1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Тематика рабского труда в играх

Автор: Ygol · 26 сен 2020 · ·
Категории:
  1. Неумело попытаюсь подражать великолепному @ITF7, который умудряется одновременно писать про политику, историю, игры и не напрашиваться на бан.

    Давно уже заметил, что рабство игры, по крайней мере популярные, напрочь игнорируют. Если сделать небольшое отступление, можно заметить и небольшую разницу в подходах к вопросу в историографии. У "нас" как-то давно повелось, что с учебника по истории древнего мира и читающего его школьника это вещь вполне обыденная, теоретически вписывемая в теорию формаций. У "них" это как-то всегда воспринималось по другому, в духе "и стоит столько внимания этому уделять" (поэтому, к примеру, излагая философию Аристотеля вовсе и не обязательно упомянуть что он там про рабов писал), запомнился, увы недословно, циничный комментарий незапомнившегося западного историка, что выделение в теории формаций рабовладельческой есть несусветная глупость, ибо раб же для человека античности простое instrumentum vocale (орудие говорящие), а значит рабовладельческая формация звучит так же как "плуговладельческая". Хотя если не доходить до крайностей, и с той стороны долгое время были весьма интересные возражения. С той же оценкой "второго издания рабства" оценки долгое время расходились с разных сторон. Но потом у "них" произошло множество замечательных вещей, в числе которых такая штука как "постколониализм", да вот от такой рефлексии интеллигентов стало только хуже. И для игр тоже.

    Не хочется дальше отвлекаться на посторонние рассуждения и пора переходить непосредственно к играх. В них определенно есть то что "нельзя". Причем "нельзя" это нельзя весьма избирательное, самое тягчайшее как с точки зрения морали, так и права в играх сплошь и рядом допускается. Геноцид, бандитизм и развязывание агрессивных войн, легко. А вот что-то нельзя так нельзя. Самым ярким примером, как и думаю многим, будут бессмертные дети в Skyrim'e. Но как вы уже по заголовку заметили, волнуют меня не они, а рабы, точнее их труд, который в играх не то что использовать, а и встретить то можно с трудом. Сами рабы, пусть и часто фантастического антуража, в играх не совершенная редкость, но скорее как абстрактные невольники злого хозяина, из лап которого скорее всего их можно (или даже нужно) будет освободить. Уже куда реже проскакивает тематика работорговли, но поучаствовать в этом процессе игроку почему-то никогда не дадут (ни в одном из множества торговых симуляторов, (например, Anno, Patrician, Merchant Prince и т.д., не исключаю что упустил что-то, т.к все-таки не совсем мой жанр) такого товара не будет при всем бросающемся в глаза многообразии). Вспоминается из исключений Mount&Blade, где иногда можно сбагрить работорговцу захваченных в бою пленных. Но, если не ошибаюсь M&B игра не совсем "западная". Есть работорговля в Marble Age от глубокоуважаемых мною отечественных инди-разработчиков Clarus Victoria. И в игровых текстах недвусмысленно игроку про рабов и их роль в античности рассказывают. Только вот в геймплее, увы, это не отражается никоим образом, как и в других играх Clarus Victoria, где тоже все ограничивается текстами-описаниями, но не игровой составляющей, в которой все люди безликие юниты.

    Но главным образом меня на такие размышления натолкнул тот факт, что такая тематика не вскрыта в играх, где ей бы казалось самое место. Один из любимейший олдгеймов, Colonization товарища Сида Мейера нельзя уличить в излишней боязни затрагивать неудобные темы. Индейцев, например, в игре не только можно, так сказать, загеноцидить, но игра прямо наталкивает на их использование и дальнейшее истребление как самый выгодный путь для прохождения (про это мы оффтопили в теме нетрадиционных прохождений почти полгода назад). Более того, игра геймплейно нам показывает все реальные исторические способы труда в колониях, свободные колонисты - наемные колонисты - заключенные (каторжники) и даже завербованные индейцы. Но нету одного из главных - рабского труда завезенных негров. Это не только юг современных США, напомню, но и Карибы, Куба, местами и Южная Америка... И вся богатая на исторические описания внутриигровая энциклопедия, если только я не проглядел, нигде нам такого факта не сообщает. Но и помимо восстановления исторической достоверности лишний тип юнита по мне так хорошо бы мог вписаться в игровую механику, получая по аналогии с уже существующими бонусы и штрафы к производству в отдельных отраслях.

    Другой случай из интересного новодела Dawn of Man. Игра хотя и вышла какая-то незаконченная и в отличии от той же Колонизации переигрывать в нее никогда в жизни не сядешь, но любопытно. Игра нам повествует без чрезмерных упрощениях о первых веках человеческой истории, конечно, в первую очередь показывая технический прогресс, но не только, возникновение первых культов в ней тоже показано. Но одна социальная новация в игре совершенно игнорируется. Захватить и обратить в рабство никого нельзя. Можно одомашнить коров лошадей, ослов, изобрести плуг, а вот "патриархальное рабство" в игре ни за что не доступно. Все люди-враги исключительно убиваются, пленные не берутся, словно никогда такого нигде и не было, игроку даже выбора не предоставляют. И опять же в механику бы вписались бы рабы неплохо, хотя бы как еще один вид скота.

    Игроку не дают быть рабовладельцем и работорговцем, конечно не очень то и хотелось, но факт есть факт. За то вот ниразу не в исторической игре Rimworld, где вообще можно очень много из того, что нигде нельзя, даже грабить корованы, есть и рабы, конечно, даже можно из числа тех самых корованщиков их заиметь, а можно им же и продать или даже купить. Только вот опять же трудится их заставить никак нельзя, без модов конечно. Но и моды не исправляют самой извращенной игровой логики, где купленному или захваченному рабу желательнее всего создать прям таки курорт, выделив ему лучшую комнату и питание, чтобы он от такого хорошего обращения как можно скорее захотел присоединиться добровольно к твоей колонии.

    Ну и не могу не вспомнить Victoria II единственную из известных мне игр где есть самые настоящие рабы. И даже указывается их численность в человеках и процентах плюс-минус близкая к реальной на момент начала игры (1836 год). Но на этом вся радость заканчивается. Игра базируется во многом на системе производства-потребления и дифференциации структуры населения. И это не просто красивые циферки как во многих глобальных стратегиях, это живая и динамичная система, люди в игре мигрируют, ассимилируются покупают товары, растут и падают населением, богатеют и бедняют, платят налоги, меняют профессии и положение в обществе, восстают, вызывают специфические эвенты, короче всячески не дают игроку забыть о своем существовании. Но к рабам это не относится. Они в игре есть, но они "мертвая" категория населения. Их цифра не будет меняться по ходу игры. Войны, эпидемии, демографические переходы для них не значат ничего, за каждый день никто из рабов не освободится и никто в рабство не обратится, а раба никогда не перевезут в другое место. Единственное что с рабами можно сделать это нажать в специальной менюшке кнопочку "отменить рабство" и они в миг навсегда исчезнут, превратившись в разные категории свободных людей. Да-да, именно навсегда, кнопочка "вернуть рабство" при должном старании может нажаться, но рабы от этого не возникнут. Ни единого. Можно списать на недоработку, но такое положение ниразу не исправлялось за кучи патчей и официальных DLC-дополнений, такое ощущение что рабы в игру были добавлены с одной единственной целью - занизить стартовое могущество США с целью геймплейного баланса.

    А вывода нет. Я наблюдаю, подмечаю, но объяснить связно не в силах. Скорее всего, есть связь между тем что я писал в начале и потом показывал на примере игр. А может и нету и я просто слишком много специфичного историзма желаю видеть в играх. Каждый по своему на голову отбитый придирчивый даже в плане историзма, кто-то готов писать что в игре используется оружие или танк какой-нибудь, который в реальности мог использоваться минимум через два месяца чем это было заявлено в игре. а то и к всеобщему смеху ошибка на пару лет или вообще "такого на вооружении никогда не стояло". Я же мимо этих моментов пройду совершенно спокойно , меня даже не сильно волновало что в шутере Darkest of Days, весьма недооцененном к слову, русские солдаты на фронтах ПМВ кричат: "За Сталина!", а менее очевидные ляпы даже не замечу.

    UPD: Oказывается была еще такая малоизвестная игрушка: [​IMG]
    Целиком и полностью про эту самую работорговлю, хотя как я понял по скриншотам и в детском-мультяшном стиле. И в оригинальной версии игры был тетрис с рабами вместо фигурок, за которой игру раскритиковали далекие от игр люди и его пришлось быстренько убирать.

    [​IMG]
    Выглядит, конечно, правда несколько жутковато, но не сильное преувеличение, как раз недавно находил картинку как это было ирл: [​IMG]

    UPD 2: Несколько переработал статью и опубликовал на стороннем проекте, там тоже весьма интересная дискуссия продолжилась.
    Dimouse, compart, Old-Freeman и ещё 1-му нравится это.

Комментарии

  1. Kseraks
    Тема жёсткой эксплуатации была в red fraction, с последующей революцией (ею ли? уже и не помню, зато помню какой графон в ней был крутой)
      GreenEyesMan нравится это.
    1. GreenEyesMan
      Кстати да, как минимум в первой и третьей части с восстания рабочих (не рабов) на Марсе все и начиналось.
      Весьма показательно, что рабство - не обязательно про негров-в-цепях (tm).
    2. ВелоВояджер
      @GreenEyesMan, в Готике 3 тоже нечто подобное: люди-невольники у орков, которые там так и называются - рабы. И там ведь можно стать не только на их сторону (и устраивать революции в городах), но и на сторону орков-рабовладельцев.
      Видно, только небольшие студии разработки могут позволить себе дать игроку свободу следовать или не следовать общепринятым нормам морали.
      Ygol и GreenEyesMan нравится это.
  2. Ankt
    В Морровинде была тема рабства. и борьбы с ним, Упомянутый выше Фоллаут 2, в фоллауте 3 рабство было каким-то ванилизированым,в нью вегасе были рабы на стороне Легиона. А такнавскидку из "исторических" игр - отечественные Корасары - там рабы либо пополняют нашу команду либо в трюм и на продажу.
      GreenEyesMan нравится это.
  3. ITF7
    Как сказал один человек, который уж точно знал о чём он говорил, "если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались". Но это, в принципе, 17 век, что они там понимали. После двух мировых мясорубок и технически выигранной "по очкам" третьей - за неявкой основных участников даже опровергать бы не пришлось. Просто каждому было бы очевидно что-то в духе "параллельные прямые, конечно, никогда не пересекутся, это и ежу понятно - но если ты об этом где-то публично вякнешь...".

    Пока что тема не раскрыта по той простой причине что много заинтересованных. В теме. Потому что если её раскрыть, то выяснится много интересных вещей, которые в общем-то многим не по ноздре. Ну например, что профессиональным BLMщикам надо прессовать не американских мальчиков и девочек, а потомственную элиту Португалии, и, особенно - Конго. Плюс, если тему раскрыть вообще на пятерочку, автоматически придётся "наехать" на мусульман - от исторических Сомали и Турции до Мавритании, которая официально "созрела" только к 1980 году.

    А если совсем уж тему раскрыть, на пятерочку с плюсом, то окажется что порой многие рабы в тот или иной период были более полноправными участниками общественного процесса, чем современные свободные. Или, например, то, что рабство, по сути, никуда не делось, просто изменило свою форму. То есть в какой-нибудь дикой глубинке рынков рабов, может, уже и нет. А вот долговые ямы с выдачей долга "натурой" таки есть. Или, например, принуждение к проституции.
      Ygol и GreenEyesMan нравится это.
    1. GreenEyesMan
      Есть рабство самое натуральное. Причем не в такой уж и глубинке (хотя для жителей, например, Москвы - все глубинка). И современные рабы даже не смеют мечтать о доли рабов какой-нибудь Древней Греции, Рима или, о ужас, Империи Майа.

      Наше представление о рабстве действительно было изменено с помощью СМИ. Мощные "исторические" картины, показывающие строительство пирамид, крабов на галерах и особо упоротых фанатов Спартака сделало свое дело. Мы воспринимаем рабство, как запредельно адский подневольный труд с утра до утра. И по-этому современное рабство куда ужаснее рабства средневекового, где раб - это собственность. Что хочу с ней то и делаю, но портить мою собственность сам не буду и другим не дам.

      А на счет "свободы" - никто не свободен.
      Ygol и ITF7 нравится это.
  4. GreenEyesMan
    Хм... А все зависит от того, что считать рабством. Для кого-то - это негры на хлопковых полях, для кого-то - это пленные невольные слуги в античном мире, для кого-то - крепостные крестьяне, а кто-то даже работу по контракту считает "зарплатным рабством". При этом каждый будет отчасти прав.

    Вопросы рабства на деле поднимаются. Но так только верхушечка айсберга. Например всеми известный "Спартак", основанный на полумифе про восстание рабов. Или неплохой "Двенадцать лет рабства", который показывает ситуацию из глаз одного раба.
    Но поднять всю тему эксплуатации человека человеком - это непосильная задача. Так уж вышло (это к слову о "хорошести" людей), что заставить как-либо кого-то делать за себя работу - куда как выгоднее. Сначала, мы принудили лошадей, ослов и быков (а где-то даже слонов) к тасканию тяжелых вещей. Но технический и моральный прогресс на месте не стояли. Лошадь может тянуть плуг, но за станком не посидит, лес не порубит, урожай с поля не соберет - у нее копытца.
    Так как люди всегда воевали (потому что мы такие добрые и отзывчивые существа), кому-то в ум пришло: "А давайте не убивать и есть пленных (вспоминаем про "хорошесть" людей), а заставим их впахивать. А сами будем на заборе сидеть, ногой болтать." Сказано - сделано.
    Так что если начать копать эту тему, окажется, что за наши грехи нам не просто очередной потом светит, а полное стирание с лица планеты. :)

    ---
    Так что найти игры с упоминание рабства не проблема. Но что бы было оно раскрыто полностью - таких действительно не найти.

    Обычно, как например в Strife Quest of Sigil, нам дают роль восставшего против тирании раба. Хотя само рабство никак визуально не передано, лишь вскользь упоминается текстом в начальной заставке.

    Или дают возможность освободить рабов, как например в одном из DLC к Craft the World, где в роли рабов выступаю йети, копающие для эльфов шахты. Что прикольно, не смотря на простоту игры, освобожденные существа начинали сражаться со своими поработителями.

    Рабов можно было скупать и проводить как товар в некоторых частях "Корсаров". Но чисто как товар, никаких тебе захватов судов или восстаний.

    Есть правда некий способ завуалировать историю про рабовладение. Например в "Детройте" андроиды по сути восстают против нещадной эксплуатации. Вот только андроиды - машины с человеческим обликом и каким-то там ИИ. По-этому сама история выглядит бредом (это как если бы микроволновка или холодильник хотели бы от меня избавиться и зажить собственной свободной жизнью).

    ---
    Тема рабства одна из многих затабуированных. Мы привыкли закрывать глаза на все, что так или иначе плохо с моральной точки зрения, но без чего мы не можем обойтись ну вообще никак.

    Тут самое место контекстной рекламы (если бы она тут была) "Продам крепостных. Недорого." :)
      Ygol нравится это.
    1. ВелоВояджер
      @GreenEyesMan,
      Да, мы воспринимаем такие аморальные вещи очень неприязненно - вплоть до физической тошноты и полного отторжения. На мой взгляд, это потому, что от одних таких вещей цивилизованное общество давно избавилось (заменив тех же рабов механизмами; и отторжение от рабства у многих врождённое, однако из-за этого в случае радикального настроения оно иногда воспринимается как "запретный плод"), а другие с древности признаны противными самому существованию людей (инцесты, к примеру; там вообще на генетическом уровне уже, наверное, запрограммирован запрет).
      Ну почему же? Можно и такое грамотно обосновать - как, например, происходит в рассказе Клиффорда Саймака "Разведка" ("Схватка" - он и в оригинале под несколькими названиями выпускался). Прочтите здесь Клиффорд Саймак. Разведка, он короткий (и это не мешает ему вызвать мурашки).
      Отрывок:
      Ygol нравится это.
    2. Ygol
      @ВелоВояджер
      Я и пытаюсь выяснить, где и почему именно там проходит грань между "неприятно настолько, что даже в играх этому не место." Очевидная на первый взгляд возможность разграничения по степени тяжести не подходит. Того же отторжения еще не ставших реликтами из прошлого вещей в той же мере не происходит и даже по примитивнейшей логике "а вдруг из игр в жизнь перенесут?!" не столь опасен, возможность от игр стать плантатором-рабовладельцем на огромной латифундии даже в качестве фантастического предположения рассматривать не стоит.

      И даже инцесты в играх не столь табуированы, недавно вышедший Crusader Kings III вообще так прозвали симулятором инцеста.
  5. ВелоВояджер
    На стиль ITF7 не похоже :). Он свой. По-моему, такие размышления об играх и влиянии культуры на них - это интересно.

    Рабство в играх (да и вообще в искусстве начиная с 1870-х годов, когда именно анти-рабовладельческая часть марксизма стала популярной во всём мире до такой степени, что появилась куча движений против рабства - раньше это всё было малоорганизованно) действительно одна из "запретных тем". Если точнее, не рабство (оно-то много где есть), а возможность игроку выступить в пользу рабства и "хорошие рабовладельцы" (таких днём с огнём не найдёшь; даже в исключениях, где можно быть "за рабство", - во всеми любимом Морровинде игрок может не освобождать рабов, но рабовладельцы там все злодеи; а Mount and Blade создана в Турции, поэтому не совсем относится к "современной западной морали"). Исключения есть, но их очень мало. Чаще обходят эту тему, заменяя рабов эвфемизмами вроде "подчинённых".

    Нежелание помнить, что в Европе и Америках было рабство - один из основополагающих заветов "демократической морали" на современном Западе. И желание если не стереть это из истории, то хотя бы замаскировать (в перспективе такое отношение приведёт к тому, что там забудут негативные свойства рабовладения и, следовательно, вновь введут его, сделав новой нормой; однако они об этом сейчас не думают). У нас же в бывшей РИ и СССР отношение к рабству всегда было немного другим: в Рос. Империи положено было говорить "человек - раб Божий и больше ничей, так что рабовладения быть не должно" (такое церковное отношение теперь возрождается), а в СССР - яростно бороться против любого рабства, при этом всё время информируя граждан о дурной стороне рабства (как раз для того, чтобы не забыть о его негативных свойствах).

    Мы находимся хоть и в орбите влияния ЕС-США, но всё же обладаем своими особенностями, благодаря которым и задаём подобные вопросы. То же самое можно сказать о многих странах Восточной Европы, Азии и Африки. Проблема здесь в том, что они не относятся к "глобализированной" части мира, поэтому не переводятся на распространённые языки; а когда переводятся, их часто "не пускают" в подцензурные интернет-магазины, т.к. на такие вещи наложен культурный запрет. У нас - порой пропускают, но редко. Так что искать "игры на запретные темы" следует либо в таких странах (но здесь языковой барьер мешает, надо учить язык), либо на форумах людей, интересующихся тамошней культурой (они часто закрытые, но не всегда; что-нибудь найти, думаю, можно; например, исключением является ОГ, где легко найти игры с Ближнего и Дальнего Востока и Юга, в том числе и не соответствующие западной морали), либо, что самое простое, на "нецензурных" сайтах (но они часто запрещённые; я когда-то решил заинтересоваться - и видел там игры не только рабовладельческие, но и на другие запретные темы - как очевидные, так и не совсем; например, игры о евгенике - направленной селекции людей, которую уже 80 лет считают частью фашистской идеологии; при этом потенциально интересные игры о гибридизации мифических человекоподобных существ друг с другом хоть и не совсем запрещены, но не одобряются, т.к. похожи на евгенику). В последнем случае игры чаще всего ужасно сделаны (ведь почти никто такое издавать не станет) и туда понапиханы все возможные запрещённые темы, так что культурному человеку в это играть жуть как мерзко! Так что лучшим остаётся второй случай. А ещё лучше - играть в игры наших разработчиков, многие из них не совсем в русле западной идеологии, а ближе к её российской интерпретации.
      Ygol и GreenEyesMan нравится это.
  6. ITF7
    Теперь лично по списку игр - из неупомянутых.

    1. Europa Universalis же как она есть. Там "рабы" - это товар, который производит конкретная провинция. Со всеми плюсами и минусами.

    2. Tropico 2 в одноимённом обзоре я как-то назвал не иначе как "весёлый концлагерь". Потому что так и есть. Быт пиратской "тропики" - это как тот самый клип с Милен Фёрмер, но весёленький и без "хеппи-енда".

    3. Call to Power 2 - "неканоничное" (несидмейеровское) ответвление цивилизации, где рабство в целом достаточно полезный (на определенном этапе развития) институт. Строим работорговца, прикрепляем к армии - и, вуаля, каждый разгром врага будет давать нам существенную пользу. Правда, рабы могут и восстать - как сами, так и с помощью иностранных диверсантов.

    4. Мод Caveman2Cosmos для Civilization IV. Там люди в тонкости вошли. То есть захваченного раба можно не только прибавить к списку "спецов" (6 разных видов - от чистильщиков каналов до рабов-педагогов), но и, например, схарчить - с огромным штрафом к счастью. И чем дальше по техам, тем чудовищнее сей штраф будет. Или принести в жертву ради культуры "типа мы ацтеки". А можно просто отпустить на все четыре стороны и прибавить, тем самым, к наслению города - "мелочь, а приятно".

    5. Серия Dominions. Рабы-то там есть, но вот гм, какие. "Кровавые". Девственницы в белых одеждах, которые играют роль маны для кастеров "от крови". Жестокий мир, что уж там говорить. Кстати, если приказать кому-то из своих генералов объявить "охоту за рабами", то улов будет не так уж и велик - по отношению к населению провинции. Видимо, с добрачной культуркой тоже всё плохо.

    Впрочем, конкретно с рабами там была ещё одна интересная механика - а именно такой юнит как "гладиаторы". Ооочень некислая армия профессиональных воинов, которых... придётся отпустить восвояси после первой же битвы. Так как выкуплены были оные именно для того чтобы за свою свободу-то и сражаться.
      Dimouse, Old-Freeman, Ygol и ещё 1-му нравится это.
    1. Просмотреть предыдущие ответы...
    2. Ygol
      Да-да. Точно.
    3. drugon
      Кстати, Тропико вообще проходимые в перспективе? Или просто бесконечные песочницы?
    4. ITF7
      Зависит от режима игры. В песочницах можно выставлять себе цели (накопить миллион долларов, построить определенное здание); в миссиях же... ну миссия на то и миссия чтобы выполнить определенные условия.

      Более того, начиная с четвертой вроде бы части (о третьей не помню, врать не буду), когда у Президенте появились прокачиваемые навыки, их НУЖНО проходить - чтобы эти самые навыки благополучно прокачались по завершению (4) или же уменьшилась сумма их прочкачки (5). При том в четвёрке даже песочницы "проходятся" сами без дополнительных условий - если удержаться у власти до достижения "конца времён" - а конкретно 2000 года.
      drugon нравится это.
  7. ITF7
    Буду краток © (ну... как получится).

    1. Про одну и ту же тему можно писать... по-разному. Между "Рейган был такааая сволочь, вы представляете?" и "Именно благодаря Рейгану и его реформам такой жанр как киберпанк пошёл в народ" разница в принципе небольшая, поскольку смысл один и тот же. Но она, эта самая разница - есть. И она решает. Потому что в первом случае автор пишет про Рейгана и своё отношение к нему, а во втором - всё-таки "про киберпанк", где упоминание соответствующих политиков есть необходимое зло. Я стараюсь больше "про киберпанк".

    2. А во-вторых, нельзя сказать чтобы сами по себе темы были "неприличными". При определенной подаче - как в вышеупомянутых играх, очень даже. Дело-то не в темах, а в людях, которые их обсуждают. Если какую-нибудь взрывоопасную тему про альтернативную историю ("представим, что Третий Рейх победил") будут обсуждать два энтузиаста - у них получится сочный и интересный сеттинг, если то же самое будут обсуждать два случайных человека на пикабушечке, у них получится унылый политический холивар, а если в пивной - то, глядишь, ещё и морду друг другу набьют. За Родину, за Сталина™.

    То есть по сути-то каких-то прямо "неприличных" самих по себе тем в нашем мире так уж то и много. Гораздо больше неприличных людей, поднимающих эти темы чтобы делать неприличные вещи. Например, петросянить в доме повешенного о верёвке. Этого не любит никто и за такое справедливо дают от ворот поворот даже если аффтор исхитрился сделать это, не затронув ничего из вышеперечисленного.
      Ygol нравится это.
  8. Nick Champion
    Не думаю, что необходимо устраивать перепись всех игр где присутствует рабство, однако
    это один из ключевых моментов сеттинга серии Oddworld которая насчитывает уже несколько игр.
      GreenEyesMan нравится это.
  9. AnotherSky
    >>Давно уже заметил, что рабство игры, по крайней мере популярные, напрочь игнорируют

    Петров, садитесь, два.

    Очевидно, автор не играл во второй Fallout )
      GreenEyesMan нравится это.
    1. Ygol
      Не-не, в памяти держал, хотя да, в фаллауты кроме первого так и не играл, но наслышан все-таки, просто писалось именно про историческое, потом просто разнесло и сам же свой тезис немного расширил. Ну и даже в фаллауте, поправьте если не прав, дело все так же ограничивается типичным сюжетом для рпгшек, а не позволяет игроку, допустим самому участвовать в торговле и извлечении профита с имеющихся в наличии?
    2. AnotherSky
      Вот так чтобы прям эксплуатировать и торговать - вроде бы нет.

      Зато во вторых Воротах Балдура можно хорошенько поизмываться над крестьянами в своём поместье (если играешь воином, емнип).
      Ygol нравится это.
    3. Old-Freeman
      По моему таки можно продать в фолауте 2 своих людишек.
      Ygol нравится это.
Чтобы оставить комментарий просто зарегистрируйтесь и станьте участником!
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление