...Притом, что в Grand Theft Auto III и Grand Theft Auto: Vice City было ещё хуже с физикой, реализмом, логикой, но там это не раздражало нисколько и даже веселило. Я пожаловался своему драг-дилеру, и он сказал: «А теперь это нисколько не раздражает и даже веселит новое поколение. Просто мы устарели. Старые игры приучили нас к недосказанности, образности, тропам и фигурам, а новому поколению подавай реализма — и побольше».
Но я, с позволения седовласого мудреца, останусь при своём. Я понимаю, что компьютерная игра — тем паче такого масштаба — есть прежде всего коммерческий продукт. Он обязан обладать такими характеристиками, которые не просто позволят ему продаваться, — которые заставят его продаваться! Эту задачу удалось выполнить с блеском: 3,7 млн экземпляров, проданных в первый день (рекорд индустрии), $500 млн выручки и 6 млн экземпляров в первую неделю. На сегодня игра разошлась тиражом 20 млн экземпляров. Наибольшего успеха GTA4 добилась на консолях.
Обыкновенный бездушный, безликий город, лишённый атмосферы.
Я с грустью понял, что GTA больше никогда не будет разрабатываться для меня — человека, впервые севшего поиграть на компьютере в 1989 году. Что ж, по крайней мере, это честно со стороны разработчиков. Они мне ничего не должны и ничего не обещали. Поэтому я не буду критиковать. Я просто расскажу, почему эта игра не для меня.
На мой взгляд, разработчики так и не решили, что они делают — реалистичный симулятор жизни сербского деклассированного элемента в Нью-Йорке или пародию на американский образ жизни. До сих пор все GTA-пародии выходили скорее задорными, чем сатирическими. Это был мир, в котором неприличная фантазия вдруг становилась красивой. К тому же оправданной: один бежал с этапа, другой только откинулся и тут же был кинут по-крупняку, третий просто родился в гетто, — что ещё остаётся делать этим людям и нам вместе с ними? Правильно — воспользоваться обстоятельствами и освободить все свои demolition skills.
Наконец — самое главное оправдание, озвученное Томми Версетти: «Да в этом городе больше преступников, чем в тюрьме!» С волками жить...
Делай что хочешь — ты оправдан. Вокруг нет ни одного честного человека. Это девиз серии GTA и это то, что сделало её такой замечательной. Игрок уже не замечает, что он жесток, он выполняет главный закон жизни, — он стремится выжить.
Более того, разнообразные аркадные «фишечки» не давали забыть, что это всего лишь игра.
Ну куда ж без этого?
В GTA4 нам неожиданно предложили героя — носителя нравственного закона. Ребята, в GTA, где ты выбрасываешь из машин и безнаказанно расстреливаешь людей сотнями, получая за это деньги, нет места морализаторству, милосердию, желанию осуществить высший суд. Попытка повернуть серию в модную сторону (разве может сегодня увидеть свет блокбастер без «морального выбора»?), на мой взгляд, вышла крайне неудачной. На ум сразу же приходит Mafia — вот где блестяще показана нелепость такого подхода. В основе сюжета «Мафии» лежит та же идея, на которой Толкин построил «Властелин Колец» (я не знаю большей похвалы сюжету игры, чем сравнение с книгой), — у тебя есть право выбора, и этот выбор можно сделать только один раз. Неважно, чем ты мотивируешь свой выбор, он уже сделан, и изменить его нельзя. Поэтому Голлум не может стать Смеаголом, а Фродо — Властелином Колец. Поэтому Томми Анджело никого не спасёт — ни других, ни себя.
Это философия, это понимание того, как устроен мир. А сюжет GTA4 - не более чем паршивая мелодрама. То Нико отстреливает людей сотнями, то вдруг его палец начинает дрожать на курке. То утверждает, что ему нужны деньги, то приходит в ярость от того, что кто-то оскорбил его двоюродного брата, даже если это означает перейти дорогу русской мафии. То он выжидает (например, не ищет возможности поквитаться с Дмитрием), то действует сломя голову, принимая решение в мгновение ока. Будучи обведён вокруг пальца, обижается (вы слышите — обижается!) на Мишель. Чем ты лучше её, пријатељ?
Да, мощный движок, но у Бога он всё равно мощнее. Имеет ли смысл с ним тягаться? Может, всё-таки стоит заняться искусством, а не имитацией повседневности?
Понимаете, Kid, Томми Версетти, Карл Джонсон — те ещё психопаты, если разобраться. Но этого не замечаешь. Речь не о них. Они — просто возможность погрузиться в мир городских опасностей, да к тому же мир гротескный, нарочито ненастоящий. А Нико дан характер — характер сложный. Город гротескным уже не назовёшь (полицейские-пончики? пара гиперболизированных персонажей-идиотов? — довольно хило, один Мистер Правда из San Andreas даст им всем сто очков вперёд). Физика очень реалистична. Нас вынуждают отнестись к рассказанной истории и к Нико посерьёзнее. Ну что ж, получайте: Нико — психопат, к тому же одержимый навязчивыми идеями, не способный трезво оценить ситуацию, подверженный неожиданным и резким перепадам настроения. Этакий Нестор Махно, которому не повезло застать гражданскую войну. Короче говоря - ребёнок, незрелая личность.
И такому персонажу доверяют нравственный закон и взгляд на США как на страну идиотов и мерзавцев! Авторы поднимаются до сознательной сатиры на американский образ жизни, но она неубедительна! Причина проста: «А судьи кто?» Примечателен момент, когда Нико трясёт дань с русской прачечной, и наш бывший соотечественник с горечью говорит: «Я думал, здесь всё иначе». В этой ситуации ни национальность Нико, ни его принципы не играют никакой роли. Он такая же пешка, как и все остальные «шестёрки». Какое Нико имеет право судить Америку, если он сразу, с ходу, едва сойдя с трапа, безоговорочно принял законы американской мафии и стал их преданным исполнителем? Нико — ханжа самого низкого пошиба, и разработчики этого замечать не хотят.
Пожалуй, эта нелепость — более серьёзная причина для меня не играть в GTA4, чем всё перечисленное в первом абзаце.
Автор: Мицунэ
Дата: 14.06.2011