1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

FAQ в помощь строителю "ретрокомпьютера"

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем дядя Лёша, 8 май 2006.

  1. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @Goblinit, Очень сложно дать короткий и притом достаточно полный ответ. А длинный - времени жалко и обидно, когда есть википедия. Без обид :)
     
  2. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Кэширование оперативной памяти

    http://www.studfiles.ru/preview/5881240/page:5/

     
    Goblinit нравится это.
  3. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    Это живая легенда 4DPS судя по всему? Фиг его знает, что там китайцы в инструкции накосячили, но по таблице получается максимум 32мб (2 по 16мб). Теперь только если кто проверит эту мать с 32мб модулем, по другому не выяснишь, да и если найдете такую память в продаже, то за конскую цену.
    1.Не стоит, разве что voodoo1 поставить, если очень хочется. Carmageddon, например, погонять (но мне кажется, будет тормозить на 486 даже с вуду)
    2. S3 Trio и поставить, как самую совместимую со всем зоопарком ДОС-игр
    Практически одинаковая у них совместимость, AWE32/64 это и есть SB16 + волновой табличный синтезатор для проигрывания midi (в т.ч. в играх), разница между самими AWE32 и 64 только в конструктивном исполнении, на AWE32 проще расширить память (ее может использовать тот самый синтезатор) и можно повесить дочернюю плату (будет еще один синтезатор для midi), но они реже встречаются и стоят дороже. Для подключения MT-32 нужна программа SoftMPU, но у нее с картами Creative серьезные проблемы. Ищите совместимые карты на OPTi, Crystal и т.п., важно, чтобы у них MPU401 можно было на 2/9 прерывание повесить.
    Реально, если win95 ставить на FAT16, а с помощью сторонних бутменеджеров (напр. Symon) можете целый зоопарк различных ОС и файловых систем устроить.
     
  4. nop

    nop

    Регистрация:
    5 дек 2014
    Сообщения:
    2.297
    @tuliss, .. И это только часть описания базовых принципов и терминов, относящихся к работе кэшей :)
    Не совсем. Многие SB16 были с 12-битным ЦАП, в котором терялись младшие 4 бита из 16. А у AWE32 такого вроде нет, честные 16. У многих AWE32, тем не менее, была шумноватая аналоговая часть...
    AWE64, особенно gold, звучит чище, но расширение памяти для него сделать сложнее (делается не через 30-пиновые SIMM, как у AWE32). Кроме того, к нему привязан софтовый синтезатор, добавляющий еще "32 канала" и не работающий с AWE32, насколько мне известно. Звучит он не совсем так как хардварный(чем-то лучше, чем-то хуже), потребляет процессорное время, и черт его знает, сколько игр его вообще поддерживают.
    Если вопрос аппаратной совместимости с Креативовскими SB16 и EMU8000 не стоит,(Windows, игры, которым достаточно sbpro-совместимости) то карты от других производителей вполне вариант и даже могут иметь лучшее качество звука.
    Если речь идет о настолько капризных играх, что они работают на SB16, но не на AWE64, то возможно, им даже нужны какие-то конкретные модели SB16, которых было довольно много.
    Creative всегдя выезжала на агрессивном маркетинге. Большое количество никем не востребованных технологий - это у них есть, а качество звука и безглючность - не про них. Creative - могила для более крутых и инновационных аудиофирм. "Wavetable" у них появился после покупки EMU, PCI и адекватное качество звука после покупки Ensoniq, а нормальный 3D звук после покупки Aureal.
    Ставить больше 16 на 486 непонятно зачем нужно. Софт, который может использовать столько или больше RAM, на 486 будет отчаянно тормозить или вообще не запустится.
     
    Последнее редактирование: 13 окт 2016
    Goblinit нравится это.
  5. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    я ссылку дал, интересно будет , человек сам пройдет и почитает.
     
  6. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    Работает он с, по крайней мере, pnp версиями AWE32, сам себе драйвера для таких карт с диска для AWE64 ставил, в т.ч. и этот синтезатор. Звучит он в чем-то получше ПЗУшного 1мб банка, но при возможности использовать, например, 4-8мб загружаемые банки, становится нафиг не нужен. И, насколько помню, он требует процессор не ниже, чем пентиум-90, а на 486 скорее всего не заработает вообще.
    Память у AWE32 легче расширить, но такие карты и стоят значительно дороже, чем "обычные" (не Gold) AWE64. Сам в начале нулевых купил AWE64 рублей за 200, а потом AWE32 за 600
    Никогда не слышал о таких. Вот что у всех или почти всех SB16 и AWE неполная совместимость с SB Pro, и поэтому, например, в вольфенштейне-3D не все звуки проигрываются, слышал. Еще у меня игрушка "Джилл из джунглей" не распознает карту AWE32, только на спикере музыку играет.
     
  7. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Выше я уже процитировал, на 150 МГц Carmageddon «unplayable».
     
  8. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    @tuliss, большое спасибо! Вопрос я задавал про количество кэшируемого RAM. Теперь я понял: это ограничение чипсета было. Тогда у меня следующий вопрос: для чего на первых пентиумах можно было поставить доп. tag-SRAM (кажется, так он назывался)? Ведь у пентиума1 уже был свой л2-кэш..
    --- добавлено 14 окт 2016, предыдущее сообщение размещено: 14 окт 2016 ---
    И, я так понимаю, сегодня вопрос ограничения объёма кэшируемой RAM уже не стоит ведь? А как обстояло с производительностью некэшируемой RAM на 486 - там действительно прям серьёзно медленнее становилось?
    --- добавлено 14 окт 2016 ---
    upd: про L2-кэш на пентиуме прочитал, сорри, теперь понял - его там ещё не было)
     
  9. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.602
    486DX2-66.
    Без кэша DukeNuken3D почти неиграбелен, нужно всё резать, и уменьшать размер окошка, чтобы иметь больше 10 кадров.
    С кэшем не особо лучше, но в принципе, лично я же могу играть выкрутив настройки в минимум, но не уменьшая окно.
    --- добавлено 14 окт 2016, предыдущее сообщение размещено: 14 окт 2016 ---
    Если речь о том, как там поживали верхние мегабайты за пределами кэширования - понятия не имею, для домашнего 486 не было задач, которым нужны такие объёмы памяти.
     
  10. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Ну не только ограничение чипсета, но и алгоритмов.


    На 80x826/386/486 без кэша было плохо.

    На современных процессорах, кеш очень сложно устроен и надо сильно погружатся во все эти дебри. Хочу только отметить, что intel кеш делает не оптимальный и больше растит объемы. Видимо пока проще делать так.
     
  11. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.602
    Как раз.
    486DX2-66 без кэша в дюке.


    Он же с кэшем.
     
  12. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Именно об этом. Мало ли кто-то действительно ставил себе 64метра. Интересно, как тогда работает кэш (и работает ли вообще) и как падает производительность (то же синтетическое копирование в памяти)
     
  13. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Для этого надо сначала постараться чем-то занять эти 64 метра.
     
  14. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    В смысле как работает ? Он просто не кеширует все, что выше 32 метров.
    Просто надо понимать, что работа кеша , сильно отличается от архитектуры к архитектуре.
     
    Goblinit нравится это.
  15. kiot

    kiot

    Регистрация:
    11 фев 2007
    Сообщения:
    817
    Поправьте, если не прав. Просто читал где-то насчёт некэшируемого участка памяти. Менеджеры памяти (либо ДОС-экстендеры) начинали выделять ОЗУ не с начала дополнительной памяти (1024k+64k-16), а с её конца. Поэтому выделенный участок попадал как раз в некэшируемую область и производительность падала.

    @Goblinit, ещё насчёт 486. Размер кэшируемой памяти зависит от объёма кэша. Например, при кэшировании 8 бит на тэг позволяют:
    2^8 = 256 сегментов памяти по 512Кб = 128 Мб
    2^8 = 256 сегментов памяти по 256Кб = 64 Мб
    2^8 = 256 сегментов памяти по 128Кб = 32 Мб

    Обычно на 486-х использовали стандартную 8-битную микросхему SRAM для массива тэгов и восемь 8х32Кбит микросхем SRAM, формировавших 256Кб кэша.
     
    Goblinit нравится это.
  16. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Вот, кстати, чипсет 430ТХ чего-то там не умеет делать с ОЗУ выше 64мб. Это связано с кешированием же?
    Сразу вдогонку вопрос - игры есть такие, которые на на 233ММХ могут сожрать эти самые 64мб ОЗУ? Есть ли смысл вообще ставить больше 64мб на Сокет7 ?
    ЗЫ. За сумбур извиняюсь, руки дрожат, дрова пилю)))
     
  17. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.602
    http://www.ixbt.com/mainboard/430tx.html
    Игры есть, но, ИМХО, ставить больше смысла нет, так как тем играм самого 233mmx будет уже мало и для них по хорошему уже надо переползать на P-II/P-III.
     
    Goblinit и Bato-San нравится это.
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    между прочим, с этим связан ещё и любопытный парадокс для железа времён P1, который можно сформулировать так:
    "для более быстрой работы виндовс 9х требуется памяти больше 16 мегабайт, но при её количестве превышающем 32 мегабайта может наблюдаться некоторое замедление работы системы."
     
    Goblinit нравится это.
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.602
    Не, 32-64 там профит.
    http://www.ixbt.com/mainboard/txfaq.html

    А вот больше 64Мб (чипсет и 512Мб воткнуть позволяет теоритически) - как получиться.
     
  20. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Ну так на самом деле не кэшируется не с 32, а с 64Mb.

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Чипсеты_Intel_400_серии

    Скажем так - все помнят, что была какая то граница, но у какого чипсета и сколько - из памяти вылетело.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление