[​IMG]

Я - твоя мама…
х/ф «Темные воды».​

Если вы спросите меня, то хороший хоррор (не слешер, а именно хоррор) должен прежде всего быть хорошей драмой. Бесполезно пытаться погрузить зрителя в атмосферу ужаса, если герои неинтересны либо вызывают отторжение. Зритель должен сопереживать герою, бояться за его жизнь, иначе ничего не выгорит. Бесполезно пытаться пугать нас чем-либо, если сценарий полон логических дыр и натянутостей. Как же тут проникнуться, когда в голове крутится постоянное «НЕ ВЕРЮ»? Бесполезно вываливать на нас горы трупов, если история никуда не ведет, нет кульминации и катарсиса. В этом случае зритель просто впадет в летаргический сон.

В правдивости этих утверждений я раз за разом убеждался на собственном опыте. Неслучайно двумя хоррор-лентами, которым более всего удалось продрать меня до мурашек, являются «Темные воды» Хидео Накаты и «История двух сестер» корейского режиссера Ким Чжи Уна. При этом первый фильм пугает нас большой черной лужей на потолке, а второй - вообще чем-то эфемерным. Однако поди ж ты: отличная история и беспрецедентная эмоциональная привязанность к персонажам делают свое дело.

В связи с этим со всей уверенностью заявляю: Silent Hill – хоррор отличный.

Have you seen a little girl?


История повествует нам о писателе Гарри Мейсоне, который вместе со своей дочкой Шерил отправился проводить отпуск в тихом курортном городке Сайлент Хилл. Подъезжая к городу, он видит некий силуэт на дороге, выворачивает руль вправо и сваливается в кювет. Очнувшись, он обнаруживает, что дочки рядом нет, а город покрыт плотным как кисель туманом и населен странными, чрезвычайно агрессивными существами. С этого момента и начинается собственно игра. Имея при себе лишь стальную трубу и фонарь (а также море разнообразных вопросов) герой шаг за шагом начинает разбираться с проблемами и неожиданно для себя обнаруживает, что всё несколько сложнее, чем казалось на первый взгляд…

Прежде всего - игре очень повезло с главным персонажем. Герой хоть и довольно простой по меркам серии, но всё же вызывает непреодолимую симпатию. Еще бы: он с самого начала ставит перед собой четкую цель – спасти дочь - и с завидной целенаправленностью идет к ней всю игру. Он имеет достаточно доброе сердце для того, чтобы не оставаться безучастным к чужим проблемам, но всегда правильно расставляет приоритеты. Он пытается найти происходящему логичное объяснение и никогда не выглядит при этом круглым идиотом, даже когда ошибается. Вроде не ахти какой набор качеств, но вы удивитесь, насколько часто персонажи хорроров не имеют даже этого.

Что примечательно, порой хитрые авторы заставляют нас чуть ли не ненавидеть своего героя, настолько непопулярные решения он принимает. Но позже, когда эмоции утихают, мы понимаем, что другого выхода из ситуации на самом деле не было, а решение было единственно верным на данный момент. И мы прощаем Гарри. И начинаем уважать его еще больше. Грамотно провернуть подобный трюк могут очень немногие мастера пера, поверьте мне.

[​IMG]
Знакомьтесь - Лиза Гарланд. В те светлые времена она еще была симпатичным персонажем...

Но что самое главное - в искренности родительской любви Гарри к своей дочери не сомневаешься ни единой секунды. И это притом, что вместе мы их видим только во вступительной и, соответственно, финальной катсцене. К тому же они обмениваются между собой двумя (ДВУМЯ!) строчками диалога за всю игру. И, удивительное дело, историю это нисколько не портит. Весь недостаток конкретики игра восполняет легкими штрихами: на обложке дочкиной тетрадки нарисован любимый папа, сам Гарри с надеждой задает всем окружающим один и тот же вопрос (указанный в заголовке), а ближе к концу мы узнаем о грустном, но светлом прошлом их семьи. И когда в определенный момент родной, еле живой от страха голос начинает умолять о помощи – у игрока просто разрывается сердце.

Другие персонажи, встречающиеся нам на пути, не менее (а зачастую – более) интересны. Каждый из них обладает проработанным характером, вторым дном и набором скелетов в шкафу. Но с ними я предлагаю познакомиться самостоятельно. Самостоятельно узнать, что не так с головой у Далии Галлеспи, восхититься выдержкой человека по фамилии Кауфманн, влюбиться в женщину по имени Лиза, а также понять, каким образом с происходящими событиями пересекается девушка Алесса. И запомните: чтобы эта история закончилась хорошо, вам придется сильно постараться.

Something's gone seriously wrong.

Несмотря на то, что авторы этой игры явно вдохновлялись классикой американских ужасов (среди официальных источников вдохновения, например, - рассказ «Мгла» Стивена Кинга, сериал «Твин Пикс» Дэвида Линча, а также фильм Эдриана Лайна «Лестница Иакова»), - по духу Silent Hill остается чистокровно японским хоррором. А это означает, что стандартными методами вас пугать никто не будет. Напряжение создается стойким ощущением, что окружающая реальность постоянно уходит у вас из-под ног, что-то постоянно не так. Этот мир не живет по законам логики, здесь можно зайти в комнату на втором этаже, а выйти на третьем, здесь посреди улицы зияют гигантские пропасти. Поговаривают даже, что в местном небе видели НЛО.

Иногда показатель безумия зашкаливает и окружающая реальность трансформируется в собственное извращенное отражение. Пол и стены покрываются ржавчиной, вместо парт в местной школе появляются пыточные орудия, в госпитале появляется ранее не существовавший четвертый этаж (число 4 в Японии – число смерти). Этот мир агонизирует - он, кажется, полностью состоит из боли, и даже монстры явно страдают куда больше нас.

[​IMG]
Игра не стремится пугать вас внезапно выскакивающими монстрами. Но всё же - иногда случается.

В редкие минуты игрока оставляют в покое. Радио, реагирующее на монстров, перестает надрываться, окружающая обстановка перестает напоминать безумные рисунки шизофреника. Становится тихо. Игрок расслабляется. И, как правило, именно в это время происходит нечто, добавляющее геймеру седых волос.

Причем это нечто практически никогда не опускается до примитивной бу-пугалки. Яркий пример:

Мы находимся в школе. Заходим в комнату со шкафчиками учеников. Вдруг мы обнаруживаем, что в одном из шкафчиков КТО-ТО СИДИТ. Этот КТО-ТО начинает истерично долбиться в дверцу, стараясь вырваться наружу. Мы осторожно подходим, перекрестясь открываем шкафчик, а там ... котенок. Мы облегченно вздыхаем, в это время котенок стремглав выбегает из комнаты. И тут (судя по звукам) кто-то СМАЧНО И ЖЕСТОКО ВЫПУСКАЕТ КОТЕНКУ КИШКИ. За кадром. И нам только остается гадать, кто это. Мы отходим от шока и на трясущихся ногах идем на звук. А там никого нет. НИКОГО. Даже несчастного котенка.

Такой несложный в исполнении ход заставляет нашу фантазию работать на полную (с оговоркой: для этого надо, чтобы фантазия у человека всё-таки была). Кто засунул котенка в шкафчик, ведь мы в абсолютно пустом городе? Почему он всё еще жив? Кто его убил? И самый главный вопрос: где, черт возьми, ОНО от меня прячется? Кстати, описанная выше ситуация – это только часть сложного многоходового плана, включающего в себя, ко всему прочему, последующее продолжение этой истории в искаженной действительности. Куда сложнее простого запрыгивания собаки в окно, не правда ли? И по мне – куда как страшнее.

Nothing you need to worry about.


Впрочем, у современного игрока могут возникнуть определенные проблемы с этой игрой. В первую очередь это, конечно, графика. Она не была особо выдающейся даже в 1999 году, тот же Resident Evil 3 с его спрайтовыми задниками выглядел посимпатичнее. Silent Hill же был отрисован в честном 3D, что позволило создать полностью смоделированный и доступный для исследования город, а также сделать кинематографичную камеру. Так что определенный кубизм окружения вполне можно перетерпеть.

Что на самом деле расстраивает - так это недостаточно качественно поставленные катсцены. Первый Silent Hill был проектом экспериментальным, Konami только прощупывали почву в жанре хорроров. Бюджет игры, видимо, тоже был довольно скромным, поэтому великолепия уровня Metal Gear Solid можете не ждать. Персонажи очень бедно анимированы, камера зачастую статична, всё смотрится схематично и упрощенно. Изредка нам показывают простенькие короткие (15 - 20 сек) CGI-ролики, которые погоды тоже особо не делают.

[​IMG]
А еще у игры было просто отличное (на тот момент) освещение.

Тем похвальнее, что авторы, даже обладая столь скромным набором изобразительных средств, раз за разом выбивают из нас сильные эмоции. Мы боимся, ненавидим, восхищаемся, проникаемся симпатией и даже иногда плачем. Всему виной обилие разнообразных ситуаций, отличная (традиционно для серии) работа актеров озвучки и, конечно же, музыка.

Всё, что связано с звуковым дизайном и музыкой, выполнено на высочайшем, до сих пор недостижимом для многих уровне. Звукорежиссером и композитором проекта выступал небезызвестный в определенных кругах Акира Ямаока. Собственно, свою колоссальную на данный момент популярность он как раз и заработал на серии Silent Hill. Не зря.

Каждый звук, каждая мелодия находится на своем месте и производит именно тот эффект, который задумывался авторами. Музыка усиливает все эмоциональные моменты игры на несколько порядков. Некоторые композиции, будучи услышанными в далеком 1999 году, осели в плейлисте до сих пор и явно не собираются оттуда исчезать. Это просто штучная работа, спешите слышать.

***​
В Silent Hill необходимо сыграть каждому человеку, который считает себя любителем хорроров. Даже несмотря на абсолютно заурядный (как в любом другом хорроре девяностых, только с поправкой на 3D) геймплей и преклонный возраст, эта игра сможет - как минимум - вас удивить. Как максимум – навсегда и безраздельно влюбить в себя.


[​IMG]

P. S.: Абсолютно все фильмы, упоминаемые в этой статье, настоятельно рекомендуются к просмотру.

Автор: silent_fog
Дата: 02.08.2011

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей