1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

[Soft] Mac68k. Эмуляция на PC\Windows

Тема в разделе "Кладезь мудрости", создана пользователем mai, 20 авг 2007.

  1. mai Unknown Fire

    mai

    Регистрация:
    30 окт 2005
    Сообщения:
    1.323
    Предисловие

    На сей момент положение дел в эмуляции Macintosh'ей вполне приемлемо, покуда есть пара живых проектов. Например недавно вышла 9-ая бета-версия SoftMac'а, о котором ни слуху ни духу было уже черт знает сколько лет, регулярно обновляется самый маленький эмулятор Mini vMac, есть и множество других мертвых или полумертвых проектов.

    Здесь нас интересует линейка т.н. Mac68k, т.е. машин построенных вокрух весьма популярного в былые годы процессора Motorola 68K в разных его модофикациях от 68000 до 68060. Power Mac'и на основе Power PC на сей момент эмулируются плохо, существует лишь пара проектов эмуляции этих компьютеров - PearPC и SheepShaver. О сложностях эмуляции PPC на x86 вам рассажут тут. Если с PearPC все ясно, SheepShaver изначально проект виртуализации для запуска PPC Mac-приложений под другими OS'ями на PPC-машинах, впоследствии потированный на x86'ые. Однако на Вики его называют уже эмулятором. Разница есть, но как бы то ни было для конечного пользователя она не велика.

    Тут речь пойдет о на мой взгляд самом доступном и не прихотливом эмуляторе Mac68k - Basilisk II, более года он уже не обновлялся, но проект рано списывать со счетов. Разрабатывался проект тремя этапами - Basilisk I нам здесь не интересный, Basilisk II и Basilisk II JIT. Последняя версия собственно Basilisk II - 0.8 build 142 (build 143 не официальный*), Basilisk II JIT - 1.0 R5.


    1. Инструментарий

    1.1. Понадобятся эмуляторы Basilisk II JIT 1.0 R5 (+ SDL библиотека) или Basilisk II 0.8 build 142**.

    1.2. Операционки на Mac'ах назывались просто - System 7.5.3 и при желании апдейт к ней до System 7.5.5 (качайте либо *.bin - MacBinary, либо *.hqx - HQX Encoded, все равно, первые меньше размером будут). Не забудьте также скачать NAD.

    1.3. Дампы firmware Mac'ов также необходимо скачать, скажем здесь, или тут (нужна регистрация на сайте).

    1.4. Полезная утилита HFVExplorer 1.3.1 и виндовозский StuffIt Expander 9 Standard лишними не будут.

    1.5. Основной софт для Mac OS'а: StuffIt Expander 5.5 и QuickTime 4.0.3 (ничего выше версией не пойдет под System 7.5.3/7.5.5).


    2. Настройка

    2.1. Перед запуском эмулятора установите драйвер cdenable.sys по пути C:\WINDOWS\system32\drivers (для NT'ей - 2k и XP) или cdenable.vxd по пути C:\WINDOWS\system (для всех прочих Win), инсталлятор Basilisk II 0.8 должен делать это автоматически, с JIT-билдом придется вручную.

    2.2. Если вам нужна сеть под Mac'ом, аналогичное проделайте с Ethernet-драйвером (для каждой Win свои драйвера, найдете в соотвествующих каталогах). При необоходимости перезагрузитесь и настройте в "Сетевых подключениях" Basilisk II Ethernet Driver - галочку напротив и хорош. Далее см. пп. 2.3.8, 2.4.3.

    2.3. В GUI в следующих вкладках настройте эмулятор (для BII 0.8):
    2.3.1. General. Выберите желаемую модель машины и CPU. У меня Quadra 605 (ID88), CPU 68040.
    2.3.2. Memory. Дайте кусок вашей ОЗУ эмулятору, и скормите ром. У меня 256MB (фантастическое число для этой машины) и quad605.rom.
    2.3.3. Screen. DX, 640x480, 256 - оптимально для всех игр.
    2.3.4. Mouse. В выпадающем меню выберите "More complete ADB mouse emulation" - это важно см. сноску для п. 1.1.
    2.3.5. Disk. Жмите Create и делайте образ HDD (40MB хватит на OS'ь с основным софтом + отведите место на установочный пакет операционки, который постфактум можно будет удалить, сколько вам еще понадобится считайте сами), потом пихайте его в список установленных. Далее при запуске вас попросят дать имя тому и отформатировать диск.
    2.3.6. My Computer. Даже не включайте, для обмена между отформатированным под Mac OS HDD и вашим пользуйте HFVExplorer (*.hfv будут ассоциированы с ним при установке).
    2.3.7. Floppy\CD. По желанию дайте эмулятору свои физические или виртуальные флоппи- или оптические приводы***.
    2.3.8. Ethernet\Router. См. п. 2.2. Далее выберите свой NDIS (верный из списка, если у вас их несколько, можно идентифицировать по мак-адресу сетевухи, его узнать можно набрав в комстроке "ipconfig /all"), галочку напротив "Enable NAT/Router module".

    2.4. В GUI в следующих вкладках настройте эмулятор (для BII 1.0):
    2.4.1. Volumes. Аналогично пп. 2.3.5-7.
    2.4.2. Graphics\Sound. Аналогично п. 2.3.4.
    2.4.3. Network. См. п.2.2. Далее выберите Basilisk II Router.
    2.4.4. Memory\Misc. Аналогично пп. 2.3.1,2.


    3. Установка операционной системы

    3.1. NAD = Network Access Disk, нужен тем, у кого полетела система для ее починки через AppleTalk, однако и для создания загрузочной дискеты тоже сгодится. Поскольку мне так и не удалось выяснить почему образы Mac'овских дискет, заявленные как 1.44MB отличаюстя размером от тех же 1.44MB, то NAD подмаунтить через виртуальный FD мне не удалось (физического у меня попросту нет), однако ничто не мешает прикрутить его как жесткий диск. Это и надо сделать предварительно распаковав его StuffIt Expander'ом (содержимое скаченного вами ранее пакета - sit-архив, распакуйте и его, а получившийся *.image маунтите).

    3.2. Загружайте систему с NAD'а (очередность дисков в списке = очередность загрузки) и копируйте его содержимое на новоотфоматированный HDD, созданный в п. 2.3.5/2.4.1. Затем загрузитесь с нормального HDD, NAD фтопку.

    3.3. С помощью HFVExplorer'a запишите установочный пакет System 7.5.3 (и при желании апдейт) на отформатированный HDD, затем запускайте NAD'овский обрубок операционки и ставьте на нее нормальную OS'ь (запускать smi = Self-Mounting Image), далее ставьте апдейт (запускать sea самораспаковывающийся архив под именем Net Install). После перезапуска все должно работать.


    Послесловие

    Далее наводим марафет по желанию в Mac OS'е, ставим софт и игры. StuffIt Expander вам пригодится распаковывать sit-архивы (скажем, игры на Macintosh Garden только в этом формате). QuickTime пригодтися для проигрывания музыки (к примеру, его требует Marathon). Не забудьте также настроить AppleTalk, если вам необходима сеть под Mac OS'ом, настройте протоко: <цветастое надгрызанное яблочко> -> Control Panels -> MacTCP (далее по ситуации, если разбираетесь - должны знать, что писать). К слову, на имеющийся теперь HDD с системой можно натравить SheepShaver (ейный GUI повторяет Basilisk II JIT - ничего сложного), скормив ему соотвественно PowerMac'овсий ром pm9600.rom - будет вам виртуальный PowerMac. На этом пока все, может быть, кому и пригодится эта дока. Вопросы можно, конечно, и тут задавать но на форуме E-Maculation вы найдете гораздо более знающих людей, коммьюнити не слишком уж активное, но несколько отзывчивых "дядичек", всегда готовых помочь молодежи там есть. Если что забылось - звиняйте, ибо пишу по памяти, возможно, дополню в будущем.

    P.S.: Писалось все это вообщем-то, чтобы дать ссылку на русскоязычный гайд по установке виртуального Mac OS'а в теме про Marathon, что в раздаче. А по большому счету эмулировать Mac'и и не из-за чего, кроме этой трилогии да еще пары-тройки игр. Ибо на Mac'ах мало, выражаясь современным языком, эксклюзивов, чем дальше, тем больше Mac'и по своим играм - калька с IBM PC.

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    * Стабильно вылетал при попытке проиграть фоновую музыку в Marathon'е, build 143 это по сути патч для игры в Escape Velocity Nova.
    ** Старичок 0.8'ой может быть необходим по одной причине. В обоих эмуляторах при стандартных настройках невозможно управление мышью во многих играх, где это бывает нужно. В старой версии эта проблема решается т.н. "More complete ADB mouse emulation" (что такое мне не известно), которой нет в JIT-билдах. С другой стороны в старых версиях эмулятора вы обречены играть лишь с 8-битной палитрой, поскольку выставив больше немалая часть игр попросту не запустится, говоря о том, что ваш монитор не удовлетворяет требованиям. Вообщем, либо мышь, либо 16-битная палитра - выбирайте (а кроме того JIT менее стабилен).
    *** Странное явление в обоих эмуляторах наблюдается. При каждой загрузке виртуального привода обнаруживается новый диск, однако при следующем запуске системы она его не найдет. Приходится вытаскивать виртуальный диск, запускать Mac OS без него, выходить, запихивать диск обратно и вновь запускать систему. С физическими носителями такого не наблюдается.
     
    Последнее редактирование: 21 авг 2007
    Wild_Wolf, SAS, Noelemahc и 6 другим нравится это.
  2.  
  3. Кишмиш

    Кишмиш

    Регистрация:
    6 апр 2008
    Сообщения:
    15.751
    Добрый день! Наконец-то решился опробовать эмуляцию Маков.

    Поставил с нашего сайта вот эту сборку:

    Разумеется, возникли некоторые вопросы :)

    1) Есть ли удобный способ увеличить размер окна эмулятора без изменения внутреннего разрешения? Грубо говоря, чтоб был скейлинг 2х или 3x (как в PCem и прочих эмуляторах). А то мне приходится на своем 1080p экране использовать "экранную лупу", что конечно не очень удобно. При этом попытка врубить полноэкранный режим ни к чему не привела даже при выборе directx опции вместо стандартной, ну а если просто прописывать условный 1152x864, то Basilisk будет считать что это размер монитора виртуального Макинтоша (и все будет по-прежнему мелким и утомительным для глаз), а мне надо сохранять условный 640x480, просто делая его крупнее физически.

    2) Пока не очень понятно с загрузкой образов дисков. Чисто Mac-образы я сумел каким-то образом "замаунтить" привычным ultraiso (причем если в винде пытаться открыть диск после этого, то error, а вот Basilisk видит нормально и открывает, правда после закрытия эмулятора маунт почему-то слетает через Daemon вроде получше маунтит, но один раз тоже размаунтил... может после вылета эмуля...или просто на выходе), а вот гибридные win/mac образы у меня маунтятся чисто как windows-варианты, поэтому уже Basilisk ругается... есть ли какое-то изящное решения? Вообще, после PCem прям все кажется неудобным, там супер удобно грузить iso'шки через интерфейс эмулятора (просто выбираешь файл и он грузится), а тут "вигвам из Простоквашино" по ощущениям. При попытках гуглить этот вопрос нашел обсуждение какой-то более новой версии Basilisk, но я бы хотел ограничиться тем что беру с o-g, поэтому и прошу пояснить что лучше делать отталкиваясь от того что тут.

    3) Как делать скриншоты? Так понимаю, встроенного функционала на это у эмулятора нет. Неужели надо запускать Fraps (если он вообще сумеет "поймать") или допустим Bandicam?

    4) Как перенести файлы во "внешний" компьютер? Вот в PCem подобный процесс не очень простой и предполагает ряд действий (и результат не всегда стабильный), а как в данном случае дела обстоят?

    5) Как человек, впервые пощупавший классическую систему Mac, испытываю большой дискомфорт с тем как она вообще работает. Очень смущает и вообще неудобно ощущается то, как открываются окна папок... как в них расположены иконки файлов... и прочее такое. Ну хорошо хоть разобрался как "даунгрейдить" квиктайм с 3.х до 2.х (надо было для контента, который я просматривал - уже не в первый раз отмечаю, что иногда более поздняя версия QT убивает совместимость, причем на Windows такое тоже встречал). Но в целом... есть ли какой-нибудь "system 7.xx для чайников" которая бы фокусировалась на сглаживании углов по ui/ux? А то реально, начинаешь скулить и хотеть обратно к Win98 (условно).

    6) Как проверить ram? Я вроде бы увеличил до 32 мегабайт, а все равно при просмотре видеороликов мне пишут "not enough ram", правда потом все равно они открываются - но изредка "крэшат" эмулятор. EDIT: так, как я могу allocate needed ram мувиплееру? :o и почему операционка сама не выдает приложениям нужное количество...

    Заранее спасибо.
     
    Последнее редактирование: 2 мар 2024
  4. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.555
    "Basilisk II" и "SheepShaver" точно умеют разворачиваться на весь экран - достаточно нажать Ctrl+Enter!
    Вот с mini-vMac сложнее, там не все сборки такое умеют, - но в описаниях файлов об этом говорится.

    С дискетами проще - достаточно перетянуть мышкой файл в эмулятор!
    С CD сложнее - надёжнее отредактировать вручную файл настроек.

    Есть такое :) Ну, платформа и все эти сборки появились у нас на сайте достаточно давно. Может, с тех пор прогресс и ушёл вперёд.

    Правильно, совсем нет. По крайней мере, в выложенных на сайте эмуляторах. Fraps, PrintScreen и т.д.

    У "Basilisk II" и "SheepShaver" это куда проще, чем в том же PCem! См. вкладку "My Computer" в графическом варианте настроек.
    Для других есть, например, "HFVExplorer".

    Так это же хорошо? :)
     
    Кишмиш нравится это.
  5. Farooq

    Farooq

    Регистрация:
    4 окт 2016
    Сообщения:
    904
    Не получается растянуть окно Sheepshaver c OS 9. Чтобы не выставлял в оконном разрешении в настройках, все равно эмулятор сворачивается в маленькое 640x480
    Версия эмулятора v0.8 [build 142]

    373872058-c1332b8c-3a67-40db-b5ef-4ab9ae6403f7.png

    373872182-a2dfe261-59d5-403b-a0c1-c1fa42a206e2.png

    Настройки из preferences

    disk macos904.hfv
    cdrom G:
    extfs
    screen win/1100/830
    windowmodes 3
    screenmodes 63
    seriala COM1
    serialb COM2
    rom newworld86.rom
    bootdrive 0
    bootdriver 0
    ramsize 536870912
    frameskip 0
    gfxaccel true
    nocdrom false
    nonet false
    nosound false
    nogui false
    noclipconversion false
    ignoresegv true
    ignoreillegal true
    jit true
    jit68k false
    keyboardtype 5
    hardcursor false
    hotkey 0
    scale_nearest false
    scale_integer false
    cpuclock 0
    yearofs 0
    dayofs 0
    mag_rate 0
    swap_opt_cmd true
    sound_buffer 0
    name_encoding 0
    ether slirp
    keycodes false
    mousewheelmode 1
    mousewheellines 3
    idlewait true
    keycodes false
    mousewheelmode 1
    mousewheellines 3
    enableextfs true
    debugextfs false
    extdrives #CDEFG
    pollmedia false
    etherpermanentaddress true
    ethermulticastmode 0
    routerenabled false
    ftp_port_list 21
    portfile0 C:\B2TEMP0.OUT
    portfile1 C:\B2TEMP1.OUT
    sdlrender direct3d
    sdl_vsync false
    reservewindowskey false
     
  6. gabby32

    gabby32

    Регистрация:
    18 фев 2009
    Сообщения:
    512
    эмулятор сворачивается в маленькое 640x480 потому что в самой ос выставлено такое разрешение. В масштабирование как в приставочных и нормальных эмуляторах тут я понимаю нету. Разработчики за столько лет даже в современный интерфейс не могут.
     
    Farooq нравится это.
  7. Farooq

    Farooq

    Регистрация:
    4 окт 2016
    Сообщения:
    904
    Пришлось засунуть шипшейвер в VMWare c 7кой. И от туда запускать шипшейвер в Full Screen с разрешением 640x480, а само окно VMware уже можно растягивать как угодно. "Умнее" ничего не смог придумать.
     
    Последнее редактирование: 6 окт 2024
  8. kurtkurt222 Консольщик и компьютерщик

    kurtkurt222

    Регистрация:
    12 авг 2007
    Сообщения:
    2.115
    А поставить разрешение повыше в самой системе? В Mac OS 9 точно такое есть.
     
  9. Farooq

    Farooq

    Регистрация:
    4 окт 2016
    Сообщения:
    904
    Они там все стандартные и меня не устраивают. Мне нужно как в Досбоксе или PCem масштабировать окно эмулятора с раcтяжением картинки, но при этом, чтобы разрешение внутри оставалось 640x480 или 800x600
     
  10. yplus

    yplus

    Регистрация:
    13 апр 2006
    Сообщения:
    873
    @Farooq, более свежую версию эмулятора можно взять здесь: SheepShaver for Windows - E-Maculation
    Ну а вообще что за игра-то? Может ей как раз Василиск больше подошёл бы?
     
  11. Farooq

    Farooq

    Регистрация:
    4 окт 2016
    Сообщения:
    904
    А Василиск тоже самое, я проверял. В скейлинг он не умеет, хотя может добавлять любые кастомные разрешения.
     
  12. yplus

    yplus

    Регистрация:
    13 апр 2006
    Сообщения:
    873
    Да это я в курсе. Просто если игра работает в Василиске, то она для M68k и в PowerPC работает в режиме эмуляции, то есть получается ещё одна эмуляция в эмуляции, что не совсем хорошо.
     
    Farooq нравится это.
  13. Farooq

    Farooq

    Регистрация:
    4 окт 2016
    Сообщения:
    904
    Сама игра - Belzerion 93 г. на японском. Не "ремейк" для 3do со стрелялкой и файтингом, где особо то и не нужен язык, а первоначальная версия для Мак, напоминающая больше point-and-click адвенчуру.
    Мне необходимо именно заданное мной кастомное разрешение окна (не разрешение в ОС), чтобы я мог удобно расположить "растянутый" эмулятор с одной стороны экрана, а программу-переводчик с OCR в другой стороне.

    Мне идеально подходит для моих целей размер окна 1100x830
    --- добавлено 6 окт 2024, предыдущее сообщение размещено: 6 окт 2024 ---
    Вот так это должно выглядеть. Только в данном случае разрешение окна = разрешение ОС 8. Сборка с OG 'BasiliskII-SheepShaver_MacOS8_103mb'
    Если в нее подставить OS 9, то кастомное разрешение будет всегда сбрасываться на стандартное, которое выставлено в системе.
    В других версиях эмулятора с OS9 точно также. Блокирует почему-то Шипшейвер с OS 9 добавление в preferences своих размеров.

    [​IMG]
     
  14. yplus

    yplus

    Регистрация:
    13 апр 2006
    Сообщения:
    873
    @Farooq, ну в общем-то да, игра для M68k макинтошей, на PowerPC маки перейдут в 1994 году, то есть после выхода игры.
    Свежий BasiliscII нормально работающий на современных системах можно взять здесь: BasiliskII for Windows - E-Maculation
    --- добавлено 6 окт 2024, предыдущее сообщение размещено: 6 окт 2024 ---
    Впрочем, поскольку это fmv, особой разницы нет, основная нагрузка-то ложится на видеопроигрыватель установленный в конкретной системе...
     
  15. Farooq

    Farooq

    Регистрация:
    4 окт 2016
    Сообщения:
    904
    C OC 9 смог таки включить кастомные разрешения, так чтобы оные не сбрасывались на стандартные после запуска эмулятора.
    Процедура следующая

    - Идем в System Folder > Control Panels, кликаем по 'Monitors" и добавляем ее в корзину через верхнее меню (File-Move to Trash).
    - Выключаем систему.
    - Удаляем файл nvram из папки эмулятора
    - В preferences устанавливаем значение mag_rate 0 (если стоит другое)
    - В GUI в Screen выставляем оконный режим и любое разрешение меньшее фактического экрана

    В Шипшейвере есть оказывается скейлинг, но он очень поверхностный.
    Параметр mag_rate больший 1 увеличивает окно, сохраняя разрешение системы. Проблема в том, что 'mag_rate 2' для меня слишком большая величина при 640x480. А нецелые показатели типа 1.7 программа не воспринимает
     
    Последнее редактирование: 6 окт 2024
  16. Farooq

    Farooq

    Регистрация:
    4 окт 2016
    Сообщения:
    904
    @yplus
    Выпросил у разработчика на гитхабе более детальное масштабирование экрана с mag_rate 1.1,1.2,1.3 и т.д.
    Не знаю только как часто появляются новые билды.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление