1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    Hexen 2, видимо, один из последних. На первопне с VooDoo вполне нормально бегает.
    Насчет звуковух повторюсь: первопень, что-нибудь вроде 233MMX с 64-128мб ОЗУ. Для ДОСа и немногочисленных Win игр с MIDI. Туда ISA звук по максимуму - всякие дочки, гусей-мусей и т.п.
    Для Win игр 97-2000гг, имеющих проблемы с XP, третьепень на ~1ггц, 512мб ОЗУ, пара вуд в SLI и 3-4 Gforce Ti в качестве основной видеокарты. MIDI в этих играх по-моему практически не встречается. Но можно, если есть желание, поискать для этой машины например SW1000XG
     
    Последнее редактирование: 19 июн 2013
    SergMolothNail и Vardok нравится это.
  4. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Пробовал) Нашел лишь ссылку на продажу у aleksej. Видел обзор на ixbt
    http://m.ixbt.com/articles/9843.shtml
    Там пишут:
    "Они также решили встроить в дочернюю карту один из лучших Roland'овских наборов инструментов. C 4 Мб на борту и 64 голосами, Dream64 — дочерняя карта волнового синтеза" - неужто можно будет как Роланд играть?
    Опять возникает тот же вопрос как и с DB50XG - как направить звук на дочку в LucasArt-овских квестах)))
    Короче, надо в отпуск и тестить тестить и тестить)))

    Geryon, тогда проще называть это дело MIDI-саундтреки))

    Vit Skystranger,
    Получается крайний год - 1997. Тогда да, - 233ммх должно хватить.
    А первый кваке и диабло? Они записанную музыку играли уже? Или миди? Что-то позабыл.
     
  5. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Quake - CD Audio
    Diablo - PCM audio (городская музыка - 22 khz stereo, остальные - 22 khz mono)

    Кстати, именно сейчас продается Yamaha SW1000XG. Но будет недешево, особенно учитывая коробочную поставку.

    Кто-нибудь в курсе, чем отличаются представленные в pc-1.ru карты:

    Aureal SQ2200 Vortex-2 AU8830
    Aureal SQ2500 Vortex-2 AU8830
    Turtle Beach Aureal Vortex-2 AU8830
    Diamond Monster Sound M80
    Diamond Monster Sound Gold
    Diamond Monster Sound MX300
    Diamond Monster Sound MX400

    Последняя вроде бы на чипсете ESS Canyon 3D, она поддерживает A3D вообще?

    Update: Кое-в-чем разобрался.

    Diamond MX200, она же Gold - предшественница MX300, поставлялась с 4Мб дочкой (набор патчей лицензирован у Roland, но неясно, тот ли это 4 Мб набор, что используется в SC-55/SCC-1/SCB-55); поддерживает A3D только версии 1.0

    Diamond M80 - удешевленная версия MX200 без квадрофонического звука и с 1Мб дочкой, к тому же некоторые дочки еще и глючили

    Diamond MX300 - на чипсете Aureal SQ2200, поддерживает A3D 1.0 и 2.0

    Turtle Beach Montego II - на чипсете Aureal SQ2200, по функционалу почти Diamond MX300 - за вычетом квадрозвука.

    Aureal SQ2500 - более поздний чип, чем SQ2200. Поддерживает A3D 1.0, 2.0 и 3.0. Нагрузка на процессор меньше, но аналоговый тракт более шумный. Хотя вот тут говорится, что карты не шумные. Как правило, на картах имеется либо коаксиальный, либо оптический S/PDIF выход.

    Diamond MX400 - на чипсете ESS Canyon3D, поддерживает интересную технологию объемного звука Sensaura, которую мало какие игры использовали. C A3D работает глючно.
     
    Последнее редактирование: 19 июн 2013
    SergMolothNail и Vardok нравится это.
  6. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Спасибо. Но мне без надобности. Все таки DB50XG до меня наконец доехала - 3 месяца ехала. Учитывая, что DB50XG имела не такую широкую поддержку у игроделов, то думаю SW1000XG мне вообще никак не пригодится.

    Вот ее мне друг там и купил. Теперь жду, когда он в отпуск поедет - не терпится дочку проверить. Весь в предвкушении "типа-Роланд"-инструментов)))
    Интересно, а с другими картами эта дочка будет работать? и как она звучит? У меня есть Turtle Beach Montego II, уж он по аппаратным возможностям звука должен быть покручен Gold'a. У нее есть разъем под дочку. Подцепить ее и на тебе и ЕАХ и А3Д и роландовский банк.
     
  7. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Дочка самая обыкновенная, так что должна работать с другими картами. Насчет "как играет" - не знаю; возможно, aleksej помнит? Он в принципе мог сравнить звучание с Roland SCC-1.
     
    SergMolothNail и Vardok нравится это.
  8. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    А если вдруг повезет, и там в самом деле тот же набор что и в Роланде. Можно ли ожидать того же звучания?
    http://youtu.be/a324ykKV-7Y?t=1m54s

    ---------- Сообщение добавлено в 18:37 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:32 ----------

    Не. он говорит, она ему глючная попалась - какофония и мешанина из инструментов играла. Так и не получилось у него ее "заиграть".
     
  9. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Вот здесь на вогонсах наш общий пещерный друг говорит, что Diamond Monster Dream 4Mb дочка - одна из лучших:

    Подождем его, наверняка он сможет сказать, отличается ли звук от SCB-55.
     
    SergMolothNail и Vardok нравится это.
  10. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    SergMolothNail и Vardok нравится это.
  11. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    А вот и нет, LA synthesis использован в более старой линейке MT-32/CM-32L/LAPC-I, а дочерняя карта SCB-55 - это уже семейство Sound Canvas, sample-based технология.
     
    Vardok и Goblinit нравится это.
  12. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    Сдается мне, эта дочка аналог канкуна. Тот же Dream, тот же судя по всему 4 мб банк от роланда, только этикетка другая.
    Я, кстати, в тот магазин ездил за этой картой, но их не было, похоже кто-то из продавцов ими на молотке по конским ценам барыжит. Взял вместо нее M80 c 2 мб. дочкой, да так пока и не включал. Многого от дочки не жду, скорее всего будет что-то унылое типа Pt-202. Теперь, смотрю, снова эти карты у них на сайте появились, но ехать покупать как-то лениво.
    А вот Mx400 интересна. У нее драйвера для XP есть? А Sensaura это, кажется, такая штука, которая включается в драйверах и распространяется на весь звук - игры, музыку и т.п.
     
    Vardok нравится это.
  13. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    А этот канкун умел играть роланд как роланд?

    ---------- Сообщение добавлено в 00:03 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:02 ----------

    Так оно и есть. достаточно цены на вуду посмотреть на сайте и на молотке.
     
  14. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Похоже, что нет.
     
  15. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    Не знаю, у меня его никогда не было, но в сети наверняка есть образцы звучания.
    Кстати, на сайте http://wavetable.web.fc2.com/ TurtleBeach CancunFX упоминается вместе с Diamond Multimedia MonsterMIDI. Написано правда иероглифами, но, повторюсь, судя по всему это одно и то же.
     
  16. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Скачав сравнительные записи авторства вогонца gerwin, можно убедиться в том, что Cancun FX и SC-55 звучат по-разному.
     
    SergMolothNail и Vardok нравится это.
  17. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    SergMolothNail нравится это.
  18. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Ничего общего с DB50XG :(
     
    SergMolothNail нравится это.
  19. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Да. Ямаха тут выше всяких похвал!
     
  20. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Разобрал свой десктоп - CT4170
    Вот такая:
    http://comp-muzei.ucoz.ru/blog/sreative_sound_blaster_ct4170/2011-10-31-46
     
  21. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Это, наверное, самый неудачный вариант на чипсете Vibra 16 XV. Для проигрывания OPL3 используется CQM-синтез (как в AWE64), некачественно воспроизводящий высокие частоты. Вот сравнительное видео нескольких карт.
     
    Последнее редактирование: 23 июн 2013
    SergMolothNail и Vardok нравится это.
  22. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Geryon, спасибо. Значит в утиль или на продажу.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление