Для того чтобы критиковать эту игру, видимо, нужно иметь огромный культурный багаж (сформированный, естественно, на протяжении более чем двадцати лет общения с культовым сериалом) и определенные расстройства психики, не позволяющие фанату Самус Аран хвалить игру, в которой она предстает – вы не поверите! – человеком. Со всеми его слабостями и переживаниями.
Неизвестный культ
В те редкие минуты, когда сюжет не рассказывается игроку самой Самус,
нам показываются красивейшие ролики. Где-то в глубине зреет сомнение:
на то ли потратили бюджет разработчики игры?
Metroid – безусловно, сериал культовый, и каждая его часть заслуживает полноценной статьи, поэтому в этот раз, пожалуй, не будем растекаться мыслью по древу. Но факт налицо: «элитарной» линейке достаточно старых action/adventure далеко до популярности других эксклюзивов от Nintendo. Например, того же Марио. Причин тому много. Например, можно отметить тот факт, что вселенная Metroid непривычно неприветлива и даже агрессивна: сложность бытия одинокой охотницы за головами помножена на неизменно агрессивные окружающие среды посещаемых ею планет. Хотя очередной монстр может выглядеть милым пушистиком, душа этой твари, скорее всего, чернее ночи. Суровая атмосфера, замысловатый игровой процесс и практически полное отсутствие сюжета – ядерный коктейль, который, на мой взгляд, и привел к тому, что игры серии Metroid (и ее дочерней трилогии Metroid Prime) редко достигают продаж в районе двух миллионов. Сравните с десятками миллионов у игр, посвященных известнейшему водопроводчику, и мое предположение о том, что фанатская база у Metroid невелика, думаю, можно считать более-менее обоснованным.
Забавна сама история создания Other M – первого полноценного Metroid’а после долгих лет гегемонии Metroid Prime’ов – великолепных, но не вполне каноничных игр для Gamecube и Wii. Когда Team Ninja объявилась в качестве разработчиков новой игры серии, шутку оценили далеко не все: специалисты по сексистским файтингам и мясным слэшерам будут делать продолжение культовой action/adventure? Подвох кроется в том, что руководил разработкой идеолог и отец-основатель франшизы – Ёсио Сакамото, приложивший руку почти ко всем чистокровным Metroid’ам. Долгое время игры серии выходили на морально устаревших платформах: Metroid II на Game Boy был черно-белым (и это после цветного Metroid на NES!), а Metroid: Fusion вышел на GBA… аккурат в период расцвета сверхсовременного по тем временам Gamecube’а. В этот раз сериалу повезло: на разработку явно выделили уйму средств (о чем свидетельствует обилие видеороликов высочайшего качества и тот факт, что игра продается на двухслойном диске), и результат на выходе, может быть, и не радует некоторых фанатов, но для неангажированного человека, который приобрел Wii, Other M должна быть на одном из первых мест в списке покупок.
В космосе ты не услышишь их плач
*Добивания* не только зрелищны, но и крайне полезны.
Есть, правда, риск нарваться на контратаку.
По сути дела Metroid: Other M является сиквелом Super Metroid (SNES) и приквелом Metroid: Fusion (GBA). Сразу после событий Super Metroid наемница Самус Аран, путешествуя по бескрайним просторам галактики, получает странный сигнал с исследовательского корабля. Просьбу о помощи. Прибыв на место бедствия, Самус узнает, что сигнал дошел не только до нее, но и до Галактической Федерации, которая прислала на корабль взвод пехотинцев. Постороннему лицу нечего делать на объекте, где проводится войсковая операция, но среди членов спасательного отряда девушка встречает давних знакомых: пехотинца Энтони Хиггса и командира отряда Адама Малковича. Последний разрешает Самус отправиться в глубь комплекса вместе с его подчиненными. Продвигаясь по заброшенным коридорам и помещениям, отряд находит труп растерзанного члена экипажа корабля-призрака. После этого «федералы» подвергаются нападению со стороны агрессивных монстров, и Малкович понимает, что без помощи многоопытной Самус они, возможно, не справятся с поставленной задачей. Условие пребывания госпожи Аран на корабле следующее: она беспрекословно подчиняется Малковичу (бывшему когда-то ее непосредственным командиром) и не использует большую часть возможностей своего суперкостюма, так как их активация может привести к ненужным разрушениям и жертвам. Заинтригованная полученным сигналом о помощи, Самус соглашается во всем слушаться Адама…
Хотя многие монстры в Metroid выглядят весьма добродушно (с огромными и отчего-то кажущимися добрыми глазами огненные… пчелы? Или же шипастые – будто бы улыбающиеся – добродушные жучки-паучки) и даже дружелюбно, дизайнерам в полной мере удалось воссоздать атмосферу заброшенного научно-исследовательского космического корабля. Не Dead Space, конечно, но ведь и жанр абсолютно иной. В кой-то веки сюжет очередного Metroid’а объемен и даже запутан. Страшные открытия поджидают Самус почти на каждом уровне зловещего комплекса. Найдется место и для подлых предательств, героических самопожертвований, страшных тайн. Предсказать многие сюжетные повороты не так уж и сложно, но в целом картина складывается весьма благоприятная: история, может, и не шедевральная, но action/adventure с упором на платформенные элементы подобными сценариями обычно не радуют. Возможны отдельные претензии к излишне акцентированным чертам характеров отдельных персонажей (что, по-моему, нормально и привычно, если речь идет об игре японского производства), но до маразма вроде Final Fantasy XIII и подавляющего большинства других современных поделок Square Enix Other M не опускается – факт.
Атмосфера грандиозного исследовательского комплекса великолепно воссоздается усилиями дизайнеров локаций: корабль поделен на несколько уровней, каждому из которых соответствует свой… климатический пояс. Так как на бедствующем корабле проводились опыты по созданию биологического оружия, для опытного материала, представленного различными животными и растениями, создавались благоприятные условия пребывания на судне. И речь идет не только о физической имитации (вроде поддержания нужной температуры воздуха), но и визуальной: уж не знаю как, но для огненных тварей завезли целые озера со вполне настоящей лавой, а те, кто предпочитают климат попрохладнее, обитают на ледяных пустошах соответствующего уровня. Секрет уровней-джунглей раскрывается по ходу повествования: в недоступных для монстров местах расположены специальные установки, которые и создают ощущение, что вы находитесь не в металлической коробке, которой по умолчанию является каждая комната, а на бескрайней песчаной равнине. Соответственно, чтобы пройти сквозь некоторые двери, маскировку необходимо отключить. Так как твари вырвались на свободу и учинили погром, техника местами сбоит: Самус (а вместе с ней и я) могут повстречать такие диковинки, как торчащая на фоне густых зарослей металлическая конструкция или дыра в (в буквальном смысле!) бескрайних просторах саванны. Звучит, может, и непонятно, но вглядываясь во вполне осязаемую дырку, висящую на фоне уходящей за горизонт поляны, ловишь себя на мысли, что ранее ничего подобного, скорее всего, никогда и не видел.
Никто не уйдет обиженным
Те самые миловидные шипастые жучки кислотных оттенков.
Не милашки, но злейшие враги Самус!
Не заостряя внимания на претензиях старожилов к сюжету (Самус ограничивает свой костюм по приказу какого-то офицеришки?!), перейдем к самому главному вопросу: а как вообще играется Other M? Последний на данный момент Metroid – уникальный сплав 2D- и 3D-геймплея. Камера очень часто (но далеко не всегда!) демонстрирует героиню сбоку, что позволяет отождествлять игру с классическими 2D-играми. Платформенные элементы зачастую требуют четкой координации именно в двух измерениях, усиливается же 2D-эффект за счет того, что Самус автоматически целится в монстров, в сторону которых ее развернул игрок. Любопытно, что для управления используется исключительно Wii remote. Крестовина – передвижение героини, кнопка прыжка, кнопка стрельбы… на самом деле задействованных элементов намного больше, но стремление упростить схему управления – очевидно. И весьма похвально.
Но сказать, что игра представляет собой типичный 2D-проект с применением 3D-технологий, нельзя – это даже не современные вариации на тему «плоского» Марио. Metroid: Other M – принципиально иная игра, которая легкостью, с которой героиня перемещается по уровню, напоминает о платформенном прошлом сериала. Но глубина сцен используется в полной мере. В специально предусмотренных местах виртуальный оператор виснет за плечом у Самус (или даже в районе правой пятки), что – не без оснований – можно считать попыткой придать атмосферности происходящим событиям. Последним доводом в пользу 3D-геймплея является необходимость целиться в экран remote’ом: в некоторых случаях нам предлагают сыграть в hidden object, и Самус не сдвинется с места, пока игрок не найдет прицелом сюжетный объект. Но гораздо важнее вид от первого лица (который включается автоматически при нацеливании пульта в экран, а всё происходящее при этом живо напоминает трилогию Metroid Prime) во время сражений с монстрами, так как именно в этом режиме Самус может использовать ракеты. Чтобы жизнь не казалась медом, во время прицеливания с видом «из глаз» героиня не может двигаться. Учитывая невероятный темп схваток и любовь боссов закидывать героиню большим количеством взрывоопасных объектов, такой ход никак не назовешь «упрощением» игрового процесса.
Впрочем, выживать в мире Metroid нас никто не заставляет: первая часть игры весьма линейна, и лишь ближе к финалу героиня получает возможность свободно изучать отсеки корабля. А это значит, что пока дизайнеры за ручку ведут игрока по примечательным местам, у него есть время для того, чтобы освоиться с весьма запутанной архитектурой уровней и запомнить места, где размещены комнаты сохранений: в них установлены аппараты, которые не только позволяют сохраниться, но и восстанавливают здоровье и боезапас Самус. Тут стоит отметить, что если игрока настигло фиаско вдалеке от точки сохранения, *скорее всего*, ему позволят перепройти данный отрезок игры со специального чекпоинта (о существовании которого, понятно, никто почему-то не информирует). Кстати, и здоровье, и запас ракет можно восстанавливать прямо во время боя. Первое регенерирует не всегда в полной мере; пополнение второго понять очень просто: остаться без мощного вооружения во время схватки с очередным боссом, думаю, не захочет ни один игрок. Совсем другое дело, что на время восстановления Самус становится особенно уязвима. Регенерация полоски жизни занимает считанные секунды, но босс (или же новый тип противников, впервые напавший на героиню, т.е., по сути, тоже *босс*) эти секунды игроку обычно не дарит. Баланс.
Стреляй и перекатывайся
Камера всегда принимает самый зрелищный и удобный ракурс.
Игровой процесс Other M зиждется на трех китах: платформенных элементах, боях с монстрами и поиске секретов. Понятно, что первые два тесно связаны друг с другом, секреты же позволяют внимательным игрокам подойти к сражению с финальным боссом чуть более… подготовленными. Если появление нового вооружения или очередной способности неизбежно и обосновано сюжетом (все эти «супер-ракеты» и убийственные прыжки есть в арсенале наемницы изначально, просто она их не использует, так как следует приказам начальства), то увеличение полоски жизни (точнее, получение нескольких таких полосок), расширение боезапаса, ускорение подготовки некоторых типов вооружения к бою – всё это (а также некоторые другие параметры) можно улучшить, собирая специальные капсулы, щедрой рукой дизайнеров разбросанные по уровням.
С одной стороны, у Самус очень много различных способностей, с другой – некоторые старые устройства (например, лучевая пушка) со временем просто аккумулируют улучшения. И тот же луч, который в самом начале игры лишь царапает рядовых врагов, ближе к финалу уничтожает всё живое на экране за счет новоприобретенных эффектов (замораживание, пробивание брони и т.п.). Аран не только получает возможность, скажем, одним выстрелом запускать несколько ракет, но и, по сути, передвигаться таким образом, что прыжок превращается в натуральную прогулку по воздуху (к тому же – смертельно опасную для противников). Про легендарную способность девушки трансформироваться в шар, думаю, и напоминать не надо: на этой особенности сериала Metroid строится львиная доля платформенных головоломок Other M, в которых от игрока требуют найти соответствующих размеров дыру и в буквальном смысле вкатиться в нее… В общем, исследовать запутанные переходы заброшенных кораблей и сражаться с невиданными чудовищами еще никогда не было так легко и интересно…
Разнообразие монстрятника приятно радует глаз.
…а потом игра внезапно заканчивается. Т.е. даже не внезапно: история подходит к концу, главный злодей повержен и т.п. Всё, вроде бы, логично. Но остается некоторая недосказанность. Например, пункт «items found» показывает процент неправдоподобно меньший, чем 100. По экрану ползут субтитры, игрок готовится вытащить диск и выключить приставку, как вдруг… Самус возвращается на станцию. Чтобы собрать все улучшения, изучить все комнаты, до которых можно добраться только после завершения игры (т.е., получения всех способностей суперкостюма девушки), сразиться с секретным боссом, забрать «важную вещь» и традиционно улететь с корабля за несколько секунд до его разрушения. Финальный забег не на жизнь, а на пять минут, – неплохая попытка напомнить игрокам о корнях Other M.
Вообще же, последний Metroid – игра крайне современная. Над ней работали авторы Ninja Gaiden, и их серьезный подход к делу, когда речь идет о побоищах с видом от третьего лица, чувствуется во всём. Динамичнейшие сражения приправлены легким налетом slo-mo и красивейшими добиваниями (которые технически являются скорее даже не добиваниями, а мощными атаками в ближнем бою). От происходящего на экране буквально захватывает дух, ведь максимально возможное разрешение – 480р, а картинка очень часто не уступает играм с более мощных платформ, которые обычно оперируют разрешениями 720р и выше. В общем, Other M – одна из самых красивых игр на Wii и, на мой взгляд, одна из самых красивых платформенных action/adventure на данный момент в принципе. Хотя бы просто потому, что аналогов у Metroid сейчас почти нет.
Музыка по большей части не запоминается. В первую очередь потому, что обычно ее нет вообще: вокруг героини царствует типичный для заброшенных кораблей фон. Кто-то где-то сопит, что-то где-то скрипит и т.п. Лишь отдельные моменты (вроде боев с боссами) игрового процесса сопровождаются полноценной музыкой. К работе актеров претензий также нет – не переиграли, не оттарабанили. Ухо порадовали – что случается не с каждым хитом из Японии. Единственный серьезный прокол – на мой взгляд – Nintendo и Team Ninja допустили собственно в технической части. В игре встречается (и если верить некоторым отзывам, не один, а как минимум два раза) ситуация, когда, победив противников, Самус разблокирует очередную дверь (типичный игровой штамп «чтобы открыть дверь – вынеси толпу врагов» в Other M нисколько не раздражает), но вместо того, чтобы пройти через нее, по каким-то причинам возвращается назад, тем самым навсегда закрывая эту дверь. Лечится этот баг, явно просмотренный тестерами, загрузкой последнего сохранения. Если игрок сохраняется в один слот и возвратился назад именно для того, чтобы записаться еще раз, то ему уже ничто не поможет. В общем, без комментариев.
Метроидвания
То, что вы видите на заднем плане, - всего лишь фон, декорация для глуповатых монстров...
Существует два основных культа action/adventure в 2D-перспективе: Metroid и Castlevania (если быть точным - Symphony of the Night и далее). Первая серия обитает в Nintendo-резервации, а вторая посетила очень много платформ и даже отметилась выходом на PC. Но только Metroid удалось с первой попытки безболезненно, я бы даже сказал – весьма успешно, перейти в 3D (Metroid Prime – совсем другая история, а потому в расчет не принимается). Если верить профильным ресурсам, Metroid: Other M, которая вышла без малого год назад, до сих пор не преодолела планку в 1 млн. проданных копий. Наверное, Nintendo это расценивает как провал – не иначе (а Сакамото смотрит на нереальные десятки миллионов New Super Mario Bros. и рыдает в подушку). Но Other M – тот самый случай, когда мнение большинства не стоит и выеденного яйца. Это очень красивая, интересная, увлекательная игра, в которой неплохой сюжет соседствует с возможностью изучить огромный заброшенный корабль, заселенный множеством агрессивных существ. Великолепная графика, удобное управление (нарекания может вызвать разве что прицеливание с видом от первого лица), традиционно неожиданный дизайн от японского производителя (как можно было создать *такую* атмосферу, используя кислотные цвета, – не понимаю… но каким-то образом Сакамото и Ко это удалось) – всё это, а также многое другое ожидает всех тех, кто не прочь приобрести действительно нетипичный по современным меркам продукт. Ну или хотя бы скачать… Впрочем, Other M – лишь верхушка айсберга, последняя часть сериала, чья славная история насчитывает двадцать пять лет. Но рассказ о том, с чего всё это начиналось и во что со временем переродилось, отложим на следующий раз, потому что это уже совсем другие истории.
Неизвестный культ
В те редкие минуты, когда сюжет не рассказывается игроку самой Самус,
нам показываются красивейшие ролики. Где-то в глубине зреет сомнение:
на то ли потратили бюджет разработчики игры?
Metroid – безусловно, сериал культовый, и каждая его часть заслуживает полноценной статьи, поэтому в этот раз, пожалуй, не будем растекаться мыслью по древу. Но факт налицо: «элитарной» линейке достаточно старых action/adventure далеко до популярности других эксклюзивов от Nintendo. Например, того же Марио. Причин тому много. Например, можно отметить тот факт, что вселенная Metroid непривычно неприветлива и даже агрессивна: сложность бытия одинокой охотницы за головами помножена на неизменно агрессивные окружающие среды посещаемых ею планет. Хотя очередной монстр может выглядеть милым пушистиком, душа этой твари, скорее всего, чернее ночи. Суровая атмосфера, замысловатый игровой процесс и практически полное отсутствие сюжета – ядерный коктейль, который, на мой взгляд, и привел к тому, что игры серии Metroid (и ее дочерней трилогии Metroid Prime) редко достигают продаж в районе двух миллионов. Сравните с десятками миллионов у игр, посвященных известнейшему водопроводчику, и мое предположение о том, что фанатская база у Metroid невелика, думаю, можно считать более-менее обоснованным.
Забавна сама история создания Other M – первого полноценного Metroid’а после долгих лет гегемонии Metroid Prime’ов – великолепных, но не вполне каноничных игр для Gamecube и Wii. Когда Team Ninja объявилась в качестве разработчиков новой игры серии, шутку оценили далеко не все: специалисты по сексистским файтингам и мясным слэшерам будут делать продолжение культовой action/adventure? Подвох кроется в том, что руководил разработкой идеолог и отец-основатель франшизы – Ёсио Сакамото, приложивший руку почти ко всем чистокровным Metroid’ам. Долгое время игры серии выходили на морально устаревших платформах: Metroid II на Game Boy был черно-белым (и это после цветного Metroid на NES!), а Metroid: Fusion вышел на GBA… аккурат в период расцвета сверхсовременного по тем временам Gamecube’а. В этот раз сериалу повезло: на разработку явно выделили уйму средств (о чем свидетельствует обилие видеороликов высочайшего качества и тот факт, что игра продается на двухслойном диске), и результат на выходе, может быть, и не радует некоторых фанатов, но для неангажированного человека, который приобрел Wii, Other M должна быть на одном из первых мест в списке покупок.
В космосе ты не услышишь их плач
*Добивания* не только зрелищны, но и крайне полезны.
Есть, правда, риск нарваться на контратаку.
По сути дела Metroid: Other M является сиквелом Super Metroid (SNES) и приквелом Metroid: Fusion (GBA). Сразу после событий Super Metroid наемница Самус Аран, путешествуя по бескрайним просторам галактики, получает странный сигнал с исследовательского корабля. Просьбу о помощи. Прибыв на место бедствия, Самус узнает, что сигнал дошел не только до нее, но и до Галактической Федерации, которая прислала на корабль взвод пехотинцев. Постороннему лицу нечего делать на объекте, где проводится войсковая операция, но среди членов спасательного отряда девушка встречает давних знакомых: пехотинца Энтони Хиггса и командира отряда Адама Малковича. Последний разрешает Самус отправиться в глубь комплекса вместе с его подчиненными. Продвигаясь по заброшенным коридорам и помещениям, отряд находит труп растерзанного члена экипажа корабля-призрака. После этого «федералы» подвергаются нападению со стороны агрессивных монстров, и Малкович понимает, что без помощи многоопытной Самус они, возможно, не справятся с поставленной задачей. Условие пребывания госпожи Аран на корабле следующее: она беспрекословно подчиняется Малковичу (бывшему когда-то ее непосредственным командиром) и не использует большую часть возможностей своего суперкостюма, так как их активация может привести к ненужным разрушениям и жертвам. Заинтригованная полученным сигналом о помощи, Самус соглашается во всем слушаться Адама…
Хотя многие монстры в Metroid выглядят весьма добродушно (с огромными и отчего-то кажущимися добрыми глазами огненные… пчелы? Или же шипастые – будто бы улыбающиеся – добродушные жучки-паучки) и даже дружелюбно, дизайнерам в полной мере удалось воссоздать атмосферу заброшенного научно-исследовательского космического корабля. Не Dead Space, конечно, но ведь и жанр абсолютно иной. В кой-то веки сюжет очередного Metroid’а объемен и даже запутан. Страшные открытия поджидают Самус почти на каждом уровне зловещего комплекса. Найдется место и для подлых предательств, героических самопожертвований, страшных тайн. Предсказать многие сюжетные повороты не так уж и сложно, но в целом картина складывается весьма благоприятная: история, может, и не шедевральная, но action/adventure с упором на платформенные элементы подобными сценариями обычно не радуют. Возможны отдельные претензии к излишне акцентированным чертам характеров отдельных персонажей (что, по-моему, нормально и привычно, если речь идет об игре японского производства), но до маразма вроде Final Fantasy XIII и подавляющего большинства других современных поделок Square Enix Other M не опускается – факт.
Атмосфера грандиозного исследовательского комплекса великолепно воссоздается усилиями дизайнеров локаций: корабль поделен на несколько уровней, каждому из которых соответствует свой… климатический пояс. Так как на бедствующем корабле проводились опыты по созданию биологического оружия, для опытного материала, представленного различными животными и растениями, создавались благоприятные условия пребывания на судне. И речь идет не только о физической имитации (вроде поддержания нужной температуры воздуха), но и визуальной: уж не знаю как, но для огненных тварей завезли целые озера со вполне настоящей лавой, а те, кто предпочитают климат попрохладнее, обитают на ледяных пустошах соответствующего уровня. Секрет уровней-джунглей раскрывается по ходу повествования: в недоступных для монстров местах расположены специальные установки, которые и создают ощущение, что вы находитесь не в металлической коробке, которой по умолчанию является каждая комната, а на бескрайней песчаной равнине. Соответственно, чтобы пройти сквозь некоторые двери, маскировку необходимо отключить. Так как твари вырвались на свободу и учинили погром, техника местами сбоит: Самус (а вместе с ней и я) могут повстречать такие диковинки, как торчащая на фоне густых зарослей металлическая конструкция или дыра в (в буквальном смысле!) бескрайних просторах саванны. Звучит, может, и непонятно, но вглядываясь во вполне осязаемую дырку, висящую на фоне уходящей за горизонт поляны, ловишь себя на мысли, что ранее ничего подобного, скорее всего, никогда и не видел.
Никто не уйдет обиженным
Те самые миловидные шипастые жучки кислотных оттенков.
Не милашки, но злейшие враги Самус!
Не заостряя внимания на претензиях старожилов к сюжету (Самус ограничивает свой костюм по приказу какого-то офицеришки?!), перейдем к самому главному вопросу: а как вообще играется Other M? Последний на данный момент Metroid – уникальный сплав 2D- и 3D-геймплея. Камера очень часто (но далеко не всегда!) демонстрирует героиню сбоку, что позволяет отождествлять игру с классическими 2D-играми. Платформенные элементы зачастую требуют четкой координации именно в двух измерениях, усиливается же 2D-эффект за счет того, что Самус автоматически целится в монстров, в сторону которых ее развернул игрок. Любопытно, что для управления используется исключительно Wii remote. Крестовина – передвижение героини, кнопка прыжка, кнопка стрельбы… на самом деле задействованных элементов намного больше, но стремление упростить схему управления – очевидно. И весьма похвально.
Но сказать, что игра представляет собой типичный 2D-проект с применением 3D-технологий, нельзя – это даже не современные вариации на тему «плоского» Марио. Metroid: Other M – принципиально иная игра, которая легкостью, с которой героиня перемещается по уровню, напоминает о платформенном прошлом сериала. Но глубина сцен используется в полной мере. В специально предусмотренных местах виртуальный оператор виснет за плечом у Самус (или даже в районе правой пятки), что – не без оснований – можно считать попыткой придать атмосферности происходящим событиям. Последним доводом в пользу 3D-геймплея является необходимость целиться в экран remote’ом: в некоторых случаях нам предлагают сыграть в hidden object, и Самус не сдвинется с места, пока игрок не найдет прицелом сюжетный объект. Но гораздо важнее вид от первого лица (который включается автоматически при нацеливании пульта в экран, а всё происходящее при этом живо напоминает трилогию Metroid Prime) во время сражений с монстрами, так как именно в этом режиме Самус может использовать ракеты. Чтобы жизнь не казалась медом, во время прицеливания с видом «из глаз» героиня не может двигаться. Учитывая невероятный темп схваток и любовь боссов закидывать героиню большим количеством взрывоопасных объектов, такой ход никак не назовешь «упрощением» игрового процесса.
Впрочем, выживать в мире Metroid нас никто не заставляет: первая часть игры весьма линейна, и лишь ближе к финалу героиня получает возможность свободно изучать отсеки корабля. А это значит, что пока дизайнеры за ручку ведут игрока по примечательным местам, у него есть время для того, чтобы освоиться с весьма запутанной архитектурой уровней и запомнить места, где размещены комнаты сохранений: в них установлены аппараты, которые не только позволяют сохраниться, но и восстанавливают здоровье и боезапас Самус. Тут стоит отметить, что если игрока настигло фиаско вдалеке от точки сохранения, *скорее всего*, ему позволят перепройти данный отрезок игры со специального чекпоинта (о существовании которого, понятно, никто почему-то не информирует). Кстати, и здоровье, и запас ракет можно восстанавливать прямо во время боя. Первое регенерирует не всегда в полной мере; пополнение второго понять очень просто: остаться без мощного вооружения во время схватки с очередным боссом, думаю, не захочет ни один игрок. Совсем другое дело, что на время восстановления Самус становится особенно уязвима. Регенерация полоски жизни занимает считанные секунды, но босс (или же новый тип противников, впервые напавший на героиню, т.е., по сути, тоже *босс*) эти секунды игроку обычно не дарит. Баланс.
Стреляй и перекатывайся
Камера всегда принимает самый зрелищный и удобный ракурс.
Игровой процесс Other M зиждется на трех китах: платформенных элементах, боях с монстрами и поиске секретов. Понятно, что первые два тесно связаны друг с другом, секреты же позволяют внимательным игрокам подойти к сражению с финальным боссом чуть более… подготовленными. Если появление нового вооружения или очередной способности неизбежно и обосновано сюжетом (все эти «супер-ракеты» и убийственные прыжки есть в арсенале наемницы изначально, просто она их не использует, так как следует приказам начальства), то увеличение полоски жизни (точнее, получение нескольких таких полосок), расширение боезапаса, ускорение подготовки некоторых типов вооружения к бою – всё это (а также некоторые другие параметры) можно улучшить, собирая специальные капсулы, щедрой рукой дизайнеров разбросанные по уровням.
С одной стороны, у Самус очень много различных способностей, с другой – некоторые старые устройства (например, лучевая пушка) со временем просто аккумулируют улучшения. И тот же луч, который в самом начале игры лишь царапает рядовых врагов, ближе к финалу уничтожает всё живое на экране за счет новоприобретенных эффектов (замораживание, пробивание брони и т.п.). Аран не только получает возможность, скажем, одним выстрелом запускать несколько ракет, но и, по сути, передвигаться таким образом, что прыжок превращается в натуральную прогулку по воздуху (к тому же – смертельно опасную для противников). Про легендарную способность девушки трансформироваться в шар, думаю, и напоминать не надо: на этой особенности сериала Metroid строится львиная доля платформенных головоломок Other M, в которых от игрока требуют найти соответствующих размеров дыру и в буквальном смысле вкатиться в нее… В общем, исследовать запутанные переходы заброшенных кораблей и сражаться с невиданными чудовищами еще никогда не было так легко и интересно…
***
Разнообразие монстрятника приятно радует глаз.
…а потом игра внезапно заканчивается. Т.е. даже не внезапно: история подходит к концу, главный злодей повержен и т.п. Всё, вроде бы, логично. Но остается некоторая недосказанность. Например, пункт «items found» показывает процент неправдоподобно меньший, чем 100. По экрану ползут субтитры, игрок готовится вытащить диск и выключить приставку, как вдруг… Самус возвращается на станцию. Чтобы собрать все улучшения, изучить все комнаты, до которых можно добраться только после завершения игры (т.е., получения всех способностей суперкостюма девушки), сразиться с секретным боссом, забрать «важную вещь» и традиционно улететь с корабля за несколько секунд до его разрушения. Финальный забег не на жизнь, а на пять минут, – неплохая попытка напомнить игрокам о корнях Other M.
Вообще же, последний Metroid – игра крайне современная. Над ней работали авторы Ninja Gaiden, и их серьезный подход к делу, когда речь идет о побоищах с видом от третьего лица, чувствуется во всём. Динамичнейшие сражения приправлены легким налетом slo-mo и красивейшими добиваниями (которые технически являются скорее даже не добиваниями, а мощными атаками в ближнем бою). От происходящего на экране буквально захватывает дух, ведь максимально возможное разрешение – 480р, а картинка очень часто не уступает играм с более мощных платформ, которые обычно оперируют разрешениями 720р и выше. В общем, Other M – одна из самых красивых игр на Wii и, на мой взгляд, одна из самых красивых платформенных action/adventure на данный момент в принципе. Хотя бы просто потому, что аналогов у Metroid сейчас почти нет.
Музыка по большей части не запоминается. В первую очередь потому, что обычно ее нет вообще: вокруг героини царствует типичный для заброшенных кораблей фон. Кто-то где-то сопит, что-то где-то скрипит и т.п. Лишь отдельные моменты (вроде боев с боссами) игрового процесса сопровождаются полноценной музыкой. К работе актеров претензий также нет – не переиграли, не оттарабанили. Ухо порадовали – что случается не с каждым хитом из Японии. Единственный серьезный прокол – на мой взгляд – Nintendo и Team Ninja допустили собственно в технической части. В игре встречается (и если верить некоторым отзывам, не один, а как минимум два раза) ситуация, когда, победив противников, Самус разблокирует очередную дверь (типичный игровой штамп «чтобы открыть дверь – вынеси толпу врагов» в Other M нисколько не раздражает), но вместо того, чтобы пройти через нее, по каким-то причинам возвращается назад, тем самым навсегда закрывая эту дверь. Лечится этот баг, явно просмотренный тестерами, загрузкой последнего сохранения. Если игрок сохраняется в один слот и возвратился назад именно для того, чтобы записаться еще раз, то ему уже ничто не поможет. В общем, без комментариев.
Метроидвания
То, что вы видите на заднем плане, - всего лишь фон, декорация для глуповатых монстров...
Существует два основных культа action/adventure в 2D-перспективе: Metroid и Castlevania (если быть точным - Symphony of the Night и далее). Первая серия обитает в Nintendo-резервации, а вторая посетила очень много платформ и даже отметилась выходом на PC. Но только Metroid удалось с первой попытки безболезненно, я бы даже сказал – весьма успешно, перейти в 3D (Metroid Prime – совсем другая история, а потому в расчет не принимается). Если верить профильным ресурсам, Metroid: Other M, которая вышла без малого год назад, до сих пор не преодолела планку в 1 млн. проданных копий. Наверное, Nintendo это расценивает как провал – не иначе (а Сакамото смотрит на нереальные десятки миллионов New Super Mario Bros. и рыдает в подушку). Но Other M – тот самый случай, когда мнение большинства не стоит и выеденного яйца. Это очень красивая, интересная, увлекательная игра, в которой неплохой сюжет соседствует с возможностью изучить огромный заброшенный корабль, заселенный множеством агрессивных существ. Великолепная графика, удобное управление (нарекания может вызвать разве что прицеливание с видом от первого лица), традиционно неожиданный дизайн от японского производителя (как можно было создать *такую* атмосферу, используя кислотные цвета, – не понимаю… но каким-то образом Сакамото и Ко это удалось) – всё это, а также многое другое ожидает всех тех, кто не прочь приобрести действительно нетипичный по современным меркам продукт. Ну или хотя бы скачать… Впрочем, Other M – лишь верхушка айсберга, последняя часть сериала, чья славная история насчитывает двадцать пять лет. Но рассказ о том, с чего всё это начиналось и во что со временем переродилось, отложим на следующий раз, потому что это уже совсем другие истории.
Автор: katarn
Дата: 13.07.2011