1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Voodoo 3/4/5 (все, кроме V1/2)

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем Wild_Wolf, 26 сен 2008.

  1. Wild_Wolf

    Wild_Wolf

    Регистрация:
    2 дек 2007
    Сообщения:
    2.112
    ...спустя 7 лет существования темы FAQ всё-таки насобирался.
    N.B. Карты на Voodoo1/2 обсуждаются в отдельной теме.


    Что такого в этих Voodoo3/4/5 ?
    Карты на чипах Voodoo3/4/5 олдгеймеру интересны прежде всего из-за поддержки проприетарного API Glide, бывшего одним из самых популярных api тех лет. Часто игры выпускались с одновременной поддержкой Glide и какого-нибудь ещё популярного 3D-api, при этом картинка в Glide могла отличаться от картинки в другом api! В общем и целом под Glide было заточено более сотни игр (список на вики).


    Ключевые особенности карт на Voodoo3/4/5
    • В отличие от своих предшественников (voodoo1/2), это уже полноценные интегрированные 2D/3D решения с поддержкой разрешений вплоть до 1600x1200 и даже способные рисовать 3D в окне.

    • Ни одна из карт не поддерживает SLI. Знакомые штырьки на некоторых картах - это фиче-коннектор, предназначенный для подключения, например, к тв-тюнеру.

    • Все карты на базе voodoo3/4/5 по-прежнему процессорозависимы в играх, потому что у них нет аппаратного блока расчёта трансформации и освещения вершин (Hardware T'n'L). Это значит, что чем медленнее ваш процессор, тем медленнее будет работать видеокарта. И наоборот :)
    • 32-битный рендеринг в 3D поддерживается только на Voodoo4/5.
    • Аппаратный постфильтр для 16-битного рендеринга. Точно так же, как и на вуду1/2, этот фильтр путём нехитрых манипуляций позволяет получать на выходе карты 22-битное изображение.

      На всякий случай: в 32-битном рендеринге постфильтр не работает :)

    • Вся серия видеокарт voodoo3/4/5 поддерживает 3 api:
      • Direct3D (DirectX)

      • Glide. Совместимость с играми эпохи voodoo1/2 в этом api неполная! Особенно это касается игр под DOS. Однако для большинства таких игр всё же существуют способы запуска (см. ниже абзац о совместимости).

      • OpenGL. В официальных драйверах поддержка OpenGL всеми картами реализована только как OpenGL -> Glide Wrapper. Да, это точно.
    Подробный экскурс по каждому семейству Voodoo и как распределялась модельная линейка можно почитать у нас на вики (и дополнить тоже можно!)


    Драйвера и где их достать.
    Если говорить об официальных дровах, то поддержка заканчивается на Линолиуме (Windows ME).
    В Windows XP есть встроенный драйвер для voodoo3/4/5, но он без Glide.
    Помимо оригинальных, существует множество любительских драйверов с поддержкой до windows 7 включительно.

    Достать драйвера можно здесь:



    Можно ли содержать в одном пк voodoo1/2 и voodoo3/4/5?

    Почитайте сперва здесь (конфликты драйверов).


    Тонкая настройка и отладочные переменные Voodoo3/4/5

    Для отладки Voodoo в DOS существуют специальные переменные (DOS environment variables). Они задаются инструкцией
    SET X=Y,
    где X - имя переменной , Y - её значение.

    Переменные применяются на-лету, но могут быть нюансы - лучше перестарховаться и настроить через autoexec.bat

    В винде можно разгонять (o/c) voodoo3/4/5 с помощью реестра, драйверов, а также с помощью универсальной утилиты Powerstrip, которая предоставляет некоторые дополнительные возможности разгона.

    Для твикинга скрытых параметров карт можно использовать любительские драйвера с расширенной панелью управления, либо твикать значения реестра вручную. Все параметры прописываются в следующем ключе реестра:

    HKEY_LOCAL_MACHINE\System\CurrentControlSet\Services\Class\Display\0000\

    !!Номер 0000 у вас может отличаться!! Это зависит от того, сколько у вас карт уже побывало в системе и под каким номером сейчас работает ваш 3dfx voodoo.

    В качестве названий параметров можно использовать переменные для отладки, как ранее в DOS. Опять же, для верности лучше ребутнуть комп после изменений параметров.

    Список переменных от вуду1/2
    Для вуду3/4/5 появились новые переменные, наиболее полный список есть здесь.

    Обратите внимание: в зависимости от версии драйверов, какие-то переменные там могут не работать. Точно посмотреть какие переменные работоспособны у вас можно, открыв HEX-редактором файл драйвера glidexx.xxx
    Например, мне так у не удалось заставить работать переменную для скриншотов из glide (FX_GLIDE_SCREENSHOT_KEY) под DOS, хотя в одной из последних версий glide2x.ovl она присутствует.


    Популярные твики:

    За постфильтр отвечают сразу две опции дров: 3D Filter Quality и Alpha-Blending. Если обе задраны соответственно в High и Sharper, то на выходе получается 22-битное изображение. При этом:

    Т.е. параметр "3D Filter Quality" позволяет выбирать режим "улучшателя" дизеринга. Значение Normal соответствует режиму фильтрации "1x4 линейный" (такой как в voodoo1), значение High соответствует улучшенному режиму фильтрации "2x2 квадратный" (voodoo3/4/5).


    N.B. Работоспособность постфильтра также завязана на версию драйверов. Часто бывает, что при определённом сочетании опций постфильтр просто не работает. Например:


    При нажатии PrtScn вы получите искажённое изображение.

    Решается назначением спец. клавиши на шоты для Glide:

    Увы, заскриншотить 22-битную картинку у вас не получится - ведь в буфере кадров, который вы собираетесь зашотить, ещё лежит 16-битная картинка, а постфильтр (он потому и пост-) применяется уже на стадии преобразования сигнала (в RAMDAC).
    Однако же выход есть: его (постфильтр) можно сэмулировать на скриншоте! Провести столь технологичную операцию вам поможет старый-добрый HyperSnap.
    Настраивается это так



    Совместимы ли voodoo3/4/5 с играми под DOS?
    Для большинства dos-игр первое, что нужно сделать - поставить 3dfx-патч. Такие патчи в большинстве своём есть у нас на страницах с играми. После этого, как правило, в папке с игрой появится отдельный исполняемый файл для запуска именно 3dfx-версии.


    Большинство 3dfx-патчей идёт со своим драйвером glide2x.ovl, который ориентирован на старые карты (voodoo1/2). Если у вас после запуска 3dfx-версии игры - фриз или краш, первое, что нужно попробовать, - заменить оригинальный файл glide2x.ovl, идущий с патчем, на glide2x.ovl из комплекта ваших установленных драйверов.
    Т.е. необходимо скопировать ваш glide2x.ovl в папку с исполняемым файлом игры (обычно папка с игрой). Любая игра первым делом ищет файл glide2x.ovl в своей директории. Именно так, подменяя оригинальный glide2x.ovl, очень часто удаётся запустить ту или иную игру под DOS.

    Бывают сложные случаи, когда glide2x.ovl статически слинкован (вшит) с исполняемым файлом игры. В этом случае вы можете или переделать экзешник, или воспользоваться переменными для отладки (см. выше).


    Табличка совместимости Voodoo3 с DOS-играми под Glide на VOGONS (не полная).

    Популярные частные случаи:
    • Blood.
      Закиньте в папку с игрой glide2x.ovl. Затем скачайте 3dfx-патч с этой страницы. Внутри архива вы найдёте всё необходимое для запуска.
      Разрешение щёлкать в игре опасно, можно пробовать редактировать blood.cfg. На вуду5 с последними бета-дровами у меня игра работает в 800x600. С проходимостью могут быть проблемы, но пройти пару уровней в софт-режиме никто не запрещает ведь :)

    • Carmageddon (Carmageddon Splat Pack).
      Закиньте в папку с игрой ваш glide2x.ovl.
      При старте чёрный экран - это видео проигрывается, но оооочень медленно. Его можно просто пропустить.

    • Pyl.
      Работает нормально. Закиньте в папку с игрой ваш glide2x.ovl.


    Что ещё посмотреть?
    • tdfx.de - фотографии всех видеокарт 3dfx, альтернативные версии и их краткие характеристики (и не только видеокарт...)
    • Очень подробный Обзор 3dfx Voodoo5 5500 AGP

    ...Но вы всегда можете дополнить!


    Оригинал поста от 26.09.2008. Контент весьма спорный.
     
    Последнее редактирование модератором: 27 июн 2019
  2.  
  3. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Да, у меня такое дело на 3D Labs WildCat VP760 (4 слоя)
     
  4. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    684
    забавно, если там 4 слоя. в самых обычных в3 2000, 3000 6 слоев. 4 слоя видел только с памятью сграм, в3 1000 вроде называются
     
  5. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.819
    Последнее редактирование: 15 янв 2018
  6. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    684
    а, ну все в порядке тогда
     
  7. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Но эта теория не объясняет, почему цифры скачут от 1 до 4 на одинаковых картах. Потом, получается, на Voodoo 2, согласно этой теории, всего 2 слоя? (так как чередуются только 1 и 2). И почему карты из одной серии имеют надпись или "1", или "2" ?
     
  8. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    684
    обычные в2 только шестислойные

    а цифры в квадрате могут что угодно вообще обозначать если они на шелкографии. если вытравлены, то номер слоя
     
    TheMadLynx нравится это.
  9. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    Возможно, на 3D Labs WildCat VP760 тоже более чем 4 слоя, но визуализируются-угадываются только четыре
     
  10. Akirn

    Akirn

    Регистрация:
    3 апр 2011
    Сообщения:
    408
    Народ, а какой термоинтерфейс у Voodoo 3 3000 ? Хотел термопасту поменять, вынул шпильки, которыми крепится радиатор, а он все равно не снимается. Там термоклей, что ли ?
     
  11. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @Akirn, как понимаю, клей, это частое явление на картах с механическим креплением радиатора. Можете попробовать аккуратно приложить усилие к вращению. Но очень осторожно, предварительно обложив все вокруг радиатора, чтобы не повредить. Возможно, есть смысл немного прогреть карту, заставив ее поработать.
     
  12. Akirn

    Akirn

    Регистрация:
    3 апр 2011
    Сообщения:
    408
    @Suchender, Просто если там действительно термоклей, то нет смысла снимать радиатор, т.к. термопаста со временем теряет свои теплопроводные свойства, а клей - нет.
     
  13. kl-13 Будущий Император всея Земли

    kl-13

    Legacy

    Регистрация:
    2 янв 2006
    Сообщения:
    4.181
    Иногда там термоскотч/жевачка, оба дубеют в холодном состоянии и не всегда отрываются. Да и особого смысла менять там термоинтерфейс нет, только если вы не решили заодно радитор заменить, на что покруче, и другой колхоз. Мх4 можно нанести, она с годами не сильно теряет свойства, это то-же сильный миф про термопасту, ибо высохшая она продолжает быть проводником тепла, если её не трогать она и дальше работает. Тем более что её там мизер если поверхности нормальные.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  14. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @Akirn, ага, тогда другое дело. У меня есть пара GF gts, где радиатор сидит на клею, в то же время есть отверстия под крепление к плате, но они просто не задействованы. Думаю, что на Voodoo 3 3000 все ровным счетом так же, как и на 2000-ой, т.е., тот же клей
     
  15. Akirn

    Akirn

    Регистрация:
    3 апр 2011
    Сообщения:
    408
    Так-то оно вроде бы как - да, но у Voodoo3 2000 термоклей нанесен абы как, толстенным слоем, часть которого, выдавливается аж за пределы чипа. у Voodoo3 3000 термоинтерфейс нанесен о-о-о-чень аккуратным, тонким слоем, что наводит на мысль, что он может быть другим.
     
  16. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @Akirn, можно предположить, что его намеренно наносили меньше, с расчетом на дальнейший прижим креплением радиатора. А вообще вопрос открытый, - посмотрел, на одной из моих вуд радиатор подвижен, то ли меняли пасту, то ли снимали клей. Начинаю склоняться к версии пасты... (возможно, на части плат - ведь даже те, что со шпильками, были с латунными или пластиковыми - на упомянутом экземпляре, если верно помню, раньше стояли пластиковые)

    p.s. нашел материал, который явно намекает на клей:
    Voodoo 3, разгон с пристрастием
    .. страшные рекомендации с отверткой - можно наверняка повредить не только элементы, но и лак, дороги и при удаче - оторвать чип от основания платы :shok: За такие советы надо (фигурально) морду бить.
     
    Последнее редактирование: 12 фев 2018
    Akirn нравится это.
  17. Akirn

    Akirn

    Регистрация:
    3 апр 2011
    Сообщения:
    408
    Именно так я когда-то убил свою Voodoo 3 2000. При этом, ни дорожки, ни элементы вокруг не были повреждены. Тем не менее, карта перестала работать. Поэтому нет желания наступать на те же грабли.

    Когда-то я покупал с рук еще одну Voodoo 3 3000, но у нее отсутствовал один конденсатор, в самом торце (их там три штуки подряд), и я абсолютно точно помню, что радиатор у нее не был приклеен. Шпильки у неё тоже были латунные, как и у моей нынешней карты.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  18. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Там, конечно же, клей, как и на всех вуду3. И менять там что-то смысла нет (разве только радиатор сам не отвалится при разгоне карты), потому что карта не так греется, чтобы об этом заморачиваться. Лучше организуйте самопальный обдув.
    И да, все термопасты, которые я видел, - высыхают и перестают отводить тепло. Бывает, что паста высыхает настолько, что приклеивается намертво к поверхности. Потом приходится растворителем снимать.
     
    Akirn нравится это.
  19. Akirn

    Akirn

    Регистрация:
    3 апр 2011
    Сообщения:
    408
    Вот я и боялся, что уменя именно этот случай, а прикладывать слишком большие усилия было боязно, т.к. одну Voodoo3 я уже когда-то таким же образом угробил.

    В последнее время, многие оспаривают этот момент, доказывая, что термопаста нормально отводит тепло, даже при полном её высыхании. Сам не раз сталкивался с такими ситуациями, когда снимаешь охлаждение у карты, с казалось бы, абсолютно нормальным температурным режимом, а там все уже давным-давно превратилось в цемент.
     
    Последнее редактирование: 13 фев 2018
  20. kl-13 Будущий Император всея Земли

    kl-13

    Legacy

    Регистрация:
    2 янв 2006
    Сообщения:
    4.181
    Всё от того, что тот-же кпт-8, при высыхании свойств почти не теряет, в плане теплопроводности. Если потери и есть, от перехода из состоянии текучего в сухое, они не столь большие, с учётом что паста должна быть нанесена тонким слоем, и по факту вообще заполнять только неровности, и микро пустоты. И так по сути со всеми нормальными пастами, а если скажем взять мх4, или любую другую с теплопроводностью
    5 Вт/(м*К) и выше, ну усохнет она да-же если до трёх, у того-же кпт-8 0.8 Вт/(м*К) в номинале и хватает на всё (экстремальный разгон, азоты, жидкие металлы, мы тут не рассматриваем)!

    Так что легенда о высохшей термопасте, это байка как и о том что денди убивает телевизор. Да заменить на свежую или более эффективную пасту можно, при обслуживании компонента, но только если там критичен каждый градус (как в ноутбуке), и если заводская фигня была нанесена дешёвая. Ну либо если разбор неизбежен, как в тех же ноутбуках где часто для чистки турбин надо снимать всю систему охлаждения. А так на тех-же видеокартах, дёрганье лишний раз радиатора гробит и термопрокладки, и сам чип начинает отваливаться, при неправильном снятии.
     
    Последнее редактирование: 13 фев 2018
    Thomas Wolfe нравится это.
  21. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Jr, если мне будет не лень, следующий же п4, который приедет ко мне в отдел после 10 лет службы (чего-то стал подогревать помещение), я сфоткаю с ровненьким слоем высохшей намертво кпт-8 на нём. И датчик в биосе тоже.
     
    Akirn нравится это.
  22. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    КПТ-8 производят все кому не лень, а состав и качество от тюбика к тюбику может разниться заметно.

    Если просто поддеть радиатор отверткой без кредитки/деревяшки у основания и термической обработки, то конечно.
     
    Последнее редактирование: 17 фев 2018
    Goblinit и Thomas Wolfe нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление