом поимки игрока на сюжетный крючок определяется качество игры. Для примера – совсем свежая Final Fantasy XIII, на мой вкус, получилась весьма посредственной игрушкой, а Final Fantasy IX – развлечение высшего сорта. Цепляет.
После «девятки» таких игр уже не будет: Final Fantasy X отмежевалась от предшественниц концептуально-технологической пропастью, Final Fantasy XII, на мой взгляд, оказалась самой что ни на есть «компьютерной» ролевой игрой, Final Fantasy XIII – эпичный провал, Final Fantasy XI и XIV – многопользовательская ересь. В общем, век сказок и приключений канул в Лету: на первый план выходят технологические достижения и коммерческий успех. А в девятой части, занимающей целых четыре CD, нет ни слова озвучки (!), а ведь всего через год выйдет «разговорчивая» десятка! Но прекрасной в своей молчаливости «девятке», в которой авторы (по непонятным мне причинам) всё же отказались от частичной озвучки, это нисколько не мешает: игра выглядит достойным завершением целой эпохи в истории сериала – XX век почти закончился, XXI – уже скоро начинается, а на морально устаревшей Playstation выходит ее действительно последняя Фантазия, ставшая эдаким пограничным столбом, разделяющим, кажется, совершенно несовместимые игровые миры.
Новая сказка о главном
Хотя в настройках можно указать тип ATB (с паузами на принятие решений и без), действуют они, похоже, не совсем правильно.
Тем не менее, в боях присутствуют и динамика, и тактическая составляющая.
Молодой воришка Зидан состоит в некоей организованной преступной группировке, которой одна влиятельная особа «заказала» похищение наследницы престола сопредельного государства. Под видом бродячих артистов жулики разыгрывают театральное представление, в ходе которого Зидан с напарником должны выкрасть принцессу Гарнет, но ситуация внезапно осложняется, когда выясняется, что принцесса… сама мечтает, чтобы ее похитили. Убегая от преследователей – как от Зидана, так и от собственной охраны, - она пробирается на воздушный корабль «артистов» и облегченно вздыхает, когда видит, что стольный град Александрия начинает понемногу отдаляться от нее: корабль тронулся - свобода!. Но внезапно ее мать – королева Брана – приказывает своим войскам открыть огонь по беглецам. Как же так – ведь на борту ее дочь, наследница короны?..
Надо сказать, что в целом сюжет Final Fantasy IX кажется весьма… знакомым. Придумать что-то новое в принципе довольно сложно, вот и FFIX скорее является удачной компиляцией давно известных идей, нежели чем-то действительно невероятным и интригующим. Дьявол кроется в деталях – сценарных петлях и мельчайших подробностях, кои можно выловить в бездонном океане диалогов игры; сюжет же в этом смысле вторичен. Впрочем, справедливости ради отмечу, что в каждое прохождение игры я подмечал в истории FFIX элементы гораздо более современных игр. Не надо быть формалистом и цепляться к конкретным словам и понятиям, но каркас отдельных сюжетных эпизодов отчетливо напоминает некоторые моменты из Knights of the Old Republic и Mass Effect. Впрочем, мои личные умозаключения ни к чему не обязывают людей, прошедших все три игры и в упор не замечающих какого-либо сходства.
История получилась весьма длинная: без учета объемных побочных заданий (традиционно для серии самый мощный игровой монстр по сюжету игроку не попадется) на прохождение игры придется потратить около 45 часов. Если подумать, то можно вспомнить jRPG и даже CRPG гораздо длиннее; тем не менее, FFIX выгодно отличается от, например, FFXIII, в которой два из трех игровых дисков (версия для Xbox360) – суть 20-25-часовая пробежка по практически бесконечному коридору (!!!). FFIX позволяет практически в любой момент забросить сценарные изыскания и заняться поиском сокровищ, доставкой писем для муглов, прокачкой персонажей и развитием их способностей. При этом FFIX (в отличие от многих ее коллег по серии) не заставляет игрока биться головой об стену, когда он в финальном бою *внезапно* понимает, что для последнего босса он, мягко говоря, слабоват. В отличие от FFX, которая порождает желание удушить ответственного за боевые действия в финале, «девятка» не столь жестока и предлагает игроку заниматься своим любимым делом: следить за развитием персонажей, изучать большой и интересный мир, осваивать местную карточную мини-игру или же наблюдать за своими подопечными, благо тут есть за кем наблюдать.
Я старый солдат и не знаю слов любви
Да, сценок на движке - великое множество.
Нет, качество моделей впечатления не портит.
Персонажи FFIX очень хорошо подходят к выбранному сеттингу. Нет, я имею в виду не ту очевидную мысль, что рыцари и принцессы неплохо смотрятся на фоне средневековых замков. Я хочу сказать, что подборка героев вызывает столь же противоречивые чувства у критиков и игроков, что и возврат к сюжетным «истокам» серии. Кто-то скажет, что это детский сад на выезде, кто-то отметит весьма спорный (излишне *японский*) дизайн персонажей, кому-то не понравятся подобранные для них характеры. Что тут можно сказать… возможно, вам стоит обратить внимание на ролевую игру, в которой героям уделяют гораздо меньше внимания? Восьмерка весьма колоритных и своеобразных персонажей едва ли придется по вкусу всем и каждому. Главный герой – который, как и многие существа в мире FFIX, человеком, в общем-то, не является – веселый и оптимистичный паренек с обезьяньим хвостом и (отчасти) соответствующими ужимками – не чета меланхоличным занудам и интровертам из двух предыдущих частей сериала. Тем не менее, его кристально чистый образ к финалу игры несколько видоизменяется – герои по ходу повествования в буквальном смысле «взрослеют», равно как и история, которая довольно быстро превращается из детской сказки в суровую и даже жестокую драму. Взять хотя бы принцессу Гарнет – девушка, которая никогда не видела мира вне пределов королевского замка, к финалу совершенно преображается и на себя в начале игры – ту наивную девчонку, что осмелилась сбежать из дома, - совершенно непохожа.
Правда, Гарнет – скорее исключение, чем правило. Другие женские персонажи проработаны не столь хорошо. Вызывает недоумение поведение шестилетней Эйки: с ее страстью нежной в отношении шестнадцатилетнего Зидана сценаристы, пожалуй, перегнули палку. Квина – вообще особый разговор. Это существо без возраста и пола (хотя условно это всё же «она», хотя в диалогах в игре прямо так и пишут - s/he) – представитель весьма необычной расы существ, главной целью существования которой является, извините, жратва. Она и за Зиданом-то пойдет для того, чтобы увидеть доселе ей неизвестных зверушек, птичек, рыбок, лягушек, червячков, драконов и гоблинов… увидеть и затем немедленно сожрать. Немудрено, что оружие этого *условно* синего мага – вилка, а уникальная атака – «съесть» (в случае успеха монстр уничтожается, а Квина может выучить какую-нибудь из его способностей). Говорит она постоянно - естественно, тоже только о еде…
Драгун Фрея – еще один НЕчеловек. Наверное, это должен был быть какой-то мудрый и харизматичный персонаж вроде Аурона из FFX – сложно сказать; на мой взгляд, эта героиня по ходу дела толком не раскрывается. Равно как и совершенно «никакой» Амарант – ниндзя, который не понимает дружбы, не знает любви и искренне удивляется любой сентиментальности. Не лишенный понятий о чести, этот зануда с трудом вписывается в дружную компанию героев игры. Куда как лучше ей подходит юный черный маг Виви – одна из самых загадочных личностей, чья судьба неразрывно связана с основной сюжетной линией. Лицо мальчишки мы никогда не увидим: традиционная конусообразная шляпа и два горящих глаза на фоне черного пятна, обозначающего место, на котором у нормальных людей находится лицо, – типичная внешность черного мага в ранних играх сериала. Замыкает восьмерку тридцатитрехлетний балбес (по совместительству капитан королевской стражи и личный телохранитель Гарнет, партийная кличка, полученная от Зидана, - Ржавый) – Штайнер. Проще всего его внешность описывается словосочетанием «железный дровосек», ну а характер… Прямолинейный до тупости – к счастью, не без прогресса ближе к развязке игры.
Возможно, что кого-то смутит обилие детей в партии, не понравится комичная Квина или унылый Амарант. Тем не менее, в партии может одновременно быть целых четыре персонажа – еще одна отсылка к ранним играм серии, – а уж четыре интересных типажа среди представленных найти, пожалуй, можно. Я еще раз хочу напомнить, что Final Fantasy IX – это не серьезная история о не умеющих улыбаться бородатых мужиках. «Девятка» - натуральная сказка для взрослых *и* их детей, а это значит, что такие разные (пусть даже иногда и переигрывающие) герои ей очень подходят и смотрятся весьма органично и более чем уместно.
Закрепление материала
Украдите меня.
Ну... пожааалуйста!!!
Ролевая система игры базируется на традиционных классах: воин, вор, маг (белый/черный/синий; красного, увы, не завезли), драгун, ниндзя. Класс каждого героя закреплен за ним пожизненно, и в этом плане что-то изменить, увы и ах, не удастся. Но сам процесс развития персонажа весьма увлекателен: развитие навыков никак не связано с ростом уровня того или иного героя. Дело в том, что от уровня зависит только количество очков жизни (НР), маны (МР) и «способностей», которые тратятся на активацию умений. Суть в том, что каждый предмет экипировки может обучить персонажа какому-то навыку: один доспех подходит только одному герою и «несет» в себе целых два умения, другой можно надеть на нескольких персонажей, но каждый сможет выучить (если сможет) только одну способность – в соответствии со своим классом. Т.е. за уничтожение очередного противника нам вручают не только традиционный опыт, который идет в счет увеличения уровня, но и очки прокачки умений. Пока герой не выучит умение, он может им пользоваться только тогда, когда на нем надет нужный предмет. Когда премудрости очередного приема изучены, предмет можно снимать (если он, конечно, не полезен сам по себе). При этом умения делятся на две категории: одни попадают в список активируемых за счет МР-навыков (различные приемы вора, специальные атаки воина, заклинания), другие становятся «включаемыми» способностями.
Каждая активируемая способность требует определенного количества специальных очков, число которых растет с набором уровней. Условно, если у персонажа двадцать таких очков, то он может «включить» возможность быстрого набора линейки «транса» (местного аналога «лимита») за восемь и возможность автоматического ускорения в начале боя. Если потребуется – очки можно перераспределить на защиту от ослепления или, например, окаменения. Весьма гибко и удобно. Соответственно, не факт, что персонажи девяностого уровня будут сильнее своих аналогов уровня пятидесятого: физически – может быть, но набор (а главное – качество!) способностей последних может быть намного серьезнее. Неудивительно, что игру можно пройти партией, весьма далекой от заветного 99 уровня… Бои происходят по традиционной системе ATB, но, в отличие от других «финалок» на Playstation, «девятка» может похвастаться четырьмя героями на поле боя. Местные призываемые существа называются «эйдолонами», но, на мой взгляд, их роль в бою не столь велика как, например, в FFX. Да и состояние транса особо не помогает: в 99% случаев он активируется не тогда, когда надо, а в бою с какой-нибудь шелухой, что, несомненно, нивелирует полезность лимитов.
На последнем издыхании
Ролики традиционно хороши, но, увы, даже в них персонажи безмолвны.
Final Fantasy IX выглядит просто великолепно. Конечно, ради того, чтобы на боевом экране уместилось большее число персонажей, разработчики, видимо, уменьшили количество полигонов в игровых моделях. Тем не менее, 3D-графика смотрится весьма неплохо. Конечно, трехмерным аренам далеко до их коллег даже из FFX, но всё же… А вот двухмерные бэкграунды – это воистину произведения цифрового искусства. Они не превращаются в неудобоваримое месиво даже на современном 32-дюймовом телевизоре, а качеству прорисовки могли бы позавидовать многие квесты. Трехмерная моделька, бегающая по плоским декорациям, – не большое достижение, такое мы видели много раз и до FFIX. Но когда *внезапно* камера начинает двигаться или запускается ролик с участием той же модельки – челюсть натурально отвисает. Справедливости ради – случается такое редко. Но впечатляет неимоверно.
Гораздо чаще встречаются традиционные FMV-ролики. Что тут можно сказать… Всё то же самое – очень и очень здорово. Хотя «десятка» спустя всего год смотрелась лучше, ну а в современной Final Fantasy XIII игровая графика в принципе превосходит любой кадр из FFIX в плане технологичности. Тем не менее, FFIX неизбежно выходит победителем из сражения с FFXIII: красиво прорисованные «задники» едва ли когда-нибудь устареют, а в плане игрового процесса FFXIII в принципе «девятке», на мой взгляд, не конкурент.
Музыку – в последний раз в истории Final Fantasy – написал лично Уэмацу, никому более не позволив осквернить звуковое полотно игры. Что тут можно сказать… Как и все саундтреки к FF, поначалу музыка вызывает отторжение (потому что *там* мне нравилась больше), потом она внезапно перестает раздражать, а после прохождения хочется достать саундтрек и слушать его отдельно. Неудачные темы есть – не без этого, но многое – очень-очень многое – врезается в память и вызывает при прослушивании исключительно положительные эмоции. А это, согласитесь, очень хорошо.
Трижды три
Локации прорисованы весьма детально, с любовью.
Изучать их - настоящее удовольствие.
Как и каждая игра серии, «девятка» может похвастаться обилием традиционных игровых элементов, собственно, и отличающих на первый взгляд Final Fantasy от не Final Fantasy. Чокобо, Сид, воздушные корабли – самые очевидные отсылки в адрес предыдущих игр серии. Из неочевидного: припрятанные музыкальные темы, имена и названия (вроде того же Гарланда), а также мощнейшее «копье Кайна» - видимо, персонажа Final Fantasy IV. Сам Зидан также не понаслышке знаком с историей сериала и в одном из оружейных магазинов расскажет, что слышал о парне с большим мечом и очень странными волосами… Наследие же самой Final Fantasy IX куда скромнее: игра продалась тиражом более пяти миллионов экземпляров, появилась в каталоге PSN, но ажиотажа вокруг нее не наблюдается. Не делают анимационных фильмов, ремейков, сиквелов, не выпускают переизданий, даже в новую DISSIDIA 012[duodecim] Final Fantasy не добавили нового персонажа из «девятки». Тем не менее, Final Fantasy IX – игра, достойная ознакомления. Простой на первый взгляд, но весьма глубокий сюжет, отличная ролевая и боевая системы, увлекательный игровой процесс, отличная графика и музыка – что еще нужно для ценителя великолепных (в том числе – старых) игр? Разве что одной из трех Playstation или же ПК, способного запустить эмулятор Sony Playstation. Но последнее – в 2011-ом году! – думаю, не проблема.
ХХ век закругляется
Не Ален Делон, конечно.
Да и хвост, торчащий из штанов, солидности не прибавляет.
Final Fantasy IX – последняя номерная часть сериала, вышедшая на приставке Playstation. Что показательно, обойдя своим вниманием и свежую PS2, и ПК, на котором гостили ее предшественницы – FFVIII и FFVII. Сложно сказать, с чем это связано (в отечественных превью можно было видеть среди платформ и ПК – видимо, даже журналисты ожидали компьютерного релиза), но одна догадка у меня по этому поводу есть. Final Fantasy IX излишне консервативна – она совсем не такая, как всё те же «семерка» и «восьмерка». Снова средневековье, опять – клубок чувств и эмоций, после Final Fantasy Tactics – детская сказка (у особо злобных критиков – «детский сад»).
Отчего Square после «технологичных» частей внезапно возвращается к теме замков, принцесс и уничтожения народов? FFIX замыкает «трилогию трилогий»: до сих пор каждая платформа получала по три финалки (естественно, сюжетно никак не связанные), причем последующая в большинстве случаев была лучше предыдущей. По мнению некоторых (так думаю и я сам), FFIX стала наиболее удачной игрой сериала если не за всё время его существования (на момент 2000 года), то на приставке Playstation – уж точно. Оно и понятно: при всех достоинствах предшественниц FFIX выгодно отличается этой самой «сказочной» атмосферой – такой родной и любимой для тех, кто ценит еще более ранние выпуски сериала. Хотя поднимаемые темы в очередной игре Сакагути, пожалуй, особой сложностью восприятия не отличаются, назвать их примитивными и уж тем более детскими у меня язык не поворачивается. Final Fantasy – это бренд, суть которого заключается в том, что очередная игра должна «зацепить». Фактом поимки игрока на сюжетный крючок определяется качество игры. Для примера – совсем свежая Final Fantasy XIII, на мой вкус, получилась весьма посредственной игрушкой, а Final Fantasy IX – развлечение высшего сорта. Цепляет.
После «девятки» таких игр уже не будет: Final Fantasy X отмежевалась от предшественниц концептуально-технологической пропастью, Final Fantasy XII, на мой взгляд, оказалась самой что ни на есть «компьютерной» ролевой игрой, Final Fantasy XIII – эпичный провал, Final Fantasy XI и XIV – многопользовательская ересь. В общем, век сказок и приключений канул в Лету: на первый план выходят технологические достижения и коммерческий успех. А в девятой части, занимающей целых четыре CD, нет ни слова озвучки (!), а ведь всего через год выйдет «разговорчивая» десятка! Но прекрасной в своей молчаливости «девятке», в которой авторы (по непонятным мне причинам) всё же отказались от частичной озвучки, это нисколько не мешает: игра выглядит достойным завершением целой эпохи в истории сериала – XX век почти закончился, XXI – уже скоро начинается, а на морально устаревшей Playstation выходит ее действительно последняя Фантазия, ставшая эдаким пограничным столбом, разделяющим, кажется, совершенно несовместимые игровые миры.
Новая сказка о главном
Хотя в настройках можно указать тип ATB (с паузами на принятие решений и без), действуют они, похоже, не совсем правильно.
Тем не менее, в боях присутствуют и динамика, и тактическая составляющая.
Молодой воришка Зидан состоит в некоей организованной преступной группировке, которой одна влиятельная особа «заказала» похищение наследницы престола сопредельного государства. Под видом бродячих артистов жулики разыгрывают театральное представление, в ходе которого Зидан с напарником должны выкрасть принцессу Гарнет, но ситуация внезапно осложняется, когда выясняется, что принцесса… сама мечтает, чтобы ее похитили. Убегая от преследователей – как от Зидана, так и от собственной охраны, - она пробирается на воздушный корабль «артистов» и облегченно вздыхает, когда видит, что стольный град Александрия начинает понемногу отдаляться от нее: корабль тронулся - свобода!. Но внезапно ее мать – королева Брана – приказывает своим войскам открыть огонь по беглецам. Как же так – ведь на борту ее дочь, наследница короны?..
Надо сказать, что в целом сюжет Final Fantasy IX кажется весьма… знакомым. Придумать что-то новое в принципе довольно сложно, вот и FFIX скорее является удачной компиляцией давно известных идей, нежели чем-то действительно невероятным и интригующим. Дьявол кроется в деталях – сценарных петлях и мельчайших подробностях, кои можно выловить в бездонном океане диалогов игры; сюжет же в этом смысле вторичен. Впрочем, справедливости ради отмечу, что в каждое прохождение игры я подмечал в истории FFIX элементы гораздо более современных игр. Не надо быть формалистом и цепляться к конкретным словам и понятиям, но каркас отдельных сюжетных эпизодов отчетливо напоминает некоторые моменты из Knights of the Old Republic и Mass Effect. Впрочем, мои личные умозаключения ни к чему не обязывают людей, прошедших все три игры и в упор не замечающих какого-либо сходства.
История получилась весьма длинная: без учета объемных побочных заданий (традиционно для серии самый мощный игровой монстр по сюжету игроку не попадется) на прохождение игры придется потратить около 45 часов. Если подумать, то можно вспомнить jRPG и даже CRPG гораздо длиннее; тем не менее, FFIX выгодно отличается от, например, FFXIII, в которой два из трех игровых дисков (версия для Xbox360) – суть 20-25-часовая пробежка по практически бесконечному коридору (!!!). FFIX позволяет практически в любой момент забросить сценарные изыскания и заняться поиском сокровищ, доставкой писем для муглов, прокачкой персонажей и развитием их способностей. При этом FFIX (в отличие от многих ее коллег по серии) не заставляет игрока биться головой об стену, когда он в финальном бою *внезапно* понимает, что для последнего босса он, мягко говоря, слабоват. В отличие от FFX, которая порождает желание удушить ответственного за боевые действия в финале, «девятка» не столь жестока и предлагает игроку заниматься своим любимым делом: следить за развитием персонажей, изучать большой и интересный мир, осваивать местную карточную мини-игру или же наблюдать за своими подопечными, благо тут есть за кем наблюдать.
Я старый солдат и не знаю слов любви
Да, сценок на движке - великое множество.
Нет, качество моделей впечатления не портит.
Персонажи FFIX очень хорошо подходят к выбранному сеттингу. Нет, я имею в виду не ту очевидную мысль, что рыцари и принцессы неплохо смотрятся на фоне средневековых замков. Я хочу сказать, что подборка героев вызывает столь же противоречивые чувства у критиков и игроков, что и возврат к сюжетным «истокам» серии. Кто-то скажет, что это детский сад на выезде, кто-то отметит весьма спорный (излишне *японский*) дизайн персонажей, кому-то не понравятся подобранные для них характеры. Что тут можно сказать… возможно, вам стоит обратить внимание на ролевую игру, в которой героям уделяют гораздо меньше внимания? Восьмерка весьма колоритных и своеобразных персонажей едва ли придется по вкусу всем и каждому. Главный герой – который, как и многие существа в мире FFIX, человеком, в общем-то, не является – веселый и оптимистичный паренек с обезьяньим хвостом и (отчасти) соответствующими ужимками – не чета меланхоличным занудам и интровертам из двух предыдущих частей сериала. Тем не менее, его кристально чистый образ к финалу игры несколько видоизменяется – герои по ходу повествования в буквальном смысле «взрослеют», равно как и история, которая довольно быстро превращается из детской сказки в суровую и даже жестокую драму. Взять хотя бы принцессу Гарнет – девушка, которая никогда не видела мира вне пределов королевского замка, к финалу совершенно преображается и на себя в начале игры – ту наивную девчонку, что осмелилась сбежать из дома, - совершенно непохожа.
Правда, Гарнет – скорее исключение, чем правило. Другие женские персонажи проработаны не столь хорошо. Вызывает недоумение поведение шестилетней Эйки: с ее страстью нежной в отношении шестнадцатилетнего Зидана сценаристы, пожалуй, перегнули палку. Квина – вообще особый разговор. Это существо без возраста и пола (хотя условно это всё же «она», хотя в диалогах в игре прямо так и пишут - s/he) – представитель весьма необычной расы существ, главной целью существования которой является, извините, жратва. Она и за Зиданом-то пойдет для того, чтобы увидеть доселе ей неизвестных зверушек, птичек, рыбок, лягушек, червячков, драконов и гоблинов… увидеть и затем немедленно сожрать. Немудрено, что оружие этого *условно* синего мага – вилка, а уникальная атака – «съесть» (в случае успеха монстр уничтожается, а Квина может выучить какую-нибудь из его способностей). Говорит она постоянно - естественно, тоже только о еде…
Драгун Фрея – еще один НЕчеловек. Наверное, это должен был быть какой-то мудрый и харизматичный персонаж вроде Аурона из FFX – сложно сказать; на мой взгляд, эта героиня по ходу дела толком не раскрывается. Равно как и совершенно «никакой» Амарант – ниндзя, который не понимает дружбы, не знает любви и искренне удивляется любой сентиментальности. Не лишенный понятий о чести, этот зануда с трудом вписывается в дружную компанию героев игры. Куда как лучше ей подходит юный черный маг Виви – одна из самых загадочных личностей, чья судьба неразрывно связана с основной сюжетной линией. Лицо мальчишки мы никогда не увидим: традиционная конусообразная шляпа и два горящих глаза на фоне черного пятна, обозначающего место, на котором у нормальных людей находится лицо, – типичная внешность черного мага в ранних играх сериала. Замыкает восьмерку тридцатитрехлетний балбес (по совместительству капитан королевской стражи и личный телохранитель Гарнет, партийная кличка, полученная от Зидана, - Ржавый) – Штайнер. Проще всего его внешность описывается словосочетанием «железный дровосек», ну а характер… Прямолинейный до тупости – к счастью, не без прогресса ближе к развязке игры.
Возможно, что кого-то смутит обилие детей в партии, не понравится комичная Квина или унылый Амарант. Тем не менее, в партии может одновременно быть целых четыре персонажа – еще одна отсылка к ранним играм серии, – а уж четыре интересных типажа среди представленных найти, пожалуй, можно. Я еще раз хочу напомнить, что Final Fantasy IX – это не серьезная история о не умеющих улыбаться бородатых мужиках. «Девятка» - натуральная сказка для взрослых *и* их детей, а это значит, что такие разные (пусть даже иногда и переигрывающие) герои ей очень подходят и смотрятся весьма органично и более чем уместно.
Закрепление материала
Украдите меня.
Ну... пожааалуйста!!!
Ролевая система игры базируется на традиционных классах: воин, вор, маг (белый/черный/синий; красного, увы, не завезли), драгун, ниндзя. Класс каждого героя закреплен за ним пожизненно, и в этом плане что-то изменить, увы и ах, не удастся. Но сам процесс развития персонажа весьма увлекателен: развитие навыков никак не связано с ростом уровня того или иного героя. Дело в том, что от уровня зависит только количество очков жизни (НР), маны (МР) и «способностей», которые тратятся на активацию умений. Суть в том, что каждый предмет экипировки может обучить персонажа какому-то навыку: один доспех подходит только одному герою и «несет» в себе целых два умения, другой можно надеть на нескольких персонажей, но каждый сможет выучить (если сможет) только одну способность – в соответствии со своим классом. Т.е. за уничтожение очередного противника нам вручают не только традиционный опыт, который идет в счет увеличения уровня, но и очки прокачки умений. Пока герой не выучит умение, он может им пользоваться только тогда, когда на нем надет нужный предмет. Когда премудрости очередного приема изучены, предмет можно снимать (если он, конечно, не полезен сам по себе). При этом умения делятся на две категории: одни попадают в список активируемых за счет МР-навыков (различные приемы вора, специальные атаки воина, заклинания), другие становятся «включаемыми» способностями.
Каждая активируемая способность требует определенного количества специальных очков, число которых растет с набором уровней. Условно, если у персонажа двадцать таких очков, то он может «включить» возможность быстрого набора линейки «транса» (местного аналога «лимита») за восемь и возможность автоматического ускорения в начале боя. Если потребуется – очки можно перераспределить на защиту от ослепления или, например, окаменения. Весьма гибко и удобно. Соответственно, не факт, что персонажи девяностого уровня будут сильнее своих аналогов уровня пятидесятого: физически – может быть, но набор (а главное – качество!) способностей последних может быть намного серьезнее. Неудивительно, что игру можно пройти партией, весьма далекой от заветного 99 уровня… Бои происходят по традиционной системе ATB, но, в отличие от других «финалок» на Playstation, «девятка» может похвастаться четырьмя героями на поле боя. Местные призываемые существа называются «эйдолонами», но, на мой взгляд, их роль в бою не столь велика как, например, в FFX. Да и состояние транса особо не помогает: в 99% случаев он активируется не тогда, когда надо, а в бою с какой-нибудь шелухой, что, несомненно, нивелирует полезность лимитов.
На последнем издыхании
Ролики традиционно хороши, но, увы, даже в них персонажи безмолвны.
Final Fantasy IX выглядит просто великолепно. Конечно, ради того, чтобы на боевом экране уместилось большее число персонажей, разработчики, видимо, уменьшили количество полигонов в игровых моделях. Тем не менее, 3D-графика смотрится весьма неплохо. Конечно, трехмерным аренам далеко до их коллег даже из FFX, но всё же… А вот двухмерные бэкграунды – это воистину произведения цифрового искусства. Они не превращаются в неудобоваримое месиво даже на современном 32-дюймовом телевизоре, а качеству прорисовки могли бы позавидовать многие квесты. Трехмерная моделька, бегающая по плоским декорациям, – не большое достижение, такое мы видели много раз и до FFIX. Но когда *внезапно* камера начинает двигаться или запускается ролик с участием той же модельки – челюсть натурально отвисает. Справедливости ради – случается такое редко. Но впечатляет неимоверно.
Гораздо чаще встречаются традиционные FMV-ролики. Что тут можно сказать… Всё то же самое – очень и очень здорово. Хотя «десятка» спустя всего год смотрелась лучше, ну а в современной Final Fantasy XIII игровая графика в принципе превосходит любой кадр из FFIX в плане технологичности. Тем не менее, FFIX неизбежно выходит победителем из сражения с FFXIII: красиво прорисованные «задники» едва ли когда-нибудь устареют, а в плане игрового процесса FFXIII в принципе «девятке», на мой взгляд, не конкурент.
Музыку – в последний раз в истории Final Fantasy – написал лично Уэмацу, никому более не позволив осквернить звуковое полотно игры. Что тут можно сказать… Как и все саундтреки к FF, поначалу музыка вызывает отторжение (потому что *там* мне нравилась больше), потом она внезапно перестает раздражать, а после прохождения хочется достать саундтрек и слушать его отдельно. Неудачные темы есть – не без этого, но многое – очень-очень многое – врезается в память и вызывает при прослушивании исключительно положительные эмоции. А это, согласитесь, очень хорошо.
Трижды три
Локации прорисованы весьма детально, с любовью.
Изучать их - настоящее удовольствие.
Как и каждая игра серии, «девятка» может похвастаться обилием традиционных игровых элементов, собственно, и отличающих на первый взгляд Final Fantasy от не Final Fantasy. Чокобо, Сид, воздушные корабли – самые очевидные отсылки в адрес предыдущих игр серии. Из неочевидного: припрятанные музыкальные темы, имена и названия (вроде того же Гарланда), а также мощнейшее «копье Кайна» - видимо, персонажа Final Fantasy IV. Сам Зидан также не понаслышке знаком с историей сериала и в одном из оружейных магазинов расскажет, что слышал о парне с большим мечом и очень странными волосами… Наследие же самой Final Fantasy IX куда скромнее: игра продалась тиражом более пяти миллионов экземпляров, появилась в каталоге PSN, но ажиотажа вокруг нее не наблюдается. Не делают анимационных фильмов, ремейков, сиквелов, не выпускают переизданий, даже в новую DISSIDIA 012[duodecim] Final Fantasy не добавили нового персонажа из «девятки». Тем не менее, Final Fantasy IX – игра, достойная ознакомления. Простой на первый взгляд, но весьма глубокий сюжет, отличная ролевая и боевая системы, увлекательный игровой процесс, отличная графика и музыка – что еще нужно для ценителя великолепных (в том числе – старых) игр? Разве что одной из трех Playstation или же ПК, способного запустить эмулятор Sony Playstation. Но последнее – в 2011-ом году! – думаю, не проблема.
Автор: katarn
Дата: 13.04.2011