1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,8%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну и что ж, что не стандарт? Что, нельзя? X-Fi умеет 88, например. И супер-пупер M-Audio, которой он пользуется, думаю, тоже умеет.
     
  4. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.253
    @tuliss, https://people.xiph.org/~xiphmont/demo/neil-young.html - вот тут есть кое-что.
    А вообще, господа, вы весьма превратно понимаете теорему Котельникова/Найквиста-Шэннона. У вас там где-то в середине находится аналоговый сигнал, ограниченный некой частотой (которая зависит, в конечном итоге, от аналоговых фильтров после DAC'а в ваших старинных звуковухах, например). Частота Найквиста должна быть несколько выше именно вот этой частоты, а не какой-то другой, которая присутствует там где-то внутрях по тракту.
    --- добавлено 11 ноя 2015, предыдущее сообщение размещено: 11 ноя 2015 ---
    Edited to признаться в том, что неправильно понял, какую частоту называют частотой Найквиста.
     
  5. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
  6. Catsky

    Catsky

    Регистрация:
    27 авг 2012
    Сообщения:
    130
    @easy_john, если бы я эти синты писал, то, возможно, заморочился бы на их выходной частоте,хотя вряд ли, ибо аудиофилия - не мое. Я практик и мои (неидеальные, разумеется) уши говорят мне, что один хрен получается. Да, бывают всякие зеркальные частоты, неидеальность фильтров, о которых тут упомянули, но это все крайне редкие явления в силу того, что редко кто наслаждается звуками от 15 до 20 КГц, где все эти эффекты более-менее проявляются. А по существу я так и не понял, если честно. Вы уж извините. Что я хватаю в 44, что через 10 минут даунсэмплю до 44 - это почти одно и то же. А "почти" потому что производя дискретизацию два раза, вместо одного, ты создаешь еще одну лесенку, пусть даже очень частую, что только добавляет шум квантования. Имхо, это лишний шаг.
     
    Bato-San нравится это.
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    У меня остаются исходники. mp3 - это только для веба.
     
  8. Catsky

    Catsky

    Регистрация:
    27 авг 2012
    Сообщения:
    130
    @easy_john, в таком случае это имеет смысл, хотя мы говорили не про формат, а частоту дискретизации.
    --- добавлено 13 ноя 2015, предыдущее сообщение размещено: 13 ноя 2015 ---
    В прошлый раз забыл ответить - динамический диапазон это битность, но никак не частота дискретизации.
     
  9. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    да какой уж там смысл то, если основная цель всей бодяги выложить именно в веб наиболее близкое к оригинальному звучание карты ?
    ТОгда уж можно и на телефон записать.
     
  10. Newbilius Программуль

    Newbilius

    Регистрация:
    24 авг 2007
    Сообщения:
    4.602
    Случайно наткнулся на этот пост и задумался: а собственно... как? В Doom ведь нет прямой поддержки Covox/Disney Sound Source. А найденный Virtual Sound Blaster не поддерживает защищенный режим.

    Хотя может быть речь шла о том, что бы внешним проигрывателем воспроизвести MIDI Doom'овское - тогда ок, всё понятно, так MIDI можно и на спикере воспроизвести. Но вдруг речь всё-таки шла о чем то ином?
     
  11. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Nubilius, скорее всего дело было так:
    http://gruzdoff.ru/wiki/Covox
     
    Newbilius нравится это.
  12. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    А я вспомнил драйвер спикера для win95 и ega монитора. Вот времена то были :) И работал же я как-то !!!
     
  13. Newbilius Программуль

    Newbilius

    Регистрация:
    24 авг 2007
    Сообщения:
    4.602
    Кстати, раз уж тема про звуковые карты - у меня есть вопрос про этот самый Covox.
    В русской Википедии про него написано: "Игры, поддерживающие Disney Sound Source, должны без проблем работать с простыми вариантами Covox, однако не каждая программа для простого Covox может работать с Disney Sound Source."

    Но по факту на реальной машинке игрушки выдают ошибку "Could not detect Sound Source".
    Хотя игры, умеющие работать именно с Covox'ом - работают.

    Может в фразе ошибка и текст должен быть прямо противоположный? Так же интересно, что в английской википедии я такой фразы не нашел вообще.
     
  14. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Nubilius,
    у него есть возможность автодетекта, как явствует из текста. То есть игра его может найти и оприходовать. Понятно, что если нет детекта, а игра именно им и пользуется - она ничего не найдёт и пошлёт в лес, вместо того, что бы просто играть в наличный обычный ковокс. Для обхода этой проблемы есть программа Covoxer.
     
    Goblinit и Newbilius нравится это.
  15. Newbilius Программуль

    Newbilius

    Регистрация:
    24 авг 2007
    Сообщения:
    4.602
    Некий Covoxer я находил, но он поддерживал менее десятка конкретных игр.

    Ещё встретил утилиту idcovox для игр от id Software (с которой у меня Wolf3D сорвался с петель и стал работать с нереальной скоростью) и утилиту SoundBlaster emulator, которая утверждает, что не совместима с менеджером памяти (у меня был загружен HIMEM.SYS от 95й винды) и потребовала QEMM 7.0+. Но там я пока ещё не читал документацию, наверное чего-нибудь пропустил.
     
  16. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Nubilius, ну в принципе, под виндовс можно исхитриться и сделать эмуляцию SB в ковокс. Вот не помню было чего такое или нет. В принципе тогда можно запускать в консоли игры досовские.
     
  17. tuliss

    tuliss

    Регистрация:
    24 фев 2014
    Сообщения:
    5.975
    Если будишь делать обзор на covox, вот тебе драйвер для win 9x

    http://old-dos.ru/index.php?page=files&mode=files&do=show&id=628
     
  18. Newbilius Программуль

    Newbilius

    Регистрация:
    24 авг 2007
    Сообщения:
    4.602
    Ну ёлки-палки...
    Попробовал скачанные из разных мест Virtual Sound Blaster. И оно даже в принципе работает! Но эта утилита, исходя из read.me-шника же не поддерживает "EMM386, ZEMM386, 386MAX etc". Единственное, с чем вроде как дружит - "QEMM v7.0+". Но я попробовал пару версий QEMM - и нифига, с каждой из них Virtual Sound Blaster либо намертво вешается, либо выдаёт ошибку. Уже была мысль, что это из-за того, что я гружусь в DOS из под-винды, воткнул другой винт, с DOS 6.22. И никакой разницы не обнаружил.

    20160109000455.png

    Ага, щупал его. Вопреки описанию, под Win95 он у меня тоже работал в монопольном режиме) Но ведь работал таки!
     
  19. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    попробуй с 5.
     
  20. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.079
    В таком разе можно теоретически использовать VDMSound for Windows 9x. У меня этот эмулятор, в целом, кое-как работал (с какой-то аудиоплатой дискретной).
    --- добавлено 8 янв 2016, предыдущее сообщение размещено: 8 янв 2016 ---
    И еще было Remus, универсальный эмулятор разных аудиокарт платформы DOS. Поддерживает и эмулирует (как было заявлено) AWE-32, Adlib, D/A Converter, GUS, PC Speaker, Sound Blaster и Stereo-on-1 (Covox).
    http://thor.hu/?download_view16_8880_Remus_v0.04e_-_Protected_mode_sound

    темка на вогонзах (там и драйвер "поновее")
    http://www.vogons.org/viewtopic.php?t=15249

    http://cd.textfiles.com/darkdomain/programs/dos/emulators/remus04g.zip
     
    Последнее редактирование: 8 янв 2016
  21. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    @Tigoro, нам надо не просто эмулировать. а от "тех времён".
     
  22. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.079
    драйверы тоже от тех времен, VSB-то мучаете )
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление