1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Поздние игры под DOS

Тема в разделе "PC Игры", создана пользователем Zelya, 23 окт 2008.

  1. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    116.307
    Как минимум формальной доступностью, тиражами и банальной "известностью", естественно.

    С одной стороны, да, безусловно. Но с другой - извини, пожалуйста, но я вижу тут некоторое "буквоедство", потому что по такой "логике" формально можно посчитать, будто никакие платформы не "умирают" и мы по-прежнему живём в мире, где существуют десятки "живых" компьютеров, приставок и прочих устройств. А это всё-таки объективно не так - даже несмотря на то, что, возможно, для большинства "мёртвых" систем (кстати, я совсем не уверен, что именно для "всех") периодически выпускаются новые игры (и иногда даже на физических носителях и в коробках).

    Боюсь, что этого не произойдёт. Если вдруг произойдёт - тогда появится предмет для обсуждения. Впрочем, если это будут сильно лимитированные издания, то особой разницы с "самиздатом" я не вижу.

    ===
    @AndyFox, я писал о ней ещё в конце апреля...
     
    AndyFox нравится это.
  2. MrFlibble

    MrFlibble

    Регистрация:
    23 мар 2008
    Сообщения:
    3.694
    Ну, это точно не во всех случаях верно. Я понимаю твоё желание отделить "коммерческие" проекты в широком смысле, включая условно-бесплатные (хотя как минимум до середины 90-х и по крайней мере в Северной Америке commercial и shareware были двумя принципиально различными сегментами рынка, которые непосредственно не пересекались), от игр совсем небольших независимых команд или разработчиков-одиночек. Однако крупные издатели условно-бесплатных игр, включая id Software, Apogee и Epic MegaGames, обеспечивали известность не хуже гигантов вроде MicroProse или Sierra, хотя формально это был практически самиздат.

    К тому же игры в конце концов создают ведь не компании, их создают люди. Которые далеко не всегда работают на большие компании, а несут им свои творения для публикации -- и нередко получают отказы от тех, кто не сумел углядеть потенциал, так что в каких-то случаях приходится прибегать и к самиздатовскому методу.
    Ну, во-первых, достаточно много (= больше одного или двух) компьютеров из 80-х и 90-х до сих пор в рабочем состоянии и эксплуатации. Да, это удел фанатов и коллекционеров, да, большие корпорации для таких платформ новых игр не делают. Но они по-прежнему используются по назначению, люди запускают и играют в игры. Как минимум некоторые из новых разрабатываются так, чтобы они запускались на настоящем железе, а не только в DOSBox. Ну а во-вторых, существуют эмуляторы, которые делают игры для таких платформ доступными практически любому пользователю. Я вообще первый раз слышу про "умирание" платформ как некую серьёзную идею. Конечно, в какой-то момент рабочих физических компьютеров из соответствующей эпохи больше не будет. И что, уже существующие игры для DOS, вышедшие до пресловутого 1999 г. включительно, станут сразу недоступны для пользователей? Нет, конечно.

    Создание новых игр для DOS как раз свидетельствует о том, что платформа продолжает жить. Какая разница, делают это энтузиасты или крупные коммерческие компании? Все хорошие игры из 80-х и 90-х созданы именно что талантливыми энтузиастами, только кому-то из них повезло работать в коммерческой компании (как Сиду Мейеру или Сэнди Питерсену) либо найти успешного издателя (Ромеро, Кармак, Том Холл), а кто-то делал свои игры бесплатно, как создатели арканоида PopCorn (я считаю эту игру -- абсолютно бесплатную со дня выхода -- ничуть не хуже коммерческих проектов того времени), впрочем, Фредерик Рейналь ведь участвовал потом и в создании множества вполне коммерческих коробочных игр.

    Благодаря возможности эмуляции не будет чрезмерным предположить, что игры для DOS будут создаваться и в дальнейшем, да и в аутентичные игры из 80-х и 90-х люди продолжат играть. В итоге получится, что тот временной период, конец которого можно было бы объявить "смертью" платформы, на самом деле окажется периодом довольно быстрого созревания и окукливания перед долгой жизнью, в течение которой эти игры будут продолжать радовать многие поколения игроков, да и разработчиков, которые кайфуют от программирования игр под DOS, открывая для себя всё новые возможности, вроде ложного графического режима в Paku Paku и Silly Knight.
     
    AndyFox, compart и Uka нравится это.
  3. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    116.307
    Я бы не сказал, что предполагаю именно такое деление.

    По-моему, у большинства изданных ими игр впоследствии - и в скором времени - появлялись и "нормальные" коммерческие издания.

    Я в курсе, ибо у меня у самого есть PC 1990-х и начала 2000-х в самом что ни на есть рабочем состоянии. Но я никак не могу согласиться с тем, что "больше одного или двух" - это "достаточно много".)

    Вновь извини, но это как раз то самое "буквоедство".
    Можно привести огромное количество условно аналогичных примеров из разных сфер жизни. Разумеется, в мире до сих пор существуют и используются патефоны и арифмометры, трубочисты и торговля натуральным льдом, дирижабли и конные экипажи (и даже конные трамваи) и многое-многое другое. Причём некоторые из этих вещей и явлений даже никак нельзя назвать совсем редкими или экзотическими, особенно в определённых странах, регионах или городах либо же в пределах каких-то конкретных (но всегда так или иначе ограниченных) групп людей.
    Но всё это никак не изменяет общую картину, а утверждать обратное, по-моему, не совсем корректно. А то так можно дойти до того, что посчитать папирус актуальным писчим материалом на основании того, что формально данная "индустрия", несмотря на множество оговорок, до сих пор существует.

    А разве есть новые DOS-игры, которые в принципе не могли бы запускаться на настоящем железе (пусть не на любом, а хотя бы на определённом)? Ведь это в DOSBox'е по факту "урезан" функционал в сравнении с настоящим DOS'ом и реальным железом (как таковым), но никак не наоборот.

    Разумеется, нет.
    Но под "умиранием платформы" подразумевается вовсе не "недоступность", а - в моём понимании - как минимум отсутствие выпуска коммерческих игр (либо коммерческого ПО, если говорить обобщённее) для неё (как оригинальных, так и портированных с других платформ) в некоем минимально приемлемом количестве.
    Кроме того, дабы признавать платформу "живой", должно, по-моему, выпускаться соответствующее железо, причём тоже в каком-то минимально приемлемом для покупок заинтересованными людьми количестве. К примеру, "Амигу" формально до сих пор можно (или как минимум можно было до недавнего времени) считать "живой" - в том числе и ввиду продолжения выпуска формально "амижного" железа (сколь бы ни было оно отлично от "оригинальной" "Амиги").
    И, вероятно, сюда же стоит добавить использование соответствующей "платформы" (что бы под нею ни понималось - ОС или компьютер) для выполнения "серьёзных" задач, а не игровых, если их выполнение при помощи неё предполагалось изначально (то есть если речь идёт о компьютере, а не о приставке, игровом автомате, "хендхелде" и так далее).

    По-моему, совершенно очевидно, что ни одно из этих трёх условий для абсолютного большинства "платформ" в современном мире не выполняется. Если взять условный BBC Micro, то для него наверняка практически или даже совсем нет коммерческих игр, изданных даже в цифровом виде. Соответствующее железо тоже не выпускается. И "серьёзное" ПО для него опять-таки никто не пишет, равно как и не использует его сейчас для выполнения каких-либо "рабочих" задач.
    При этом новые бесплатные игры от энтузиастов для него вполне могут быть (а теоретически могут быть и единичные коммерческие издания на физических носителях), равно как и старые игры для этой платформы благодаря доступности посредством эмуляторов явно не забыты, и какое-то количество оригинальных машин в рабочем состоянии всё теми же энтузиастами тоже поддерживается, причём оно наверняка значительно больше "одной-двух" единиц. Я даже готов предположить, что какой-нибудь энтузиаст может писать для него программы или как-то использовать для своей работы.
    Но разве всё это даёт основания считать данную платформу "живой"? На мой взгляд - нет, и то же самое верно в отношении многих других компьютеров и ОС, включая DOS (даже несмотря на то, что он, естественно, куда известнее, популярнее и распространённее).

    На мой взгляд, большая и принципиальная.

    При чём здесь энтузиазм как таковой? Без него в принципе не сделать хорошую игру, разумеется.
    Плюс, по-моему, вряд ли в принципе допустимо сравнивать ситуацию в 1980-е (или 1990-е) годы с современной.

    Разве я спорю с каким-либо из этих двух тезисов? По-моему, нет. Наоборот - целиком и полностью согласен с ними обоими.

    Но для меня это никак не отменяет пресловутой "смерти" платформы DOS. Раньше я мог пойти в магазин и купить там игру для DOS, причём обычно новую. Теперь я с высокой (пусть и не со стопроцентной) вероятностью не смогу этого сделать - ни в реальном магазине, которых с каждым годом становится всё меньше (и продают в них, по сути, только старые запасы), ни в цифровом (которыми конкретно я, разумеется, не пользуюсь).
    При этом есть определённая вероятность того, что на каком-нибудь сайте действительно будет продаваться новая DOS-игра в цифровом или даже физическом виде. И возможно (и даже вероятно), что таких игр будет больше одной или двух. Но общей картины, повторю, это никак не изменит и не сделает платформу "живой". Что опять-таки нисколько не противоречит ни тому, что новые игры для DOS создаются и наверняка будут создаваться, ни - тем более - тому, что люди продолжают и продолжат играть в "аутентичные" DOS-игры. Равно как не противоречит, например, и тому, что оригинальные физические копии "аутентичных" игр для DOS (и не только) можно (и явно можно будет в будущем) приобретать на различных сетевых барахолках, а в некоторых странах - и на "блошиных рынках".


    P.S. Извини в который раз, но наличие слова "аутентичные" в твоём сообщении заставляет обоснованно предположить, что ты тоже так или иначе понимаешь и признаёшь обсуждаемую разницу между DOS-играми 1980-х и 1990-х и более поздними.

    P.P.S. Я вряд ли буду ещё отвечать в этой теме, ибо оставил здесь сообщение, можно сказать, "случайно" и, мягко говоря, не люблю участвовать в подобных обсуждениях, а равно, разумеется, не имею даже мысли что-то кому-то доказывать или кого-то в чём-то (пере)убеждать.
     
  4. MrFlibble

    MrFlibble

    Регистрация:
    23 мар 2008
    Сообщения:
    3.694
    Если не возражаешь, я всё равно отвечу, так как, возможно, кому-то ещё это будет интересно прочитать, и, возможно, кто-то тоже что-то добавит по этой теме.
    Не у всех разработчиков есть возможность тестировать новые игры на оригинальном железе, либо такие возможности достаточно ограниченны, если только не подключать других ретро-энтузиастов. Что, конечно, разительно отличается от программирования игр на настоящем железе в 80-е -- 2000-е. Из недавних примеров -- xyWords, но ошибку быстро выловили и исправили. В то же время какие-то авторы (сейчас не вспомню хорошего пример) специально оговаривают, что ни на чём кроме DOSBox не пробовали запускать и не гарантируют работоспособность на настоящем железе.
    Ну конечно я признаю различие -- разве я говорил что-то иное? Мы ведь все знаем причину, по которой коммерческие игры под DOS к 1999 г. стали динозаврами:

    Я уже давно нигде в округе не видел магазинов с играми, потому что всё переехало в магазины цифровые. Не уверен, что это как-то соотносится с жизненным циклом DOS как платформы (а вот магазины с дисками-то как раз умерли однозначно).

    Со всеми приводимыми тобой фактами трудно спорить, потому что они все верны, но я всё-таки, наверное, не до конца понял, какой конкретно смысл ты вкладываешь в понятие "смерти" DOS. 90-е ушли безвозвратно вместе со своими атрибутами, включая игры в магазинах (а продаж игр по условно-бесплатной модели Apogee на территории России толком и не было, насколько я знаю, -- впрочем, и в странах Европы это было не в таких масштабах, как в Северной Америке, опять же если не ошибаюсь). Если ты имеешь в виду, что играть в игру при помощи DOSBox это "не то" по сравнению с игрой на аутентичном железе, то я боюсь, тут мы уже сталкиваемся с чем-то вроде проблемы корабля Тесея. То есть является ли восприятие картинки на ЭЛТ-дисплее или гудение системного блока частью игрового опыта? А если игра для DOS портирована на другие платформы, она перестала быть игрой для DOS? и т.п.

    Я склонен интерпретировать ситуацию так, что история игр для DOS прошла определённый этап, который теперь завершился, -- этап актуальности DOS как рабочей операционной системы (я сейчас не буду вникать в вопрос о том, сколько ещё разных учреждений продолжает ей пользоваться, т.к. нужное им ПО не работает ни на чём другом, -- я считаю, что для игр это абсолютно нерелевантно). Теперь же наступил другой этап, когда DOS стал уделом преимущественно эмуляции. Я думаю, это закономерная судьба любой платформы, ничего необычного в этой ситуации нет. При этом, помимо DOSBox, для DOS существуют и более "продвинутые" эмуляторы вроде 86box, которые вместе с, например, FreeDOS могут достаточно достоверно воспроизвести родное для этих игр железо.

    Может быть, ты вкладываешь в понятие "смерти" платформы какое-то значение, о котором я не могу догадаться, но для меня это слово вызывает ассоциации с неким окончательным завершением существования таковой, как вот магазины с физическими изданиями прекратили существовать. Очевидно, что с играми для DOS всё совсем не так. Я вообще не знаю, есть ли какие-то платформы, которые не эмулируются в принципе, или утрачены все программы для них, или не осталось ни одного рабочего экземпляра. Ну если только это какие-то старые мобильные телефоны или калькуляторы, на которых можно было во что-то играть.

    Я бы сказал, что платформа "умерла", если в игры для неё больше никто не играет вообще, ну или хотя бы о них не вспоминают в интернете, их нигде не продают и т.д. Но сейчас прошло ещё слишком рано времени с момента создания самых ранних компьютеров, аркадных автоматов, приставок и программ для них, чтобы это произошло. Даже игры для мейнфреймов портируются, эмулируются и как-то воспроизводятся.

    Что касается критерия создания коммерческих игр, я правда не понял, почему ты придаёшь такое большое значение тому, издавалась ли игра зарегистрированной компанией и продавалась ли в магазинах на физических носителях. Мне лично кажется, что сейчас рынок "коммерческих" игр вообще стал насколько размытым и лишённым каких-либо векторов развития (продаётся всё, что можно продать, а иногда даже то, что нельзя), что никак мерилом ни ценности игры, ни её актуальности коммерческое издание служить не может. Тем более что основным издателем, фактически монополистом на рынке сейчас является Valve со своим цифровым магазином Steam, которая как раз уже более двух десятилетий продвигает цифровизацию всего и вся и, возможно, сыграла не последнюю роль в исчезновении магазинов с дисками.
    Насколько я помню, там только прикрутили DOSBox, в самой игре ничего не поменяли.
     
    compart нравится это.
  5. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    116.307
    Какое это имеет значение?
    Что ж, тогда и мне придётся ответить...

    "Не гарантируют" и "не пробовали" - это совсем не то же самое, что "не работает".

    Нет, не умерли. Во многих городах России они есть до сих пор, просто в намного меньшем количестве, чем раньше, и без обновлений ассортимента (по крайней мере фактически и применительно к PC).
    В моём городе (Санкт-Петербурге) их, например, как минимум несколько (понятно, несравненно меньше, чем раньше). В Москве, Челябинске, Томске, Тюмени и (вероятно) других городах они тоже есть. Другое дело, что непонятно, сколько ещё они просуществуют, ибо игры для PC в физическом виде у нас сейчас или практически, или даже совсем не издаются, то есть торгуют эти магазины (почти?) исключительно старыми запасами.

    По-моему, выше я изложил свою точку зрения более-менее развёрнуто.

    Собственно, именно об этом я и говорю. По-моему, если что-то перестало быть "актуальным", то оно "умерло", да. Но, естественно, не "вообще" (ибо "вообще" не "умер" даже папирус), а именно как нечто хоть сколько-нибудь "актуальное".

    Так она фактически и "завершила своё существование" - как "актуальная" "платформа" (буду использовать это слово, раз оно тебе ближе или понятнее).

    Повторю: это пока не так. И они всяко намного более "актуальны", нежели MS-DOS и игры для неё.

    По-моему, таких вещей хватает. Сюда относятся как PC-игры, предназначенные для запуска исключительно на PowerVR-видеокартах (а такие есть), никакого эмулятора для которых не создано, так и, например, многие игры для современных (в том числе относительно современных) игровых автоматов. Предположу, что всевозможных "экзотических" устройств это тоже касается.
    Собственно, даже с эмуляцией совсем не "экзотической" платформы CD-i наблюдаются большие проблемы: эмуляторы есть, но, насколько мне известно, запустить при помощи них можно, мягко говоря, далеко не все существующие для неё игры.

    Разумеется, я говорил совершенно о другом и вкладывал в слово "умерла" и производные от него совсем другой смысл.

    Да, и это отвратительно. К счастью, я совершенно не интересуюсь никакими современными играми: играю в вещи, созданные в 1981-2005 годах, а также - редко - в созданные в 2006-2012 годах, которые были изданы на физических носителях и не имели привязки к цифровым сервисам (игры с "обычной" Интернет-активацией, которую можно убрать при помощи NoCD/NoDVD, я для себя допускаю).

    Но, по-моему, мы и не говорим о нынешних временах, а говорим о более ранних? А тогда, к счастью, разница между коммерческими и бесплатными играми существовала и ощущалась, да. Причём среди бесплатных, разумеется, тоже было немало чрезвычайно милых и интересных вещей, сделанных самыми настоящими энтузиастами, а отдельные бесплатные игры по "глубине", красоте и прочим параметрам не уступали среднестатистическим коммерческим. Однако разница, повторю, была, причём реальная и "явственная".

    Эта контора лишила меня одной из главных радостей моей жизни - покупки новых игр, которыми я могу (де-факто, а не де-юре) обладать. Другое дело, что формально потеря невелика, так как в большинство современных вещей я, вероятно, в принципе не стал бы играть, даже если бы они выходили на физических носителях и без активации, - но кое-что наверняка бы посмотрел или хотя бы просто купил для коллекции. И понятно, что старые игры я покупаю (с рук) по-прежнему (разумеется, речь только об отечественных локализациях). Но тем не менее.

    Развивать эту тему не буду, потому что вряд ли смогу избежать при этом грубейшего нарушения правил форума об этике. Отмечу лишь, что люди, читающие эти строки (при всём к ним уважении), скорее всего, просто не могут себе представить всю глубину моей ненависти к этой организации и к тому, что она сделала (на свете найдётся не очень много явлений, которые я бы ненавидел столь же сильно), а равно и того, чего я ей желаю.
    Я никогда в жизни не пользовался - и ни при каких обстоятельствах не воспользуюсь - ни одним подобным цифровым магазином. И пиратские версии игр, имеющих привязку к этим магазинам, я, естественно, тоже не скачиваю и (скорее всего) никогда не скачаю.
     
    Последнее редактирование: 2 июн 2023
    Corak и MrFlibble нравится это.
  6. MrFlibble

    MrFlibble

    Регистрация:
    23 мар 2008
    Сообщения:
    3.694
    Я периодически мысленно возвращаюсь к вопросу о конце эпохи игр для DOS. Судя по всему, к 1999 г. коммерческие розничные игры (то есть такие, которые продавались в магазинах) с поддержкой этой платформы действительно практически сошли на нет, если говорить только о новых, оригинальных играх, а не о переизданиях, сборниках или дополнениях к ранее вышедшим играм под DOS.

    Если верить источникам, в 1999 г. вышли:
    WWII GI
    Орда: Северный Ветер
    Football Masters '99

    Если верить автору немецкой игры Space in Motion: Future Trade, который выложил её в бесплатный доступ с исходным кодом, она вышла в 2000 г. и продавалась в Германии в розничных сетях. Фотографии нераспечатанной коробки есть тут.

    Возможно, в начале 2000-х выходили и какие-то другие коробочные игры для DOS, отвечающие перечисленным выше критериям, но пока мне ничего не удалось больше найти. Поиски немного осложняются тем, что на MobyGames с некоторый пор завели довольно странное правило, согласно которому игра причисляется к платформе Windows, если она поставляется с инсталлятором, который работает в этой среде, даже если исполняемый файл самой игры по-прежнему может запускаться под DOS. Кроме того, некоторые разработчики или издатели, судя по всему, сами указывали как Windows платформу своих игр, когда на деле это по-прежнему были DOS-программы.
     
    kreol нравится это.
  7. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.582
    @MrFlibble, "Space in Motion: Future Trade" - это игра для Windows/DOS, да и то во второй этой версии она заточена под DOS внутриWindows-ный. В DOSBox она у меня час устанавливалась с диска, да ещё и эмулятор пришлось патчить, чтобы мышь проддерживалась. Так что DOS-игра она скорее формально...

    Ну и я правда не вижу причин обижать коммерчески-коробочные DOS-игры 2020-х только потому, что их нельзя купить в любом магазине ;)
     
  8. MrFlibble

    MrFlibble

    Регистрация:
    23 мар 2008
    Сообщения:
    3.694
    А там есть и родная версия для окошек? Я только описание смотрел, сам не запускал ещё. Но на страничке автора вроде сказано, что там прилагается DOSBox-X для игры.
    Этого в целом и следовало ожидать для игры с таким годом выхода. Я уже упоминал, что с Battlecruiser 3000 A.D. v2.0 примерно такая же история. Интересно, сколько ещё таких игр выходило.
    Ну, эта реплика не совсем ко мне, но всё равно эти игры по ряду причин не совсем то же самое, что коробочные розничные версии из 90-х годов. Нисколько не умаляя достоинств современных игр для DOS, я прихожу к выводу, что даже просто для адекватного описания истории DOS как игровой платформы их всё-таки следует различать.

    Совершенно очевидно, что к концу 90-х игр, предназначенных для "чистого" DOS, неизбежно становилось всё меньше и меньше: помимо сугубо практического соображения, что у подавляющего большинства пользователей, которые входили в целевую аудиторию игровых новинок, к 1998-1999 годам уже почти наверняка был Windows 9x как минимум, был ведь ещё, как я полагаю, и весьма сильный репутационный фактор. Любую сколько-нибудь известную компанию-разработчика, которую бы поймали на том, что она по-прежнему кодит под DOS, игрожурналисты наверняка с удовольствием бы ославили, да и некоторые игроки бы точно тоже стали воротить носы. Если не ошибаюсь, нечто подобное произошло с создателями игры Gunmetal в 1998 г. (копнул старые записи, вот рецензия на эту игру, автор которой ругает её в том числе за то, что она под DOS: "This game is DOS, and if you're a gamer you already know that DOS is DEAD. I don't know who in their right mind would make a game in DOS when everything's being done through Windows today."). Разумеется, эта игра была обругана совершенно незаслуженно.

    Современные же игры для DOS являются явным ретро, и авторы отдают себе отчёт в том, что если не большинство, то как минимум значительная часть игроков будет пользоваться эмулятором, чтобы познакомиться с их творениями. Я уже выше упоминал, что какие-то современные DOS-игры даже не тестируются своими авторами на реальном железе, а целиком пишутся в DOSBox (впрочем, мне неизвестны случаи, когда такая игра бы не заработала под настоящим DOS). Ну и есть другие нюансы вроде того, что любая коробочная версия какой бы то ни было игры в 2020-е принципиально отличается от коробочных версий, которые продавались в 90-е.
     
  9. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    116.307
    @MrFlibble, из коммерческих DOS-игр 1999 года можно вспомнить ещё NIRA: Intense Import Drag Racing. Кроме того, польская Pył вышла в самом конце 1998 года и теоретически могла поступить в продажу в начале 1999 года (но на сайте у неё указан 1998 год выхода, что формально правильно).

    Мне, по-моему, тоже (я в своё время серьёзно интересовался этим вопросом). Были слухи о физическом издании (не именно в коробке) игры Shadow of the Lost Citadel, но никаких подтверждений им найдено не было. Впрочем, я мог и не запомнить какое-то подобное вновь найденное издание, когда мой интерес к таким поискам несколько поубавился.

    Естественно, условным исключением являются издания от испанской конторы 5 Union Software Group, выходившие в jewel'ах и представлявшие собой (не всегда, но довольно часто) DOS-игры с Windows-инсталляторами. Если считать их DOS-играми (а для этого есть все основания, ибо после установки такая игра более не требует диска и представляет собой самую что ни на есть DOS-вещицу), то тогда последние коммерческие игры под DOS, издававшиеся на физических носителях более-менее существенными тиражами, выходили в свет как минимум до 2001 года включительно.
    У нас на сайте есть немалое количество игр от данной компании, но, к сожалению, далеко не все.

    На мой взгляд, это всё-таки вполне можно считать игрой с поддержкой DOS. То, как игра ведёт себя в DOSBox'е (эмуляторе), никаким образом не может влиять на её отнесение к платформе (используя принятую на сайте терминологию) DOS.

    Хорошо, что данная игра доступна в нормальном виде, потому что некоторые комментарии автора, скажем так, печалят:
    Комментировать их я не буду, ибо вряд ли смогу сделать это без нарушения правил форума.

    Разумеется. Игры для DOS, выходившие (условно) в 1998-2001 годах, могли кем-то считаться "анахронизмом", но всё-таки для своего времени они были ещё, если можно так выразиться, "актуальными": практически любые компьютеры с ОС Windows (9x/Me, а в отдельных случаях и более поздними) их тогда вполне поддерживали, а сами они издавались явно не штучными тиражами и были ориентированы - хотя бы условно - на относительно "широкую" аудиторию, то есть никаким образом не являлись "ретро". И да, они продавались в нормальных (и иногда действительно в "любых") магазинах.

    По-моему, нет ничего "обидного" в том, чтобы обоснованно отрицать тождество вещей, которые действительно не являются тождественными, тем более что такое отрицание вовсе не обязательно подразумевает, что одна вещь "хуже" другой.
     
    Mel Shlemming и MrFlibble нравится это.
  10. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.582
    Есть - там по два ЕХЕ и для установки, и для настройки, и для запуска.

    Прилагается, - но та версия примечательна исключительно своей официальной бесплатностью. CD Audio там злодейски вырезано, а потому запускать её смысла мало.

    Очень даже немало! Особенно если учесть все игры на Allegro.

    Отчего же? Они игры, они на физических носителях, они продаются и они под DOS. Всё как нужно!

    Ну, это уже субъективно. Некоторые компании обходили этот момент упоминанием на обложках исключительно "Windows 95/98" - при том, что игра внутри была чисто для DOS. Какая разница? Я думаю, многие пользователи всё равно никакой разницы не видели, а запускали игру из Windows.
    Именно так поступали, кстати сказать, и NewSoft, и 5 Union Software Group, вполне коммерчески выпускавшие DOS-игры в 1999 или в 2001 годах.

    Вот именно, что неизвестны, - тогда как игра для "DOS-в-Windows" вполне может не запуститься как в DOSBox, так и в реальном чистом DOS.
    Ну и люди вроде тов. Дэвида Мюррея всё же являются именно что энтузиастами реального старого оборудования, а вовсе не эмуляции. Недаром эти их новые коммерческие игры, такие как "Planet X3", повсеместно используются как раз для тестирования редких старых устройств.
     
  11. MrFlibble

    MrFlibble

    Регистрация:
    23 мар 2008
    Сообщения:
    3.694
    Нее, я имел в виду конкретно коробочные коммерческие релизы, -- что бесплатные либо условно-бесплатные игры для DOS продолжали активно разрабатываться довольно долго, я в курсе.

    Вообще я бы сказал, что самыми многочисленными из таких, наверное, будут игры на QBasic/QuickBasic, но с использованием Allegro и DIV Games Studio тоже довольно много. Кроме того, полно любительских адвенчур на движках AGI и SCI от Sierra, которые тоже работают под DOS, поскольку используют хакнутые бинарники из официальных Сиерровских игр. Ну и очень популярным конструктором адвенчур до сих пор остаётся Adventure Game Studio Криса Джонса, а этот проект поддерживал DOS до 2004 г., если не ошибаюсь (вплоть до какого-то момента любая игра, скомпилированная для Windows, может быть запущена и в DOS тоже с помощью официального DOS-бинарника AGS).
    Во-первых, поход в магазин и покупка коробки с игрой давно перестали быть основным способом приобретения компьютерных игр. Может быть, в будущем такие магазины снова обретут былую популярность, но сейчас дело обстоит именно так.

    Во-вторых, у современных игр под DOS отсутствует непосредственная преемственность. Я потому и заинтересовался вопросом о том, до каких пор всё-таки продолжали появляться коммерческие проекты, реализованные под DOS, так как после 1995 г. был очевиден процесс постепенного замещения игр для DOS играми для Windows, который, разумеется, протекал параллельно с замещением DOS как рабочей операционной системы на пользовательских ПК. Условный геймер в 1999 г., у которого не было Windows, лишал себя возможности поиграть в большое количество игровых новинок, и если игры были для человека главным хобби, он наверняка бы потратил нужное количество денег на покупку адекватного компьютера и Windows для него. С другой стороны, современные коммерческие игры для DOS, вышедшие со второй половины десятых годов по настоящее время, появились после длительного перерыва, во время которого сам ландшафт рынка успел очень существенно измениться (см. пункт 1).

    В-третьих, современные игры для DOS делаются в подавляющем большинстве случаев ностальгирующими любителями (имею в виду их мотивацию, а не уровень профессионализма как игровых разработчиков). Я не знаю ни одной игры для DOS, которую бы создавал разработчик игр класса AAA (или как это называется). Насколько я помню, что-то относительно крупное -- игра Retro City Rampage, однако у неё DOS-версия не была ни первой, ни основной, это был своего рода gimmick, поскольку сама игра посвящена тематике ретро.

    Я нисколько не предлагаю считать, что современные игры для DOS чем-то уступают -- качественно, или морально, или ещё как-то -- играм из 90-х, но мне кажется нецелесообразным игнорировать эти факторы и ставить между ними знак равенства. О чём, собственно, сказал уже выше @kreol.
    Мне уже встречалось это название, но я практически ничего не знаю про эту контору. Возможно, это действительно один из последних поставщиков игр для платформы DOS на розничном рынке.
    Действительно, жалко, что пришлось выкинуть музыку, но автор игры прав, что хотел спросить разрешения у композитора, прежде чем распространять его произведения.
    Обходили, и мне бы хотелось узнать про такие игры поподробнее, а если возможно, составить сколько-нибудь полный список. И да, фактор субъективный, но разве хоть один журналист или обозреватель был когда-нибудь объективным? Однако продажи игры нередко зависят от того, что напишет рецензент.

    А вот что "объективно" (то есть является фактом, а не мнением), так это то, что по мере приближения 2000 года коммерческих игр, разработанных для DOS, выходит всё меньше и меньше, а в какой-то момент они перестают появляться вовсе. Кажется, я уже в этой теме размещал ролик с Биллом Гейтсом в "Думе" -- Microsoft тогда сделали всё возможное, чтобы Windows стала ведущей игровой платформой. Если бы DOS ничем не уступал Windows в этом противостоянии, вряд ли бы разработчики стали массово переходить на новую платформу.
    В таком случае придётся признать, что целевой аудиторией таких игр является весьма немногочисленный сегмент рынка, состоящий из счастливых (говорю без иронии) обладателей аутентичного или винтажного "железа". Очевидно, это совсем не такая же ситуация, как в конце 90-х, когда все без исключения перечисленные выше игры из 1998-2000 гг., поддерживающие DOS, спокойно запускались на любом современном на тот момент ПК, оснащённом Windows, а некоторые из них -- также и в "чистом" DOS.

    Так что твоё замечание как раз говорит в пользу того, что между играми для DOS из конца 90-х и из начала 2020-х всё-таки есть некое довольно существенное различие.
     
    kreol и Gamerun нравится это.
  12. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.582
    Так и я тоже? Разве не было коммерческих игр на QBasic или на Allegro?

    С первым согласен (точнее, такой "поход" стал преимущественно виртуальным, хотя суть от этого не изменилась), а вот со вторым - нет :)

    Ну и что? В 1970-е и в начале 1980-х игры для любых платформ тоже создавались едва ли не во всех случаях "любителями"-одиночками.

    Это, как и NewSoft, испанская контора, временами прибегавшая к прямому "обману" покупателей.
    И вполне возможно, что где-то ещё дальше (в арабских странах, например) игры для DOS тоже продолжали выходить.

    Не думаю, что где-то есть такой список. Когда мне такая игра попадалась, я иногда об этом говорил в описании, но, видимо, не всегда:
    Hooray for Maths (1996, DOS)
    Hooray for Spelling (1996, DOS)
    Road Race (1999, DOS)
    И др.

    Ну, по идее, обозреватель всегда должен стремиться к объективности. Оговаривая свои личные предпочтения.

    Думаю, не только я в своё время исходил из принципа: "Если игру обругали и смешали с грязью на AG.ru, значит - надо брать!" :)

    Так ведь с этим же никто не спорит! Игры для TRS-80, Amstrad CPC, Atari ST и т.д. и т.п. тоже в своё время стали выходить всё меньше и меньше.
    Но вот считать, что "Последние игры под DOS" вышли тогда-то и тогда-то, мне всё же кажется некоторым преувеличением. Игры под DOS выходят и будут выходить!

    Вполне возможно. Коробочные игры или "коллекционные издания" сегодня вообще очень нишевый сегмент рынка. Как и игры не самых популярных жанров, не для самых распространённых платформ и т.д. Но эти сегменты всё же существуют.
     
    Последнее редактирование: 29 апр 2024
  13. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    116.307
    Нет. Точнее, можно считать, что он прав с "юридической точки зрения" (и тогда следует внимательно - буквально "под микроскопом" - рассмотреть, а точно ли он имел право выкладывать игру как таковую), но неправ с "моральной".

    Я в который раз повторю, что никто не покушается на твоё право иметь своё (скажем так, специфическое) мнение по поводу авторского права и свободно высказывать его, но в который раз повторю и то, что на нашем (по факту пиратском) сайте, где для скачивания всеми желающими выложены тысячи "несвободных" игр (а будет выложено ещё больше), оно вызывает закономерную и обоснованную негативную реакцию.

    Вполне возможно, что даже не один из последних, а именно последний.

    К сожалению, формально всё именно так (и от чьего-либо "согласия" или "несогласия" данная ситуация никак не меняется). Но для меня, например, основным способом приобретения игр сейчас - и, увы, на протяжении уже нескольких лет - является покупка игр через посредников у "частных" продавцов с получением на почте. Вторым - к сожалению, уже отнюдь не "основным" - является приобретение в магазинах, которые, к счастью, пока ещё существуют, но, понятное дело, распродают лишь старые запасы. Последнюю (пока) игру на физическом носителе в таком магазине я приобретал осенью прошлого года.
    Других способов приобрести (именно приобрести, а не заполучить) игры для меня не существует.)

    Вот тут я не совсем понял, о чём ты говоришь. По-моему, мы не можем утверждать, что выход игр для DOS - как в принципе, так даже и условно коммерческих - на какой-то момент точно "прекратился" в принципе. Да, я не приведу примеров "штучных" коробочных изданий 2000-х и первой половины 2010-х, но и не стану утверждать, что такого точно нигде не могло быть. А платные (так или иначе) электронные игры для DOS наверняка выходили всё это время.

    По-моему, в этом (безусловно, обоснованном) пункте ключевым является критерий "ностальгии", а не "любительства", хотя второй тоже имеет место. И да, именно в этом фундаментальное отличие этих игр от проектов "одиночек" начала 1980-х и тем более 1970-х годов.
    Во-первых, в то время всё-таки не все игры издавались именно "одиночками", во-вторых, по некоторым объективным причинам между проектами "от одиночек" и "не от одиночек" не было особой разницы (особенно такой, какая наблюдается сейчас), в-третьих - рынок тогда только формировался, поэтому спорным является даже вопрос о том, допустимо ли кого-то из разработчиков того времени фактически (а не формально) считать "любителем".
    Но самое главное в другом: игры начала 1980-х и 1970-х годов были актуальными для своего времени и хотя бы потенциально ориентировались (во всех смыслах) на более-менее (а нередко и на очень) широкую аудиторию, тогда как современные коммерческие игры для DOS (и не только) - это не просто "нишевый", а крайне "нишевый" продукт, ориентированный на очень узкую (по сравнению с общим количеством интересующихся играми людей) и именно что "ностальгирующую" аудиторию.

    Если понимать под коммерческими играми те, что выходили на физических носителях более-менее существенными тиражами и рассматривались именно как (хотя бы условно) "актуальный" продукт, - то да, всё именно так и обстоит. И тот факт, что условные современные игры для DOS выходят в коробках и на физических носителях, естественно, не даёт оснований приравнивать "эти" игры к "тем".

    Причём, по-моему, в условном "чистом" DOS'е могли работать практически все они (за редким исключением вроде приведённого выше) как таковые, а проблемы если и были, то в Windows-инсталляторах.
    Правда, из условно "винтажного" железа нужны, скорее всего, только привод и (или) дисковод, считать которые "винтажными", особенно с учётом выпуска USB-вариантов этих устройств, едва ли допустимо (разумеется, если кто-то сейчас выпустит игру на 5,25"-дискете, то это может стать проблемой). В остальном же при наличии эмуляторов игру, скорее всего, будет вполне возможно установить и запустить.
     
  14. MrFlibble

    MrFlibble

    Регистрация:
    23 мар 2008
    Сообщения:
    3.694
    А были? Чтобы именно продавалось в коробке или jewelcase? Какие-то условно-бесплатные, кажется, были, но вот чтобы это была розничная игра для DOS, написанная на QBasic либо C/C++ с Allegro и вышедшая в 1999 г. или позже? Буду очень рад про такое узнать.
    Ну да, суть написания писем тоже не меняется при использовании компьютера вместо листка бумаги, конверта и почтовой марки, но мне как-то немного трудно считать обе деятельности одним и тем же -- тем паче, что я уже давным-давно бумажные письма никому не пишу и не отправляю.
    Мне кажется, ты здесь приводишь аргумент против не совсем тех тезисов, которые я выдвинул. Я же нигде не утверждал, что современные игры для DOS -- какие-то неполноценные или ненастоящие, или что к ним не нужно серьёзно относиться, или что они не имеют никакой ценности. Я просто указываю на "объективные" различия между тем, что было в 1996-2000 гг., и в 2017-2024 гг. А было вот что: до определённого момента DOS был платформой для каких угодно игр, включая такие, которые производили и издавали крупные коммерческие компании. А потом, после какого-то переломного момента (условно можно назвать 1996-1997 гг.), эти крупные компании постепенно перестали создавать и выпускать игры для DOS как платформы, и с тех пор так и не выпускают. Этот факт никак не зависит от того, что было в 1970-1980 гг. В 1970-е компания Atari тоже была создана любителями, но уже в 90-е это был гигант индустрии, например.
    Было бы интересно про это узнать побольше!
    Спасибо! Значит, будем потихоньку составлять.
    И тем не менее игра Gunmetal, например, была незаслуженно забыта и никогда не пользовалась такой же популярностью, как её расхваленные современники.

    Но вообще, каковы бы ни были соображения, побуждавшие разработчиков и издателей во второй половине 90-х отказываться от DOS как платформы, они были действенными и отказ произошёл. Всё остальное относится исключительно к сфере догадок, хотя мне хочется думать, что я выше перечислил догадки сравнительно правдоподобные. Однако не думаю, что очень было бы продуктивно об этом спорить.
    Название темы и исходный её вопрос сформулированы не мной. Если тебе не нравится прилагательное "последний" из каких-то апотропеических соображений, давай заменим на что-то другое. Но я вернулся к этой теме (а если ты отмотаешь её немного назад, ты увидишь, что я там выдаю аргументы, очень похожие на нынешние твои) потому, что применительно к коммерческим розничным играм (т.е. к тем, что с полки в магазине) этот вопрос вполне адекватен, если немного ужесточить критерии, как я это сделал выше:
    • игра должна быть новой на момент выхода, а не переизданием, даже если оно "улучшенное и дополненное" (как Tyrian 2000, например); также желательно, чтобы это не была игра, которая пролежала в столе с начала или середины 90-х, а увидела свет только в конце десятилетия;
    • это не должно быть дополнение или набор миссий для ранее вышедшей игры, даже если такое издание не требует базовой игры;
    • это не должен быть порт какой-нибудь старой игры, вышедшей на другой платформе.
    Я считаю, что было бы небесполезно составить список, охватывающий 1999-2001 гг. (или до какого года в реальности выходили игры, удовлетворяющие этим критериям), включая такие, где в качестве платформы указана Windows, и такие, которые под чистым DOS из коробки не работают. Поэтому прошу всех знатоков поделиться информацией. Думаю, что рано или поздно мы подойдём к отметке, после которой не появилось ни одной такой игры.

    Аналогичный список можно было бы составить и для условно-бесплатных игр. Там точно года до 2003 всё цвело сравнительно активно.
    Если я выразился недостаточно ясно, я имел в виду, что среди всей массы игроков в компьютерные игры обладатели аутентичных или винтажных ПК, соответствующих стандартам конца 90-х, находятся в явном меньшинстве. Как бы мне ни хотелось окунуться в ностальгию, я сейчас могу поиграть в игру для DOS только на эмуляторе, и, я полагаю, большинство людей в мире, которые играют в компьютерные игры, про себя могут сказать то же самое. Правда, сейчас появляются продукты, ориентированные на ретрогейминг (вроде вот такого), но в контексте нашего обсуждения это всё равно абсолютно не то же самое, что конец 90-х, когда ты покупал игру и играл в неё на том же самом компьютере, на котором ты, например, писал курсовую или делал какую-то работу. Именно это различие я и имел в виду, когда говорил, что нынешние коробочные издания отличаются от таковых в конце 90-х. Не больше и не меньше.

    Эти различия кажутся мне достаточно существенными для понимания того, как вообще развивается и рынок видеоигр, и сама платформа DOS.
    --- добавлено 29 апр 2024, предыдущее сообщение размещено: 29 апр 2024 ---
    Прости, а при чём тут "пиратство" и законодательство? Мне лично кажется абсолютно естественным, что если я хочу что-то сделать с продуктом интеллектуальной (или любой другой, на самом деле) деятельности другого человека, то как раз таки "моральным" будет спросить у этого человека разрешения, особенно если он его заранее не давал (например, в виде лицензии). Вот на сайте выкладываются сканы печатных материалов и фотографии сувениров, который прилагались к играм, вы ведь делаете это с разрешения тех, кто отсканировал и сфотографировал, или нет? "Морально" было бы не спрашивать разрешения?
    Я имел в виду, что до какого-то момента игры для DOS (на физических носителях в розничной продаже) выходили непрерывно, а потом этот поток стал постепенно сходить на нет. Даже если они продолжали где-то появляться спорадически, то наверняка был (и не один) промежуток времени длиной как минимум в год, когда нигде не вышло ни одной такой игры. Параллельно с этим шёл и закономерный процесс исчезновения физических экземпляров из продажи, даже когда традиционные магазины видеоигр продолжали функционировать. Поэтому коробочная игра для DOS, вышедшая в прошлом году, по моему мнению, появилась на свет в совершенно иных условиях, чем даже гипотетическая аналогичная игра, которая бы вышла, например, в 2000-2002 гг.
     
  15. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    116.307
    Разумеется, нет. Точнее, почти всегда нет: иногда (например, если человек зарегистрирован у нас на форуме) оно действительно спрашивается, но всё-таки носит в немалой степени формальный характер.
    Тем более что, во-первых, в большинстве случаев тот, кто что-то отсканировал или сфотографировал, сам никаким образом не является "правообладателем", во-вторых, спросить у него разрешения подчас или очень трудно, или попросту невозможно по "техническим" причинам (с человеком просто нет связи), в-третьих - в ряде случаев этот "кто-то" в принципе неизвестен.
    Вместе с тем мы стараемся всегда указывать имя (в большинстве случаев "сетевой псевдоним") человека, изначально выложившего тот или иной файл, если оно известно и если сам он не дал так или иначе понять, что не хотел бы видеть такого упоминания. Но это вовсе не то же самое, что спрашивать "разрешения".

    Извини, но вот это я просто оставлю без комментариев.
    Если бы все руководствовались таким подходом, то в Интернете не было бы, наверное, 99,99% того, что в нём есть. К счастью, это не так.

    Дело не совсем в "непрерывности", а скорее в той самой "актуальности", подразумевающей в том числе соответствующие тиражи и форматы.

    Естественно, именно так. Но дело в том, что гипотетическая коробочная игра для DOS, выпущенная в 2003 году, могла уже ничем не отличаться от современных подобных изданий и при этом отличаться от "такой же" (формально, разумеется) коробочной игры для DOS, выпущенной в 2001-2002 годах. Потому что в 2003 году эта гипотетическая коробка издавалась штучным тиражом для "ностальгирующих", а издание 2001-2002 годов хотя бы как-то могло считаться актуальным на момент своего выхода. При этом, если признать такую ситуацию реальной, "перерыва" вроде бы и не было.
     
    Gamerun нравится это.
  16. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.582
    Огласить сразу названия я не готов, но имел в виду прежде всего как раз "условно-бесплатные", т.е. распространение Shareware-игр на дискетках в бюджетных, но всё же коммерческих изданиях. Среди них явно должны были быть такие игры.

    Мне кажется, эта аналогия тут не совсем уместна: если я пишу тебе электронное письмо, ты его и получаешь в электронном виде. А я имел в виду Интернет-магазины, где можно заказать вполне себе реальные коробочки с играми! И получить их по обычной почте посылкой, а не в цифровом виде.

    Так ведь я как раз об этом и говорил? Времена меняются - и не всегда линейно. Скорее волнами :)
    Т.е. в 1970-е компьютерные игры были точно таким же нишевым любительским продуктом. Ну вот как, скажем, игры приключенческого жанра, которые собираю я: одно время они превратились в mainstream, а потом опять стали крайне нишевым продуктом, который мало кто из "гигантов индустрии" станет выпускать.

    Конечно, было бы! Но для этого нужно изучить много разных языков, а то и немало поездить по миру :)

    Тут проблема в том, что далеко не всегда можно сопоставить игру с обложкой. Точно мы это знаем лишь в тех случаях (как вот выше приведённые примеры), когда сами купили игру, сняли образ и отсканировали обложки.

    Не то что "не нравится", - просто кажется неточным.
    "Последние" игры для DOS? Нет таких - они выходят и сегодня, каждый год по десятку как минимум.
    "Последние коммерческие" игры для DOS или "продающиеся на физических носителях"? Тоже нет - примеры игр от Д.Мюррея уже вспоминали.
    И так далее. Ну и обсуждение всё равно же продолжается в теме с текущим названием, да и нет у нас никаких прав его менять.

    Тут ведь есть тот нюанс, что формально для выкладывания таких материалов нужно разрешение - не сканировавшего, а правообладателя. Ибо на многих руководствах, которые сканирую, например, я, ясно сказано: копирование и распространение запрещено без письменного разрешения издателя. Но у нас нет этого разрешения! И, думаю, быть не может - поди теперь найди этого издателя спустя 30 или 40 лет. Это и называется abandonware... По букве закона вроде бы пиратство, а в моральном плане - скорее наоборот, спасение игр и руководств с целью сохранения их в веках для всего человечества!
     
  17. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.715
    Я все же не стал бы ставить знак равенства между NIRA: Intense Import Drag Racing (1999, DOS) , Tunshi Tiandi4: Chuhan Guanghui (1999, DOS) с Thera (2001, DOS) и Planet X3 c Petscii Robots и Acronia. Как и с играми 1970-х и начала 1980-х.
     
    MrFlibble и kreol нравится это.
  18. kreol Старший офицер Чёрной Гвардии

    kreol

    Администратор

    Регистрация:
    2 июл 2007
    Сообщения:
    116.307
    Да, вот про эту мы как-то забыли: самая что ни на есть игра 1999 года под DOS.

    Конкретно её (и прочие игры от 5 Union Software Group), на мой взгляд, ещё можно считать "теми" DOS-играми. Да, почти все они выпускались с Windows-инсталляторами и представляли собой бюджетные (и часто частично или полностью копирующие друг друга) поделки, издававшиеся только в Испании (хотя в Португалии их тоже могли продавать), пусть и на физических носителях, - но после установки это всё-таки были самые обычные DOS-игры, которые наверняка могут работать и в "чистом" (то есть не в Windows'овском) DOS'е. И для того времени они, по крайней мере по мнению создававшей их компании, явно считались актуальными.

    ===
    По поводу названия темы - его можно без проблем сменить, но, по-моему, придумать удачный (в том числе с точки зрения разумной лаконичности) вариант для отражения всех особенностей обсуждаемых здесь вещей будет затруднительно.
     
  19. Grue13 вице-дегенералиссимус

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    10.152
    @kreol, а чем приобретение и использование Windows (купленной/спираченной) отличается от приобретения и использования игры (купленной/спираченной) в Steam? Просто некоторые, несколько я понял, развивают твою философию дальше и переходят на Линукс.
     
  20. MrFlibble

    MrFlibble

    Регистрация:
    23 мар 2008
    Сообщения:
    3.694
    Я вчера глянул каталог игр этой компании на сайте и наугад ткнул мышью в игру Car Crack. Не могу сказать, что сильно удивился, но эта игра -- бессовестнейшего рода плагиат: она ничем не отличается от демонстрационной игры Speed 4 Dummies, созданной в программной среде DIV Games Studio. Вернее, отличается Car Crack только тем, что в ней заменено название, задник главного меню, а также убрано упоминание истинных авторов этой игры.

    Speed 4 Dummies входила в комплект DIV Games Studio вместе с несколькими другими демонстрационными играми и их полным исходным в качестве примера того, как можно реализовать в этой среде те или иные функции, например, масштабирование и вращение спрайтов. Позднее Speed 4 Dummies можно было также скачать с сайта DIV Games Studio, однако Wayback Machine не сохранила файл.

    Я добыл эту игру с образа диска испанского издания DIV Games Studio (она давно объявлена бесплатной). Проблема в том, что оригинальная испаноязычная версия Speed 4 Dummies датируется 1997 годом (архив с игрой прилагаю).

    Правда, 5 Union Software Group -- не единственные умельцы, которые решили сплагиатить конкретно эту игру (хоть она и демонстрационная и изначально не претендовала на звание серьёзной, она хорошо сделана и вполне играбельна). Мне уже раньше попадалось аналогичное "творение" немецких энтузиастов на одном из дисков к журналу GameStar (кажется, на вот этом).

    Я посмотрел ещё несколько игр 5 Union Software Group, однако они сделаны с помощью какого-то другого конструктора. Было бы любопытно, если бы выяснилось, что это тоже чужие работы, созданные с помощью очередного испанского аналога Klik'n'Play.
     

    Вложения:

    • speed.zip
      Размер файла:
      641,2 КБ
      Просмотров:
      6
    A National Acrobat и Dimouse нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление