1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

[Обзор] Disco Elysium - The Final Cut

Тема в разделе "Авторская колонка", создана пользователем LEKA, 23 июл 2024.

  1. LEKA

    LEKA

    Регистрация:
    23 фев 2008
    Сообщения:
    285
    Разработчик: ZA/UM
    Жанр: и всё-таки RPG
    Дата релиза: (оригинала) 15.10.2019, (The Final Cut) 30.03.2021

    Итак, наконец-то дошли руки до одной из наиболее высоко оцененных игр 2019 года (шутка ли, на небезызвестном метакритике рейтинг составляет 91 балл и уступает лишь Red Dead Redemption 2 с его 93 баллами). Поспособствовали этому в том числе релиз в 2021 году «финального издания» и внезапное желание «прикоснуться к великому». Конечно же, в связи с этим спешу поделиться полным спектром полученных впечатлений.

    aimageup.ru_img53_4869835_disco_elysium_2024_02_08_21_29_59_472.jpg
    Наш герой начинает свой путь с не самой удобной позиции и не в лучшем виде.

    Впервые о Disco Elysium я услышал в конце 2019 года, после проведения церемонии «The Game Awards» (кто не в курсе – нечто наподобие «Оскара», только для игр), где игра умудрилась отхватить победу аж в 4 номинациях (лучшее повествование, лучшая независимая игра, лучшая ролевая игра, лучший дебют инди-разработчика). Уже тогда практически из каждого утюга начали трубить о явлении миру очередного мессии от мира видеоигр, этакого Planescape: Torment. При этом ознакомиться с проектом сразу же оказалось посильным далеко не каждому (и мне в том числе) — ввиду отсутствия русской локализации и наличия очень сложного английского языка. И вот, когда существует качественный перевод, а сама Disco Elysium оказалась немного подзабыта, настало время ее пройти.

    При запуске нам предстоит выбрать архетип из трех предложенных (мыслитель, медиум и спортсмен) либо же создать своего персонажа. После первого тычка на кнопочку создания персонажа меня выбило из колеи количество навыков. Их здесь 24, разбиты они по четырем категориям (интеллект, психика, физиология, моторика), имеют причудливые, не всегда ясные названия (как вам «сумрак» или «полицейская волна»?) и описания длиною в полстраницы. Знакомство с количеством навыков стало первым звоночком, пытавшимся меня отговорить от прохождения. Но я был непреклонен и просто выбрал готового персонажа.

    aimageup.ru_img151_4869837_disco_elysium_2024_02_08_23_48_14_093.jpg
    Упасть, в общем-то, не так и страшно. Но упасть вот так - уже хуже.

    Конечно же, еще задолго до того, как Disco Elysium была проинсталлирована, я ознакомился с отзывами о ней — и мне было достоверно известно, что игра по большей части состоит из диалогов. При этом предполагалось, что проработка оных, согласно всевозможным обзорам, выполнена очень качественно. И вот самый первый диалог (или даже монолог), имеющийся в игре, происходит во время отключки главного героя, между его органами, а именно «древним рептилоидным мозгом» (???) и еще какими-то частями, названия которых я, признаться, позабыл. Так вот, во время чтения этого самого диалога, являющегося по сути своей бредом вусмерть пьяного героя, мой организм вновь настойчиво пытался отговорить от прохождения. Но я не поддался…

    И дело не в том, что диалог плохо проработан. Нет, с точки зрения языка он даже хорош. Просто неинтересен. Он не несет никакой смысловой нагрузки, не влияет на сюжет, в нём нет ни шуток, ни кульминации – НИЧЕГО. Единственная его роль – создание нужной атмосферы, но для этого, на мой взгляд, следовало либо сделать его короче либо интереснее. Впрочем, диалог не столь длителен, максимум минут 5 потерянного времени — и мы видим первую сцену. Комната, в которой всё вверх дном, пустые бутылки и наш главный герой в очень пикантной позиции. И сразу же бросается в глаза Unity, бьющийся в груди проекта. Есть у этого движка какой-то особый стиль, позволяющий его безошибочно угадывать.

    aimageup.ru_img259_4869840_disco_elysium_2024_02_09_21_04_48_377.jpg
    Цель нашего пребывания в Ревашоле - загадочный труп наёмника.

    Не скажу, что игра плохо выглядит. Всё-таки Disco Elysium – это не AAA-проект за несколько сотен миллионов убитых енотов, а относительно небольшая игра от маленькой эстонской студии. Происходящим мы любуемся в старой доброй изометрии. Никакого 3D, всё как в классических ролевых играх конца 1990-х – начала нулевых. Ну а картинка немного напоминает нарисованную акварелью (привет, Braid). Лично меня подобное зачастую отталкивает, но Disco Elysium ощущалась скорее нейтрально – не отталкивала своим визуалом, но и не радовала. При этом стоит признать, что отрисовано всё достаточно кропотливо и с вниманием к деталям. Отдельной похвалы заслуживают изображения мыслей. Я не силен в живописи, но смотрится крайне стильно – этакая галерея абстракционизма. Впрочем, вернемся к игре, а точнее – к её первой сцене. Наш герой в полуобнаженном виде собирает части одежды, попутно охая и ахая, пытается достать галстук, висящий на вентиляторе, и… случайно погибает. Ух ты, вот это действительно неожиданный поворот! Да, после стартовой нудятины подобный ход бодрит!

    Затем герой вновь пускается в заунывные рассуждения, но вот мы встречаем некую красотку с папироской в тоненьких пальчиках и, не задумываясь, предлагаем тотчас же заняться сексом! Результат, признаться, оказался не очень успешным, но наблюдать за реакцией милой дамы было весьма занятно, и полтонны текста оказались проглоченными практически незаметно. Я хочу подвести к тому, что в Disco Elysium действительно очень много диалогов. Точнее – она вся состоит из диалогов. И к сожалению, на мой взгляд, многие из них унылы, скучны и попросту не нужны. Безусловно, они помогают глубже проникнуться атмосферой и понять игровой лор, но лично меня подобное только загоняет в глубокий сон. В особенности это касается бесед, описывающих мир и его особенности.

    aimageup.ru_img52_4869842_disco_elysium_2024_02_11_08_56_37_121.jpg
    Навыки не дают покоя и предлагают изучить очередную мысль.

    Заунывные истории о местном лоре могут продолжаться по полчаса реального времени и даже больше (!). Здесь куда логичнее смотрелся бы отдельный справочник, чтобы любознательный игрок мог обогатиться величайшими познаниями по своему усмотрению (как, скажем, в Assassin’s Creed, Serious Sam или C&C Renegade). Я люблю читать и согласен вести беседу в игре с одним персонажем 5-10 минут, но с условием, что диалог интересен. Но в Disco Elysium некоторые разговоры состоят из переливания «из пустого в порожнее» и банально не нужны, по крайней мере на мой взгляд. Пожалуй, для меня это стало самой большой проблемой этого, в сущности, уникального проекта. Впрочем, не единственной, но остальные недочеты оказались не столь уж значительными.

    Может показаться, что вышеизложенное – это придирки, но я хочу, чтобы имелось понимание не только о достоинствах проекта, но и о его недостатках. Тем более, несмотря на некоторую сверхпродолжительность многих бесед, стоит признать, что множество диалогов ведётся этаким тарантиновским способом, когда в процессе, образно говоря, мы стреляем оппоненту в лицо. Подобные ходы и неожиданные варианты действительно оживляют происходящее, выглядят нестандартно и в целом вытягивают игру. Ну и отдельные шутки, которые иногда проскакивают в диалогах, очень удачны, а некоторые и вовсе могут заставить хохотать.

    aimageup.ru_img268_4869843_disco_elysium_2024_02_19_21_46_58_732.jpg
    Применение фонарика при допросе лично меня вдохновляет на раскрытие преступления.

    Происходящее развивается в альтернативной реальности, а время напоминает наш мир образца 1950-1960-х годов, разве что с отдельными нюансами. Главному герою напрочь отшибло память, но окружающие явно дают понять, что он милиционер, который неделю назад приехал расследовать загадочное повешение одного наемника, прибывшего для урегулирования забастовки рабочих. При этом наш протеже вместо расследования пустился во все тяжкие, в больших количествах потребляя алкоголь и наркотики, не удосужившись даже снять труп с дерева… Нам же теперь предстоит всё исправить, а помогать в этом будет напарник – Ким Куцараги. Собственно, вышеуказанное расследование и является основной сюжетной линией.

    Помимо основных заданий в игре огромное количество дополнительных, начиная от поиска второго ботинка и сигарет и заканчивая раскрытием тайны проклятия торговой зоны и расследованием гибели мужчины в порту. И здесь нужно отдать должное их проработке и вариативности. Это не просто выбор в диалоговом окне хорошего или плохого ответа. Так, многие задания, в том числе основные и дополнительные, практически всегда связаны между собой. К примеру, чтобы выполнить определенным способом какой-то квест, нужно иметь необходимый уровень прокачки определенного навыка или изученную мысль (об этом поподробнее расскажу дальше), а также пройти некие смежные квесты. Причем какие именно мысли и задания влияют на прохождение других — совсем не очевидно и познается это всё путем проб и ошибок. Более того, всегда есть элемент случайности, поскольку проверка навыков проходит путем броска кубиков. Таким образом, даже с прокачанным навыком всегда есть шанс провалить проверку и лишиться возможности пройти квест определенным образом.

    aimageup.ru_img280_4869844_disco_elysium_2024_02_24_21_54_07_839.jpg
    Председатель профсоюза. Хитрый, хотя и неприятный тип.

    Но расстраиваться не стоит. Во-первых, save/load никто не отменял. Да, это не совсем честно, но, когда при шансе в 90% мы видим очередной провал, начинает подгорать где-то в нижней части спины и стул становится очень горячим. Так что save/load, на мой взгляд, меньшее зло. Во-вторых, даже при провале проверок в абсолютном большинстве случаев игра не заканчивается, а у нас появляется возможность пройти квест каким-то иным способом. Что касается проверок, то они бывают белые и красные. Белые – это проверки, которые можно будет попытаться пройти повторно при прокачке определенных навыков. Красные же выпадают, так сказать, в экстренных ситуациях, и при провале пройти их повторно уже нельзя. Да, изредка такой провал открывает какой-то иной, не менее интересный путь, но по большей части он лишает нас некоего диалога или возможности лицезреть забавное действие.

    Впрочем, и белые проверки получится пройти повторно не все. Так, пока мы оставляем часть из них, что называется, «на потом», мир игры чутка меняется или персонажи перемещаются — и мы лишаемся возможности пройти даже белую проверку. Тем не менее напоминание о возможности пройти уже по факту недоступную проверку продолжает заботливо висеть в соответствующем меню. Как по мне, это банальнейшая недоработка, которую следовало исправить с первым патчем, но даже в Final Cut разработчики не удосужились это сделать. И это не все мелочи, которые следовало устранить. Так, у героя есть бездонный инвентарь, который со временем наполняется различными вещами. Как вы думаете, что с ним происходит к середине-концу игры? Правильно, он превращается в жуткую мусорку, ковыряться в которой становится противно. А делать это придется часто, ибо различные вещи повышают конкретные навыки, которые нам будут нужны для прохождения проверок. При этом адекватных фильтров просто нет, и, играя в Disco Elysium, мы с любовью будем вспоминать инвентарь первой Gothic или Star Wars: Knights of the Old Republic. По сравнению с Disco Elysium он в вышеуказанных проектах выполнен просто идеально.

    aimageup.ru_img219_4869845_disco_elysium_2024_03_05_08_57_20_265.jpg
    Кого только не встретишь в мире Элизиума.

    Думается, теперь можно перейти к геймплею в целом. Здесь также есть о чём рассказать, ибо сам жанр игры вызывает серьезнейшие дискуссии. По сути, мы исследуем локации, где ведем беседы со всеми встреченными персонажами, заходя во всевозможные закоулки, собираем предметы и тыкаем во все активности (которые, к счастью, подсвечены зеленым кружком), проходим выпавшие проверки и двигаемся дальше. Мир игры совсем небольшой, так что очень часто мы будем получать квесты, для выполнения которых придется мотаться по карте туда-сюда. Дабы это было чуть менее утомительно, в меню доступно быстрое перемещение в несколько ключевых мест. Иногда еще доведется заходить в местные ларьки, дабы продать собранный хлам и прикупить что-то приличное. При этом игровое время течет только во время диалогов. То есть мы можем хоть часами бегать по карте, но в игре не пройдет и минуты, зато едва мы начнём с кем-то беседу — и в ней сразу может пройти несколько игровых часов.

    От времени суток зависит наличие персонажей в каких-то местах (как правило, ночью на улицах пусто), и некоторые квесты можно выполнить только в определенное время. Кроме того, на ночь нашему протеже необходим ночлег, а номер в отеле стоит денег. Если же мы не найдем место для сна, игра банально будет проиграна. К слову, проиграть в Disco Elysium можно массой способов. Это неудачные выборы в диалогах, истощение морального духа героя либо же критическая потеря физического здоровья. Иногда ситуация доходит до абсурда, когда герой умирает, сидя на неудобном стуле. Восстанавливать же эти параметры можно путем потребления соответствующих бутылочек либо же банальным сном.

    aimageup.ru_img73_4869846_disco_elysium_2024_03_09_17_44_06_112.jpg
    Применение навыка "визуальный анализ" помогает восстановить произошедшие события.

    Теперь что касается жанровой принадлежности. В Disco Elysium фактически нет боевой системы. Несколько стычек, которые условно можно назвать поединками, в игре есть, но так называемые бои представляют собой выбор реплик в диалогах, после чего происходит проверка навыков и нам выдают результат. Есть достаточно распространенное мнение, что Disco Elysium – это визуальная новелла или квест с проверками навыков. И такой взгляд вполне имеет право на жизнь. Если избегать неудачных вариантов в диалогах, проиграть здесь иным способом нельзя. Решили вообще ничего не прокачивать, а просто бежать куда глаза глядят? Не беда, игра всё равно проходима абсолютно любым героем, а набор мыслей и степень прокачки навыков фактически определяют лишь то, что некоторые диалоги и квесты будут недоступны. И тем не менее, несмотря на такой в некоторой степени «беспроигрышный геймплей», лично для меня Disco Elysium всё-таки является ролевой игрой, поскольку в ней присутствуют все привычные формальные признаки (в частности, прокачка, вариативность).

    Что касается The Final Cut, то здесь нужно отметить следующее. Самое главное – игру перевели на русский язык, причем перевод шикарен, так что причин не играть в Disco Elysium не осталось. Разве что стоит иметь в виду, что перевод только текстовый. Также появилась полная озвучка диалогов, причем отлично подобран голос главного героя. Не знаю, как раньше игралось без этого голоса, так как треть атмосферы получается только за счет него. Несколько взаимоисключающих «политических» квестов серьезным новшеством считать не будем, и тем не менее наличие оных также приятно.

    aimageup.ru_img8_4869847_disco_elysium_2024_03_10_12_04_47_281.jpg
    Поиск подобных "секретных заданий" вполне увлекателен и мотивирует заглянуть в каждый уголок мира игры.

    Вот и настало время подвести итог. Disco Elysium на самом деле уникальный проект и качественная игра, подобных которой особо и нет. Однако всем и каждому я бы ее рекомендовать не стал, и дело не только в любви либо ненависти к чтению. Лично меня эта игра изначально отталкивала визуальной серостью и некоторой корявостью исполнения. Потом в дело пошли убаюкивающие диалоги. Пришлось даже в некотором смысле себя побороть, чтобы можно было насладиться проектом, что для игры в общем-то плохо. Но за первоначальными «мучениями» открылся интересный мир с по большей частью качественными диалогами, неплохой историей и даже некой философской подоплекой. Назвать скучными примерно 25 часов, потраченных на прохождение, я не могу. И всё-таки стоит держать в уме, что Disco Elysium несколько переоценена, так что ждать от нее какой-то революции в жанре не стоит.

    Оценка: 8.0 из 10.
     
    Последнее редактирование модератором: 24 июл 2024
    DJKrolik, Eraser, A National Acrobat и 4 другим нравится это.
  2.  
  3. Кишмиш

    Кишмиш

    Регистрация:
    6 апр 2008
    Сообщения:
    15.693
    Стилистика у неё примечательная, конечно. Жаль что с разработчиками потом такая история вышла. Хотя может ещё покажут себя в других студиях, кто знает.
     
    LEKA нравится это.
  4. Deep_wolf

    Deep_wolf

    Регистрация:
    16 дек 2011
    Сообщения:
    370
    После трёх прохождений игра перестала нравится. Упаднические настроения (у меня их за окном достаточно), РПГ где можно делать отыгрыш одного из четырёх типов персонажа (дурак, наркоман, сопля и фаталист), ни один из которых мне не нравится. Но наверное я сам виноват, что думал что это свободная ролевая игра, а не "выбирай из того что есть, а другого и быть не может". В остальном прекрасная атмосфера мусохранска, в котором нет будущего, всюду алкаши и дегенераты. Игра, которую мы заслужили.
     
    YRuby и angel-fear нравится это.
  5. LEKA

    LEKA

    Регистрация:
    23 фев 2008
    Сообщения:
    285
    У меня есть один товарищ, который как-то рассказывал про просмотр одного сериала, что посмотрел шесть сезонов и ему не понравилось)))
     
    Topser нравится это.
  6. Deep_wolf

    Deep_wolf

    Регистрация:
    16 дек 2011
    Сообщения:
    370
    @LEKA, Так в том-то и дело. Первый раз не задумывался, второй раз не осознал, а на третий всё как понял... Короче, как всегда - горе от ума.
     
    rusty_dragon нравится это.
  7. Gaznak

    Gaznak

    Регистрация:
    14 мар 2023
    Сообщения:
    752
    Пришли к тому, к чему шли так усердно: RPG выродились в "нарративные визуальные новЭллы". И чёрт бы-то даже с ним, если бы нарратив к ним писали хорошие, годные нарраторы. Так ведь нет: круг тем, тропов, мемов и штампов давно очерчен североамериканским кинематографом.

    Пустыня постмодернизма, по которой ходит пустой человек.
     
  8. angel-fear Страшный олдгеймер

    angel-fear

    Регистрация:
    8 фев 2006
    Сообщения:
    4.636
    ai.imgur.com_bG7HquC.png
     
    rusty_dragon, id0 и DJKrolik нравится это.
  9. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.530
    Графический текстовый квест с приключенческими и ролевыми элементами, не более того.
     
    rusty_dragon и DJKrolik нравится это.
  10. Кишмиш

    Кишмиш

    Регистрация:
    6 апр 2008
    Сообщения:
    15.693
    @Gamerun, а как же пресловутый cultural impact? Диско довольно быстро записали в один ряд с Undertale и прочими штуками, которые повлияли уже на целое поколение.
     
  11. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.530
    На мой взгляд, это переоценено, как и с Undertale, Doki Doki Literature Club и прочим современным с сомнительными последователями и поделками, чьи разработчики, скорее всего, ушли в закат после первой игры.
    Про Sovereign Syndicate и парочку похожих игр, чьих названий сейчас не вспомню, что-то особо не говорят, хотя они уже относительно недавно вышли, в этом году точно.
     
    rusty_dragon нравится это.
  12. angel-fear Страшный олдгеймер

    angel-fear

    Регистрация:
    8 фев 2006
    Сообщения:
    4.636
    Это еще очень мягко сказано.
     
    rusty_dragon нравится это.
  13. x64

    x64

    Регистрация:
    18 янв 2021
    Сообщения:
    37
    Авторы даже в перевод не удосужились. Игра, где море текста, не дает поиграть в неё тем, у кого не тот язык. Могла бы стать локальным хитом где-то, а так — без вариантов.
    К тому же сеттинг своеобразный. Место действия, на мой взгляд, интереснейшее. Но людям оно не особо заходит почему-то.
     
  14. Eraser Чистильщик

    Eraser

    Хелпер

    Регистрация:
    29 дек 2001
    Сообщения:
    10.336
    Каждый, кто думал, что визуальная новелла - это ролевая игра, сам виноват, это да.
     
    rusty_dragon нравится это.
  15. DJKrolik

    DJKrolik

    Регистрация:
    22 сен 2005
    Сообщения:
    6.468
    Отличная игра и очень атмосферный квест.
    Но жирный минус за тупое позиционирование как РПГ, и за нелепые упоминания Planescape: Torment.
     
    Deep_wolf и rusty_dragon нравится это.
  16. id0

    id0

    Регистрация:
    7 авг 2010
    Сообщения:
    669
    Охренительная игра. Не прошёл тогда - винда накрылась, но пройду. А чо не рпг то? Что значит рпг это только с боями? Да ладно тебе, кролик. Как раз таки рпг, чо нет? Не настаиваю, но утверждаю.
     
  17. rusty_dragon

    rusty_dragon

    Регистрация:
    17 ноя 2007
    Сообщения:
    5.842
    Модное веяние не есть культурное влияние. Андертейл и вовсе петросянство на любителя. Хотя смотря что считать культурным влиянием. В каком-то смысле Филип Бедросович тоже имеет культурное влияние.
     
  18. DJKrolik

    DJKrolik

    Регистрация:
    22 сен 2005
    Сообщения:
    6.468
    @id0, квест с элементами.
    Там полтора экрана мир игры, какое РПГ.
    ДЭ похожа на кучу разных квестов, она оттуда, к РПГ вообще никакого отношения не имеет.
     
  19. rusty_dragon

    rusty_dragon

    Регистрация:
    17 ноя 2007
    Сообщения:
    5.842
    Любители квестов против. :diablo: Пусть игру забирают визуальные новеллы.
     
    Eraser нравится это.
  20. Kokka Δя∂я Яґą

    Kokka

    Регистрация:
    26 июн 2006
    Сообщения:
    457
    На мой взгляд, очень точно подмечена серость, сумрачность и убаюкивающие диалоги. Наиграл 10 часов и сдался. Нужно как-то приводить себя в соответствующее настроение, чтобы засесть глубоко. Пару раз у меня получилось, но потом, в ритме "после работы, после дел, скоро спать, завтра работа" погрузиться в игру уже не удаётся...
     
  21. Кишмиш

    Кишмиш

    Регистрация:
    6 апр 2008
    Сообщения:
    15.693
    Да, мне кажется из моих знакомых она больше всего "зашла" тем, кто сам часто в депрессии и "употребляет"...
     
    Kokka нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление