Battlefield 2


Жанр: Action/Shooter;
Разработчик: Digital Illusions CE;
Издатель: Electronic Arts;
Год выхода: 2005, 21 июня.

Вместо вступления
Лёгкий джип, надрываясь двигателем, несётся по пересечённой местности, наперекор всем сразу и вот той вертушке в частности. Водитель крутит баранку изо всех сил, уходя от ракет; ты - на месте стрелка - пытаешься поймать в дёргающийся прицел вражеского солдата с противотанковым гранатомётом. Тут из-за холма, перекрывая намеченную траекторию, на полной скорости вылетает вражеский «Абрамс». Водитель уводит машину в считанных сантиметрах от брони, и вы устремляетесь прочь с этой адовой вечеринки. Вроде живы.

Конвой из «Абрамса» и двух «Хамви» медленно и печально продвигается по горной дороге. Спрыгиваешь с брони - кинуть аптечку отстающему солдату. Оборачиваешься к коробочкам, как те внезапно исчезают в море огня и пыли. Сквозь звон в ушах далёким эхом пробивается рёв турбин взмывающего фронтового бомбардировщика СУ-34. Боги войны собрали очередной урожай.

Это могли быть тщательно проработанные скриптовые сцены из какого-нибудь экшена. Наверняка бы собрались люди, стали бы обсуждать посекундную гибель тех или иных статистов; кто-то бы делал зарисовки, кто-то – оценивал объём работ и сроки… но оба эпизода – результат ряда случайных событий из популярного онлайнового шутера Battlefield 2.


Не ждали?

Шар цвета хаки
Театр боевых действий охватил Средний и Дальний Восток (а с последующими патчами и бустерами – ещё и Америку). На поле боя схлестнулись корпус морской пехоты США (USMC), бородатые дядьки из Средневосточной коалиции (MEC), народно-освободительная армия Китая (PLA) и войска Евросоюза (EU). Причины конфликта не сказаны: придумайте сами - в меру своей распущенности.
С первых шагов по недружелюбной земле становится ясно, что дизайнеры не даром едят свой хлеб. Каждая карта (а таких ровно двадцать две штуки, по три размера для каждой) обладает своей уникальной атмосферой. Нефтедобывающий завод, ядерный реактор, строящаяся дамба – лишь вершина айсберга. Планы у враждующих сторон ой как амбициозные, поэтому на недостаток разнообразия сетовать не придётся. Для каждой карты есть короткая справка, объясняющая её значимость для сторон конфликта, хотя кому это интересно?
Несмотря на внушительные размеры, карты гармонично насыщены разнообразными объектами и звуками. Нет забытых создателями мест (это когда земля на больших участках параллельна горизонту с точностью до микрона), нет и излишнего нагромождения ненужных объектов. Наверное, самая лучшая и точная характеристика - нет ощущения коробки, обтянутой текстурами неба, местные пейзажи отлично впишутся и в реальный мир.


Захват флага в самом разгаре. Обратите внимание на вооружение USMC.

Плечом к плечу
Battlefield 2 – игра сугубо командная, в одиночку много не настреляешь. Да и главную цель игры - отнять/удержать флаг – точку для респавна техники и игроков противоборствующих сторон - в одиночку провернуть редко удаётся. Просто специфика игры такова, что если с одной стороны три ствола, а с другой только один, то всегда побеждает большинство. И без разницы, что те трое – нубьё косое, а враг им – отец и папка, стаж игры которого больше, чем лет по паспорту.
Для поддержания этой важной идеи в головах игроков есть целая система взаимоотношений между подчинёнными и командирами.
Во-первых, это сквады – отряды до шести человек. В отличие от одиноких бойцов, им доступен отдельный канал (орать вместе «Fuck!» значительно веселее), а командир является мобильной точкой спавна для своих солдат. К тому же он может обозначить интересующие его точки на карте соответствующими флажками (атаковать/оборонять/взорвать всё к едрёной матери), что тоже способствует слаженным действиям и, как следствие, победе. Система очень удобна и интуитивна, но не без недостатков, – на карту можно отнести только финальный пункт, никаких промежуточных точек. Поэтому приходится либо постоянно обновлять точку следования, что чревато смертью быстрой и глупой (а нечего на передовой каждые полминуты на карту отвлекаться!), либо сразу обозначить цель и надеяться, что бойцы побегут за вами, а не напролом.


Битва между землёй и воздухом протекает либо по схеме "прилетела ракета, и я взорвался", либо вот таким бешеным обменом комплиментами.

Во-вторых, всем заправляет командир. У него есть доступ к ряду полезных военных примочек, правильное использование которых серьёзно облегчит жизнь вашим войскам. БПЛА покажет на небольшом участке все вражеские силы, ящик с припасами обеспечит людей и технику всем необходимым, а под прикрытием артиллерии у подчинённых будет больше шансов провернуть любые манёвры, пока противник будет прижиматься к земле. Есть ещё и связь со спутником – «подсветка» всех вражеских сил на местности, но уже лично для вас. Хотите передать информацию подчинённым – указывайте вручную. Также командир может обозначать цели для сквадов и имеет связь с их командирами.

Само собой, в жизни всё не так радостно. Сплочённый сквад – редкость, гораздо чаще бойцы раскиданы по всей карте. Кто-то летает в облаках, кто-то сидит в кустах с винтовкой, кто-то ждёт танк на базе, – какая тут может быть взаимопомощь и командная игра? Приказы от командира сквада либо вообще не поступают, либо поступают с задержкой и долгое время не обновляются, а радиоканал молчит.

Не лучше обстоят дела и у командира. Звено связи и управления на деле оказывается звеном поддержки и совещания. Подавляющее большинство сквадов попросту проигнорирует приказ. И даже если кто-нибудь и решит следовать указанию, чуда не ждите. Одиночку быстро примут, и тогда вы лишитесь и такого подчинённого, – в гибели бойца виноват только тот, кто отправил его на гибель, и по второму разу вас слушать точно не станут. Слаженный сквад, как правило, царапает носами потолок, поэтому лучше знает, что атаковать. Вот и выкручивайся.


Танк без поддержки пехоты - всего лишь гроб на гусеницах. Он так и не увидит, кто его взорвёт.

Связанные одной целью
Впрочем, не всё так печально. Да, «элита» в этом плане ведёт себя совсем неподобающе элите, однако общий уровень взаимопомощи достаточно высок. Толпой воевать не только веселее, но и продуктивнее, особенно когда солдат разделили на классы, что существенно ограничивает спецификацию отдельного бойца. Кто технику починит, кто аптечку кинет, а кто и патронами поделится. С какими-то стволами легче живётся на передовой, а вот пулемёт, к примеру, наиболее эффективен в руках прикрывающего. Держащийся особняком снайпер, правильно выбрав цели, серьёзно ослабит оборону/атакующую группу противника, что решит исход сражения. Само собой, работать на фраги можно и в одиночку, но вся суть игры раскрывается именно в командном взаимодействии. Бывает, прижмут так, что голову поднять нельзя, а сам уже решаешь, где бы отреспавниться… но вот прилетает своя вертушка, и крошит врага в фарш. И приходит понимание, что команда хоть и состоит из людей разных стран, религий и возрастов, но цель у каждого – одна на всех. Это – радует, это – воодушевляет


Однако башней крутить ещё никому не помешало.

Звуки дикой природы
Игра приятно выглядит, но если вы привыкли к летящим во все стороны снарядам и сочным взрывам, то картинка покажется скудной. Трассеры идут один через три, винтовки оснащены пламегасителями, осколочная граната и кумулятивный снаряд, как им и положено, работают иначе, чем боеприпасы объёмного взрыва. Даже от самого мощного оружия – авиационных бомб - больше пыли, чем огня.
Зато звук великолепен. В игре представлено огромное количество разнообразных орудий убийства (одного лишь ручного огнестрельного оружия в раунде может быть то тридцати двух образцов, и это с учётом того, что сражаются две стороны из четырёх), для каждого бережно записан свой звук. С опытом начинаешь различать, что за винтовка «говорит» в данный момент. В общий радиоканал постоянно идут различные запросы («Медик!») и сообщения («Замечен вражеский танк»). А в редкие минуты тишины можно услышать щебет птиц и завывания ветра.
К сожалению, это великолепие излишне требовательно к ресурсам. Может, на 2011 год здешние системные требования смешны даже для обладателей ноутбуков, а нехилые ?50 Мбайт за час игры по Интернету затратны только для соединения через телефон, однако и на топовых компьютерах игра загружается неоправданно долгое время.

Взлетит
Вольготно себя почувствуют и охотники за ачивками. Нормальному человеку (я подразумеваю под этими словами того, кто не собирается десятки лет рубиться в одну и ту же игру) собрать все эти значки, медали, нашивки и ранги попросту нереально. Как вам условие на золотого танкиста – 400 часов в броне? Однако со временем ваша «доска фанаберии» ощетинится кучей достижений, а ранг – шевронами, даже если вы не ставили такой цели. Разве плохо, если учесть, что все эти значки не просто условные кругляши разных цветов, а приятные глазу рельефы?

Battlefield 2, на мой взгляд, выстрелил благодаря идеально подобранному балансу между казуальщиной и реализмом. С танком здесь легко можно управиться и в одиночку, дефибриллятор помогает от любых травм, как гаечный ключ – от любых поломок; чинить технику можно не отходя от руля, парашют вполне эффективен и на пятиметровых высотах. С другой стороны, новичок на самолёте даже протаранить никого не сможет, длинные очереди неизбежно уходят в молоко уже на смешных десяти метрах (это настолько отличается от остальных экшенов, что, по-хорошему, надо было бы отвести под стрельбу отдельный абзац), а снайперу необходимо вспомнить такие понятия, как масса и конечная скорость пули (пусть и базовую часть). Карты достаточно просторны для сверхзвуковых самолётов, танковых баталий и обходных манёвров, но и достаточно компактны, чтобы не бегать по пятнадцать минут от флага к флагу.


Артиллерия работает по наступающим силам США. Экипаж танка может не волноваться, а вот пехоте пора сматываться.

Груз 200
Battlefield 2, пожалуй, - единственный на моей памяти экшен, где реально страшно умирать. Никакой ксеноморф, подкравшийся со спины, не сравнится с прущим напролом танком, а вертолёт здесь вообще вне конкуренции. В основной массе экшенов рецепт выживания прост (даже если на стороне врага выступает тяжёлая техника или монстры-мутанты размером с пятиэтажный дом) – стреляй точнее и не дай взять себя на прицел. Здесь же сверкание пятками – куда более полезный скилл. Ответ прост – чаще всего причина смерти не оставляет даже призрачной надежды на победу. И неважно, бегаешь ли ты на своих двоих или же запрятан во что-то бронированное.


Не повезло.


Автор: Fireman-aka-Villian
Дата: 23.09.2011

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей