1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

[Обзор] Шпионские игры

Тема в разделе "Авторская колонка", создана пользователем zer, 19 май 2009.

  1. zer

    zer

    Регистрация:
    20 апр 2005
    Сообщения:
    737
    Spider & Web: Шпионские игры

    Ох, и незавидна судьба пойманного шпиона: скажешь правду — к стенке; не скажешь — пытка, потом расстрел. Остается изощренно лгать. Но за сотни тысяч лет своего существования человечество давно научилось распознавать и добывать Правду, методично совершенствуясь от пыток и допросов до детектора лжи, а с наступлением ХХ века перейдя к помощи таблицы Менделеева. Пентотал, скополамин, натрий-амител, даже безобидный с виду атропин — всё то, что называют «сывороткой правды». При таком обилии инструмента для развязывания языков выбор, кажется, небольшой. Но это только на первый взгляд. В то время, пока одна часть человечества училась узнавать Правду, другая часть — училась ее говорить. Правду можно говорить частями, ее можно скромно умалчивать, можно искусно подменять, а можно говорить лишь ту, которую хотят от тебя услышать. В конце концов, никто толком и не знает, что это такое. Ведь, в сущности, что такое «правда»? Правда — всего лишь маленькая часть Большой Лжи.

    Spider & Web: Шпион, которого я любил (постъигровое резюме)

    Игра, о которой я хочу вам рассказать, представляет собой шпионский триллер, основанный на противостоянии двух представителей недружественных держав. Протагонист в роли шпиона и Антагонист в роли следователя. Всё вполне традиционно. Слегка отступает от традиций общая структура игры, которая начинается, собственно говоря, с середины и застает уже пойманного шпиона в кресле для допроса. Всем, конечно, известен слегка заезженный, но зачастую эффективный прием: «амнезия главного героя». В какой-то мере эта уловка применена и здесь. Ведь ваше знание априори как игрока равно нулю, и первостепенной задачей является выяснение извечных вопросов: «кто я такой» и «что я здесь делаю». Ваш оппонент же, напротив, располагает архивами, видеозаписями и показаниями охранников, и на его знаниях и основана еще одна особенность игры. Флэшбэки. Вспомнить всё. Небольшие игровые эпизоды, с помощью которых и движется фабульная линия неторопливо накатывающегося повествования. При помощи своего противника, который неопровержимыми фактами наставляет вас на «путь истинный», вы, попытка за попыткой, шаг за шагом, выстраиваете мозаику прошлого. Заполняя пробелы сознания, придется «вспоминать» и некоторые детали, скрытые от всевидящего ока камер наблюдения. Вот тогда и понадобится ваша смекалка и тот шпионский скарб, которым постепенно, по мере восстановления «памяти», загружает вас игра. Все те загадки, через решение которых придется пройти в каждом из эпизодов, хоть и достаточно затейливы, но технически совсем не сложны. Нет запутанных комбинаций использования многочисленных предметов, не нужны и энциклопедические знания — достаточно логики, немного внимательности, капельку интуитивности и, разумеется, тех «подсказок», которыми довольно щедро снабжает вас оппонент. Благодаря тому, что большая (и лучшая) часть игры проходит под чутким «командованием» идеологического врага, каких-либо негативных эмоций к нему не испытываешь и относишься к нему скорее как к мудрому, хоть порой несправедливому и вспыльчивому руководителю. И когда он (напрасно, совершенно напрасно) кричит и в гневе топает ногами, лишь в недоумении пожимаешь плечами: Я ведь и в самом деле ничего не знаю. Я первый раз вижу сложный инструмент, являющийся одновременно и скремблером, и радиопередатчиком, и таймером, и кислотной бомбой. Я в жизни своей не видел электронной отмычки и, естественно, не умею ей пользоваться. И, честное шпионское, Я не знаю, как на чертовом перекрестке треклятый шпион отвлек внимание идиотов охранников. Человек, ведущий допрос, даже не подозревает, что сейчас мы с ним на одной стороне, более того — он, со своей несокрушимой логикой, видеоматериалами с камер наблюдения и свидетельствами растяп секьюрити, помогает мне восстанавливать картину происшедшего. Точнее — ту небольшую часть, которую знает он, поскольку неожиданный инцидент в середине игры — такой же сюрприз для меня, как и для него. Случилось то, что случилось. То, что должно было случиться…

    Внимание: нижеследующий абзац содержит спойлеры низкой и средней степеней тяжести.




    В подавляющем большинстве игр главный герой — всего лишь олицетворение Игрока, его послушное альтер-эго. В подавляющем. Но не здесь. Вплоть до середины игры умело нагнетается атмосфера отчуждения игрока от протагониста. Путаясь в нагромождениях невольной лжи и репетативно переигрывая эпизоды, потихоньку отдаляешься от того, кто стоит за личностью главного героя. И апофеоз игры — это не просто великолепный кульминационный пазл, ведущий к неожиданно крутому повороту событий. Это осознание широты понятия термина «Игра». Это полное и окончательное разделение игрока и протагониста. Виртуозно режиссируя Театром Лжи, главный герой создал свое «второе я» — личность жалкую в своем незнании и смешную в своей беспомощности. Он создал того, с помощью которого надеялся заполучить пятый туз в свою вторую, припрятанную в рукаве колоду. Он создал Игрока. И даже восхищаясь как собственным недюжинным интеллектом, проявленным в борьбе с самой коварной загадкой, так и неожиданным поворотом в сюжете, всё же хочется, жалобно припадая на одну ногу и постанывая в унисон самому известному сыну лейтенанта Шмидта, истерически кричать: «Я жалкая, ничтожная личность!». Как же так? Я, Игрок — всего лишь марионетка! Трудно описать чувства, когда прямо посреди спектакля тебя внезапно снимают с главной роли и усаживают в зрительный зал, пусть и в первой ложе по центру сцены. Ты не теряешь интереса к действу и всё еще механически открываешь на репликах рот: «Бедный Йорик, я знал его, Горацио…», хоть и знаешь — слова произносишь уже не ты. С этого момента, ошеломленный, растерянный и потерявший свое «Я», машинально решая оставшиеся немногочисленные загадки, игрок добирается до финала. Завершающим аккордом звучит излюбленная нота Филлипа Дика. Неизвестность. Финита ля? Конец? И что же ощущаю я? Всего лишь вялое, апатично-инертное любопытство. Ведь там, по ту сторону игры, остался «Он» — малознакомый и даже отчасти безразличный мне персонаж. По эту сторону остался «Я» — единственный шпион, которого я любил.


    Вышеприведенное «виденье» игры лично мое и конечно же не претендует ни на какую истину в последней инстанции. Несмотря на содержащиеся спойлеры, игра всё равно подарит вам несколько сюрпризов, не говоря уже о центральном пазле, на котором, собственно, и построено всё повествование. Благо игра до определенной степени позволяет свободно трактовать как сам сюжет, так и намеренно «туманный» финал.

    Spider & Web (1998) by Andrew Plotkin — игра очень известного и популярного автора IF-сцены. Игра обласкана самыми строгими критиками и имеет множество заслуженных наград. Давно и прочно входит в неофициальную десятку лучших игр в жанре интерактивной литературы. Всех, разумеется, времен и народов.

    Для тех, кто в недостаточной степени владеет английским, существует русский перевод игры, выполненный Всеволодом Зубаревым: Русская версия игры и плеер, необходимый для ее запуска.
     
    Последнее редактирование модератором: 25 авг 2014
    real vision, nilegio, Fabricator и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Nightingale Когда я уже повзрослею?

    Nightingale

    Регистрация:
    23 окт 2006
    Сообщения:
    4.144
    Ахтунг! Если хотите поиграть в это - НЕ ЧИТАЙТЕ ПОСЛЕДНИЙ АБЗАЦ !!!
    Что ж я наделал X_X !

    zer
    "Шпионские игры" - название игры?
     
    zer нравится это.
  4. Sang13

    Sang13

    Регистрация:
    12 апр 2007
    Сообщения:
    107
    Обалдеть можно. Что за игра-то хоть??
     
    zer нравится это.
  5. zer

    zer

    Регистрация:
    20 апр 2005
    Сообщения:
    737
    [FONT=&quot]Друзья мои, сознаюсь – это была намеренная провокация. Информация об игре и объяснения добавлены в спойлер.


    [/FONT]
     
    Последнее редактирование: 23 май 2009
    Dark Savant, Aganov и Nightingale нравится это.
  6. mL.Exile

    mL.Exile

    Регистрация:
    24 ноя 2008
    Сообщения:
    39
    Zer Спасибо! Опробуем игрую.

    to Sang13 ткни "ИНФОРМАЦИЯ"
     
    zer нравится это.
  7. Dimouse King of Mice

    Dimouse

    Администратор Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    35.165
    Кстати статья про эту игру от zer'а есть и в 3-ем номере дискмага Oldgames (как часть обзора лучших Interactive Fiction), но здесь все написано по-новому, хоть и та же суть:)
     
    zer нравится это.
  8. Master of the force

    Master of the force

    Регистрация:
    21 ноя 2005
    Сообщения:
    1.028
    ужас, можно подумать, что мы не на old-games находимся...
     
  9. Skirmish

    Skirmish

    Регистрация:
    20 июн 2006
    Сообщения:
    2.611
    Не, ну текстовые игры - это какое-то особое направление в играх. Я его не понимаю. :(
     
  10. MrFlibble

    MrFlibble

    Регистрация:
    23 мар 2008
    Сообщения:
    3.568
    Я страшно извиняюсь, но я грамматический зануда:
    постигровое

    Я настолько зануда, что посмотрел справочник Розенталя и нашел там правило, которого сам и не помнил :) После иноязычных приставок типа пост- или контр- и на ы не меняется (в отличие, например, от пред-: предыгровое).

    А статья в целом производит приятное впечатление, по-моему, написано хорошо.
     
    Fabricator и zer нравится это.
  11. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.284
    MrFlibble, беда в том, что это правило распространяется только на те слова, которые "существуют официально". Как правильно писать слово "пост(ъ)игровое", "пост(ъ)ядерное" и подобные - сказать трудно.
    В принципе, потом подумаю, возможно, поправлю.
     
    MrFlibble нравится это.
  12. zer

    zer

    Регистрация:
    20 апр 2005
    Сообщения:
    737
    Не то, что бы в свое оправдание, и не то, что бы я весь из себя "грамотей", хотя считаю себя до определенной степени грамотным (не без помощи словарей, конечно). До определенной. Собственно, изначально, термин "пост*гровой" тоже вызвал у меня определенные сомнения и, предварительно порыскав в интернете, я остановился именно на "постИгровой". Править тем не менее не буду - оставлю эту дилемму модераторам ;-)

    Спасибо,кстати, за Розенталя - уже скачал ;-)!
     
    Последнее редактирование: 24 май 2009
  13. Bruiser Dead Just Happy

    Bruiser Dead

    Регистрация:
    6 дек 2007
    Сообщения:
    1.058
    zer, Розенталь далеко не самое-самое из существующих (его часто поступающим в вузы советуют). Но мне лично он очень даже по душе пришелся когда-то давно. :)
     
    Wild_Wolf и zer нравится это.
  14. Skirmish

    Skirmish

    Регистрация:
    20 июн 2006
    Сообщения:
    2.611
    Хотя тут, видимо, воображение решает - лучше хороший текстовый сюжет, чем плохое визуальное воплощение. Наверное, так... Но всё равно это какой-то кардинально другой жанр. Нелинейный роман какой-то, видимо. :)
     
    zer нравится это.
  15. zer

    zer

    Регистрация:
    20 апр 2005
    Сообщения:
    737
    Ты прав говоря о большой роли воображения. Но говорить о "хорошем сюжете" и "нелинейности" можно далеко не о всех IF, да и не это, по большей части, привлекает меня (и не только меня) в интерактивной литературе. Текст безусловно оставляет больше простора для игры воображения, тогда как визуализация, напротив, "обедняет", оставляя фантазию не у дел. IF удачно соединяет возможность использования литературных приемов и фактора игрового соучастия, что в обычной литературе недостижимо. С другой стороны, литературный нарратив позволяет, то, что невозможно в обычных играх: кстати, яркий пример тому - центральный пазл вышеописанной игры. IF популярен, как жанр (у них), еще и потому, что позволяет релизовать игровые замыслы без каких либо финансовых затрат и сугубо в одиночку. Хотел бы добавить "без особых усилий", но без них вряд ли получится хорошая игра ... хотя, преценденты были.


    зы Вобщем, разговор этот я скорей всего еще продолжу ...... отдельной статьей :-)
     
    Последнее редактирование: 24 май 2009
    Nightingale нравится это.
  16. Grue13 Ocelote.12

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    10.095
    Я в эту игру играл, прошёл только с солюшном, уже забыл половину игры... А вообще мне из текстовых квестов почему-то больше нравятся самые традиционные "бродилки" типа поисков какого-то сокровища, кучей локаций и предметов.
     
  17. MrFlibble

    MrFlibble

    Регистрация:
    23 мар 2008
    Сообщения:
    3.568
    Я, собственно, и прокомментировал такую, казалось бы, мелочь именно потому, что за нее, так сказать, глаз зацепляется на общем - более чем приличном - фоне :)
     
  18. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    115.284
    MrFlibble, ну, ты всё-таки не забывай, что обзоры перед попаданием на глаза читателям редактируются... И чаще всего мной.

    Про данный случай я уже всё пояснил, добавить нечего. Любой человек, хотя бы более-менее знающий русский язык, напишет слова "постиндустриализация" и "предыстория" правильно. Но такие "вымышленные" слова правилам, в общем-то, и не подчиняются. Поэтому я счёл нужным оставить это вот так.

    P.S.: Не надо называть себя грамматическим занудой - это неуважение и к себе, и к другим.
    P.P.S.: Ориентироваться лучше всего на правила 1956 года.
     
    MrFlibble нравится это.
  19. zer

    zer

    Регистрация:
    20 апр 2005
    Сообщения:
    737
    S&W - предмет моей особой гордости. Мало того, что я прошел ее абсолютно самостоятельно, так еще и в довольно короткие сроки: 3 или 4 дня, из которых большая часть времени ушла, естесно, на главный пазл.

    Одно время я был жутким снобом и весьма высокомерно относился, скажем, к играм Скотта Адамса или другим немудренным IF-играм начала 80-ых. Со временем все-таки понял, что тот же С.Адамс был великим дизайнером, потому что не смотря на примитивизм игр "найди сокровище и отнеси его в пункт А", играбельность у них была просто бешеная.

    зы Впрочем, снобизм мой так и остался, просто я перевел его в русло русской ИЛ :-)
     
  20. Sleepy Emp Fluffy

    Sleepy Emp

    Legacy

    Регистрация:
    20 май 2004
    Сообщения:
    653
    У меня общие сроки почти те же, только на главный пазл ушло всего часа два - на удивление, проблеск случился почти сразу, видимо, где-то на подсознательном уровне уже чуял, где здесь собака порылась.
     
  21. zer

    zer

    Регистрация:
    20 апр 2005
    Сообщения:
    737
    Апаю обзор с целью сообщить вам, что на днях появился русский перевод этой замечательной игры. Ссылка в конце статьи. Игра отлично проигрывается плеером Windows Frotz (ссылка там же).


    ps Русификация, конечно, неидеальна, но в ваших силах сделать ее лучше, пройдя игру и сообщив автору о незамеченных недостатках и багах.

    pss Кстати, это не первый перевод В.Зубаревым современной западной IF-классики, есть еще две весьма достойные игры - Метаморфозы Эмили Шорт и Все Пути Йона Инголда
     
    Последнее редактирование: 28 ноя 2009
    Sleepy Emp, Nightingale, kreol и 4 другим нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление