1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    А я кстати тут тему про звук подниму. Мне так не ответили в другой, может тут на глаза попадется людям.
    Как правильно снять звук со звуковой карты ?

    Вопрос кажется с виду простой, но сразу возникают другие под вопросы.

    С каким уровнем громкости писать ? Есть у нас регулировка громкости физическая, а потом уже пошли регулировки программные.
    На какой частотой дискретизации писать ?
    Нужно ли потом делать нормализации записи ?
    В общем кто даст дельные советы ?
     
  4. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    нет, если тебе надо аутентичность.
    с частотой дискретизации выводимого на карту звука, разумеется.
    а это зависит от того чем ты писать будешь.
     
  5. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Писать я буду другой звуковой картой. Motu.



    Почему не сделать больше чем у карты ?
     
  6. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.451
    Особого смысла не имеет. Лучше по идее не станет. И если "больше" будет не кратно оригинальной частоте, то будут некоторые искажения. Понятия не имею, слышны ли они будут на слух.
     
  7. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Я не профи в звуке, а до профи не могу достучатся.

    Искажение будет в любом случаи, так как писать будем аналог.
    Вопрос имеет ли смысл записать все в 96 , а потом субдискретизировать до 48/44 ?

    Так как -

    Чем выше частота дискретизации, тем более широкий спектр сигнала может быть представлен в дискретном сигнале. Как следует из теоремы Котельникова, для того, чтобы однозначно восстановить исходный сигнал, частота дискретизации должна более чем в два раза превышать наибольшую частоту в спектре сигнала.

    Далее возникает вопрос по например картам adlib ;) и creative sound system как их писать ?
     
  8. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Возможно.
    Однозначный ответ может дать только прослушивание.
    Аутентичность кончается уже при записи.
     
  9. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Ну все верно, это примерно как винил оцифровать.
     
  10. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    звиняй, забываю ставить кавычки периодически, ведь цель подобных записей в целом - показать "оригинальное" и "неповторимое" звучание железки. Притом, по идее, не той на которую производится запись. При этом разумеется то что на входе не равно тому, что на выходе и уже совсем не равно тому что мы слышали после записи, потому что дешёвые колонки не равны дорогим, золотые кабеля не равны медным, а записывающая звуковуха, какой бы крутой она не была - не равна ни колонкам ни первой звуковухе. А в свою очередь первая звуковуха не равна такой же из одной партии с ней, не говоря про другой выпуск. И это не говоря о том, что у всех ухи разные и восприятие ! Ужос же !

    И вот зачем каждый раз такое разжёвывать вместо слова "аутентично", понятного всем в контексте беседы ?

    @tuliss, как не запиши - получится совсем, ну совсем не то... :D Кончай страдать аудиофилией.
     
  11. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Да уж совсем не то :)

    Страдать не закончу, у меня тут пунктики.
     
  12. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Да какая аудиофилия, наконец нашёлся ещё один человек, готовый записать и сохранить для истории, для сравнения. Это же прекрасно!
     
  13. Catsky

    Catsky

    Регистрация:
    27 авг 2012
    Сообщения:
    130
    @tuliss, из теоремы Котельникова следует, что больше 44100 Гц частота не нужна, ибо ухо перестает слышать в районе 20000 Гц. Есть там, правда, несколько тонкостей, но для себя я вывел следующее правило - цифровать с частотой выше 44100 Гц только в случае, если планирую потом с этим материалом активно работать. В противном случае - это бесполезная трата места на харде. Нормализовать ничего, скорее всего, не нужно, ибо синт из 80-х вряд ли обладает большим динамическим диапазоном, да и не кошерно это - давать алгоритму за тебя решать где какую громкость ставить. Уровень записи должен быть около 80-90% на входном тракте при пиковой громкости источника. Громкость же источника, если она регулируется, выставляется из соображений его наилучшего звучания (бывает такое, что при откручивании на максимум выходной тракт начинает вносить искажения, а бывает, что фоном идет шум одной и той же громкости и, чем больше усиливает усилитель, тем чище звук). Все умозаключения из личного опыта. Как-то так.
     
    Bato-San нравится это.
  14. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Нормализация тут при чём? Это просто приведение громкости к определённому уровню.
    Хватит уже цепляться к каждой мелочи.
     
  15. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Еще раз,записать выше чем 44100 для того, что бы потом преобразовать в 44100. Да , на этого хватает за глаза и за уши. Я бы сказал больше, что на хорошей акустики слушать записи выше 48 становится неприятно. Но вот запись надо сделать в 98 , чтобы нормально привести к 44. Про громкость сложно. Например есть игры где просто трудно угадать пики. Да и на 80-90 процентов на глаз выставлять сложно. В общем я так понял надо сесть и пробовать :) Тут все примерно теоретики как и я.
     
  16. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    @tuliss, а звукозапись штука вообще такая, одной теорией не обойдёшься, нужна практика.
     
  17. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    нет. Но кому тут важно, что говорят практики ?
     
  18. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Ты извини, но от тебя я предложений не увидел.
     
  19. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @tuliss, в теме про 8" дискету ты тоже "не увидел", что я написал. Какой смысл повторять по 100500 раз, раз ты тему не читаешь ?

    Советы по этому вопросу я давал ещё @Geryon и в той теме их более чем от всех форумчан.
     
    Последнее редактирование: 10 ноя 2015
  20. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Уидел, но тут нет ответа на вопрос в той теме. Собсвтенно я не увидел ответа на свои вопросы тут.



    Ну дай ссылку, в чем проблема ?
     
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Хотел сказать в 88? Чтобы нормально привести к 48, надо делать в 96, а чтобы нормально привести к 44, надо делать в 88. Некратная передискретизация неизбежно привнесёт лишний цифровой шум.
     
    Bato-San нравится это.
  22. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    лолололо. Ну коли такой "игнор" - повторять не буду.
    ну поищи (хотя в моём сообщении всё есть) - в чём проблема, что за барство такое ? Объяснять мне что ты "занятой", а мне типа "просто лень" - не надо. Труд облагораживает. А если "не найдёшь" или "это не то" - стало быть снова лолололо. :)

    @LANRUS, мы тут все "теоретики" он нам не верит. До него никто из отписавшихся звук не писал...:facepalm: Джона на него нет.
     
    Последнее редактирование: 10 ноя 2015
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление