1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковушка под ISA

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем Tristana, 10 янв 2010.

  1. John Freeman

    John Freeman

    Регистрация:
    13 май 2004
    Сообщения:
    14.241
    M-03, придурки, все. На AWE64 и почти всех AWE32(точнее не скажу, на вибрах к примеру так же тоже на многих, но не на всех SB16) есть забавная пара джамперов о которых ни один идиот в инструкции не прочитал, что ж вы будете делать с правильными старыми SB16 у которых их до хрена...
     
  2. Gravis Ultrasound

    Gravis Ultrasound

    Регистрация:
    19 июл 2022
    Сообщения:
    31
    до кого времени isa была на компах ? какой комп нужен ?

    поддерживают ли звуковые карты иса разные ос ?

    что такое полупрофессиональные и профессиональные карты иса ?

    преобразователи USB-ISA что это ?
     
    Последнее редактирование: 19 июл 2022
  3. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    1. Существуют и на 775 сокете, но это для промышленных компьютеров. Неофициально, ISA ушла с эпохой Pentium4 на 478 сокете. Уже на 370-х сокетах поздних плат типа CUSL, их перестали ставить. Комп выбирается под определенные нужды. Этот вопрос имеет очень широкие границы. Короче говоря, у кого к чему душа лежит, то он и покупает.
    2. смотря что вы подразумеваете под ранними ОС. Все ISA карты работают в DOS и Win95, за редким исключением, с которым вы вряд ли столкнетесь. Ранние ОС это и было время жизни ISA плат.
    3. Карты для аудиозаписи в профессиональной среде, типа студий. Вам они не нужны, потому что проектировались не для игр, а именно для аудио редакций.
    4. Как ни странно, это USB на шине ISA. Есть такие адаптеры. Удобно для подключения старых флешек или USB-периферии. Вопрос лишь в поддержке программного обеспечения. Я лично больших преимуществ в этом не вижу. Начиная с первых Pentium, USB шла штатно.
     
    Последнее редактирование: 19 июл 2022
  4. Gravis Ultrasound

    Gravis Ultrasound

    Регистрация:
    19 июл 2022
    Сообщения:
    31
    а есть оптимал комп , чтоб была иса , желательно ХР и оператива норм ? Иса звуковые карты вообще под ХР идут (драйвер, совместимость) или придется комп на 98 собирать ? Я имел ввиду не ранних , а разных . Вот как раз думаю купить звуковую. не для игр , есть друг музыкант ... вот и подумали совместить приятное с полезным , мое старое железо с его микрофоном (ну я еще для игр буду использовать если соберем , вот и спрашиваю про материнки и звуковые , матплата нужна явно новая и конфиг бы нужный прям подобрать , чтоб максимум под иса порт) если мое железо не подойдет , то с нуля комп с радиорынка .
     
  5. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    невнимательно прочитал пункт 2.
    с драйверами на ХР могут возникнуть трудности, в зависимости от периферии, которые вы будете устанавливать. Слишком старые платы могут не поддерживаться более новыми ОС. Тут нужна конкретика.
    Вообще, мне немного не понятен этот поток сознания. Речь вроде бы про ISA в основном, но при этом нужна новая матплата. Новая в смысле современная, или не бывшая в употреблении? Второе найти практически невозможно.
    Честно, не могу понять эту заморочку с максимально быстрым железом и ISA шиной. Полно хороших звуковых карт на шине PCI. ISA для звука это 99% только для DOS. Все что выше 500Mhz с ДОСом дружат весьма посредственно.
     
    Последнее редактирование: 19 июл 2022
  6. Gravis Ultrasound

    Gravis Ultrasound

    Регистрация:
    19 июл 2022
    Сообщения:
    31
    через иса попробовать все это охота своими руками , остались железки от старого доброго компа , авось подойдут , ну и меть иса карту это же здорово , старые железки в новый комп не всунешь , выкидывать не буду (я пока не определил железки , может с выбором помогут на радиорынке), много слышал о картах этих звуковых , может потом виюха понадобиться , а есть девайс , чтобы совмещал PCI и иса пороты , ну чтоб наверняка ?
     
  7. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    я так понимаю что речь идет о Gravis Ultrasound звуковой карте?
     
  8. Gravis Ultrasound

    Gravis Ultrasound

    Регистрация:
    19 июл 2022
    Сообщения:
    31
    разные на выбор , у меня и друзьям такое интересно , может , что посоветуют , Адлиб Голд советуют , а вообще любая наверное , это уж у меня никнейм такой , это мои знакомые разбираться в названиях , я же питаюсь прикоснуться к этому всему . Драйвера опять же , люди пишут , что под ХП дров нет , так и пересаживаться на 98 пересаживаться ? Цена может кусаться .
     
  9. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Adlib Gold? А у вас на нее хватит денег то? И вы знаете где она продаётся?
     
  10. Gravis Ultrasound

    Gravis Ultrasound

    Регистрация:
    19 июл 2022
    Сообщения:
    31
    я в этом не очень секу, все советуют GUS PNP и Adlib Gold , цены не знаю , где купить тоже, если посоветуете буду смотреть сслылки.
     
  11. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    https://www.avito.ru/moskva/tovary_dlya_kompyutera/adlib_gold_2538071656
    adlib gold 300 000р

    вы настолько в этом не сечёте, что лучше бы вам поизучать матчасть по звуковым картам. Такие вещи как Adlib Gold в нынешнее время не используются по назначению, а только для коллекционирования. Слишком дорогое удовольствие для "поиграть", к тому же, для "поиграть" есть более простые решения.
     
    Последнее редактирование: 22 июл 2022
  12. Gravis Ultrasound

    Gravis Ultrasound

    Регистрация:
    19 июл 2022
    Сообщения:
    31
    Последнее редактирование: 23 июл 2022
  13. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
  14. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.875
    @Gravis Ultrasound, тема звуковых карт ISA поистине обширна засчёт бесчисленных нюансов, её можно мусолить годами, но по-прежнему не приходить к консенсусу по поводу "самой лучшей" - потому, что такой просто не существует: у многих любителей ретрокомпьютеров в системнике стоит как минимум две - просто из-за того, что поздние звуковухи с 16-битным звуком не поддерживают полноценно некоторые игры, появившиеся в эпоху 8-битного, да и тот самый Gravis Ultrasound многим, как собаке пятая нога.

    Для начала рекомендую определиться: вам для коллекционирования, или для использования по назначению. Если для первого - то данный форум и даже раздел вам едва ли подойдёт для таких вопросов - с таким лучше обращаться на Полигон призраков - Главная страница.


    Первое, что важно понимать: звуковые карты под шину ISA - это не Утраченные Технологии Древних, Которые Звучат Лучше Нынешних: между собой все карты (которые условно можно разделить на поддерживающие либо только 8-битный, либо 8-битный и 16-битный звук - где последний звучит ближе к современным стандартам) звучат совершенно одинаково в части воспроизведения заранее записанных звуковых сэмплов. Разница, главным образом, в том, какие из них будут шипеть меньше, а какие больше: никакого "тёплого, лампового звука", который бы проявлялся при прослушивании привычных .mp3-шек здесь, поверьте, не водится.

    Существуют и профессиональные звуковые карты под данную шину - у которых с сигнал/шумом дела намного лучше, но, по злой иронии, для задействования их с целью вывода звука в старых играх подходят они куда меньше (по причине отсутствия или никудышной поддержки стандартов вывода музыки в них, к примеру - но об этом чуть позже).

    Чем ценятся "непрофессиональные" (далее я буду иметь в виду только их) ISA-шные звуковые карты в наше время - это совместимостью с компьютерными играми, разработанными для операционной системы MS-DOS. Дело в том, что игры, написанные для Windows 95 и всех последующих ОС семейства Windows, имеют возможность "общаться" с железом через стандартизированные API (DirectX) посредством Windows-совместимого драйвера - и именно поэтому до сих пор исправно выдают звук даже на ультрасовременных ПК (в случаях, когда вообще способны запуститься - ведь несовместимость бывает и на уровне видеокарт, ядра ОС, разрядности процессора и многих других). MS-DOS же предоставлял софту прямой доступ к физическому железу, без прослойки в виде API, являющейся частью операционки: звуковые движки игр обладали собственной поддержкой стандартов (их было множество - чуть ли не для поддержки звуковых карт каждого отдельного производителя), и "звонили" поддерживаемой звуковой карте напрямую через выделенные для неё на уровне BIOS сигнальные линии (IRQ и DMA).

    Поддерживаемые DOS-играми стандарты можно разделить на два вида: вывод цифрового звука в виде сэмплов (те самые звуки выстрелов в шутерах, записанная живыми актёрами речь персонажей в квестах и т.д.), и воспроизведение музыки.

    С цифровым звуком всё более-менее просто: вовремя занявшая рынок компания Creative Technology предложила вместе со своими первыми звуковыми картами одноимённый стандарт для его вывода - Sound Blaster, который охотно стали внедрять в играх начиная примерно с 1990-го года. Сами же звуковые карты семейства Sound Blaster, несмотря на свою активную эволюцию (8-битный звук Mono > 8-битный звук Stereo > 16-битный звук Stereo и т.д.), обладали отличной обратной совместимостью: абсолютное большинство игр, имеющих на борту SB-совместимый звуковой движок, будут исправно выдавать звук даже на последних ISA-картах от Creative - в том числе самые первые и знакомые лишь с 8-bit Mono. Почему "отличной" а не "безупречной"? К сожалению, в некоторых играх SB16 ведёт себя не вполне корректно: стерео-музыка в Disney's Aladdin (1994) на SB16-AWE32-AWE64, например, воспроизводится лишь в Mono; также небольшой список имеется тут. Несовместимых с той или иной звуковой картой игр, как это часто бывает (напомню, что по-настоящему идеальной звуковухи для всего и сразу просто не существует в природе), набирается на первый взгляд немного - но для кого-то уже достаточно, чтобы не строить иллюзий и добавить отдельную карту (в одном ПК можно использовать несколько ISA-звуковух: достаточно зарезервировать для них разные IRQ, DMA и порты - и можно в настройках разных играх выбирать ту или иную без какого-либо их переключения на уровне операционки) для полноценной поддержки 8-битного стандарта Sound Blaster PRO.

    Стоит отметить, что у Creative было несколько конкурентов, которым также удалось добраться до разработчиков игр и договориться о внедрении поддержки своих продуктов в звуковых движках (например, Pro Audio Spectrum / Pro Audio Spectrum 16), но игр, где бы встречалась их поддержка - несоизмеримо меньше, чем таковых с поддержкой Sound Blaster и производных. А таких, где бы встречалась поддержка стандарта конкурентов, но не было бы поддержки Sound Blaster - и вовсе, скорее всего, не существует (разве что в демках можно такое встретить).

    Музыка же - отдельная обширная тема, по которой я пройдусь лишь вкратце.

    Первой звуковой картой для домашних компьютеров, которая аналогично появившемуся позже SB быстро обернулась стандартом в играх, стала AdLib Music Synthesizer Card - или просто "AdLib". Она использовала FM-синтез (частотно-волновой, как в синтезаторах 80-х), который звучит так:



    Использовалась она в первых играх с её поддержкой в основном для для проигрывания музыки, в то время, как звуки геймплея делегировались PC-speaker'у - но не была редкостью и реализация с помощью неё незатейливых звуковых эффектов вместо привычной корпусной пиликалки. Этот стандарт прожил на рынке потрясающе долго - не в последнюю очередь благодаря тому, что её основной чип YM3812 производства Yamaha (а точнее, его следующая итерация - чип YMF262, также известный как "OPL3") вскоре появился и на картах Sound Blaster от Creative... что и погубило саму фирму AdLib, которая не смогла вовремя предложить конкурентоспособный продукт, совмещающий как FM-музыку, так и вывод цифрового сэмплированного звука; есть, кстати, целая история о том, как этого намеренно добивалась Creative, затягивая процесс лицензирования чипа).

    AdLib Gold вышла поздно, стоила дорого, умела мало и, хоть поддержка её стандарта и добралась до многих игр - издатели которых не подозревали о предстоящем банкротстве бренда, подарившего компьютерам доступный звук - практического интереса эти звуковые карты не представляют и по сей день.

    Примерно в то же время другой звукоориентированный концерн, Roland Corporation, выпустил изделие под названием MT-32: внешний модуль, подключавшийся к собственной интерфейсной ISA-карте MPU-401, и одновременно новый стандарт музыки в играх: воспроизведение заранее записанных сэмплов музыкальных инструментов с применением множества эффектов. Пример звучания:



    Почему же он, с таким-то звуком, в одночасье не смёл AdLib с Sound Blaster'ом и их неказистым FM-синтезом с рынка аудио для домашних ПК? А потому, что стоил в три раза дороже! Тем не менее, его поддержка в играх актуальных годов представлена отлично, а сам модуль от Roland заложил кирпич в дальнейшее развитие MIDI-музыки на ПК.

    В начале девяностых вышел их следующий продукт - Roland Sound Canvas / SC-55: аналогичный предыдущему внешний MIDI модуль, являющийся уже не диковинным проприетарным стандартом, а частью другого - "большого" стандарта General MIDI; он также подключается к карте MPU-401, но её функционал позднее был реализован на большинстве коммерческих звуковых карт - так что оригинальную железку от Roland нынче искать совершенно необязательно. А звучит он вот как:



    General MIDI подразумевает аналогичную предыдущей итерации схему с воспроизведением заранее записанных сэмплов, повторяющих "живые" инструменты, по нотам: игра передаёт ноты и прочие директивы - вроде продолжительности звучания, реверберации и т.д. - на MIDI-модуль (сейчас мы говорим о Roland Sound Canvas, но это же касается и всех прочих GM-модулей), а тот воспроизводит их исходя из своего банка сэмплов: тут пианино, здесь флейта, там ударные, и так далее.

    В результате появления других звуковых модулей от конкурентов - в том числе в виде дочерних плат под стандартную 26-штырьковую Wavetable-гребёнку, введённую в обиход благодаря устройству Wave Blaster от Creative, - музыка в DOS-играх продолжительное время имела следующий вид: выбираем в настройках игры (чаще всего это .EXE-файл вида "SETSOUND.EXE") General MIDI / MPU-401 / Roland SC-55 / Roland Sound Canvas, и надеемся, что наш MIDI-модуль или дочерняя карта обладает сбалансированным банком музыкальных инструментов, и музыка не будет звучать аляповато.

    Главное преимущество, и одновременно главная проблема стандарта General MIDI в играх - это как раз многообразие модулей и банков инструментов: действительно сбалансированных - с которыми каждая мелодия звучит "правильно" - в действительности не так уж много: это, как минимум, Roland Sound Canvas / SC-55 / SCB-55 (всё тот же банк инструментов, но в виде дочерней платы с 26-пиновым разъёмом) - на котором и создавалась музыка в большинстве таких игр (доподлинно известно о Doom 1-2 и Duke Nukem 3D), и серия MIDI-модулей от Yamaha (популярная дочерняя плата Yamaha DB50XG и её лицензированный клон NEC XR385, а также внешние модули серии "MU"). Даже набортный банк Creative Waveblaster, ставший потом отличительной частью SB16-совместимых карт AWE32 и AWE64, часто выдаёт неуклюжие и неподходящие сэмплы:



    Предлагаю сразу сравнить с удачным, на мой взгляд, модулем:



    Другие производители, ориентированные на рынок профессиональной MIDI-музыки тех лет - или, наоборот, совсем бюджетные решения для домашних пользователей ПК - это... менее универсальные сэмплы, скажем так. Они могут звучать отлично в тех MIDI-композициях, которые создавали специально под них, но в играх результат может варьироваться непредсказуемым образом:



    Таким образом - это огромный простор для экспериментов и возможность иметь несколько звуковых карт с набортными либо подключаемыми MIDI-модулями, которые будут ИДЕАЛЬНО звучать той или иной игре, под которую они специально подбирались - но чтобы модуль звучал действительно хорошо в абсолютном большинстве случаев, смело рекомендовать можно только эти два (от Roland и Yamaha). Кстати, некоторые карты - в частности Creative Sound Blaster AWE32 и AWE64 - позволяют загружать в свою память другие банки сэмплированных инструментов в виде файлов .SF2, которые можно скачивать из интернета - что равносильно временной замене набортного набора сэмплов.

    Следом за MIDI разработчики игр перешли на трекерный формат (сэмплы входят в состав самой игры, что звучит иной раз качественнее, чем MIDI, но требует чуть больше процессорного времени и места на жёстком диске) и аудио-треки на компакт-дисках (потенциально неограниченное качество музыки, не требующее процессорного времени, но требующее наличие CD-ROM'а - в девяностых они, напомню, стоили недёшево), но форматы FM/Adib/OPL3 и General MIDI оставались в сетапах множества DOS-игр до самого заката операционки и окончательной миграции пользователей на Windows.


    Кстати, успех Creative в освоении ниши компьютерного звука не обошли вниманием другие фирмы, занимающиеся производством электроники - и очень скоро в продаже появилось множество карт-клонов, которые повторяли функционал настоящих Sound Blaster'ов, но вносили собственные изменения: кто-то экономил на лицензии Yamaha и применял аналог FM-чипа, звучащий иной раз намного хуже оригинала:



    У кого-то получалось лучше - например, у фирмы ESS (пример звучания её FM-чипа на карте ES1868F как раз идёт следом за Crystal'овским на этом ролике). Не только производители клонов, но и сама Creative в поздних звуковых картах - включая лелеемую сороками-коллекционерами AWE64 Gold - применяла средней паршивости аналог под маркой CQM:



    Впрочем, ни те, ни другие не гнушались распаивать и оригинальный YMF262 / OPL3, иногда просто перемаркированный - в зависимости от моделей. Поэтому если вам важен прямо аутентичный звук FM-синтеза - вполне реально подобрать модель от Creative или другой фирмы именно с ним на борту. Но мне лично подходит и ESS'овский вариант.
    --- добавлено 23 июл 2022, предыдущее сообщение размещено: 23 июл 2022 ---
    На главный вопрос "какую же звуковую карту для DOS-приложений выбрать?" я постараюсь ответить в другом сообщении, уже не сегодня.
     
    Последнее редактирование: 23 июл 2022
    Yuriy_X, Колючий, radical1010 и 2 другим нравится это.
  15. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.370
    Меня всегда удивляло использование трека E1M1 в качестве примера звучания музыки. Неужели ничего более подходящего нельзя было найти?
     
  16. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.414
    Причины 2.
    1. Трек тем больше подходит для сравнения, чем больше он наслушан сравнивающим человеком.
    2. Это ж Doom! :)

    ЗЫ. Статься вышла, а не пост. Причём достаточно информативная для ответа на вопрос "нафига оно надо ретроковыряльщикам?"
     
  17. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.710
    У меня другие две причины:
    1. С треком знакомо огромное число людей, в том числе некоторые с детства.
    2. В треке не используются какие-то извращения, которые может переварить эксклюзивно только тот самый SC-55, на котором его создали. Это вам не Descent какой-нибудь)
     
  18. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.370
    Почему не E2M3, например? Там на 0:40 очень хорошо слышно, когда лажают ударные, например.

    По мне, так вот это больше подходит для обзоров карт



    А обзорщики практически никогда его не используют, обычно запускают Doom, Duke3d, Monkey Island.
     
  19. Gravis Ultrasound

    Gravis Ultrasound

    Регистрация:
    19 июл 2022
    Сообщения:
    31
    Revolter спасибо огромное за статью .
    --- добавлено 24 июл 2022, предыдущее сообщение размещено: 24 июл 2022 ---
    а с пинаклем , что не так ? Черепах все советуют и уважают.
     
  20. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    черепаха черепахе рознь. Я вам выше писал про профессиональные карты для студий, так вот это она из них, и игры она не поддерживает.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление